Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева. Анализ стихотворения Фета “Весенние мысли” Весенние мысли анализ

Год от года в начале мая весна утверждает себя весенними грозами. Именно весна вдохновляет многих поэтов на создание истинных шедевров. Настоящим символом обновления природы и души человека стало это время года в стихотворении Тютчева "Весенняя гроза". Анализ по плану этого творения гениального русского мастера слова вы можете тщательно проследить.

Федор Иванович Тютчев не в одном сочинении воспел природу как живое существо, наделенное человеческими чувствами и чертами. На всех этапах творчества поэта прослеживается тема единства человека и природы. Он рисует мир многоликим и разнообразным, постоянно движущимся и меняющимся. Только человек, тонко чувствующий природу, знающий ее характер, смог подобрать слова для стихотворения "Весенняя гроза". Анализ его докажет гениальность этого шедевра.

Время создания стихотворения

Начать анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Весенняя гроза" стоит с истории его возникновения. На формирование Федора Ивановича как поэта и литератора повлияли многие факторы. Как только он окончил Московский университет, ему предложили работу за границей. Тютчев переезжает в Германию и становится внештатным атташе при миссии в Мюнхене. Там Федор Иванович провел 22 года. Несмотря на отдаленность от родного края, он продолжал его любить и с теплотой относиться к русской культуре и природе.

Именно воспевая красоту русских полей, рек, гор, смог выразить наиболее ярко свой талант выдающийся поэт. Перед анализом стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" нужно отметить, что оно по праву считается классическим. Выделяют две даты написания этого шедевра. Первый раз его напечатали в журнале "Галатея" (1829 г). Спустя 25 лет, уже в России, поэт внес поправки в первую строфу и добавил еще одну.

В анализе стихотворения Федора Тютчева "Весенняя гроза" стоит вспомнить, что оно относится к раннему этапу творчества мастера. Что стало поводом для написания этого сочинения, только ли впечатления от весенней грозы? Существует мнение, что на это могла повлиять влюбленность в жену Элеонору. Тютчеву тогда было 22 года, и он как раз женился. О воодушевленности поэта можно судить по последней строфе ("Ты скажешь..."). Тон стихотворения очень радостный - природа оправляется от зимнего сна.

Основная тема

Продолжить анализ стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" необходимо с определения главной темы. Поэт красочно рисует читателю весеннюю грозу. Гроза выступает как движение, ведущее к переменам и рождению чего-то нового. Федор Иванович параллельно сравнивает природу и мир людей. Весенняя гроза сравнивается с молодостью, начальным этапом формирования человеческой души. Выйдя из детского возраста, юность пытается громко заявить о своем существовании.

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Главная мысль "Весенней грозы"

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны. Жизнь, как и явление природы, - бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром "резвится и играет", а все живое ему радуется - птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду. Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Особенности сюжета

Обычными словами художник творит чудо - грозу рисует в таком прекрасном свете, что читателю приходится просто наслаждаться. Вначале автор сообщает о том, что весенняя гроза для него в радость. Он любит смотреть на голубое небо, где слышны первые раскаты грома. Их он называет молодыми. Затем пошел дождь, полетела пыль. Птицы стали радоваться грозе и закричали. Потом поэт сравнивает грозу с мифическим явлением. Дождь похож для него на пролитый из кубка нектар богиней юности Гебой (из древнегреческой мифологии).

Композиция и жанр

Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Тютчева будет неполным без упоминания о его построении. Это удивительное сочинение совсем небольшое, состоит из четырех строф. Строфой называют определенное количество строк, которые объединяются общей рифмой. В данном случае автором используется четырехстишие.

Первая строфа дает определение темы и знакомит с главным образом - грозой. Вторая и третья строфа - это описание самой стихии. В четвертой строфе явление грозы ассоциируется с божественным началом. Все строфы гармонично перетекают одна в другую. В последней части автор пытается предугадать мысли читателя по поводу происходящего. По поводу жанра стоит отметить, что это обычное лирическое стихотворение.

Образ грозы

Тютчев предоставляет читателю единственный образ - грозу. Она воспринимается юным существом, в котором буйствует радостная сила. Поэт четко воссоздает многие характерные черты этого образа. Федор Иванович показывает необычный дождь. Обычно все начинается с набухающих туч, темного низкого неба. Такая картина навевает страх и ужас. У Тютчева все по-другому: стихия описывается легко и радостно. Гром раздался, но он совсем не страшный. Поэт показывает весеннюю грозу легкой репетицией пред бурными летними ливнями. Дождик не пошел, не полил, а просто брызнул. У Ф. И. Тютчева есть другое стихотворение - "Как весел грохот летних бурь", в котором поэт показывает совсем иную стихию.

Очень необычна концовка стихотворения. Тютчев вспоминает о "ветреной Гебе" и Зевсе. Для чего он это делает? Всем известно, что Зевс считался главным древнегреческим богом, громовержцем, он символизировал силу солнца, бессмертия и огня. В мифах говорилось, что стрелы для метания молний находились в когтях у орла Зевса. Эту птицу приходила в мифе поить нектаром богиня вечной молодости Геба. Что изменил Тютчев в своем стихотворении по отношению к мифу? Тютчев решил показать, что смеющаяся Геба вылила кипящий кубок на землю. Этим самым автор проявляет свое радостное миропонимание. У него образ грозы необычный, он фантастический, мифический.

Только ли о грозе идет речь в стихотворении? Читателем тонко прослеживается душа поэта, напоенная любовью к женщине. Необычными образами и явлениями автор показывает состояние своей души, чтобы другие прочувствовали его счастье и радость.

Языковые особенности

Образность и смысловая окраска творения Федора Ивановича достигаются с помощью художественно-выразительных средств. Автором используется нейтральная по стилистике лексика. Все состояния и действия в произведении переданы глаголами личной формы или деепричастиями. С каждым новым глаголом поэт вносит в шедевр новую картинку. Сначала он говорит о раскатах, потом о дожде, затем о пыли. Все сменяется динамично.

Ф. И. Тютчев - мастер красочных эпитетов, и это он еще раз доказал в "Весенней грозе". Раскаты он называет "молодыми", перлы - "дождевыми", поток - "проворным". Поэт использует ряд олицетворений, которые неживым явлениям (перлам, грому, потоку) придают способности живых существ. Не оставил мастер свое творение и без метафор, инверсий.

Средства выразительности

Для раскрытия поэтического образа грозы автор использует много сонорных согласных, а также аллитерацию со звуками "р" и "г" ("гр ом гр охочет"). В стихотворении встречается прием ассонанса, когда повторяются одинаковые гласные для придачи ему особой языковой выразительности. С помощью тропов поэт превращает гром в шустрого и озорного мальчугана, который резвится и играет. На солнце золотятся нити капель дождя, которые напоминают жемчуг на ветвях деревьев.

Читательская оценка

Федор Иванович Тютчев - настоящий Орфей, воспевающий русскую природу. Что видят современники в его стихотворении "Весенняя гроза"? Многие делают вывод, что людям необходимо хоть раз в году пережить грозу, чтобы понять, что все мрачные события заканчиваются радостью, душевным покоем и умиротворением.

В наше время, когда все отдалились от природы, это произведение очень актуально. Читатели сразу вспоминают о величии и красоте основоположницы всего живого. Каждому хочется вернуться к ее истокам и выразить свою теплоту, признательность. Читатели восхищены тем, с каким мастерством Тютчев сконцентрировал свое внимание на весеннем природном явлении. Он не просто поэтизировал грозу, а наделил ее глубоким философским смыслом.

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит “, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

История создания

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Тема

Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:

  • Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “ солнце нити золотит “, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.

Пономаренко Антонина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Покровская СОШ №2

с. Покровского Неклиновского района Ростовской области

«Своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты весенней природы»

Эта небольшая работа адресована прежде всего молодым учителям, так как содержит систематизированный материал по анализу стихотворений Фета. Может быть использована при подготовке учащихся к олимпиадам или при проведении факультативных занятий.

Весна – это необыкновенное время года, которое вдохновляет и вдохновляло многих писателей и поэтов, художников и композиторов.

О весне Афанасий Фет писал очень много, всю свою жизнь. У него есть даже цикл стихотворений под названием «Весна», а вот исследовательских работ, в которых бы показывалось своеобразие лирики Фета в изображении красоты весенней природы, как таковых, нет.

Цель данной работы – на основе систематизации различного материала, его обобщения попытаться выявить своеобразие лирики Фета, выявить, какие средства и приемы использовал поэт, позволившие ему выделиться из ряда крупнейших поэтов, писавших о весне.

Фета большим поэтом сделала прежде всего любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. «Мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний», — отмечает в одной из своих работ критик Н. Любимов 1

Человека можно рассматривать как частичку природы, который подчинен ее законам, зависим от нее. В стихах Фета В. Брюсов «вычитывал» человеческие переживания, изменения, происходящие в душе человека под влиянием природы. Фет, как тонкий психолог, показывает нам, как с приходом весны меняется настроение, психологическое состояние человека, показал всю его сложность. До Фета этого в русской литературе не было. Его лирический герой испытывает томление и счастье, радость и грусть, сердечную и головную боль, тревогу одновременно. У других поэтов – Баратынского, Пушкина, Майкова этого нет.

Майков – крупный лирик, современник Фета, часто пишет о весне, но в его стихотворениях нет такой диалектики, сложности. Читаем в стихотворении «Весна! Выставляйся первая рама…»:

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Мы видим, что лирический герой радуется приходу весны, стремится в широкое поле, душа его испытывает порыв, полет, чтобы глубже насладиться приходом весны.

В стихотворении «Весна»:

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином…

Тоже поэт показывает одно чувство героя – чувство бесконечной радости; исчезают слезы и горе и тут же появляются первые грезы о счастье. То есть, в стихотворениях Майкова не видно выражения человеческих чувств, переживаний, а только односторонне показывается восприятие весны человеком, влияние весны на человека.

1 –Любимов Н. «Лирика Фета», ж-л «Новый мир»,1970,№12

У Фета же все гораздо сложнее. Поэт считает, что на фоне природы

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

(«Пришла, — и тает все в округ»)

Радость обновления природы передается и человеку при виде первых журавлей:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях

(«Еще весны душистой нега»)

… окно я растворила,

В степи кричали журавли.

(« Всю ночь гремел овраг»)

Цветущих первоцветов:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей…

(«Первый ландыш»)

и хочется верить в несбыточное,

Несбыточное грезится опять,

Несбыточное в нашем бедном мире,

И грудь вздыхает радостней и шире…

(«Еще весна, — как будто»)

и хочется верить, что ты любим, и

…что, как мир, бесконечна любовь…

(«Весенние мысли»)

Интересно стихотворение «Всю ночь гремел овраг соседний». Развитие темы идет по принципу эмоционального воздействия. Фет предоставляет нам, читателям, уловить душевное состояние лирического героя в подтексте, а не в самом тексте, где оно никак не определено и не названо. Все дело в идее-чувстве этого стихотворения, в пронизывающем стремлении вдаль:

И сила думы унесла

За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью

Через леса, через поля,-

А подо мной весенней дрожью

Ходила гулкая земля.

Устремленность героини вдаль, полет ее мыслей, порывы в духе Майкова сменяются противоположным настроением – героиня неизменно возвращается на землю, помня о глубокой связи с ней, помня, что здесь близкий ей человек

… ты здесь, мой добрый гений,

Бедами искушенный друг.

Сложность эту талант Фета выражает очень ярко, музыкально. В строфе «Лететь к безбрежью, бездорожью…» поэт дорисовывает подбором гласных звуков и то учащенными, то замедленными взмахами ритма беспредельность пространств, быстроту полета, дает возможность явственно различить гул весенней, набухающей соком земли.

Для Фета связь между тем, что происходит во внутреннем мире человека, и явлениями внешнего мира несомненна, и эту связь он не устает подчеркивать.

В стихотворении «На заре ты ее не буди» чувствуется повышенная эмоциональность героини. Девушка радуется, мечтает, даже яркий румянец у нее на щеках лежит, говоря о приливе жизненных сил:

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит…

…на ланитах так утро горит…

Повторяясь, поэт как бы заостряет на этом внимание. Сердце девушки тоскует по любви, томительно ожидает это чувство. Она мечтает о чем-то радостном, но еще не ясном, тревожном, поэтому

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней,

Поэтому и сон ее беспокойный:

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон…

Поэт подбирает редкий эпитет, характеризующий сон — «утомительный».

Утомлять – это значит привести в состояние усталости, ослабления сил.

Необычность, неожиданность этого эпитета в том, что, как правило, тяжелая продолжительная работа приводит к состоянию усталости, ослабления сил. А сон обычно бодрит человека, придает ему новые силы. Это своеобразная находка, редкость. Только талантливый поэт может найти такой яркий и необычный эпитет. В этих переживаниях героини чувствуется музыка жизни, поэтому это стихотворение стало романсом.

Музыкальность этого стихотворения создается повтором слов (анафора), повторам звуков, полнозвучной точной рифмой. Мелодичности способствует и дополнительно звучащий образ – образ громко свищущего соловья.

В стихотворении «Еще майская ночь» мы встречаем опять соединение противоположностей. Стихотворение овеяно предчувствием чего-то трагического. Вот на что идет Фет, соединяя радость от прихода весны, восторга с чувством тревоги, опасением смерти. Даже в песнях соловья чувствуется тревога и любовь:

… И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

В 1-2 –й строфе –противопоставление зимы и весны:

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Перед нами два полюса, на одном из которых – тепло и кротость, а на другом – «тревога и любовь», что создает впечатление напряженности. Слово «тревога» выражает состояние, исполненное беспокойства, неясных предчувствий, ожидания. В 3 –й строфе напряжение усиливается:

Березы ждут….

Они дрожат…

Фет использует здесь простые нераспространенные предложения, как бы подчеркивая нарастающее напряжение; подобранные глаголы очень хорошо передают это чувство напряженности. Как человек в ожидании чего – то испытывает нервную дрожь, так, возможно, и березы дрожат в ожидании, напрягшись.

(характерное для Фета) весеннего обновления. Поэтом создается многогранный образ новобрачной девы:

Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор

И между строк тут же чувствуется таящаяся печаль от возможности «последней песни»:

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной и последней, может быть,…

то есть поэт делает возможным соединение возрождения со смертью.

Итак, если перечесть стихотворение от 1-й строфы до последней, то можно увидеть все более усиливающийся контраст – прием градации.

Мотивы смерти, возникающие в некоторых весенних стихотворениях Фета, кажутся неожиданными у этого поэта, признанного певца весенней безмятежности:

Но это сердце перестанет биться

И ничего не будет уж любить

(« Еще весна, как будто…»)

А вот в стихотворении «Весна на дворе» поэт пишет:

«Еще весну переживешь!»

Такое борение смерти с рождением, бренного с вечным, конечного с бесконечным неизбежно оканчивается победой новой весны:

…И бессознательная сила

Свое ликует торжество.

(«Я ждал. Невестою – царицей…»)

Эта интересная ситуация находит объяснение в высказывании самого поэта в письме к Л. Н. Толстому от 3 февраля 1879 года: «Каждый раз, когда напишу стихотворение, мне кажется, что это гробовая доска музы. Глядь, опять из могилы пахнет огонек, и напишешь. Я даже этого не ищу, а помню чувство и время, что стихам не может быть конца, стоит только поболтать бутылку – и она взорвет пробку».

В стихотворении «Я рад, когда с земного лона» Фет передает радость приобщения к жизни природы весной, в дни «весенней жажды». Герой радуется ползущему по каменной ограде балкона плющу, с радостью наблюдает за семьей пичужек, где

заботливая мать кормит малышей. Но эта радость, граничащая с завистью

Уж не завидую ль тебе?..

связана с признанием жизни природы как более мудрой и величественной, в отличие от жизни человека.

Эта сложность человеческих характеров во взаимодействии с природой вызывает впечатление действия каких – то таинственных сил. Фет часто выражал мысль о том, что обычная, повседневная жизнь низменна, бессмысленна, скучна; что основное содержание человеческой жизни – страдание. Есть только одна таинственная, раскрывающаяся перед избранными, сфере подлинной, чистой радости – это сфера красоты, ее особый мир. Это красота любви и красота природы, особенно весной. «Фет в своей сфере – поэт редкой эмоциональности, силы заражающего чувства, при этом чувство светлого, жизнеутверждающего» 1 – отмечал Бухштаб в одной из своих работ.

Приход весны – это всегда у Фета что – то таинственное для человека, загадочное, непостижимое, придающее как некое божество человеку новые силы. Но это не может быть мистикой, так как Фет был материалистом и доказывает это детализация, конкретные образы, присутствующие в его лирике. Поэт любуется кочками, оврагами, ручьями – в этом его реализм. Для него важны эти журавли, ручьи, плаксивый чибис. Но все это сопровождается тайной. В стихотворении «Уж верба вся пушистая» есть некоторая тайна, неясность, намек на пробуждение жизненных сил:

Какой –то тайной жаждою

Мечта распалена…

А в первоначальном варианте у Фета было:

…Что жизни тайной жаждою

Мечта распалена…

т.е. загадочность не разъясняется, а еще более усиливается. Радость обновления передается и человеку, он радуется, подчас сам не зная чему:

1 –Бухштаб «Русские поэты», Худ. лит – ра, Л.,1970, с.104

Шумит толпою праздною,

Народ, чему –то рад..

Весна для Фета является чем –то неземным, своеобразным божеством:

Еще весна, — как будто неземной

Какой –то дух ночным владеет садом…

При этом поэт показывает «наш бедный мир» с садом, с синевой небес, с аллеей, в которой слышны трели соловьев. Но все же сила весны, так вдохновляющее действующая на человека, остается для Фета вечной тайной.

Фет сознательно не проясняет эту тайну в своих стихотворениях: для него главное показать настроение, в этом импрессионизм поэта. Он старается выразить свое впечатление от весны, поэтому тайна и не раскрывается, а это делает еще более привлекательной лирику Фета.

Эта таинственная сила освежает, обновляет человека, обновляет его силы, приносит ему радостное ощущение:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно – радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

(«Сад весь в цвету»)

Здесь мы встречаем взаимоисключение – это очень характерно для лирики Фета. Он смело идет навстречу этому алогизму, этому оксюморону,- сочетанию противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое качество, всегда содержит элемент неожиданности. Возможно, поэт считает весну в широком смысле непостижной – человеку не дано понять той силы весны, того механизма воздействия на человека, почему именно весной у людей ярче проявляются чувства? А ясна она может быть как явление природы.

В связи с тем, что в природе так много противоречивого и так противоречиво воздействие природы на человека, возникает проблема весеннего разнообразия и переменчивости весной, особенно в апреле.

В стихотворениях Фета нет устойчивости, постоянства, он любит показать переходность, зыбкость окружающего. Не случайно в своих стихотворениях поэт изображает весну как плавный переход от зимы к лету.

Для Фета характерно любовное отношение к каждому глухому уголку природы, умение найти необычное, поэтичное там, где многие увидели бы серую будничность и повседневность. Фет стремится зафиксировать любые изменения в природе. Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…

Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то он сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декорации. Для Фета природа – это не «бездушный лик», это существо мыслящее, одушевленное, одухотворенное.

Фет самобытен и смел во всем, смел даже до дерзости в своих эпитетах, метафорах и сравнениях. Метафоры у него точны, выразительны, свежи. Мы встретим в его стихотворениях и «рой облаков», «дым туч», «деревьев хоровод»…

Фету достаточно одной четкой детали, чтобы изобразить раннюю весну с ее утренними заморозками:

…Еще зарей гремит телега

На замороженном пути…

Фету свойственна чрезвычайная лаконичность. Он обходится без придаточных и вводных

предложений – он наделяет основной цвет эпитетом, определяющим его оттенок, и тем достигается предельная уплотненность:

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках….

(«Еще весны душистой нега»)

Для Фета в поэзии особую ценность имело все то, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подбор звуков, мелодия стиха. Огромная масса его стихов не знает строфических стандартов – сочетает строки, различные не только по количеству стоп, но и по их роду. Например, соединяет ямб с амфибрахием, что недопустимо было в классическом стихосложении.

Проанализированные стихотворения позволяют выявить ряд особенностей лирики А.Фета, его художественного метода:

А) характерны черты импрессионистического стиля (импрессионист. лаконизм),

Б) эффективность мимолетных впечатлений,

В) прием неожиданных ракурсов,

Г) непроясненность неуловимых моментов

Д) музыкальность

Е) принцип внутреннего порядка внешне беспорядочных мазков

Кроме того, в лирике Фета можно выделить 3 основные черты:

1 – проблема « человек и весна»

2 – проблема « таинственное и реальное в природе»

3 – проблема легкости, зыбкости весеннего мира, рождающая разнообразную форму

Эти 3 черты тесно переплетаются и составляют своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты природы весной.

Список использованной литературы:

1. Н. Любимов. Ж –л «Русская речь», 1978, №1

Ж — л «Новый мир», 1970, № 12

3. Л. Озеров «А.А. Фет» (о мастерстве поэта) Знание. М., 1970

4. Н. Сухова « Лирическая поэтика Фета» Л. Наука.1994

5. Афанасий Фет. Стихотворения Эксмо, 2005 год

Контрольная работа по истории русской литературы XIX века на тему

«Тема природы в творчестве А.А. Фета»

(на основе произведений «Уж верба вся пушистая» и «Весенние мысли»)

«Уж верба вся пушистая»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

«Весенние мысли»

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко

Средь природы разнеженной мы,

Как видало ходившее низко

Нас холодное солнце зимы?

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

Тема природы в творчестве А.А. Фета (на основе сопоставления произведений «Весенние мысли» и «Уж верба вся пушистая»)

«Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле».

Б. Бухштаб

Большинство произведений А.А Фета посвящено описанию природы. Именно в природе, в ее обворожительной непосредственности он находит единственное разрешение всех вопросов. Природа для поэта – вечный источник красоты, красоты божественной, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении.

В лирике А.А. Фета природа неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны.

В стихах Фета во всей своей красоте предстает русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, птицами, возвращающимися издалека.

Стихотворения, выбранные для анализа, посвящены весне. Это еще не весна в полном ее разгаре, а только первоначальные признаки приближающегося тепла, наступающего оживления. Именно поэтому эти произведения вселяют в душу читателей неподдельную нежность ко всему, что происходит в природе весной. Кажется, что можно самому почувствовать уже начинающее пригревать солнце, ощутить запахи весны, запахи таявшей земли. В произведениях А.А. Фета обонятельные образы играют важную роль – поэт делает акцент на весенних запахах, тем самым возможность читателям почувствовать их.

Неслучайно автор в этих двух произведениях употребляет слова «опять, снова». Употребление данных слов указывает на регулярность и неотменимость прихода весны, и в то же время эти слова выражают его личную радость оттого, что все в природе закономерно, и весна каждый раз, каждый год приходит новая и ободряет людей, оживляет чувства, желания, мечты.

Значительное место у Фета занимают образы птиц, цветов, деревьев. Ему близко все гибкое, нежное, летучее, «трепещущее» – природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях.

Название стихотворения «Уж верба вся пушистая» является подтверждением того, что поэт практически всегда использовал в своих произведениях, связанных с природой, образы деревьев, цветов; в стихотворении «Весенние мысли» появляется ландыш, ждущий солнечного тепла.

В произведениях А.А. Фета все то, что он относит к категории «прекрасного» и «возвышенного», наделяется крыльями. В стихотворении «Уж верба вся пушистая» крыльями «одарена» весна: «весна повеяла крылом». Эта метафора раскрывает нам значение весны для поэта, его отношение к этому периоду: весна окрыляет всех живущих на земле, она дает новые силы, жажду жизни; она словно накрывает все своим покрывалом тепла, нежности и, конечно, любви.

Даже в отношении к «тучкам» проявляется нежность: это уже не тучи, нависшие над землей, несущие с собой непогоду и уныние, нет, это всего лишь маленькие тучки, которые быстро пролетают по небу, будто резвясь на нем. «Тучки носятся», «проносится весна» в стихотворении «Уж верба вся пушистая» и «солнце ходит высоко» в стихотворении «Весенние мысли» – это движение придает стихотворению некую динамику, которая также связана с приходом весны, то есть пробуждением всего, ожиданием чего-то нового.

В стихотворениях употребляются сочетания «тепло озарены», «разнеженная природа», благодаря которым у читателей сразу возникает представление о чем-то чистом, теплом, светлом, добром. Автором в произведения вложено столько личных эмоций, в особенности чувства радости, что невозможно прочесть их и остаться абсолютно равнодушным.

В своих стихотворениях о природе Фет также использовал прием образного параллелизма: «человеческое» и «природное» в картинах Фета слиты воедино, и, безусловно, с приходом весны меняется и настроение лирического героя. Он, как и природа, словно просыпается от долгой зимы:

«И в душу снова просятся пленительные сны» («Уж верба вся пушистая»);

«Снова в сердце ничем не умеришь до ланит восходящую кровь» («Весенние мысли»);

«Веришь, что, как мир, бесконечна любовь» («Весенние мысли»).

«Сны просятся» – олицетворение, введенное автором с определенной целью. Сны – это источник вдохновения поэта, это его тайные мечты, желания. Приход весны способствует оживлению мечт, желаний, волнений, будоражит человека, находящегося в предвкушении чего-то нового, светлого, радостного.

Весна заходит на улицы, украшая их: «Везде разнообразною картиной занят взгляд». И вроде все, как обычно, но в то же время ново, непривычно – в мире все меняется, обновляется, смывается с земли картина зимы, застывшая, неинтересная: «снова птицы летят издалека к берегам, расторгающим лед». А весной все наоборот: появляются яркие, красочные пятна на фоне общей зимней серости, которые привлекают взгляд и радуют лирического героя.

В стихотворении «Уж верба вся пушистая» есть интересная деталь, которая не отмечалась в других произведениях:

«Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…» – мы видим состояние и ощущения не только лирического героя, но здесь появляется собирательный образ – народ, изображенный как праздная толпа. И это вполне естественно для поэта, ведь приход весны воодушевляет, бодрит дух, и поэтому люди радуются наступающей весне, как празднику, которого давно ждали!

«Какой-то тайной жаждою душа распалена» – эта метафора очень точно передает нам состояние лирического героя, демонстрирует столь бурную фантазию, столь «яростное» ожидание чего-то чудесного, что читатель может представить себе ту изнывающую тоску, ту жажду весеннего обновления, которая переполняет героя, практически «сжигает» его.

«И над душою каждою проносится весна» - автор так заканчивает стихотворение «Уж верба вся пушистая» для того, чтобы еще раз подчеркнуть, выделить, что весна не может никого обойти стороной, в каждого человека она вселяет радость, каждого «обнимает» своим теплом и каждому приносит светлую надежду на счастье.

Стихотворение «Весенние мысли» в большей степени раскрывает мысли, переживания лирического героя:

«Но сойдемся ли снова так близко

Средь природы изнеженной мы…?» – автор передает состояние души героя, мучающий его вопрос, ведь весна – время любви, время сладких грез. Заканчивая стихотворение вопросом, автор дает понять, что лирический герой хочет испытывать настоящее чувство любви, желает жить весной.

«И душою подкупленной веришь, что, как мир, бесконечна любовь…» – поэт еще раз указывает на то, что приход весны сулит радость, надежду, с ее приходом в душу каждого человека вселяется вера в неизбежность счастья, а когда человек живет таким радостным ожиданием, находится в предвкушении его – он живет полной жизнью!

"Всесильная природа" - несомненно, центральный образ поэзии Фета. Это не пейзажи, не картины природы, не "фон", на котором возникает лирическая исповедь героя, не "оболочка зримая". Жизнь самой природы и все, что происходит в душе человека при ее непосредственном участии, - постоянные мотивы Фета, его главное художественное открытие.

Природа для А.А. Фета прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении. Созерцание природы – высшее состояние души лирического героя, придающее его существованию смысл.

Лирический герой не чувствует "равнодушия" природы, напротив - ощущает живую связь с ней. Герой Фета воспринимает отношения человека с природой всегда гармонически. Ему неведомы ни "хаос", ни "бездны", столь значительные для «природных» произведений Тютчева.

Герой не знает чувства покинутости человека, отданного природой на волю рока. Красота природы вливает в душу, при всех невзгодах, ощущение полноты и радости бытия.

Читая стихотворения А.А. Фета, можно с уверенностью сказать, что он - поэт природы в более широком смысле, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена, и не только потому, что поэт отгораживался от жизни во всей ее полноте, уходя в природу. Фет более, чем кто-либо, выразил в русской лирике свободное отношение к природе. Поэт ощущает себя органичной частью природы, и поэтому в его произведениях передается чувственное, эмоциональное восприятие мира.