Если ты не можешь изменить ситуацию. «Если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»

Что значит изменить отношение? Смириться, отдаться, принять поражение? Коварство в отсутствии конкретики.

Муж бьёт? Некуда уйти? Смирись, он так любит. Начальник домогается, а новой работы нет? Меняй отношение к ситуации, он не домогается, а заботится — отдайся. Бьют и унижают сверстники, не можешь за себя постоять? Измени отношение к ситуации, это просто судьба такая — быть потерпевшим.

Всегда ли невозможно изменить ситуацию? Ведь так просто себе сказать «а что я могу?», потом начать творчески изменять отношение к ситуации. Тут главное, себе не врать, часто за «не могу» прячется «не хочу».

Человек сначала ничего не хочет менять, потом чувствует себя жертвой обстоятельств и смиряется со своим положением потерпевшего. А чтобы легче принять поражение — известная мудрость в помощь.

Когда человек что-то хочет по-настоящему, он может горы свернуть. Другой вопрос, всегда ли это надо, уместно, правильно. Но полезно помнить — возможность есть, если имеется желание поменять ситуацию.

Конечно, полно вариантов, когда изменить ничего невозможно. Например, когда землю кидают на крышку гроба, для этого человека уже всё кончено. Для всех других есть возможность хотя бы сразу не сдаваться.

Все правы — ты нет. Подстраивайся!

Многие уже привыкли патологически во всём винить себя. Начальник не может быть плох, коллектив всегда прав, платят столько, сколько заслужил, и это справедливо.

Прими ситуацию как есть, измени восприятие ситуации, ведь дело не в них, дело в тебе. Можешь только нижайше просить и каяться, если ты не прав. Может быть, всё просто…

Нечего на себя пенять, коли кругом криво.

Не надо во всём винить себя. Есть много желающих это сделать за вас.

Почему выгодно внушать комплекс вины? Как только человек начинает чувствовать себя виноватым и неправым, то им становится легко управлять. Он не полезет менять кривую ситуацию, он будет до посинения менять своё отношение к ней и разбираться в своих трудных чувствах.

Такой человек в контексте бизнеса — не конкурент, в семье — «рабочая лошадка», в дружбе — «не может отказать», ситуация постоянно складывается не в его пользу. Или он позволяет её так складывать? После чего остаётся только изыскивать правильное отношение к ситуации, чтобы жить было не так тошно.

Поделюсь опытом. Как и у любого человека, у меня приключались очень разные жизненные обстоятельства. Последовательность реагирования следующая:

1. Что можно сделать, чтобы ситуацию изменить. Тут надо перечислить конкретные реальные действия, причём все возможные. Важно понять, сколько придётся заплатить.

За всё приходится платить, например: деньгами, временем, нервами, энергией. Если очень дорого, то просто надо себе отдавать отчёт — исправлять ситуацию дороже, чем оставить её как есть.

2. Винить себя смысла нет. Вернуться назад и всё поменять не получится, там всё без изменений, надо смотреть вперёд. Возможное решение в будущем. Чувство вины поможет?

Ну, вдруг кому поможет, переживайте на здоровье. Мне — нет, поэтому не буду.

3. Только когда станет окончательно понятно, что ситуацию изменить нельзя или это обойдётся очень дорого, то можно менять своё отношение к ней. То есть после принятия конкретных действий или точного расчёта последствий.

Для меня представляется разумным именно такой порядок.

Иногда изменить обстоятельства не возможно, или просто не возможно достаточно быстро это сделать. Вы не можете получить новую работу или новую должность в одно мгновение, реальность требует времени для осуществления. Вы не в силах заставить других измениться против их воли. Вы также не в силах стереть прошлое. Так что же нам остается делать?

Изменить восприятие окружающих событий и обстоятельств. Это поможет нам изменить свое отношение и в конечном итоге позволит нам выйти за пределы неконтролируемого и избавиться от борьбы, выиграть в которой мы не в силах.

Люди обеспокоены, не так сильно вещами и событиями, как мнениями, которые образуются вокруг этих вещей или событий. Реакция на события определяется преимущественно их мнением об этом событии, а не самим событием.

То есть одно и то же событие может вызывать разные реакции в зависимости от человека, который воспринимает это событие. Стоит нам только изменить наше восприятие и мы легко изменим свое отношение к ситуации.

  1. Остановите ваш разум . Для того, чтобы получить сознательный контроль над тем, что происходит в вашем уме, вы должны наблюдать за своим разумом. Вы должны научиться отличать свои мысли от навязанных идей и мнений, вы должны научиться останавливать бурных ход мыслей, для того чтобы уметь концентрироваться на чем то одном. Прямо сейчас попробуйте сделать глубокий вдох и освободить свой разум от болтовни. Сконцентрируйтесь на том, что происходит внутри вас и вокруг вас. Почувствуйте какой многогранный мир внутри вас. Отдохните от рутинной работы, найдите время для себя. Не говорите, что вы не можете. Да, у вас много срочных дел, целей для достижения, но это совершенно необходимо сделать. Сделайте себя недоступным на некоторое время для других. Найдите тихое место для уединения, сделайте глубокий вдох, сконцентрируйте свое внимание на себе…
  2. Измените фокус . Когда мы осознаем свои мысли и эмоции, мы становимся способны сознательно менять фокус с одной мысли на другую. Разные мысли и обстоятельства имеют разный вес в зависимости от угла зрения. Пришло время сознательно концентрироваться на том, что вдохновляет нас. То на чем мы фокусируемся, получает энергию, если мы это понимаем, мы просто обязаны быть избирательными и концентрироваться только, на том что будет лучшим для нас. Мы ведь не враги сами себе? Измените свои мысли, и вы измените вашу реальность. Наши мысли создатели нашего настроения, проводники наших снов, они влияют на нашу волю и на наше намерение. Вот почему мы должны разобраться внимательно в мыслях и быть очень аккуратными и избирательными. Мысль создает намерение, которое при наличии энергии и действия будет воплощено в реальность.
  3. Принять жизнь и отпустить волнения . Излишние переживания нагнетает силовые волны вокруг вас, которые будут рушить ваши планы. Если вы сильно переживаете — будьте уверены вес этих переживаний не даст реализоваться вашему истинному намерению. Где-то внутри вас, есть вы, но на более «тонком уровне», тот кто вечно в мире. Потому что внутренний мир не зависит от внешних условий; это то, что остается, когда вы отпустили свое эго и заботы. Мир может быть найден внутри вас в любом месте и в любое время. Он всегда там, терпеливо ждет, когда вы обратите ваше внимание к нему. Спокойствие приходит момент, когда вы отпускаете необходимости быть где-то в другом месте, а принимаете то где вы находитесь сейчас, физически и эмоционально. Это признание того, как обстоят дела, создает основу для внутренней гармонии.
  4. Практика благодарности . То, что мы должны понять, что нам в действительности больше ничего и не нужно; просто ценить то, что мы уже имеем. Возможно, сейчас у вас нет того, что вы хотите, но вам по-прежнему хватает. Будьте благодарны за то, что у вас есть, а также будьте благодарными за то, что еще не пришло к вам. Это будет означать, что есть еще много доступных возможностей, это будет означать, что вы открыты для мира. Цените то, что вы знаете, а также ценить бесчисленные вещи, которые вы еще не поняли. Ибо в то, что вы не понимаете, есть радость роста. В жизни всегда будет непознанное. Поймите это и примите.
  5. Если вам сложно — это просто одно из проявлений развития . Не стоит разочаровываться, если вам сложно, все, что происходит, поможет вам расти. Возможно это трудно понять прямо сейчас, но это будет ясно позже. Обстоятельства будут направлять вас и совершенствовать в течение долгого времени. Иногда эти обстоятельства могут быть очень сложными. Возможно будет время, когда кажется, что все идет не так. В такое время, может показаться, что вы застряли в этой колеи навсегда, но это не так. Все меняется. Иногда вам придется пройти через худшее, чтобы прибыть в лучшее. Потому что наши самые значительные возможности часто открываются благодаря большим усилиям. Таким образом если, вы столкнулись с большим сопротивлением, то за ним обязательно будет ожидать больше чудо.
  6. Смотрите на конец, как на начало чего-то нового . Все в жизни когда-то заканчивается. И очень важно понимать это и принимать это. Конец всегда порождает начало. Закрывая за собой дверь — вы входите в новый мир. И пока вы не закроете прежнее, вы не сможете открыть новое, отпуская прошлое, мы притягиваем будущее.
  7. Когда ничего не помогает, вспомните свое тело . Мысли и эмоции отражаются в нашем теле, но справедливо и обратное, мысли будут отражать состояние нашего тела. Несколько минут глубокого дыхания способно успокоить нас. Распрямив спину и подняв голову, мы призываем уверенность. Улыбка на лице очень быстро вызовет воодушевление. Помните об этом и используйте эти знания себе во благо.

Выводы

В нашем разуме сконцентрированы большие возможности. То на чем мы фокусируемся, получает от нас энергию. Вот почему так важно контролировать свое внимание и осознавать свои действия. Наше внутренне состояние будет отражаться во внешнем и создавать нашу реальность.

Если мы не можем ничего изменить в ситуации, у нас есть выход — мы можем изменить наше отношение. И это очень важно. Так как лишаясь возможности контролировать окружающий мир, мы можем выработать рефлекс бездействия, в отличии от этого если мы делаем хоть что-то, мы приучаем себя к тому, что мир реагирует на наши действия, что со временем перерастает в уверенность. Имея бескрайнюю уверенность и волю мы сможем совершать то, что ранее нам было недоступно.

Именно мы выбираем как относиться к ситуации, мы всегда можем контролировать наше восприятие и отношение.

Тут интересное видео по теме…

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что это такая за «ситуация» и откуда она берётся. Ведь ни одна проблемная «ситуация» не бывает как гром среди ясного неба. У неё всегда есть предпосылки и источники. Причины подобных ситуаций делятся на две категории: одни из них находятся вовне, а другие – это переживания человека, внутренняя реакция на эти события.

Предлагаю рассмотреть первую группу причин. Можем ли мы что-то сделать с теми факторами, которые лежат вне границ нашей души и тела? На первый взгляд кажется, что нет. Как мы можем повлиять на внешние силы? Но если присмотреться внимательнее, то только от самого человека зависит, продолжать ему находиться в дискомфортной ситуации или нет, подставляться под негативные факторы или постараться их избежать. Тут, конечно, не всё полностью зависит от нас. Но надо понять, что существует не только чёрное и белое. Есть что-то, на что мы можем повлиять, а есть что-то, на что не можем. И это задача каждого человека - распознать, что он может в этой ситуации поменять. Для этого, прежде всего, нужно осознать эту ситуацию как некомфортную и неприятную. Без этого вообще никакие изменения невозможны. В этом-то как раз и помогают внутренние факторы, наши отношения, переживания, оценки.

Давайте обратимся и к другому фактору. Есть набившая оскомину фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношения к ней! ». Но что же это значит на самом деле? И как это сделать – изменить отношение? Откуда вообще берётся это отношение? Сами ли мы решаем, как нам реагировать на ту или иную ситуацию? Как и всему прочему, эмоциональному реагированию на происходящие события мы учимся в детстве. Конечно, не напрямую. Родители не учат нас в малолетстве, как реагировать, например, на увольнение или не расставание с любимым. Но все наши взрослые ситуации можно свести к определённым категориям. Примерно этот список может выглядеть так: успех, неудача, неожиданность, стрессовая ситуация. Вот реакциям на эти как раз ситуации мы обучаемся в детстве под влиянием окружающих взрослых. Ситуации неудачи у маленького ребёнка, подростка, студента и, например, офисного работника совершенно разные, но в способе реагирования на них мы найдём много общего у одного человека. И мы не можем себя силой воли заставить себя реагировать на эти ситуации по-другому. Ну, может разово и можем, если очень напрячься, но в целом рисунок реагирования будет оставаться похожим. Что же делать? Вот тут как раз на помощь приходят методы и способы психотерапии. Для этого нужно изучить личную историю человека и вместе с ним понять, как же появился данный способ реагирования, какие события и переживания сопровождали этот процесс? Работая в процессе терапии с этими событиями, проживая их, мы уменьшаем их значимость для человека, уменьшаем их влияние. Вместе с этим человек получает возможность сформировать свой собственный, новый способ реагирования на ту или иную группу ситуаций. Теперь у него нет необходимости поступать так, как его невзначай «научили» старшие, а он может выработать адекватный своим силам и возможностям способ реагирования. (Я пишу «научили» в кавычках, потому что это редко бывает прямое непосредственное обучение. Обучают нас обычно очень правильным вещам. Но в процесс научения это ещё и наблюдение за взрослыми и их реакциями, это те ситуации, в которые попадает ребёнок раз за разом).

Вот такой тернистый и трудоёмкий путь ждёт тех, кто действительно хочет поменять своё отношение к окружающим событиям.

2019-02-19: Как изменить свое отношение к ситуации?

Приветствую вас, ! С вами – Алла Алексеева. Я желаю вам света и радости в душе, а также замечательных и продутивных выходных!

Пожалуй, каждому из нас хотелось бы, чтобы жизнь проходила как можно спокойнее – без потрясений и неприятных сюрпризов. Но, тем не менее, на жизненной дороге нам время от времени приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями, при чём некоторые из них вызывают у нас сильные негативные эмоции. Как правило, человек полностью погружается в эту ситуацию, переживая ее снова и снова, особенно если он не в состоянии изменить сложившиеся обстоятельства. Растёт негодование, обида – всё это ведёт к саморазрушению, а затем, возможно, и к болезням.

Психологи говорят: не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней. Легко сказать, но как это сделать? Многие даже не понимают, что значит изменить отношение к ситуации.
А ведь мы часто произносим фразы: "с точки зрения", "посмотреть под другим углом", "под таким углом зрения", "по всей видимости", "на мой (наш) взгляд" и т.п. И нам свойственно воспринимать эти выражения не более чем метафоры, особо не вникая в их смысл. С точки зрения НЛП, на любое явление действительно можно посмотреть с различных сторон. В буквальном смысле слова. И все потому, что каждый такой взгляд может породить в нашей нервной системе совершенно новые ощущения, дать нам новую и нужную информацию.

Предлагаю вам сейчас проделать следующее: оглянитесь вокруг и выберите любой предмет, находящийся в комнате. Внимательно его рассмотрите, как будто видите впервые. Представьте, что это – картина. Теперь мысленно поместите её в красивую золочёную раму. Как она смотрится? Затем представьте себе эту же картину в обычной деревянной рамке. Какой вариант вам больше понравился?
Так вот, сама картина – это и есть ситуация (свершившийся факт), а рама – это наше отношение к ней. Сам по себе факт не может быть ни плохим, ни хорошим – он нейтрален, и только мы решаем, как его воспринимать: со знаком «плюс» или «минус». Отдыхают, к примеру, люди на пляже и вдруг – дождь. Кто-то быстренько собирает вещи и уходит, а кто-то бежит купаться в море под дождём.

Любая ситуация, с которой нам приходится сталкиваться, дана нам для приобретения жизненного опыта. И вместо того, чтобы ныть, что жизнь ужасно несправедлива, лучше постарайтесь извлечь для себя полезный урок. В этом и заключается суть изменения своего отношения к ситуации.

Прежде всего, нужно успокоиться. Для этого желательно уединиться, отключить телефон. Постарайтесь отпустить из головы все ненужные мысли наподобие «Ах какой он «нехороший»!» или «Ой, как мне плохо!».
Теперь начинайте вспоминать всё случившееся, но рассматривая ситуацию со стороны – как картину или как фильм, в котором вы – главный герой. Постарайтесь сохранять спокойствие во время просмотра этого «кино».

Теперь поразмыслите, для чего вам была дана эта ситуация, чему вы должны научиться. Только не надо никого обвинять, ведь всё, что с нами происходит, мы притягиваем в свою жизнь сами. Каждая ситуация несёт в себе для нас положительный опыт – вот и подумайте, какой именно.
К тому же во всём можно найти позитивную сторону, если постараться. Я, к примеру, делала так: на листе бумаги кратко описывала ситуацию, потом писала слово «ЗАТО» – далее следовало то хорошее, что я получила (разглядеть это хорошее удалось не сразу, но после детального анализа всё же получилось).
Изменить своё отношение к ситуации бывает ой как нелегко. Но это возможно. Главное: желание + усилия, ведь в конце концов всё в ваших руках.

Есть замечательная притча:

"Одна старушка всё время плакала. Её старшая дочь вышла замуж за торговца зонтами, а младшая - за торговца лапшой. Когда старуха видела, что погода хорошая и день будет солнечным, она плакала и думала: «Ужасно! Погода такая хорошая, у моей дочки в лавке никто не купит зонтик от дождя! Как же быть?» Если погода была плохая и шёл дождь, она опять плакала, на этот раз из-за младшей дочери: «Если лапша не высохнет на солнце, младшая дочь не продаст ее. Что же делать?»

И так она горевала каждый день при любой погоде: то из-за старшей дочери, то из-за младшей. Однажды ей встретился монах, которому стало жаль старушку, и он поинтересовался, почему она так горько плачет. Женщина выложила ему все свои горести, но монах лишь улыбнулся и сказал:
- Ты только измени свой образ мыслей, погоду ты ведь никак не изменишь: когда светит солнце, ты не думай о зонтиках старшей дочери, а думай о лапше младшей: «Светит солнце! У младшей дочки лапша хорошо подсохнет, и торговля будет успешной». Когда идёт дождь, думай о зонтиках старшей дочери: «Вот и дождь пошёл! Зонтики у дочки наверняка продадутся хорошо».