Естественнонаучные представления о психике. Психика как особое свойство высокоорганизованной материи

Мозг и психика

1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение

Психика есть свойство или функция головного мозга. А будучи свойством мозга и завися от качества нервной системы, психика сама в свою очередь выполняет несколько функций:

1. Основная функция психики - отражение окружающего мира. При этом психическое отражение обладает рядом особенностей: ● отражение носит субъективный характер, ● отражение всегда активно, обладает избирательностью, ● отражение носит вневременной характер (возможно отражение прошлого, настоящего и будущего). Иными словами, психика есть субъективный образ объективного мира.

По мнению А.Н.Леонтьева, отражение - не просто результат воздействия объекта на субъект, а результат взаимодействия двух процессов: воздействие объекта на субъект и активность субъекта по отношению к воздействующему объекту.

2. С отражением связана вторая функция психики - регулятивная, суть которой в обеспечении той или иной целенаправленной и целесообразной деятельности и поведения.

Таким образом, психика – это отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга.

3. И, наконец, только человеческой психике (сознанию), свойственна еще одна функция - проективная (планирование деятельности, прогноз или предвидение результата). Эта функция приобретается в процессе жизни и развития в человеческом обществе. Предвидение результата в психологии получило название опережающего отражения , а образ предстоящего действия - акцептора действия.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, опережающее отражение есть высший уровень отражения. Его возникновение он связывает с изменением характера деятельности, а именно с переходом от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной (преобразующей), особенность которой заключатся в наличии цели, подчиняющей процесс выполнения деятельности.

В своих работах С.Л.Рубинштейн выделил три линии связи психики с миром: 1) по отношению к внешнему миру психика есть его отражение; 2) по отношению к мозгу – его функция; 3) по отношению к поведению – его регулятор на основе отражения внешнего мира и внутренних состояний.

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

1. Мир – сложная закономерно развивающаяся система, в которой прошлое, настоящее и будущее связаны.

2. В мире существуют свойства и отношения, доступные чувственному познанию (познанию с помощью органов чувств) и не доступные, которые отражаются в мышлении.

3. Для организации адаптивного приспособительного поведения требуется постоянная интеграция результатов отражения внешней среды и внутренних состояний.

4. Отражение активно (например, на уровне чувственного познания – прислушивание, ощупывание, обнюхивание и т.п.).

5. Отражение избирательно, его результаты зависят от множества внешних и внутренних условий. Поэтому отражение одного и того же объекта в разных условиях и ситуациях может быть существенно различным, что обеспечивает адекватность отражения и поведения.

6. Психическое отражение имеет свои собственные законы.

7. У человека отражение связано с творчеством.

Соответственно поведение всегда таково, какова складывающаяся в мозге субъекта картина его внешнего и внутреннего мира. А особенность психологии в том, что она изучает психику не как нечто непосредственно данное, а опосредованно, через анализ ее внешних проявлений (поведение).


  1. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга
Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий. В связи с этим фактом учеными активно разрабатывается проблема локализации психических функций в коре. Решение этого вопроса имеет почти двухвековую историю.

1. Первая попытка представить локализацию психических способностей была предпринята в начале XIX века французским ученым Галлем. Его точка зрения сводилась к следующему: у каждой способности есть свой участок коры головного мозга, который разрастается при развитии этих способностей. Им была разработана специальная область науки - френология, в соответствии с которой, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей на черепе можно делать выводы об индивидуальных способностях человека. Это было первым представлением о локализации психических функций в головном мозге.

Основу современного учения о локализации функций в коре головного мозга заложил французский исследователь Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи (3-я лобная извилина левого полушария). Позднее ученый Вернике открыл другой центр - речеслуховой - височная зона левого полушария. Так, начиная с 70-х годов XIX века клинические наблюдения показали, что поражение отдельных участков коры головного мозга приводят к нарушению определенных психических функций. В результате в 1934 году немецкий психиатр К.Клейст составил «локализационную карту», в которой даже самые сложные психические функции соотносились с определенными участками коры головного мозга.

2. Позднее оказалось, что прямая локализация сложных психических функций в определенных участках коры головного мозга - несостоятельная идея. Было установлено, что поражение органических участков коры головного мозга, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов. И как следствие появилась идея, в соответствии, с которой психические процессы являются функцией всего мозга в целом.

3. Последующие исследования, однако, показали несостоятельность и этой точки зрения. Было установлено, что кора головного мозга высоко дифференцированный аппарат. Так, затылочная область коры является зрительной зоной, обеспечивающей анализ и синтез зрительных раздражений; верхние отделы височной области - слуховая зона коры, осуществляющая анализ и синтез слуховых раздражений; передняя часть теменных отделов обеспечивает анализ и синтез осязательных раздражений и раздражений, возникающих в мышечно-суставном аппарате. Вместе с тем работы Александра Романовича Лурия и Петра Кузьмича Анохина доказали, что чем сложнее психическая функция, тем меньше она локализирована . Иначе говоря, в случае более сложных психических процессов, функция представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов. Например, такая сложная функциональная система как ходьба или чтение не может быть локализована.

Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов нужно знать принципы функциональной организации человеческого мозга. Эти принципы были разработаны А.Р.Лурия. Согласно его точки зрения головной мозг человека обеспечивает прием, переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением и всегда работает как единое целое. Нарушение функционирования любой части неизбежно сказывается на его работе.

3.Учение о блоках мозга А.Р.Лурия

В головном мозге А.Р.Лурия выделил 3 блока, согласованное функционирование которых приводит к успешной организации сознательной деятельности человека, регуляции его поведения.

Итак, мозг имеет вертикальную дифференциацию.

I блок мозга (образование древней коры: гипоталамус, ретикулярная формация) - блок тонуса коры, энергетический блок мозга. Он способствует сохранению напряжения (тонуса), необходимого для работы высших отделов; обеспечивает процессы обмена и избирательную активацию (усиление сигналов, которые важны в данный момент). Нарушения этого блока приводят к усталости, высокой утомляемости, сниженного внимания и работоспособности, а в крайних вариантах и к гибели организма.

II блок мозга (задние отделы обоих полушарий: теменные, височные, затылочные) - блок приема, переработки и хранения информации, поступающей через органы чувств. Структурно этот блок неоднороден: первичные зоны обеспечивают анализ раздражителей, вторичные зоны - синтез информации; третичные зоны - ее хранение. Нарушения этого блока приводят к искажению информации, ориентации в пространстве, отсутствию логики.

III блок мозга (передние отделы полушарий - лобные доли) - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Он корректирует действия и поведение, сличая эффект выполнения с исходными намерениями. С ним связаны функции самоконтроля и саморегуляции посредством речи.

Поражение лобных долей не приводит ни к параличам, ни к нарушению движений и чувствительности. Наблюдения А.Р.Лурия показали, что двусторонние поражение лобных долей мозга приводит к тому, что теряется возможность удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие программам импульсы и регулировать деятельность, подчиненную этим программам, у больных отсутствует возможность сличать результат и намерение, осознание ошибок.

4. Асимметрия мозга. Проблемы доминанты

Помимо дифференциации вертикальной мозг имеет и горизонтальную дифференциацию - межполушарную асимметрию. Известно, что кора головного мозга человека состоит из правого и левого полушария, сходных по анатомическому строению, но функционирующих по разному. Еще И.П.Павлов разделил всех людей на два типа: первосигнальных (художественный тип); второсигнальных (мыслительный тип).

Позднее ученые, установили, что одно полушарие (левое) считается главным (доминантным) в отношении важнейших психических функций (мышление, память, воля, речь, письмо, чтение, счет). Другое полушарие (правое) - вспомогательным (субдоминантным). Такое разделение получило название межполушарной асимметрии мозга.

Правое полушарие - чувственное, принцип его деятельности - чувственное отражение мира. Оно отвечает за восприятие своего тела (положение в пространстве) и в целом за ориентацию в пространстве и времени, за узнавание лиц, за ритмико-музыкальные способности. Это база конкретно-образного мышления, его работа связана с отрицательными эмоциональными состояниями. Левое полушарие - аналитическое, действует на основании анализа, подчиненного законам логики. Оно связано с деятельностью абстрактно-логического мышления, с понятиями, а также с положительными эмоциональными состояниями.

Вместе с тем применительно к каждому конкретному человеку можно говорить о трех видах мозговой доминанты: правополушарный тип; левополушарный тип; смешанный тип (амбидекстрия - отсутствие доминанты). При этом обнаружено, что с мозговой доминантой связана доминанта телесная (ведущий глаз, ведущая рука, ведущая нога). И эта связь носит перекрестный характер (к примеру, при доминировании правого полушария, ведущей рукой является левая).

Считается, что левополушарные люди в большей степени живут будущим, тогда как правополушарные – в основном ориентированы на прошлое.

В целом на сегодняшний день гораздо лучше изучен мозг мужчин, поскольку мозг женщин стали изучать сравнительно недавно. При этом установлено, что у мальчиков и мужчин гораздо ярче выражена межполушарная асимметрия, тогда как мозг девочек и женщин более пластичен и, следовательно, сохранен, поскольку у них существует большая взаимозаменяемость полушарий. Это связано с тем, что в женском мозге лучше развито мозолистое тело (пучок нервных волос, соединяющий полушария друг с другом), поэтому информация легче поступает из одного полушария в другое, а в случае нарушения одного из полушарий, его функции легче берет на себя другое. Иными словами, мозговая асимметрия больше выражена у мужчин, их мозговая доминанта более стойкая, тогда как у женщин доминанта переходная и наблюдается более гибкое использование мозга.

Однако эти данные не общепризнанные, поскольку в ряде исследований различия не обнаружены. Кроме того, есть данные о перестройке мозговой функциональной асимметрии в процессе индивидуального развития человека, под влиянием его деятельности.

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики.
Структура психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная , форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная , форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и интропсихика (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).

Классификация психических явлений

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства (схема 4). Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Схема 4

Мир психических явлений

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений). Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность . Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Строение нервной системы

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.
Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки , или нейроны , функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рис. 1). Нейрон состоит из тела клетки , дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами.

Центральная и периферическая нервная система

По расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом , который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг , мозжечок , еще выше – промежуточный мозг . Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг . В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта. В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.

Кора больших полушарий

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3 – 4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга имеет 7 слоев и состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.
Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр, представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи, осуществляются экспрессивные функции речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод и т.д.). Здесь же находится центр музыкального понимания. Затылочные доли осуществляют анализ зрительной информации (свет, цвет).

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.

Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхождению

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.
Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные , или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т. д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга – коры больших полушарий. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения и выступает физиологической основой знаний человека.
Чтобы уяснить разницу нервных механизмов того и другого рефлекса, рассмотрим примеры. Маленький ребенок тянется рукой к блестящему белому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это безусловный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.

Структура рефлекторного механизма

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную . Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный орган и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой .
Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, поправляет) протекание третьей части – двигательной. Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному – центробежному – нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посылает обратный сигнал в центр – мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой мере – правильно или неправильно – рабочий орган выполнил полученную из центра команду. Как только мозг обнаруживает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствующей корректировке действия и направляет деятельность организма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.
Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга.
Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения . По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности. Такое же охранительное и восстановительное значение имеет сон как торможение, широко распространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истощения и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.
Существует два основных вида коркового торможения: внешнее (результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя) и внутреннее (проявление внутренних закономерностей работы коры).
Особой формой внешнего торможения является так называемое охранительное торможение . Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.
Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Сигналы – это, прежде всего, предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой . Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой . Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.

Психика выступает как свойство живой высокоорганизованной материи, мозга.

Нервная система - центр деятельности всего организма. Формирование нервной системы, спинного и головного мозга, начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать. К моменту рождения все нервные клетки (нейроны) сформированы и больше в течение жизни не обновляются и не порождаются. Общее количество нейронов в головном мозге достигает 100 млрд. Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого человека варьируются от 900 до 2000 г, причем больший вес мозга не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Нервная система делится на центральную и периферическую (включает в себя нервы, расположенные во внутренних органах: иннервируют сердце, легкие, пищеварительный тракт, сосуды, мышцы. Периферическая вегетативная нервная система управляет работой организма и практически не зависит от волевых усилий человека). Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Основными компонентами головного мозга являются два полушария, мозжечок и ствол мозга. Кора полушарий отвечает за речь, мышление, память, принятие решений. Мозжечок помогает координировать движения тела. Ствол мозга управляет физиологическими процессами в организме: ритмом сердца, дыханием, уровнем артериального давления и т.п.

Нервная система выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с ней рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (мышцы). Второй важной функцией нервной системы является интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе.

Мозг состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление нервных волокон) вещества. В каждом кубическом сантиметре коры головного мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой. Профессор Р. Хайер обнаружил, что мужчины больше думают серым веществом, а женщины в процессе мышления задействуют в десять раз больше белого вещества, чем мужчины.

Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, управляющие скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью.

При рождении ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, эти рефлексы уже функционируют с семи месяцев внутриутробного развития, т.е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Развитие мозга ребенка завершается к 6 годам (известно, что младенец рождается с небольшим количеством синапсов - мест соприкосновения отростков нервных клеток друг с другом и передачи нервных импульсов, информации, а к 6 годам количество синапсов резко увеличивается, стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении жизни человека), однако функциональной зрелости мозг достигает к 18 годам.

Начиная с 25-летнего возраста ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 млрд нервных клеток. Функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых «коллеги»; так, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших (она увеличивается в размерах, формирует новые отростки и связи с другими нейронами).

После 45 лет процесс гибели нейронов усиливается (каждый день могут погибать сотни тысяч нейронов), что приводит к снижению скорости восприятия, усвоения новой информации, к замедлению скорости, точности реакций, к нарушениям памяти, ослаблению интеллекта (вплоть до старческого слабоумия), к нарушениям движений, эмоциональным и личностным изменениям. При нездоровом образе жизни, под влиянием стрессов, алкоголя, наркотиков, плохой экологии процессы гибели нервных клеток мозга резко ускоряются и усиливаются, что приводит к деградации психики и интеллекта, к деменции и летальному исходу.

Несмотря на высокую пластичность человеческого мозга, любое повреждение или удаление части мозга меняет личность человека, влияет на его психику, а гибель определенных зон мозга (центры дыхательной и сердечной деятельности) может привести и к летальному исходу. А при повреждении зоны Брока - в задней трети нижней лобной извилины - у человека нарушается речь. Если поражена лобная кора мозга, то реальное восприятие внешней среды и самооценка нарушаются, человек не может вырабатывать программу действий с учетом желаемых последствий.

У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). Правши составляют 80-90% современных людей. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. Они развиваются главным образом благодаря писанию, а не говорению: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется.

Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные особенности в психике человека, его способностях.

В норме осуществление любой функции - это результат работы всего мозга: и левого, и правого полушария. Если человек лишается правого полушария вследствие кровоизлияния в него, то он не способен к творчеству. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить. При отключении левого полушария творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, сохраняются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре - тоска и печаль, депрессия.

У женщин выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, что обусловлено большей активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

Исследователи выяснили, что работать на полную мощность мозгу мешают самые разные причины. Высокое кровяное давление губительно влияет на память. Курение на 25% снижает возможности памяти и интеллекта. Недостаток сна, алкоголь, нарушение работы щитовидной железы также подрывают способность мозга формировать новые представления.

Имея в виду общие характеристики психики - как человека, так и животных, - мы остановимся на двух положениях диалектического материализма о психике, с которыми не может не согласиться всякий непредвзятый естествоиспытатель: психика - особое свойство высокоорганизованной материи, психика - продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира.

1. Психика - особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали все домарксистские и внемарксистские учения о психике. Только у Спинозы «мышление» понимается как атрибут субстанции, и это высшее решение вопроса в домарксистской философии. Но современному знанию оно уже не отвечает: атрибут - не свойство, да еще производное, а «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность» - сущность, а не свойство, и притом нечто первичное и вечное. Механистический материализм (если не решался совсем отрицать психику) рассматривал ее как «явление», абсолютно инородное всему материальному миру (и в этом делал принципиальную уступку идеализму). Даже признавая, что психика порождается мозгом и неотделима от своей физиологической основы, механистический материализм продолжал считать непонятной связь психики и материальных процессов (для объяснения этой связи Дж. Пристли обращался к помощи Бога). Многие дуалисты (Фехнер, Эббингауз) соглашались признать психику «внутренней, субъективной стороной» материальных процессов, наглухо в них замурованной «субъективной видимостью», а не свойством, потому что свойство проявляется во взаимодействии с другими вещами.

В решительном противоречии со всеми попытками «упорядочить» (и сохранить) дуализм находится первый вывод из огромного исторического опыта, пропущенного через фильтр естественно-научного и философского анализа, вывод, состоящий в том, что психика есть только свойство высокоорганизованных материальных тел.

2. Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной - следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности.

Чтобы оценить это простое положение, нужно вспомнить, что до сих пор ни психологам, ни философам, стоящим на позициях самого умеренного дуализма - психофизического параллелизма, - не удавалось указать такие признаки, по которым можно было бы уверенно судить о наличии или отсутствии психики у другого существа (организма, тела, устройства). И это служило основанием для прямо противоположных утверждений: о наличии психики во всей материи (панпсихизм) или отсутствии ее у других людей (солипсизм).

От этих детски смелых умозрений осторожная констатация того факта, что психика свойственна лишь «высокоорганизованной материи», возвращает нас к объективному положению вещей и его нелегким, но реальным проблемам.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство. Словом, вопреки традиционному идеалистическому представлению о психике (о котором не стоило бы говорить, если бы оно не было таким распространенным), психика должна иметь естественнонаучное объяснение как со стороны реализующих ее физиологических механизмов, так и по ее роли в поведении.

3. Психика - особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Свойства тела проявляются в его взаимодействии с другими телами, и психика как свойство не составляет исключения из этого правила. Она тоже проявляется во взаимодействии с другими телами, но как особое свойство отличается тем, что обладающие ею организмы еще до столкновения с другими телами могут предусматривать и учитывать их свойства. Это было бы таинственно и непонятно без психики, но просто при ее наличии - в психическом отражении объективного мира уже представлены те вещи, с которыми организму еще только предстоит встретиться.

Естественно, что при таком предвосхищении и само взаимодействие происходит иначе, чем без него. Вот почему особость психики состоит не только в том, что она качественно отличается от своей физиологической основы, но еще и в том, что благодаря психическому отражению у организмов, обладающих психикой, в отличие от организмов, ограниченных только физиологическими отношениями с внешней средой, устанавливаются дополнительные, новые формы взаимодействия с окружающим миром, гораздо более обширные, гибкие и выгодные для их существования и развития.

Таким образом, характеристика психики как «особого свойства» не только не исключает, а, наоборот, включает ее в общие связи материального мира. Но включает не наравне с другими, тоже качественными изменениями, а как скачок в существовании «высокоорганизованной материи», как переход к телам не только живым, но и наделенным новыми возможностями, возможностями целенаправленных действий. Эти новые возможности открываются благодаря психическому отражению объективного мира. А развитие такого отражения у высших животных является реальным залогом того, что впоследствии у человека получит форму сознания.

Психика – струны нашей души

Определений понятия Психика великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают своё определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека.

Наиболее распространённым является определение А.Н. Леонтьева:

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Как любое свойство, психика проявляет себя только в процессе взаимодействия этой «высокоорганизованной материи» с другими такими же материями, то есть психика человека проявляется в обществе, в среде себе подобных.

Каждый из нас строит свою картину мира и образ себя в нём, и уже на основе этого меняет своё поведение, принимает решения и выполняет определённые действия для удовлетворения собственных потребностей.

Если психика есть отражение действительности, то почему так много вариантов этого отражения? Мы можем смотреть на один и тот же предмет и видеть совершенно разные вещи. Абсолютно по-разному понимать жизненные ситуации и поступки других людей, делать диаметрально противоположные выводы и совершать необъяснимые порой даже для себя действия.

Из каких кирпичей мы строим свои картины мира? Что выносим на первый план, а что оставляем для фона? И почему мы поступаем так, а не иначе? Что движет нами в принятии решений?

Сквозь восьмигранную призму системного мышления становятся видны механизмы функционирования человеческой психики.

Системно-векторная психология описывает принципы, согласно которым мы отражаем объективную реальность и выстраиваем свою картину мира, определяем своё место в существующем обществе и регулируем своё поведение и действия.

Любые психические процессы человека обусловлены его векторами. Каждый вектор означает одновременно наличие комплекса желаний, стремлений, целей и вместе с этим наличие необходимых для их реализации свойств. Каждый поступок обусловлен соответствующим желанием и обеспечен конкретным свойством. Мы просто не в состоянии пожелать того, чего не можем осуществить. Все наши желания и возможности полностью совпадают друг с другом.

Во времена первобытной человеческой стаи всё было просто – у каждого, за редким исключением, был один вектор, одна конкретная видовая роль, выполняя которую человек ощущал наслаждение, получал удовлетворение от своей жизни. Видовая роль представляла собой отдельную часть общей задачи по выживанию всей стаи. Только та стая, где выполнялись все видовые роли, имела возможность выжить и продолжить себя во времени.

Сегодня развитие человечества достигло такого уровня, что у каждого современного индивида присутствуют в среднем 3-5 векторов и более, в связи с этим психика человека значительно усложнилась, а психические процессы ускорились в разы. Несмотря на это в каждом векторе присутствуют все прежние желания, как и на заре человечества, изменились только способы их реализации.

Тот, кто раньше охранял пещеру и обучал мальчиков войне и охоте, . Тот, кто охотился и создавал запасы пищи, . Кто любовался закатом и высматривал опасных хищников в саванне, занимается искусством или медициной.

Однако всех нас объединяет один общий принцип, одно желание, присущее всем людям, независимо от векторального набора.

Принцип наслаждения

Чего мы хотим? Все без исключения!

Любви, богатства, уважения, славы, внимания, покоя?.. Ответ прост: абсолютно . Мы стремимся получать удовольствие от своей жизни, все наши поступки направлены только на это.

Каждый из нас имеет врождённый набор векторов – совокупность психологических свойств, определяющих наши желания, ценности, приоритеты. Реализуя свои желания мы получаем наслаждение, как результат сбалансированной биохимии головного мозга, ощущаем наполненность жизни, удовлетворение от собственных действий, счастье.

Отсутствие реализации природных потребностей ведёт к накоплению нехваток, дисбалансу биохимии головного мозга и возникновению негативных состояний психики – апатии, депрессии, страхов, фобий, обид, раздражительности, агрессивности и тому подобного. Такие негативные состояния заставляют нас наполниться любым способом, вплоть до архетипичного, только бы снять растущее напряжение.

Все мы стремимся к наслаждению, но никак не к страданию, именно это и толкает нас к действиям, а самое большое удовольствие мы можем получить, максимально реализуя свои качества на самом высоком уровне их развития согласно темпераменту современного человека. В каждом из восьми векторов свои желания и, соответственно, люди с разными векторами получают наслаждение от различных видов деятельности.

Психика кожника такова, что он с удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно. Анальник же, наоборот, строго последовательно доведёт свою работу до идеала без оглядки на затраченное время и силы. Уретральник всегда в первых рядах двигает свою стаю в будущее, чего бы это ему ни стоило, а для мышечника сливаются понятия пространства и времени в его любимом состоянии монотонии, в радости от физического труда.

Мы рождаемся для наслаждения, которое можем получить только реализуя собственные качества, то есть выполняя видовую роль. Тем самым мы приносим пользу обществу и делаем свой вклад в развитие всего человечества.

Частное наслаждение каждого из нас на самом деле намного объёмнее и значительнее, чем просто личная радость от хорошо сделанной работы.

Принцип удвоения

Реализация векторальных свойств – процесс постоянный. Нельзя наполниться раз и навсегда, как невозможно наесться на несколько дней вперёд. Однако выполняя одни и те же действия, реализуя своё желание на одном и том же уровне, со временем мы обнаруживаем, что ощущение наполненности уменьшается. В чём же дело?

Покорение одной и той же вершины уже не приносит альпинисту того пьянящего чувства радости, как это было впервые. Теперь нужна более высокая скала.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» - как всегда точно подметил Владимир Высоцкий.

Каждое желание в каждом векторе требует своего удовлетворения. Частичное наполнение вызывает жажду более полной реализации, а полностью реализованное желание рождает удвоенное. После полной реализации одной потребности возникает новая, в два раза бОльшая и требующая удвоенных усилий для наполнения, но и дающая в итоге двойное наслаждение.

Жизнь это движение – усилия над собой, работа мысли, творческий поиск, созидательная деятельность, своего рода самосовершенствование, духовный рост без остановок в пути.

Кто-то стремительно движется по карьерной лестнице, кто-то становится профессионалом экстра класса, а кто-то, будучи топ-моделью, создаёт благотворительный фонд помощи детям. Это и есть наполнение растущего желания в зрительном векторе – , где для полного удовлетворения достаточно увидеть себя красивую на обложке журнала, до благотворительности, в которой возможна только отдача всего – своего времени и сил, эмоций, любви и сострадания, а наслаждение от такой реализации в разы полнее.

Безусловно, такой рост возможен только при исходно высоко развитом векторе. Реализация напрямую зависит от уровня развития векторальных свойств. Чем выше уровень развития, тем сложнее и объёмнее реализация и тем большее наслаждение человек может получить.

Желание «в себя», желание «наружу»

Наполнение векторов возможно двумя путями: вовнутрь, что означает получение удовлетворения напрямую в себя, это происходит на низком уровне развития вектора, и наружу, то есть во благо всего человечества, общества, коллектива, а потом уже себя, как члена этого общества. Отдача ради получения, созидание ради приобретения и наслаждения.

Реализация вовнутрь, для себя любимого – это архетипичный элементарный уровень психики, на котором могут быть удовлетворены наши желания. Он даёт маленькое кратковременное удовольствие, а значит требует постоянного повторения, чтобы наполнить нехватки хоть частично.

Это воровство, то есть добыча любой ценой, обогащение себя за счёт других, в то время как высокоразвитый кожный вектор наполняется путём инженерии или законотворчества, получение того же самого имущественного и социального превосходства только уже за счёт повышения собственной ценности, как специалиста, увеличения своего вклада в развитие общества, создания социальных благ.

Сложная психика современного человека намного больше, чем мелкое наполнение от реализации первобытной программы. Взрослый человек не получит такого удовольствия от игры в куклы, как от работы над сложным проектом в коллективе.

Сила желания в каждом векторе или темперамент современных людей растёт с каждым новым поколением, поэтому определяющим в жизненном сценарии человека является ответ на вопрос – как высоко смогут развиться свойства векторов до пубертата. Два полюса кожного вектора это либо отъявленный мошенник, вор и проходимец, либо талантливый инженер-конструктор, организатор, экономист.

Любой из восьми векторов – это только набор свойств, желаний, ценностей и приоритетов, а каким путём мы реализуем их – от этого зависит наше место в социуме и объём наслаждения от реализации.

Реализация наружу требует большего приложения усилий, но вместе с этим даёт наиболее полное удовлетворение от жизни, так как это наполнение на самом высоком уровне, который, собственно, и соответствует уровню темперамента современного человека.

Счастливое отражение в зеркале

Картину объективного мира мы можем создать исходя из собственного видения реальности, понимания, что для каждого из нас наиболее важно и ценно а что имеет второстепенную значимость. Наш взгляд на мир и своё место в нём определяют наши вектора. Инструментами деятельности психики современного человека являются врождённый темперамент, уровень развития и степень реализации природных качеств. А механизмы функционирования психики – это принцип наслаждения, удвоение желания и реализация вовнутрь или наружу.

Психика является самым сложным и многогранным свойством современного человека, и чем больше вы знаете о принципах функционирования психики, чем больше понимаете себя, свои желания и возможности, тем больше у вас шансов сделать себя счастливым, и не на треть или половину, а на все 100%.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »