Что влияет тревожность. Состояние тревожности

Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя ещё полвека назад это различие было неочевидным. Сейчас эта дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии .

В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий .

В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

ТРЕВОЖНОСТЬ (англ. anxiety) -- индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Вопрос о причинах тревожности открыт; в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу ( свойства н. с.), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Выделяется устойчивая тревожность -- частная, «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная и др.) и общая, «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и неадекватная тревожность, или собственно тревожность -- в благополучных для индивида областях действительности.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития..

"...Тревожность -- переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом...."

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные.

К фундаментальным относят:

  • 1)интерес-волнение,
  • 2)радость,
  • 3)удивление,
  • 4)горе-страдание,
  • 5)гнев,
  • 6)отвращение,
  • 7)презрение,
  • 8)страх,
  • 9)стыд,
  • 10)вину.

Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий»

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд. В 1926 г. он выпустил в свет монографию «Торможения, симптомы, беспокойства». В которой впервые охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

Проблема тревожности- узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь.

З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх -- реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность -- реакция на ыопасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию -- главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности -- чувства неопределенности и беспомощности. тревожность эмоция курсант психокоррекционный

Тревожность характеризуется тремя основными признаками -- специфическим чувствомы неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально ыФрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.

Что касается бессознательной ытревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.

Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма.

В работах К.Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной ыбезопасности, надежности как основного источника тревожности.

Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми.

Г.С.Салливен говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что ыудовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так иы в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.

Тревожность, опасность и препятствие в удовлетворении желания производят противоположный эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопровождается напряжением скелетных мышц под действием ЦНС.

Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности:

  • 1. Реальный страх -- тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
  • 2. Невротическая тревожность -- тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.
  • 3. Моральная тревожность -- так называемая «тревожность совести», связаннаяы с опасностью, идущей от Супер-Эго.

Реалистическая тревога является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типовы тревожности, которые различаются по характеру осознания.

Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ыожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, -- боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожностиы весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от авнутренней. Моральная же тревожность, с точки зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности.

По cфере возникновения различают:

  • 1. Частную тревожность -- тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-тоы постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)
  • 2. Общую тревожность -- тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:

  • 1. Адекватную тревожность -- отражает неблагополучие человека.
  • 2. Неадекватную тревожность (собственно тревожность) -- тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

Свои определения понятиюы «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция ырассматривать тревогу как особое состояние, похожее с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, аснижении порогов чувствительности, когда ранее анейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др. -- ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Содержание

Необъяснимый страх, напряжение, беспокойство без причины периодически возникают у многих людей. Объяснением беспричинной тревоги может быть хроническая усталость, постоянные стрессы, ранее перенесенные или прогрессирующие заболевания. При этом человек чувствует, что в опасности, но ему непонятно, что с ним происходит.

Почему появляется тревога на душе без причины

Ощущение тревоги и опасности не всегда являются патологическими психическими состояниями. Каждый взрослый человек хоть раз испытывал нервное возбуждение и беспокойство в ситуации, когда не удается справиться с возникшей проблемой или в преддверии сложного разговора. После решения таких вопросов чувство тревоги проходит. Но патологический беспричинный страх появляется независимо от внешних раздражителей, он не обусловлен реальными проблемами, а возникает сам по себе.

Тревожное душевное состояние без причины захлестывает, когда человек предоставляет свободу собственному воображению: оно, как правило, рисует самые страшные картины. В данные моменты человек ощущает свою беспомощность, эмоционально и физически истощается, в связи с этим здоровье может пошатнуться, и индивидуум заболеет. В зависимости от симптомов (признаков) различают несколько психических патологий, которым присуща повышенная тревожность.

Паническая атака

Приступ панической атаки, как правило, настигает человека в людном месте (общественном транспорте, здании учреждения, большом магазине). Видимых причин для возникновения данного состояния нет, поскольку в этот момент жизни или здоровью человека ничего не угрожает. Средний возраст страдающих чувством тревоги без причины составляет 20-30 лет. Статистика показывает, что чаще необоснованной панике подвергаются женщины.

Возможной причиной необоснованной тревоги, по мнению врачей, может быть длительное нахождение человека в ситуации психотравмирующего характера, но не исключаются и однократные тяжелые стрессовые ситуации. Большое влияние на предрасположенность к приступам паники оказывает наследственность, темперамент человека, его личностные особенности и баланс гормонов. Кроме того, тревога и страх без причины часто проявляются на фоне заболеваний внутренних органов человека. Особенности возникновения чувства паники:

  1. Спонтанная паника . Возникает внезапно, без вспомогательных обстоятельств.
  2. Ситуационная паника . Появляется на фоне переживаний из-за наступления психотравмирующей ситуации или вследствие ожидания человеком какой-то проблемы.
  3. Условно-ситуационная паника . Проявляется под действием биологического либо химического стимулянта (алкоголь, сбой гормонального фона).

Выделяют следующие самые распространенные признаки панической атаки:

  • тахикардия (учащенное биение сердца);
  • чувство тревоги в груди (распирание, болевые ощущения внутри грудины);
  • «ком в горле»;
  • повышение артериального давления;
  • развитие ;
  • нехватка воздуха;
  • страх смерти;
  • приливы жара/холода;
  • тошнота, рвота;
  • головокружение;
  • дереализация;
  • нарушение зрения или слуха, координации;
  • потеря сознания;
  • самопроизвольное мочеиспускание.

Тревожный невроз

Это расстройство психики и нервной системы, главным признаком которого является тревога. При развитии тревожного невроза диагностируются физиологические симптомы, которые связывают со сбоем работы вегетативной системы. Периодически происходит усиление тревоги иногда в сопровождении панических атак. Тревожное расстройство, как правило, развивается вследствие продолжительных психических перегрузок либо одного сильного стресса. Заболеванию присущи следующие симптомы:

  • чувство тревоги без причины (человек тревожится по мелочам);
  • страх;
  • подавленность;
  • расстройства сна;
  • ипохондрия;
  • головокружение;
  • , проблемы с пищеварением.

Не всегда тревожный синдром проявляется в виде самостоятельной болезни, зачастую он сопутствует депрессии, фобическому неврозу, шизофрении. Данное психическое заболевание быстро перерастает в хронический вид, и симптомы приобретают постоянный характер. Периодически у человека наступают обострения, при которых появляются приступы паники, раздражительность, плаксивость. Постоянное чувство тревоги может переходить в другие формы расстройств – ипохондрию, невроз навязчивых состояний.

Тревога с похмелья

При употреблении алкоголя происходит интоксикация организма, все органы начинают бороться с этим состоянием. Сначала за дело берется нервная система – в это время наступает опьянение, которому характерны перепады настроения. После начинается похмельный синдром, при котором с алкоголем борются все системы человеческого тела. Признаками тревоги с похмелья являются:

  • головокружение;
  • частая смена эмоций;
  • тошнота, дискомфорт в животе;
  • галлюцинации;
  • скачки АД;
  • аритмия;
  • чередование жара и холода;
  • беспричинный страх;
  • отчаяние;
  • провалы в памяти.

Депрессия

Это заболевание может проявиться у человека любой возрастной и социальной группы. Как правило, депрессия развивается после какой-то травмирующей ситуации или стресса. Психическая болезнь может быть спровоцирована тяжелым переживанием неудач. К депрессивному расстройству способны привести эмоциональные потрясения: смерть близкого, развод, тяжелое заболевание. Порой депрессия появляется без причины. Ученые считают, что в таких случаях возбудителем служат нейрохимические процессы – сбой обменного процесса гормонов, влияющих на эмоциональное состояние человека.

Проявления депрессии могут быть разными. Заболевание можно заподозрить при следующих симптомах:

  • частое чувство тревоги без видимой причины;
  • нежелание делать привычную работу (апатия);
  • печаль;
  • хроническая усталость;
  • снижение самооценки;
  • равнодушие к окружающим людям;
  • сложность в концентрации внимания;
  • нежелание общаться;
  • сложность в принятии решений.

Как избавиться от беспокойства и тревоги

Каждый человек периодически испытывает чувство тревоги и страха. Если при этом вам становится тяжело преодолевать данные состояния или они отличаются длительностью, что мешает работе или личной жизни – стоит обратиться к специалисту. Признаки, при которых не стоит оттягивать поход к врачу:

  • у вас иногда возникают приступы паники без причины;
  • вы чувствуете необъяснимый страх;
  • во время тревоги перехватывает дыхание, подскакивает давление, появляется головокружение.

С помощью лекарств от страха и тревоги

Врач для лечения тревоги, избавления от чувства страха, возникающего без причин, может назначить курс медикаментозной терапии. Однако максимально эффективен прием препаратов при комбинировании с психотерапией. Лечиться от тревоги и страха исключительно лекарственными средствами нецелесообразно. По сравнению с людьми, использующими смешанный тип терапии, пациенты, которые лишь принимают таблетки, более подвержены рецидивам.

Начальную стадию психического заболевания лечат, как правило, легкими антидепрессантами. Если врач замечает положительный эффект, следом назначается поддерживающая терапия продолжительностью от полугода до 12 месяцев. Виды препаратов, дозы и время приема (утром или на ночь) назначаются исключительно индивидуально для каждого пациента. При тяжелых случаях заболевания таблетки от тревоги и страха не подходят, поэтому больного помещают в стационар, где инъекционно вводят нейролептики, антидепрессанты и инсулин.

К числу препаратов, которые обладают транквилизирующим действием, но отпускаются в аптеках без рецепта врача, относятся:

  1. « ». Принимают по 1 таблетке трижды за сутки, продолжительность курса лечения беспричинной тревоги назначается врачом.
  2. « ». Принимается ежедневно по 2 таблетки. Курс составляет 2-3 недели.
  3. « » . Пьют по назначению врача по 1-2 таблетки трижды в день. Длительность лечения определяется зависимо от состояния больного и клинической картины.
  4. «Персен». Препарат принимают 2-3 раза за сутки по 2-3 таблетки. Лечение беспричинной тревоги, чувства паники, беспокойства, страха длится не больше 6-8 недель.

С помощью психотерапии тревожных расстройств

Эффективным способом лечения беспричинной тревоги и приступов паники является когнитивно-поведенческая психотерапия. Она направлена на трансформацию нежелательного поведения. Как правило, излечить психическое расстройство удается за 5-20 сеансов со специалистом. Врач, после проведения диагностических тестов и сдачи анализов пациентом, помогает человеку убрать негативные модели мышления, иррациональные убеждения, которые подпитывают возникающее чувство тревоги.

Когнитивный метод психотерапии сосредотачивается на познании и мышлении пациента, а не только на его поведении. В процессе терапии человек борется со своими страхами в контролируемой, безопасной среде. Посредством повторяющихся погружений в ситуацию, которая вызывает страх у пациента, он получает все больший контроль над происходящим. Прямой взгляд на проблему (страх) не причиняет ущерба, напротив, чувства тревоги и беспокойства постепенно нивелируются.

Особенности лечения

Чувство тревоги прекрасно поддается терапии. То же касается и страха без причины, причем добиться положительных результатов удается за короткий срок. К числу самых эффективных техник, способных снять тревожные расстройства, относятся: гипноз, последовательная десенсибилизация, конфронтация, поведенческая психотерапия, физическая реабилитация. Подбор лечения специалист выбирает, исходя из вида и степени тяжести психического расстройства.

Генерализированного тревожного расстройства

Если при фобиях страх связан с определенным объектом, то тревога при генерализованном тревожном расстройстве (ГТР) захватывает все жизненные аспекты. Она не так сильна, как во время приступов паники, но более продолжительна, а потому мучительнее и сложнее переносится. Лечат данное психическое расстройство несколькими способами:

  1. . Эта методика считается максимально эффективной для терапии беспричинного чувства тревоги при ГТР.
  2. Экспозиция и предотвращение реакций . Метод основывается на принципе проживания тревоги, то есть человек полностью поддается страху, не стараясь его побороть. К примеру, пациент склонен нервничать, когда кто-то из родных задерживается, представляя худшее, что могло случиться (близкий попал в аварию, его настиг сердечный приступ). Вместо того чтобы переживать, пациент должен поддаться панике, испытать страх в полной мере. Спустя время симптом станет менее интенсивным или вовсе исчезнет.

Приступов паники и волнения

Лечение тревоги, возникающего без причин страха может проводиться посредством приема медикаментов – транквилизаторов. С их помощью быстро устраняются симптомы, включая нарушение сна, перепады настроения. Однако такие препараты имеют внушительный список побочных эффектов. Есть другая группа лекарств от психических расстройств типа чувства беспричинной тревоги и паники. Эти средства не относятся к сильнодействующим их основу составляют лечебные травы: ромашка, пустырник, листья березы, валериана.

Медикаментозная терапия не является передовой, поскольку более эффективной в борьбе с чувством тревоги признана психотерапия. На приеме у специалиста больной узнает, что конкретно с ним происходит, из-за чего начались проблемы (причины страха, тревожности, паники). После врач подбирает подходящие методики лечения психического расстройства. Как правило, терапия включает средства, устраняющие симптомы приступов паники, волнения (таблетки) и курс психотерапевтического лечения.

Видео: как справиться с необъяснимой тревогой и беспокойством

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.

Каждый человек периодически пребывает в состоянии беспокойства и тревоги . Если тревога проявляется в связи с четко выраженным поводом, то это нормальное, обыденное явление. Но если подобное состояние возникает, на первый взгляд, беспричинно, то оно может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Как проявляется беспокойство?

Волнение , тревога , беспокойство проявляются навязчивым ощущением ожидания определенных неприятностей. При этом человек пребывает в подавленном настроении, внутреннее беспокойство вынуждает частичную или полную потерю интереса к той деятельности, которая ранее казалась ему приятной. Состояние беспокойства очень часто сопровождается головной болью, проблемами со сном и аппетитом. Иногда нарушается ритм сердца, периодически проявляются приступы учащенного сердцебиения.

Как правило, постоянное беспокойство на душе наблюдается у человека на фоне тревожных и неопределенных жизненных ситуаций. Это могут быть переживания по поводу личных проблем, болезней близких, неудовлетворенности профессиональными успехами. Страх и беспокойство часто сопровождают процесс ожидания важных событий или каких-либо результатов, имеющих для человека первостепенное значение. Он пытается найти ответ на вопрос, как преодолеть чувство беспокойства, но в большинстве случаев не может избавиться от этого состояния.

Постоянное чувство беспокойства сопровождается внутренним напряжением, которое может проявляться некоторыми внешними симптомамидрожью , напряжением мышц . Чувство тревоги и беспокойство приводит организм в состояние постоянной «боевой готовности ». Страх и беспокойство мешают человеку нормально спать, концентрироваться на важных делах. Как следствие, проявляется так называемое социальное беспокойство, связанное с необходимостью взаимодействовать в социуме.

Постоянное чувство внутреннего беспокойства позже может усугубляться. К нему добавляются некоторые специфические страхи. Иногда проявляется двигательное беспокойство — постоянные непроизвольные движения.

Вполне понятно, что такое состояние значительно ухудшает качество жизни, поэтому человек начинает искать ответ на вопрос, как избавиться от чувства беспокойства. Но прежде чем принимать какие-либо успокоительные средства, следует обязательно точно установить причины беспокойства. Это возможно при условии всестороннего обследования и получении консультации врача, который подскажет, как избавиться от беспокойства. Если у пациента плохой сон , и беспокойство преследует его постоянно, важно обязательно определить изначальную причину данного состояния. Продолжительное пребывание в таком состоянии чревато серьезной депрессией. Кстати, тревога матери может передаваться и ее малышу. Поэтому беспокойство ребенка во время кормления часто связано именно с волнением матери.

То, насколько беспокойство и опасение присущи человеку, в определенной степени зависит и от ряда личных качеств человека. Важно, кем он является — пессимистом или оптимистом, насколько устойчив психологически, насколько высока самооценка человека и т.п.

Почему проявляется беспокойство?

Беспокойство и тревожность может являться симптомом серьезных психических недугов. Те люди, которые постоянно пребывают в состоянии тревожности, в большинстве случаев имеют определенные психологические проблемы и склонны к .

Большинство заболеваний психического характера сопровождается состоянием тревожности. Тревожность характерна для разных периодов , для начальной стадии неврозов. Сильное беспокойство отмечается у зависимого от алкоголя человека при абстинентном синдроме . Достаточно часто наблюдается сочетание тревожности с рядом фобий, раздражительностью, . При некоторых болезнях беспокойство сопровождается бредом и .

Однако при некоторых соматических заболеваниях состояние тревоги также проявляется в качестве одного из симптомов. При гипертонической болезни у людей часто отмечается высокая степень тревожности.

Также тревожное состояние может сопровождать гиперфункцию щитовидной железы , гормональные нарушения в период у женщин. Иногда резкая тревога проваляется в качестве предвестника , резкого понижения уровня сахара в крови у больных .

Как избавиться от беспокойства?

Прежде чем озадачиваться вопросом, как снять тревожное состояние, необходимо определить, является ли беспокойство естественным, или состояние тревожности настолько серьезно, что требует консультации специалиста.

Выделяется ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что без посещения врача справиться с состоянием беспокойства человек не сможет. Следует обязательно обратиться к специалисту, если симптомы тревожного состояния проявляются постоянно, что влияет на повседневную жизнь, работу, отдых. При этом волнение и беспокойство преследует человека неделями.

Серьезным симптомом следует считать тревожно-невротические состояния, которые повторяются стабильно в виде приступов. Человек постоянно переживает, что в его жизни что-то пойдет не так, как нужно, при этом у него напрягаются мышцы, он становится суетливым.

Стоит обязательно проконсультироваться с доктором, если тревожные состояния у детей и взрослых сопровождаются головокружением, сильным потоотделением, нарушениями работы ЖКТ , сухостью во рту . Часто тревожно-депрессивное состояние со временем усугубляется и ведет к .

Существует ряд препаратов, которые используются в процессе комплексного лечения беспокойства и тревожных состояний. Однако прежде, чем определить, как избавиться от тревожного состояния, врачу необходимо установить точный диагноз, определив, какое именно заболевание и почему могло спровоцировать данный симптом. Провести обследование и установить, как лечить пациента, должен врач-психотерапевт . В процессе обследования обязательно назначаются лабораторные исследования крови, мочи, проводится ЭКГ . Иногда пациенту необходима консультация других специалистов — эндокринолога, невропатолога.

Чаще всего при лечении заболеваний, провоцирующих состояние тревожности и беспокойства, используются транквилизаторы и антидепрессанты. Лечащий врач в процессе терапии может назначить также курс транквилизаторов. Однако лечение тревожного состояния с помощью психотропных средств является симптоматическим. Следовательно, причины тревожного состояния такие препараты не снимают. Поэтому позже возможны рецидивы такого состояния, причем, тревога может проявиться в измененном виде. Иногда беспокойство начинает беспокоить женщину при беременности . Как убрать данный симптом в таком случае, должен решить только врач, так как прием любых препаратов будущей матерью может быть очень опасным.

Некоторые специалисты предпочитают использовать при лечении тревожных состояний исключительно методы психотерапии. Иногда психотерапевтические методики сопровождаются приемом медикаментозных препаратов. Практикуются также некоторые дополнительные методы лечения, например, аутотренинг, дыхательные упражнения.

В народной медицине существует много рецептов, которые используются для преодоления тревожных состояний. Хороший эффект можно получить, регулярно принимая травяные сборы , в которые входят травы с седативным действием . Это мята , мелисса , валериана , пустырник и др. Тем не менее, почувствовать эффект от применения травяных чаев можно только после постоянного приема такого средства на протяжении длительного времени. К тому же народные средства должны использовать только в качестве вспомогательного метода, так как без своевременной консультации врача можно пропустить начало очень серьезных заболеваний.

Еще один важный фактор, влияющий на преодоление беспокойства, это правильный образ жизни . Человек не должен жертвовать отдыхом в угоду трудовых подвигов. Важно ежедневно полноценно высыпаться, правильно питаться. Усугубить тревожное состояние может злоупотребление кофеином, курение.

Расслабляющий эффект можно получить с помощью профессионального массажа. Глубокий массаж эффективно снимает состояние тревожности. Не следует забывать и о том, насколько улучшают настроение занятия спортом. Ежедневная физическая активность позволит всегда быть в тонусе и не допускать усугубления тревожного состояния. Иногда для улучшения настроения достаточно прогуляться на свежем воздухе в течение часа в быстром темпе.

Чтобы контролировать свои эмоции, человек должен тщательно анализировать все, что с ним происходит. Четкое определение причины, которая вызвала тревожность, помогает сосредоточиться и переключиться на позитивное мышление.

Тревога – это чувство, заставляющее беспокоиться, чувствовать напряжение в теле, покусывать губу и потирать ладони.

Разум находится в напряженном ожидании чего-то опасного, неприятного, нехорошего, но не всегда может идентифицировать – чего именно и более того, мы не всегда можем осознавать свою глубинную тревогу, если она стала хронической.

Мы разберём природу беспричинного страха и тревоги, а также посоветуем эффективные методики, с помощью которых вы сможете убрать волнение и страх без врачебной помощи .

Что такое тревога и тревожность?

Тревога – это эмоциональное состояние, обусловленное нервным ожиданием того, что может произойти в ближайшем или далёком будущем. Она может иметь как определённый объект (тревога перед встречей с кем-либо, тревога перед дальней дорогой), так и быть неопределённой, своего рода – плохим предчувствием. Это чувство плотно связано с инстинктом самосохранения и часто проявляется в стрессовых, шоковых, или же просто нестандартных ситуациях.

Нормально испытывать смутное чувство тревоги, находясь в незнакомом районе города ночью или проходя мимо толпы нетрезвых людей. Совсем другое дело – когда тревожность беспокоит даже в состоянии полной безопасности и стабильности.

Тревожность – это накопившееся напряжении в теле, психике и сознании. Люди могут испытывать нервное напряжение нон-стоп без видимых на то причин, что сильно тормозит их повседневную деятельность и мешает здраво взвешивать собственные действия и их последствия.

Чувство тревоги и беспокойства в психологии

Чувство тревоги включает целый спектр эмоций:

  • страх;
  • стыд;
  • застенчивость;
  • закомплексованность.

В общем и целом – тревога возникает при ощущении угрозы или отсутствии чувства комфорта и безопасности. Если ситуацию вовремя не поменять, она перерастёт в хроническое тревожное расстройство.

Страх и тревога – в чём разница?

Приступы страха и тревоги во многом похожи, однако, опять же – разница их существенна и кроется в отсутствии конкретики. В отличие от страха, который часто имеет определённый предмет, тревога может быть неидентифицированной и беспричинной.

Общие симптомы тревожных состояний

Согласно медицинской статистике, тревожность без причины свойственна более 90% подростков и более 70% людей от 20 лет и старше. Этому состоянию свойственна следующая симптоматика:

  • чувство беззащитности, беспомощности;
  • необъяснимая паника перед предстоящим событием;
  • беспричинный страх за собственную жизнь или жизнь близких людей;
  • восприятие стандартных социальных функций как неизбежное столкновение с враждебным или осуждающим отношением;
  • апатичное, подавленное или депрессивное настроение;
  • невозможность сосредоточится на текущих делах из-за навязчивых тревожных мыслей;
  • критичное отношение к себе, обесценивание собственных достижений;
  • постоянное «проигрывание» в голове ситуаций из прошлого;
  • поиск «скрытого смысла» в словах собеседника;
  • пессимизм.

К физическим проявлениям синдрома тревоги относится:

  • сбитый сердечный ритм;
  • слабость и усталость;
  • ощущение «кома в горле» как перед плачем;
  • покраснение кожи;
  • проблемы с ЖКТ.

А также внутренняя тревога вполне чётко просматривается по поведению:

  • покусывание губ;
  • почёсывание или заламывание рук;
  • щелчки пальцами;
  • поправление очков или одежды;
  • поправление волос.

Как отличить норму от патологии?

Нормой считается тревога, обусловленная внешними факторами или характером человека. Вегетативные симптомы вроде учащённого сердцебиения при этом никак не проявляются. Патологическая повышенная тревожность сопровождает человека вне зависимости от наличия причин и отражается на его физическом состоянии.

К чему может привести повышенная тревожность?

Состояние тревоги и беспокойства без причины может привести к нарушениям поведения и потере социальных навыков, например:

  • Склонность к преувеличению и фантазиям. Этот приём зачастую используют в фильмах ужасов. Нам становится вдвойне страшнее, если мы не видим существа, издающего пугающие звуки. Воображение рисует себе монстра, хотя, на самом деле, это может быть обыкновенная мышь. Также в случае с беспричинной тревогой: мозг, не имея конкретных причин испытывать страх, начинает сам дополнять картину мира.
  • Агрессия как защитная реакция. Частый спутник социальной тревоги. Человек ожидает, что окружающие его люди будут осуждать, давить или унижать, и в итоге сам проявляет злобу и настороженность, пытаясь сохранить свою самооценку.
  • Апатия. Безынициативность, подавленность и невозможность сконцентрироваться на важных делах часто сопровождают личностей, страдающих тревогой без причины.
  • Психосоматика. Стрессы зачастую находят выход в виде физических недугов. При тревожности нередки проблемы с сердцем, нервной системой и ЖКТ. Рекомендую статью о том, .

Причины тревоги у взрослых

Несмотря на то, что человек испытывает, казалось бы, беспричинный страх и волнение, у недуга всегда есть предпосылка. Ей может стать:

  • Генетическая предрасположенность. Ребёнок флегматичных или меланхоличных родителей с большой вероятностью унаследует эту особенность нейрохимических процессов.
  • Особенности социальной среды. Тревожность свойственна человеку, который в детстве испытывал большое давление со стороны родителей или же, наоборот – был опекаем и не имел возможности самостоятельно принимать решения. Также неосознанную тревогу перед выходом «в свет» испытывают взрослые люди, которые в детстве были изгоями или объектами травли.
  • Страх расстаться с жизнью. Это может быть авария, нападение, падение с высоты – травматичный опыт закрепляется в подсознании человека и всплывает в виде дежавю, когда происходящее как-то напоминает события из прошлого.
  • Нахождение в состоянии стресса нон-стоп. Работа в авральном режиме, интенсивная учёба, постоянные конфликты в семье или проблемы с финансами негативно отражаются на моральном состоянии.
  • Тяжёлое физическое состояние . Невозможность совладать с собственным телом сильно бьёт по психике и заставляет мыслить в негативном ключе и впадать в апатию.
  • Гормональный сбой. Во время беременности, после родов и при менопаузе женщины могут испытывать неконтролируемые приступы страха, агрессии или тревоги. Также тревожность может быть следствием нарушений работы эндокринных желёз.
  • Дефицит питательных веществ, микроэлементов и витаминов . Обменные процессы в организме нарушаются, и в первую очередь голодание сказывается на состоянии мозга.

На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток витаминов группы B, глюкозы и магния.

  • Сидячий образ жизни. Если в жизни человека нет даже минимальных физических нагрузок, все метаболические процессы замедляются. Чувство беспокойства без причины – это прямое следствие такого дисбаланса. Лёгкая разминка способствует выбросу эндорфинов и хотя бы кратковременному отвлечению от гнетущих мыслей.
  • Поражения головного мозга. Родовые травмы, перенесённые в раннем возрасте тяжёлые инфекционные заболевания, сотрясения мозга, алкоголизм или наркомания.

Причины повышенной тревожности у детей

  • Тревожность у ребёнка в 80% случаев – это оплошность со стороны родителей.
  • Гиперопека со стороны родителей . «Не лезь туда – упадёшь, расшибёшься!», «Ты слишком слабенький, не поднимай этого!», «Не играй с этими ребятами, они дурно на тебя влияют!» — все эти запрещающие и ограничивающие свободу действий фразы, накладывают на ребёнка зажимы, которые проявляются во взрослой жизни неуверенностью в себе и скованностью.
  • Мнительность и истеричность опекуна. Часто тревожное расстройство встречается у людей, которые росли вмести с бабушками. Громкие вздохи и вскрикивания, когда ребёнок упал или ушибся, откладываются в подкорку как блок к действиям, подразумевающим минимальный риск.
  • Алкоголизм, наркомания, религиозная фанатичность родителей. Когда у малыша нет перед глазами примера человека, умеющего нести ответственность за собственные действия, ему очень тяжело научится самоконтролю.
  • Частые конфликты между матерью и . Ребёнок, который регулярно видит, как скандалят родители, замыкается в себе из-за своей беспомощности и привыкает жить с чувством тревоги на душе.
  • Жестокость или отстранённость со стороны родителей. Отсутствие эмоционального контакта, ласки и близости с родителями в детстве приводит к тому, что во взрослой жизни человек становится социально неловким.
  • Страх разлуки с матерью или отцом . Угрозы уйти из семьи сильно бьют по психике ребёнка и подрывают в нём доверие к людям.
  • Отсутствие твёрдого понимания, что можно, а что нельзя. Запрет со стороны отца, но разрешение матери, фразы «тебе этого делать нельзя, но сейчас можно» лишают ребёнка ориентиров.
  • Страх быть непринятым ровесниками. Из-за осознания своего отличия от других (внешнего или социального).
  • Несамостоятельность. Стремление матери всё сделать быстро и качественно (одеть, умыть, зашнуровать шнурки) приводит к тому, что ребёнок будет чувствовать себя неловко на фоне более самостоятельных сверстников.

Повышенное употребление кофеиносодержащих напитков и продуктов с высоким содержанием сахара пагубным образом отражается на моральном состоянии.

Как избавиться от чувства тревоги и беспокойства самостоятельно?

Пребывая в тревожном состоянии без причины, человек быстро выматывается и начинает искать способы решения проблемы. Следующие психологические практики помогут выйти из гнетущего состояния без посторонней помощи:

  • Поймите и примите, что вы не можете всё держать под контролем . Всегда есть место непредсказуемым событиям. Как только вы понимаете, что всё идёт не по плану – постройте новый. Так вы вновь почувствуете почву под ногами, и поймёте, куда двигаться дальше.
  • Не беспокойтесь о том, что произошло в прошлом или должно произойти в будущем. Осознайте себя в настоящем моменте. Это единственное время, где вы можете поработать над собственным комфортом.
  • Сделайте паузу . Дайте себе время успокоиться и стабилизироваться. Сделайте паузу в 1 час, выпейте чашку чая, помедитируйте. Не работайте на выгорание. Дайте эмоциям выйти. Не замыкайтесь в себе – поплачьте, побейте подушку, пожалуйтесь кому-либо или напишите список, начинающийся со слов: «Мне тревожно, потому что…».
  • Смените обстановку. Если вы чувствуете, что вся окружающая обстановка давит на вас – смените её. Отправьтесь домой новой дорогой, съешьте блюдо, которое раньше не пробовали, попробуйте надеть одежду, несвойственную вашему стилю. Это даст вам ощущение того, что время не стоит на месте. При первой возможности отправляйтесь в отпуск и дайте себе отдохнуть от ежедневной рутины.

Чтобы выработать постоянную привычку, нужно выполнять одно и то же действие в течение 21 дня. Дайте себе отдохнуть от гнетущих обязательств в течение 21 дня и займитесь тем, что вам действительно нравится. Психика успеет перестроиться на другой лад.

Как избавиться от страха быстро?

Случаются такие ситуации, когда избавиться от волнения и страха нужно незамедлительно. Это может быть вопрос дальнейшей репутации, самоуважения или даже жизни и смерти. Следующие советы помогут убрать волнение и страх за несколько минут:

  • Поговорите с собой, назвав себя по имени . Спросите у себя: (имя), почему ты так переживаешь? Неужели ты думаешь, что не сможешь справиться с этим? Приободрите себя так, как подбадривали бы близкого вам человека. Вспомните все ситуации, где вы превозмогали себя и похвалите за каждую. На эту тему есть хорошая .
  • Медитируйте. Освойте простые техники медитации. Примите удобное положение, закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании, не пытаясь его контролировать. Чтобы расслабиться будет достаточно 3-5 минут. Также помогут .
  • Рассмешите себя. Вспомните забавную историю, посмотрите смешное видео или попросите кого-нибудь рассказать вам шутку. Пара минут весёлого смеха – и тревога исчезнет так же внезапно, как и появилась.

Когда стоит обратиться за помощью к врачу?

Из-за того, что психологические болезни для стран СНГ тема табуированная, большинству людей очень сложно признать собственную беспомощность перед болезнью и обратиться к специалисту. Это необходимо сделать, если:

  • постоянное беспокойство сопровождается приступами панического ужаса;
  • желание избежать дискомфорта приводит к замкнутости и самоизоляции;
  • мучает тянущая боль в грудной клетке, приступы рвоты, головокружения, скачки артериального давления вплоть до потери сознания;
  • чувство истощения и бессилия от нескончаемой сильной тревоги.

Помните о том, что психическое расстройство — это тоже болезнь. В ней нет ничего зазорного, также как в простуде. Вы не виноваты в том, что заболели и нуждаетесь в помощи.

Пообщавшись со специалистом, вы точно будете знать, что стоит делать в вашей ситуации, а что лучше отложить на потом. Вы не будете действовать «методом проб и ошибок», что также поспособствует вашему успокоению.

На моих я обучаю людей выходить из состояния хронической тревожности и возвращаться в свою целостность и внутреннюю гармонию, используя целостный подход. Если у Вас есть потребность внутреннего исцеления, желание и готовность к самопознанию, если Вы готовы обрести свою я с радостью приглашаю Вас на свои программы и курсы.

С любовью, Мария Шакти