Что такое народные игры в детском саду. Картотека народных игр

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


Ольга Сычева
Русские народные игры для дошкольников

Русские народные игры для дошкольников .

Цели : Продолжать знакомить детей с русскими народными играми , содействовать развитию внимания, координации движений, укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; развивать умение взаимодействовать в коллективе.

Задачи :

1. Развивать различные виды памяти.

2. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.

3. Развивать мыслительные операции через игру.

4. Развивать воображение.

5. Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры .

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста .

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры , отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.

Народные игры в детском саду

Детки становятся во всех углах комнаты, и меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий пытается быстрее другого участника забежать в свободный угол.

Участники садятся в ряд рядом друг с другом, держат перед собой руки с закрытыми вытянутыми ладошками . Ведущий прячет колечко в своих ладонях и проводит своими руками между ладонями каждого участника, делая вид, что опускает колечко к ним в ладони. Но кольцо попадает только к одному участнику. Когда ведущий обойдет всех, он становится на три шага от участников и говорит :

Колечко, колечко,

Выходи на крылечко!

Тот, у кого оказалось кольцо, должен выбежать к ведущему, другие участники должны вовремя понять, у кого кольцо и поймать его не дав ему выбежать.

Интерес игры в том , что ведущий должен максимально правдоподобно изображать перекладывание колечка в руки, а участники должны ему подыгрывать.

Башмачок

Все детки снимают обувь. Ведущий смешивает ее и дает сигнал. Дети не должны видеть, как перемешивалась обувь, по сигналу подбегают и ищут свою пару. Кто быстрее найдет свою пару и правильно обуется, тот победил.

Зайцы и огородник

Из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник» , а остальные дети становятся «зайцами» . С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (очерчивается круг диаметром до полутора метров, а с другой (на расстоянии около десяти метров) «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра) . Между «домом» и «норками» располагается «огород» , на котором растет морковь и капуста. По сигналу ведущего «зайцы» выпрыгивают из своих норок и устремляются на «огород» лакомиться овощами. По следующему сигналу ведущего на «огород» выбегает «огородник» и пытается поймать «зайцев» , которые норовят укрыться в своих «норках» . Пойманным «заяц» считается тогда, когда до него дотронулась рука «огородника» , он выбывает из игры . Побеждает самый шустрый «заяц» и самый ловкий «огородник» .

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно, от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности) . Кто не выполнит, тот становится водящим.

Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» . Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим : когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний» , находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Разновидности игры :

Играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний» , который должен убегать;

Игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь.

Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры , на бегу описывает разнообразные фигуры : по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила :

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.

2. Необходимо точно повторять движения ведущего.

3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации.

Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки .

Бабочки, лягушки, цапли.

Дети свободно бегают на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся, лягушек (опускаются на четвереньки и скачут, цапель (замирают, стоя на одной ноге) . Как только взрослый произнесет : «Снова побежали!» , они снова начинают бегать по лугу и произвольных направлениях.

Гуси, гуси!

На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место - луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором) .Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите.

Гуси : Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой) . Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Лягушки-Квакушки

Перед началом игры по считалочке выбирают старшую «лягушку» . Все остальные игроки выполняют роль маленьких «лягушек» . Старшая «лягушка» должна перевести маленьких из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Маленькие «лягушки» следуют за ней, при этом приседают, опираясь руками о землю. Во время игры водящий изменяет положение рук : руки на коленях, потом на поясе, прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через заранее подготовленные препятствия, например палки, или запрыгает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами. Все «лягушки» вслед за ведущей «лягушкой» повторяют эти движения.

Прискакав в другое болото, «лягушки» поднимаются со весь рост и говорят : «Ква-ква-ква» . Потом выбирают другого ведущего и игра повторяется.

Правило : маленькие «лягушки» должны точно следовать за ведущим.

Игра будет интересней и занимательней тогда, когда старшая «лягушка» будет делать больше самых разнообразных движений и перепрыгиваний.

Козы и Волки

По считалочке выбирают двоих водящих. Они играют роль волков. Все остальные участники являются «козами» . Поперек площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. Ими обозначен ров. Во рву находится «волки» . «Козы» же стоят за чертой вдоль боковой границы площадки.

После того как все участники займут свои места, воспитатель говорит : «Козы, мои козы, идите в поле, покушайте травки» . После этих слов «козы» выбегают из дома в поле, расположенное за линией на противоположной стороне зала, и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки» не выходят из рва, бегают вдоль него и стараются поймать «коз» .

Тот участник, кого осалил «волк» , обязан остановиться и ждать, пока воспитатель отметит количество пойманных «коз» и снова не допустит их к игре.

Согласно правилам, одна, пара «волков» водит три перебежки. Выигрывают «волки» , поймавшие большее количество «коз» , и игроки, не попавшиеся «волкам» .

Выше ноги

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень) . В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

Кошки-мышки.

Для игры выбираются два человека : один – «кошка» , другой – «мышка» . В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.

Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота» .

Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой) . При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.

Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например : пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки» . Или, если «мышка» выбегает из «дома» , «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота» .

Игра эта не проста, особенно для «кошки» . Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку.

Когда «кошка» поймает «мышку» , из числа играющих выбирается новая пара.

Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Именно поэтому родители, преподаватели и воспитатели должны относиться к их подбору серьезно. Изучение мира детства - одно из наиболее активно развивающихся направлений современного гуманитарного знания. Как на дошкольников влияют подвижные народные игры? Необходимо ли включать их в досуг детей? Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Развитие личности ребенка при помощи игр

Народные игры - это игры, которые служили для развлечения детей того или иного народа в старину. Русский народ создал множество интересных и развивающих забав. Их правила передавались с поколения в поколение. Однако со временем эти игры забываются. Важно сохранять традиции и национальную культуру. Именно поэтому необходимо приучать современных дошкольников к народным играм.

В каждом заведении дошкольного образования должна присутствовать картотека народных подвижных игр. Это неслучайно, ведь известно, что они позволяют сформировать личность. В народных играх присутствует множество шуточных фраз. Движения часто сопровождаются непредсказуемыми моментами, потешками, считалками, песнями, а также танцами. Они способны сохранить неповторимый игровой фольклор. В них присутствует веками сложившаяся народная мудрость, которая включает в себя

Детские народные подвижные игры способствуют самореализации и самовыражению личности. Такой - один из лучших источников нравственного познавательно-речевого развития детей. Он включает в себя основы воспитания, которые вырабатывались на протяжении многих лет народной педагогикой. Они проверены временем.

Детская развивалась совместно со взрослой. Именно дети сохраняют в своих играх те традиции, которые давно вышли из обихода.

Занимательные игровые ситуации воспитывают детей. В них встречаются диалоги и песни, которые характеризуют героя и его поступки. Их необходимо умело подчеркнуть. Именно поэтому от детей требуется активная умственная деятельность.

Вживаясь в тот или иной образ, ребенок формирует свои личностные качества. Народные подвижные игры в дошкольников позволяют выработать ловкость и внимательность. Они помогают раскрыться неуверенным в себе детям. Благодаря этому они не бояться общаться со своими сверстниками, а со временем с легкостью находят общий язык с малознакомыми людьми. Такие игры также позволяют сплотить коллектив.

Использование народных игр для воспитания толерантности. Задачи народных игр

Использование народных игр позволяет приучить детей к толерантности. Они являются своеобразным источником воспитания. Народные подвижные игры в ДОУ включают в себя образ жизни наших предков, их быт и обычаи.

Игры народов мира совместно с другими воспитательными методиками представляют собой основу для самого первого этапа в формировании толерантности. Они позволяют ребенку стать многогранной личностью, сочетающей в себе духовные, а также моральные принципы. Толерантность - это готовность принять человека таким, каким он есть, и взаимодействовать с ним.

Для того чтобы воспитание толерантности было эффективным, важно применять народные игры:

  • в процессе образования;
  • во время отдыха;
  • в театрализованной деятельности.

При подборе игр, важно учитывать:

  • возраст детей и их особенности;
  • уровень физической подготовки;
  • количество дошкольников; условия для проведения игр.

Для детей игра - одна из главных форм его деятельности. Именно поэтому воспитать толерантность, таким образом, будет легче всего. Подвижные народные игры для дошкольников также позволяют расширить кругозор и провоцируют активную умственную деятельность.

Народные игры позволяют решить следующие задачи:

  • формирование чувства ритма;
  • улучшение танцевальных способностей;
  • развитие умения вживаться в игровой образ;
  • формирование индивидуальности;
  • развитие вкуса;
  • улучшение всех психических процессов;
  • понимание красоты литературной речи;
  • формирование уважительного чувства к Родине;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • улучшение физических качеств и здоровья;
  • приобщение к народным ценностям и обычаям.

Народные игры и развитие духовной нравственности

Абсолютно у всех детей наблюдается потребность в увлекательном времяпровождении. К сожалению, в последнее время дети все чаще отдают предпочтение компьютерным развлекательным программам. Именно поэтому родители должны уделять им должное внимание и обучать народным играм. Она является своеобразным средством познания основы правильных человеческих отношений. Русские народные подвижные игры для детей показывают, что они должны быть построены на человечном отношении к более слабому.

Традиция - это то, что передается от старого поколения к юному. К ним можно отнести обычаи, обряды, песни, сказки, праздники и т. д.

Русские народные традиции - один из компонентов культурного наследия того или иного народа. Они дают детям знания и жизненный опыт. В качестве одних из главных средств воспитания используется все составляющие народного фольклора, а именно песни, сказки и скороговорки и т. д.

Народные подвижные игры отражают образ жизни народа, а также их традиции и личностные качества. В них сохранился колорит обычаев, необычность самовыражения народа, своеобразие языка, а также формы и особенности разговорной речи.

Ценность традиций и обычаев достаточно велика. К сожалению, их утрата не может быть восполнена в полном объеме. Они являются оберегом народной культуры. Их важно ценить и помнить. Считается, что если народные традиции утрачены, то под сомнением оказывается само существование народа.

Процесс игры и ее особенности

Сам процесс игры начинается с зачина. Благодаря ему дети зазывают других ребят. Зачин также часто используется для определения водящего. Если желающего стать ведущим нет, дети используют считалку. Зачин поможет распределить роли. Он служит для формирования самостоятельности у детей.

Если народные подвижные игры используются детьми 3-4 лет, то зачин произносят взрослые. Они должны распределить роли между детьми. При этом ребенок самопроизвольно будет запоминать ход игры и со временем помощь взрослых не понадобится. Стоит отметить, что дети любят, когда в игре принимают участия люди старшего возраста.

Заучивание всех считалок, песен и стихотворений, которые используются в той или иной игре, происходит само собой. Как правило, ребенок их запоминает на всю жизнь и в дальнейшем передает знания уже своим детям.

Народные подвижные игры для детей часто включают в себя считалки. Они характеризуются как маленькие стихотворения, с помощью которых выбирается водящий. Благодаря им можно также распределить роли. Считалки - это один из наиболее популярных, колоритных и выразительных видов детского творчества.

Дети младшего дошкольного возраста не понимают значения считалок, но в этом нет ничего страшного. Они слышат строфы, которые произносятся быстро. Все внимание уделяется не самой считалке, а конечному результату. Это положительно влияет на развитие памяти, внимательности и слуха.

Многие подвижные народные игры основаны на соединении песни с определенными движениями. Они считаются хороводными. Такие игры нередко можно встретить на праздниках. В них вся суть заключается в ритме и словах. Песня тесно связана с народной игрой.

Народная педагогика определила череду игр от младенчества и до зрелости. Однако есть и те, в которые играют ребята всех возрастов. К таким играм относятся "Прятки", "Кошки-мышки" и подобные.

Типы народных игр

Русские подвижные народные игры достаточно разнообразны. Среди них есть и хороводы, и пляски, и всем известные догонялки. В них проявляются самые хорошие качества. Жизнь человека издавна тесно связана с природой и окружающим миром. Раньше в лесах проживало огромное количество самых разнообразных животных. У наших предков работа на поле, охота и промыслы были связаны с погодными условиями и природным циклом.

Раньше именно от природы зависело, будут ли люди сытыми, или они столкнутся с голодом. Связь с природой четко просматривается и в культуре, обычаях и праздниках всех славянских народов. Дети всегда стремились подражать взрослым. Именно поэтому связь с природой наблюдается и в народных играх. Такой тип характеризуется наличием животных. В детских народных играх часто присутствует волк, медведь, лисица и другие. Они нередко являются главными персонажами.

Второй тип игр связан с религиозно-культовым мотивом. Данная тема просматривается во всех разновидностях фольклора. Подвижные народные игры нередко включают в себя домовых, русалок, чародеев и подобных персонажей. Они делают их более колоритными и яркими.

К третьему типу можно отнести все игры, которые отражают те повседневные дела, которыми занимались наши предки. В них можно найти охоту, рыбалку и разнообразные промыслы. Благодаря таким играм можно выяснить, как раньше жили наши предки. Важно сохранить эту разновидность фольклора.

Четвертый тип включает в себя игры, которые позволяют сформировать координацию, ловкость и сообразительность. Они улучшают физическую подготовку ребенка. Народные подвижные игры в детском саду данного типа имеют особенность. С одной стороны, бег и прыжки свойственны всем детям, а с другой - оформление их в виде игры делает такое занятие более интересным. В них присутствует игровой задор и элементы соперничества. Это одни из главных составляющих славянских народных игр.

Немаловажную роль занимают и игры военной тематики. За все время они не потерпели серьезных изменений. Они дошли до современных детей почти в первозданном виде. Игра подразумевает под собой состязание двух команд. Заранее определяются критерии выбора победителей и приемы борьбы. С давних времен игры на военную тематику были любимым развлечением у всех юношей.

Ознакомление детей с подвижными народными играми

Для каждого педагога важно самообразование. Народные подвижные игры, к огромному сожалению, все реже предлагаются для использования в школьных и дошкольных учреждениях. Они выполняют важные воспитательные функции. Важно использовать их в детском времяпровождении.

Знакомство детей с народными подвижными играми проходит на развлечениях, которые проводятся ежемесячно во второй половине дня во всех дошкольных учреждениях. При их организации можно использовать музыкальное сопровождение.

Подвижные игры имеют те же требования, что и занятия физической культурой. Организовывается начало, постепенно нарастает темп, а к концу занятия снижается. Для некоторых игр требуются дополнительные атрибуты.

Игры подвижные по экологическому воспитанию дошкольников старшей группы

Русский народ всегда трепетно относился к природе. Игры с элементами экологического воспитания формируют у детей доброе и бережливое отношение к окружающему миру. Благодаря им дети также знакомятся с природой. Именно поэтому в процессе экологического воспитания можно без опасений использовать народные подвижные игры. Они нередко связаны с подражанием повадкам животных, а также их образу жизни. В таких играх также могут встречаться проявления неживой природы. Благодаря им у детей формируется интерес к окружающему миру.

Благодаря народным играм с элементами экологического воспитания дети учатся различать живую и неживую природу. К ним можно отнести "Деда Мазая", "Бег по стволу", "Гуси" и другие. Важно, чтобы эти игры проходили на свежем воздухе.

Изучение игр

Народные подвижные игры младшей группы дошкольного и школьного образования нередко подвергаются исследованиям. А. М. Горький считал, что такие забавы - это источник житейской мудрости. В особое внимание обращено на необходимость обогатить современный детский сад давно забытыми, но очень познавательными играми.

Русские народные игры впервые были собраны и обработаны Е. А. Покровским в книге, которая была выпущена в 1895 году. Ее название - "Детские игры, преимущественно русские". В ней описано значение забав и их роль в становлении личности ребенка.

Ученые давно заметили, что наиболее контрастно традиции наших предков отражаются в детских играх. Они позволяют раскрыть мудрость и жизненный опыт народа.

Многие ученые утверждают, что благодаря народным играм ребенок знакомится с привычками и особенностями населения, а также с семейными ценностями.

Несколько народных подвижных игр

Существует множество народных подвижных игр, правила которых известны не каждому. Одна из них - "Башмачки потерялись". Для данной игры необходимо собрать команду из 5-10 человек. Смысл заключается в том, что все снимают свою обувь и кладут в общую кучу, тщательно перемешивая ее. Затем дождавшись команды, ребята должны отыскать свои башмачки. Выигрывает тот, кто первый справился с поставленной задачей. Важно, чтобы при поиске обуви дети не толкали друг друга.

Еще одна игра, которая включает в себя элементы экологического воспитания, - "Птички-невелички". Играя в нее, дети должны по очереди изобразить ту птицу, которая приходится им по душе. Она может быть как домашней, так и городской или лесной. Остальные должны отгадать, какую птицу показывает ребенок.

"У медведя на бору" - одна из наиболее популярных игр. На роль лесного хищника выбирается один ребенок. Он, по сюжету, должен охранять свой лес. Когда к нему подкрадываются другие участники, он должен не дать зайти им за определенную черту. Из игры выбывает тот, кого словил медведь.

Подводим итоги

Все народные игры, в том числе подвижные, необычайно ценны. Важно не забывать о них. В данных играх отражаются обычаи, традиции и фольклор наших предков. Они формируют личность и развивают положительные качества ребенка. Немалую ценность они имеют и в экологическом воспитании. Благодаря таким играм улучшается также разговорная речь, формируется логика и улучшается уровень физической подготовки детей. Важно не только включать их в дошкольное образование, но и применять дома.

Елена Анохина

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет)

Елена Анатольевна Анохина

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоровительном лагере и в свободное время в кругу семьи.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которог

он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.

«Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Игра «Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра с Солнцем

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.


Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.


Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Веселые музыканты»

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки, играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.


Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «Баба Яга»

Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

Дразнилка

Баба Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала

Побежала в огород,

Испугала весь народ

Побежала в баньку

Испугала зайку!

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,а беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет

освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе

следующего напарника.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Игра "Каравай"

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».


Игра " Бояре, а мы к вам пришли"

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.


Игра "Калачи"

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.


Спасибо за внимание!

Русские народные игры

1. Зелёная репка
Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:
Зелёная репка, держись крепко,
кто оборвётся, тот не вернётся.
Раз, два, три.
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

2. На стульчике
Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:
Сам сижу на стульчике,
сам сижу на крашеном.
Кто меня любит,
тот меня скупит.
Кто меня скупит,
три раз поцелует!
Раз, два, три!
На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

3. Заря-Зареница
В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:
Заря-Зареница – Красная девица
по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

4. Дударь
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище. и т.д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»


5. Капустка
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя,
только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется –
двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок,
а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).

6. Змея
«Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

7. Вариант ЖМУРОК .

Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:
Трынцы-брынцы бубенцы
Позолочены концы
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки"" Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.

8. Сковорода

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга - «сажать на сковороду» - своих сосе-дей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» - все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега - «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное - не наступить на «оладьи».

9. Игра «В круги»

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

10. Игра «Медом или сахаром»

Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

11. Игра «Огородник и воробей»

По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

Эй, воробей, не клюй конопель,
Не своих, ни моих, ни соседовых.
Я за эту конопель тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

12. Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.