Братья стругацкие. Задание

не могли находиться вместе по причине враждебного отношения Саула к Давиду. Саул знал о пророчестве, гласившем, что после него царем Израиля должен стать Давид и не мог с этим смириться. История Давида и Голиафа , а также военные успехи Давида вызвали к тому же зависть Саула. Организовав преследование Давида, Саул несколько раз убеждался в благородстве Давида и его верности своему царю, однако так и не смог подавить свою подозрительность и неприязнь к Давиду. Положение Давида становилось все опаснее, и он вынужден был бежать к филистимлянам. Царь филистимлянского города Гефа, Анахус, взял его к себе на службу. Анахус рассчитывал использовать полководческий талант Давида в войне с израильтянами, однако Давид, не желая воевать со своими соплеменниками, прибегнул к хитрости. Он совершал набеги на амаликитян, давних врагов Израиля, а захваченную добычу представлял Анахусу как взятую у израильтян. Довольный Анахус говорил: "Он опротивел народу своему, Израилю, и будет слугой моим вовек". Тем временем в земле израильской умер пророк Самуил .

Саул теперь решил продемонстрировать превосходство царской власти над жреческой и приказал изгнать из страны всех колдунов и гадателей, которым покровительствовали жрецы.

Вскоре филистимские цари объединились для решительного похода на Израиль. Саул выступил против врагов, но, когда увидел несметное войско филистимлян, "испугался, и крепко дрогнуло сердце его". Если бы Давид и Саул были бы вместе, то Саулу нечего было бы бояться, однако отвергнув Давида, он, тем самым, отверг и Божественное покровительство. Он обратился за советом к Господу, но Господь не отвечал царю "ни во сне, ни через урим (священное украшение с драгоценными камнями), ни через пророков".

Тогда, к изумлению приближенных, Саул спросил, нет ли поблизости какой-нибудь прорицательницы, которая могла бы предсказать исход сражения. Саулу напомнили, что все прорицатели по его приказу изгнаны. Но кто-то вспомнил, что в селении Аэндор живет старуха-волшебница, умеющая вызывать души умерших. Саул дождался ночи и, завернувшись в плащ, в сопровождении двоих оруженосцев отправился к аэндорской колдунье. Он попросил ее вызвать дух пророка Самуила. Дух Самуила на самом деле явился и спросил: "Для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?" Саул ответил: "Тяжело мне очень; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни через пророков, ни во сне, ни в видении; поэтому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать".

Самуил дал ему грозный ответ: "Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Завтра ты и сыны твои будете со мною; и стан израильский предаст Господь в руки филистимлян". На другой день произошло сражение. Израильтяне были разбиты, старшие сыновья Саула, в том числе и Ионафан, погибли, а сам Саул, тяжело раненный, не желая сдаваться в плен, покончил с собой. Давид не участвовал в этом сражении: несмотря на столь сложные отношения между Давидом и Саулом, филистимляне не доверяли ему до конца, а потому не взяли его в поход против Израиля.

Узнав о поражении соплеменников, смерти Саула и своего друга Ионафана, Давид предался отчаянию. Горько рыдая, он изодрал на себе одежду и сложил плачевную песнь: "Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были! Скорблю о тебе, брат мой Ионафан…"

Теперь, после смерти Саула, Давид мог вернуться на Родину. В народе давно было известно, что пророк Самуил еще при жизни Саула помазал Давида на царство. Поэтому многие израильтяне готовы были признать Давида своим царем. Но некоторые считали, что законное право на престол имеет не Давид, а младший сын Саула, Иевосфей. В стране началась междуусобная война, которая длилась семь лет. Сторонники Давида победили, и он стал царем над всем Израильско-Иудейским государством. Давиду тогда было тридцать лет. Вскоре филистимляне снова вторглись в пределы Израиля. Давид спросил Господа: "Идти ли мне против филистимлян?" Господь ответил: "Иди, ибо я предам филистимлян в руки твои".

Давид выступил против врагов и нанес им столь сокрушительное поражение, что с той поры филистимляне навсегда утратили свое могущество, а впоследствии даже признали гегемонию Израиля. О своей победе над филистимлянами Давид сказал так: "Господь разнес врагов моих передо мною, как разносит вода".

Через некоторое время Давид захватил крепость, принадлежавшую одному из ханаанских племен и основал там город Иерусалим, сделав его своей столицей. В Иерусалим был перенесен Ковчег Завета.

Построив для себя великолепный дворец, Давид вознамерился построить величественный храм для Ковчега Завета. Но Бог, явившийся во сне одному из пророков, объявил, что Ковчег пока должен находиться в простом шатре, как во времена Моисея, а возвести для него храм суждено сыну Давида - Соломону.

Мумификация в Египте

Древние Египтяне были набожными людьми, а потому всю свою земную жизнь они вели подготовку к вечности. Согласно их...

О чем рассказала Рождественская история

Потому что. Потому что английские сказки и истории рождены в тумане и романтике. Одной ногой всегда где-то...

Древние боги Индии

Брахма произвел на свет шесть сыновей, от которых появилось многочисленное потомство. От старшего сына Маричи родился обладавший мудростью...

Ганнибал или Арап Петра Великого

Широко известно, что у Петра Первого жил африканец из далекой Эфиопии. Это факт оброс множеством былей...

САУЛ И ДАВИД

У одного человека по имени Елкана было две жены: Анна и Феннана. У Феннаны рождались дети, а у Анны нет. В тот день, когда Елкана приносил жертву Богу, он угощал Феннану, сыновей, дочерей, но Анне давал часть особую, потому что очень ее любил. Феннана же поедом ела свою бездетную соперницу. И взмолилась Анна:

Господи, если дашь ты мне сына, вовек не коснется бритва его головы. Посвящу я его тебе.

И родился у нее сын. Назвали его Самуил, что значит «выпрошенный у Бога».

Как только мальчик вырос, отвела его мать к священнику.

Пусть служит Богу по все свои дни, - сказала священнику Анна.

Со временем вырос Самуил и всей земле от Дана до Вирсавии стал известен как пророк.

НАРОД ТРЕБУЕТ ЦАРЯ

Когда состарился Самуил, поставил сыновей своих судьями над народом, но сыновья уклонялись в корысть: брали подарки, судили превратно. Тогда пришли старейшины к Самуилу и сказали:

Ты стар стал, Самуил, а сыновья твои не идут твоими путями. Поставь над нами царя, как у иных народов.

Не понравилось это слово Самуилу. Стал он молиться Богу, и Бог ему сказал:

Повторил Самуил старейшинам слова Бога, а потом сказал:

Вот права царя: сыновей ваших он возьмет, и они будут бегать перед колесницами его, поставит он их начальниками войска и земли, чтобы они жали хлеб и делали ему воинское оружие. Дочерей ваших он возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. Лучшие поля и стада ваши отдаст он слугам своим. От урожаев ваших возьмет он десятую часть и отдаст евнухам и слугам своим. От стад ваших возьмет он десятую часть, и сами вы будете ему рабами.

Выслушали старейшины и сказали:

Все равно хотим царя.

САМУИЛ И САУЛ

В колене Вениаминовом был некто Кис, человек знатный. И был у него сын Саул - статный красавец, выше всех на голову.

Пропали раз ослицы у Киса, и сказал Кис сыну:

Возьми слугу и найди ослиц.

Пошел Саул, долго шел, всю землю Вениаминову пересек - нет ослиц.

Вернемся домой, - сказал он слуге. - Иначе отец не ослиц - нас искать бросится.

Тут недалеко человек Божий, пойдем к нему, может, скажет он, куда нам податься, - предложил слуга.

А что мы ему дадим? Ведь у нас и хлеба нет.

У меня есть немного серебра, - ответил слуга.

Встретили они девиц на дороге и спросили:

Где нам тут прозорливца найти?

Поспешайте в город, сегодня у народа жертвоприношение, - ответили девицы, - прозорливец на обед пойдет, постарайтесь поспеть к нему до обеда.

Дошел Саул до середины города, а навстречу ему Самуил.

За день до прихода Саула Бог сказал Самуилу:

Завтра в это время я пришлю к тебе человека. Поставь его в правители страны.

Подходит Саул к Самуилу и говорит:

Скажи мне, где дом прозорливца?

Иди впереди меня, - ответил Самуил. - Будешь обедать со мной сегодня. А ослицы твои нашлись уже, не беспокойся.

Посадил Самуил Саула между самыми почетными гостями и велел принести ему самое почетное кушанье.

На другой день взял Самуил сосуд с елеем, опрокинул его на голову Саула, поцеловал помазанника и сказал:

Когда пойдешь сейчас, встретятся тебе пророки, и ты будешь пророчествовать вместе с ними, и сделаешься иным человеком. А потом иди в Галгал и жди меня там семь дней.

Пошел Саул, как велел ему Самуил, и повстречал пророков. Когда стал он пророчествовать, удивились те, которые его знали:

Что это с Кисовым сыном? Неужели и Саул во пророках?

Через семь дней Самуил собрал народ в Массифе и велел народу подходить по коленам. И указано было ему на колено Вениаминово. Велел он подходить колену Вениаминову.

И указано было племя Матриево. Пришло племя Матриево по мужам, и назван был Саул, сын Кисов. Пошли искать его и долго не могли найти. Наконец отыскали Саула в обозе и привели. Был он на голову выше всех остальных.

Видите, кого вам избрал Господь? - спросил Самуил. И воскликнули все:

Да здравствует царь!

Но были и такие, которые говорили:

Саулу ли нас спасать?

Вскоре Наас Аммонитянин осадил Иавис Галаадский, и взмолились жители Иависа:

Заключи с нами союз, мы будем тебе служить!

Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы каждому из вас выколоть правый глаз. Пусть будет бесчестие на Израиле, - ответил Наас.

Тогда послали из Иависа к Саулу, собрал Саул войско и поразил Нааса.

Большое торжество было тогда у сынов Израилевых, и народ требовал убить тех, кто говорил: «Саулу ли нас спасать?» Но не разрешил Саул убивать людей в столь торжественный день.

В Гиве Вениаминовой стоял тогда сторожевой отряд филистимский, и сын Саула Ионафан разбил этот отряд. Собрались филистимляне против Израиля, а Саул вострубил по всей стране сбор.

И собрался народ к Саулу в Галгал. Многие, однако, попрятались в пещеры и ущелья между скалами, в башни и рвы, некоторые бежали за Иордан. И в Галгале был великий страх. Ждал Саул пророка Самуила в Галгале, чтобы принести жертву, но никак не шел Самуил. Стал народ разбегаться от Саула. Тогда Саул сам решил принести всесожжение. Но едва он закончил, пришел Самуил.

Худо ты поступил, - сказал пророк. - Бог упрочил бы твое царствование, а теперь тебе не устоять. Другого царя Бог найдет своему народу.

Вскоре напал Ионафан со своим оруженосцем на филистимлян и учинил в их стане переполох. Увидя это, бросился на филистимлян Саул и погнал врага из своих пределов, так что даже воины его утомились.

Утвердилось с той поры царство Саула. Во все время свое воевал он с филистимлянами, а когда видел где человека сильного и воинственного, брал его к себе.

ДАВИД И ГОЛИАФ

Снова филистимляне собрали войско и встали станом недалеко от города Сокхоф в Иудее.

Царь Саул с войском встал станом напротив - приготовился к схватке.

Филистимляне были на горе, и израильтяне стояли на горе, а между ними была долина.

Из филистимского стана вышел единоборец по имени Голиаф, ростом он был шести локтей и пяди.

Эй, рабы Сауловы, кто из вас сразится со мной? - вскричал Голиаф. - Если победит тот, кто выйдет против меня, мы будем вашими рабами, а если я убью вашего, то вы нам послужите.

Испугались сыны Израилевы, никто не отважился выступить против Голиафа. И так сорок дней выставлял себя Голиаф.

Три брата были в войске царя Саула - Елиав, Аминадав и Самма, а младший, Давид, пас овец близ города Вифлеем.

Сходи-ка, сынок, отнеси хлеба братьям и сыров - их начальникам, - сказал юному Давиду отец его Иессей.

Встал Давид рано утром, поручил овец своих сторожу и отправился к войску. Пришел он в то время, когда войско стояло строем, готовое к сражению. Оставил свою ношу Давид и побежал в ряды воинов к братьям.

Тут и услышал он Голиафа, от которого разбегались израильтяне.

Царь дочь свою сулил отдать замуж за того, кто убьет Голиафа, - говорили вокруг.

Что-что? - переспросил Давид. - Я бы взялся за это дело.

Тут выругал Давида старший брат Елиав:

Много о себе воображаешь! Сидел бы лучше при овцах!

Но Давид отмахнулся от него и пошел к царю Саулу.

Я сражусь с этим филистимлянином! - заявил он.

Молод ты еще, - усомнился царь Саул.

Когда медведь уносил из стада овцу, я, бывало, брал его за космы и убивал. И на льва я тоже ходил, - убеждал царя Давид.

Ну иди, - разрешил царь Саул и приказал дать Давиду свой медный шлем и броню.

Оделся Давид, как воин, походил, поразмялся, а потом сказал царю Саулу:

Не могу я в этом ходить. Не привык.

Поднял Давид пяток гладких камней у ручья, положил в свою пастушескую сумку, взял посох в одну руку, пращу - в другую и вышел против филистимлянина.

На Голиафе был медный шлем, чешуйчатая броня и медные наколенники, медный щит висел за плечами, впереди него шел оруженосец.

С презрением оглядел филистимлянин Давида - белокурого, молодого, красивого.

Зачем ты палку взял? - спросил Голиаф. - Разве я собака?

И пошел Голиаф на Давида, а Давид выбежал навстречу ему.

Взял Давид камень из сумки, бросил его из пращи и угодил Голиафу прямо в лоб.

Так без меча одолел Давид Голиафа.

Подбежал Давид к Голиафу и его же мечом отрубил ему голову. Увидели такое филистимляне, побежали прочь, а воины царя Саула погнались вослед.

Голову Голиафа Давид отнес потом в Иерусалим, а оружие уложил в своем стане.

Чей ты сын, юноша? - спросил царь Саул.

Я Давид, сын раба твоего Иессея из Вифлеема.

ДАВИД И ЦАРЬ САУЛ

Как увидел Давида сын царя Саула Ионафан, так и полюбил юношу всем сердцем. Подарил ему свою одежду, меч и пояс в знак крепкого союза между ними.

Вскоре показал себя Давид как человек очень благоразумный, и царь Саул поставил его военачальником, что понравилось народу и приближенным Саула.

Однажды после победы над филистимлянами шествовали царь Саул с Давидом, а женщины выходили навстречу им с музыкой и танцами и говорили между собой:

Царь Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч.

Сильно огорчился царь Саул и подумал: «Недостает только Давиду именоваться царем!»

На другой день играл Давид на струнах, а царь Саул взял копье и метнул в Давида. Однако юноша успел увернуться.

Поставил его царь Саул тысячником и удалил от себя, но вскоре сказал:

Женись на моей старшей дочери Мерове и будешь вести войны. - А сам подумал: «Пусть убьют его филистимляне».

Кто я такой, чтобы быть царским зятем? - ответил Давид. И отдали Мерову другому.

Но Давида полюбила младшая дочь царя Саула - Мелхола. «Пусть будет она ему сетью», - подумал царь Саул. Снова Давид стал отказываться жениться, ссылался на бедность свою и незнатность. Тогда царь Саул приказал, чтобы к свадьбе убил Давид сто филистимлян. Согласился Давид и убил двести филистимлян, после чего женился на Мелхоле.

Ненавидел царь Давида и боялся его, а люди в Давиде души не чаяли.

Приказал царь Саул слугам убить Давида, но Ионафан уговорил отца не делать этого.

Снова была война с филистимлянами, и Давид победил, что крепко досадило царю Саулу.

Гнев Саула

Снова играл Давид на струнах, а царь Саул бросил в него копье, но не попал.

На следующую ночь подослал царь Саул убийц в дом Давида, но Мелхола помешала убийцам.

Если немедленно не скроешься, не доживешь до утра, - сказала Мелхола мужу.

Спустился Давид по веревке через окно и скрылся. Мелхола положила в постель статую, а в изголовье - козлиную шкуру. Пришли злодеи, спросили Давида, а она ответила:

Доложили о том царю Саулу, и он велел принести Давида вместе с постелью. Но в постели была только статуя.

Зачем ты меня обманула? - сказал царь Саул дочери. - Зачем сохранила жизнь моему врагу?

Он грозился убить меня, если я его не пущу, - оправдывалась Мелхола.

Бегство Давида

ДАВИД И ИОНАФАН

Встретился Давид с Ионафаном и спрашивает:

Что я такого сделал? В чем грешен перед твоим отцом? За что он хочет убить меня?

Не убьет он тебя, - ответил Ионафан. - Без меня он и шагу не ступит.

Нет, Ионафан, я лишь в шаге от смерти.

Если царь и в самом деле захочет тебя убить, я дам тебе знать, - сказал Ионафан.

Как ты мне сообщишь?

Завтра новомесячие. Тебя будут искать, если место твое за столом окажется пусто. Спрячься в поле у камня, я в ту сторону пущу три стрелы из лука, как будто в цель, а потом пошлю отрока за стрелами. Если скажу ему: «Стрелы сзади тебя», выходи, ничего тебе отец не сделает. Если скажу отроку: «Стрелы впереди тебя», уходи.

Спрятался Давид в означенном месте.

Наступило новомесячие. Сел царь Саул обедать. Смотрит, место Давида пусто. В первый день ничего не сказал царь Саул. Но на второй день спросил:

Почему Давид не явился к обеду ни вчера, ни сегодня?

Он отпросился у меня в Вифлеем, - ответил Ионафан.

Рассердился царь Саул:

Ты - сын негодный и непокорный. Знай: пока жив Давид, не устоишь ни ты, ни царство твое. Приведи его сюда, он обречен на смерть.

Да что же он такого сделал? - удивился Ионафан.

Метнул царь в сына копье, и ясно стало Ионафану, что отец не шутит.

Утром вышел Ионафан в поле, пустил три стрелы и послал отрока поискать.

Смотри, стрелы впереди тебя! - крикнул Ионафан.

И тут вышел к нему Давид. Обнялись они и поклялись, что мир будет между ними навеки.

ГНЕВ ЦАРЯ САУЛА

Пришел Давид к священнику Ахимелеху.

Почему ты один? - спрашивает Ахимелех.

Царь поручил мне тайное дело. Поэтому людей я оставил в известном месте. Дай мне пять хлебов или что найдется.

У меня сейчас только священный хлеб, - ответил Ахимелех.

Дай священный. Я положу его в сосуды, и он останется чистый, даже если дорога будет не чиста.

Дал ему хлеба Ахимелех.

А нет ли у тебя копья или меча? - спросил Давид.

Есть у меня только меч Голиафа, которого ты убил.

Дай мне меч, - попросил Давид. - Этому мечу нет подобного.

Слышал этот разговор Доик, начальник пастухов Сауловых.

Ушел Давид в пещеру Адолламскую, и пришли туда к нему братья, а также все притесненные, должники и все огорченные душой - около четырехсот человек, и стал Давид над ними начальствовать.

Доик не замедлил сказать царю Саулу, что видел Давида у Ахимелеха и что Ахимелех дал ему меч и пищу.

Призвал царь Саул Ахимелеха и всех священников дома отца его и сказал:

Зачем вы сговорились против меня с Давидом?

Кто тебе более верен, чем Давид? - удивился Ахимелех. - Он и зять твой, и исполнитель повелений твоих, и в доме твоем почтен. Я ни с кем не сговаривался и ничего худого не знаю.

Ты должен умереть, Ахимелех, ты и весь дом отца твоего, - сказал царь Саул.

И приказал Саул телохранителям убить священников, но телохранители не тронулись с места. Тогда царь Саул велел Доику исполнить это дело.

Спасся только сын Ахимелеха Авиафар. Пришел он к Давиду и сообщил, что по приказу царя Саула Доик убил восемьдесят пять священников.

И сказал Давид Авиафару:

Видел я тогда Доика и знал, что он донесет. Жизни этих несчастных на моей совести. Оставайся при мне, ведь тот, кто хочет моей смерти, и твоей смерти хочет. А я буду тебя охранять.

ДАВИД И АВИГЕЯ

Умер пророк Самуил, и плакал весь народ.

А Давид бродил в пустыне.

Был некто по имени Навал, человек жестокий и злой. Имел он три тысячи овец и тысячу коз.

Пошел Навал к горе Кармил стричь овец, и когда услышал о том Давид, то послал сказать ему:

Мир дому твоему, Навал! Мы твоих пастухов не трогали, добро твое берегли. Помоги Давиду, пошли ему, что есть под рукой.

Услышал Навал эти слова и ответил:

Что-то много стало беглых рабов. Неужели отдам я Давиду то, что приготовил для работников, стригущих овец?

Вернулись люди с пустыми руками.

Тогда сказал им Давид:

Берите мечи!

И пошло вместе с Давидом около четырехсот человек.

Жена Навала, по имени Авигея, отличалась умом и красотой. Как только слуги сказали ей, что приходили от Давида и ушли ни с чем, тут же взяла она тайно от мужа двести хлебов, два меха с вином и разных кушаний, велела навьючить ослов и приказала слугам:

Ступайте впереди меня.

На горной тропе повстречала она Давида.

Напрасно я охранял имущество Навала, - сказал Давид. - Он злом заплатил за добро. До рассвета ничего от его имущества не останется.

Сошла Авигея с осла и пала перед Давидом ниц:

Не обращай внимания на Навала. «Навал» - значит «безумный», а он безумный и есть. Принесла я отрокам твоим дары. Прими их, прошу.

Отпустил ее Давид со словами:

Вернулась Авигея к Навалу, а Навал был пьян. Утром рассказала она ему, какая беда миновала, замерло в нем сердце, сделался он как камень и через десять дней умер.

Узнал о том Давид и предложил Авигее выйти за него замуж.

Я готова служанкой твоей быть, не только женой, - молвила Авигея.

И стала Авигея женой Давида.

КОПЬЕ И ЧАША

Донесли царю Саулу, что Давид скрывается на холме Гахила в пустыне Зиф, и пошел он с тремя тысячами мужей против Давида. К ночи поставил царь Саул стан на горе и уснул в шатре вместе с военачальником своим Авениром.

Давид выследил царя Саула, узнал, где его шатер, и вместе с Авессой пошел ночью в стан царя.

Незамеченными добрались они до шатра, тихо прошли в него среди спящих и увидели - спят царь Саул и Авенир, а у изголовья царя - чаша с водой и копье.

Авесса хотел убить царя Саула, но Давид не разрешил:

Помазанника Божьего убивать грех.

Взял Давид копье и чашу и ушел вместе с Авессой так же незаметно, как и пришел.

Поднялся Давид на вершину холма напротив шатра царя Саула и стал кричать:

Ответь, Авенир!

Кто ты такой, чтобы беспокоить царя? - прокричал ему военачальник.

Что же ты царя не охраняешь? Пока ты спал, приходили к царю злоумышленники. Вот копье царя и чаша, что были у изголовья его постели, - ответствовал Давид. - Пошлите отрока ко мне, я возвращаю царю его вещи.

Ты ли это, Давид?

Я. Зачем гоняешься за мной по горам, как за куропаткой? Что я сделал тебе плохого?

Виноват я перед тобой, - ответил царь Саул. - Неумно я поступил. Благословен ты, сын мой Давид: и дело сделаешь, и превозмочь превозможешь.

И пошел Давид своей дорогой, а царь Саул вернулся домой.

ДАВИД И АНХУС

«Если я не уйду отсюда, поймает меня царь Саул, - подумал Давид. - Надо мне уйти к филистимлянам».

Ушел Давид к Анхусу, царю гефскому, прожил в Гефе больше года, и царь Саул его не искал.

Если я приобрел благоволение в глазах твоих, - сказал Давид царю Анхусу, - дай мне какой-нибудь малый город, и я в нем поселюсь.

Дал царь Анхус Давиду городок Секелаг, и оттуда ходил Давид на амаликитян и опустошал их города. В живых не оставлял ни мужчин, ни женщин, чтобы не было слухов о его жестокости.

И думал царь Анхус, что Давид навек стал его слугой.

ЦАРЬ САУЛ У ВОЛШЕБНИЦЫ В АЭНДОРЕ

Собрали филистимляне войско для войны с царем Саулом.

Пойдешь со мной, - сказал Анхус Давиду.

Как увидел царь Саул филистимлян, дрогнуло его сердце. Обратился он к Богу, но Бог не отвечал ему.

Сыщите мне волшебницу, - повелел царь Саул слугам.

А сыскать волшебницу было не просто, потому что царь Саул изгнал всех волшебников и гадателей из страны. Нашли все-таки гадалку в Аэндоре.

Переоделся царь Саул и пришел к этой женщине ночью.

Прошу тебя, - говорит, - вызови душу того, о ком я скажу.

Ты же знаешь, что царь наш, Саул, изгнал всех волшебников из страны, - возразила женщина. - Зачем расставляешь передо мной сети? Хочешь меня погубить?

Клянусь, не будет тебе за это беды, - обещал царь Саул.

Кого тебе вызвать?

И ответил царь Саул:

Самуила.

Вызвала женщина пророка Самуила и вскрикнула:

Зачем ты обманул меня? Ты - царь Саул.

Не бойся! - ответствовал царь Саул. - Говори, что видишь.

Вижу как бы бога, выходящего из земли.

И какой он видом?

Престарелый, в длинную одежду одет.

Тут узнал царь Саул пророка Самуила и пал перед ним на землю.

Саул у волшебницы в Аэндоре

Зачем ты потревожил меня? - спросил пророк Самуил.

Тяжело мне очень. Филистимляне воюют против меня, а Бог не отвечает мне ни через пророков, ни во сне. Научи, что делать.

Что же я могу тебе сказать, если сам Бог от тебя отступился? Бог сделает то, что говорил через меня: возьмет у тебя царство и отдаст Давиду. Завтра ты и сыны твои будете здесь со мною, а стан израильский попадет в руки филистимлян.

Испугался царь Саул, и силы его покинули.

Подбежала к нему гадалка.

Я тебя послушала, а теперь послушай меня ты, - сказала она. - Поешь, а потом отправишься в путь.

Царь Саул отказывался, но она его накормила.

Потом поднялся царь Саул и еще до скончания ночи уехал из Аэндора.

В СЕКЕЛАГЕ

А тем временем князья филистимские пришли к царю Анхусу и сказали:

Почему в нашем стане Давид?

Он при мне уже больше года и не сделал ничего худого, - ответил царь Анхус.

Нет, - возразили князья. - Он может нас всех предать. Отправь его домой.

И пришлось Давиду поутру уйти домой со своим войском.

Пришел он в Секелаг, увидел, что город сожжен амаликитянами, а женщины уведены в плен. Возмутились воины Давида и хотели побить его каменьями, потом решили преследовать амаликитян.

Напал Давид на полчища царя Амалика и бил их от сумерек до вечера другого дня, и никто из врагов не спасся, кроме четырехсот юношей, которые сели на верблюдов и ускакали. Все жены и дочери были спасены.

СМЕРТЬ ЦАРЯ САУЛА

Побежали мужи израильские от филистимлян, пали, пораженные, на горе Гелвуе.

Догнали филистимляне сыновей царя Саула - Ионафана, Аминадава и Малхисуа - и убили.

Вокруг царя Саула была жестокая битва, его всего изранили стрелами. И сказал царь Саул оруженосцу:

Заколи меня мечом, чтобы я врагам не достался.

Но не сделал этого оруженосец. Тогда царь Саул сам упал на меч.

И оруженосец его сделал то же.

Вернулся Давид в Секелаг, и ведут на третий день к нему человека - весь изодранный, на голове - прах. Низко поклонился тот человек Давиду.

Откуда ты? - спросил Давид.

Я из стана израильского.

Что там случилось?

Народ побежал, много убитых, царь Саул и его сын Ионафан умерли.

Откуда это тебе известно?

Я случайно оказался на горе Гелвуе. Вижу - лежит царь Саул. Пал на меч, но не умер, а колесницы и всадники врага уже близко. Окликнул меня царь Саул и велел убить его. «Тоска смертная гложет душу, - сказал. - Пусть душа покинет меня!» Убил я его, снял венец с головы и запястье с руки и принес их тебе. Вот.

Как же ты не побоялся поднять руку на помазанника Господня! - воскликнул Давид.

И повелел Давид убить вестника.

Разодрал Давид одежды свои и оплакал царя Саула и сына его Ионафана.

ВОЦАРЕНИЕ ДАВИДА

Идти ли мне в какой-либо из городов Иудиных? - вопросил Давид Бога.

В какой?

В Хеврон.

Пошел Давид в Хеврон вместе во всеми людьми и был помазан на царство над домом Иудиным.

И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали:

Мы - кости твои и плоть твоя. И помазали Давида на царство.

Тридцать лет было тогда Давиду, и царствовал он сорок лет.

ВЗЯТИЕ ИЕРУСАЛИМА

Пошел царь Давид с войском на Иерусалим, против иевусеев, жителей той земли. Окружил царь Давид крепость Сион.

Куда тебе! - говорили жители. - Тебе и слепых с хромыми не одолеть.

Но пал Сион, и назван был Городом Давидовым.

СТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА

Хирам, царь из города Тира, прислал царю Давиду кедровые деревья, а также плотников и каменщиков, и построили они царский дом в городе Иерусалиме.

После того решил царь Давид перенести сюда ковчег Божий, обозначить главенство Иерусалима над другими городами страны. Случилось так, что дорогой некто Оза нечаянно тронул ковчег рукой и тут же пал бездыханный, потому что нельзя было трогать ковчег без почтения и молитвы.

Испугался царь Давид и отправил ковчег в дом Аведдара Гефянина, через три месяца Господь благословил Аведдара и весь его дом. Узнал о том царь Давид и повелел торжественно доставить ковчег Божий в Иерусалим.

Через каждые шесть шагов приносили в жертву тельца и овна, царь Давид скакал перед ковчегом, люди приветствовали его и трубили в трубы.

Установили ковчег в скинии. И сказал Давид Нафану, пророку своему:

Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром.

Сделай, как тебе хочется, - ответил ему пророк Нафан. В ту же ночь явился Нафану Бог и сказал:

Передай царю Давиду: тебя, пастуха, я взял от стада овец, чтобы был ты пастырем сынов Израилевых. Я построю твой дом, укреплю царство, а сын твой построит дом Бога.

ВИРСАВИЯ

Иоав воевал с аммонитянами, а Давид оставался в Иерусалиме.

Однажды под вечер, в начале лета, прогуливался царь Давид по крыше своего дома и увидел купающуюся женщину - очень красивую. Он спросил ее имя. Оказалось, что это Вирсавия, жена воина Урии Хеттеянина.

Царь Давид пригласил ее к себе, она пришла, побыла у него какое-то время, а потом вернулась домой.

Вскоре разнеслась весть, что Вирсавия ждет ребенка. Тогда царь Давид приказал привести к нему Урию Хеттеянина.

Явился Урия. Царь Давид расспросил его о том, как идут сражения с аммонитянами, а потом сказал:

Ступай домой!

Вышел Урия от царя Давида, и богатое кушанье за ним понесли, но остался воин у ворот царского дома вместе со слугами своего господина.

Когда узнал о том царь Давид, стал выспрашивать:

Почему же ты, Урия, домой не пошел с дороги?

Как же, царь мой, пойду я к жене, если все сейчас коротают ночи в шатрах, а господин мой Иоав и воины его - в поле? Как могу я пойти к жене?

Снова пригласил его царь Давид к столу, и остался Урия Хеттеянин в доме царя на следующий день, но и на этот раз домой не пошел, лег ночевать вместе с рабами.

Утром вручил ему царь Давид письмо к военачальнику Иоаву и отпустил.

А в письме том было написано:

Поставьте Урию Хеттеянина на самое опасное место и отступите, чтобы его убили.

И при осаде города Раввы погиб Урия Хеттеянин.

Плакала Вирсавия по муже своем, а когда кончилось время плача, взял ее царь Давид в свой дом, и она родила ему сына.

Пришел к царю Давиду пророк Нафан:

Послушай, что я тебе расскажу. Жили-были два человека - богатый и бедный. У богатого было очень много скота, а у бедного - маленькая овечка, на последние деньги купленная. Бедняк кормил ее со своего стола, поил из своей чаши, росла овечка вместе с детьми бедняка, а ночью, случалось, клала голову на его грудь. Овечка была для него как дочь. Пришел раз к богатому человеку странник, и пожалел богач собственных своих овец, чтобы приготовить обед, а взял овечку бедняка и зарезал. Царь! Какую, по-твоему, кару заслужил такой человек?

Убить его мало! - гневно ответил царь Давид.

Вот ты и есть такой человек, - сказал пророк Нафан. - Сильно накажет тебя за это Бог. Ты не умрешь, но сын твой умрет.

И действительно, сын Вирсавии заболел. Начал царь Давид молиться, поститься, но все напрасно - на седьмой день мальчик скончался. После этого встал царь Давид, умылся, переоделся и сел к столу.

Что это значит? - спросили домашние. - Пока ребенок был жив, ты ничего не ел, молился и плакал, а когда мальчик умер, садишься к столу.

Пока мальчик жил, я надеялся вымолить его у Бога, думал, что Бог смилуется надо мной. А зачем же мне поститься теперь? Разве этим его вернешь?

Потом Вирсавия родила сына, которого назвала Соломон.

Вскоре прислал военачальник Иоав послание царю Давиду: Приходи, царь, и бери город Равву. А если возьму его я, то город будет носить мое имя.

Собрал царь Давид войско и пошел к Равве. Одержал победу, взял венец тамошнего царя с драгоценным камнем и много добычи. А жителей Раввы велел положить под пилы, молоты и топоры, многих бросили в печи. Так поступал царь Давид со всеми городами аммонитян.

ЦАРЬ ДАВИД И АВЕССАЛОМ

Cтаршим сыном царя Давида был Амнон, а Авессалом - третьим, но от другой жены. Во всем царстве не было мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь же почитаемого. Ни единого недостатка не было в его внешности. И была у Авессалома сестра Фамарь, дочь царя Давида, такая же красивая, как ее брат.

Случилось, что полюбил Амнон прекрасную Фамарь больше жизни. День и ночь сходил по ней с ума - не ел, не пил, а однажды притворился больным, завлек Фамарь в свой дом и обесчестил. И тут же величайшей ненавистью возненавидел ее Амнон, и ненависть его была сильнее любви.

Уйди, - сказал он ей.

Посыпала Фамарь голову пеплом и пошла в дом брата своего Авессалома.

Никому не сказал Авессалом о бесчестии сестры, но два года спустя убил Амнона. Потом скрылся в городе Гессуре и жил там три года - очень боялся, что царь Давид отомстит ему.

Поначалу горько оплакивал царь Давид своего первенца, потом утешился, и тогда военачальник Иоав решил помочь Авессалому вернуться в родные края.

Подослал он к царю Давиду женщину, та и рассказала царю, что было у нее два сына, один из которых убил другого, а теперь и этого, последнего, хотят умертвить.

Иди с миром, - сказал царь Давид, - я прикажу не трогать твоего сына.

Как же так, царь! - возразила женщина. - Ты сам не делаешь того, что говоришь! Своего сына к себе не возвращаешь.

Это Иоав тебя научил, - догадался царь Давид.

Мудр мой царь! - подтвердила женщина.

И сказал Давид военачальнику Иоаву:

Пойди верни Авессалома. Но лица моего пусть он не видит.

Два года после этого жил Авессалом в Иерусалиме и ни разу не видел своего отца.

Послал как-то Авессалом за Иоавом, чтобы просить царя о прощении, но военачальник не пришел. Снова Авессалом обратился к Иоаву, и снова он не пришел. Тогда велел Авессалом выжечь весь ячмень военачальника. И немедленно пришел Иоав:

Зачем твои слуги выжгли мои посевы?

Я звал тебя, а ты не шел, - ответил Авессалом. - Я хочу видеть лицо царя. А если я виновен, убей меня.

Пересказал Иоав все царю Давиду, и царь Давид простил сына.

После этого завел у себя Авессалом колесницы, лошадей, скороходов. По утрам выходил он на дорогу, встречал людей, идущих на суд к царю Давиду, выпытывал все у них и приговаривал:

Дело твое доброе, справедливое. Да у царя тебя и выслушать некому. Вот если бы я был судьей! Я судил бы по правде.

Так вкрадывался Авессалом в сердца израильтян.

По прошествии сорока лет царствования Давида сказал Авессалом отцу:

Мне нужно исполнить обет в Хевроне. Когда я жил в Гессуре, я обещал принести Богу жертву, если вернусь в Иерусалим.

И сказал ему царь Давид:

Из Хеврона разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы:

Как услышите звук трубы, говорите: Авессалом воцарился в Хевроне.

Вместе с Авессаломом ушло из Иерусалима в Хеврон двести человек, из города Гило пришел к Авессалому Ахитофел - советник царя Давида.

Составился сильный заговор, и народ стекался к Авессалому.

Пришел вестник к царю Давиду и сказал:

Сердце израильтян склонилось в сторону Авессалома.

Бежал царь Давид вместе со своими слугами из Иерусалима, а жен оставил, чтобы Авессалом не застал его врасплох. Только ковчег завета взял с собой царь Давид.

Я буду ждать вестей от вас на равнине, - сказал им царь Давид и с плачем поднялся на гору Елеонскую.

Голова его была покрыта, а ноги босы, и все люди шли за ним, обливаясь слезами.

На вершине горы встретил царь Давид Хусия Архитянина и сказал Хусию:

Если пойдешь со мной, будешь мне в тягость. Пойди лучше к Авессалому, отрекись от меня и назовись его рабом, чтобы расстроить советы Ахитофела.

По дороге царю Давиду встретился человек из рода Саула по имени Семей.

Убийца и беззаконник ты! - кричал Семей и бросал в сторону царя Давида камни и пригоршни пыли.

Люди хотели убить Семея, но царь Давид не велел.

Если уж сын мой Авессалом хочет меня убить, то этому и Бог велел злословить на меня, - произнес царь Давид.

Пришел Авессалом в Иерусалим, и явился к нему Хусий Архитянин.

Да живет царь! Да живет царь! - провозгласил Хусий Архитянин, кланяясь Авессалому, как царю.

Что же ты друга своего предал? - спросил Авессалом.

Бог покинул его и весь народ. Буду я тебе служить так же верно, как служил твоему отцу.

Но лучшим советчиком считался тогда Ахитофел. Как Бога, слушались его люди.

Сказал Ахитофел Авессалому:

Выберу я двенадцать тысяч воинов и этой ночью нападу на царя Давида. Люди его разбегутся, и я убью царя.

Понравился этот совет Авессалому и старейшинам.

А что на это скажет Хусий Архитянин? - спросил Авессалом.

Плох совет Ахитофела, - сказал Хусий Архитянин. - Ты знаешь отца своего и его людей. Они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле. Отец твой не останется ночевать с народом. Наверняка он теперь где-нибудь в пещере. Если ты, Авессалом, потерпишь самое малое поражение, все падут духом и покинут тебя. Поэтому я советую так: пусть соберутся к тебе все, от Дана до Вирсавии, и мы нападем на царя Давида, где бы он ни находился. А если он войдет в какой-нибудь город, то все принесут туда веревки, и мы стащим весь город в реку.

Совет Хусия лучше совета Ахитофела, - решил Авессалом.

Вышел Хусий Архитянин от Авессалома и тут же послал сказать царю Давиду, чтобы не ночевал на равнине, а поскорее перешел реку Иордан - так избежит он пленения.

Поспешили вестники к царю Давиду, но какой-то раб донес Авессалому, что в сторону царя Давида отправились двое, и следом за ними была послана погоня. Прибежали вестники в некий дом, спрятались в колодец, а хозяйка дома растянула над колодцем покрывало и насыпала зерен, как бы сушить.

Где тут посланные? - спросили женщину рабы Авессалома.

Пробегали двое, но ушли за реку, - ответила женщина.

Погоня поискала еще немного и вернулась в Иерусалим.

Как только царь Давид узнал об опасности, сразу же переправился на другую сторону Иордана.

Увидел Ахитофел, что совет его не исполнен, и вернулся домой. Написал завещание и удавился.

А царь Давид тем временем пришел в Маханаим, собрал войско, разделил его на три части и назначил военачальниками Иоава, брата его Авессу и Еффея Гефянина. Хотел было царь Давид и сам пойти с войском, но сказали ему воины:

Если мы побежим или умрет половина из нас - никто и внимания не обратит, а ты один - то же, что нас десять тысяч. Останься и помогай нам из города.

Согласился царь Давид и встал у ворот, когда народ выходил по сотням и тысячам.

Приказал царь Давид Иоаву, Авессе и Еффею сберечь Авессалома, не убивать. Все люди слышали, как царь Давид говорил об этом.

Вышли воины Давида навстречу Авессалому, сразились с ним и победили его.

Авессалом на муле пробирался по лесу, когда встретился с воинами царя Давида. Нечаянно въехал он в чащу и запутался волосами в ветках большого дуба. Мул дальше пошел, а седок повис между небом и землей.

Побежал человек к Иоаву и сказал:

Авессалом на дубе повис.

Что ж ты его не убил? - удивился военачальник. - Я бы тебя наградил.

Ты бы наградил, а царь Давид сказал не трогать Авессалома.

Да что с тобой время терять?! - рассердился Иоав и поспешил к Авессалому.

Взял он три стрелы и вонзил в сердце царского сына. После этого протрубил Иоав, чтобы прекратили погоню.

Бросили Авессалома в глубокую яму и засыпали камнями.

Пришли вестники к царю Давиду, и первый из них сказал:

Благословен Бог твой, предавший людей, которые подняли руку на царя!

Благополучен ли отрок Авессалом? - спросил царь Давид.

Я видел большое волнение, но в чем там дело, не знаю.

Благополучен ли отрок Авессалом? - спросил царь Давид второго вестника.

Авессалом убит, - был ответ.

Загоревал царь Давид, заплакал:

Сын мой Авессалом! Сын мой! Сын мой Авессалом! Авессалом, Авессалом! О, кто бы дал мне умереть вместо тебя! Авессалом! Сын мой, сын мой!

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЦАРЯ ДАВИДА

Когда царь Давид вошел в преклонные лета, покрывали его одеждами, но не мог он согреться, не мог обходиться без посторонней помощи. И нашли тогда красивую девушку, чтобы она ухаживала за царем и прислуживала ему. Звали эту девушку Ависага. Царь, однако, по-прежнему был слаб и хвор и не вставал с постели.

Видя слабость отца, сильно возгордился следующий по старшинству сын его по имени Адония. Завел себе колесницы и всадников, а также пятьдесят скороходов.

Как-то раз созвал Адония великий пир и многих людей пригласил, однако пренебрег братом своим Соломоном и пророком Нафаном.

Сказал тогда пророк Нафан Вирсавии, матери Соломона:

Адония сделался царем, а царь Давид ничего об этом не знает.

Пошла Вирсавия к царю Давиду и сказала ему, что Адония выдает себя за царя.

Тут вошел пророк Нафан и спросил:

Не сталось ли это по воле царя?

Немедленно помажьте Соломона на царство, - ответил царь Давид. - Пусть сядет на престол вместо меня.

Так и сделали. Пророк Нафан и священник Садок помазали Соломона, и народ восклицал:

Да живет царь Соломон!

Так радовались люди, что земля расседалась от криков.

Донеслись эти крики до пирующих, и спросил Адония:

Что это там творится?

Царь Давид поставил Соломона царем, - ответили ему.

Испугались пирующие и стали расходиться, а Адония схватился за рога жертвенника, чтобы остаться в живых, и стал повторять:

Пусть поклянется мне царь Соломон, что не убьет меня, раба своего.

Если не будет лукав, будет жить, - передали ему слова царя Соломона.

СМЕРТЬ ДАВИДА

Пришло время умереть Давиду, и сказал он сыну своему Соломону:

Будь тверд и мужествен, храни заветы Бога, как написано в законе Моисеевом.

Когда Давид умер, похоронили его в Городе Давидовом.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XIX. Самуил, Саул и Давид. Когда состарился Самуил, то поставил сыновей своих Иоиля и Авия судьями над Израилем. Но народ был недоволен ими, потому что они были корыстолюбивы и “судили превратно”. Поэтому собрались все старейшины Израиля в Раму и сказали Самуилу: - “вот, ты

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет. Часть вторая. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

XIX. Самуил, Саул и Давид. Когда состарился Самуил, то поставил сыновей своих Иоиля и Авия судьями над Израилем. Но народ был недоволен ими, потому что они были корыстолюбивы и “судили превратно”. Поэтому собрались все старейшины Израиля в Раму и сказали Самуилу: - “вот,

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Саул и Давид Когда Самуил состарился, власть свою он передал сыновьям, но сыновья его брали взятки и судили несправедливо. По этому случаю старейшины еврейские пришли к Самуилу и стали просить, чтобы он поставил им царя. Самуил сказал на это: «Зачем вам царь, когда вы

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Саул После смерти Илия Самуил был судьёй над Израилем до глубокой старости. Из года в год он обходил Вефиль, Галгал и Массифу, а потом возвращался в Рамафаим-Цофим и судил народ во всех этих местах. Когда Самуил состарился, то поставил судьями своих сыновей, Иоиля и Авию. Но

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Цари Израиля и Иудеи: Саул, Давид и Соломон Следующей эпохой в истории Израиля после судей была эпоха царей. Это было время самых блестящих достижений Израиля и его самых тяжелых унижений. Этот период продолжался примерно с 1050 г. до н.э., когда воцарился Саул, до 586 г., когда

Из книги Иллюстрированная Библия автора

8:1 - 15:35 Самуил и Саул Этот раздел представляет нам всю цепь событий, которые привели Саула на царский престол. Установление монархии означало огромные изменения в управлении и организации Израиля. Столь значительные перемены заслуживают основательного обсуждения,

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

16:1–31:13 Саул и Давид Остальная часть повествования 1 книги Царств посвящена истории взаимоотношений Саула и Давида. Самуил после помазания Давида на царство тихо и незаметно уходит со сцены. Саул отвержен, хотя Бог позволил ему оставаться на царском престоле до конца его

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Давид и Саул. 1 Царств 24,1-13 И вышел Давид оттуда и жил в безопасных местах Ен-Гадди. Когда Саул возвратился от филистимлян, его известили, говоря: вот, Давид в пустыне Ен-Гадди. И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошёл искать Давида и людей его по горам,

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

САУЛ И ДАВИД САМУИЛ У одного человека по имени Елкана было две жены: Анна и Феннана. У Феннаны рождались дети, а у Анны нет. В тот день, когда Елкана приносил жертву Богу, он угощал Феннану, сыновей, дочерей, но Анне давал часть особую, потому что очень ее любил. Феннана же

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Саул Как бы успешны ни были действия Самуила, положение оставалось неудовлетворительным. Он лишь удерживал ситуацию, чтобы она не стала хуже, и никаких признаков улучшения не наблюдалось. Необходимо было не просто отражать нападения филистимлян, а победить их. Поэтому,

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Саул у волхвицы В это время умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его.Собрались Филистимляне и стали станом в Сонаме, а Саул собрал весь народ Израильский и стали они станом на Гелвуе. Когда увидел Саул стан Филистимский, то

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Саул и Самуил После этой победы власть Саула укрепилась. Но Самуил рассматривал Саула лишь как военачальника и запретил ему совершать жертвоприношения. Однажды, когда Саулу стало известно о том, что филистимляне готовят нападение на Израиль, он приказал своему сыну

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Самуил и Саул Израильтяне продолжали защищать свои земли от недругов и при мудром правителе Самуиле, и при Сауле, который по Божьей воле был помазан на царство и всем народом избран царем. Однако между Самуилом и Саулом со временем начались распри. Саул зачастую не

Из книги автора

XXXII Саул и Давид. Поражение Голиафа и возвышение Давида при дворе. Гонения на него. Кончина Саула Саул между тем, мучимый угрызениями совести за свое непослушание Богу и опасениями за свою будущность, сделался мрачным и подозрительным, часто стал страдать от приступов

Из книги автора

Саул, Давид и Голиаф Так Давид стал оруженосцем и любимым музыкантом царя Саула, который уже знал, что отвергнут Богом, но еще не догадывался, что вместо него избран этот миловидный юноша, который теперь верно служит ему. Но Самуил тайком ото всех по велению Бога помазал

Первый израильский царь Саул, происходивший из знатного рода, выделялся среди окружающих высоким ростом и красотой, к тому же он прекрасно владел оружием. Через пророка Самуила Господь всячески помогал ему. Однако за годы правления и после многих побед над врагами Саул возгордился, стал чрезмерно тщеславен и самонадеян. После смерти пророка Самуила он растерялся, не знал, у кого спросить совета. Накануне ответственного сражения против филистимлян, давних врагов израильского народа, Саул решил обратиться к Аэндорской волшебнице, чтобы попросить ее вызвать дух пророка Самуила и узнать его совет.

Согласно Библии, до Саула израильским народом управляли судьи, но они оказались неспособны объединить народ и дать достойный отпор врагам, в первую очередь филистимлянам. Предыдущий пророк Илий также не сумел привнести новые законы, чтобы общество могло жить по справедливости. А его сыновья и того хуже - полностью скомпрометировали себя и во время одной из битв с филистимлянами потеряли ковчег Завета - главную еврейскую святыню, а также каменные скрижали с десятью заповедями Господа, сосуд с манной небесной и посох Аарона.

Ковчег Завета служил символом единства израильского народа и Бога, и его не стало. Народ потребовал у Самуила поставить над ними царя, который правил бы ими и вернул святыню. Бог предложил избрать царем Саула и поручил пророку Самуилу всячески его опекать.

В Библии записано, что Господь пошлет многие блага для людей и для их царя, если все они будут слушаться повеления Господа. Но если они не будут слушать гласа Господня, то Он накажет и народ и их правителя.

Первые годы своего правления Саул показывал себя достойным божеского избрания, поступал по воле верховного повелителя. Многими победами над врагами израильского народа он приобрел любовь и всяческое почитание не только приближенных, но и простых людей.

Самуил провозглашает Саула царем

Однажды Саул пошел наперекор повелению Всевышнего

Бог приказал ему наказать амаликитян, кочевое племя идумейского происхождения, которые нападали на израильский народ во время его перехода из Египта в Ханаанскую землю. Саул напал на амаликитян, но не уничтожил их, а разогнал, к тому же пощадил царя. Затем он забрал все стадо амаликитян и лучших волов и овец погнал к себе, якобы для того, чтобы иметь возможность совершить жертвоприношение Господу.

Пророк Самуил был очень рассержен таким поступком Саула. Он сказал ему, что послушание Богу и есть лучшая жертва, а неповиновение есть отрицание Божьей воли и повлечет за собой наказание. И объявил ему волю Господа - Саул потеряет Израильское царство, и впереди его потомство ждет гибель.

С этого времени Саул страшно озлобился, царские почести больше не радовали его. Пророк же Самуил повинился перед Всевышним за Саула. Тогда Господь отправил его в Вифлеем для выбора нового царя. Им оказался Давид, его Самуил тайно помазал на царство. Давид был небольшого роста, но красив, умел играть на арфе и прекрасно пел. Его решили отправить во дворец Саула, чтобы своим пением он развлекал мрачного царя.

Однако после смерти пророка Самуила Саул еще больше возомнил о себе, стал самонадеянным. Он думал, что все блага, которые совершил для народа, это заслуга его одного и перестал выполнять повеления Господа. За проявленную дерзость он должен был быть наказан. Дух Божий тотчас оставил его. Саул почувствовал, что он лишился высшей поддержки, и сделался мрачным, нелюдимым, стал проявлять жестокость по отношению к близким людям.

Далеко от города Силома, в котором жил Самуил, жил один богатый человек. У него был сын, которого звали Саулом. Саул был красивый молодой человек высокого роста, на целую голову выше других израильтян.

Однажды у отца Саула пропали ослицы. Тогда он сказал Саулу:
- Возьми слугу и поищи ослиц; быть может, ты найдешь их. Саул отправился со слугою. Долго искали они их, но не могли найти.

Наконец пришли к городу, где жил Самуил, и слуга сказал:
- Я слышал, что здесь живет один пророк. Отыщем его: быть может, он укажет, где нам найти ослиц.

Саул согласился. Они отправились в город и вскоре нашли Самуила.

Бог же перед этим открыл Самуилу, что к нему придет молодой человек, которого он должен сделать царем.

Саул спросил у Самуила, не знает ли он, где его ослицы. Самуил же отвечал: - Не беспокойся об ослицах; теперь мне нужно передать тебе более важное, поэтому останься сегодня у меня.

Саул остался. На другое утро Самуил встал рано, взял сосуд с благоухающим маслом и вылил это масло на голову Саулу. Потом Самуил поцеловал Саула и сказал: - Это знак того, что Бог сделал тебя царем над израильтянами.

Вскоре после того собрал Самуил израильтян, вывел к ним Саула и сказал:
- Посмотрите: вот царь, которого выбрал вам Бог.

Сначала Саул слушался Бога и пророка Самуила и смотрел, чтобы народ не забывал Бога и исполнял заповеди Божьи. Но скоро забыл он, какое счастье послал ему Бог.

Однажды отправился Саул на войну против филистимлян. Перед войною следовало помолиться Богу и принести жертвы. Самуил обещал Саулу прийти к нему через семь дней и принести Богу жертвы. Наступил седьмой день, Самуил не приходил.

Приведите ко мне животных, которых следует принести в жертву, - сказал Саул, - я сам принесу жертвы.

Он и не подумал, какой страшный грех сделает, если принесет жертвы, которые может приносить только поставленный от Бога священник. Только окончил Саул жертвоприношения, как пришел Самуил, который сказал ему: - Что ты сделал? Зачем нарушил заповедь Божью? За это Бог отнимет у тебя царство и отдаст другому.

В другой раз Бог велел Саулу начать войну с амаликитянами. Это были настоящие разбойники. Они грабили и убивали всех, кто был слабее их. Они были до того жестоки, что отнимали у матерей детей и брали их в плен или даже убивали. Господь прогневался на этих злых людей. Чтобы они вперед не могли обижать или убивать других, Бог приказал Саулу убивать во время войны всех амаликитян без всякой пощады. Саулу велено было истребить и все стада, которые принадлежали амали-китянам. Злого царя их, в наказание за все его жестокости, Бог велел убить непременно.

Но Саул перестал уже слушаться Бога, а делал, как ему хотелось самому. Он, правда, пошел войною на амаликитян; истребил почти весь этот народ; взял их царя в плен, но пожалел этого злого человека и не убил его. Из стад он выбрал самых лучших животных и оставил их себе. Велел убить только никуда негодных.

Когда Самуил пришел к Саулу, то Саул сказал ему:
- Я исполнил волю Божью.

Самуил отвечал Саулу: - А чьи это овцы блеют и чьи коровы мычат?

Саул оправдывался:
- Я их оставил, чтобы принести в жертву Богу.

Лучше бы ты сделал, если бы вместо того, чтобы приносить жертвы, был послушен Господу, - сказал Самуил. - Не нужны Богу твои жертвы; Ему приятно послушание. Послушание лучше жертвы. Не будешь ты царем за то, что не послушался Бога.

Саул хотел остановить Самуила и схватил его за одежду, но так сильно, что оторвал от нее полу.

Как ты оторвал мою полу, так Господь отнимет у тебя царство и отдаст другому, который лучше тебя, - сказал обиженный Самуил. Самуил очень жалел Саула и плакал о нем.

И вот однажды явился Самуилу Господь и сказал:
- Перестань плакать о Сауле. Так как он не слушает Меня, то и не будет более царем над Моим народом. Поэтому наполни твой рог маслом и поди в город Вифлеем. Там живет пастух, которого зовут Иессеем и у которого восемь сыновей. Из этих сыновей ты одного помажь в цари. Я тебе укажу которого.

Самуил отправился к Иессею.
Иессей велел войти сыновьям. Когда Самуил увидел первого, то подумал, что это и есть избранный, потому что он был высок ростом и красив лицом. Но Бог сказал Самуилу:
- Не смотри на красоту и рост. Люди смотрят па лицо, а Господь смотрит на сердце. Не этого Я избрал.

Иессей ввел другого сына. Но и па этого не указал Бог Самуилу. Потом позвал третьего. Но и этот не был выбран. Потом вошли четвертый, пятый, шестой, седьмой: по между ними все еще не было избранного.

Тогда спросил Самуил у отца:
- Все ли твои сыновья здесь?

Нет! - отвечал Иессей, - здесь нет самого младшего, он пасет овец. - Позови его, - сказал Самуил.

Вскоре перед Самуилом стоял и восьмой сын Иессея. Его звали Давидом. У него было румяное лицо и прекрасные добрые глаза. Бог сказал Самуилу: - Вот он! Помажь его!

Самуил взял масло и помазал Давида в цари над израильтянами. С этого дня Давид стал совсем другим человеком. Дух Божий вошел в сердце его. Давида помазали в цари, по Саул не знал этого, и Давид оставался еще в доме отца своего.

Дух Божий оставил Саула, и стал его мучить злой дух. С этих пор Саул стал скучать, сердиться и браниться. Редко выдавался час, когда он был спокоен.

Заметили это придворные и говорят Саулу:
- Что это с тобою? Ты теперь совсем не так весел, как прежде. Позволь, мы приведем к тебе человека, который бы играл пред тобою на арфе, чтобы развеселить тебя.

Саул согласился:
- Хорошо! Поищите такого человека, который хорошо играет и приведите ко мне.

Царедворцы отвечали:
- Да мы уже нашли такого человека в Вифлееме. Его зовут Давидом. Славно играет он на арфе. Да и сам по себе он добрый, умный и благочестивый человек.

Взяли Давида с зеленого поля, которое так нравилось ему, от его овечек, которых он так любил, во дворец и заставили играть пред царем Саулом.

Давид умел также и петь хорошо. Саул скоро полюбил его, и Давид всегда должен был находиться при Сауле. Делалось ли Саулу скучно, начинал ли он сердиться - Давид брал свою арфу, начинал играть и петь, и Саул приходил в себя и становился спокойнее и веселее. Но Давид пел не веселенькие песни, под которые хочется плясать, а священные песни о Боге, о Его милосердии, о премудрости Божьей, о благодеяниях Божьих людям.

Снова поднялась война между израильтянами и филистимлянами. Вышли войска: израильское и филистимское и стали друг против друга. Израильтяне стояли на горе. Напротив, на другой горе, стали филистимляне. Между горами находилась долина, по которой протекал ручеек. Но войска долго стояли друг против друга и не сражались.

Между филистимлянами находился один великан и страшный силач. Его звали Голиафом. Этот Голиаф был очень высок, почти вдвое выше обыкновенного человека. На голове у него был большой медный шлем. Ноги, руки и все туловище были покрыты тяжелыми медными латами. В руке у него было очень длинное копье с длинным, тяжелым железным концом. Вот этот-то великан и силач сходил с горы в долину; насмехался над евреями и своим грубым, хриплым голосом громко кричал им: - Кто из вас посмеет прийти и драться со мною? Если найдется такой смельчак, который победит меня, то пусть филистимляне будут рабами евреев; если же я убью его, то евреи будут рабами филистимлян.

Это он делал каждое утро и каждый вечер целых сорок дней.
Обидно было евреям слушать насмешки Голиафа, а выйти против него никто не решался - страшно! Такой богатырь всякого убьет.

Три старших брата Давида были тоже на войне. Отец и послал к ним Давида проведать их и отнести им хлеба. Приходит Давид в лагерь и слышит, как Голиаф насмехается над евреями.

Давиду стало досадно, что Голиаф бранит евреев, он и спросил:
- А чем наградят того человека, который убьет этого великана?

Ему отвечали:
- Кто убьет этого филистимлянина, за того царь Саул отдаст замуж свою дочь.

Я хочу сразиться с этим великаном, - сказал Давид. Доложили Саулу, что Давид хочет бороться с Голиафом.

Саул позвал Давида к себе и сказал ему:
- Где тебе бороться с таким великаном: ведь ты еще мальчик, а он давно уже ходит на войну.

Я убивал и львов, и медведей, когда они напали на моих овец. Бог поможет мне победить и этого великана. Зачем он так оскорбляет евреев?

Ступай с Богом, - сказал Саул и дал Давиду свой медный шлем, латы и меч. Надел Давид шлем на голову, латы на грудь, привязал сбоку меч; но с непривычки и оттого, что доспехи были для него слишком велики и тяжелы, было очень неловко. Он не мог даже и двигаться в них.

Нет, - сказал Давид, - не нужно мне этих вещей, они мешают мне.

И взял он свою палку, сумку и пращу и пошел драться с Голиафом.

Вот Давид идет к ручью, выбирает там пять гладеньких камешков и кладет их в свою суму. Потом смело идет навстречу великану.

Давид подошел поближе к Голиафу. Когда тот разглядел Давида и увидел, что это молодой человек, без всякого оружия, то стал насмехаться над ним.

Разве я собака, что ты идешь на меня с палкою? - закричал Голиаф на Давида, обругал его и сказал: - Поди-ка сюда, я сразу тебя убью. Давид, не задорясь, отвечал:
- У тебя меч, пика и шит, а у меня одна дубинка; по мне поможет Сам Бог справиться с тобою.

Осерчал великан и пошел к Давиду. Давид взял один камешек и пол ожил его в пращу. Потом прицелился, размахнулся пращею и пустил камень, да так искусно, что камень попал великану прямо в лоб. Удар был так силен, что богатырский лоб не выдержал. Голиаф свалился с ног, и кровь ручьями текла у него из головы. Давид подбежал к Голиафу, вытащил его меч и этим мечом отрубил голову страшному Голиафу.

Обрадовались евреи, когда увидели, что Давид убил страшного великана, который так смеялся над ними и которого они так боялись.

Испугались филистимляне, когда увидели, что их великан, на которого они надеялись, лежит на земле мертвый. Они подняли страшный крик и со всех ног бросились бежать в разные стороны. Они побросали все, что взяли с собою: и палатки, и хлеб, и оружие. Все это досталось евреям, которые бросились догонять филистимлян и многих из них убили.

Давиду велели взять голову великана и с нею отвели его к царю Саулу. Саул очень обрадовался победе Давида и похвалил его за храбрость.

У Саула был сын, которого звали Ионафаном. С этого дня Ионафан и Давид сделались большими друзьями.

Идут с войны израильтяне домой, счастливые и веселые. Впереди войска царь Саул и неподалеку от него Давид, как победитель Голиафа, как самый храбрый в целом войске. Везде из городов и деревень выходят навстречу женщины и поют: - Саул победил тысячи, а Давид тьмы тысяч.

Саул обиделся:
- Они хвалят Давида больше, чем меня! Значит, Давида считают в десять раз храбрее меня.

И стал царь Саул завидовать своему оруженосцу Давиду, который играл для него на арфе.

На другой же день Саул сидел и не знал, куда деваться от тоски. Давид, чтобы развеселить его, играл на арфе. Вдруг Саул схватил копье и стал бросать в Давида. Хорошо, что Давид заметил это и успел два раза отскочить в сторону, так что копье втыкалось в стену.

Саул так рассердился, что не мог даже смотреть на Давида. Просто прогнать Давида Саулу было совестно. Вот он и сделал Давида тысяче-начальником, дал ему под команду тысячу человек. И Давид исполняя все, что приказывал царь, ходил на войну и храбро сражался с неприятелями. Саул обещал выдать дочь свою замуж за того, кто убьет Голиафа. Он должен был отдать ее за Давида, а отдал за другого. И все искал Саул случая, как бы погубить Давида. Наконец узнал он, что младшая дочь его Мелхола любит Давида, и он любит ее. Вот и говорит Саул: - Если Давид убьет сто человек филистимлян, то я отдам за него Мелхолу замуж. А сам думает: "Где же ему убить сто человек? Скорее самого его убьют". Пошел Давид и убил не сто, а двести филистимлян. Саулу совестно было теперь обмануть Давида, и он выдггл за него дочь свою Мелхолу. Как ни старался Давид угодить Саулу, Саул ненавидел его. Однажды Саул прямо сказал сыну своему Ионафану, что надо убить Давида. Ионафан был друг Давида.

Он пошел к Давиду и сказал ему:
- Мой отец хочет убить тебя, спрячься куда-нибудь. Давид так и сделал.

Ионафан же старался уговорить отца: - Не греши против Давида, - говорил он, - ведь он не сделал тебе ничего дурного. Вспомни, как верно он всегда служил тебе. Сколько раз он по твоему приказанию ходил на войну и всегда одерживал победу.

Саул обещал не трогать Давида, но ненавидел еще сильнее. И вот однажды ночью, когда Давид играл пред Саулом, Саул взял копье и бросил в Давида. Давид успел отскочить, и копье воткнулось в стену. Давид тотчас убежал домой и спрятался. Саул приказал взять Давида, чтобы на другой день убить его.

Испугались Давид и жена его Мелхола, когда увидели, что около их дома стали часовые, и что Давида хотят взять. Первая опомнилась Мелхола. Она посадила Давида в мешок и на веревке спустила в мешке за окно, да так осторожно, что караульные и не заметили. Давид вылез из мешка и убежал, а Мелхола набрала поскорее разного платья, положила на постель и покрыла одеялом, как будто на кровати лежал, закутавшись в одеяло, человек. Когда пришли посланные от царя за Давидом и спросили: "Где Давид?", Мелхола отвечала: "Давид болен".

Пошли и доложили Саулу: - Давид болен и лежит в постели. Саул приказал: - Сейчас принести его с постелью. Он должен умереть!

Сначала скрывался Давид в некоторых городах; но когда увидел, что там могут его схватить, стал прятаться в горах и пещерах. Были, впрочем, и добрые люди, которые не оставляли Давида, и делили с ним нужду и горе. Но таких добрых людей было немного, потому что все боялись Саула, который убивал друзей Давида. Саул не оставлял Давида в покое. Он погнался за ним и в горы. Чтобы скорее изловить Давида, Саул взял с собою три тысячи человек. Однажды Давид со своими добрыми друзьями спрятался в одной глубокой и темной пещере. Вдруг к этой же самой пещере подходит и Саул. Ему захотелось войти в пещеру. Когда Саул вошел туда, друзья Давида шепотом говорили ему: - Теперь Саул в твоих руках. Убей его.

Но Давид, тоже шепотом, чтобы не услыхал Саул, отвечал им:
- Сохрани Бог! Нет, я ничего не смею сделать Саулу. Да и сам не позволю убить его. Он царь, избранный Богом. А вот что я сделаю: посмотрите! Потихоньку подкрался Давид к Саулу и отрезал у него полу от верхней одежды. Когда Саул отошел уже довольно далеко, Давид вышел из пещеры и закричал ему: - Государь!

Саул обернулся. Давид поклонился ему и стал говорить:
- Зачем ты гонишь меня и думаешь, что я хочу убить тебя? Посмотри, вот пола твоей одежды у меня в руках. Я был подле тебя, и мне легко было убить тебя, да и спутники мои хотели этого, но я не тронул тебя. Значит, я ничего дурного против тебя не замышляю.

Этот поступок и эти слова тронули Саула до слез, и он сказал: - Не твой ли это голос, сын мой Давид? Я вижу теперь, что ты лучше меня. Я тебе делаю зло, аты сделал мне добро. Да наградит тебя Господь за это. В это время умер Самуил и был с честью похоронен в своем родном городе. Израильтяне очень жалели сто. Вскоре после похорон Самуила, Саулу злые люди сказали, что Давид скрывается в одной пустыне. Саул снова взял три тысячи самых храбрых воинов и снова пошел в пустыню - искать Давида. На ночлег пришли поздно. Солдаты устали, раскидывать палатки некогда. И легли все па голой земле под открытым небом. Саул лег посредине, а вокруг - его солдаты. Копье свое Саул воткнул в землю у изголовья; тут же стоял и кувшин с водою. Часовые, вместо того, чтобы караулить царя, заснули. Ночью Давид с племянников своим Авессою прокрался в лагерь Саула. Ни один человек не проснулся: крепко спали они от усталости. И вот Давид с Авессою подходят к спящему Саулу. Авесса сказал Давиду: - Теперь Саул в наших руках; я возьму копье и проколю его.

Что ты, - сказал Давид, - не тронь его! Бог сделал его царем, и страшный грех убить его. А лучше возьми его копье и кувшин с пойдем. Взяли они копье и кувшин и спокойно ушли из лагеря. Не так далеко была высокая гора. Давид взошел на самую вершину горы и, держа в руках копье и кувшин, изо всех сил закричал Авеииру, полководцу Саула:
- Авенир! Плохо ты стережешь своего царя. Мы были у вас в лагере и могли убить царя. Посмотри: вот его копье и кувшин, которые стояли у пего в изголовье. Авенир испугался. Саул тоже проснулся и, услыхав голов Давида, спросил: - Это ты разговариваешь, сын мой Давид? Давид отвечал:
- Да, государь, это я говорю! За что преследуешь ты меня? Что сделал я тебе?

Тогда Саул сказал:
- Да! Теперь я вижу, что согрешил против тебя; возвратись ко мне, сын мой Давид, я не обижу тебя! Но Давид не верил уже Саулу и сказал:
- Вот твое копье и кувшин; пришли солдата взять эти вещи.

Беспокойный народ были филистимляне. Давно ли, кажется, они воевали с евреями, а вот опять собрали большое войско и напали на землю Израильскую. Саул испугался и обратился за советом к Богу. Но Бог не отвечал. Саул, не надеясь на Бога, сказал своим слугам: - Сыщите мне колдунью, которая угадала бы, кто победит: я или филистимляне?

Слуги отвечали Саулу: - Мы знаем колдунью, да еще такую, которая может сделать, что явится тебе из могилы покойник, которого давно уже похоронили. Живет эта женщина в Аэндоре. Саул обрадовался и сейчас же отправился в Аэндоре. Он пришел туда ночью. - Вызови мертвеца, который бы сказал мне, одержу ли я победу или нет? - сказал Саул женщине. Та отвечала: - Кого же должна я вызвать тебе? - Самуила, - отвечал Саул.

Саул и женщина были вместе в темной комнате. Саул спросил: - Ты видишь что-нибудь?

Да! - отвечала женщина, - я вижу духа, выходящего из земли. Он стар и в длинной одежде. - Это Самуил! - вскричал Саул, упал на землю и поклонился. Самуил же сказал Саулу строгим голосом:
- Зачем потревожил ты мой покой и вызвал меня из могилы? - Я, - отвечал Саул, - в большом страхе. Филистимляне идут на меня войною. Бог оставил меня, и я не знаю, что делать. Самуил же сказал: - Так как ты не слушался Бога, то Бог возьмет от тебя царство и даст его Давиду. Ты же и твои сыновья завтра будут там, где я.

Услышав эти слова, Саул так испугался, что упал и совсем ослабел. К тому же он ни крошки не ел в тот день. Женщина принесла ему есть. Саул поел и отправился в обратный ПУТЬ со своими слугами.

На другой день пришли филистимляней война началась. Вскоре израильтяне были побеждены, и многие из них убиты. Ионафан, добрый друг Давида, и двое других сыновей Саула были тоже убиты. Сам Саул был ранен несколькими стрелами, и кровь текла из его ран. Так как он не мог идти дальше, а филистимляне приближались, то он сказал своему оруженосцу, который стоял подле него:
- Возьми меч и убей меня, а то придут филистимляне, заколют меня и посмеются надо мною!

Оруженосец же отвечал:
- Я должен убить тебя, моего господина? Этого я не смею и не могу сделать! Когда Саул увидел, что оруженосец не хочет убить его, то взял свой меч, упер его в землю и проколол себя!

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем . Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул , сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией , которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство .