Физиологические причины заикания. Заикание - симптомы, лечение, виды Новые причины заикания

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется . На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам - у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможени я. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора . При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков - ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше - эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие , родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма , при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза - характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма - состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка . То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер . Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами . Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня . Ребенок обязательно не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером . Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения . Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим . Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится - не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Обсуждение

У меня тоже ребенок запинается. Прошли курс в ЦПРиН. Вроде чуть-чуть получше. Но проблема не ушла. Мне немного грустно. В обычной детской поликлинике этим не занимаются. Что делать дальше я не знаю. Пока решила забить на эту проблему, но чувствую, что она меня накроет к школе.

Комментировать статью "Как остановить заикание?"

Вы незаметно можете помочь ребенку Причины и лечение заикания у детей. Заикание - сложное нарушение речи, связанное с В три года ему Действительно ли он избавляет от заикания, или хвалебные отзывы на сайте написаны им самим в рекламных целях?

Навязчивые движения и заикание. Медицина/дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей...

Заикание уже где-то полгода, когда не может что-то сказать, то сама начинает говорить как Пение помогает избавится от заикания, даже тяжелого, даже взрослых людей, перед Вы как краевед, а вам как логопед - не видела ни одного невролога, который бы различал заикание от...

Как мы избавились от заикания. Сначала лечили его, потом - заикание у логопеда. Наша лечила заикание за 2-3 месяца. все посещения... Вы как краевед, а вам как логопед - не видела ни одного невролога, который бы различал заикание от итераций (запинок), это раз.

заикание и бабки. ...затрудняюсь выбрать раздел. ребенок летом заикаться начал, я его никуда не водила, почитала в инете что это не понос, убирается не быстро и не просто и решила смотреть в динамике. но ретивый дед дошел до логопеда, тот ничего умнее не придумал, как...

Ребенок заикается. Логопедия. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Посоветуйте, пож-та хорошего невролога. Моему сыну (5 лет) поставили диагноз логоневроз (заикание). Думали, что запинки пройдут со временем...

Заикание. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Вы как краевед, а вам как логопед - не видела ни одного невролога, который бы различал заикание от итераций (запинок), это раз.

Заикание. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Вы потом напишите, плизз, как вас там лечить будут, мы вот там не были и не знаю стоит или Как вылечить заикание у ребенка. Заикание? одна из проблем, способных поставить в тупик Как мы избавились от заикания. Очень важно не упустить момент, когда все можно исправить.

Да и вообще заикание было во время обыной речи,когда она что-о свое гоорила (ужасная болтушка), а когда пересказывала (почти дословно - такая особенность памяти), то не заикалсь никогда. А стихи - это вообще ее конек, любой сложности и длины.

Как остановить заикание? Мой второй ребенок, сын, в 3 года начал заикаться. Заикание у детей. Часть 1. Сейчас вы узнаете как перестать заикаться. Но обо всём по порядку.

Заикание и наследственность. Подготовка к зачатию. Планирование беременности. Заикание и наследственность. Девушки, хочу у вас спросить, может кто сталкивался с таким вопросом.

ребенок начал заикаться. Развитие речи. Детская психология. Согласна с Mash, заикание от слишком большого потока информации для маленького человечка. Мы тоже сталкивались с такой проблемой, нам было 3 годика.

Вы где территориально? У нас в частном саду была очень хорошая логопед. Я знаю мальчика с заиканием, которого она вытянула. Уже прошло много лет как вы писали.что вам помогло?? За сколько избавились от заикания? 15.02.2019 14:06:03, Мама малыша 2.9.

заикание. Сын в 3 года стал заикаться. Хочется пообщаться с родителями, кто прошел через это и вылечился или наоборот. Какие методики? Как лечились? Может кто-нибудь подскажет...

заикание. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Заикание. Нужна консультация психолога. Детская психология. Первый раз заикание появилось в 2 года 4 мес. Примерно за две недели до этого, старший сын попал в неприятную...

Как остановить заикание? Опыт мамы заикающегося ребенка. Мой второй ребенок, сын, в 3 года начал заикаться. Сказать, что я была в панике, значит, ничего не сказать.

Как остановить заикание? Первый, к кому я обратилась, была логопед нашего детского сада. На мой прямой вопрос "Можно ли остановить заикание?" я, к своему ужасу, услышала: "Нет!".

Заиканием называется нарушение речи вследствие непроизвольного сокращения мышц речевого аппарата, то есть гортани, языка, губ и голосовых связок. Распространенность речевого дефекта составляет около 3-5 % среди всего населения, что делает вопрос о том, какой врач лечит заикание, весьма актуальным и востребованным в обществе. Проблема обычно проявляется в раннем возрасте у детей 2-5 лет. Мальчики в несколько раз чаще страдают данным недугом, чем девочки, что обусловлено, по мнению большинства врачей, более стабильным психоэмоциональным развитием женского пола.

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог.

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками.

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.

Особенно тяжело заикающимся детям во время смены окружения, например, начальный период посещения детского сада или школы. Во время повышенной нервозности речевые проблемы обычно усугубляются. Очень важно, чтобы малыш имел поддержку родителей и помощь квалифицированного специалиста, то есть врач, который будет лечить заикание у вашего ребенка, должен заниматься с ним регулярно, применяя различные современные методики и грамотно построенные дружеские беседы.

Ранние признаки наличия заикания

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

    повторение букв;

    неоднократное повторение слогов;

    частые остановки во время произношения одного слова или фразы;

    патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;

    повышенная нервозность во время речи;

    частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;

    явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении , знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Причины заикания

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Физиологические причины

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.



Психологический фактор непроизвольного сокращения мышц гортани

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальные причины

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики . Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Принципы лечения

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством.

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей.

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

    специализированные логопедические занятия;

    компьютерные программы;

    дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;

    медикаментозная терапия;

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.


), среднюю (заикание происходит в привычной обстановке) и тяжелую (сопровождает всю речь). При этом разделяют три типа течения нарушения: постоянное, волнообразное и рецидивное.

Чтобы преодолеть заикание, не говорите слишком громко или же, наоборот, сильно тихо. Лучше заранее продумать, что хотите сказать, а затем спокойно и медленно все изложить, выговаривая слог за слогом, слово за словцом и предложение за предложением.

Вдох направляйте на гласные звуки, а не на согласные. Если слово начинается с гласного звука, говорите его пониженным тоном. Да и старайтесь растягивать все гласные звуки: то есть все слова предложения должны образовывать многосложное слово.

Преодолеть заикание можно с помощью дыхательной гимнастики. Наиболее действенное упражнение – «Насос». Встаньте ровно и опустите руки – это исходное положение.

Затем наклонитесь вперед, опустите голову и руки. Сделайте быстрый и шумный вдох (как будто вы хотите понюхать пол). Потом приподнимитесь (но не полностью разгибайтесь), делая при этом пассивный вдох и выдох.

Следом за этим наклонитесь и снова сделайте шумный вдох. Нужно сделать поочередно восемь раз, после чего отдохните и опять подход по восемь вдохов. Максимальная нагрузка – двенадцать подходов, но для первого раза хватит нескольких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку.

Обратите внимание

Если с первого раза ничего не получается, не сдавайтесь: упорный труд принесет свои плоды.

Полезный совет

К лечебно-педагогическому воздействию на заикающегося человека относятся логопедические занятия, физиотерапия, психотерапия, а также медикаментозное лечение.

Источники:

  • За советом к логопеду

Избавиться от заикания за короткое время невозможно. Научиться не заикаться можно лишь упорным трудом, обратившись к логопеду или занимаясь самостоятельно. Если вы всерьез решили избавиться от этого недуга, необходимо строго следовать некоторым приемам.

Инструкция

Прежде чем начать говорить, снимите напряжение со всего тела. Следите за тем, чтобы ваши руки, шея и спина были расслаблены. Опустите плечи до естественного уровня, если у вас есть привычка приподнимать их. Не заостряйте свое внимание на , не себе, что это очень большая проблема. Ваше заикание на самом деле не является большой проблемой для окружающих вас людей.

Чтобы уверенность в своем голосе, разговаривайте с самим собой, стоя перед зеркалом. Уделяйте минимум 30 минут каждый день на это занятие. Говорить можно о чем угодно, важно привыкнуть к картине, когда вы одновременно говорите и видите свое отражение в зеркале, так вы постепенно будете снижать заикание в своей речи. В последующем, когда вам предстоит провести какой-либо важный разговор, вспомните это упражнение, свой голос и свое отражение. Это поможет вам расслабиться и обрести уверенность в себе.

Довольно часто причиной заикания является неумение правильно дышать во время разговора. Чтобы решить эту проблему, как можно чаще читайте книги вслух. Поначалу чтение может доставлять дискомфорт, но это очень действенный способ решения проблемы дыхания. Для исправления дыхания также можно выполнять специальные упражнения. Например, перед началом разговора делайте пару глубоких вдохов, если вы чувствуете себя не уютно, делайте вдохи через нос. Учитесь говорить в умеренном темпе, быстрая речь сбивает дыхание, что приводит к заиканию.

Если вы заикаетесь на произношении конкретных слов, попробуйте написать их бумаги и медленно произносите их вслух, читайте при этом по слогам. Труднопроизносимые слова можно заменить синонимами, которые даются вам легко и не портят вашу речь. Если вы чувствуете, что теряете контроль над речью и можете начать заикаться, не бойтесь сделать паузу в разговоре, расслабьтесь и продолжайте говорить.

Еще одной распространенной причиной заикания является страх. Старайтесь сохранять оптимистичный настрой перед разговором, это поможет избавиться от нервозности и разговаривать уверенно. Не думайте о том, что ваша речь может перебиваться заиканиями, пессимистичные ожидания лишь усугубят проблему.

Разговаривая с человеком лицом к лицу, старайтесь не смотреть ему в глаза все время. Постоянный зрительный контакт может заставить вас нервничать, что приведет к заиканию. Отводите свой взгляд в сторону или просто смотрите вдаль, это поможет вам чувствовать себя комфортно во время разговора.

Заикание является одной из форм дефекта речи, которая характеризуется нарушением ритма и частыми повторениями звуков. Быстрое избавление от него невозможно. Для этого требуется длительная самостоятельная работа и помощь специалистов.

Инструкция

Попробуйте поговорить с самим собой, стоя у зеркала. Говорите в форме монолога, например, представьте, что рассказываете собеседнику о своих делах, планах, о прошедшем дне и т.д. Во многих случаях такая практика позволяет справиться с заиканием. Заниматься этим необходимо ежедневно. Ваша задача – привыкнуть к собственному голосу и обрести уверенность в себе.

Если вы читаете книги, газеты или журналы, делайте это только вслух. Чтение в отличие от беседы с кем-либо не подразумевает обдумывание слов перед тем, как их произнести. Это в свою очередь избавляет . Кроме того, практикуя чтение вслух, вы будете совершенствовать свою речь, постепенно избавляясь от имеющихся в ней дефектов.

Заикание – это расстройство речи с преимущественно нарушением ее коммуникативной деятельности.
Внешне заикание проявляется непроизвольными остановками в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях звуков и слогов.

Что же такое заикание по нашим современным научным понятиям?

1. Заикание – это нарушение темпа ритмической организации речи, обусловленная судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

2. Заикание заключается в неправильном, временном, более или менее трудно преодолеваемом запинании или приостановке в речи и сопровождается следующими явлениями:

— заики чувствуют при каждой попытке говорить сильное стеснение в груди;

— гортань как бы затянута, дыхание приостанавливается, так что они с трудом могут произнести то, что желают. В таких случаях заикающийся употребляет все силы для устранения этого препятствия. Чтобы воспроизвести слова, которые желает говорящий, органы речи приходят в сильное судорожное состояние, язык прижимается к твердому небу, губы крепко сжимаются, слова выталкиваются с большим трудом и резким ударением.

Причины заикания

1. Предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

  • Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные заболевания родителей).
  • Невропатические особенности самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи).
  • Конституциальная предрасположенность (состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции).
  • Наследственная отягощенность (ослабленность речевого аппарата может передаваться по наследству).
  • Возраст (заикание – детская болезнь, половина заикающихся приобретают свою болезнь между двух и пяти годами жизни, около 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста).
  • Пол (у женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин).
  • Поражение головного мозга в разные периоды жизни (постинфекционные, черепно-мозговые травмы).
  • Неблагоприятные условия (физическая ослабленность детей, скрытая психическая ущемленность ребенка; недостаточность положительных эмоциональных контактов между близким человеком и ребенком; недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений).
  • Географические и этнографические причины (наименьшую наклонность к заболеванию имеют племена, язык которых сохранил наиболее первобытных элементов).
  • 2. Производящие причины (случайные, являются толчком)

  • Заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы.
  • звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия).
  • Б) социальные или психические

    • Кратковременная травма в виде испуга. Именно испуг занимает первое место в ряду случайных причин, служит толчком к развитию заикания (67,5%).
    • Длительная психическая травма (неблагоприятные отношения в семье).
    • Острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного).
    • Неправильное формирование речи (быстрая, нервная речь родителей, скороговорение, речь на вдохе).
    • Раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту).
    • Подражание речи заикающих.
    • Одновременное освоение двух языков в раннем возрасте.
    • ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

      Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

      Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

      Таким образом в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

      В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

      К предрасполагающим причинам относятся следующие:

      невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

      Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

      К неблагоприятным условиям относятся:

      физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы; ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

      При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

      В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.

      Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

      Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

      Физиология заикания и речевые центры головного мозга

    1. Заикание
    2. Физиология заикания

    Речь человека является сложным процессом, в котором помимо непосредственно речевого аппарата задействована дыхательная и нервная система. Вы должны понимать, что спазмы речевых мышц являются только следствием нарушения всей системы речевого аппарата, причина которого кроется в отделах головного мозга, отвечающих за формирование речи. Прежде чем мы подробно рассмотрим механизм формирования нарушения речи в соответствующих отделах головного мозга, необходимо обратить внимание, что эти процессы очень сложно взаимосвязаны, причем к общей системе формирования речи имеет прямое отношение и слух, который является каналом восприятия и анализа собственной речи.

    Речевые центры головного мозга

    Речь объединяет в себе два протекающих синхронно процесса — воспроизведение синтаксических и интонационных структур, то есть процесс синтеза речи и ее одновременное восприятие. Здесь имеется в виду, что в каждый момент времени, когда человек говорит, он одновременно воспринимает свою речь, причем происходит как синтаксическое восприятие (смысл и порядок слов и звуков), так и интонационное восприятие, опирающееся на анализ множества характеристик собственной речи, в числе которых интонации, качество голоса, скорость, темп, равномерность. Спектр всех процессов, влияющих на синтез и восприятие собственной речи, очень широк, однако современная нейрофизиология выделяет два основных речевых центра — центр Брока и область Вернике .

    Известно, что центр Брока отвечает за формирование и синтез речи — он же посылает основную часть сигналов речевым, мимическим и дыхательным мышцам. А за обратное восприятие и анализ собственной речи отвечает область Вернике. Здесь следует отметить, что современные исследования, в том числе методом нейровизуализации, позволяют сделать вывод, что два этих центра не имеют строго определенной специализации, частично выполняют одни и те же функции в разной мере. Особенно смешение специализации этих центров заметно на примере левшей или правшей (с этим и связано имеющее основание предположение о том, что заикание может быть инициировано при переучивании левшей на правую руку, и наоборот).

    Синхронность работы речевых центров

    Для более ясного понимания физиологии речи и заикания необходимо учитывать, что в речевом процессе участвуют и многие другие центры головного мозга, например, лимбическая система, отвечающая за эмоции, что очень явно наблюдается у самих заикающихся: когда человек слышит свое заикание, тем более публично, это вызывает резко негативные эмоции. Что в свою очередь по специфическим путям передачи влияет на речевые центры, и человек начинает заикаться еще больше. Функционирует и обратная связь — когда человек спокоен, в хорошем настроении, либо испытывает эйфорию, заикание всегда снижается. Здесь же следует вспомнить и экстрапирамидную систему, которая обеспечивает непроизвольную регуляцию и координацию движений и мышечного тонуса, в том числе двигательные проявления речи и эмоций, влияет на проявления мимики.

    В норме эти центры должны работать синхронно, по довольно простому принципу — центр Брока посылает иннервацию речевому аппарату — человек говорит — область Вернике воспринимает качественные характеристики произносимой речи и передает информацию центру Брока, что все в порядке — человек продолжает говорить — и так далее. Экстрапирамидная система обеспечивает регуляцию движений, а лимбическая система сигнализирует о том, что все в порядке.

    Примечание: данная схема формирования, воспроизведения и анализа собственной речи не включает другие базисные структуры центральной и периферической нервной системы и связи между ними, но наиболее подробно отражает совокупность этих процессов. Более подробно механизм заикания рассмотрен в статье о нейрофизиологии заикания.

    Любое нарушение в этой цепи приведет к нарушению речи. Например, при значительных поражениях центра Брока возникает так называемый анартрический синдром , когда человек не может объединить отдельные речевые движения в единый речевой акт, то есть употребляет осмысленные слова, но не может их объединить в предложения и фразы. А, например, при обширных органических поражениях области Вернике головного мозга человек запросто объединяет слова друг с другом, однако его предложения будут напрочь лишены смысла.

    Механизм заикания

    В широком смысле, этиология заикания заключается в асинхронной работе речевых центров.

    Это значит, что нарушение синхронной работы любого из центров головного мозга, вовлеченных в синтез, воспроизведение и анализ собственной речи неизбежно приведет к нарушению речи. Здесь идет речь об асинхронной работе центра Брока и области Вернике, что формирует замкнутый круг: сбой в работе центра Брока, который формируется как слишком сильный импульс, направленный к речевому аппарату, приводит к спазму речевых и дыхательных мышц. В свою очередь область Вернике в режиме реального времени воспринимает, что речь нарушена, и посылает еще больший сигнал возбуждения центру Брока, чтобы исправить ситуацию. Это приводит к еще большему спазму речевых мышц и что самое плохое — это приводит к закреплению патологической ассоциативно-эфферентной связи (то есть связи между интегральными мозговыми центрами, которыми являются речевые центры, и путями от этих центров к рабочим органам). Дополнительно включается лимбическая система, которая вызывает уже осознаваемый стресс, а осознание заикания вызывает логофобию.

    Очень важно учитывать явление двойной системы связи между речевыми центрами – латеральный и медиальный пути. Двойная ассоциативная связь между центрами Брока и Вернике является исчерпывающим объяснением природы заикания. Подробно об этом читайте в разделе «нейрофизиология заикания».

    Последнее время появляются предположения, что ведущую роль в процессе заикания играет выпадение отдельных функций области Вернике, когда человек не всегда способен целостно анализировать произносимую речь, а непосредственно в моменты запинок синхронизация синтеза и восприятия своей речи практически не осуществляется.

    К тому же некоторые исследования свидетельствуют о том, что у людей с заиканием снижен церебральный кровоток в центре Брока, что говорит об ишемии отдельных участков речевых центров мозга как об одной из причин формирования заикания.

    Следует обратить отдельное внимание на осознание заикания и формирующуюся при этом логофобию (страх речи, ожидание заикания): даже если и были предпосылки для самостоятельной нормализации и синхронизации ассоциативно-эфферентной связи между речевыми центрами, то страх, ожидание и моделирование заикания окончательно закрепляет этот замкнутый круг. По этой причине с возрастом растет сложность лечения заикания, поскольку постоянно подкрепляемые психологические комплексы становятся прочнее.

    Все это еще раз подчеркивает важность логофобии в механизме заикания, следовательно важность любой психотерапии логофобии для избавления от страха речи, который закрепляет нарушенный речедвигательный стереотип. В подобном психосоматическом подкреплении заикания заключается сложность лечения и необходимость комплексного выбора методов.

    При составлении статьи использована информация:

    Причины и способы лечения заикания у детей

    Заикание у детей проявляется все чаще. И если прежде появление заикания объясняли стрессовой ситуацией, в которой оказался ребенок, испугом, который он испытал, то сейчас многие специалисты называют совсем другие причины.

    Например, родовая травма, из-за которой происходит задержка развития речевых центров. Дети долго не разговаривают, а потом у них происходит так называемый «лексический взрыв». В лексиконе ребенка уже накопилось много слов, он стремится к общению, но его речевой аппарат не успевает приспособиться к новой ситуации, ведь теперь ребенок говорит быстро и много.

    Иногда заикание проявляется как ответная реакция на поведение близких и родных людей. Не только семейные скандалы или ссоры, но даже просто повышение мамой голоса может вызвать сбой в речи. Конечно, этому больше подвержены впечатлительные и эмоциональные дети. Считается, что такое ситуативное заикание проходит, и только 5% случаев становится уже паталогией. Но внимательные и любящие родители должны сделать все, чтобы избежать негативных последствий. В любом случае при первых тревожных симптомах нужно показать ребенка логопеду, чтобы он определил тип заикания и назначил соответствующую коррекцию.

    Каким бывает заикание?

    Специалисты различают спастическое заикание и клонические запинки. Более серьезным является первый тип.

    Спастическое заикание

    В этом случае ребенок подолгу произносит первые слоги, словно застревая на них. Иногда вообще так и не может начать говорить. В этом случае нужны не только специальные занятия, но и медикаментозное лечение препаратами, которые успокаивают нервную систему, чтобы снять спазм мышц речевого аппарата.

    Клонические запинки

    Во втором случае речь действительно идет о запинках. Ребенок повторяет первые слоги в слове или первые слова в предложении. Такие запинки могут длиться некоторое время, могут исчезать на время, а потом возвращаться. Подобные перепады продолжаются, как правило, до 4-5 лет и редко доходят до школьного возраста. Так как заикание в любой форме свидетельствует о перегрузке нервной системы, нужно обязательно снизить эмоциональную нагрузку ребенка.

    Причины заикания могут быть разнообразными, но чаще всего выделяют три типа: физиологические, психологические и социальные.

    Физиологические причины

    Физиологическими причинами заикания можно считать заболевания нервной системы, связанные с родовой травмой или наследственной предрасположенностью. Причиной может быть также нарушение подкорковых отделов мозга. Болезни речевых органов (глотки, гортани, носа) тоже могут спровоцировать проблемы с речью.

    Психологические причины

    Психологические причины заикания могут скрываться в эмоциональном состоянии. Внезапное сильное психоэмоциональное потрясение может вызвать логоневроз – невротическое заикание. Часто такая реакция вызвана детскими страхами: боязнью темноты, наказания, потерей родителей, одиночеством.

    Социальные причины

    Социальные причины связаны, в первую очередь, с отношением к ребенку в семье. Чрезмерно строгие родители могут пугать ребенка, либо те родители, кто чересчур озабочен развитием своего ребенка. В частности, изучение с раннего возраста нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.

    Как лечить заикание?

    Возможно, родителям, которые озабочены проблемой заикания у своего ребенка, нужно пересмотреть свое отношение к малышу и отношения в семье. Порой скандалы, бесконечные выяснения отношений, крики и оскорбления негативно влияют на всех членов семьи, особенно на ребенка.

    Нужно тщательно проанализировать все причины внутрисемейных конфликтов и изменить атмосферу в семье. Потребуется 2-3 месяца, чтобы ребенок успокоился и понял, что теперь нет поводов для волнения. Ваши любовь и поддержка помогут ему. А дальше можно использоать разные методы, проверенные временем или открытые недавно. Конечно, традиционным методом является дыхательная гимнастика. Есть разные методики, авторские программы, но в основе – базовое упражнение: правильный выдох.

    Нужно научиться вдыхать воздух носом, а выдыхать через диафрагму ртом. Ребенку нужно дать четкую установку: сначала вдохни, а потом говори. Нужно научить его контролировать дыхание. Также важно объяснить своему малышу, что говорить нужно медленно и негромко, так как быстрая и громкая речь вызывает напряжение голосового аппарата и спазмы. Пусть лучше говорит шепотом. Это может быть игра, в которой вы, как заговорщики, будете говорить шепотом, чтобы никто не слышал.

    Нужно научиться не спешить, потому что именно спешка вызывает нервное напряжение, а значит, и задержку речи. Ни в коем слуае не нужно кричать на ребенка или его физически наказывать. Важно, чтобы так же себя вели все другие родственники и воспитатели в детском саду. Ребенок уже и так наказан, а за шалости можно спросить другими способами: беседой, внушением, в крайнем случае, есть «тихий» способ наказания – угол.

    Нетрадиционные методы лечения

    К нетрадициооным методам лечения относят точечный массаж, иглорефлексотерапию, гипноз. Однако все эти методы могут быть использованы только в тоим случае, если родители знают специалистов, доверяют им, в ином случае можно только усугубить ситуацию.

    От медикаментозных средств сейчас уже пракиически отказались. Можно использовать только успокоительные средства на натуральной основе, успокаивающие чаи и настои. Так как на дворе XXI век, то и ученые занялись проблемой дефекта речи. Уже сейчас широко доступны специальные компьютерные программы, способные помочь человеку избавиться от заикания. Например, «Speech corrector».

    Суть программы заключается в синхронизации речевого и слухового центров человека. Заика говорит в микрофон, а программа «Speech corrector» автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, человек слышит свой голос с некоторой задержкой и пытается подстроиться под него. Его речь становится плавной и непрерывной.

    Подведем итоги