Цхинвал население численность. Город-герой Цхинвал – столица Республики Южная Осетия

Согласно административно-территориальному делению Южной Осетии является отдельной административной единицей Южной Осетии. По административно-территориальному делению Грузии - Горийский район грузинского края Шида-Картли.

Географическое положение

Расположен на реке Большая Лиахви (приток Куры), на высоте 870 м. Соединён железнодорожной веткой (33 км) со станцией Гори (на линии Самтредиа - Баку). 33 тыс. жителей (1974). Бывший центр Юго-Осетинской АО Грузинской ССР. В настоящий момент - столица не всеми государствами признанной Республики Южная Осетия.

Название

Этимология слова «цхинвал» непроста: по одной из версий название города происходит от двух древнеаланских слов «синх – сых» и «уал» - «верховное обиталище». Видоизмененное грузинское словосочетание «след копыта». Из языка скифов - «город-крепость». Также распространена версия о происхождении от сванского или грузинского топонима Крцхинвали, Кцхинвали, что дословно переводится как «земля грабов».

В русскоязычных источниках до первой половины 20 века назывался Цхинвал. В 1934 году в честь Иосифа Сталина город получил название Сталинир или Сталинири. В 1961 году был переименован в Цхинвали. В 1991 году властями Южной Осетии было официально утверждено название Цхинвал (де-факто использовалось и в советское время параллельно с Цхинвали). В быту употребляется неофициальное название города по-осетински Чъреба (Чреба).

История

Окрестности современного Цхинвала были заселены в бронзовом веке. Впервые картлийское село Цхинвал упоминается в грузинских источниках в 1398 году. Ранее на этом месте стояла крепость, построенная в III веке грузинским царем Аспагуром I (256-284) из династии Ашакитов. Согласно грузинской исторической летописи «Картлис цховреба», царь Аспагур был также последним представителем грузинской царской династии Фарнавазианов .

По сообщениям авторитетной грузинской хроники «Картлис цховреба», основатель Цхинвала царь Аспагур обратился за военной поддержкой к осетинам, с помощью которых ему удалось защитить город-крепость от вторгшихся в Картли персов.

Об осетинском населении Цхинвала грузинские исторические источники сообщают, начиная со второй половины 18 в. когда царь Ираклий II начал выделять осетинским старшинам земли в Цхинвале и его окрестностях за оказанные ему военные услуги. В частности в 1786 г. владения в Цхинвале получил Дохчико Хетагуров за то, что его сын Болатыко был убит в Аспиндзской битве, где он храбро сражался.

Согласно официальным статистическим данным в 1804 г. в Цхинвале проживало 16 осетинских семей, а также 41 грузинских, 116 армянских и 6 еврейских семейств. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка.

В составе Российской империи

После вхождения Картли-Кахетинского царства (1801) в состав России Цхинвал - населенный пункт в Грузинской (до 1840), Грузино-Имеретинской (до 1846) и Тифлисской губерниях. Со второй половины 19 века Цхинвал -фактически столица Осетии. В 19-начало 20 вв. среди жителей Цхинвала численно преобладали евреи и армяне. До 1864 – 1865 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство грузинских евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные).

Из-за выгодного географического расположения Цхинвал становится торговым центром. «Тифлисский листок» (1901) сообщал, что через Цхинвали ежегодно провозится более 6 тысяч пудов сыра и около 10 тысяч пудов шерсти из окрестных осетинских поселений. По данным Российского государственного исторического архива, в Цхинвальском участке проживало 54390 человек, из которых 34478 составляли осетины, 17068 - грузины, 2061 - евреи, 753 - армяне и 38 - русские.

На страницах грузинской газеты «Цнобис пурцели» (1897, № 246) известный грузинский общественный деятель Ал. Алазниспирели писал, что «местечко Цхинвали является городом евреев и осетин, а грузины и армяне составляют четвертую часть общего населения». Из 5033 душ населения Цхинвала (1917): 553 были осетины (9%), 2130 - евреи (40%), 1660 - грузины (30%), 674 - армяне (10,3%). Относительная малочисленность осетинского населения в самом городе объясняется исключительно характером их хозяйственной деятельности, превалированием скотоводства и земледелия над занятием ремеслом и торговлей.

После Октябрьской революции и вплоть до 1920 годов в городе происходили столкновения между грузинскими меньшевиками и про-большевистски настроенными крестьянами-осетинами. Меньшевистское правительство насильственно прошло по всей Южной Осетии, изгнав ее население (в том числе и из Цхинвала) на Северный Кавказ.

Советская власть окончательно установлена в Цхинвале в марте 1921 года. Год спустя город стал столицей Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.

С начала 1970-х гг. началась алия (переселение евреев в Израиль на постоянное жительство) евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг., по данным Электронной еврейской энциклопедии, большинство евреев города переселилось в государство Израиль. Перед началом грузино-осетинского конфликта в 1990-х годах, большая часть грузинского населения покинула город. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95).

Грузино-осетинский конфликт

В июне 1992 года вице-президент России Александр Руцкой отдал приказ о нанесении авиационных ударов по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвал. Он позвонил Эдуарду Шеварднадзе, пригрозив бомбардировкой Тбилиси, после чего обстрел прекратился. 22 июня 1992 года Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии представителей Северной Осетии и Южной Осетии подписали Сочинские соглашения о прекращении огня.

14 июля 2010 г. в Южную Осетию прибыл министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, который на месте ознакомился с ходом строительства жилого фонда, разрушенного в ходе августовского военного конфликта 2008 года, и обсудил вопросы восстановления с главой республики Эдуардом Кокойты.

16 августа 2010 г. в Москве, по сообщению пресс-службы посольства Южной Осетии в РФ, было подписано Соглашение о сотрудничестве в области правительственной связи между правительствами Российской Федерации и Южной Осетии.

Председатель правительства Южной Осетии Вадим Бровцев 24 августа 2010 года провел рабочее совещание по вопросам замены разводящих канализационных и водопроводных сетей на территории Цхинвала . По мнению городских властей, необходимо заменить 80% водоводов.

Известные уроженцы Цхинвала:

Натан Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в Эрец-Исраэль) - публицист и деятель сионизма.
Владимир Герасимович Бестаев (1897-1988) - советский, кавказский, осетинский и грузинский киноактер и кинорежиссер.
Аврахам (1924) и Тамара Мамистваловы - еврейские писатели.
Татьяна Владимировна Бестаева (1937) - советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка Российской Федерации, Лауреат театральной премии «Театральная весна».
Коста Георгиевич Дзугаев (1956) - осетинский политический и государственный деятель, доктор философских наук, Председатель парламента Южной Осетии.
Эдуард Джабеевич Кокойты (1964) - президент Южной Осетии с 1991 года.
Тамерлан Тадтаев (1966) - писатель, лауреат Международного литературного конкурса «Русская Премия»
Дмитрий Иванович Санакоев (1969) - глава прогрузинской администрации Южной Осетии.
Бахва Отарович Тедеев (1969) -- известный футболист, ныне тренер.
Ираклий Кобаевич Окруашвили (1973) - грузинский политический и военный деятель, министр обороны Грузии в 2004-2006 годах.
Астамур Анатольевич Тедеев (1978) - известный ученый, доктор юридических наук, профессор.

Примечания:

  1. Цотниашвили М.М. История Цхинвали. 1986; Тогошвили Г.Д. Из истории грузино-осетинских взаимоотношений. Сталинир, 1956; История Осетии в документах и материалах. Цхинвал, 1962.
  2. Директор ЮОНИИ Роберт Гаглоев: Царь Аспагур основал Цхинвал в III веке н.э.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

Географическая энциклопедия

- (в 1934 61 Сталинири) город (с 1922), центр Южной Осетии, Грузия, на р. Б. Лиахви. Железнодорожная станция. 42,6 тыс. жителей (1991). Электротехническая, металлообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и др. Педагогический институт. Театр … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 3 город (2765) сталинири (1) столица (274) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Цхинвали - (в 1934 61 Сталинири), город (с 1922), центр Южной Осетии, на реке Б. Лиахви (приток Куры). 42,9 тыс. жителей. Железнодорожная станция. Электротехническая, металлообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и другие. Педагогический институт.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Цхинвали - Цхинвал, город, ц. Юж. Осетии, Грузия. У груз, географа Ва хушти Багратиони, XVIII в., селение упоминается как Крцхинвали. В основе ойконима др. груз, krcxil граб. С конца XVIII в. закрепляется форма Цхинвали. В 1922 г. преобразовано в город,… … Топонимический словарь

- (в 1934 61 Сталинири), город (с 1922) в Грузии, центр Южной Осетии, на р. Большая Лиахви. Железнодорожная станция. 42,6 тыс. жителей (1991). Электротехническая, металлообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность и др. Педагогический институт.… … Энциклопедический словарь

- (в 1934 61 Сталинири) город (с 1922), центр Юго Осетинской АО Грузинской ССР. Расположен на р. Большая Лиахви (приток Куры), на высоте 870 м. Соединён ж. д. веткой (33 км) со станцией Гори (на линии Самтредиа Баку). 33 тыс. жителей (1974) … Большая советская энциклопедия

Цхинвали - (Tskhinvali)Tskhinvali, столица Северо Осетинской автономной области в Республике Грузия, Кавказ, к С. З. от Тбилиси … Страны мира. Словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Цхинвали (значения). Цхинвали … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Цхинвали (значения). Координаты: 42°13′43.06″ с. ш. 43°57′40.44″ в. д. / 42.228628° с. ш. 43.961233° в.& … Википедия

Книги

  • Тамара и Давид , А. Воинова. В книгу вошел исторический роман Александры Воиновой "Тамара и Давид"…
  • "Независимая" Грузия. Бандит в тигровой шкуре , Михаил Леонтьев, Дмитрий Жуков. Недавние события в Южной Осетии наглядно продемонстрировали, что под тигровой шкурой может скрываться вовсе не витязь, а бандит с большой дороги. Разрушив Цхинвали, убив наших миротворцев,…

Tskhinval Tskhinval en 1886 Tskhinval (Цхинвал en ossète, ცხინვალი en géorgien), anciennement Tskhinvali (transcription du géorgien), est la capitale de l Ossétie du Sud, région indépendantiste de Géorgie selon la Georgie (selon l administration… … Wikipédia en Français

Цхинвал - геогр. современный (2009) местный вариант написания б. названия города Цхинвали … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Станция Цхинвали Гори Цхинвали Закавказская железная дорога Тбилисское отделение Координаты … Википедия

Координаты: 43°00′53.5″ с. ш. 44°24′06.36″ в. д. / 43.014861° с. ш. 44.401767° в. д. … Википедия

Бои за Цхинвал Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) … Википедия

Южноосетинский конфликт Грузинские войска на окраине Цхинвала. Полдень 8 августа 2008 года … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Спартак (значения). Спартак Полное … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Бои за Цхинвали Южноосетинский конфликт Грузинские войска на окраине Цхинвали. Полдень 8 августа 2008 года Дата 7 август … Википедия

Поход на Цхинвали (23 ноября 1989 года) акция, организованная и возглавленная лидером грузинского националистического движения Звиадом Гамсахурдия с целью оказания давления на руководство Юго Осетинской автономной области, потребовавшее… … Википедия

Книги

  • Грозный. Буденновск. Цхинвал. Донбасс , Александр Сладков. Александр Сладков – самый опытный и известный российский военный корреспондент. У него своя еженедельная программа на ТВ, из горячих точек не вылезает. На улице или в метро узнают его редко,… электронная книга
  • Кавказский капкан. Цхинвал–Тбилиси–Москва , Александр Широкорад. Кавказ в истории России занимает особое место. Для Московской Руси в XVI–XVII веках он был «местом мятежа и пожара», а в эпоху Российской империи здесь на протяжении 200 лет не прекращались…

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Цхинвал раскинулся среди горных возвышенностей Южного Кавказа, вдоль берегов реки Большая Лиахва, на высоте 870 метров над уровнем моря. Он имеет статус столицы , а широкую известность получил после этнополитического грузино-осетинского конфликта, начавшегося на территории региона в начале 80-х годов прошлого века, и продолжающегося по сей день. В 2008-м здесь активно проводились военные действия, серьёзно отразившиеся на внешнем облике города и судьбе его жителей.

Особенности

К сожалению, после танкового обстрела и других операций, направленных на разрушение города, Цхинвал значительно утратил изрядную долю своего очарования, а многие уникальные памятники архитектуры и исторические сооружения оказались уничтожены или сильно повреждены. Существенный урон был нанесён городской инфраструктуре, нарушилась система транспортного сообщения. Сейчас, во многих местах здесь можно увидеть, как прямо из-под развалин растут деревья и кустарники, а в полуразрушенных домах живут люди. В упадке находится и административно-организационная система города. Внушительные денежные суммы, выделенные Россией на благоустройство и восстановление столицы Южной Осетии, были разворованы и осели в карманах чиновников. В данный момент, несмотря на борьбу с этим произволом и попытками восстановить внутреннее городское хозяйство, дело продвигается крайне медленно. Этнический состав жителей города формируется из осетин, армян, русских, грузин, азербайджанцев и других выходцев из бывшего СССР. Религиозная принадлежность тоже весьма разнообразна. Путешественникам из России стоит учесть, что из российских телефонных операторов в столице Южной Осетии работает только «Мегафон».

Общая информация

Территория Цхинвала не велика, а численность населения составляет около 30 тысяч человек. Местное время соответствует московскому. Часовой пояс UTC+3. Зимой не осуществляется перевод времени. Телефонный код +7 99744 и +7 995344. Официальный сайт: www.tskhinval.ru .

Краткий экскурс в историю

Здешние земли были населены ещё в бронзовом веке, о чём свидетельствуют многие археологические артефакты, найденные в этих местах. Первые документальные упоминания о поселении Цхинвал датированы концом XIV столетия. В первой половине XVIII века этот небольшой город был населён преимущественно монастырскими крепостными и входил в состав Российской империи, являясь частью местных губерний. После революции здесь установилась советская власть, и Цхинвал стал столицей Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР. После начала грузино-осетинского конфликта город превратился в эпицентр военных действий. В августе 2008-го грузинские войска нанесли ему значительный ущерб миномётным и артиллерийским обстрелами, в результате чего погибли люди, а также были повреждены и уничтожены многочисленные архитектурные сооружения, включая жилые дома. Сейчас Цхинвал постепенно отстраивается заново, но учитывая серьёзные разрушения, времени на полное восстановление уйдёт немало.

Климат

Для данной области характерны все черты субтропического умеренного климата. Лето обычно радует высокой температурой и обилием солнечных дней. В этот период столбик термометра временами поднимается до отметки +30 градусов и выше, хотя средняя температура колеблется в пределах +22. Зима выдаётся холодной, но при этом по-настоящему сильные морозы случаются нечасто. Между тем, в более высоких горных районах температура значительно ниже. Осадки распределяются более-менее равномерно. Главным же достоинством этих мест служит чистейший горный воздух. Приезжать сюда можно в любое время года, но в связи с известными событиями, сейчас город не пользуется повышенным вниманием у туристов.

Как добраться

Попасть в Цхинвал сегодня возможно только со стороны , поскольку сделать это через любую границу с Грузией нельзя. Ближайший аэропорт находится тоже на территории РФ во Владикавказе (Аэропорт Владикавказ-Беслан, IATA: OGZ). Оттуда до столицы Южной Осетии ведёт шоссе Транскавказской магистрали. Доехать до цели из Владикавказа можно на курсирующих в заданном направлении автобусах или такси. Существовавшая ранее железная дорога Гори – Цхинвал сейчас не действует.

Транспорт

В самом Цхинвале в качестве городского транспорта курсируют маршрутные такси, есть троллейбусы, которые слудуют по единственному маршруту. Повсеместно можно воспользоваться услугами такси.

Достопримечательности

После разрушений, вызванных военными действиями, внешний облик Цхинвала значительно изменился, а нетронутых грузинскими снарядами достопримечательностей осталось совсем мало. Отдельного внимания здесь заслуживают Еврейский квартал, армянская церковь Святой Богородицы, построенная в начале XVIII столетия и целый комплекс зданий, сооружённых ещё в сталинскую эпоху. К сожалению, большинство из этих строений сегодня имеют неприглядный вид из-за причинённого им ущерба.

Кухня

Несмотря на обилие в городе кулинарных заведений, выбор блюд в них не столь велик, хотя осетинская кухня, с её мясными деликатесами, знаменитыми кавказскими винами и прочими вкусностями, может впечатлить даже видавших виды гурманов. Отличным дополнением ко всему этому служат многочисленные киоски, где продаются вкуснейшие осетинские пироги.

Шопинг

В здешних магазинах и торговых лавочках представлено немало недорогих товаров и сувениров, включая элементы национальной кавказской одежды, ремесленные изделия и вина в подарочных упаковках.

Меры предосторожности

В плане безопасности, на данный момент Цхинвал не является самым оптимальным вариантом, но виной тому не криминал или сложная политическая ситуация, хотя обстановка довольно напряжена, а неразорвавшиеся боеприпасы, которые могут находиться в различных районах на окраине. В связи с этим, туристам пребывающим в столицу Южной Осетии не стоит злоупотреблять самостоятельными прогулками без местного сопровождающего.

Окрестности

Помимо Цхинвала, важным городом региона является Квайса, лежащий в 60 км от столицы республики. Также, неподалёку находятся сёла Аргвис, Бикар, Гром, Дзарц, Дменис, Зар, Земочер, Уанат, Хетагурово, Чалисубан и другие. Весьма живописна дорога, связывающая Южную Осетию с Северной, поражающая своими горными изгибами и великолепными природными ландшафтами.

К сожалению, война серьёзно изменила Цхинвал и теперь, некогда цветущий зелёный город представляет собой несколько другое зрелище, однако и в своём нынешнем обличье, с немногими оставшимися жителями, он по-прежнему воплощает в себе историю края, с сохранившейся культурой и традициями давно минувших лет.

Южная Осетия – это край гор и живых, стремительных рек, край овеянный романтикой сказаний и древних легенд, край, воспетый великими поэтами и прозаиками.
Если вы внимательно всмотритесь в карту республики, то заметите, что только десятая часть ее поверхности занимает предгорье, разумеется, с лесостепным ландшафтом. Остальная же территория - это горы, горы и ещё раз горы.
Южная Осетия – это край природных контрастов, так милых туристскому сердцу.
Прекрасна в своём стремительном беге, в окружении буйной зелени главная река нашей республики – Большая Лиахва, относящаяся к бассейну КурыВся территория Южной Осетии представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это обусловлено тем, что Южная Осетия занимает тот участок Центрального Закавказья, который в четвертичное время представлял собой «мост суши», связывавший Большой Кавказ с переднеазиатской областью.
Южная Осетия - это край старинных горных селений, где среди руин ещё тянутся ввысь своими выщербленными временем верхушками когда-то грозные башни, а на окрестных холмах сиротливо ютятся приземистые могильники и дзуары (святилища), и сохранились следы суровой жизни горцев.
Здесь на каждом шагу вас ждет встреча с удивительным миром, где переплетаются сказки и быль. И где бы ни ступала ваша нога, повсюду - на равнинах и крутых горных склонах, вдоль рек и дорог – встречаются сохранившиеся до наших дней памятники материальной культуры: сигнально-сторожевые башни, фамильные крепости, склепы, церковные сооружения – все они безмолвные свидетели истории Южной Осетии.
Памятники архитектуры на территории республики стали ее неотъемлемой частью. Они гармонично вписываются в окружающую природу, ведь трудно представить горный аул без сторожевой башни или крепостного сооружения. В них отражается яркая картина художественного творчества народа, его жизни, культуры и быта.

Все последние годы главным праздником новой Южной Осетии, вне всякого сомнения, является День Республики, который отмечается каждый раз 20 сентября. В этом году мы будем праздновать его уже в 23-й раз. И всегда этот день отмечается с особой торжественностью: военный парад, демонстрация, многочисленные гости, трибуна с первыми лицами государства… Все население на улицах города, концерты, фейерверки, поздравления, награждения. Словом, все как должно, все как положено.Напомним, что 20 сентября 1990 года решением четырнадцатой сессии Юго-Осетинского Совета народных депутатов двенадцатого созыва, Юго-Осетинская автономная область была преобразована в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику. Помимо решения о становлении Республики, в документе содержится еще два важных пункта. Во-первых, ставится вопрос об обращении в Верховный Совет СССР о включении в состав СССР в качестве самостоятельного субъекта федерации Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. И, во-вторых, говорится о том, что следует обратиться в республики СССР с просьбой о заключении с ЮОСДР договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Республикæ Хуссар Ирыстоны сæрмæ мæлæтхæссæг тасдзинад кæй сæвзæрд, йæ адæмы æмæ йын йæ культурæ скуынæг кæныны онг чи æркодта, уыцы фыдракæндты, ирæтты геноцид æмæ 1989-1992 азты ССР Цæдисы ныппырхы рæстæджы Республикæ Гуырдзыстон æгъатырдзинад æмæ гадзрахатдзинад кæй æххæст кæны, – нацийы хæдуагæвæрды бартыл бындуриуæггæнгæйæ, кæцы хынцыд цæуы ИНО-йы Статус æмæ æндæр дунеон-барадон документтæй,

1990 азы 9-æм декабры Республикæ Хуссар Ирыстоны Уæлдæр Советы æвзæрстыты хатдзæгтæ хынцгæйæ æмæ адæмы фæдондзинадмæ гæсгæ, кæцы æвдыст æрцыд 1992 азы 19-æм январы референдумы,

Республикæ Хуссар Ирыстоны паддзахадон суверенитеты тыххæй Деклараци æххæст кæнгæйæ, Уæлдæр Совет цытджын æгъдауæй сиды ХУССАР ИРЫСТОНЫ ХÆДБАРДЗИНАД æмæ хæдбар паддзахад Хуссар Ирыстон саразын.

Республикæ Хуссар Ирыстоны территори у æнæдихгæнгæ, æмæ нырæй фæстæмæ Хуссар Ирыстоны территорийыл тых ис æрмæстдæр Республикæ Хуссар Ирыстоны Конституци æмæ закъæттæн.

Ацы акт йæ архайды цæуы йæ райсыны рæстæгæй.

РЕСПУБЛИКÆ ХУССАР ИРЫСТОНЫ

УÆЛДÆР СОВЕТ

Ноябрь 1989 года – начало конкретного, системного претворения в жизнь грузинского плана по уничтожению Осетии. 1989 год – начало грузино-осетинской войны.

События развивались следующим образом. 10 ноября 1989 года XII чрезвычайная сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской области приняла решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузинской ССР. «Преобразовать Юго-Осетинскую автономную область в автономную советскую социалистическую республику. Просить Верховный Совет Грузинской ССР и Верховный Совет СССР рассмотреть вопрос придания Юго-Осетинской автономной области статуса автономной республики», – так было сформулировано решение XII чрезвычайной сессии.

Политическая наивность в Южной Осетии, конечно, удивляет. Было очевидно, что в Грузии никто не собирается в таком контексте рассматривать ситуацию. И факты были более чем очевидные. Тем не менее, в Южной Осетии считали, что, советская система все-таки укрепится, и все эти постперестроечные политические вольности утрясутся. Все получилось с точностью наоборот. Решение сессии еще более усилило радикально-националистическую динамику грузинского общества.

23 ноября 1989 года – роковая дата начала драматических событий для Южной Осетии в новейшее время. Это начало войны, необъявленной, но ведущейся по всем правилам жестокой политики, и имеющей единственную цель – уничтожение южных осетин и аннексия его территорий.

Во время ноябрьского противостояния1989 года, когда 50-тысячная масса людей из различных грузинских неформальных движений вздумала провести митинг в Цхинвале, грузинским «новым демократам» хотелось продемонстрировать свою силу и показать, кто есть кто на территории, которую они планировали отобрать.

Весь Цхинвал собрался на границе, чтобы не пустить в город врага. И враг повернул. Безоружные цхинвальцы силой духа сумели тогда отстоять свою границу и свою столицу. Но было ясно, что это начало войны, к которой надо готовиться. Было очевидно, что Грузию, которая практически вся была охвачена национал-шовинистическим настроем, ничего не остановит.

Для южных осетин в Грузии место не предусматривалось даже на ее собственной территории. Здесь считали, что автономия должна быть упразднена, как не имеющая «никакой историко-политической основы».

Официальный Тбилиси, не считаясь с историческими фактами, считал автономию Южной Осетии лишенной всякой легитимности, считая ее большевистским изобретением. Ее наличие здесь считали неким посягательством на ее территорию.

В своем выступлении на сессии Верховного Совета республики Грузия Звиад Гамсахурдия сказал: «Большевистская аннексия 1921 года уничтожила государственность Грузии и превратила нашу страну в часть коммунистической империи. С первых же дней советизации началось посягательство на территориальную целостность Грузии, треть нашей территории была роздана соседним странам, а на остальной территории образовались незаконные автономии».

Осетинам в этом же выступлении было предложено создавать свою государственность в Северной Осетии.

Выдумывалась некая угнетенность грузинского населения на территории Южной Осетии с большим количеством лживых фактов, подтверждающих якобы плохое положение грузин.

Южным осетинам дали статус «гостя» на его земле. Факт этот естественно не подтверждается историческими источниками. Между тем, грузинские историки на неоднократные приглашения принять участие в открытой исторической дискуссии, предлагаемой осетинскими учеными, всегда отказывали. Ну, а на огромное количество псевдонаучной литературы, которую выпускали в Грузии, осетинская сторона не имела возможности отвечать.

Пророссийский настрой осетин так же определялся в Грузии как отрицательный.

Вся государственная политика Грузии в этот период проводилась в режиме антиосетинской идеологии и практически определила формы дальнейших шагов, отрезав путь к компромиссам и мирному решению. По отношению к Южной Осетии был выбран ультимативный подход. Причем, ультиматумы эти были заранее невыполнимы. Так, предлагалось вместе с Грузией выйти из состава СССР, порвать с Россией. При этом, очевидно, что, даже уступив, осетины потеряли бы свой автономный статус. Односторонность этнических, грузинских интересов была более чем очевидна.

Совершенно естественно и логично, что осетинская реакция на политику Грузии была защитной, вытекающей из национальных интересов сохранения, выживания и дальнейшего развития этноса.

Народ Южной Осетии не хотел выходить из состава СССР. В этой связи встал вопрос о воссоединении с Севером Осетии.

В Меморандуме трудящихся и общественности автономной области Южной Осетии, в адрес ВС СССР, ВС РСФСР, ВС Грузии, президента СССР М. Горбачева, председателя ВС РСФСР Б.Ельцина, ООН, Европейского Парламента, МИД СССР, посольств и представительств зарубежных стран в СССР, Гаагской академии международного права говорилось: «…включение южной части Осетии в состав Тифлиской губернии стало основанием для последовавшей исторической трагедии раздела малочисленного осетинского народа. Россия, спасшая в 1921 г. южных осетин от геноцида, обязана сделать следующий демократический шаг и поддержать воссоединение Северной и Южной Осетии».

В столь сложной и драматической ситуации, угрожающей национальной безопасности необходимо было принять решения отвечающие интересам народа.

Областной комитет партии, в который по привычке какое-то время еще верили, практически был деморализован и не реагировал адекватно на ситуацию. Оставался областной совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области. Облсовет по традиции считался органом формальным. Однако, именно он в столь трудное время оказался наиболее способным принимать, обсуждать важные решения и, фактически, сыграл роль древнего осетинского ныхаса.

Это древняя и уникальная форма общественного управления, отвечавшая лучшим демократическим образцам, которые наш народ умело использовал в периоды внешней агрессии, угрозы ассимиляции, уничтожения этнической общности.

История осетинского народа развивалось так, что выработала в нем качества консолидированного, согласованного подхода к решению проблем в сложных драматических ситуациях. Именно эти качества народа вновь помогли в трудные 90-е годы, когда наш народ оказался на грани физического уничтожения.

Бездействие партийных органов вызвало активные общественные движения. Фактически, в этот период именно они имели доверие народа, который увидел в их идеях то, что отвечало национальным интересам и показывало реальный путь действий. Налицо был паралич существующей системы власти, обстановка же требовала серьезного реагирования. Партийно-коммунистическая идеология никак не находила в своих программных установках ответы на сложные вопросы меняющейся действительности.

Эти ответы были найдены в программах первой общественно-политической организации «Адамон ныхас», образованной в 1988 году. Кризис власти вывел на ведущую роль национальное движение, активизировав движения по поиску новых механизмов политической организации.

У истоков национального движения стояли преподаватели Юго-Осетинского Госпединститута А. Чочиев, З. Битарты, ученые НИИ – З.Цховребов, Н. Джусойты, впрочем, отошедший впоследствии от движения также как и преподаватели ЮОГПИ А. Плиев, Л. Чибиров, Р. Кочиев, в движении принимали участие учителя, инженеры, студенты, рабочие.

«Основными целями «Адамон ныхас» были защита и пропаганда родного языка и литературы, подъем экономики Южной Осетии, культуры, защиты экологии. Однако, уже с первых дней деятельности «Адамон ныхас» был вынужден заниматься политическими вопросами, ибо в отличие от своих коллег-неформалов Грузии, Прибалтики, Украины, пользовавшихся неограниченной поддержкой своих партийных секретарей, народный фронт Южной Осетии встретился с открытой враждебностью Юго-Осетинского Обкома партии», – так пишет о начале деятельности «Адамон ныхас» один из его активистов.

С течением времени, по мере нарастания антиосетинской истерии в Грузии, «Адамон ныхас» все больше превращался в политическую организацию, фактическим идеологическим центром, определившим основные стратегические действия.

Но для выполнения этих действий и решений нужен был легитимный орган власти. Им стал Областной Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области.

Впервые за всю свою историю этот орган стал определяющим для Южной Осетии, рассматривая вопросы, которые ставили не партийные органы, а реальная общественно-политическая ситуация и требования людей.

Обстановка тем временем накалялась. 20 сентября 1989 г. в республиканских газетах Грузии были опубликованы проекты законов «Грузинской ССР». В этих проектах значительно были урезаны права Юго-Осетинской автономной области, в частности изменения границ, лишения права избирательной инициативы, права вето и т.д. В Южной Осетии на это отреагировали крайне отрицательно. 22 сентября была создана комиссия по выработке предложений по законопроектам.

И уже 26 сентября состоялась 11 сессия Юго-Осетинского Областного Совета народных депутатов, которая одобрила «Предложения о внесении изменений и дополнений к проекту Конституции Грузинской ССР и Юго-Осетинской автономной области». Однако Верховный Совет Грузинской ССР проигнорировал предложения сессии народных депутатов Южной Осетии.

В ноябре был опубликован проект Государственной программы развития грузинского языка, предусматривающей ущемление языков народов, проживающих в Грузии, в том числе и в автономиях. Главное здесь было – перевод делопроизводства на грузинский язык. Во все учреждения из Тбилиси выслали машинки с грузинском алфавитом, документы на русском языке возвращались.

Это вызвало протесты в Южной Осетии. Было ясно, что необходимо принять законодательные решения для ограждения себя от «гуманитарной агрессии» Грузии.

В области шел поиск путей решения вопросов, которые требовали нового подхода. Общественное мнение к тому времени формировалось под воздействием национального движения «Адамон ныхас». Именно под воздействием «Адамон ныхас» было принято решение 12 сессии Областного Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области о преобразовании в автономную республику в составе ГССР. Тогда представлялось, что повышение автономного статуса предоставит осетинам более широкие права. Реакция грузинских властей была более чем враждебная. Практически, во всех грузинонаселенных пунктах различными неформальными движениями были проведены митинги с требованием ликвидировать Юго-Осетинскую автономию.

16 ноября 1989 года было принято Постановление Президиума Верховного совета Грузинской ССР «О решениях двенадцатой сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области двенадцатого созыва», которое аннулировало решения двенадцатой сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области двадцатого созыва.

Было совершенно очевидно, что впредь все решения Юго-Осетинских властей, отвечающие национальным интересам, будут блокироваться Грузией. Необходимы были новые меры, новые решения.

В ноябре на сессии Верховного Совета Грузинской ССР была создана комиссия по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской автономной области. Тогда же был принят Закон Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Грузинской ССР, в которой, как мы уже отмечали, предложения от Южной Осетии учтены не были.

19 ноября в Тбилиси выехала делегация представителей Южной Осетии для предотвращения дальнейшей эскалации ситуации. Однако все оказалось безрезультатным.

В апреле 1990 года вышел Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В нём говорилось: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе».

Однако в Грузии этот Закон был проигнорирован. Между тем 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принимает еще один Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», где в ст. 3 сказано: «территория союзной автономной республики, автономного образования не может быть изменена без их согласия».

С нормативной точки зрения союзное руководство в сложившейся ситуации нарастания национально-освободительных движений, демократических процессов фактически уточнила и дополнила законодательную базу.

В Южной Осетии следовали этим Законам, в Грузии же их игнорировали.

Вследствие этого, в июне 1990 года тринадцатая сессия Юго-Осетинского Областного Совета народных депутатов двадцатого созыва принимает решение «О действиях Законов СССР на территории Юго-Осетинской автономной области в случае отмены Верховным Советом ГССР актов Ревкома Грузии от 16 февраля 1921 года, 24 марта 1921 года».

Сессии стали настоящей политической трибуной, где обсуждались не формально представленные уже решенные обкомом партии вопросы, а конкретные проблемы, продиктованные реальностью и отвечающие национальным интересам.

Таким образом, представительный орган советского периода закладывал новые основы, отвечающие национальным интересам, реагируя на правовые документы Грузии, пытающейся незаконными действиями лишить гражданских прав южных осетин. Депутаты отслеживали ситуацию, анализировали и принимали решения в рамках международного права, которое мировым сообществом по отношению к Южной Осетии не соблюдалось.

Так, союзные республики, объявив о своей независимости, почти сразу же были приняты в ООН, ОБСЕ и другие международные организации, в обход решения проблем с автономными образованиями, народы которых также имели те же права.

Более чем, очевидно, что малые народы во всех смыслах оказались в трудном положении. С одной стороны, – объективное, исторически обоснованное стремление к национальной самостоятельности, с другой стороны – сложившиеся субъективные преграды «имперских территорий» и конъюнктурность международного права, ограниченность доступа к информационным мировым ресурсам. Малые народы постсоветского пространства были фактически лишены самостоятельных возможностей вести борьбу за свою независимость дипломатическим путем. И в реальности оказалось, что силовой метод решения оставался единственным и обязательным.

Свое право на национальную, политическую независимость народу Южной Осетии приходилось отстаивать в труднейших условиях противостояния с международно-правой машиной и милитаристской политикой Грузии. Так называемые, мини – империи использовали в своих целях эту конъюнктурность современного международного права.

И как справедливо отмечает В. Кецба, абхазский ученый: «Отсутствие международной правосубъектности, отсутствие международного признания создают существенные, и даже исключительные трудности в развитии интеграционных процессов. Как показывает практика международных отношений, непризнанные государства зачастую становятся картой для разыгрывания сиюминутных конъюнктурных акций, исключающих возможности устойчивого развития».

Углубление в юридические нюансы не наша задача, хотя надо отметить, что объективное представление проблемы самопровозглашенных государств лежит на стыке истории и права.

Депутаты областного совета народных депутатов Югоосетинской автономной области исходили во всех своих начинаниях из современного международного права, в котором факт признания государства не является обязательным признаком суверенной государственности. И признаками ее являются:

    наличие территории;

    наличие постоянного населения;

    наличие организованной власти;

    способность вести международные отношения и исполнять международные обязательства.

Складывающаяся ситуация в 89-90-ых годах аккумулировала власть в представительном органе. И это абсолютный признак осетинских демократических традиций, готовности и умения контролировать и руководить территорией, исторически принадлежавшей осетинскому народу.

Практически первые шаги Юго-Осетинского областного совета народных депутатов по руководству ситуацией были положительно восприняты населением. Так, депутатами Облсовета народных депутатов принимались обращения, призывы.

«Народ возмущается своим бесправным положением, кадровой политикой, но не понимает, что исправить положение без суверенитета нельзя. Посмотрите, сколько пострадавших осетин. Тяжелое положение народа – это следствие колониальной политики. Я вас, уважаемые депутаты и гости, предупреждаю – народ уже никто не успокоит, накопилось столько несправедливости, что взрыв сможет произойти в любой момент. Нельзя этого допустить! Но народы сейчас могут помирить только равноправие, нужен суверенитет» – говорилось в одном из обращений, пусть несколько наивном и эмоциональном, но реально отражающем суть отношения людей к тому, что происходило.

В обществе все понимали, что необходимы конкретные и принципиальные решения по статусу Южной Осетии. Ранее принятое решение о повышении статуса автономной области до автономной республики в составе Грузинской ССР было ошибочным и политически наивным. Но с другой стороны, реакция на него грузинской стороны иллюстративно показала, что осетины никаким образом не вписываются в контекст грузинской националистической политики, и ни о каких правах речи не может быть. Звучал призыв: «Грузия для грузин». У Южной Осетии отняли даже ее название. Все СМИ, политики, общественные деятели были обязаны вместо «Южная Осетия» писать и говорить: «Самачабло». Каким-то образом «Южная Осетия» даже была объявлена сердцем Грузии.

Тем не менее, учитывая сложность ситуации, специфичность осетинского общества, воспринимавшего советскую действительность, как нечто постоянное, Облсовет совместно с национальным движением «Адамон ныхас» сумели достаточно быстро взять ситуацию под контроль.

«Вынести приговор» областному комитету партии и начать проводить адекватную национальную политику, пусть и под влиянием «Адамон ныхас», говорит о здоровом потенциальном ресурсе, который все-таки был у советских депутатов.

Принимались законодательные решения важного исторического и национального значения. И по прошествии времени можно сказать, что это были грамотные, взвешенные решения.

При всей неоднозначности отдельных депутатов, которые привыкли работать в других политических условиях, когда не надо было думать, даже не рекомендовалось, большинство депутатов правильно понимали ситуацию. Именно этот депутатский корпус подготовил историческую, 14-ую сессию Областного Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области, на которой во второй раз был изменен статус области, уже без оглядки на Грузинскую СССР и принята важная Декларация о Суверенитете.

Сессия состоялась 20-го сентября 1990-го года. Решения сессии были очень важны в политическом и национальном смысле. Было принято решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую республику, а также решение о дате выборов в Верховный Совет вновь образованной республики.

Это было историческое решение, которое говорило об исключительных демократических традициях. Именно они помогли конструктивной сублимации нашей осетинской представительной власти. При всех недостатках, это решение принял депутатский корпус советского созыва, у которого победило национальное самосознание, национальная необходимость, высокое гражданское чувство и позиция.

Другой важный документ, который принял депутатский корпус – Декларацию о суверенитете Южной Осетии.

«Областной совет народных депутатов Южной Осетии, выражая волю народа Южной Осетии исходя из потребностей всестороннего обеспечения демократических прав и свобод человека в Южной Осетии, заботясь о полноценном политическом, экономическом и социальном развитии, признавая необходимость построения правового государства, признавая неотъемлемое право осетинского народа на свободное самоопределение, провозглашает суверенитет Южной Осетии, как верховенство интересов и самостоятельности ее народа, осуществляемое через высший орган народовластия Южной Осетии в лице законно и демократически избранных представителей народа – депутатов Южной Осетии»

В этом документе – политическая воля народа Южной Осетии, который объявил миру о своей государственности.

Депутаты областного совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области сделали принципиальный, отвечающий национальным интересам выбор, осознавая, что за реализацию своей государственности предстоит дальнейшая борьба.

20-го сентября также было принято решение о нормативном режиме на территории теперь уже Юго-Осетинской советской демократической республики. В связи с тем, что Грузия признала незаконными и недействительными все государственные структуры и все договора, заключенные Грузией после февраля 1921-го года и «поскольку Юго-Осетинская автономная область образована после 1921-го года, и также признана незаконной вследствие вышеупомянутых постановлений Верховного Совета Грузинской ССР, единственной правовой гарантией существования Юго-Осетинской автономной области является Конституция СССР и Законы СССР согласно статье 74 Конституции СССР».