Будьте всегда в настроении. Определите, из каких языков пришли к нам слова

Прежде чем рассматривать, что изучает морфология, необходимо отметить, что же изучает этот раздел грамматики. Так, морфология изучает слово как часть речи, а также способы его образования, его формы, структуры и грамматические значения, а также отдельные его части. Например, по правилам русского языка слово может меняться по падежам, числам, родам и прочее.

Необходимо указать, что морфология и синтаксис в совокупности образуют грамматику, поэтому достаточно часто этот последний термин употребляют в качестве синонима морфологии.

Сам данный раздел грамматики имеет два подраздела: морфемику, изучающую само слово, а также его составляющие и грамматическую семантику, которая рассматривает образование слов и их изменение. Таким образом, можно выделить, что изучает морфология. Так, она определяет слово как языковый объект и описывает его внутреннюю структуру. Таким образом, согласно данным задачам, эта наука описывает свойства слова и его звуковой состав, а также его грамматическое значение.

Термин «морфология» также обозначает часть языка, в которой находятся правила понимания и строения слов языка. Например, русский язык, морфология которого тесно взаимосвязана с русской грамматикой, излагает соответствующие правила, то есть представляет собой совокупность данных обо всех существующих типах правил.

Следует отметить, что грамматическое значение слов представляет собой изменения одного и того же слова, имеющего одинаковое значение лексическое, но разное грамматическое. Например, иду, идёшь, идущий и тп. Грамматическое значение выражает отношения посредством языка, причём значений этих может быть несколько. Например, слова "живу", "дышу", имеют окончание «у», которое обозначает отношение действия к говорящему в единственном числе и настоящем времени. Также оно может выражаться с помощью дополнительных слов. Например, смешнее - более смешной.

Таким образом, все слова определённого языка можно разделить на классы - части речи, составляющие предмет морфологии. Поэтому ответ на вопрос о том, что изучает морфология, достаточно прост.

Части речи, в свою очередь, имеют грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Они бывают самостоятельными (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол и наречие) и служебные (предлоги, частицы и союзы).

Самостоятельные части речи выражают предмет, его признаки, количество, действие и состояние и указывают на них. Они склоняются по падежам и спрягаются, а в предложении играют роль как главных, так и второстепенных членов.

Служебные части речи не выражают предмет, признаки и действие, и не выступают в роли членов предложения. Они выражают отношения между частями речи, а также для соединения частей и членов предложения и для придания оттенка высказыванию.

Также необходимо отметить, что по мере развития языка, наблюдается переход слов из одной части речи в иную. В этом случае меняется значение слова, его морфология и синтаксис. Например, слово «рабочий» может иметь два значения и отвечать как на вопрос «какой?», так и на вопрос «кто?»

Так, достаточно часто наблюдается переход имя прилагательного и причастия в имя существительное, причастия в имя прилагательное, причастий, имён прилагательных и существительных в местоимения, а также имён существительных в наречия.

Таким образом, не сложно понять,что изучает морфология. Ещё раз стоит напомнить, что данный раздел грамматики рассматривает слово в качестве части речи, а также его форму, структуру и значение. В совокупности с синтаксисом морфология образует грамматику, которая входит в состав любого языка. Поэтому она является неотемлемой его частью.

Введение

Русский язык, как и другие языки мира, определенным образом упорядочен: образование слов и их функционирование подчиняется объективным законам, без чего язык не мог бы выполнять основную свою функцию, функцию общения между людьми. Эту упорядоченность называют грамматическим строем языка. Описание грамматического строя языка является содержанием и целью грамматики. Словом грамматика называют и раздел языкознания, изучающий особенности грамматического строя языка, и книги, в которых они описываются. Морфология (от греч. морфо "форма" и логос, "учение" буквально "учение о форме") это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

Морфология изучает правила изменения слов, знание которых необходимо для построения предложения.

Одна из основных особенностей грамматического строя русского языка обязательное изменение формы большинства так называемых знаменательных (самостоятельных) слов при формировании словосочетаний и предложений. При построении единиц синтаксиса формы слов должны быть приспособлены друг к другу: Охотник убил медведя, а не Охотник убить медведь, Я рисую, но не Я рисуешь, читать газету, а не читать газетой, полевой цветок, а не полевая цветок и т. п.

Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только сам механизм (модели) словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Например, в морфологии, с одной стороны, определяется, как существительные изменяются по падежам, а с другой устанавливается, какие значения в русском языке можно выразить посредством того или иного падежа. Другими словами, морфология изучает и формы слов, и их семантику, которую принято называть грамматической.

Морфология как наука

1. Морфология (учение о форме), это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значений.

2. Морфология? это наука о языке, которая изучает части речи.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику , в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику , изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) -- а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений обо всех возможных типах морфологических правил.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии [Интернет ресурс 1].

Морфология как раздел грамматики

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. Термин "грамматика" имеет несколько значений. Прежде всего, этим термином обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматиками называются и книги, содержащие систематическое описание грамматического строя языка.

Чтобы понять специфику грамматики как особого раздела языкознания, нужно сравнить ее с другими лингвистическими дисциплинами. Фонология, изучающая законы функционирования фонем, обнаруживает много общего с грамматикой, изучающей законы строения и функционирования слов и предложений. Не случайно все грамматики русского языка, начиная с "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (опубл. 1757), содержат кроме собственно грамматических разделов (морфологического и синтаксического) и описание фонетического строя.

И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонетику от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка. Однако и лексикология изучает значимые единицы - слова. Но в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова; но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того, грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его грамматические свойства.

Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В.В. Виноградовым морфологию часто называют "грамматическим учением о слове" (в отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории [Лекант 2007: 238-239].

Предмет изучения морфологии

Морфология - это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Таким образом, в центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками.

Слово представляет собой одновременно единицу и лексики, и грамматики. Слово как грамматическая единица - это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица, или единица словаря, - это формально выраженная система всех его лексических значений.

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т.е. в грамматические классы слов, объединяющиеся, во-первых, на основании того обобщенного значения, которое отвлечено от лексических и грамматических (морфологических) значений всех слов данного класса, и, во-вторых, на основании характерного для каждого такого класса комплекса грамматических (морфологических) категорий.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Так, все слова, входящие в часть речи "имя существительное", обладают значением предметности: они называют субстанции - конкретные предметы или предметно представленные факты, события, явления, свойства, качества, понятия и действия. Все слова, входящие в часть речи "глагол", обладают значением процессуального признака; они называют признаки (действия или состояния) как процессы. Все слова, входящие в части речи "прилагательное" и "наречие", обладают значением непроцессуального признака: они называют признаки как свойства или качества предмета (прилагательные и отчасти наречия) или как качества другого признака - процессуального или непроцессуального (наречия).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, - категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Одновременно с классификацией по частям речи слова делятся на лексикограмматические разряды и морфологические разряды.

Все перечисленные грамматические явления составляют предмет морфологии как науки. В центре морфологии стоят части речи и характеризующие их морфологические категории, существующие в определенных системах форм; закономерности употребления форм непосредственно связывают морфологию с синтаксисом [Интернет-ресурс 2].

Морфологическая форма

Каждое слово представляет единство лексического и грамматического (А.И. Смирницкий), каждое слово так или иначе определено в соответствии с грамматическим строем языка. В этом смысле каждое слово имеет языковую (грамматическую) форму. Нет формы -- нет и слова. См. детскую считалку, в которой из-за отсутствия грамматической оформленности невозможно выделить слова: атом -- ботам / -- чум -- ба -- чум / -- чум -- чурюм -- чим / -- атом -- бум / -- абитери / -- тери -- ярам -- чар. Но морфологическую форму имеют не все слова, а только те, которые изменяются.

Морфологическая форма слова -- это такое изменение слова, при котором сохраняется его лексическое значение. Так, мир - мира - миру - миром - мире являются разными формами (морфологическими) лексемы мир, зеленый - зеленого - зеленому - зеленая - зеленой - зеленую - зеленою - зеленое - зеленым - зеленом - зеленые - зеленых - зеленым - зелеными -- это формы лексемы зеленый, пять - пяти - пятью -- формы числительного пять, читаю - читаешь - читает - читаем - читаете - читают - читал - читала - читало - читали - читай - читайте - буду читать и т. д. -- формы глагола читать.

Формы одного слова различаются грамматическим содержанием. Морфологическими формами называют также разные слова, если у них есть однородное грамматическое содержание. Например, пруд, река, озеро -- это три слова и одновременно три морфологические формы грамматического рода.

В связи с этим в морфологии используются два термина, словоизменение и формообразование. Термин «формообразование» употребляется и как синоним термина «словоизменение», и более широко: для обозначения любых морфологических форм [Камынина 1999: 15-16].

Слово и словоформа

Слово как единица языка рассматривается в разделе «Лексикология». Для морфологии важны прежде всего грамматические свойства слова, в частности соотношение слова как единицы языка и словоформы.

Слово как носитель морфологических значений

Слово как грамматическая единица обладает системой морфологических значений. В изменяемых словах представлены три типа формально выраженных морфологических значений:

1) значения, принадлежащие всем словам определенной части речи во всех их формах (морфологическое значение слова как части речи, например значение предметности у существительных);

2) значения, представленные в части слов, относящихся к определенной части речи, во всех формах этих слов (например, морфологическое значение совершенного вида у глаголов);

3) значения, представленные в определенных (не всех) формах слов данной части речи (например, значение единственного числа у существительных).

При этом морфологические значения второго и третьего типов выводятся из системных противопоставлений, охватывающих все слова определенной части речи.

Так, значение совершенного вида существует в противопоставлении значению несовершенного вида, и это противопоставление охватывает все глаголы; значение единственного числа противопоставлено значению множественного числа, и это противопоставление имеет место в системе форм всех существительных [Интернет ресурс 3].

Слово как система форм

Слово существует в языке как система форм (словоформ). Так, существительное стол - это система словоформ: стол, стола, столу, столом, (о) столе; столы, столов, столам, столами, (о) столах. Каждое изменение слова одновременно несет в себе несколько значений или - реже - одно значение. Например, в словоформе стола заключены значения род. п., ед. ч., муж. р.; в словоформе красивее - значение сравнит. степени прилагательного или наречия. Кроме того, каждая словоформа сохраняет и общее морфологическое значение слова, т. е. значение части речи.

Принадлежащие языковой системе морфологические видоизменения слов данной части речи, несущие наряду с общим значением части речи некоторый комплекс морфологических значений (или одно такое значение), называются формами слов. Формы одного и того же слова могут быть определены как регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его лексического значения и различающиеся морфологическими значениями.

В ряде случаев отдельные слова образуют формы, тождественные по своему морфологическому значению, но различающиеся по выражению, например: сахара и сахару, водой и водою; в краю и в крае; тракторы и трактора; верховий и верховьев; дверями и дверьми; красной и красною; естествен и естественен; бойче и бойчее; выздоровею и выздоровлю; капаю и каплю; двигаю и движу; сох и сохнул; река, реку, реки, рекам и река, реку, реки, рекам. Такие формы называются вариантными. Помимо стилистических различий, свойственных и вариантным морфам, вариантные формы, во-первых, сами могут частично различаться семантически (например, сахара и сахару, в краю и в крае) и, во-вторых, могут быть закреплены за разными лексическими значениями одного и того же слова (например, капаю и каплю).

Примечание: регулярность видоизменений слов может быть как абсолютной, так и относительной, т. е. связанной с определенными лексическими, а также грамматическими ограничениями. Такие ограничения действуют, например, при образовании форм числа существительных, форм сравнит. степени прилагательных и наречий, кратких форм прилагательного, деепричастий.

Формы слова могут различаться своими синтаксическими функциями. Эти различия неоднородны. С одной стороны, синтаксические функции форм слова могут полностью различествовать; таковы, например, у глагола различия форм времени и рода (в прош. вр.). С другой стороны, синтаксические функции могут различаться частично, иногда незначительно. Так, функции форм ед. ч. и мн. ч. существительного, в основном совпадая, расходятся в некоторых условиях сочетаемости слов (пойти в ученики, в подсобники, в моряки - только мн. ч.; впасть в тревогу, волнение, в забытье - только ед. ч.).

Форма слова может быть представлена одной словоформой: скажу, скажи, или сочетанием двух словоформ: формы знаменательного слова и служебного слова - вспомогательного глагола быть или формообразующей частицы: буду говорить, говорил бы. Форма слова, представленная одной словоформой, называется синтетической. К числу синтетических относится подавляющее большинство форм разных частей речи. Форма слова, представленная сочетанием форм знаменательного и служебного слова, называется аналитической. К аналитическим формам относятся формы буд. вр. глаголов несов. вида (буду говорить, будешь говорить, будет говорить, будем говорить...); так называемые формы совместного действия (будем[те] говорить, давай[те] скажем, давай[те] говорить) и все формы сослагат. накл. (говорил бы, говорила бы, говорило бы, говорили бы). (О сочетаниях типа пусть говорит, пусть скажет; пусть говорят, пусть скажут). Примечание: особую по своему характеру аналитическую форму представляет форма предл. п.: этот падеж не существует вне соединения с предлогом (в, на, о, при, по); однако в отличие от других аналитических форм, в которых вспомогательное слово всегда только служебно, предлоги в предл. п. употребляются избирательно и сохраняют каждый свое собственное значение.

В формах того или иного слова (читаешь, сделали бы, столом, умному) представлены морфологические формы как абстрактные грамматические образцы - в полном отвлечении от конкретных слов с их индивидуальными лексическими значениями. Так, в перечисленных примерах представлены:

1) глагольная форма изъявит. накл. наст. вр. 2-го л. несов. вида действит. залога ед. ч.;

2) глагольная форма сослагат. накл. сов. вида действит. залога мн. ч.;

3) форма существительного муж. р., ед. ч. тв. п.;

4) форма прилагательного муж. р., ед. ч. дат. п. Каждая из таких морфологических форм может быть представлена разными словами:

1) берешь, видишь, говоришь, дышишь, едешь, живешь, злишься, играешь;

2) вошли бы, вырастили бы, дали бы, забыли бы, исполнили бы;

3) бортом, врагом, гудком, конем;

4) бедному, веселому, кислому, простому.

В тех случаях, когда речь идет о морфологических видоизменениях того или иного конкретного слова, употребляется термин морфологическая форма слова (или просто форма слова); когда же имеется в виду абстрактный грамматический образец, рассматриваемый в отвлечении от лексики (от конкретных словоформ с их индивидуальными лексическими значениями), употребляется термин морфологическая форма [Интернет ресурс 4].

Лексема (от др.-греч. лЭойт -- слово, выражение, оборот речи)

Основная номинативная единица языка, которая служит для называния предметов явлений реальной/ирреальной действительности. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы (словоформы) одного слова. Например, словарь, словарём, словарю -- это формы одной и той же лексемы, по соглашению пишущейся как СЛОВАРЬ.

В ряде концепций в лексему включаются разные смысловые варианты слова, зависящие от контекста, в котором оно употребляется (например, соль в смысле названия вещества и в значении того, что придает остроту или интерес какому-либо высказыванию, мысли).

Устаревшее значение лексемы -- это группа ассоциированных слов. Сейчас данное значение обозначают термином семантическое поле.

Лексема -- очень важное понятие морфологии, и как следствие, многие другие понятия можно выразить через него. Например, разницу между правилами словоизменения и словообразования можно объяснить следующим образом:

· Правила словоизменения связывают лексему с её формами.

Правила словообразования связывают лексему с другими лексемами [Интернет ресурс 5].

Парадигма

Парадигма (изменение) - список словоформ, принадлежащих к одной лексеме и имеющих разные грамматические значения.

Различают общие и частные парадигмы. Общие парадигмы включают все морфологические формы слова. Частные парадигмы объединяют формы на основе одного грамматического значения. Например, в прилагательных выделяются частные парадигмы 1) рода, 2) числа, 3) падежа, 4) полноты / краткости, 5) степеней сравнения (компаративная парадигма). Вместе взятые, эти частные парадигмы образуют общую парадигму прилагательных.

Когда часть речи имеет сложную систему морфологических форм, понятие общей и частной парадигмы может иметь более узкое и более широкое содержание. Общая парадигма глагола включает все формы слова. При этом выделяются частные видовые, залоговые, временные и т.д. парадигмы. В то же время при характеристике наклонения также выделяется общая парадигма, которая включает все модальные формы, т.е. формы изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений, и частные парадигмы, объединяющие морфологические средства выражения каждого наклонения (например, частная парадигма повелительного наклонения).

Неизменяемые слова морфологических парадигм не имеют.

Выделяют следующие разновидности парадигмы:

Полная парадигма - парадигма, имеющая весь набор форм по той или иной категории, свойственный разной части речи.

Например: диван - полная парадигма, изменяющаяся по падежам и числам.

Неполная парадигма - парадигма, содержащая частичный набор словоизменения конкретного слова в той или иной категории.

Например: слово "МЕЧТА" не имеет формы родительного падежа, множественного числа.

Избыточная парадигма- парадигма, содержащая большое количество форм.

Например: падежная парадигма сущ. мама: мамой - мамою [Камынина 1999: 9-10].

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Части речи в русском языке

Части речи - это группы слов, объединённых на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия инемеждометныеслова. Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, чёрт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные иместоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учётом следующих признаков:

1) обобщённое значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имён), наречие и глагол.

Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учётом их обобщённого значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трём основаниям (обобщённое значение, морфология, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщённый» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, - местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счёте. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три итретий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи - категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов чётко не определён. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счёт включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи - это результат определённой классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщённое значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.

Слово “морфология” происходит от греческого “морфо” — форма и “логос” — учение. В общем смысле — наука о форме и строении чего бы то ни было, что имеет эти самые признаки. Определить, исходя из перевода, что изучает морфология, невозможно, хотя бы потому, что наук морфологий насчитывается несколько.

Чаще всего обыватель сталкивается с морфологией, которая представляет собой лингвистическую дисциплину, и основы которой преподают в средней школе. Здесь морфология — раздел грамматики, изучающий грамматические классы слов с точки зрения грамматических форм, грамматических категорий и грамматических значений. Иными словами, морфология изучает все аспекты морфологического (по составу) разбора слов.

Грамматическое значение — абстрактное языковое содержание, заключенное в грамматическую форму, и полностью абстрагированное от лексического значения слова. Грамматическая форма — внешнее выражение грамматического значения в каждом конкретном случае словоупотребления. Когда-то академик Лев Щерба наглядно объяснял студентам, что означают эти два понятия, используя фразу “Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка”. Несмотря на то, что корневые основы всех слов в этом предложении в русском языке отсутствуют (мы не можем представить, что такое “куздра”, “будланула”, “кудрячит”), общий смысл нам ясен: какая-то (прилагательное) куздра (существительное) как-то (наречие) сделала что-то (глагол) с бокром (существительное) и делает что-то (глагол) с детенышем бокра (существительное). То же самое касается и лингвистических сказочек Людмилы Петрушевской: у нас не вызывает ощущения простого набора слов фраза “Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки”.

За счет чего мы воспринимаем эти фразы как единицу текста? Авторы использовали привычные нам приставки, суффиксы и окончания, которые образовали в сочетании с неизвестными нам корнями понятные грамматические формы. С формами связаны и понятные нам грамматические значения числа, рода (глокая, будланула, вздребезнулась), падежа (куздра, бокра, бутявка, с напушки), времени (будланула, кудрячит, вздрбезнулась, усяпала). Эти формы и соответствующие им значения будут иметь такой же вид, как образованные от знакомых корней: глокая (лохматая, большая, зеленая) куздра (собака, рыба, лягушка), штеко (бодро, быстро, рано), будланула (толкнула, стукнула, вернула), бокра (зайца, человека, посетителя), кудрячит (моет, зовет, гонит). Соответственно, грамматическое значение присуще не только конкретному слову, но и классу слов.

У каждого грамматического значения есть однородное ему и противопоставленное значение: в любом случае минимум два значения есть всегда. Так, значение мужского рода предполагает наличие других родов — женского и среднего, именительный падеж — остальных падежей, единственное число требует наличия множественного числа. Иначе значение не определяется. Грамматическая категория — совокупность однородных соотносительных грамматических значений. В русском языке выделяют именные категории рода, числа, падежа, одушевленности, степени сравнения; глагольные категории вида, наклонения, времени, лица, залога.

Итак, морфология как раздел лингвистики изучает формы и строение слов. Но существует еще морфология биологическая, изучающая внешнюю форму и внутреннее строение организма. Морфология растений — раздел ботаники, занимающийся закономерностями строения и процессами формообразования растений. Морфология человека — раздел антропологии. Совсем отдельно стоит математическая морфология, которая занимается изучением геометрических структур с точки зрения теории множеств, топологии и случайных функций.

Морфология - это наука, изучающая слова, их значимые части и морфологические признаки. Что означает слово морфология? Оно состоит из двух частей мофо - в переводе с греческого "форма" и логос - "учение". Это слово впервые употребил великий немецкий поэт Гете.

Он много лет изучал науки о строении и формах растений и животных. А при чем тут морфология? Дело в том, что морфология как наука относится не только к языку, но и к другим областям знаний. Ведь у слова тоже есть форма и строение.

Что изучает морфология:

  • определения слова, как языкового объекта
  • описание внутренне структуры слова

Морфология изучает части речи, их формы и структуру, способы образования, грамматическое значение, составные части.

Морфология

Части речи

Грамматическая сказка. Как морфология порядок навела.

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак - все плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. - Призовемка мы на помощь Морфологию!» Кто из вас обозначает предмет?

Спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую оче­редь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя «Имя существительное»! - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, накло­нение, вид, залог, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя «Глагол»! -- ответила Морфо­логия.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций объединились под своими знаменами.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику. Грамматика это наука, которая изучает грамматический строй языка. В первом классе можно познакомить детей с веселой грамматикой.

Морфология - командир над всеми частями речи, вме­сте с Синтаксисом входит она в королевство Грамматики (со­ставляя его). Королем в этом королевстве является могуще­ственный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. Ей при­служивает целая свита принцев и принцесс.

Среди них выде­ляется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от нее, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Ча­стица, Междометие

Веселые стихи

Серьезный разговор

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не
поздравишь!

Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

(О. Высотская)

Веселая грамматика

Существительное - школа,
Просыпается - глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем

Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться.
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!