Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А
"Родная земля" Ахматовой
Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.
Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?
С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!
Тема Родины традиционна в творчестве русских поэтов. Образ России связан с образами бесконечного пространства, вечности, дороги.
Бесконечная дорога,
Словно вечность на земле.
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и вёрсты нипочём.
Эти строки, взятые из стихотворения П. Вяземского, можно считать поэтической формулой России, где слились воедино пространство, время и дорога. Традиционна и антитеза в изображении России: величие страны, ощущающееся в её необъятном пространстве, и бедность и нищета русских деревень и полей. Стихи о Родине проникнуты и восхищением, и щемящей болью, и грустью, но все эти чувства можно назвать только одним словом – любовь. Родина в лирике русских поэтов и мать, и жена, и невеста, и сфинкс.
У Анны Ахматовой своё видение Родины и своё особенное отношение к ней.
Для неё Родина – родная земля. Именно слово «земля» в сочетании с эпитетом «родная» наиболее часто использует Ахматова для названия Родины.
В стихотворении «Родная земля», написанном в 1961 году, слово «земля» выступает в разных значениях. Прежде всего «земля» - одна из значительных постоянных величин в мире человека, земля как «рыхлое тёмно-бурое вещество» (словарь Ожегова). Именно с этого образа начинается стихотворение:
В заветных ладанках не носим на груди…
Изображение земли намеренно прозаическое, бытовое – «это грязь на калошах», «это хруст на зубах». Земля – это прах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чём не замешанный прах.
Эти строки перекликаются со «Стихами о неизвестном солдате» О. Мандельштама, написанными в 1938 году:
Аравийское месиво, крошево,
Миллионы убитых задёшево…
Суть этого стихотворения Мандельштама в его гуманистическом пафосе, в протесте против убийств. Под словосочетанием «аравийское месиво, крошево» имеется в виду сражение Наполеона в Египте. Заключительные строки стихотворения Ахматовой перекликаются со строками Мандельштама:
Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовём так свободно своею.
ДА, земля – это прах, тот прах, их которого по Библии создан человек и в который он обратится после смерти. Таким образом, основная идея стихотворения – утверждение глубинной, нерасторжимой связи земли и человека. Но эта связь трагическая – она в страдании и смерти.
Слово «земля» выступает и в значении «родина», «страна». И в этом значении понятие «родина» противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям. Прежде всего стихотворение Ахматовой – своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной». Ритмика и размер первых строк у Ахматовой и у Лермонтова почти полностью совпадают – шестистопный ямб с пиррихием в пятой стопе. Разница в том, что лермонтовская строка заканчивается женской рифмой, а у Ахматовой более жёсткой и твёрдой – мужской. Оба стихотворения начинаются со скрытой полемики. Лермонтов свою любовь к Отчизне называет «странной» с общепринятой точки зрения. В его понятие «Родина» не входит «слава, купленная кровью», то есть военные победы России; ни покой, понимаемый как стабильность, нерушимость государства: ни «тёмная старина», то есть историческое прошлое России. Все эти понятия – для рассудочной любви. Любовь Лермонтова к Родине бессознательная, нелогичная, сердечная.
Родина у Лермонтова – это прежде всего природа, поражающая воображение своим величием, спокойствием. Это степи с «холодным молчанием», это «разливы рек, подобные морям». Родина Лермонтова – это печальные русские деревни и народ, 2пьяные мужички», пляшущие «с топаньем и свистом» «в праздник вечером росистым». Лирический герой Лермонтова и народ не отождествлены, существует между ними некая грань, дистанция: «я» - «они». В стихотворении Ахматовой этой дистанции нет. Говоря о Родине, она употребляет местоимение «мы». Лирический герой Ахматовой и есть народ. «Я голос ваш, жар вашего дыханья», - утверждает поэтесса, и она в этом права. Она не уехала из России, когда «утешный голос» звал её покинуть «свой край, больной и грешный», как сделали многие. Она осталась с народом и разделила его трагическую судьбу. Отношение Ахматовой к Родине передаётся в эпиграфе:
И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас.
Эпиграф взят из стихотворения Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», написанного в 1922 году, когда перед ней стоял выбор: разделить судьбу изгнанника, для которого «полынью пахнет хлеб чужой», или остаться здесь. «в глухом чаду пожара». и «ни единого удара» не отклонить от себя. Она выбирает последнее и уверена в своей правоте:
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Прошло более 40 лет, и эта «оценка поздняя» наступила. Да, она осталась верна родной земле, не сделала «в душе своей» родину «предметом купли и продажи».
Да, родная земля – это не обетованный рай, горя она полна, боли и страданий, на ней живут «хворая, бедствуя, немотствуя». Но родная земля не несёт на себе вины за эти страдания, она «ни в чём не замешанный прах». В страшный 20 век, полный катаклизмов, войн и революций, не место восторженной, чувствительной слезливости, невозможно сочинить «стихи навзрыд». Словосочетание взято из стихотворения Пастернака «Февраль»:
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
«Это время трудновато для пера», как писал В. В. Маяковский, потому что оно требует твёрдого мужества и спокойствия, почти неженской стойкости.
Надменность лирической героини происходит не из чувства превосходства над теми, кто уехал из страны. Нет, она не осуждает покинувших Россию, а скорее сочувствует им и их горькой судьбе изгнанника. Её надменность проистекает из чувства собственного достоинства, из гордости и сознания правоты. Ей не нужно вспоминать о родной земле. Вспоминают те, кто уехал. Родная земля не бередит её горький сон, как в стихотворении В. Набокова, покинувшего Россию в девятнадцатилетнем возрасте и всю жизнь испытывающего ностальгию по родине:
Бывают ночи: только лягу,
В Россию поплывёт кровать:
И вот ведут меня к оврагу,
Ведут к оврагу убивать.
Тоска лирического героя Набокова так велика, так невыносима, что после пробуждения вместе с ощущением «благополучного изгнанья» и безопасности «покрова», он готов к тому, чтобы этот страшный сон стал правдой, чтоб это вправду было так.
1961 год. Написано стихотворение «Родная земля». В Ленинградской больнице в последние годы жизни поэтессы, с эпиграфом из ее же стихотворения.
Почему земля
Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» стоит начинать с ответа на вопрос: "Почему родная именно земля, а не страна, не Россия?"
Стихотворение написано к двадцатилетию с Но Анна Андреевна пишет не о стране, а о родной земле, плодородной почве - кормилице. К шестидесятым годам традиция поклонения земле осталась в прошлом, но Анна Андреевна уверена, что в душах людей все еще живет этническая память. И да, «это грязь на калошах», но без нее России никуда. Эта грязь кормит нас и нас же принимает в себя по окончании жизненного пути. В строках поэтессы огромный смысл. Не нужно оды слагать о земле, нужно лишь помнить, что это часть нашей родины.
Тема родины всегда звучала в поэзии Анны Андреевны. Это была не просто преданность, но служение отчизне, несмотря ни на какие испытания. Ахматова всегда была с народом. Рядом. Вместе. Она не смотрела на родной народ сверху вниз, как другие поэты.
Почему не Россия, а земля? Потому что поэтесса воспринимает родину не как страну, а как землю, на которой родилась и живет. Она не приемлет политический строй, репрессии и войны. Но она любит родину, народ, с которым живет, и готова с ними сносить все тяготы.
Об этом она уже писала в 1922 году. «Не с теми я…» - именно из этого стихотворения были взяты последние строки для эпиграфа. И за четыре десятилетия, несмотря ни на что, ее отношение к родной земле не изменилось. А было за эти 40 лет много трагического, и в ее судьбе, и в судьбе страны.
Важность предыстории
Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» не может быть полным, если не знать историю жизни поэтессы. Невозможно понять, насколько мужественной и преданной нужно было быть, чтобы не отказаться от своих слов и убеждений сорокалетней давности, если не знать, что ею было пережито в эти годы.
Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» следует начинать не в традиционной манере - с разбора рифм и прочего, это ничего не даст. А следует начать с того, что было перед написанием этого стихотворения в жизни «Анны всея Руси», как ее называли современники. Тогда только станет понятен глубокий смысл произведения, вся горечь и весь патриотизм, вложенные в него.
В 1921 году Анна Андреевна узнает, что ее близкий друг уезжает из России. И вот как она реагирует на отъезд любимого человека: она пишет «Не с теми я, кто бросил землю». Стихотворение, написанное в следующем году и вошедшее в сборник Anno domini. В этом стихотворении негодование, гнев и полностью обозначенная гражданская которая должна бы поменяться в связи с последующими событиями, но только укрепляется.
Жизнь между двумя стихотворениями
С 1923 по 1940 год Анну Андреевну не печатают. И это для нее тяжело. Она подверглась непрямым репрессиям. Но это было не самое трудное. В 1935-м был арестован ее сын Лев. А также ее муж, но его скоро выпустили. А Лев Николаевич после краткого освобождения снова был арестован. Пять лет Ахматова жила в напряжении и страхе - помилуют сына или нет.
В 1940 году появляется ветер надежды; поэтессе позволяют печататься, некоторых людей выпускают из сталинских лагерей. Но в 1941 году начинается война. Голод, страх, эвакуация.
В 1946 году, когда, казалось бы, ослабла хватка цензуры, Анну Андреевну исключают из Союза писателей и запрещают печатать ее сборники. Фактически ее лишают средств к существованию. В 1949 году снова арестовывают сына Анны Андреевны, и снова она стоит в очередях с передачками.
В 1951 году ее восстанавливают в Союзе писателей. В 1955 году выделяют бездомному поэту небольшой домик в поселке Комарово близ Ленинграда, после выселения из Фонтанного дома в марте 1952-го. Однако печатать ее не торопятся. И несколько лет стихи Ахматовой выпускаются самиздатом.
В мае 1960 года у Анны Андреевны начинается она переносит несколько инфарктов, начинаются мытарства по больницам. И в таком состоянии она находится в больнице на момент написания «Родной земли». Какой волей и преданностью нужно было обладать, чтобы пронести через все утраты свою любовь к родине и не изменить гражданскую позицию.
Традиционный Ахматовой «Родная земля»
Произведение это о любви к родине, но самого слово «любовь» в нем нет. Проводя анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля», несложно понять, что оно сознательно исключено. Стихотворение построено так, что и без этого слова раскрывает всю любовь к родной земле. Для этого применена двучастность произведения, что понятно по изменению размера.
Смена размера сразу бросается в глаза, когда проводишь анализ стихотворения «Родная земля». Ахматова все четко выверила. Шестистопный ямб - первые 8 строк. Далее переход в анапест - трехстопный, а после - четырехстопный. Ямб - это отрицание того, что в понимание любви поэтессы не входит. Анапест - утверждение простого определения. Человек - часть земли, и свободно считать ее своей - значит любить.
Нужно отметить также значения самого слова «земля», проводя анализ стихотворения «Родная земля». Ахматова их использовала в паре. В стихотворении два значения. Первое - место, где мы живем и умираем, место, которое нельзя бросать, что бы ни происходило. Второе - почва, прах, «хруст на зубах». Здесь все просто. И эпитеты («обетованный» и т.п.), и «украшательная» лексика («бередит», «ладанка») остаются в первой, ямбической части. Вторая часть состоит из просторечий, эпитетов нет. Все намного проще, но глубже. Истинной любви не нужна патетика.
Анализ стихотворения Ахматовой « Родная земля»
ахматова русская литература любовная лирика
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога - к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые - шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом - слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею - после смерти:
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного стихотворения - явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах - чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Анализ стихотворения «Родная земля»
Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.
Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?
С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!
Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
- «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
- «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой