Для чего зайцу уши. Почему у зайца, кролика длинные уши

Заяц — герой многих сказок, басен и пословиц. Каждый из нас знает, что у зайчика длинные уши, короткий хвост, летом он серый, а зимой — белый, что этот зверек очень трусливое и всегда спасается бегством, налегая на свои длинные ноги. Но всегда ли это так? Можно ли это сказать обо всех зайцах нашей планеты? Ведь среди семейства зайцевых имеются очень необычные представители, которые порой отличаются от своих собратьев не только внешностью, но и причудливым поведением, что совсем несвойственно зайцам.

Почему зайца называют косым?

Часто зайца называют косым. И действительно, его выпуклые глаза находятся далеко друг от друга, а шея очень гибкая. Поэтому когда зверь спасается бегством, то косит глаза обратно. Заяц способен видеть вокруг себя на 360°. Но это не всегда помогает ему, потому что он не присматривается, что находится спереди и часто убегая от одного хищника, попадает в лапы другого.

Зачем зайцу длинные ноги?

Врагов у пугливого зверя очень много, ведь ему нечем обороняться — ни острых рогов, ни крепких когтей или больших зубов у него нет. Поэтому единственное его спасение — это бегство. Охотников на зайца много: его часто преследуют волки, лисы, куницы, совы, орлы и другие хищные звери и птицы. Но поймать длинноногого зверя не так легко. Заметив опасность, заяц спасается бегством, налегая на сильные задние ноги. Он способен развить скорость до 65 км / ч. При этом петляет, делает резкие повороты, подпрыгивает вверх — иногда выше, чем на метр, пытаясь запутать следы и сбить со следа врага. Заяц — настоящий мастер по запутыванию следов. Во время побега косой еще и успевает оглянуться, нет ли рядом охотника или хищника.

Может ли заяц постоять за себя?

Трусость и пугливость, — основные черты, которые приписывают зайцам: «робкий, как заяц», «заячья душа» и др. Но иногда зайцы дают достойный отпор врагу. Когда убежать от хищника пушистому зверьку не помогают ни его скорость, ни ловкость, тогда он использует свою последнюю попытку: мгновенно падает на спину и сильными задними лапками изо всех сил пытается защититься от нападающего. И хотя в этой схватке заяц редко побеждает, но бывает, что известный «трус» отражается от хищников и даже может нанести им довольно серьезные раны, расцарапывая своими когтями врагу живот и грудь. Известны случаи, когда хищники после такой заячьей самообороны погибали. В брачный сезон самцы тоже вступают в бой за самок. Встав на задние лапы, они кромсают друг друга когтями, — от такого боя шерсть клочьями летит во все стороны! Разъяренная самка также может, как боксер, отбиваться от ухажера, если он ей чем-то не нравится.

Всегда ли заяц меняет свою шубку?

Зайцы меняют цвет меха для маскировки от врагов. Летом серая шубка делает зверька незаметным среди травы и камней, а зимой шерсть зайца становится белой и прячет его в снегу. Но так бывает не везде. В Ирландии, где отсутствует длительный снежный покров, зайчик зимой не белеет, он всегда остается серым. А на побережье Гренландии, где температура воздуха даже летом редко поднимается выше +5°, проживающие там зайцы, целый год ходят в белой шубке.

Древесный заяц — мастер лазить по деревьям

Все знают, что зайцы живут в земляных норах, но в Японии водится заяц, который без труда залезает на деревья. Там он не только прячется от врагов, но и лакомится побегами и листьями деревьев или сладко спит в дупле. Это древесный заяц.

Он совсем непохож на своих собратьев: в древесного зайчика темно-коричневая шерсть, маленькие глаза, короткие уши, миниатюрный, почти незаметный хвостик длиной всего 2 см и короткие задние лапы. На лапах имеются длинные изогнутые когти, которые и помогают ему карабкаться наверх по дереву. Эти зайцы не прыгают, как положено обычным зайцам, а передвигаются перебежками. Кроме того, они ночные животные. Когда стемнеет, зайцы спускаются с деревьев и отправляются на поиски сочной травы и желудей, которыми они любят лакомиться.

Калифорнийский заяц — самый ушастый

Почти все зайцы славятся большими ушами. Но есть среди них и свой рекордсмен — калифорнийский заяц, который водится только в степных районах США. Когда увидишь его, первое, что бросается в глаза, это его большие уши, которые иногда достигают 60 см. Они тонкие, широкие и вовсе без шерсти. С помощью своих огромных ушей заяц не только улавливает тихие звуки, но и постоянно находится в тени, прячась от солнца, поэтому животное не перегревается в жару.

Водяной заяц

Этот необычный зайчик всегда поселяется у воды. И не зря. Ведь спасаясь от преследования хищников, он без колебаний бежит к ближайшему водоему, смело прыгает в воду и изо всех сил гребет на другой берег. Его сильные задние лапы хорошо приспособлены для плавания: у них большие широкие ступни. Водяной заяц прекрасно плавает и даже умеет погружаться в воду на 3-4 минуты, выдвинув на поверхность лишь кончик своего носа. Так он может посидеть в воде достаточно долгое время, пока хищник не уйдет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почему у зайца и кролика длинные уши, зачем кролику и зайцу нужны такие длинные уши. В этой статье подробно написано зачем и почему у кроликов и зайцев длинные уши.

Понятно, что в первую очередь уши нужны именно чтобы слышать. Внешняя часть уха выполняет роль рупора, не только улавливающего, но еще и усиливающего внешние звуки. И чем больше ушная раковина, тем острее слух ее обладателя. Не зря, стараясь лучше расслышать тихий голос, мы прикладываем к уху ладонь, увеличивая, таким образом, площадь поверхности ушной раковины. В продолжение эксперимента можно слегка «смять» пальцами свое ухо и убедиться в явном ухудшении слуха.

Для зайца же быстрое распознавание опасности и спасительное бегство – одни из основных способов выживания. Поэтому и уши его так велики. Рекордсмен по длине ушей – американский заяц или «кожаный кролик» — уши взрослого зверька больше его самого.

Помимо простого улавливания звуковых волн, внешнее ухо отвечает еще и за отсечение лишних шумов, мешающих распознавать жизненно необходимую информацию. Работая как резонатор, ухо усиливает только те звуки, частоты которых совпадают с его собственными.

Наличие двух ушей, расположенных по обе стороны головы обеспечивает, так называемый, бинарный эффект – умение определять направление на источник звука. Еще точнее определить местоположение объекта помогает подвижность ушных раковин: поворачиваясь навстречу фронту звуковой волны, ухо как будто указывает направление, откуда может исходить опасность.

Основной способ избежать этой опасности – бегство. И здесь, помимо быстрых ног и особых приемов, сбивающих с толку преследователя, зайцу помогают… уши. Именно длинные (а не круглые!) уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая лучшую аэродинамику.

Но даже этим функция длинных ушей не исчерпывается: большие уши спасают бегущего зайца от перегрева, активно излучая тепло без потери ценной влаги. Это качество дает зайцу существенное преимущество перед хищниками: именно из-за перегрева те быстро устают и прекращают погоню.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок эволюции.

Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум - что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху - благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?"

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский проект "Почему весной у деревьев лунки?" (6 - 7 лет) Здравствуйте! Представляются: Доронина Таня Волощенко Артём «Центр развития.

Фотоотчет художественного творчества детей. Лепка Тема: «Улитка длинные рожки» Елена Владимирова. Цель: Расширение и уточнение знаний детей.

Задачи: - учить лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова, характерные признаки – длинные уши, делить.