Что развивают шахматы? Шахматы – чем полезна игра и что она развивает.

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.

3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.

4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей.

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

· Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

· Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

· Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

«Конь ходит буквой «Г!» – пожалуй, первое, что приходит на ум, когда речь заходит о шахматах. А ведь эта древняя мудрая игра может стать не только увлекательным занятием для долгих зимних вечеров, но и – не удивляйтесь – помочь в воспитании детей. Запишите ребенка в шахматную секцию, и он наверняка удивит вас. Пусть он и не станет международным гроссмейстером, но поводов для гордости будет достаточно!

Шахматы: история и современность

Сами по себе шахматы интересны уже тем, что сочетают элементы игры, искусства и спорта. Шахматам не менее полутора тысяч лет. Согласно наиболее распространенной версии, шахматы, вернее игра-прародитель, появились в Индии, и затем через страны Юго-Восточной Азии и Арабского Востока попали в Европу и Африку. Стандартные правила современной игры появились в XIX веке с началом проведения систематических международных турниров.

Мир играет в шахматы много веков подряд. Среди поклонников шахмат были и писатель Лев Николаевич Толстой, и химик Дмитрий Иванович Менделеев, и художник Архип Куинджи, и музыкант Рэй Чарльз. Вашему ребенку любопытно будет узнать, что шахматами увлекаются наши современники – например, символ мужественности и силы Арнольд Шварценеггер.

Чем полезны шахматы для развития ребенка

Итак, на дворе холодно, ребенок гораздо меньше проводит времени на улице, а дома не расстается с компьютером? Идем в шахматную секцию! Вот какие проблемы и задачи помогут решить шахматы:

  1. Развитие усидчивости и концентрации внимания. Шахматы – игра настольная и предполагает, что какое-то время ребенок посвятит спокойному занятию. Ему потребуется усвоить много новой информации: расположение фигур на доске и правила игры, множество вариантов и комбинаций ходов. При этом ребенку не будет скучно: у него будут, как минимум, партнер по игре и наставник. В небольшой компании, в процессе общения ребенок легче научится сосредотачиваться на изучении чего-то нового и решать конкретные задачи не вскакивая и не отвлекаясь.
  2. Установка «сначала подумай, потом делай» . Шахматы научат ребенка обдумывать свой ход, прежде чем сделать его. Он будет лучше понимать, что совершенный им поступок, подобно ходу в шахматной партии, приведет к определенным последствиям. Это сработает гораздо эффективнее поучений вроде: «Думай, прежде чем делать!» Осознав, что неверные шаги могут порой фатально изменить ситуацию на шахматной доске и ход игры в целом, ребенок постепенно начнет использовать эту модель поведения и в жизни. Помогите ему – подведите к мысли о том, что, прежде чем сделать что-то, необходимо проанализировать ситуацию, не спешить действовать.
  3. Тренировка быстроты реакции. Парадокс шахмат состоит в том, что ситуация на доске порой меняется стремительно и требует быстрых и решительных действий. Шахматы научат ребенка быстрее реагировать на изменение условий и обстоятельств, действовать более решительно.
  4. Выработка умения справляться с ситуацией отказа. Часто в ходе шахматной партии игрокам приходится жертвовать менее значимыми фигурами ради спасения более значимых. Очень важно акцентировать на этом внимание маленького игрока: на наглядном примере игры ему проще будет понять, что в жизни есть вещи главные и второстепенные, что ради чего-то большого и очень важного приходится иногда отказываться от чего-то желанного, но не столь значительного. Проводите аналогии с шахматами, и ситуацию необходимого отказа ребенок будет видеть уже в несколько ином свете и воспринимать не так болезненно.
  5. Развитие «внутренних часов» и умения ориентироваться во времени. С XIX века в шахматных партиях используется контроль времени. Необходимость учитывать время на обдумывание хода, принятие решения и действие даст ребенку более четкое понимание временных границ. Ему станет легче определять, сколько времени займет у него то или иное дело. Это намного упростит соблюдение режима дня, сделает ребенка более организованным, собранным.
  6. Тренировка запоминания и использования накопленной информации. Шахматы прекрасно тренируют память и развивают внимание. Это не только запоминание вариантов и схем игры, но и применение их на практике. Таким образом, шахматы не только помогут ребенку научиться держать в поле своего внимания множество деталей одновременно, но и научат оперативно «извлекать» и использовать полученные прежде знания.
  7. Развитие мышления и логики. Шахматы, бесспорно, развивают логическое мышление. За время партии маленькому шахматисту не раз придется анализировать ситуацию на доске и делать выводы. Со временем он сам себе усложнит задачу: будет пробовать взглянуть на ход игры глазами соперника, просчитать его возможные ответные ходы. Такой логический анализ вдвойне полезен, так как подвергается немедленной практической проверке. В свою очередь это побуждает ребенка анализировать свои ошибки. Согласитесь, подобные навыки не раз пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни.
  8. Повышение самооценки . Дети часто испытывают проблемы самооценки по целому ряду причин. Отношения с родителями, учителями, сверстниками далеко не всегда безоблачны, а успехи в учебе непостоянны. Порой ребенок может думать о себе хуже, чем он того заслуживает, излишне драматизировать ссоры с друзьями, оценки и замечания педагогов, критику родителей. Малыш может замкнуться, или, напротив, проявлять показную агрессию. Нередко дети с заниженной самооценкой растут неуверенными в себе, боятся мечтать и строить планы на будущее, считают себя недостойными любви родителей и уважения друзей. Не превознося и не перехваливая любимое чадо, все же дайте ему понять, что «шахматы – игра умных», что если он уступает друзьям, к примеру, в физической силе или ловкости, то, возможно, превосходит их в скорости анализа и оценки ситуации. Аккуратно и вовремя дав ребенку понять, что он лучше, умнее, чем ему внушали или он привык о себе думать, вы тем самым дадите ему победный настрой: «Если ты играешь в такую «умную» игру, как шахматы, то исправить тройку по математике для тебя сущий пустяк!». Победы в игре дадут ребенку стимул добиваться побед и в учебе, а проигрыши научат воспринимать неудачи как указания на слабые места, которые нужно «подтянуть».
  9. Улучшение успеваемости по школьным предметам. Наблюдения показали: у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость и по остальным предметам. Расскажите ребенку о великих исторических личностях, игравших в шахматы, приведите примеры из книг – чувствуя свою причастность к ним посредством шахмат, ребенок наверняка проявит повышенный интерес и к истории, и к литературе.
  10. Новые друзья и знакомые. Новые друзья, с которыми ребенка связывают общие ценности, – это всегда хорошо. Не только в самой секции, но и на соревнованиях юный шахматист встретит интересных людей разного возраста, что значительно обогатит его кругозор, словарный запас и жизненный опыт.

Так стоит ли записать ребенка в шахматную секцию? Разумеется, стоит, и пусть тихая игра принесет множество громких побед!

Шахматы – игра с древней историей. Это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, еще это тренажер для мозга, увеличивающий интеллектуальные способности.

Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат.

Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение последовательных цепочек. Не менее значима работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы интенсивно используются в шахматах: игрок использует долговременную и оперативную память, используя визуальную, цифровую и цветовую информацию.

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – основные навыки, которые получает шахматист.

Влияние на детей

Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. У ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, формируется эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. Поражения учат его стойко переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать свои поступки, извлекая нужный опыт.

Вред шахмат

Увлекаясь игрой, человек начинает вести малоподвижный образ жизни, ведь игра иногда длится несколько часов. Требуется концентрация внимания, усидчивость и предельно точный расчет каждого шага. Люди со слабой нервной системой тяжело переживают проигрыш, внешне этого не демонстрируя, впадают в уныние. Поражения могут стать причиной развития апатии и депрессии. Дети, которые увлекаются шахматами, акцентируют внимание на игре, затрачивая свободное время на чтение книг по шахматам, на турниры и тренировки, и забывают про физическое развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата. Не зря сложился стереотип, что шахматист – худощавый очкарик с шахматной доской под мышкой, не способный ответить на физические нападки и защитить себя.

День добрый, дорогой друг!

Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.

Полезность

Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.

В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.

Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.

Преимущества шахмат довольно очевидны . Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.

Логическое мышление

Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.

Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма , становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.

Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.

Творческое начало

Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.

Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.


Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность .

Возможно, вы знаете, что гроссмейстер был всемирно известным музыкантом, чемпион мира великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.

Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже примеры, повторяться не будем.

Самостоятельность

За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно , спросить совета не у кого.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.

Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность формирует ответственность . Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.

Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.

Эмоциональный интеллект

Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.

Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.

Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми , ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.

Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.

Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.

Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».

Обратная сторона медали

Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.

Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.

1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.

Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.


Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип . Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило .

Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.

Резюме

Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.

Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.


Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».

Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу .

Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.