Александр Суворов: афоризмы, цитаты, высказывания. Цитаты великих полководцев: высказывания о долге, чести, власти

Hier und da werden Ausdrücke der Bolschewiki sein.

Никогда не сдавайся. От опущенных коленей, положение только ухудшится. Ты родился, а значит, - принял бой с миром. Никаких соглашений с Хельхеймом! Победа или Вальхалла - третьего не дано.

1. Ihr Ziel - der Wunsch zu gewinnen . Твоя цель - стремление к победе .
2. Ihr Weg - Gleichgewichtstraining . Твой путь - упорная тренировка .
3. Ihre Blutsbande - Kampf Bruderschaft . Твои кровные узы - боевое братство .
4. Ihr Erfolg - ist der Erfolg der Mannschaft . Твой успех - это успех команды .
5. Im Kampf hart sein, aber edel . В бою будь жесток, но благороден .
6. Ihre Grundregel - eiserne Disziplin . Твое главное правило - железная дисциплина .
7. Ihre Regel - als interne Disziplin Richter . Твое правило - дисциплина как внутренний судья .
8. Disziplin - die bedingungslose Unterwerfung unter den Kommandanten . Дисциплина - безоговорочное подчинение командиру .
9. Drücken Sie nicht Ihr Glück - in die Niederlage zum Sieg verwandeln . Не испытывай судьбу - превратишь победу в поражение .
10. Nicht scheuen aus eine Entscheidung . Не уклоняйся от принятия решения .
11. Legen Sie nicht die Verantwortung auf den Schultern der Gefährten . Не перекладывай ответственность на плечи Соратников .
12. Denken Sie daran, der Gewinner ist immer bescheiden. Помни, победитель всегда скромен .
13. Nach dem Verlust, nicht für leere Ausreden zu begleichen . Проиграв, не занимайся пустыми оправданиями .
14. Denken Sie daran, den Hauptgrund für die Niederlage in Ihnen . Помни, главная причина поражения в тебе самом .
15. Sei ein Ritter, wie es sich verhalten, im Kampf und im Leben . Будь рыцарем, веди себя так, как подобает в бою и в жизни .


Александр Васильевич Суворов : « Богатыри! Неприятель от вас дрожит. Да есть неприятель больше и богадельни: проклятая немогузнайка, намека, догадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, бестолковка, кличка, что бестолково и выговаривать: хрой, прикак, афох, вайрках рок, ад. Прочее и прочее. Стыдно сказать! От немогузнайки много, много беды ».

Борис Алексеевич Смысловский : «Пусть не говорят пацифисты об ужасах огневой войны. Каждый профессиональный воин знает и другую сторону боя. Знает его красоту и величие. Величие любви, кто душу свою пологает за други своя - за идею, за жизнь своей нации и за государственную и историческую славу.
Воин знает жгучую красоту, выходящую за сферу линии трансцендентального бинома добра и зла.
Красоту напряжения до отказа психических сил, когда ритм человеческого сердца сливается с дыханием природы, когда все чувства обострены до предельной, болезненной крайности, когда между небом и землей рушатся все границы видимого и не видимого, и воин идя в бой, душою осязает то, что до сих пор было недоступно его физическим чувствам.
Воин переходит границы индивидуального и растворяется в сферах сверхчеловеческого долга
».

Карл фон Клаузевиц : « Ни один полководец не может сразу дать армии привычку к войне, а учения мирного времени являются лишь слабой заменой войны (боевых действий). Слабой по сравнению с настоящим военным испытанием.
Очень важно, чтобы военному, в каком бы чине он ни был, не пришлось столкнуться на войне с теми трудностями, которые, увиденные впервые, потрясают и приводят в недоумение.
Если же человек называющий себя военным, прежде сталкивался с подобным хотя бы раз, он уже на половину знаком с ними. Это относится даже к физической усталости. Для того, чтобы к ней привыкнуть нужно тренировать ум не меньше, чем тело.
На войне молодой боец склонен считать требуемое от него напряжение сил следствием ошибок и затруднением руководства и впадает из за этого в уныние. Этого не случится, если он готов к этому заранее благодаря тренировкам в мирное время.

Поэтому государство, которое давно пребывает в состоянии мира, всегда стремится заполучить офицеров, которые служили на различных театрах военных действий, или послать туда своих офицеров, чтобы они могли поучиться искусству ведения войны ».

Денис Васильевич Давыдов : « Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-ни- будь подымется ».

Крон-Принц Прусский Евгений : « Непрерывно размышляйте о своей военной профессии. О своих собственных действиях. О действиях выдающихся полководцев. Такие размышления - единственное средство для приобретения той быстроты соображения, которая помогает сразу же схватывать и обдумывать все, что можно предпринять в данной обстановке ».

Цитаты из разных произведений Бориса Алекссевича Смысловского .

1. «Для нас намного хуже, когда бывшие военные, в полном смысле этого слова забывшие не только азбуку военного дела, но и сам дух его, пробуют создавать так называемые военные организации, сводящиеся в конце концов в общества «чашек чая, взаимного обожания», и в которых распыляется динамика русского национального офицера ».

2. «Слово имеет великую и магическую силу, а при концентрации и повторении само реализуется и переходит в дело. Надо только уметь претворить идею в слово, а слово в факт ».

3. «Военная политика - это политика подготовки вооруженной силы, заблаговременных военных баз, аэродромов, предмостных укреплений, занятий тех исходных оперативных позиций, которые одной своей геополитической тяжестью смогли бы давить и предрешить в пользу своей стратегии весь ход дальнейшей компании ».

4. «Политика, должна делиться на две части: на так называемую чистую политику, которая будет являться предметом действия государственной дипломатии или министерства иностранных дел. И на политику государственной стратегии, неотъемлемо находящуюся к компетенции большого штаба ».

5. «Каждая новая война начинается теми огневыми средствами и тактикой, которыми кончилась предыдущая. С той разницей, что техника будет значительно усилена, а тактика более усовершенствована ».

6. «Две армии, вооруженные с ног до головы, стоять продолжительно в бездействии, одна против другой, не могут. Мобилизованные войска или начинают вооруженные действия, или от бездействия деморализуются. Другого выхода из этого положения военная наука не знает ».

7. «Народы белой расы, оберегайте ваши священные права »!

8. «Бой - это часть войны. А война - это часть нашей жизни ».

9. «Все победы, какими бы блестящими они ни были, одержанные над второстепенным противником, как теперь говорят сателлитом, не могут принести стратегического решения всей кампании ».

10. «Пацифизм - это болезнь народа или отдельного класса. Это ослабление воли к борьбе за свое классовое или национальное существование. Пропаганда пацифизма или строго оборонительной войны, с военной точки зрения, также противоестественна, как пропаганда искусственного ограничения деторождения. Эта пропаганда является прямой дорогой к тоталитарному поражению или историческому самоубийству ».

11. «Сегодня без военной разведки немыслима подготовка войны. Действовать вслепую никакой военный организм не в состоянии. Самое сильное тело - армия, высокоинтеллектуальный ум - Генеральный штаб - не могут успешно работать, если нет глаз и ушей, то есть всеведущей и всеобъемлющей разведки. В этом духе надо воспитывать армию. Каждый офицер и солдат должны быть разведчиками. Время только «профессиональных шпионов» и высылки патрулей кануло в вечность. На передовой линии, в штабе, в бою, в тылу, на фабрике, в бюро, в лаборатории, на аэродроме, в поезде и ресторане, на улице и дома каждый солдат должен уметь видеть и слышать то, что нужно его стране, его нации в борьбе за идеалы и за свое существование. Надо воспитывать армию в современных принципах разведки. Надо внушать и учить, что сегодня разведчик - это не «презренный шпион», а верный идейный солдат и офицер, стоящий на страже своего государства, своей нации и своей исторической и национальной миссии ».

Адольф Гитлер: « Когда людские сердца разбиваются от горя, а души разрываются от отчаяния, тогда из мглы прошедших времен на нас смотрят наши великие предки, не раз преодолевавшие нужду и заботу, позор и муку, духовную несвободу и физическое принуждение. Они смотрят на нас и протягивают нам, отчаявшимся смертным, свою вечную руку помощи! Горе народу, стыдящемуся опереться на нее »!

Что означает выражение « Jedem das Seine » , то есть « каждому свое » . Почему нет и не будет равенства среди людей.

Многие в корне не правильно понимают принципы кастового деления общества и их актуальность, поверхностно видя в них лишь размежевание общества на «элиту » и «чернь ». При таком видении «элита » - это некая узкая прослойка зажравшихся «хозяев мира », которые являются таковыми лишь по праву наследования этого статуса, либо ввиду обладания крупными материальными ресурсами.

К первым можно отнести, догнивающую в Европе, аристократию. Если говорить о РФ, то это дети чиновников, политиков. Часто такие «династии » ведут свое начало от советской номенклатуры.

Вторые - это люди, разными способами овладевшие доступом к материальным благам, от бизнесменов, начинающих в 90-х в полукриминальной среде, до артистов эстрады. Хотя артисты и вообще люди искусства далеко не всегда богаты их так же причисляют к «элите нации », называют «нашей совестью », что абсолютно абсурдно. Забавно, но в индо-арийском обществе актеры это всегда шудры.

Под «чернью » понимается вся отлученная от «кормушки » часть населения, то есть, собственно «народ ». «Элита » купается в роскоши, упивается властью, «народ » голодает, страдает, вымирает.

Но, давайте попробуем разобраться, имеет ли подобное положение дел отношение к кастовой системе. Стоит оговориться, что более правильно использовать термин «варна », так как касты это более мелкие деления в рамках варн. Допустим, в варне шудр, могут быть касты горшечников, сжигателей трупов, парикмахеров и прочие. Но будет использоваться слово «каста » ввиду его большего распространения вне Индии.

Понятие «высшие касты », если следовать ведической системе (а будет использоваться именно она, так как лишь в ней сохранилась без изменений Арийская терминология. К тому же она ясна всем, кто даже поверхностно знаком с трудами Эволы и Генона), включает в себя четыре касты (варны):

Брахманы;
- кшатрии.

То есть люди духовной и интеллектуальной направленности (духовенство, ученые), люди с активной позицией, готовые вести борьбу за свои идеалы (воины и руководители), люди ориентированные на материальное обогащение (торговцы, бизнесмены).

Низшая каста - шудры, включает в себя всех людей, занимающихся физическим трудом, крестьяне, рабочие, слуги. У каждой варны своя дхарма (закон и жизненная цель), свои представления о счастье, добре и зле:

Вайшьи;
- шудры.

Брахман полностью посвящен общению с Божественным, либо поиску истины (наука).

Кшатрий - руководитель и защитник, он защищает народ (шудр в том числе) и он убивает, он обязан убивать, чего, брахман, например, делать не просто не может, а не имеет права.

Вайшья добивается успеха, занимаясь торговлей. Его цель - сытый желудок, чувственные наслаждения, комфорт.

У шудры цели ни чем не отличаются от вайшьев, разница лишь в роде деятельности. Ни шудре ни вайшье неведомы какие-то высокие цели и всяческие отвлеченные мудроствования.

Таким образом, можно сделать вывод - брахманы и кшатрии - это люди Идеи. Их жизнь подчинена служению неосязаемому для шудр и вайшьев Смыслу. Служение Богу, поиск истины, у первых и защита Нации и Веры у вторых. Это их Дхарма. И ради Дхармы они готовы умирать, а в случае с кшатриями и, убивать.

Классический пример кшатрийской этики можно наблюдать в разговоре Кришны с воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, описанный в Бхагавад-Гите. Данный пример разобран Эволой в «Арийской доктрине борьбы ». Кришна убеждает Арджуну, которого одолели сомнения, сражаться ни смотря ни на что, ни на друзей и родственников в стане врагов, ни на что бы то ни было другое. Арджуна - воин, и сражаться - его Дхарма. «Ты ведешь себя недостойно Арийца » - говорит Кришна. Мы видим, что во главу угла Дхармы воина ставится долг.

Если воины не будут сражаться, то брахманы не смогут проводить священных обрядов, ваишьи не смогут торговать, а шудры не смогут возделывать землю. Личные интересы кшатрия уходят на второй план, главное Долг, Дхарма.
Брахманы, в свою очередь, наоборот никогда не должны обагрять своих рук кровью. При этом именно брахманы являются учителями воинского искусства для кшатриев. В Индии традиционно юноши из кшатрийских семей поступали на обучение к брахманам и именно от них получали знания о воинском искусстве. То есть брахман умеет воевать и убивать, но сознательно воздерживается от этого из сострадания к живым существам. Хотя иногда, им приходилось брать в руки оружие. Это и индийский Парашурам, брахман по рождению, истребивший всю касту воинов, которая погрязла в пороках и брахманы Махабхараты и русские волхвы и сибирские шаманы, возглавляющие народные восстания. Ради справедливости стоит упомянуть также европейских и русских воинов-монахов. Вообще эти две касты тесно связаны друг с другом. Именно по тому, что их представители, как было указано выше, живут нематериальной Идеей, в отличие от шудр и вайшьев.

Итак, видно, что помимо чисто социального деления, касты являют собой определенные мировоззренческие характеристики. Можем ли мы сказать, что сейчас одно соответствует другому? Можем ли мы назвать ОПОНовца (ибо, милиции нет, а есть полиция - потому вещи нужно называть своими именами), избивающего людей по приказу, кшатрием? Уверены ли мы, что им движет воинская Дхарма? Знаем ли мы, что он честен, благороден, бесстрашен? Нет, скорее всего, им движет жажда наживы, помноженная на удовлетворение от унижения других.

Можем ли мы назвать священников, погрязших в лизоблюдстве перед властью, охваченных корыстолюбием, часто откровенно глупых, брахманами? Очевидно, что нет. И первые и вторые либо вайшьи, либо шудры. А что мы скажем о рабочем, крестьянине, человеке из социальных низов, бедной семьи, который идет по пути духовного развития, открывая в своем микрокосме божественное или отдающем всего себя, свою жизнь и свободу за торжество разделяемых им идеалов? Конечно же, он не шудра. Что касается вайшьев, то с ними все проще, человек делающий деньги всегда остается таковым.

Существует версия, принадлежащая Жоржу Дюмезилю, что каста торговцев, появилась у индоевропейцев куда позднее, чем у народов Азии. Действительно, если взять в пример «исторических » ариев, коих принято считать скотоводческими кочующими племенами, то совершенно ясно, что торговая деятельность просто была им не нужна. Шудры у тех же «исторических » ариев появились после арийского вторжения в Индию, где в их разряд попадали все аборигенные неарийские жители.

Именно поэтому слово «варна » означает «цвет ». Причем, в шудры автоматически записывались и те, кто принадлежал к аристократии или жреческому сословию коренных народов Индии. Отсюда же и понятия «ариец », «арий », как в значении «благородный », так и в чисто расовом смысле. То есть, арии - брахманы и кшатрии, а аборигены - шудры. В ходе истории арийское и неарийское население смешалось между собой, и термин утратил свой первоначальный смысл. Точно так же и касты перестали иметь расовую подоплеку.

Но вернемся к нашей теме. Касты - суть духовные характеристики человека, следуя которым он обретает свое место и в социуме. Сейчас, безусловно, этого соответствия не существует. Почему так? Ответить на это можно лишь осознав, в каком мире, мы сейчас живем.

Согласно индуистской концепции истории, человечество, беря свое начало в Золотом Веке, постепенно регрессируя, обнаруживает себя в веке Железном (Темном) - Кали-Юге. В германо-скандинавской мифологии есть понятие Волчьего века. Подобные понятия характерны для большинства индоевропейских народов, как и представление о Золотом Веке. Память о нем сохранилась даже в христианстве в виде мифа об Эдеме. В конце эпохи упадка неминуемо происходит разрушение вконец деградирующего мира Богом-мстителем, Калки в индуизме, Одином-Вотаном в северо-европейском язычестве. Эпоха Кали-Юге характеризуется всеобъемлющим хаосом в человеческих отношениях между собой, окружающей действительностью и Божественным. Тут разумно будет привести несколько цитат из индийских священных текстов, относительно Века Кали:

«В Кали-югу просто богатый человек будет слыть аристократом с безупречными манерами и возвышенными качествами ».

«Мужчины и женщины в этот век будут вступать в сожительство лишь из-за сиюминутного влечения, а успех в делах будет полностью зависеть от умения обманывать. О женственности или мужественности будут судить по тому, насколько человек преуспевает в сексе, а брахманами будут признаваться те, кто просто носит на шее соответствующий знак ».

«Духовное положение человека будет определяться лишь по его внешними символам и атрибутам ».

«Не получать большого жалования для человека будет считаться верхом неприличия. А признаком выдающейся учености будет считаться просто умение очень ловко жонглировать словами ».

«По мере того, как Землю все больше будет наводнять развращенный народ, к политической власти будет приходить тот общественный класс, который в данный момент оказался наиболее могущественным ».

«Эти алчные и безжалостные правители будут вести себя не лучше обычных воров ».

«Люди совершенно забудут путь, по которому ведут Веды, а так называемые религии будут в большинстве своем атеистичны. Почти все цари превратятся в воров, а основными занятиями людей станут воровство, обман и бессмысленное насилие. Все классы общества скатятся до самого низкого уровня шудр ». (Шримад-Бхагаватам).

«Неудачливые и одержимые материальными желаниями, люди Кали-юги почти поголовно - шудры ».

«Бескультурные люди будут от имени Бога собирать милостыню и зарабатывать себе на жизнь, просто рядясь в одежды монахов и играя в показную отреченность. Не имеющие никакого представления о религии люди будут осмеливаться разглагольствовать с высоких помостов и трибун о религиозных принципах ». (Бхуми-Гита).

Подобных описаний великое множество, однако, думается приведенных выше более чем достаточно, чтобы понять, что Кали-Юга есть эпоха утраты подлинных смыслов. Приведены отрывки, касающиеся конкретно упадка кастового деления общества, но он характерен для всех жизненных сфер человеческой деятельности.

Кали-Юга эпоха всесмешения и вырождения. И просто выйдя на улицу, или включив телевизор мы легко убедимся, что это соответствует правде.

Исходя из всего вышесказанного, можно совершенно точно утверждать, что касты сейчас это именно духовные, а не социальные характеристики. Входе инволюции соответствие касты по рождению и касты по духу было утрачено.

В индийском тантризме существует понятие «бхава», которое, возможно больше соответствует нынешнему делению человеческого общества.

Это «пашу-бхава » - низший человеческий тип, зверочеловек («пашу » - животное), приземленный материалист, потребитель.

«Вира-бхава » - активный, героический тип человека, воин.

И «дивья-бхава » - высший тип человека, переступивший собственно говоря, человеческое. Его жизнь имеет мало отношения к внешнему миру, он полностью погружен в отношения с Божественным.

Тантризм отвергает кастовое деление, так в Кали-Югу, как говорилось в одной из цитат выше, большинство людей шудры. Поэтому уровня дивья может достигнуть и рожденный в низшей касте человек. Логично представить, что в идеале, пашу это шудры и вайшьи, виру это кшатрии, а дивья - брахманы. Но, не забывайте, мы живем в Век Кали. Однако, это не значит, что человеческое общество утратило необходимость в кастовой системе. У каждого из нас есть свои индивидуальные особенности. Один хочет пить пиво у телевизора, а другой совершать ритуалы в ночном лесу, один заработать на машину, другой изменить историю. И совершенно не важно, кто из них работает на заводе, а кто в крупной корпорации, кто в какой семье родился и тому подобное.

В своем труде «Регрессия каст » Юлиус Эвола подробно описывает процесс упадка человеческого общества от брахманических сакральных идеалов (условно Золотой Век), через эпохи кшатрийских государств (античность, Средние века), где главными ценностями были Честь, Верность, Долг (Дхарма), храбрость. К государствам, принадлежащим торговцам-вайшьям (буржуазные революции, возникновение капитализма), а затем, далее по низходящей, шудрянским государствам, первым из которых был, разумеется, СССР.

Известная фраза Ленина о «кухарке, управляющей государством » являет собой абсолютно шудрянский принцип. Сейчас мы видим - вся нынешняя культура, искусство, человеческий быт и мировоззрение носит именно шудрянский характер - развлечение и удовлетворение физических желаний. Вся мировая кино индустрия, весь так называемый, шоу-бизнес, ставит своей задачей развлекать и возбуждать, при этом, совершенно не заставляя думать и не побуждая развиваться. Искусство давно утратило свой первоначальный сакральный мистический характер. Производят же продукцию для шудр, соответственно, жиды. Все мы знаем, кому принадлежит Голливуд, СМИ в Европе, России и США, порно индустрия и прочее.

То есть наша сегодняшняя цивилизация может охарактеризоваться нами как вайшье-шудрянская. Вайшьи делают деньги на шудрах, и первые и вторые вполне довольны. Но попробуйте заговорить со своим знакомым из числа тех, кого называют обывателями о том, что вы готовы отдать жизнь за Родину, за свои идеалы или, например, о том, что вы хотите уйти жить в лес, чтобы видеть, как луна освящает старые ели. Думается, мягко говоря, вас не поймут. Потому что кшатрийским и брахманическим идеалам нет места в современном обществе тотальной десокрализации.
Какой вывод можно сделать?

Касты, в нашем понимании, это природное, естественное деление людей. Однако, мы не имеем ввиду под ним жесткие социальные рамки. Большинство людей на Земле сейчас это шудры, обыватели. Их мало что интересует, кроме собственной шкуры. Это и депутаты и рабочие и бизнесмены и сантехники. Но большинство людей и должно быть такими. Общество, где все воины или волхвы не очень жизнеспособно. Другое дело, какие идеи и ориентиры довлеют над обществом. Прививать ему идеалы героизма, честности, самоотверженности совсем не бесполезно. Конечно, большинство никогда не будет героями, но атмосфера в таком обществе будет совершенно отличной от той, где пропагандируется нажива, разврат, извращения и подлость. Люди, живущие идеей, отдающие себя во благо нации, расы - это современные кшатрии. Они есть подлинная Элита, а не жирные свиньи в кабинетах или лоснящиеся педерасты на светских раутах. Это даже не шудры, эти еще хуже это млехчи.

    Без добродетели нет ни славы, ни чести.

    Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.

    (О безбожии). Зрите ад, над которым царствует безумие еще сильнее в исходе века. Сей ад распрстя челюсти свои до гор Альпийских, воздвигает новый Рим, основание которого близ бездны.

    Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч.

    Благость и милосердие потребны героям.

    Ближайшая к действию цель лучше дальней.

    Баба бьет задом, передом, а дело идет чередом.

    Вежлив бывает и палач.

    Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

    Великие приключения происходят от малых причин.

    Властвуй счастьем, быстротой Цезаря, столь хорошо умевшего захватывать врасплох врагов даже днем.

    Вольность и равенство не могут стоять долго против веры и властительства.

    Вот мои мысли о людях: вывеска дураков - гордость, людей посредственного ума - подлость, а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью.

    Мужественные подвиги достовернее слов.

    Время драгоценнее всего.

    Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

    Выше денег время страшно.

    Где меньше войска, там больше храбрых.

    Где тревога, туда и дорога; где ура - туда и пора; голова хвоста не ждет.

    Геройство побеждает храбрость, терпение - скорость, рассудок - ум, труд - лень, история - газеты...

    Главное дарование великого человека - уметь избирать особ по их талантам.

    Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет.

    Голод - лучшее лекарство.

    Гражданские доблести не заменят бесполезную жестокость в войсках.

    Два хозяина в одном дому быть не могут.

    Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохой владеть - хлеб не родится.

    Деньгам по-пустому лежать не надлежит.

    Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего.

    Дипломатичный слог - обманчивая двуличность.

    Добро делать спешить должно.

    Добродетель всегда гонима.

    Единство дает согласие. Смотри на дело в целом.

    Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

    Жалко подражание, похвально соревнование. Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей. Соревнование - порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее преимущество.

    Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

    Идя вперед, знай, как воротиться.

    Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.

    Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.

    Искусство не может терпеть порабощения.

    Истина - благосклонна одному достоинству.

    Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага.

    Как тягостно равнодушие к самому себе!

    Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. От детей ему и деньги.

    Кто удивил, тот победил.

    Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

    Люби истинную славу.

    Лень рождается от изобилия. Ближайший повод к лени - безначалие.

    Лесть похожа на пирог: надобно умеючи испечь, всем нужно начинить в меру, не пересолить и не переперчить.

    Льстец гордый и безнаказанный - величайший злодей.

    Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость - тиранство.

    Мудрый и кроткий владыка не в крепостных оградах, но в сердцах своих подданных заключает свою безопасность.

    Мудрый не дерется нечаянно.

    На себя надежность - основание храбрости.

    Не бросайте никогда апельсина, пока в нем есть еще содержимое.

    Не льститесь на блистание, но на постоянство.

    Невинность не терпит оправданий.

    Недорубленный лес опять вырастает.

    Ненависть затмевает рассудок.

    Непрестанная наука из чтениев!

    Нет земли на свете, которая так была бы усеяна крепостями, как Италия. И нет так же земли, которая бы была так часто завоевана.

    Нет ничего страшнее отчаянных.

    Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет.

    Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.

    Нужнее неприятное известие для преодолевания, нежели приятное - для утешения.

    Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

    Отличай честолюбие от гордости и кичливости.

    Повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу.

    Подозрение - мать премудрости.

    Предположения и предрассудки все расстраивают.

    Предположенное не окончить - Божий гнев!

    Приучайся к неутомимой деятельности.

    Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

    С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

    Скорость нужна, а поспешность вредна.

    Самоблюдение и самолюбие суть различны: первое повелено Богом, второе - в начале испорчено гордостью.

    Самолюбие утопает в неведении жребия своего, однако имеет желания.

    Служба и дружба - две параллельные линии - не сходятся.

    Собственностью своею во всякое время жертвовать - правило высочайшей службы.

    Стоянием города не берут.

    Счастье зависит от правил, фортуна - от случайностей.

    Таинство одно твердой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.

    Тактика и дипломатика без светильника истории - ничто.

    Твердый дуб падает не от ветра или сам, но от секиры.

    Теория без практики мертва.

    Тот не велик еще, кого таковым почитают.
    Тот не тонок, кто слывет тонким.
    Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитер.

    Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).

    Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

    Удивительно, право, что у вас хитрость предпочитают рассудку и конец берут за начало! Прилично так поступать с одними шутами придворными.

    Удивить - победить.

    Ученые мужи своим бессмертием больше чем кто-либо уподобляются богам: это они увлекают нас к вершинам добродетели. Их гений указует нам, сколь сладостно посвятить жизнь общественному благу. Они наставляют нас не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собой для блага Отечества и человечечства.

    Ученье - свет, а неученье - тьма.

    Фамильярное обращение порождает пренебрежение.

    Фортуна вертит счастьем как колесо спицами.

    Фортуна имеет глаза на затылке, власы короткие, полет ее молниеносен: упустишь раз - не поймаешь. (Есть иной вариант: Фортуна имеет голый затылок, а на лбу - длинные висячие волосы: не схватил... уже не возвратиться!)

    Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, только тщетны они, если не будут истекать от искусства, которое возрастает от испытаний, при внушениях и затвержениях каждому должности его.

    Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

    Чистому - все чисто.

  1. Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!

    Всемогущий Боже! Даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно.

    Крепость сильна, гарнизон - целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе.

    Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.

    Легкие победы не льстят сердцу русскому.

    Медленность наша умножит силы неприятеля. Быстрота и внезапность расстроят его и поразят. Широта реки не сузится, высота берегов не понизится. Русский Бог силен. С Ним перелетим полетом богатырским, с Ним победим!

    Мы русские, мы все одолеем.

    От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.

    Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.1

    Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.

    Покажи на деле, что ты русский!

    Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

    Русак не трусак.

    Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?

    Русский Бог велик! Охают французы, усмиряются цесарцы!

    Русскому должно все испытать.

    Смерть или плен - все одно!

    Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

    Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида1 и свой гроб.

    Умирай за Дом Богородицы, за Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!

    Штык, быстрота, внезапность - это вожди россиян.

    В сущности нет ничего вреднее и даже более - никто не может быть так жесток, как вредны и жестоки по результатам своих действий сентиментальные люди. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, - должен добить врага, чтобы вслед за одной войной не началась другая.

    Готовься в войне к миру, а в мире к войне.

    Победа - враг войны.

    Солдат и в мирное время на войне.

    ВОЕННАЯ НАУКА

    Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не упускай! Ура! - чудеса творит, братцы!

    Береги пулю в дуле.

    Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять.

    Будь терпелив в военных трудах, не поддавайся унынию от неудач.

    Братцы! Бей штыком, колоти прикладом! Не задерживайся: шибко иди вперед! Ух, махни! Головой тряхни, вперед, братцы! Чудо-богатыри, вперед! Мы русские!

    Будь прозорлив, осторожен. Имей цель определенную. Умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местной горячностью.

    В кабинете врут, а в поле бьют.

    Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.

    Быстрота и натиск - душа настоящей войны.

    В баталии в полевой три атаки: первая в крыло, которое послабее. В середину нехорошо - самого сожмут. Атака всеми силами в обход хороша только для малого корпуса.

    В осадах времени не терять... Всего лучше открытый штурм. Тут меньше потери.

    Взор! Быстрота! Победа!

    Воевать не числом, а умением.

    Военная наука - наука побеждать.

    Военной науке должно учится на войне. Каждый театр войны есть новый.

    Военные добродетели: для солдата - отважность, для офицера - храбрость, для генерала - мужество, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемое бдительностью и предусмотрительностью.

    В случае возникновения препятствий нельзя много отвлекаться ими, время дороже всего - нужно уметь беречь его. Часто наши предыдущие победы оставались безрезультатными из-за недостатка людей. Самым ложным правилом является убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремиться к более крупным успехам.

    Выше всего глазомер, т. е. пользование положением места, трудолюбие, бдение и постижение.

    Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

    Деятельность есть важнейшее из всех достоинств воинских.

    Дисциплина - мать победы.

    Должно стремиться к одной главной точке и забывать о ретираде1. Натиск и удары решают битву, и приступ предпочтительнее осады.

    За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного, - всех побьем, повалим, в полон возьмем...

    Если желать умереть на войне, то надобно желать умереть в деле со славою, как Тюренн1.

    Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникации. Побив неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения.

    Исправная стрельба в мишень - великой важности: умножает гибель неприятеля и отвращает в действии лишнюю трату патронам.

    Истинное правило военного искусства - прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.

    Кто испуган, тот побежден на половину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.

    Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

    Местный (житель) в его близости по обстоятельствам лучше судит.

    Мы обязаны всеми подвигами соединению двух первых армий в Европе в непобидимую Российско-Австрийскую армию. И если снова начинать кампанию, то необходимо сблизиться в системах1. Иначе не может быть ни спасения для человечества, ни восстановления угнетенных государей и религии.

    На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.

    Надо бить умением, а не числом.

    Не нужно методизма, а верный взгляд военный.

    Неутомимость солдат и решимость офицера - вот вожди к славе!

    Ни одного поста не должно считать крепостью... нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю. Напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери. Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста.

    Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.

    Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель - тем лучше: он сам идет на поражение.

    Ничего - кроме наступательного.

    Обывателя не обижать: он нас поит и кормит. Солдат - не разбойник. Святая добыча: возьми лагерь - все ваше, возьми крепость - все ваше. Без приказа отнюдь не ходить на добычу.

    Пальбой не должна пехота много заниматься, но только идти в штыки и брать в полон.

    План операционный в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени. В переписке между начальниками войск следует излагать дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов. Будущие же предприятия определять вперед на сутки или на двое.

    Победа зависит от ног, а руки только орудие победы.

    Полк - подвижная крепость, дружно, плечом к плечу, и зубом не возьмешь!

    При всяком случае наивреднее неприятелю страшный наш штык, которым наш солдат исправнее всех на свете работает.

    Ров не глубок, вал не высок. Бросься в ров, скачи через вал. Ударь в штыки, коли, гони, бери в полон!!!

    Ружье, сухарь и ноги береги пуще глаза!

    С пленными поступать человеколюбиво, стыдится варварства.

    Сикурс (помощь), опасность и прочие слова служат бабам, кои боятся с печи слезть.

    Смерть бежит от штыка и сабли храброго. Счастье венчает смелость и отвагу.

    Субординация, экзерциция, дисциплина, чистота, опрятность, здоровье, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава, слава, слава!

    Смерть на постели - не солдатская смерть.

    Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.

    Субординация или послушание - мать дисциплины или военному искусству.

    Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах солдатам.

    Три воинских искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье - натиск.

    Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун. В атаке не задерживай.

    Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.

    Умный военный человек не должен действовать на авось, без крайности.

    Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.

    Шаг назад - смерть. Вперед два, три и десяток - позволяю.

    Штыки, быстрота, внезапность!.. Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, а ты, удвоив шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно. Неприятель поет, гуляет, ждет тебя с чистого поля, а ты из-за гор крутых, из лесов дремучих налети на него как снег на голову. Рази, стесни, опрокинь, бей, гони, не давай опомниться.

    Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух.

    О НЕПРИЯТЕЛЯХ

    Бегущего неприятеля истребляет одно преследование.

    Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

    Беспрерывное изучение врага сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете выиграть невозможно. Умей пользоваться местностью, управляй счастьем.

    Богатыри, неприятель от вас дрожит, да есть неприятель больше: проклятая немогузнайка, намека, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка... от немогузнайки было много беды.

    Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.

    Неприятелю времени давать не должно, пользоваться сколько можно его ошибкой и брать его всего смело со слабейшей стороны.

    Нет вшивее пруссаков. Лаузер или вшивень назывался их плащ. В шильдгаузе1 и возле будки без заразы не пройдешь, а головною их вонью вам подарят обморок.

    Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость врага.

    О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пиемнтцев. О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска - более не надобно. Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен он как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей!
    Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем. Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, - он погибнет.

    Остальным сдающимся давай пощаду: грех напрасно убивать. Они такие же люди.

    Оттеснен враг - неудача. Отрезан, окружен, рассеян - удача.

    Победителю прилично великодушие.

    У неприятеля те же руки, да русского штыка не знают.

    Французам, а особливо неаполитанской коннице, кричать "Пардон", чтобы оная к нам переходила.

    Французы горячи, им жарко: побили их много, сберечь трудно.

    Французы - нарушители общей тишины и враги общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя, они попрали законное правительство. Страшитесь их разврата... Вы были счастливы верой - храните ее. Дорожите совестью своей: да не упрекнет она вас в том, что вы были сопутниками утеснителей веры и прав народных. Бегите от лжеучетелей.

    О КОМАНДИРАХ

    Бдение начальника - лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности.

    Генералу необходимо образовывать себя науками.

    Жалок тот полководец, который по газетам ведет войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

    Командиру необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения.

    Необходимо чтобы войска предводителя своего разумели.

    Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

    Начальник на войне не должен себя ничем связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро.

    Не употребляйте команды "стой". А в сражении: "нападай", "руби", "коли", "ура", "барабаны", "музыка".

    Непрестанное изощрение глазомера сделает тебя великим полководцем.

    Ночные поражения противников доказывают умение вождя пользоваться победой не для блистания, но для постоянства.

    Обучение нужно, лишь бы с толком и кратко. Солдаты его любят.

    От строгости до жестокости полсажени, пол-аршина, полвершка, пол-полвершка.

    Полная мочь избранному полководцу.

    Свой пай съедай, а солдатский солдату отдавай.

    Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример.

    Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.

    Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану - в умеренности, Эпаминонду - в нелживости, Катону - в лаконизме, Юлию Цезарю - в быстроте, Тюренну - в постоянстве, Лаудону в нравах.1

    О СОЛДАТАХ

    Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата.

    Зри в части - семью, в начальнике - отца, в товарище - родного брата.

    Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный. Болтун и без того будет наказан.

    Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь - мать своеволия.

    Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!

    Солдат дорог. Береги здоровье, чисти желудок, коли засорился. Голод - лучшее лекарство.

    Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

    Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.

  2. Баталия мне покойнее, нежели лопатка извести и пирамида кирпичей.

    Богатство мое состоит в жалованных бриллиантах и наделанных в Санкт-Петербурге мундирах да серебряных ложках, выписанных недавно из Москвы.

    В письме Вашем... употреблено на мой счет слово "отступление". Отвечаю, что не знал его во всю мою жизнь, как не знал и оборонительной войны, стоивший в начале кампании только в Тироле жизни свыше 10000 человек, чего мы за всю итальянскую кампанию не потеряли...

    Ваша кисть изобразит черты лица моего - они видны. Но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего. Во всю жизнь мою никого не сделал несчастным. Ни одного приговора на смертную казнь не подписал. Ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик. При приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим.

    Горжусь тем, что я Россиянин!

    Возьми себе в образец героя древних времен. Наблюдай его. Иди за ним в след. Поравняйся. Обгони. Слава тебе! Я выбрал Цезаря. Альпийские горы за нами. Бог перед нами. Ура! Орлы российские облетели орлов римских.

    Да я ж служил за дьячка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом.

    Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие.

    Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся неложные свидетели истины, а более всего я не требую того, кто почтет достойным трудиться обо мне, думать и писать. Сей есть масштаб, по которому я желал бы быть известным.

    Ищите истинной славы, идите по следам добродетели. Последней я предан, а первую замыкаю в службе Отечеству.

    Если б я не был полководцем, то был бы писателем.

    Кабинет мне предписал более крепостей не брать.

    Каменский знает воинское дело, но оно его не знает, Суворов не знает воинского дела, да оно его знает, а Салтыков ни военного дела не знает, ни оно его не знает.1

    Лучше голова долой, нежели утратить свою честь. Смертями пятьюстами научился смерти не бояться.

    Мою тактику прусские принимают, а свою протухлую оставляют.

    Между тем, покуда мир европейский и тактика обновляются, я цепенею в постыдном бездействии, я изнемогаю под бременем жизни праздной и бесполезной.

    Мне солдат дороже себя.

    Моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение...

    Никогда самолюбие, чаще всего порождаемое мгновенным порывом, не управляло моими действиями, и я забывал себя, когда дело шло о пользе Отечества.

    О матушке Екатерине может говорить Репнин - всегда, Суворов - иногда, а Каменский - не должен говорить никогда.

    Одна минута решает исход битвы, один час - успех кампании, один день - судьбы империи. Я действую не часами, а минутами.

    Почитая и любя нелицемерно Бога, а в нем и братий моих, человеков, никогда не соблазняясь приманчивым пением сирен роскошной и беспечной жизни, обращался я всегда с драгоценнейшим не земле сокровищем - временем - бережливо и деятельно, в обширном поле и в тихом уединении, которое я везде себе доставлял. Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим исполненные, с настойчивостью и часто с крайнею скоростью и неупущением непостоянного времени. Все сие, образованное по свойственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравной Фортуной. Вот что я могу сказать про себя, оставляя современникам моим и потомству думать и говорить обо мне что они думают и говорить желают.

    Правда, я не много общался с женщинами. Но забавляясь в их обществе, я соблюдал всегда почтение. Мне недоставало времени заниматься с ними, и я страшился их. Женщины управляют здешней страной как и везде. Но я не чувствовал в себе достаточной твердости защищаться от их прелестей.

    При дворе язык с намеками, догадками, недомолвками, двусмыслием. Я - грубый солдат - вовсе не отгадчик.

    Природа не одарила меня беспечностью, перемениться поздно, буду всегда тот же.

    Пришел в Беллинцон1... нет лошаков, нет лошадей, а есть Тугут, и горы, и пропасти... но я не живописец: пошел и прошел.

    Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, а я не немец, а настоящий русак.

    Семьдесят лет гонялся я за славой. Стою у гроба и узнаю мечту ее: покой души у Престола Всемогущего.

    Титулы мне не для меня, но для публики потребны.

    Увы мне с любовью моей к Отечеству - интриги препятствуют мне ее выказать.

    Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог.

    Я живу в непрестанной мечте.

    Чувствую ныне и прежние мои раны, но доколе жив - служить, хотя иногда и отдыхать. Таков долг христианина! Чистый рассудок без узлов. Мой стиль не фигуральный, но натуральный - при твердости моего духа!

    Штыки, холодное оружие, атаки, удар - вот мои рекогносцировки.

    Я бы законно желал быть иногда на публике в иностранном мундире: Великому Императору это слава, что его подданный их достойно заслужил.

    Я был счастлив, потому что повелевал счастьем.

    Я как раб умираю за Отечество и как космополит1 - за свет. Жду увольненья от Балтийских мирских сует.

    Я лучше прусского покойного короля. Я милостью Божией баталий не проигрывал2.

    Я люблю правду без украшениев.

    Я не любитель Демосфеновой болтовни, не люблю ни академиков, кои только вносят путаницу в здравые суждения, ни сената Ганнибалова. Я не люблю соперничества, демонстраций, контр-маршей. Вместо этих ребячеств - глазомер, быстрота, натиск - вот мои руководители.

    Я не могу оставить 50-летнюю привычку к беспокойной жизни и моих солдатских приобретенных талантов.

    Я солдат, не знаю ни племени, ни рода. Поле - один мой элемент.

    Я тот же, дух не потерял. Обманет меня всякий в своем интересе, надобна кому моя последняя рубашка, ему ее отдам, останусь нагой. Чрез то я еще не мал.

    Материалы, принадлежащие к истории моих военных действий, столь тесно сплетены с историей моей жизни, что оригинальный человек и оригинальный воин должны быть между собой нераздельны, чтобы изображение того или другого сохраняло существенный свой вид.

Главное правило Суворова: Торопиться делать добро.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

Воевать не числом, а умением.

Жалок тот полководец, который по газетам ведёт войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

Пока идёт бой - выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьёшь врага - всем сразу легче станет: и раненым, и здоровым.

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего.

И в нижнем звании бывают герои.

Голод - лучшее лекарство.

Грех - напрасно убить.

Дисциплина - мать победы.

Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твёрдой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело.

Добродетель всегда гонима.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

доверие

Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.

Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно.

Настоящий друг всегда тот, который никогда не бывает ненастоящим.

Таинство одно твёрдой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.

Сам погибай - товарища выручай.

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

Леность есть дурной учитель.

Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей.

Ложь изо всех вреднейших есть порок.

Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

Самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.

Люди часто сами бывают причиною счастия и несчастия.

Мужественные подвиги достовернее слов.

Ненависть затмевает рассудок.

о себе

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

ошибки

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Победа - враг войны.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - победа.

Политика - тухлое яйцо.

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Я люблю правду без украшений.

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.

Горжусь, что я русский.

Мы - русские! Какой восторг!

Мы русские и поэтому мы победим.

Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат.

слава

Лучшая слава и украшение монарха - его правосудие.

Кто храбр - тот жив. Кто смел - тот цел.

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит её в чувство, и следуя за человеком везде, не даёт ему пощады ни в каком случае.

Кто напуган - наполовину побит.

суд

Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.

труд

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Кто привык к трудам, тому труд облегчён.

Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.

учение

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.

Легко в учении - тяжело в походе, тяжело в учении - легко в походе.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится.

Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.

учёные

За учёного трех неучёных дают.

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитёр.

Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу. Но единственное, смешанное с оною - военное искусство.

цель

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

Разумный человек всегда может найти упражнение.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.

Расположение к человеку - желать ему счастья.

Вывеска дурака - гордость; людей посредственного ума - подлость; а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью.

на другие темы

Безверное войско учить, что перегорелое железо точить.

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

Великие приключения происходят от малых причин.

Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе!

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Всякий воин должен понимать свой манёвр.

Два хозяина в одном дому быть не могут.

Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

Идя вперед, знай, как воротиться.

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

Лучше, чтобы ободрял государь, а наказывали законы.

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротитель-ныя и могущие воздержать множество преступлений.

Мало на то надобно смысла, чтоб опорочить.

Мелочные правила и жалкие утончённости не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.

Меня хвалили цари, любили солдаты, мне удивлялись друзья, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом и Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если был бы я Цезарь, старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков.

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо.

Не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов.

Негоден тот солдат, что отвечает: «Не могу знать».

Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник.

Одна минута решает исход баталии; один час - успех кампании; один день - судьбу империи.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

Праздность - корень всему злу, особливо военному человеку.

Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать... разные враки, а выслушав, с прибавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Служба и дружба - две параллельные линии: не сходятся.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Стоянием города не берут.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец.

Теория без практики мертва.

У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперёд! И орлы полетели!

Афоризмы величайшего полководца А.В.Суворова

Блистательный полководец, чья слава простиралась далеко за пределы России, Александр Васильевич Суворов обладал тонким умом, проницательностью и дальновидностью. Непревзойденный стратег и тактик, за свою жизнь он не проиграл ни одного сражения, а созданная им система ведения боя намного опередила его эпоху.

Военный гений А.В. Суворова оставил глубокий след в истории России, и, конечно же, в истории российской армии, и военной науки в целом.

Современники отзывались о нем, как о человеке чести, великодушном, добром, при этом напористом и решительном. О его личности лучше всего расскажут его афоризмы:

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день — судьбу империи.

Ложь изо всех вреднейших есть порок.

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

Не таскайте за собой больших обозов, главное — быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов.

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!

Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость врага.

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

И в нижнем звании бывают герои.

Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

Кто напуган — наполовину побит.

Кто храбр — тот жив. Кто смел — тот цел.

Негоден тот солдат, что отвечает: «Не могу знать».

Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец.

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.

Сам погибай — товарища выручай.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Ученье — свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник.

Грех — напрасно убить.

Дисциплина — мать победы.

Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительныя и могущие воздержать множество преступлений.

Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.

Готовься в войне к миру, а в мире к войне.

Люди часто сами бывают причиною счастия и несчастия.

Мы русские, мы все одолеем.

На конец июля и начало августа в 2016 году приходятся дни памяти двух наиболее славных своими подвигами объединений российских Вооружённых силВоенно-морского флота и воздушно-десантных войск. Почему мы с такой любовью относимся к защитникам Отечества? Что об их служении думали православные святые и великие люди прошлого? Сегодня самое время поговорить о этом.

Уважаемые читатели, позвольте предложить вашему вниманию небольшое собрание мудрых высказываний, сделанных Святыми Отцами, деятелями Церкви, учёными, полководцами, главами государств и писателями и посвящённых воинскому служению, патриотизму и защите Родины:

1. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Пророк Иоанн Креститель (Лк. 3:14)

2. «Генералы Римские разгорячили многократно мужество воинов, смешивая с именем Отечества воспоминания о супругах и детях. Сии нежные обязательства действительно суть училище человечества». Гавриил Романович Державин

3. «Жестокая правда войны не в слове «умри», а в слове «убей». Я не употреблял термина «инстинкт», но взывал к нему, к могучему инстинкту сохранения жизни. Я стремился возбудить и напрячь его для победы в бою.

Враг идет убить и тебя и меня. Я учу тебя, я требую: убей его, сумей убить, потому что и я хочу жить. И каждый из нас велит тебе, каждый приказывает: убей — мы хотим жить! И ты требуешь от товарища — обязан требовать, если действительно хочешь жить, — убей! Родина — это ты. Родина — это мы, наши семьи, наши матери, наши жены и дети. Родина — это наш народ.

Может быть, тебя все-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его — товарищей по окопу и винтовке! Я, ваш командир, хочу исполнить веление наших жен и матерей, веление нашего народа. Хочу вести в бой не умирать, а жить!». Александр Бек, «Волоколамское шоссе».

4. «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Святитель Филарет Московский

5. «Ради отечества следует жертвовать даже славой». Фабий Максим

6. «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах». Святитель Афанасий Великий

7. «Неужели воинский чин лишен надежды на спасение? Неужели нет ни одного благочестивого сотника? Припоминаю первого сотника, который, стоя при кресте Христовом и по чудесам сознав силу, когда еще не остыла дерзость иудеев, не убоялся их ярости и не отказался возвестить истину, но исповедал и не отрекся, что воистину был Божий Сын. Знаю и другого сотника, который о Господе, когда был еще во плоти, познал, что Он Бог и Царь сил и что Ему достаточно одного повеления, чтобы чрез служебных духов посылать пособия нуждающимся. О вере его и Господь подтвердил, что она больше веры всего Израиля. А Корнилий, будучи сотником, не удостоился ли видеть ангела и напоследок через Петра не получил ли спасение?». Святитель Василий Великий

8. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Император Наполеон I Бонапарт

9. «Не воином быть грех, но воинствовать для хищения — беззаконие». Святитель Амвросий Медиоланский

10. «Войны воспламеняются больше всего ради приобрете- ния чужой собственности. Но не должно обвинять всех веду- щих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как нес- праведливо поступающих, потому что делают дело законное». Преподобный Исидор Пелусиот

11. «Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость Отечеству». Император Пётр I Великий

12. «Бог любит добродушный мир, и Бог же благослов- ляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле неми- рные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам по- бедитель не позволял заржаветь своему оружию». Святитель Филарет Московский

13. «Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?». Святитель Феофан Затворник

14. «Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя, что Бог — судья над сердцами людей.

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство». Джордж Вашингтон

15. «Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин». Святитель Филарет Московский

16. «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Шарль Луи де Монтескьё

17. «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Праведный Иоанн Кронштадтский

18. «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское». Святитель Иннокентий Херсонский

19. «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

20. «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость». Равноапостольный Мефодий, учитель словенский.

21. «Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем». Марк Туллий Цицерон

22. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое Отечество». Фёдор Михайлович Достоевский, перифраз Священного Писания

23. «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам. Так поступали мученики святые… если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее – не слушайся. Если грозит за это наказанием – не бойся». Святитель Тихон Задонский

24. «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд». Александр Васильевич Суворов

25. «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

26. «Вы – будущий воин! Воина дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая». Святитель Феофан Затворник

27. «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» . Александр Сергеевич Пушкин

28. «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности». Патриарх Алексий II

29. «Не думай о себе, думай о товарищах; товарищи о тебе подумают.
Вот первая воинская заповедь». Генерал Михаил Драгомиров

30. «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». Равноапостольный Кирилл, учитель словенский

31. «Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере». Преподобный Макарий Оптинский

32. «Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани». Преподобный Серафим Саровский

Андрей Сегеда

Вконтакте