«Экология и мы. Экология и мы

Если предложенное мероприятие проходит между учащимися одного класса, тогда все учащиеся составляют две команды. Возможно участие в игре нескольких параллелей 8-го класса, тогда часть учащихся является болельщиками, и им могут быть заданы вопросы викторин.

Мероприятие проводится в классе или актовом зале, в состав жюри входят учителя-предметники или учащиеся старших классов. У каждого члена жюри – набор дисков с баллами от 1 до 5. После окончания каждого конкурса жюри подводит и объявляет итоги.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, закрепить экологические знания, формировать интерес к изучению химии, биологии и экологии.

Оборудование: выставка рисунков и плакатов на экологические темы, музыкальные фрагменты, карточки с заданиями для команд. У участников команд на груди – эмблемы.

Ведущий: Добрый вечер. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об экологии, которая сегодня перестала быть только экологической дисциплиной, как это считалось еще тридцать лет назад, и заняла свое место среди прочих фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии.

Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной отраслью знаний. Но она имеет и свою специфику. Как удачно подметил российский эколог Н.Ф. Реймерс: «Она всегда ставит в центре изучения живое, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, всё человечество…».

Вот мы и постараемся посмотреть на некоторые проблемы с этих позиций.

Для выполнения первого задания вам нужно вспомнить один из законов Барри Коммонера – «Всё связано со всем».

Задание 1. «Литературный конкурс».

Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.

Ведущий: Для разминки вы должны составить сказку или рассказ из предложенных вам фраз, расположив их в логической последовательности, а затем вы зачитаете свои творения.

Вариант 1: Составьте сказку:

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова стала давать мало молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Вариант 2: Составьте рассказ:

  1. Воды реки Минимата принесли соединения ртути в море.
  2. Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.
  3. В 1956 году в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора.
  4. Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройства речи, слуха, зрения) – эта болезнь получила название «болезнь Минимата».
  5. В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.
  6. «Болезнь Минимата» повторилась в Японии в 1964–65 гг., когда отравилось 180 человек, из которых 52умерли.

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4, 6.

Ведущий: А сейчас вы поработаете экспертами-экологами и выберете наиболее приемлемый, по вашему мнению, вариант решения из трех возможных, обосновав свое мнение.

Задание 2. «Экологический решебник».

Выдается командам по вариантам.

Вариант 1:

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи её медленно передвигаются, поедая всю растительность до самой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи её, преодолевая десятки и сотни километров, опускаясь на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во времена сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разорённого поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения:

  1. Использование ядохимикатов (500 долларов).
  2. Выращивание богомолов, поедающих саранчу (100 долларов).
  3. Наём рабочих с хлопушками и лопатами (100 долларов).

Какое решение высчитает наиболее выгодным экономически?

Ответ: наиболее эффективно использование ядохимикатов, т.к. выращивать богомолов уже поздно – саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай фермеров. Механические методы борьбы слишком трудоемки.

Вариант 2:

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующие от фермеров соответствующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов (1000 долларов).
  2. Приобретение белянкового наездника (500 долларов).
  3. Механическое уничтожение кладок на листьях капусты (250 долларов).

Какое направление вы предложите как эксперты?

Ответ: наиболее эффективный метод – использование наездника: быстро снижается численность, и продукция остается экологически чистой. Ручной труд эффективен, но слишком трудоемок.

Ведущий: Теперь немного поиграем! В течение двух минут попытайтесь составить как можно больше слов из слова БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ.

Учитываться будут только имена существительные, за каждое верно составленное слово команда получает один балл.

Ведущий: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Право ответа предоставляется команде, ранее заявившей о своей готовности. Викторина будет по плечу тем, кто дружен и с географией, историей. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

«Из истории металлов»

  1. Вспомните, какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?
  2. Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
  3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная, в то время она изготавливалась из металлов. (Если участники испытывают затруднения, можно дать наводящий вопрос: Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?)
  4. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?
  5. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили? Ответ обоснуйте.

Ответы:

  1. Железо. Первое найденное человеком железо было метеоритным, т.е. небесного происхождения, а обрабатывали его так же, как и медь.
  2. Медногорск – город на южном Урале, о. Медный – один из командорских, о. Кипр – от лат. КУПРУМ.
  3. Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
  4. Железо и его сплавы – стали, ржавеют. Коррозия или ржавление и называется «рыжий дьявол», т.к. от этого процесса значительные потери.
  5. Цезию, если не считать франция, которого практически нет в природе.

Ведущий: А теперь викторина биологическая.

«Экологические аспекты в биологии»

  1. Стеклянный сом – рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно сильном солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
  2. Рыба гольян – настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?
  3. В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства. Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
  4. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя убивать, значит и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник» убедительны ли доводы браконьера? Как бы вы провели с ним дискуссию?
  5. В Казахстане проводилось истребление сусликов путём разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не съедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответы:

  1. Для стеклянного сома яркий солнечный свет – защита, на его фоне прозрачное тело рыбки незаметно для хищников.
  2. Это срабатывает механизм регуляции численности популяции.
  3. Выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает этим нормальное состояние популяции.
  4. Волки – санитары: проще всего им поймать наименее осторожных, ослабленных или просто больных животных. Так они ведут отбор на наиболее приспособленных животных, улучшая популяцию. А браконьеры убивают самых красивых и сильных животных, лишая их возможности оставить потомство и тем самым передать эти признаки потомству.
  5. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели. Это явление называется кумуляцией токсинов в цепях питания.

Задание 3 . «Разгадаем ребус».

Ведущий: В этих ребусах зашифрованы названия болезней человека, напрямую связанных с нарушением экологической обстановки вокруг нас. (Рисунок 1 , рисунок 2). Объясните, в чем причина этих заболеваний.

Ответ:

Задание 4. «Что за буквами спрятано?»

Знаете ли вы полную расшифровку аббревиатур, так или иначе связанных с охраной среды и здоровья человека? МСОП, СПИД, ВОЗ, ПДК, МАБ, ВООП, ВФОП, АЭС.

Ответ: МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. ПДК – предельно допустимая концентрация (вредных веществ). МАБ – международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». ВООП – Всероссийское общество охраны природы. ВФОП – Всемирный фонд охраны природы. АЭС – атомная электростанция.

Ведущий : Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали основательное знание предметов. Пока жюри подводит общий итог и определяет победителей, предлагаю вам немного отдохнуть – весело и с пользой. Призовите на помощь свои актерские способности. Всем известно, что хищник всегда стремится найти жертву, а жертва – спастись от хищника. Попробуйте изобразить в виде пантомимы взаимоотношения, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица.

Команды получают листки с заданиями; выступают не по очереди, а вынимая номерки, как лото из мешочка

Задания:

1. Паук – муха.
2. Дятел – короед.
3. Сова – мышь.
4. Скопа – рыба

Ведущий : А сейчас – слово жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.

И спользованные материалы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
  2. Балабанов В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.
  3. Исаков В.В. Экологический аукцион // Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С. 45.

«Мы все… на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля», - Антуан де Сент-Экзюпери

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка - это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, - мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели - в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

Муравейник в лесу

В последнее время все больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии - науки о нашем общем доме. Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель, дав ему определение как науке об отношении всего живого к окружающей среде. На греческом языке «oikos» - жилище, дом, местопребывание, а «logos» - слово, учение.

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой - «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров - дело рук человека.

Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Мухомор так же важен для леса, как и благородный боровик

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь - лес заживет своей обычной жизнью.

Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

К сожалению, подобное не редкость в наших лесах и парках

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать - например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все… на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля».

О теме: Природа всегда давала человеку красоту, гармонию и благодатные условия для жизни. А что дает человек природе? Сочинение на тему рассуждение о безрассудном и халатном отношении человека к ресурсам природы.

Экология и человек.

Оглянитесь вокруг себя. Прямо сейчас, внимательно посмотрите в окно. Что видите Вы? Лазурное голубое небо над головой, яркое солнце, которое светит нам каждый день, белый искристый снег…

Если вглядеться в природу, то, что нас окружает, создано идеально и гармонично, вокруг настоящая красота, которую мы порой за пеленой серых будней даже не замечаем. Все кажется для нас абсолютно обычным и банальным. Мы живем в идеальных и благодатных природных условиях, и заботится об этом матушка - природа. Подумайте вот о чем, ведь она нам дала все, абсолютно все, что необходимо для жизни: воздух которым мы дышим, воду которую мы пьем, солнце которое дает всему жизнь, вес, что нас окружает, те же дома, одежда и еда - это все благодаря ней. Она постоянно дает, дает, дает нам, заботится о человечестве как настоящая любящая мать, которая все готова отдать любимым детям. Стоит задуматься, а что же мы делаем в ответ? Чем мы отвечаем на ее заботу?

Давайте мысленно перенесемся далеко назад, когда не было заводов, фабрик, машин, компьютеров, высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто невозможной. Тогда, люди не знали о том, как добывать нефть, уголь и другие полезные ископаемые, которые сейчас безжалостно выкачиваются из Земли с невообразимой скоростью. Именно тогда человек с благодарностью относился к природе, к растениям и животным которые его окружали. Он заботился и с благодарностью принимал ее дары. А сейчас, что мы наблюдаем в нашем 21 веке?.

День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства. Каждый день выкачиваются миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых. Человек просто безжалостно пожирает их, а ведь они не вечные! Каждый, каждый день строятся заводы и фабрики, которые отравляют атмосферу, выпуская в воздух миллионы тонн загрязняющих веществ, не задумываясь при этом, что тем самым мы роем себе яму. Загрязняется не только воздух. Сколько рек, озер, водоемов и морей стало жертвой выбросов ядовитых отходов. Взять, например, озеро Байкал. Это самый животрепещущий пример человеческой халатности.

Зачем? Зачем убивать то живое что находится рядом с нами? Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет светить яркое солнце, небо будет затянуто тучами, зелени не будет никогда, все вокруг будет серым и страшным, некуда будет поехать отдохнуть в отпуск, просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться. Не впечатляет, правда же? Так зачем своими руками уничтожать свой родной дом? Подумайте о дальнейшем будущем о следующих поколениях. Сразу и в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о том, чем мы благодарим нашу кормилицу, мать - природу, менять свое отношение к окружающей нас красоте, возможно что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом», это не так. Их мало, и они не могут полностью предотвратить весь вред, нанесенный природе. Нужно чтобы каждый начал с себя, сегодня, сейчас!

« ЭКОЛОГИЯ И Мы »

Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Детей разбивается на 2 команды. У каждой команды название, эмблема.
Вед. держит в руках глобус.

2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации

ВЕД: – Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Берегите землю, берегите». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3-й конкурс. Игра «Собери шишки».
(На поле разбросаны шишки. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт шишек. (Повторить несколько раз).

Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

4-й конкурс. «Собери слово».
В словах перепутаны буквы, поменяй их местами, так, что бы получились слова.
5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
6-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

7-й конкурс. «Рассортируйте мусор»
С помощью стрелочки перенеси картинки предметов в квадраты с надписью.
8-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»

Классный час

«Экология и мы»

подготовили

воспитатели

Галиева Алия Ахласовна

Галиев Султан Агисович

с.Новое Каширово

2014 г.

Классный час

на тему : «Экология и мы»

Цели :

расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к природе;

пробуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование : телевизор, музыкальное оформление, эпиграф, законы экологии, газеты.

Форма проведения : устный журнал

Ход классного часа

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

    Вступительное слово

Сегодня на классном часе мы будем говорить о природе, о том, как сохранить и приумножить ее богатства, о том какую помощь мы можем оказать природе. Но сначала мы проведем психологическую минутку:

Хочешь быть хорошим,

Будь как Земля

Все она терпеливо выдерживает.

Хочешь быть чистым,

Будь как вода

Все она смывает.

Тема нашего классного часа «Мы в ответе за нашу планету». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам.

И первым шагом к этому будут результаты нашего исследования, давайте, посмотрим на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Обратите внимание на странички, составили их исследователи нашего класса. Они то и расскажут о том, что здесь изображено.

    Первый исследователь – Алина.

Я буду говорить об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает

Видео «Отстойник»

В основном экологию нашего села загрязняет отстойник. При сильном ветре поднимается пыль, в которой находятся химические элементы таблицы Менделеева, влияющие на здоровье человека.

Этой пылью дышат и растения, и животные, и люди. Пыль осаждается на растениях, при этом овощи фрукты теряют свои вкусовые качества.

Этот вопрос стоит на рассмотрении нашего сельского округа.

(Ученик снимает туч)

Если мы решим проблему с отстойником, у нас будет такой чистый воздух, как на этой страничке.

Учитель: действительно, все эти ядовитые вещества из воздуха попадают в легкие человека. Участковый врач нашей больницы расскажет нам о пагубном влиянии этих веществ на организм человека.

Выступление врача.

Учитель: Ну вот уже одно поле чистое, и мы пойдем дальше, на синюю страничку.

    Второй исследователь – Маша

Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда Вам везде нужна вода!

Это страничка о воде. Пресной воды на нашей планете не так уж и много, ее надо беречь.

Видео «Исследование воды»

Мы провели исследование, взяв воду из различных источников – старого водопровода, нового водопровода и родниковую воду.

Видео «Анализ воды в СЭС»

Учитель: эту воду мы повезли в районную санитарно-эпидемиологическую станцию на исследование. Весь процесс исследования проб воды вы видите на экране. Через 3 дня мы взяли заключение экспертизы. Результаты показали, что питьевая вода из новых колонок соответствует всем нормам

Протокол исследования прилагается.

Мы частично решили проблему чистой питьевой воды. Ежегодно отряд «Экологи», мы являемся членами отряда, проводит очистку и благоустройство родника, из которого берут воду жители нашего села.

Видео «Очистка родника»

И если мы будем беречь воду, то она у нас будет чистой как эта страничка.

Учитель: А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

    Третий исследователь – Радик

Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. А так же на этом поле живут наши братья меньшие – наши любимые животные.

Жить в зеленом мире этом,

Хорошо зимой и летом!

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Как прекрасна жизнь вокруг!

Человек природе друг!

А что мы должны делать для сохранения красоты нашего края? (ответы детей, ученик снимает рисунки отходов)

Видео «Посадка деревьев»

Мы также производим посадку саженцев, уборку территории

Старожилы села. (Выступление родителей)

Учитель: Спасибо, Радик.

Ребята, каждый человек в ответе перед будущим за состояние природы. А для этого мы должны выполнять ее законы.

Этих законов сего четыре. Их так легко запомнить!

Законы сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

I закон гласит: «Все связано со всем». Действие этого закона мы увидим на примере теплицы

II закон : «Все должно куда-то деваться»

Нарушение первого и второго законов мы наблюдаем на примере отстойника свинцово-цинкового комбината.

III закон : «Ничто не дается даром»

Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями.

IV закон: «Природа знает лучше»

Человек, желая изменить природу, нарушает ход естественных процессов.

Отходы производства, попадая в природную среду, накапливаются и загрязняют ее.

Давайте, мы с вами запомним эти законы и будем их выполнять!

    Учитель: Следующий этап урока.

Ребята, вы должны были дома написать обращение к людям от имени природы. (Дети читают сочинения)

Спасибо, ребята и родители.

Из ваших сочинений видно, как сильно вы любите природу и переживаете за нее.

А теперь, послушаем монолог самой природы. (Выступление Нины)

6. Работа с эпиграфом.

Учитель: Ребята, сегодня мы говорили о воздухе, воде, Земле, о законах экологии, знание и выполнение которых – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна еще и экология души. Прочитаем эпиграф к нашему уроку, это строки поэта Евгения Евтушенко.

О чем говорит поэт? (ответы детей)

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (ответы детей)

Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце.

Ребята, а что бы вы хотели добавить к страницам нашей газеты? (Дети наклеивают птиц, животных, растения)

Давайте сохраним ее такой прекрасной, чистой и цветущей! И мы говорим: «Мы в ответе за нашу планету!»

7. Рефлексия.

Что вам запомнилось на сегодняшнем классном часе?

(ответы учащихся)

Список использованной литературы:

    Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -576 с.

    Одум Ю. Экология. - М: Мир, 1986. - 2 тома.

    Радкевич В. А. Экология. - Минск: Выш. шк., 1998. -159 с.

    Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). - М: Молод. гвард., 1994. -367 с.

    Горелов А. А. Экология. – М: Центр, 2000. –240с.

    Шилов А. И. Экология. - М: Высш шк., 2000. -512с.

    Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006г – 117с.

8. Программа экологического образования детей «Мы». Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова.