Философский смысл произведения маленький принц кратко. Философская сказка А

«Маленький принц» как философская сказка

Сказка создается в самое тяжелое для Сент-Экзюпери время, в Нью-Йорке, где оказывается автор в вынужденной эмиграции и откуда рвется на фронт. Но сведения до него доходят неутешительные: немцы полностью оккупировали территорию Франции. Обо всем этом Сент-Экзюпери говорит в открытом «Письме к заложнику», адресованном оставшемуся в Европе литератору Леону Верту. Перед угрозой фашистской чумы Сент-Экзюпери призывает к единению, ибо «Франция - превыше всего». Послание было сразу напечатано в Канаде и США, читалось по свободному радио. И вслед за ним следует публикация «Маленького принца» («Le Petit prince», 1943). Историческая рама у них общая - вторая мировая война, необходимость активной защиты высших ценностей. Сказка имеет общий с посланием адресат - она также посвящена Леону Верту, который живет во Франции и «очень нуждается в утешении». Лишь постскриптум - «когда он был маленьким» - обращает сказку в иное время - пору детства. Можно было бы определить эти годы, но такое высчитывание бесполезно, потому что детство у Сент-Экзюпери не хронологическое, а психологическое понятие, огромный край, откуда приходит каждый. «Откуда я родом? - задает себе вопрос и сам же на него отвечает,- Я родом из моего детства, словно из какой-то страны...» И сказано это в самой суровой книге Сент- Экзюпери, в «Военном летчике», осененном предчувствием собственной гибели. В «Маленьком принце» уже строй сказки напоминает о детстве. Фантастичен ее сюжет - встреча потерпевшего аварию в Сахаре летчика с пришельцем иных миров - забавным крошечным человечком. Как и положено в сказке. Маленький принц свободно передвигается в пространстве, посещая одну планету за другой. Люди, животные и растения имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым в его первозданной, присущей детскому взгляду простоте, что не исключает возможности таинственных превращений. Простое и сложное в нем сближены, возможность чуда кроется в обыденных вещах. Сказочный принц просит летчика нарисовать барашка совсем так, как это делают обычные дети. В полученном рисунке малыш видит то, что взрослым не разглядеть. Противопоставление детей и взрослых проходит через всю сказку. И вопреки привычному - это дети учат взрослых зоркости, доброте и верности, дети обладают высшей мудростью. Такой взгляд отчасти напоминает нам о традициях просветителей XVIII века - Вольтера и Руссо. Но у «Маленького принца» Экзюпери иной исторический контекст, он рожден в XX веке, в годы войны, когда фашизм из угрозы превратился в реальность, когда защита моральных ценностей приобрела политический характер, не теряя философского смысла.

«Маленький принц» - философская сказка. Ее главная проблема - поиск смысла жизни, как и в «Планете людей», связывается с вопросом о том, что такое смерть. И в самый центр повествования выдвинута проблема любви. В своеобразии их решения и сила, и величие Сент-Экзюпери, и дыхание времени Сопротивления. Чтобы убедить читателя в возможности найти подлинный смысл жизни, Сент-Экзюпери демонстрирует смыслы ложные. Вереница людских страстей-пороков (и загубленных жизней) предстает в эпизодах посещения принцем разных астероидов. Подружиться Маленький принц мог бы лишь с фонарщиком. Хотя фонарщик тоже единственный обитатель своей планеты, он не так нелеп, как король или пьяница. Он верен данному однажды слову - гасить по утрам и ‘зажигать фонарь вечером. Он занят делом и думает не только о себе. Именно это и сближает его с Маленьким принцем, постоянно возвращающимся мыслями к оставленной на своей планете Розе.

Роза - образ женщины. Вы встречались с ним в средневековой литературе, в знаменитом «Романе о Розе». Он проходит через всю европейскую лирику. Биографы отыскали ему параллель и биографии писателя, в его жене Консуэлло, отделенной от Сент-Экзюпери войной, оставшейся как бы в другом мире. Образ розы в сказке лишен конкретно-бытовых черт. О ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна, как и положено Розе. Маленькому принцу трудно с ней ужиться, ибо Роза изводит его капризами и обидами. Позже принц признается летчику, что сожалеет о своем уходе, о том, что он сердился на Розу, а не глядел на нее и не дышал ее ароматом, что он был слишком молод и не умел любить.

Слово «любовь» - многозначно. Нет двух людей, которые понимали бы под ним совершенно одно и то же. К тому же каждый иск вкладывает в понятие любви свой смысл. У Сент-Экзюпери любовь - понятие ключевое. В сказку, заказанную издателем как рождественская история для детей, он вкладывает мысли, которые обдумывал всю жизнь. От первых опытов 20-х годов до незавершенной «Цитадели» проводится мысль о любви - шнетственности, бережности за дорогое существо. В сказке «Маленький принц» это и аллегория тревоги; покинутую Розу может съесть барашек, и сложное понятие - apprivoiser - приручать кого-либо. История с цветком проясняется через другую историю - Лиса. Маленький принц встречает его неприрученным. Лис знает только кур, на которых он охотится, и людей С ружьями, которые охотятся на него, материальные блага и страх. Это, скучная жизнь, потому что все куры одинаковы и охотники тоже одинаковы. Но для прирученного (apprivoise) жизнь озаряется новым светом, он начинает видеть и слышать то, что прежде не замечал - шаги любимого, пшеничное поле, напоминающее золото волос, время, наполненное ожиданием встречи. Создать узы непросто. На пути Маленького принца однажды встречается целый сад роз, и принц чувствует себя обманутым и обедневшим: он верил, что его Роза единственная во вселенной, а в одном только саду пять тысяч таких же, как его красавица. Но секрет в том , что Роза принца все - таки неповторима : «Le Petit prince s’en fut revoir les roses:-Vous n’etes pas du tout semblables a ma rose, vous n’etes rien encore, leur dit-il. Personne ne vous a apprivoisees et vous n’avez apprivoise personne. Vous etes comme etait mon renard. Ce n’etait qu’un renard semblable a cent mille autres. Mais j’en ai fait mon ami, et il est maintenant unique au monde.» («Маленький принц пошел взглянуть на розы.- Вы ничуть не похожи на мою Розу,- сказал он им.- Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете»). В этом главный урок науки любви Сент-Экзюпери: любовь - труд. Дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил. Красота не встречается. Она создается любовью. И создавший любовь за нее в ответе.

Так с темой любви смыкается тема подвига. Маленький принц возвращается на свою планету, чтобы защищать Розу. Цена этого возвращения - отказ от земного существования, смерть. У Змеи, к которой обращается за помощью принц, «хороший яд». Маленькому принцу больно и страшно. И пилот не хочет поверить в его исчезновение. Ему легче представить себе, что это дурной сон. Финал сказки трагичен. И все-таки в этой трагедии звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех Маленького принца. Смерти нет, пока жива память. Финал «Маленького принца» возвращает нас к авторскому посвящению, к теме ответственности за свою землю и своих любимых. Многими нитями сказка связана с духовной биографией Сент-Экзюпери, вплоть до трагической гибели писателя, «исчезнувшего», пропавшего без вести над Средиземным морем в грозном военном 1944 году. Это и биография тех, кто участвовал в Сопротивлении. И в самом широком философском смысле - это история о любви, жизни и смерти.

Человек XXI века в Республике Казахстан, где стоит задача воспитать поликультурную личность, должен обладать всеми компетенциями, которые востребованы в обществе. Поэтому именно образцы мировой художественной литературы во многом должны оказывать влияние на человека. Таким образом, лучшие литературные произведения в гуманитарном обществе, в обществе, где человек является не среднестатистической единицей, а значимым субъектом, личностью социально важной, популярность таких произведений, как «Маленький Принц» А. де Сент-Экзюпери, необычайно вырастает.
Новизна данного исследования заключается в том, что сегодня в общественную жизнь широко внедряется научно-технической прогресс: сотовые телефоны, компьютеры, смартфоны, iPad’ы и прочие современные технические средства, а наши старые добрые друзья – книги – уже не пользуются той популярностью и любовью, которую вызывали еще 20-30 лет назад. И именно афористичность этого произведения как раз очень глубоко отражает нравственные проблемы, важные в любое время, в любом обществе, оснащенном самыми новейшими технологиями.
Актуальным это произведение будет оставаться еще многие годы, ведь в нем подняты многие проблемы общества в целом. И воспитание толерантности не исключение. Этой теме была посвящена конференция ОБСЕ в городе Астана 28-30 июня 2010 г., что подтверждает ее немаловажность.
Главной задачей, поставленной перед исследователями философского произведения «Маленький Принц», является раскрытие жизненных ценностей человека, их значимости, выделение основных нравственных проблем.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение: «Маленький принц» является философским произведением. Автор пытается дать нравственные уроки, уроки жизни. Таким образом, сказка-притча Экзюпери становится гимном лучшим качествам человека.
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери – поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное – о небе. Все свои годы он писал одно-единственное произведение – собственную жизнь.
Он был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. В произведении прослеживаются такие качества человека, как милосердие, честность, доброта, толерантность, гуманизм и доверие.
Экзюпери старается воспитать ответственность личности за свои поступки, научить «старательно выкорчевывать баобабы». Писатель дает совет людям: «как надо жить, чтобы обрести мир, любовь, счастье». Автор предостерегает нас не растрачивать жизнь на бессмысленные поступки, но глупые притязания, стремится раскрыть подлинные человеческие ценности и смысл жизни.
Выводом по данной части можно взять слова Г. Берегового, летчика-космонавта СССР: «…ведь всякий, кто молод, начиная жизнь, как бы уходит в долгий и трудный полет. И хорошо, очень хорошо, если спутником каждого юноши и подростка в начале его полета станет его надежный друг, человек большой и светлой души – летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери».
Это философская сказка, и, следовательно, за простым, незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор через иносказания, метафоры и символы обозначает темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Первая глава повести отражает проблему “отцов” и “детей”, вечную проблему поколений. Летчик рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы “отцов” и “детей”, в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство.
Писатель рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще.
Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” – тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.
В «Маленьком принце» Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: «Как сохранить человека, не убив в нем Моцарта?» Для писателя, который всю жизнь опирался на вековые традиции гуманизма, важнее всего было найти способы защитить лучшие качества в человеке – естественность, справедливость, ответственность за свои поступки, чувство прекрасного, доброту и природную мудрость.
Поставленный вопрос так и остается открытым. Почему так несправедливо устроена жизнь на Земле? Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой? Ответ нужно искать в самом человеке. Каждый должен задать себе эти вопросы и постараться найти решение всех проблем, начиная с себя.
У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы.
Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, – задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении”, – эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.
Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братства. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.

На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. «Хорошо видит только сердце. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным »

Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство («Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, вдали от суеты, всецело поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и отшельники спізнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».

Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» (А. Панфилов)! Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ».

Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

развивающая:

  • развивать читательский интерес учащихся;
  • развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:

  • учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
  • учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу,
  • формулировать гипотезы,
  • оценивать свою учебную деятельность.

Учебно-информационные:

  1. работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:

  • формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
  • развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала с использованием групповой формы работы и ИКТ.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов, анализ, групповая работа и использование ИКТ.

Оборудование: презентация в “Microsoft Office PowerPoint” раздаточный материал, текст.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

2. Объявление темы урока, целеполагание.

Прочитайте тему нашего урока и скажите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Слайд 2)

Исходя из темы, определите цель урока. О чём мы с вами будем размышлять? (Слайд 3) Что символизируют баобабы?

  • Какой скрытый смысл заложен в словах писателя?
  • Будем учиться анализировать художественное произведение и работать в группе

    II. Анализ произведения.

    1. Беседа с классом.

    Прочитав сказку “Маленький принц”, вы соприкоснулись с чудом. Это чудо – мальчик, который жил на планете величиной с дом. Мальчик с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый. (Слайд 4)

    Как он относился к своей планете? (Он каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал ростки баобабов.)

    Какое у него было правило? (“Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”).

    На планете Маленького принца, как на любой другой планете, есть хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Это ужасные, зловредные семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобабы не распознать вовремя, они завладеют всей планетой и разорвут ее на клочки. (Слайд 5)

    Что символизируют баобабы? (Баобабы – это те силы, которые мешают жить человечеству, которые могут взорвать планету; это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная)

    Вывести определение порока (Слайд 6)

    Какая же опасность подстерегает детей? Об этом мы узнаем, когда вместе с Маленьким принцем отправимся в путешествие по планетам, которые он посетил.

    Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

    2. Путешествие Маленького принца (работа в группах).

    Сейчас я предлагаю вам поработать в группе.

    1. Возьмите зелёный лист с заданием. (Приложение 1)

    2. Прочитайте вопросы и распределите их между членами группы.

    3. Обсудите совместно, что каждый из вас будет отвечать.

    4. При ответе вы можете использовать опорные слова из правой колонки.

    Кому не понятно задание? Приступайте к работе. У вас 10 минут.

    3. Выступление групп. (Слайд 7)

    Сейчас вам предстоит выполнить задание на жёлтом листе (Приложение 2) , где указаны обитатели планет. Слушая внимательно выступления одноклассников, запишите, пожалуйста, главную черту характера каждого из них (1-2 слова).

    После выступления групп.

    Итак, называем обитателя планеты и главную черту его характера. (Слайд с баобабами-пороками 7)

    Так какая опасность подстерегает детей? Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!” (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

    Ребята, но в современной жизни есть ещё множество пороков, с которыми каждый должен бороться. Я приглашаю вас на небольшую экскурсию в Москву, на Болотную площадь, где находится знаменитая скульптурная композиция Михаила Шемякина “Дети – жертвы пороков взрослых”, которая была открыта в сентябре 2001года. (Видеоряд) (Слайд 8)

    В чём смысл противопоставления золотых фигур детей с завязанными глазами и жутких монстров? (Жуткие человеческие фигуры с головами зверей – это “баобабы”, которых следует остерегаться детям)

    Вывод . Итак, если за планетой не следить, не развивать в себе такие качества, как аккуратность, трудолюбие, планета может погибнуть. И, если душа человека неухожена, то человек станет дурным и тоже погибнет для мира людей, останется один.

    Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.) (Слайд 9)

    НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

    Какие добродетелям приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля? (Слайд 10)

    Задание VII группе.

    1. “Земля – планета не простая!...” (Продолжите цитату)

    2. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?

    3. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?

    4. Какие жизненные истины открыл ему Лис? (Главный урок – урок науки любви. Любовь – это труд.)

    Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Чтобы защитить Розу)

    А. де Сент-Экзюпери писал: “... я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы”. Если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку “Маленький принц”? (Чтобы стать умнее, узнать новое, побеждать пороки, воспитывая добродетель, научиться дружить, любить.) (Слайд 11)

    Обобщение. Эта книга – завещание. Какие же заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своём произведении? Давайте их озвучим. А для этого вам необходимо выполнить ещё одно задание на розовом листе (Приложение 3) : продолжить фразу (найти правильную концовку)

    (Слайд 12)

    III. Подведение итогов

    Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось узнать, получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

    Рефлексия (Слайд 13)

    Выберите одну фразу и продолжите её:

    • Сегодня на уроке я научился (ась)...
    • Сегодня на уроке я узнал(а) .....
    • Сегодня на уроке мне понравилось....

    Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а замечательным летчиком. Однако его прекрасные произведения, такие как "Ночной полет", "Планета людей", "Военный летчик", и, конечно же, "Маленький принц", вне всякого сомнения, принадлежат к лучшему, что было написано во Франции в XX веке. В "Маленьком принце" Сент-Экзюпери обращается в равной мере ко всем - маленьким и большим, - кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Вот почему эту сказку, в которой писатель возвращается к своим излюбленным мыслям, но выражает их по-новому, то есть образно и обобщенно, принято называть философской. Оказывается, и об очень серьезных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и понятно, особенно, если обладать чувством юмора. "Нарисуешь удава, проглотившего слона, а взрослые говорят - шляпа", - сокрушается автор "Маленького принца", рассказывая, почему, вместо того, чтобы стать художником, как он хотел, ему пришлось выбрать другую профессию - он научился водить самолеты. - "Взрослым всегда все нужно объяснять. Я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я говорил с ними об игре в бридж и о гольфе, о политике и о галстуках. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя новый друг, они никогда не спросят о самом главном: "Какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" Само собой разумеется, что, отзываясь так о взрослых, Сент-Экзюпери имеет в виду не всех взрослых, а только тех, кто забыл, что когда-то были детьми, тех, кто называет себя "серьезными людьми", тех, кто все время складывает цифры, как "человек с багровым лицом", ни разу за всю свою жизнь не понюхавший цветка, ни разу не поглядевший на звезду и никогда никого не любивший, тех, кто подобно одному королю, думает, что управляет целой вселенной, тех, кто живет скучно, однообразно и, в сущности, несчастливо.

    Что же ещё такого сказал автор в своей сказке, что её продолжают читать и восхищаются ею в двадцать первом веке? Чтобы понять это, надо вглядеться в реалии нынешнего дня, определить, что наиболее ценно для живущих теперь. И окажется, что главные человеческие ценности не изменились с прошлого века и, возможно, не изменятся никогда, но, к сожалению, в суматохе событий и новостей сейчас отошли на второй план. Если воспользоваться словами Экзюпери, то нынешние обитатели планеты Земля стали слишком похожи на взрослых. Их всё меньше интересуют джунгли, удавы и звёзды. Среди всех болезней человечества одна из наиболее страшных - это потеря духовности. И именно сейчас как никогда злободневно звучат слова Лиса: «Самого главного глазами не увидишь!». Людям необходимо читать и перечитывать «Маленького Принца», чтобы вспомнить эту, такую простую, но очень важную мысль. Что приручаем мы не только домашних животных, но и друг друга.

    Кроме того, не может не вызывать восхищения прозорливость французского писателя. Сказка была написана задолго до того, как мир узнал о трагедиях Хиросимы и Нагасаки, но если современный читатель приглядится к знаменитому рисунку Сент-Экзюпери «Берегитесь баобабов», но он без труда отметит сходство страшных деревьев с «грибами» ядерных взрывов. Таким образом слова Экзюпери через годы передают нам его тревогу за весь мир в целом и за каждого отдельного его обитателя.

    Ровесник нашего времени, граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года во Франции в городе Лионе, в замке Ла Молль. Его родители происходили из старинных аристократических семейств, однако столь родовитое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению семьи Сент-Экзюпери: отец будущего писателя служил инспектором страховой компании. И когда он умер, его жена осталась с пятью детьми, в том числе с четырехлетним Антуаном, без собственных средств к существованию. На помощь пришли бабушки; только благодаря им дети получили образование, не испытав нужды.

    В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий. В семье его называли «Король Солнце» из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана «Звездочет», потому что нос его был вздернут к небу. В действительности он уже тогда был «Маленьким принцем», надменным и рассеянным, радостным и бесстрашным. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным и с успехом играл роль мага-волшебника, как бы в ожидании восторженных возгласов: «Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!» И эти возгласы раздавались, но только чаще говорили: «Сент-Экс, Антуан или Тонио», потому что он неизменно становился частицей внутренней жизни всех тех, кто его знал или читал его книги.

    Время, в которое жил Антуан де Сент-Экзюпери, заставило его изменить свои первоначальные общественные взгляды. В этом его биография сходна с биографиями других прогрессивных, да и попросту честных людей разных стран мира. На его писательский голос, его нравственные концепции, его понимание долга, его возвышенное отношение к делу своей жизни - это было в его личности неизменно. Сент-Экзюпери завещал нам: «Ищите меня в том, что я пишу. ».

    Произведенный в чин майора, он сумел присоединиться к дорогой его сердцу разведывательной группе 2/33 (в которую ранее был зачислен), но начальники, тревожась за его жизнь, неохотно разрешали ему полеты. Ему пообещали пять таких полетов, он вырвал согласие еще на три. Из восьмого полета он не вернулся. Он вылетел в 8 часов 30 минут утра, а к 13 часам 30 минутам его все еще не было. Товарищи по эскадрилье, собравшись в офицерской столовой, ежеминутно смотрели на часы. Теперь у него оставалось горючего всего на один час. Ровно через час не оставалось больше никакой надежды. Все долго хранили молчание. Потом командир эскадрильи сказал одному из летчиков: «Вы выполните задание, порученное майору де Сент-Экзюпери». Все закончилось так, как в романе Сент-Экзюпери, и можно было легко представить себе, что, когда у него не осталось больше горючего и, быть может, надежды, он, подобно одному из своих героев, устремил самолет ввысь - к небесному полю, густо усеянному звездами».

    Можно ли назвать его книги романами? Едва ли. От произведения к произведению элемент вымысла все сокращается. Скорее всего, это эссе о деянии, о людях, о Земле, о жизни. Декорация почти всегда изображает летное поле. И дело тут не в стремлении писателя прослыть специалистом, а в его тяге к искренности. Ведь именно так живет и мыслит автор.

    Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал небольшую, совсем не похожую на другие, книжку-сказку «Маленький принц» и сам ее иллюстрировал. Печальная насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою мудрое иносказание. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

    Вторая мировая война, трагический разгром Франции, сложности жизни в эмиграции вызывают заметный сдвиг в общественных воззрениях Сент-Экзюпери. Он до «мозга костей» подавлен всеобщим развалом и обвиняет во всем происшедшем прежде всего несостоятельность государственной власти -«администрация, не способная к какому-либо творческому акту. ». Так от терпимости Сент-Экзюпери остается немного. Даже в сказке «Маленький принц» - в сказке! - он находит нелишним напомнить людям, что баобабы надо выпалывать не откладывая - «как только их можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые». Это говорит тот самый человек, который всего несколькими годами раньше отнесся хотя с неодобрением, но, в общем, более или менее терпимо к тому, что его друг, известный летчик Мермоз, примкнул к фашисткой организации!

    Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

    В сороковом году, когда французское правительство ещё не капитулировало, и авиация вела последние отчаянные бои с гитлеровцами, во время коротких перерывов между заданиями Экзюпери, задумавшись, рассеянно рисовал на полётном листе бабочку и мальчика с крыльями - на облаке. - Почему вы всегда рисуете мальчика и бабочку? - спрашивал лётчик Ошеде, один из друзей по эскдрилье.

    Экзюпери молчал. Вероятно, то, что могло быть ответом на вопрос, он тогда ещё только предчувствовал.

    Потом облако на рисунке исчезло, сменившись астероидом; и не стало у мальчика крыльев. Единственное, что делало Экзюпери похожим на этого мальчика, был длинный-длинный шарф, небрежно замотанный вокруг шеи, с концами, развевающимися по ветру; да ещё что-то неуловимое в выражении лица.

    Однажды он слишком резко, как ему потом показалось, поспорил с другом и в извинительной записке вместо подписи нарисовал Маленького принца. Друг узнал Экзюпери.

    То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).

    «Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

    Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

    Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

    Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть.

    В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра - сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор - это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем. Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис - человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа

    Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства. Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

    Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земля характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых». Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

    Второй аспект темы зла можно условно озаглавить «макрозлом». Баобабы -это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорвать планету на части. «Берегитесь баобабов!» - заклинает писатель. Он сам иллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это было «страшно важно и неотложно». Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. «Ведь все взрослые сначала были детьми. ». Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию.

    Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.

    Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

    Только Художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

    В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема -эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя - красоту души и сердца.

    Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено глубоким смыслом. Непонимание, отчужденность людей - это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке - его внутренней нравственной красоты: «Когда взрослым говоришь: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!» Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе, из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы:

    «- Где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко.

    Среди людей тоже одиноко, - заметила змея».

    Одна из ключевых философских тем сказки «Маленький принц» - тема бытия. Она делится на реальное бытие - существование и идеальное бытие -сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное - вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.

    «Серьезные люди» с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и Маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов.

    Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете.

    Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

    Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

    Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне - такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря - там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в произведении особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - «устами ребенка глаголет истина».

    В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и - линия Маленького принца, история его жизни. Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения - проблеме «отцов» и «детей», к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками №1 и №2, рассуждает так: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы «отцов» и «детей», в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик всегда носил с собой, устанавливается взаимопонимание между ребенком и взрослым.

    Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка. Но каждый раз рисунок получается неудачным: барашек был то «слишком хилым», то «слишком старым». «Вот тебе ящик, - говорит рассказчик ребенку, - а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется». Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обретают способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что может сблизить мир взрослых и мир детей. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «. встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь. когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце. ». Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да - тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: «Ты видишь, я занят серьезным делом». Маленький принц изумлен: «Ты говоришь, как взрослые» и «ничего не понимаешь», как тот господин «с багровым лицом», что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!. Совсем как ты». Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно - уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который «в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил». Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым.

    «Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!»

    Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя «ужасно неловким и неуклюжим».

    Далее по повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

    Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, -продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас. ».

    Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!». Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки. И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

    Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом». Планета людей кажется герою черствой и неуютной: «Какая странная планета!. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь». Если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном - их вопросы касаются совершенно несущественного: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?». И после этого воображают, что узнали Человека». Заслуживает ли доверия «здравомыслящий» человек, спутавший «удава, проглотившего слона» с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец - перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?

    Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во «взрослых» людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить!

    За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. «Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце!» - утверждает автор.

    Не найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже одиноко». На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было, она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

    Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: «Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной», а перед ним «пять тысяч таких же цветов». Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана «ростом мне по колено», какой же он после этого принц.

    Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

    Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Не даром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок -единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, -это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

    Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. ». Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема «расширения души» через любовь проходит сквозь всю сказку.

    Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.

    О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования - в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

    «Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг», - говорит герой сказки. Маленькая героиня из рассказа А. Гайдара «Голубая чашка», Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Среди вечной суеты «взрослой» жизни он не вспоминает о человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. «Нет в мире совершенства», - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит. Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома, человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. - Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду. «. Знаешь, отчего хороша пустыня?» - спрашивает Маленький принц у летчика. И сам отвечает: «Где-то в ней скрываются родники. » Колодец в пустыне, вода - вот еще один важный для Сент-Экзюпери образ-символ, исполненный глубокого философского содержания. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду стерегли драконы, у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть. Вода, которую находят герои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук. Она была как подарок сердцу. » Это иносказание нетрудно понять: нас всех движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегают автор и Маленький принц - каждый в своем роде.

    Своеобразно и композиционное построение произведения. Как и во всякой притче, оно имеет вид параболы: повествование исходит от конкретного времени и конкретной обстановки, а затем, двигаясь по кривой и достигая апогея, вновь возвращается к исходной точке, но в качественно новом, философско-этическом осмыслении. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом. Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. За то время, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и друг в друге, и расстаются они уже иными - обновленными и умудренными.

    Язык повести привлекает удивительным богатством и разнообразием приемов. Он мелодичен («. А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов. »), прост и необычайно точен. Это язык воспоминаний, грез и раздумий:

    «. Когда мне было шесть лет. я увидел однажды удивительную картинку. » или: «. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера - переход от образа к обобщению, от притчи к морали - характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

    Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенцов». Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь. » или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Благодаря таким особенностям языка известные истины воспринимаются по-новому, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься: всегда ли привычное это лучшее и правильное.

    В языке сказки можно найти немало традиционных понятий о добре, справедливости, здравом смысле, свойственных народному фольклору, в нем присутствует древний мифологический подтекст. Так, Змея таит в себе загадку жизни и смерти, свет - круг человеческого тепла, общения и близости. Своеобразна и повествовательная манера повести. Автор словно ведет с читателем беседу, доверительную и искреннюю, размышляя о сущности человеческого бытия. Мы чувствуем постоянное незримое присутствие автора, страстно желающего изменить жизнь на земле и верящего, что царство добра и разума наступит. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподает нравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви, дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концу повествования.

    В сущности, перед нами переосмысленный сюжет притчи о блудном сыне, в котором заблудшие взрослые люди внимают словам ребенка. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

    Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

    Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»!

    Экзюпери как бы заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

    « - На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз. и не находят того, что ищут.

    * Не находят, - согласился я.

    А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды. »

    Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного - надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.