Формирование мотивации у пациента. Страховщиков омс могут обязать следить за пациентами ради их здоровья Медики должны использовать методы мотивации пациентов

Позиция пациента

Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, тем не менее, являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были сами не только хорошо информированы о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.

Вместе с тем, необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, по отказу от вредных привычек или по их изменению) отвечают, что советы врача неубедительны.

Роль врача (медицинского работника)

Как уже сказано, информирование пациента, профилактическое консультирование, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья является основой современных подходов к профилактике заболеваний и обеспечения ее качества в условиях реальной практики. Как повысить эффективность такого консультирования?

Одной из перспективных форм профилактического консультирования является так называемая школа для пациентов. Цель консультирования (совета врача) - дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.

Каждый врач должен знать, что для эффективного обучения пациентов помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений:

  1. знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;
  2. знание и учет психологических принципов формирования поведения (привычек) и их изменений;
  3. владение активными формами обучения для повышения его эффективности.

Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.

Профилактическое консультирование - сложный процесс, во многом зависящий от личности самого врача, а порой и от его настроения, самочувствия и других факторов. Именно эта область медицины граничит с искусством. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер («за» и «против», «усилия» и «польза») для конкретного индивидуума, обучаемого в«Школе».

Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи или бросить курить и др.). В основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменениям. С этих позиций меры превентивного характера (советы врача) воспринимаются пациентом как неосознанная потребность и потому часто не выполняются. Как сделать эту потребность осознанной? Даже если врач твердо уверен в необходимости оздоровительных действий со стороны пациента (например, бросить курить), то пациент должен сам осознать и ощутить потребность сделать этот шаг.

Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться, поесть - снять стресс и пр.).

Формирование мотивации у пациента

Условно можно выделить несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек (каждая стадия может быть разной продолжительности).

Непонимание проблемы

Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки и/или почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления (АД).
В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснении проблемы, без глубокой детализации конкретных советов (как и что делать).

Принятие решения

Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы.

На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важны не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи. Например, при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы специалистов. Совет, подкрепленный конкретной помощью, будет успешнее.

Начало действий

Пациент решил изменить образ жизни, привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее.
Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой, очень важно подойти индивидуально в каждом конкретном случае.

Срыв действий

Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек и/или соблюдать регулярность лечения.
Возможность срыва нужно постоянно иметь в виду и ограждать пациента от него. Этот этап требует навыков общения и знания психологии, а также наличия опыта, умения избирать индивидуальный подход и находить подходящие аргументы.

Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовывать психологические подходы к формированию мотивации, обеспечивать так необходимую многим больным социальную поддержку.
История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов в школах при различных заболеваниях: сахарном диабете, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца и др. Имеется опыт создания школ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и др. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с артериальной гипертонией.

Медицинским работникам в своей деятельности важно не забывать о том, что зачастую желание пациента сотрудничать соблюдать впоследствии все назначения и рекомендации зависит от первичного впечатления при встрече

Медицинским работникам в своей деятельности важно не забывать о том, что зачастую желание пациента сотрудничать соблюдать впоследствии все назначения и рекомендации зависит от первичного впечатления при встрече.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Место консультации и внешний вид медработника

При проведении профилактического консультирования задачей медработника является сокращение психологической дистанции между медработником и пациентом, создание доверительной атмосферы.

Помогут достичь этих задач следующие приемы:

  1. Внешний вид: чистая кожа, подтянутая фигура, опрятная одежда и свободная поза. Это поможет продемонстрировать то, что врач придерживается здорового образа жизни, который он пропагандирует.
  2. Отсутствие белого халата, бейдж на одежде врача с его фамилией, именем, отчеством и должностью. Это поможет сохранить дружескую атмосферу беседы с поддержанием экспертной позиции врача.
  3. Место беседы должно располагать к доверительности. Нужно предоставить пациенту несколько вариантов мест, где он может сесть, чтобы он чувствовал себя более комфортно.

Установление контакта и начало беседы

На начальном этапе медработник должен завоевать доверие пациента, для этого необходимо слушать пациента, присоединяться к нему и активно создавать атмосферу взаимопонимания.

☆ Как сообщить пациенту об ошибке врача и не навредить клинике, универсальный алгоритм и комплект документов в журнале «Заместитель главного врача»

Передавая любую информацию, необходимо установить контакт, который складывается из двух компонентов: вербального и невербального контакта.

Эти компоненты являются двухсторонними и в той или иной мере консультант должен ими управлять.

Для этого медицинскому работнику необходимо владеть навыками эффективного общения.

Внесловесный (невербальный) контакт

  • Расстояние между врачом и пациентом должен определять сам пациент. Оно должно варьироваться от полуметра до метра и зависит от личного пространства человека.
  • Длительный пристальный взгляд может смутить, поэтому время от времени нужно переводить взгляд на другие предметы.
  • Усилению чувства комфорта способствует следование жестам и позе пациента, однако слепое копирование может быть воспринято пациентом как передразнивание.

Например, если пациент резко кивнул головой – врач слегка покачивает головой, или, если пациент кладет ногу на ногу, то врач может скрестить ноги.

Словесный (вербальный контакт)

При установлении контакта важно анализировать ответы пациента. Понять систему восприятия помогают слова-маркеры, использование которых зависит от ведущего органа восприятия пациента:

  • При ведущей визуальной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: очевидно, посмотреть, ясно, фокусировать, иллюстрировать, близко, четко и т.д.

Например: «Видите ли, Иван Иванович, у меня нет очевидных проблем, которые бы меня беспокоили».

Врач отвечает: «Хорошо, я предлагаю рассмотреть ситуацию, результаты анализов иллюстрируют нам тревожную картину состояния вашего здоровья».

  • При ведущей аудиальной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: говорить, слышать, сказать, громко, резко, акцент, гармонично, тишина и т.д.

Например: «Послушайте, Иван Иванович, у меня нет проблем, о которых я мог бы вам рассказать».

Врач отвечает: «Хорошо, но позвольте мне высказать вам свое мнение о данной ситуации. Результаты анализов говорят сами за себя…».

  • При ведущей кинестетической системе восприятия информации пациент использует следующие слова: удобно, комфортно, мягко, гладко, теплота, почувствовать, ощутить, коснуться, неуютно и т.д.

Например: «Иван Иванович, я не чувствую, что мне стоит переживать об этой проблеме».
Врач отвечает: «Хорошо, присаживайтесь поудобнее. Результаты анализов касаются состояния вашего здоровья…».

  • При ведущей дискретной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: знать, анализировать, понимать, в итоге, как следствие, считать и т.д.

Например: «Понимаете, Иван Иванович, я не считаю, что у меня присутствуют какие-то проблемы, которые необходимо обсуждать».
Врач отвечает: «Хорошо, предлагаю проанализировать вашу ситуацию. Результаты анализов сигнализируют о нарушениях вашего здоровья, именно по этой причине мы встретились здесь сегодня».

Кроме того, при установлении контакта врач должен:

  1. Слушать и запоминать первые слова пациента, чтобы в последующем отвечать ему в том же темпе, с похожей интонацией и громкостью.
  2. Научиться управлять беседой, задавать пациенту вопросы, требующие развернутого ответа, внимательно слушать и не перебивать пациента.
  3. Брать инициативу на себя, подводить пациента к цели консультации. Для этого используют вербальные и невербальные методы ведения пациента.

Невербальные методы

Необходимо сменить позу тела на открытую, не скрещивать руки и ноги, чуть наклонив тело вперед, показывая свою заинтересованность в словах пациента.

Все жесты должны быть сдержанными и плавными, тон голоса – убеждающий, уверенный и доверительный. В этом случае пациент лучше концентрируется на словах врача.

Вербальные методы

Беседа выстраивается с использованием слов-маркеров, которые ориентируются на ведущую систему восприятия информации пациента.

  1. Для аудиала – необходимо говорить четко, понятно и используя короткие, но подробные предложения. В качестве фона может быть использована музыка.
  2. Для визуала – можно показывать много наглядного, иллюстративного материала, в рассказе описать перспективу будущего в красках.
  3. Кинестету нужно предложить расслабиться, выбрать максимально удобную позу, подобрать правильное освещение, предложить воды и т.д.
  4. Для дискретного пациента важно оперирование фактами, цифрами, показателями, использовать ссылки на авторитетные источники, следить за логикой изложения рекомендаций.

Мотивация пациента

Особая роль в беседе с пациентом отводится формированию у него мотивации для выполнения рекомендаций врача.

Поскольку время консультации ограничено, врач должен взять на себя роль активного слушателя, направляя разговор в нужную сторону и постепенно принимая роль ведущего.

Важно определить во время этого разговора основные ожидания в отношении своего здоровья, это позволит сформировать у него в дальнейшем устойчивую мотивацию к следованиям рекомендациям специалиста.

При этом важно учитывать, что мотивация бывает внешней и внутренней.

✪ Как снизить стресс у пациентов на приеме , готовый тренинг для медработников, в журнале «Заместитель главного врача»

Внутренняя мотивация. Эта мотивация к выполнению задачи проявляется в том случае, если человек полагает, что у него есть выбор, и что он самостоятельно принимает решения, а также что он справится с задачей.

Таким образом, если содержание консультации удовлетворит этим условиям, то она окажется для пациента полезной. Проявляется это в виде соблюдения советов и рекомендаций врача или фельдшера. Внутренняя мотивация является наиболее эффективным видом мотивации.

Мотивация становится внешней тогда, когда пациент объясняет свои действия внешними причинами, когда какое-то условие или действие принуждает его действовать определенным образом. Внешняя мотивацией является менее эффективной.

Врачу, консультирующему пациента, следует учитывать, что характер мотивации можно определить, исходя из ответов пациента, с помощью анализа его желания включиться в процесс изменения поведенческих привычек, установок и образа жизни.

Повышение мотивации в рамках консультации

Пациент с внешней мотивацией всегда ориентируется на положительный результат (выполнено или не выполнено), и всегда ждет оценки своих действий.

Поэтому, удерживая мотивацию такого пациента, необходимо использовать приемы внешнего воздействия, например, поощрять его или использовать укоры.

Пациент с внутренней мотивацией нацелен на качество выполнения и имеет собственные представления о критериях, которые он получает от врача, общества и собственного опыта.

В феврале на очередном заседании клуба журналистов Медицинской Палаты Свердловской области была поднята, как оказалось, крайне сложная проблема для современного общества – проблема осознания каждым человеком ответственности за свое здоровье.

Впервые об обязанности граждан России сохранять здоровье на официальном уровне было заявлено в 2011 году. В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" наряду с гарантированными государством всем гражданам правами на охрану здоровья (Статья 18) и на медицинскую помощь (Статья 19) у россиян появилась новая обязанность – обязанность сохранения своего здоровья (Статья 27 Обязанности граждан в сфере охраны здоровья, пункт 1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья).

На первый взгляд и в первые годы после выхода этого закона новой обязанности россиян не уделялось большого внимания. Она скорее была юридической нормой, прописанной на бумаге, не оказывающей влияния на объем медицинской помощи, на который мог претендовать человек в случае осложнений его заболеваний.

Министерство здравоохранения Российской Федерации планирует внедрить новую систему организации медицинской помощи. Теперь гражданам в дополнение к обязательной медицинской страховке (ОМС) предложат докупить целый пакет услуг - «ОМС плюс». Этот пакет будет гарантировать пациенту больший объем помощи, чем тому, которого лечат по обычной программе госгарантий. В том числе, это касается и медикаментозного обеспечения во время лечения.

Новая система премиального страхования включена в «Стратегию развития здравоохранения России на 2015-2030 годы». Она подразумевает финансовые и медицинские «бонусы» тем пациентам, которые выполняют возложенную на них обязанность по сохранению собственного здоровья: вовремя проходят профилактические осмотры, в том числе диспансеризацию, занимаются профилактикой заболеваний, не имеют вредных привычек, выполняют рекомендации врачей, не занимаются самолечением и лечением у представителей нетрадиционной медицины, а также – не отказываются от лечения в том случае, когда оно рекомендовано врачом.

«Для медицинских работников тема ответственного отношения людей к своему здоровью сегодня является крайне важной, и помощь журналистов нам здесь очень важна» , - отметил в начала работы Клуба Председатель НП «Медицинская Палата Свердловской области» Феликс Иосифович Бадаев.

По оценкам врачей, новая система, с одной стороны, должна простимулировать жителей нашей страны более тщательно следить за своим здоровьем. Но с другой стороны – в случае самолечения, отказа от лечения в медицинском учреждении, отказе от профилактических осмотров дальнейшая медицинская помощи таким пациентам даже при ухудшении их состояния будет оказываться в рамках гарантированного государством минимума. Зато те пациенты, которые придерживались рекомендаций врачей и занимались профилактикой заболеваний, могут рассчитывать на расширенный объем помощи врачей.

По мнению врачей, работающих в Свердловской области, в связи с введением новой системы ОМС об ответственности за свое здоровье в первую очередь следует напомнить следующим пациентам:

1. Тем, кто не проходит вовремя диспансеризацию и профилактические осмотры, в том числе простейшие флюорографические обследования.

2. Тем, кто отказывается от общепризнанных методов профилактики, включая вакцинопрофилактику в рамках национального календаря прививок.

3. ВИЧ-инфицированным пациентам, которые отказываются или избегают лечения по поводу своего заболевания – до наступления у них развернутой картины СПИД, когда им требуется дорогостоящее лечение в реанимации.

4. Онкологическим больным, которые также отказываются от лечения и операций в ранней стадии заболевания или вообще не обращаются к врачу при подозрении на опухоль. Зачастую это происходит по причине того, что они не верят в свой диагноз, не доверяют медикам, обращаются к представителям нетрадиционной медицины. Большая часть из них обращается к медикам уже в запущенной стадии заболевания, когда требуется значительно больший объем операций и послеоперационного лечения.

Сегодня в России 40% онкологических больных приходят на первый прием к онкологу с запущенными 3-4-й стадией болезни, в то время как в западных странах, где на протяжении многих лет условия медицинского страхования являются более жесткими, их число составляет не более 15-20%.

5. Родителям, отказывающимся от лечения своих детей по назначению врача, избегающие профилактических осмотров, самостоятельно отказывающиеся от прививок, не выполняющие рекомендации медиков – с оформлением этого документально или без этого, занимающимся самолечением своих детей. Родителям, дети которых посещают танцевальные кружки и спортивные секции без регулярного наблюдения у врача по спортивной медицине, что очень часто приводит к развитию у них серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы и других органов.

6. Молодым матерям, которые вместе со своими детьми могут пострадать во время проведения домашних родов, при возникновении у них осложнений, для лечения которых требуется длительное время и огромные материальные ресурсы.

Одним из поводов для проведения заседания клуба журналистов стал случай, произошедший в Екатеринбурге уже в этом году - 8 февраля 2015 года. В этот день в ДГКБ № 9, через 4 часа после госпитализации и предшествующих этому нескольких дней самолечения на дому, без своевременного обращения за медицинской помощью умерла 11-летняя девочка. Ещё месяц судебными медиками будет уточняться истинная причина смерти ребенка, проводиться многочисленные лабораторные исследования и экспертизы.

Однако на момент проведения клуба для журналистов было уже совершенно ясно, что 8 февраля в детской больнице Екатеринбурга умер физически истощенный ребенок, со значительным дефицитом массы тела (девочка профессионально занималась танцами, была на строжайшей диете и строгом питьевом режиме), с серьезнейшим заболеванием внутренних органов - а именно с заболеванием сердца, которое судебные медики назвали как наиболее вероятную причину смерти. Девочка на протяжении нескольких последних месяцев жаловалась родителям на плохое самочувствие, однако эти жалобы были восприняты ими как её нежелание учиться. И, скорее всего, возможная вирусная инфекция, на фоне самолечения, вызвала полную декомпенсацию всех ранее истощенных сил организма.

Отдельный комментарий по данному случаю на экстренном заседании клуба журналистов Медицинской Палаты Свердловской области дала главный педиатр Екатеринбурга, кандидат медицинских наук Светлана Павловна Хохлова.

Безусловно, случай гибели ребенка без оказанной вовремя медицинской помощи – нонсенс для миллионного Екатеринбурга, где для помощи детям сделано очень многое: и поликлиники работают по выходным (особенно сейчас, во время эпидемического подъема гриппа и ОРЗ), развернуты районные отделения неотложной помощи, и для скорой помощи вызовы к детям – на особом контроле. А уж про ДГКБ № 9, в приемном отделении которой поступающего ребенка готовы осмотреть сразу все специалисты больницы, здесь же рядом – все исследования, все анализы, реаниматолог прибегает за секунды, и вовсе говорить нечего. Но в случае с этой девочкой помощь медиков пришла уже слишком поздно.

Но даже, несмотря на то, что практически обо всех аспектах оказания помощи погибшему ребенку медиками было рассказано очень подробно, этот вопрос вызвал достаточно неоднозначное понимание у журналистов.

«Если врач рекомендовала сделать ребенку дополнительное исследование сердца, а родители не сделали его вовремя (на протяжении нескольких месяцев – прим.) – то почему врач не настояла на этом? Почему она не звонила родителям? Ведь она отвечает за здоровье ребенка» - настойчиво спрашивает одна журналистка. И лишь в результате неоднократных разъяснений директора Партнерства Ольги Викторовны Рябининой, появилось понимание вопроса представителей СМИ с точки зрения закона. Она напомнила про нормы, прописанные в Семейном Кодексе РФ, согласно которым именно родитель несет ответственность за здоровье своего ребенка, про нормы ФЗ № 323, где четко закреплено требование обязательного согласия родителей на осуществление любого медицинского вмешательство у ребенка.

Случаи смерти онкологических пациентов, которые приходят на прием к врачу слишком поздно, отказываются от лечения, «дозревают», лечатся у специалистов нетрадиционной медицины – это другая грань проблемы ответственности людей за свое здоровье. Такие случаи происходят очень часто, «практически от каждого нашего больного при подробном расспросе можно узнать, что он пытался лечиться народными методами» - посетовал на встрече с журналистами заведующий поликлиникой Свердловского областного онкологического диспансера Владислав Владимирович Петкау. Позднее обращение, даже с видимыми локализациями новообразований, отказ от помощи врачей, вера в целителей – это все то, что приводит онкобольных к печальному финалу. И никоим образом пока не сочетается с понятием ответственности за свое здоровье.

Заместитель главного врача Свердловского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Галина Анатольевна Федотова рассказала журналистам о своей специфике работы: «За этот год у нас в центре отказались от терапии несколько сотен человек, причем их количество растет с каждым годом». И бывает так, отметила Галина Анатольевна, что через очень небольшое время мамы, отказавшиеся лечить своих детей, привозят их в больницу в крайне тяжелом состоянии, искренне сожалеют о своем недавнем решении, но упущенное время и болезни, увы, берут свое.

Многочисленные журналисты, представляющие практически все телевизионные и печатные СМИ Екатеринбурга, слушали медиков очень внимательно. Но очевидно, что пока некоторых из них больше интересует «резонансная» смерть ребенка. В вечерних выпусках новостей эта новость 12 февраля занимает первое место. Но данном случае невозможно не заметить и то, что во многих телевизионных репортажах отчетливо прозвучали понятия – ответственность, позднее обращение за медицинской помощью, пренебрежение профилактикой. А значит, очередное заседание клуба журналистов Медицинской Палаты прошло не зря.

Источник: Некоммерческое Партнерство «Медицинская Палата Свердловской области»

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Другие новости

Вечером 13 июня, накануне Дня медицинского работника, Новосибирская областная ассоциация врачей выбрала на сцене ДКЖ «Врача года – 2019». Победителем стал известный хирург-онколог Сергей Красильников. Конкурс «Врач года» каждый год проходит накануне Дня медика, который празднуют в третье воскресенье июня (в этом году 16-го числа). Голосование начинается весной - и к июню на сайте Новосибирской ассоциации врачей появляется список 10 финалистов.

В 2018 году основные мероприятия, проводимые Ассоциацией, были направлены на выполнение целей и задач, определенных Уставом организации: повышение профессиональной подготовки врачей, средних медицинских работников; повышение значимости и престижности медицинских профессий; защита прав и законных интересов своих членов в профессиональной, экономической, социальной сферой перед государством, общественными организациями, юридическими и физическими лицами – пациентами, их родственниками.

Второй год в России проходит масштабная образовательная олимпиада нового формата для студентов разных специальностей: технических, гуманитарных и естественнонаучных - "Я - профессионал". Сегодня в Кубанской столице на базе Краснодарского государственного медицинского университета проходил очный этап олимпиады по "Лечебному делу", "Стоматология" и "Фармация", в котором приняли участие более 120 студентов-медиков из Северо-Кавказского и Южного Федерального округа, успешно прошедших заочный тур олимпиады.

В сегодняшних условиях развития медицины, потребности в квалифицированных кадрах в этой сфере и одновременно социальной незащищенности студентов медицинских вузов, Врачебная палата КО запустила социально-образовательный проект -Стипендиальная программа «Золотой фонд медицины». Программа направлена на оказание адресной социальной поддержки лучшему студенту медицинского института БФУ им. И. Канта и содействие их профессиональному развитию.

Спорные вопросы между пациентами и врачами можно решить мирно, не доводя до коридоров суда. Сделать это можно с помощью службы медиации, которую активно развивает и продвигает Медицинская палата Бурятии. Закон «О медиации» сравнительно новый, действует всего несколько лет, но он уже доказал свою эффективность.

Организация «Врачи Санкт-Петербурга» запустила образовательный проект для молодых докторов под общим названием «Клуб молодых врачей Санкт-Петербурга». Планируется, что проект станет частью работы по созданию системы наставничества в медицине Петербурга. Цель создания Клуба - поддержка врачей-лечебников, оказавшихся «на переднем краю», не получив возможности пройти обучение в интернатуре или клинической ординатуре.

Краснодарская краевая общественная организация выступила с обращением в адрес министерство здравоохранения Краснодарского края о награждении членов организации за добросовестный труд и личный вклад в развитие общественной медицинской деятельности на Кубани.

В ходе совещания были рассмотрены проблемные вопросы в основных направлениях деятельности общественных организаций, такие как вопросы непрерывного медицинского образования, проведения процедуры первичной аккредитации врачей, защиты интересов медицинских работников.

В Смоленской области прошла процедура государственной аккредитации, в которой приняли участие 812 выпускников Смоленского государственного медицинского университета и трех медицинских колледжей региона, а также 120 экспертов – членов аккредитационной комиссии. Выпускники в рамках государственной аккредитации, решали тесты и смоделированные медицинские задачи, выполняли задания на специальных симуляторах. Государственная аккредитация выпускников ВУЗа дает право работать в первичном звене отрасли здравоохранения или продолжить обучение в ординатуре.

В Смоленске дан старт Всероссийской акции «Книги больницам». Основной целью проекта является обеспечение больниц региона книгами, которые помогут создать более комфортные условия, как для пациентов, так и для персонала лечебных учреждений.

Круглый стол «Ответственность пациента за свое здоровье: За и Против» , организованный Ассоциацией медицинских журналистов, прошел 24 июня 2016 года в московском ГК «Измайлово».

В дискуссии приняли участие:

  • Эдуард Леонидович Гаврилов , директор фонда «Здоровье», заместитель руководителя Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, член Общественной палаты России.
  • Иван Анатольевич Захаров , врач-педиатр, заведующий консультативным отделением ДГП No94 ДЗМ.
  • Мехман Ниязович Мамедов , профессор, д.м.н., руководитель лаборатории по разработке междисциплинарного подхода в профилактике хронических неинфекционных заболеваний, ФГБУ Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России.
  • Иван Олегович Печерей , доцент кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова.
  • Ирина Феликсовна Токарева , клинический психолог, психотерапевт (Европейская ассоциация психотерапии, Азиатская федерация психотерапии), врач высшей категории (педиатрия).

Напомним, что вопрос введения юридической ответственности пациента за сохранение своего здоровья активно обсуждается в СМИ, начиная с 2015 года. Первым вероятность такого нововведения обозначил вице-президент Национальной медицинской палаты Евгений Владимирович Шляхто. Выступая в сентябре 2015 года на пресс-конференции Российского национального конгресса кардиологов, он отметил необходимость законодательно определить ответственность пациента за свое здоровье, если тот не следует рекомендациям врачей и не проходит вовремя профилактические осмотры.

В свою очередь, вице-премьер РФ по социальным вопросам Ольга Юрьевна Голодец рассказала прессе, что правительство не рассматривает возможности введения такой меры. В ответ на эти заявления, пресс-служба Минздрава РФ сообщила, что министерство готово рассмотреть идею в установленном порядке, если та будет предложена правительством. С тех пор вопрос неоднократно поднимался широким кругом экспертов и успел вызвать немало споров.

На круглом столе беседа началась с выступления председателя Ассоциации медицинских журналистов Виктории Анатольевны Шадёркиной, обрисовавшей актуальность проблемы и определившей спектр вопросов для обсуждения.

С кратким докладом о психосоматическом подходе к здоровью пациента выступила Ирина Феликсовна Токарева. Спикер напомнила участникам круглого стола об определении ВОЗ, согласно которому здоровье трактуется как отсутствие не только болезней или физических дефектов, но также полное душевное и социальное благополучие. С точки зрения эксперта, несмотря на некоторую идеалистичность этой дефиниции, она позволяет увидеть широкую перспективу и выработать комплексный подход к здоровью пациента. Зачастую, по словам И.Ф. Токаревой, в болезни проявляется подсознательное нежелание человека нести определенную ответственность и решать текущие проблемы. В таких случаях даже самая активная терапия, направленная лишь на физическое оздоровление, может не давать результатов: вторичная выгода от заболеваний, позволяющая уйти от давящих проблем, перевешивает любые попытки лечения. Те же причины побуждают больного халатно относиться к собственному состоянию.

Таким образом, прежде чем говорить о введении для пациента ответственности и мер пресечения за халатное отношение к своему здоровью, доктор предлагает лечить не только тело человека, но и его душу.

Мехман Ниязович Мамедов, принявший эстафету выступления, рассказал собравшимся о текущих проблемах, мешающих реализации масштабных программ в сфере здравоохранения, в том числе, внедрению диспансеризации широкого охвата. Согласно приведенным экспертом статистическим данным, сегодня причина 76% всех смертей на российской территории - хронические неинфекционные заболевания. Таким образом, их профилактика и своевременное выявление оказываются в ряду наиболее острых проблем здравоохранения страны. Вместе с тем, воплощению масштабных программ диспансеризации в регионах часто мешают нехватка комплексного подхода, проблемы финансирования и несвоевременный доступ к статистике. Особенно тяжелая ситуация наблюдается там, где проекты подобного рода финансируются не из федерального источника, а из местного бюджета: здесь все зависит от осознания важности проблемы региональными властями.

Благодаря внедрению, начиная с 2013 года, масштабной программы диспансеризации удалось, по словам спикера, достигнуть заметных успехов. В частности, возросла выявляемость эндокринных заболеваний и сахарного диабета, а также онкологии. Однако этого, как считает эксперт, недостаточно.

Особого внимания при построении будущих программ профилактики, на взгляд М.Н. Мамедова, требуют поведенческие факторы, из-за которых развивается множество хронических неинфекционных заболеваний. Здесь должно работать, в первую очередь, медицинское просвещение. Таким образом, необходима выработка популяционной стратегии, имеющей в своей базе комплексное воздействие на образ жизни населения и окружающую среду, выявление факторов высокого риска и снижение их негативного влияния, а также вторичную профилактику: минимизацию воздействия факторов риска у тех, кто уже болеет. В качестве примера спикер привел «Северо-карельский проект», реализованный в Финляндии. Благодаря масштабной программе медицинского просвещения и профилактики там удалось снизить потребление животных жиров населением с 70 до 10%, благодаря чему заметно упал общий уровень холестерина. Также снизилось потребление поваренной соли. Все это благотворно повлияло на общую динамику смертности в государстве, однако стоит учитывать, что на реализацию проекта ушло около 30 лет.

Что касается ответственности пациентов, М.Н. Мамедов считает необходимым поэтапное введение регулирующих административных мер. При этом он не видит потребности во внедрении, к примеру, штрафов для беспечных больных. С точки зрения эксперта, полезной может оказаться разработка другой системы санкций, включающей, к примеру, коллективный подход к убеждению пациента. Все это не отменяет того факта, что культуру сохранения здоровья необходимо воспитывать у населения с малых лет, подчеркнул спикер.

Врач-педиатр Иван Анатольевич Захаров рассказал, в свою очередь, о ситуации в детском здравоохранении и ответственности родителей за здоровье своих детей. По словам специалиста, в сложных случаях могут применяться меры вплоть до уголовной ответственности: в частности, им упомянута статья УК РФ 125 «Оставление в опасности». При этом в текущей практике врач обычно может повлиять на решения родителей только уговорами. К примеру, часто приходится проводить просветительские беседы с противниками прививания детей. В целом же, как рассказал Иван Захаров, хорошие результаты дает обучение родителей основам медицинской грамотности. В частности, он привел в пример «Комнаты здоровья ребенка», где родителям предоставляется основная необходимая информация. Аудитория, как отметил педиатр, заинтересована в таких проектах, за счет чего они дают хороший результат.

Необходимость просветительской работы подчеркнул и Эдуард Леонидович Гаврилов. Однако вместе с тем он является последовательным противником введения мер ответственности для пациентов за несвоевременное посещение врача и другие действия, которые могут быть расценены как невнимательное отношение к своему здоровью. В качестве аргумента он привел данные о снижении доступности медицинской помощи, прежде всего, в отдаленных от региональных центров районах страны. Кроме того, свой негативный вклад вносят сокращения медиков, проводимые в рамках модернизации системы здравоохранения. В прошлом году суммарный объем платных услуг перевалил за 500 млрд рублей, что расценивается спикером как свидетельство снижения доступности медицинской помощи. Вместе с тем, продолжает страдать ее качество, что подтверждается высокими показателями смертности. В таких условиях, считает Э.Л. Гаврилов, введение санкций для пациентов может быть расценено только как попытка Минздрава снять с себя ответственность за сложившуюся ситуацию. В целом же медиа-дискуссию о внедрении регулирующих мер эксперт охарактеризовал как «информационный вброс», не имеющий под собой практических оснований.

Юридическую точку зрения по вопросу представил участникам круглого стола Иван Олегович Печерей, подчеркнув, что выступает на собрании как частное лицо. Начиная свое выступление, он отметил, что 41 статья Конституции РФ вовсе не предоставляет пациентам права на бесплатную медицинскую помощь: речь идет о медицинской помощи за счет государства, так как никакое лечение не может быть бесплатным по умолчанию. При этом статья 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» устанавливает лишь обязанность пациента заботиться о своем здоровье, об ответственности в любой форме речи не идет. Однако тем же законом прописан и ряд других обязанностей: к примеру, подписывать информированное добровольное согласие или отказ от лечения.

По словам эксперта, при сегодняшней системе правоотношений, даже когда неудовлетворительный результат лечения полностью спровоцирован пациентом, «виновата» зачастую остается медицинская организация, и она же несет материальный урон в виде штрафов и судебных издержек. Юрист не рассматривает в качестве меры регулирования отказ в оказании медицинской помощи, но говорит, что закрепление ответственности пациента с санкциями в виде вынесения предупреждений или отказа в определенных правах может принести свои плоды. Такие меры, по его словам, не могут расцениваться как нарушение прав человека. Определять же степень вины пациента в спорной ситуации может судебный орган. Со стороны медицинских организаций разбирательство логично доверить врачебным комиссиям. Кроме того, эксперт полагает, что работодатель должен поощрять своих сотрудников на регулярное прохождение медосмотров, к примеру, введением кратких оплаченных отпусков, предназначенных для этой цели. Что касается ответственности родителей за здоровье своих детей, спикер упомянул важную «развилку» в законодательстве: согласно действующим нормам, пациент вправе самостоятельно принимать решения о своем здоровье начиная с 15-летнего возраста. При этом родители продолжают нести ответственность за жизнь и благополучие детей до их 18 лет. Таким образом, на практике лечащий врач, к примеру, 16-летнего больного оказывается в затруднительной ситуации: следовать указаниям пациента или же его родителей.

По итогам круглого стола следует признать, что тема введения той или иной формы ответственности для пациентов в российском законодательстве остается дискуссионной. Большинство участников поддержали необходимость мягких регулирующих мер, способных стимулировать и мотивировать граждан к повышению внимания своему медицинскому благополучию, однако ряд острых проблем системы здравоохранения становится на пути внедрения каких-либо жестких санкций.

Материал подготовлен Ю. Г. Болдыревой , членом Ассоциации медицинских журналистов

Длительная работа с пациентами убеждает, что важной задачей стоматолога при лечении и профилактике стоматологических заболеваний является мотивация, обучение и инструктаж пациента. Самое главное найти в лице больного сознательного и активно помогающего союзника в борьбе против его заболевания. Бывает очень сложно подобрать нужные слова и аргументы. Наша речь - это универсальный код, которым мы пользуемся для обмена информацией с другими людьми. Мы можем легко сформировать ненужные нам восприятия реальности, при расшифровке придавая словам такой смысл, который совершенно отличается от первоначального. Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из полученного ранее опыта. Сколько бывает потеряно времени и усилий, когда больной не правильно понял слова врача.

В индивидуальной беседе с пациентом стоматологу необходимо обладать достаточным авторитетом. При равнодушном и негативном отношении к своей работе врач не в состоянии вдумчиво и внимательно выслушать жалобы больного, допускает врачебные ошибки и проявляет агрессивность и раздражительность, тем самым утрачивая доверие. Врачу следует проявлять здоровый оптимизм, честность и правдивость. Слова врача обладают огромным суггестивным (внушающим) влиянием на любого человека, тем более на пациента. Поэтому важно с достаточной ответственностью относиться к проводимой беседе. Не следует лишать возможности больного самому заботиться о себе и о своем здоровье, правильно корректируя поведение и создавая сознательные положительные цели. Всегда лучше помогать, чем спасать.

Мотивация -- это побуждения, вызывающие активность пациента и определяющие направленность его действий. Задача врача-стоматолога сводится к тому, чтобы у пациента возникла стойкая потребность во внимательном отношении к своему здоровью вообще и к здоровью стоматологическому, в частности. Необходимо убедить человека в том, что благодаря регулярной и качественной гигиене полости рта и профилактическим осмотрам у стоматолога можно избавиться от зубной боли и необходимости иметь съемные протезы в старости. Разговор должен быть построен таким образом, чтобы очень тактично подсказать пациенту ответ на вопрос «почему я должен это делать?, какой в этом смысл?».

Наблюдение за детьми показало, что насильственное насаждение и принуждение вызывает резкий отпор. Поэтому у маленьких пациентов действенными будут следующие приемы и виды мотивации. Зрительная мотивация, т.е. личный пример родителей дома, в условиях поликлиники - индикация зубных отложений с помощью красителей и показ красочных проспектов, а при проведении уроков гигиены - демонстрация видеофильмов. Слуховая мотивация предусматривает словесное рассуждение, дискуссию и убеждение в необходимости подержания качественного ухода за полостью рта. Тактильная мотивация - это чувство гладкости и комфорта, которое ребенок получает после проведения профессиональной гигиенической обработки зубов в условиях поликлиники и к чему он должен стремиться при уходе за полостью рта дома. Обонятельная мотивация включает ощущение свежести дыхания, как фактор здоровья, чистоты и красоты.