Богу который был и грядет. Библия, изложенная для семейного чтения.Откровение святого Иоанна Богослова

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня пятница первой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета - Апокалипсисом святого Иоанна Богослова. Напомню: это связано с тем, что в будние дни Великого поста не читаются отрывки из Нового Завета.

В прошлый раз мы остановились на 4-м стихе 1-й главы, то есть успели прочитать еще не очень много. Это связано с тем, что мы много внимания уделили рассуждению об имени Божием. В прошлый раз мы посвятили всю беседу теме откровения имени Божиего в Ветхом Завете. «Эхъе ашер эхъе» по-еврейски означает «Я буду Таким, Каким Я буду». Яхве - это другая форма имени, открытая Моисею, которая переводится как «Присутствующий» или «Он присутствует». Это связано с тем, что Господь, отвечая на вопрос Моисея о Его имени, сохраняет Свою независимость, трансцендентность. Он обещает Моисею, что будет с ним и с народом, но Каким именно Он будет - не говорит. Когда переводили с еврейского языка на греческий, то передали это понятие как «Сущий, подлинно Существующий, абсолютно Существующий». Эта мысль тоже справедлива по отношению к Богу, но она немного искажает тот смысл, который был изначально вложен в еврейский текст, описывающий явление Бога Моисею.

В Апокалипсисе как раз присутствует это название Бога: Который есть и был и грядет. О Боге часто говорилось, что Он есть, был и будет. Причем такое понятие было как в иудейской среде, так и в языческой, где так говорили про особо важных богов. В некоторых источниках даже встречается такой образец: «Зевс был, Зевс есть и Зевс будет». Мы знаем, что так иногда говорили и про знаменитых, авторитетных людей. Здесь есть важный момент: Который есть и был и грядет, то есть идет, а не просто «будет». Вроде бы, смысл похож, но не совсем. Дело в том, что когда мы говорим, что Бог был, есть и будет, мы имеем в виду, что Бог всегда присутствует: Он всегда был в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем, при этом Он независим от мира, вечен в Своей независимости, трансцендентности. А когда мы говорим грядет, это означает, что Бог придет в этот мир, это свидетельствует о Его связи с этим миром: о том, что, сотворив этот мир, Бог не забыл о нем, Он руководит историей этого мира. В конце концов Он придет в этот мир и свершится то, о чем повествует Апокалипсис: Царство Небесное реализуется на земле. «Да будет воля Божия как на небе, так и на земле», - так говорим мы с вами в молитве Господней.

Слово грядет важно, так как говорит о том, что Бог вместе со Своим народом, в данном случае с христианами, которым в то время было очень тяжело. Апокалипсис был написан спустя некоторое время после начала политических гонений на христиан именно за то, что они были христианами. Это было при императоре Домициане в 90-х годах I века. Конечно, христиане нуждались в утешении, в надеждена то, что Бог не просто существует где-то независимо, а придет к ним на помощь, победит их врагов и даст самим христианам праздновать победу вместе со Христом.

Буквально одна фраза Который есть и был и грядет, но мы говорим о ней достаточно много времени, поскольку в этом определении Бога заключена огромная глубина и смысл. А также это говорит о том, что Апокалипсис - чрезвычайно богатая образами и смыслом книга.

1:4. <…> Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

1:5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.

Здесь упоминается Сам Бог, на третьем месте Иисус Христос, а в середине семь духов, находящихся перед престолом Его (Небесного Бога). По этому поводу есть разные толкования, и одно из них говорит о том, что семь духов - метафорическое наименование Духа Святого. Когда Иоанн Богослов писал книгу Откровение, еще не было сформулированного богословия, в том числе Троического об Отце, Сыне и Святом Духе. Эта формулировка в законченном виде появилась несколько позднее, когда уже проводились Вселенские Соборы, на которых все это и обсуждалось. Как в посланиях апостола Павла, так и у Иоанна Богослова мы видим, что когда автор говорит о Троице, об Иисусе Христе и об отношении Иисуса Христа к Богу Отцу, это может быть выражено в достаточно свободной форме, в авторском, творческом осмыслении. Здесь Дух Святой действительно мог метафорически называться семью духами, поскольку цифра семь играет большую роль в Библии вообще и в Апокалипсисе в частности: семь является числом полноты. Бог сотворил мир за шесть дней, и седьмой день, когда Бог пребывает в покое, продолжается до сих пор, то есть семь дней - число существования мира в его полноте. Также есть другая версия, согласно которой семь духов - это полнота служебных духов, которые служат перед Престолом Небесного Владыки. Обе версии имеют право на существование.

На третьем месте - Иисус Христос. Для нас это нетрадиционно, обычно мы говорим: Отец, Сын, Святой Дух. Если считать, что семь духов - это метафорическое изображение Духа Святого, то получается, что сначала Отец, потом Дух Святой, потом Иисус Христос. Повторю, что связано это с тем, что еще не было общепринятых формул, которыми бы обозначалась Святая Троица и выражалась Троическая терминология. Поэтому само место могло быть изменено: Иисус Христос вместо традиционного второго места стоит на третьем после этих семи духов.

Об Иисусе Христе говорится в 5-м стихе, что Он есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Слово свидетель (по-гречески «martis») часто употребляется по отношению ко Христу, потому что Он свидетельствовал о Боге, о том, что Бог есть Любовь, и всей Своей жизнью показал это, отдав Свою жизнь за людей. Также свидетелями назывались и верные христиане. Это понятие чрезвычайно важно для Апокалипсиса, мы не раз столкнемся с этим словом. Свидетель - это тот, кто свидетельствует о любви Христовой и о том, что он готов быть верным Христу даже до смерти. Эта верность часто предполагала мученичество, страдание. Слово «martis» иногда просто транслитерировали, как в латинском языке (и тогда «martis» превращался в «martir»), либо просто переводили по внешнему признаку: раз свидетелей часто мучили и убивали, значит они мученики, поэтому у нас слово «martis» часто переводили как «мученик». Мы должны помнить, что главное в этом свидетельстве само свидетельство - стойкость, верность Христу. Она может заканчиваться мученичеством, а может не заканчиваться, главное, чтобы человек оставался верным свидетелем.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет , и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
7 Се, грядет с облаками , и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет , Вседержитель.
(Откр.1:4-8).

БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ИХ ИСТОЧНИК

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
(Откр.1:4)

Иоанн посылает приветствия от Того, Который есть и был и грядет.

Собственно, это обычный титул Бога. В Исх. 3,14 Бог говорит Моисею: «Я семь Сущий «.

Иудейские раввины объясняли, что Бог этим хотел сказать: «Я был; Я существую еще и в будущем Я буду».

Греки говорили: «Зевс, который был, Зевс, который есть и Зевс, который будет». Последователи религии орфиков говорили: «Зевс — первый и Зевс последний; Зевс — это голова и Зевс — это середина и от Зевса произошло все».

Все это получило в Евр. 13,8 такое прекрасное выражение: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же «.

В то ужасное время Иоанн оставался неизменно верным идее неизменчивости Бога.

Особое значение в этой книге придается Божьей вечной, веизменной сущности.

  • «Живущему во веки веков» (4:10).
  • «Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4:8).
  • «Я семь Альфа и Омега, начало и конец»(21:6; 22:13).
  • «Я семь Альфа и Омега, начало и конец. Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1:8).
  • «Я семь первый и последний и живый; и был мертв, и ее, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (1:17,18).

В мире, где империи возникают и падают, где все проходит и умирает, Божье Слово напоминает нам о том, что Бог неизменный, не относящийся к определённому времени, Он вечен.

Он обещал, что Его сущность будет в нас и что мы уподобимся Ему, по Его благодати не будем подвержены смерти. Мы будем жить и жить всегда, будем живыми навеки.

Какой чудесный смысл жизни дает это!? Какое утешение всем христианам!?

СЕМЬ ДУХОВ

Каждого, кто читает этот отрывок, должен удивить приведенный здесь порядок ипостасей Бога.

Мы говорим: Отец, Сын и Святой Дух. Здесь же речь идет об Отце и Иисусе Христе, Сыне, а вместо Духа Святого — семь духов, находящихся пред престолом.

Неудивительно, что в этой заключительной книге Библии число семь встречается пятьдесят четыре раза.

Дадим объяснения:

1. Иудеи говорили о семи ангелах присутствия, которых они прекрасно называли «первые семь белых» (1 Ен. 90,21 ). Это были, как мы их называем, архангелы и они «возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12,15 ). Имена у них не всегда одни и те же, но их часто называют Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Гавриил, Саракиил (Садакиил) и Иеримиил (Фануил).

Они регулировали различные элементы земли — огонь, воздух и воду и были ангелами-хранителями народов. Это были наиболее знаменитые и близкие слуги Божие.

Некоторые комментаторы полагают, что они-то и есть упомянутые семь духов. Но это невозможно; какими бы великими эти ангелы не были, они все же были сотворены.

2. Второе объяснение связано со знаменитым отрывком из Ис. 11,2-За: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и страхом Господним исполнится «.

Этот отрывок послужил основой для великой концепции семи
даров Духа.

3. Третье объяснение связывает идею семи духов фактом существования семи церквей. В Евр. 2,4 читаем о «раздаянии Духа Святого» по Его воле. В греческом выражении, переведенном на русский язык словом раздаяние, стоит слово мерисмос , которое значит доля, часть , и как бы передает идею, что Бог дает каждому человеку долю Своего Духа.

Таким образом, в данном случае идея заключалась в том, что эти семь духов символизируют доли Духа, которые Бог дал каждой из семи церквей, и значение ее сводится к тому, что ни одно христианское общество не оставлено без присутствия, силы и освящения Духа.

4. А так же, что «семь духов» относятся к Святому Духу, действующему в сферах управления. Семь духов — это полнота силы Святого Духа, как верховной власти, и значение духов зависит от контекста, в котором они употреблены.

В 3-ей главе они относятся ко Христу, решающему вопросы собрания, в 5-ой главе они упоминаются в связи с его отношением к земле, но как бы они ни употреблялись, они всегда означают полноту Святого Духа в его управлении и
силе, а не его единство в образовании собрания как одного тела.

Об этом уже шла речь в посланиях апостола Павла, в которых место, надлежащее христианину как члену тела Христа, рассматривается особо (причем рассматривается только там).

Следовательно, Бог представляется соответственно духу и сути Ветхого Завета и в то же время — применительно к теме Нового Завета; таким же образом представлен нам и Святой Дух.

ЧИСЛО СЕМЬ

Книга построена вокруг системы «Семь».

  • Семь Посланий к семи церквам (главы 1-3).
  • Семь печатей, семь труб (главы 4-11).
  • Семь язв (главы 15,16).
  • Семь светильников (1:12,20).
  • Семь звёзд (1:16,20).
  • Семь ангелов (1:20).
  • Семь духов (1:4).
  • Агнец с семью рогами и семью очами (5:6).
  • Семь светильников (4:5).
  • Семь громов (10:3,4).
  • Красный дракон с семью головами и семью диадемами (12:3).
  • Зверь с семью головами (13:1).
  • Зверь багряный с семью головами (17:3,7).
  • Семь гор (17:9).
  • Семь царей (17:10).

Число «семь» фигурирует в Библии очень часто.

  • Суббота — седьмой день.
  • Система левитов в Ветхом Завете была устроена на цикле «семь».
  • Иерихон пал после того, как семь священников с семью трубами, в продолжение семи дней обходили вокруг стен его и трубили семь раз на седьмой день.
  • Нееман семь раз окунулся в Иордане.
  • Библия начинается семью днями творения и заканчивается книгой семерок, об окончательной судьбе творения.

Число семь является излюбленным в Божьем исчислении.

  • Неделя состоит из семи дней.
  • В музыке семь нот.
  • Радуга состоит из семи цветов.

Судя по тому, как часто и в каком отношении это число употребляется, оно должно иметь более важное значение, чем только цифровую ценность.

Символически, оно обозначает законченность или завершенность, целостность, полноту и совокупность.

ИМЕНА ИИСУСА ХРИСТА

В этом отрывке мы видим три великих титула Иисуса Христа.

1. Он свидетель верный.

  • Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видим» (Иоан. 3,11).
  • Понтию Пилату Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоан. 18,37).

Свидетель говорит о том, что видел собственными глазами. Вот почему Иисус — свидетель Божий: у Него Одного из первых рук знание о Боге.

2. Он первенец из мертвых.

Первенец, в греческом прототокос , может иметь два значения:

а) Оно может в буквальном смысле значить первенец, первый, старший ребенок. Если оно употреблено в этом смысле, то это должно быть указанием на Воскресение.

Через Воскресение Иисус одержал победу над смертью, в которой может соучаствовать каждый, кто верит в Него.

б) Вследствие того, что первенец — это сын, наследовавший честь и власть отца, прототокос получило значение человека, облеченного властью и славой; занимающего первое место, принца среди обыкновенных людей.

Когда Павел говорит об Иисусе как о рожденном прежде всякой твари (Кол. 1,15 ), он подчеркивает, что Ему принадлежат первое место и честь. Если мы примем
это значение слова, то это значит, что Иисус — Господь умерших, также как и Господь живых.

Во всей вселенной, в этом мире и в мире грядущем, и в жизни и в смерти, нет такого места, где бы Иисус не был Господь.

3. Он владыка царей земных.

Здесь следует отметить два пункта:

а) Это параллель к Пс. 88,28: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земных «. Иудейские книжники всегда считали, что этот стих — описание грядущего Мессии; и, поэтому, сказать, что Иисус — владыка царей земных, значит сказать, что Он — Мессия.

б) Один комментатор указывает на связь этого титула Иисуса с историей о Его искушении, когда дьявол взял Иисуса на высокую гору, показал Ему все царства мира и славу их и сказал Ему «все это дам Тебе, если падши поклонишься мне » (Мат. 4,8.9; Лук. 4,6.7).

Дьявол утверждал, что ему отдана власть над всеми царствами земными (Лук. 4,6) и предлагал Иисусу, если Он вступит с ним в союз, дать Ему долю в них. Поразительно, что Иисус Сам, Своими муками и смертью на Кресте и властью Воскресения приобрел то, что дьявол обещал Ему, но никогда не смог бы дать.

Не компромисс со злом, а непоколебимая верность и верная любовь, принявшие даже Крест, сделали Иисуса Господом вселенной.

ЧТО ИИСУС СДЕЛАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
(Откр.1:6)

Лишь в немногих отрывках изложено так прекрасно, что Иисус сделал для людей.

1. Он возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровью Своею.

В греческом слова мыть и освобождать очень похожи, соответственно луейн и лиейн , но произносятся совершенно одинаково. Но не остается никаких сомнений в том, что в самых старых и самых хороших греческих списках стоит лиейн , то есть освобождать.

Иоанн понимает это так, что Иисус освободил нас от грехов наших ценой Своей крови. Именно это же Иоанн говорит позже, когда говорит о тех, искупленных Богу Кровию Агнца (5,9). Это же имел в виду Павел, когда говорил о том, что Христос искупил нас от клятвы закона (Гал. 3,13 ).

В обоих этих случаях Павел употребил слово ексагорадзейн , что значит выкупить из , уплатить цену при
покупке человека или вещи у того, кто владеет человеком или вещью.

Многие должны почувствовать облегчение, когда узнают, что Иоанн говорит здесь, что мы освобождены от грехов наших ценою крови, то есть ценою жизни Иисуса Христа.

Здесь есть еще один очень интересный пункт. Надо обратить особое внимание на время, в котором стоят глаголы.

Иоанн настаивает на том, что выражение Иисус любит нас стоит в настоящем времени, что значит, что любовь Божья в Иисусе Христе есть нечто постоянное и непрерывное.

Выражение освободил (омывшем) напротив, стоит в прошедшем времени; греческая форма аорист передает совершенное действие в прошлом, то есть наше освобождение
от грехов было совершенно в одном акте Распятия.

Другими словами, то что произошло на Кресте, было единственным доступным во времени актом, послужившим выражению постоянной любви Божьей.

2. Иисус сделал нас царями и священниками Богу.

Это цитата из Исх. 19,6: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым «. Иисус сделал для нас следующие:

а) Он дал нам царское достоинство . Через Него мы можем стать подлинными чадами Божиими; а если мы — чада Царя царей, то нет более высшей родословной, чем наша.

б) Он сделал нас священниками. По прежней традиции лишь священник имел право доступа к Богу.

Иудей, вошедший в храм, мог пройти двор язычников, двор женщин и двор израильтян, но здесь он должен был остановиться; он не мог войти во двор священников, он не мог
приблизиться к Святому Святых.

В видении о грядущих великих днях Исаия сказал: «А вы будете называться священниками Господа » (Ис. 61,6). В тот день каждый человек будет священником и получит доступ к Богу.

Вот это и имеет в виду здесь Иоанн. Благодаря тому, что сделал для нас Иисус, каждому открыт доступ к Богу. Это — священство всех верующих.

Мы можем смело подойти к престолу благодати,

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:16)

потому что у нас есть путь новый и живой в присутствие Бога.

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
(Евр.10:19-22)

ГРЯДУЩАЯ СЛАВА

7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
(Откр.1:7)

С этого места нам придется постоянно, почти в каждом отрывке, отмечать обращение Иоанна к Ветхому Завету. Иоанн был настолько пропитан Ветхим Заветом, что почти не мог написать абзац, не процитировав его. Это примечательно и интересно.

Иоанн жил в эпоху, когда было просто страшно быть христианином. Он сам познал ссылку, заключение и тяжелый труд; а многие приняли смерть в самых жестоких формах. Наилучший способ поддерживать в этой ситуации мужество и надежду — помнить, что в прошлом Бог никогда не бросал на произвол судьбы Своих людей, и что Его власть и сила не уменьшились.

В этом отрывке Иоанн излагает девиз и текст своей книги, свою веру в победоносное возвращение Христа, Который спасет христиан в беде от зверств их врагов.

1. Для христиан возвращение Христа является обетованием, которым они питают свои души.

Картину этого возвращения Иоанн взял из видения Даниила четырех больших зверей, владевших миром (Дан. 7,1-14).

Это были:

  • Вавилон — зверь, подобный льву с орлиными крыльями (7,4);
  • Персия — зверь, похожий на дикого медведя (Дан. 7,5);
  • Греция — зверь, как барс, на спине у него четыре птичьих крыла (Дан. 7,6);
  • и Рим — зверь ужасный и страшный, у него большие железные зубы, неописуемый (Дан. 7,7).

Но время этих зверей и жестоких империй прошло, и владычество должно быть передано нежной власти, как бы Сыну человеческому.

13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
(Дан.7:13,14)

Вот из этого видения пророка Даниила происходит вновь и вновь появляющаяся картина Сына человеческого, грядущего на облаках (Мат. 24,30; 26,64; Мар. 13,26; 14,62) .

Если очистить эту картину от элементов воображения, свойственных тому времени — мы, например, уже не думаем о том, что небеса расположены где-то сразу за твердью небесной, — перед нами остается неизменная истина, что придет день, когда Иисус Христос будет Господь
всего.

В этой надежде всегда черпали силу и утешение христиане, жизнь которых была трудна, а вера не редко значила смерть.

2. Врагам Христовым Его приход принесет страх.

Здесь Иоанн обращается к цитате из Зах. 12,10: «… они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце «.

Цитата из Книги пророка Захарии связана с историей о том, как Бог дал народу Своему доброго пастыря, но люди, в своем непослушании безумно убили его и взяли себе негодных и эгоистичных пастухов, но настанет день, когда они горько раскаются, и в тот день они посмотрят на доброго пастыря, которого они пронзили, и будут скорбеть о нем и о том, что они сделали.

Иоанн берет эту картину и применяет ее к Иисусу: люди распяли Его, но придет день, когда они снова посмотрят на Него, и в этот раз перед ними будет не униженный Христос на Кресте, а Сын Божий в славе небесных, Которому
отдана власть над всей вселенной.

Совершенно очевидно, что первоначально Иоанн имел здесь в виду иудеев и римлян, которые действительно распяли Его. Но в каждом поколении и в каждую эпоху те, которые грешат
распинают Его снова и снова.

Настанет день, когда тот, кто отворачивался от Иисуса Христа или противился Ему, увидит, что Он — Господь вселенной и судья их душ.

Отрывок заканчивается двумя восклицаниями: Ей, аминь! В греческом тексте этому выражению соответствуют слова най и амин . Най — это греческое слово, а амин — слово древнееврейского происхождения. Оба они обозначают торжественное согласие: «Да будет так!

В древнееврейском алфавите первая буква — алеф , и последняя — тав ; иудеи имели подобное выражение. Это выражение указывает на абсолютную полноту Бога, в Котором, по выражению одного комментатора «безграничная жизнь, которая все охватывает и все превосходит «.

2. Бог есть, Он был и Он грядет.

Другими словами Он — Вечный. Он был, когда началось время, Он есть сейчас и Он будет, когда время кончится. Он был Богом всех, кто верил в Него, Он — Бог, Которому мы можем довериться сегодня и в будущем никогда не может произойти ничего, что может разделить нас с Ним.

3. Бог — Вседержитель.

В греческом Вседержитель — пантократор — тот, чья власть
распространяется на все. Интересно отметить, что это слово встречается в Новом Завете семь раз: один раз — в 2 Кор. 6,18 в цитате из Ветхого Завета, а все остальные шесть раз — в Откровении.

Очевидно, что употребление этого слова характерно только для Иоанна. Подумайте только, в какой ситуации он
писал: бронированная мощь римской империи поднялась, чтобы сокрушить христианскую Церковь. Ни одна империя до этого не могла противостоять Риму; какой шанс против Рима был у страждущего, маленького, сбившегося стада, единственным преступление которого был Христос?

Чисто по-человечески говоря, никакого; но, когда человек думает так, он упускает из вида самый важный фактор — Бога Вседержителя, пантократора , Который держит в руках все.

Этим словом в Ветхом Завете охарактеризован Господь Бог Саваоф (Ам. 9,5; Ос. 12,5 ). Это же слово Иоанн употребляет в потрясающем контексте: «…воцарился Господь Бог Вседержитель » (Отк. 19,6 ).

Если люди находятся в таких руках, ничто не может их уничтожить.

Когда за христианской Церковью стоит такой Бог, и пока христианская Церковь верна своему Господу,
ничто не может разрушить ее.

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа

Хотя и много было местных церквей, но послал только седмим церквам . Так сделал ради седмеричнаго числа, знаменующего таинственное всех сущих церквей, а равно и по соответствию сего числа настоящей жизни, в коей принять седмеричный круг дней. По той же причине упоминает только и о семи Ангелах и семи церквах, которым и шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостаснаго Божества ». – Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмь Сый (Исх. 3,14) ; выражением: иже бе – Слово, Которое в начале бе к Богу (Иоан. I, 1) ; словом грядый – Утешитель, всегда нисходящий на церковных чад во святом крещении и во всей полноте имеющий снизойти в будущем веке (Деян. 2 гл.) . – Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею, но с Нею воспоминаемых, как рабов Ея, как, подобно сему, сказал и божественный Апостол: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы (1 Тим. 5, 21) . Можно понимать cиe и в другом смысле: под выражением: Сый и иже бе и иже есть грядый – разумеет Отца, Который в Себе самом содержит начало, средину и конец бытия всего сущего, под семью духами – дары Животворящего Духа, под «имеющим следовать затем » – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшагося человеком. Ибо и у Апостола Божественныя Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия: потому-то здесь и говорит: и от Иисуса Христа и т. д.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии

Азия понимается как возвышение , посредством которого изображается человеческий род. Эти семь церквей и семь подсвечников – то, на что следует обратить пристальное внимание, поскольку они представляют собой семиобразную благодать, данную Богом через Иисуса Христа Господа нашего, в которого мы уверовали, нашему роду человеческому. Ибо Он обещал нам послать Духа Утешителя с небес, Коего послал и апостолам, которые, казалось, были в Азии – то есть в возвышенном мире, где Господь и передал нашим церквям через раба Своего Иоанна семиобразную благодать.

Изложение Откровения.

Свт. Феофан Затворник

Что семь духов ? - Семь верховных Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, и проч. Св. Гавриил к св. Захарии сказал: Я один из предстоящих Богу (Лк. 1:19) .

Письма.

Прп. Иустин (Попович)

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его

Апокалипсис возвещен лишь Церквам; Евангелие – всей твари. Церковь – единственное око, которым человечество смотрит и зрит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы. Свыше ниспосылается мир Церквам, мир вышний: «О свышнем мире…»; мир и благодать­ благовестие; через Церковь, как через уста, входит в сердце святая благодать и мир. Sub specie Апокалипсиса, Церквам постоянно недостает благодати и мира; много жаждущих благодати и мира, много жаждущих Христа и ищущих мира. Мир Апокалипсиса­ удивительное начало для вулканических извержений и потрясений в недрах Апокалипсиса. Мир Церквам от Того, Который есть и был и грядет; непрестанная мироточивость, ибо она необходима для Церкви, против которой постоянно ратуют богоборцы и церквоненавистники; мир и благодать, чтобы благодать источала она на головы ратующих против нее.

Подвижнические и богословские главы.

Апрингий

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его

Что же из себя представляет народ Асии , что только он удостоился воспринять апостольское откровение? Но есть тайна в числе и таинство в названии провинции. Ибо должно нам сперва обсудить значение этого числа, потому что и число шесть, и число семь, повторяющиеся в законе [Моисея], всегда используются в мистическом смысле. Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил от дел своих (Исх. 20:11) ; (Евр. 4:10) . И еще здесь: не войдут в покой Мой (Евр. 4:5) . Итак, семерка здесь означает состояние настоящего века. Поэтому апостол, думается, рассылает это послание не только семи церквам или тому миру, в котором он тогда жил, но передает его всем будущим векам вплоть до уничтожения мира. Поэтому он употребил самое священное число и упомянул Асию , что переводится как вознесенная или шествующая , обозначая, конечно, небесное отечество, которое мы называем кафолической Церковью, вознесенною Господом и всегда шествующею к высшему. Продвигаясь вперед духовными упражнениями, она непрерывно вожделеет небесного.

Здесь явлено то таинство числа семь, на которое указывается везде. Здесь вводятся семь духов , которые есть один и тот же Дух, то есть Дух Святой, единый в имени, но проявляющийся в семи силах, невидимый и бестелесный, образ Которого невозможно созерцать. Число Его семи сил открыл великий Исаия, говоря: дух премудрости и разума , так что через разум и премудрость научает, что Он – творец всех вещей; дух совета и крепости , который задумывает и творит; дух ведения и благочестия , который благочестиво содержит творение исполнением того, что Он знает, и стремится к исполнению всегда милосердно; дух страха Господня , даром которого страх Господень является разумным тварям. Таково священное описание Духа, Которому надлежит служить. Это описание содержит в себе, скорее, невыразимую хвалу и не указывает на образ природы.

Трактат на Откровение.

Экумений

И от семи духов, находящихся пред престолом Его

А семь духов суть семь ангелов; не как равночестные или совечные они приобщены к Пресвятой Троице – отнюдь нет! – но как близкие служители и верные рабы. Ибо говорит пророк Богу, что все служит Тебе (Пс 118:91) ; а во всеобщее входят и ангелы. И еще в одном месте он говорит о них: благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его (Пс 102:21) . Составляя первое письмо Тимофею, этим образом воспользовался апостол: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами (1 Тим 5:21) . Очевидно, сказав [семь духов], находящихся перед престолом Его , Иоанн еще раз дал свидетельство об их чине насельников и служителей [Божиих], но не о равночестности.