Фз о внешнеторговой деятельности. Основные правовые аспекты Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 164 фз о внешнеэкономической деятельности

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Елена Юрьевна Иванова
Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный)

Комментарий к Федеральному закону

«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


(в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)

Глава 1 Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон) определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности.

В части 1 комментируемой статьи определены основные цели принятия Закона:

обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности;

защита экономических и политических интересов Российской Федерации.

В Законе устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством методов таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом. При этом использование иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускается.

Круг отношений, к которым применяется Закон, определен в ч. 2 комментируемой статьи:

отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

К отношениям, непосредственно связанным с внешнеторговой деятельностью, относятся мероприятия, направленные на развитие внешнеторговой деятельности (кредитование участников, функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов, организация торговых выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов, конференций и участие в них, проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки), а также информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, ведение внешнеторговой статистики, обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах и др.

При этом в ч. 4 комментируемой статьи из-под действия норм Закона выведены следующие виды услуг:

оказываемые при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

оказываемые при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

оказываемые при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

В части 3 законодатель определил особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т. е. особые правила, которые не противоречат основам, закрепленным в Законе, но уточняют, дополняют и развивают их применительно к отдельным направлениям внешнеторговой деятельности. Такие особые правила могут быт установлены в отношении продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Специфика государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, разработки и производства продукции военного назначения определена в Законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (ред. от 7 мая 2009 г.). При этом к продукции военного назначения в упомянутом Федеральном законе № 114-ФЗ относятся вооружение, военная техника, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, взрывчатые вещества, инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники, системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, а также результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области.

Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, установлены в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (ред. от 7 мая 2009 г.), а также в соответствующих международных договорах Российской Федерации (например, Соглашение от 8 октября 1999 г. о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. о создании зоны свободной торговли, Соглашение от 23 декабря 1993 г. о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов, Соглашение от 26 мая 1995 г. о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения, Соглашение от 26 июня 1992 г. о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, Соглашение от 13 апреля 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о едином порядке экспортного контроля).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар – товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность – предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка – сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;

8) внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли – таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара – ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;

11) иностранное лицо – физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг – иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг – иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие – любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит – перемещение через таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

16) непосредственно конкурирующий товар – товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции – российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) паспорт внешнеторговой бартерной сделки – документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок;

20) предотгрузочная инспекция – проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг – российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг – российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

23) российское лицо – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

25) таможенный союз – единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

26) товар – являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

27) участники внешнеторговой деятельности – российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью;

28) экспорт товара – вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

В статье 2 Закона определены основные, наиболее важные понятия, используемые в Законе: внешнеторговая деятельность, внешнеторговая бартерная сделка, экспорт, импорт товаров и т. д.

В целях регулирования отношений, составляющих сферу применения Закона, должны применяться определения понятий, содержащиеся в комментируемой статье. В случае если отдельные понятия определяются также в иных законодательных актах (например, понятие «товар» наряду с комментируемой статьей определяется также в ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации; понятия «аналогичный товар» и «непосредственно конкурирующий товар» определяются также в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (ред. от 30 декабря 2006 г.), для государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяются определенные в ст. 2 Закона термины. Понятия, не определенные в комментируемой статье, но используемые в тексте Закона, приводятся в значениях, содержащихся в нормативных правовых актах таможенного, налогового, валютного, гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации.

Отдельные понятия, определяемые в ст. 2 Закона, содержат ссылки на иные статьи Закона и в связи с этим заслуживают особого внимания. В частности, термин «орган предотгрузочной инспекции» (п. 18 комментируемой статьи) представляет собой российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции, и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством Российской Федерации.

Внешняя торговля услугами (п. 8 комментируемой статьи) представляет собой оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое следующими способами:

с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что перечень способов осуществления внешней торговли услугами исчерпывающий, т. е. не содержащий упоминания об иных способах осуществления внешней торговли услугами, кроме тех, которые определены в ст. 33 Закона. При этом термин «внешняя торговля услугами» более емкий, включающий более разнообразные способы осуществления указанного вида торговли, чем термин «внешняя торговля товарами», который определяется лишь как импорт и (или) экспорт товаров.

Зона свободной торговли (п. 9 комментируемой статьи) представляет собой таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли происходящими с данных таможенных территорий товарами в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в следующих случаях:

1) установления Правительством Российской Федерации определенных количественных ограничений:

временных ограничений или запретов экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 877 «Об утверждении Перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта»;

ограничений импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения, а также товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара; снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения; ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным. Продовольственные и сельскохозяйственные товары для указанных целей определяются Правительством Российской Федерации;

2) введения мер, не носящих экономического характера и затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов, если эти меры:

необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; относятся к импорту или экспорту золота или серебра; применяются для защиты культурных ценностей; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) принятия Правительством Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации в случае, если необходимо:

остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации;

достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы);

ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования или валютного контроля.

Следует отметить, что те же меры ограничения внешней торговли товарами могут быть введены и на территории таможенного союза, который представляет единую таможенную территорию, которой на основе международного договора заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением мер, которые указаны выше в отношении внешней торговли товарами в зоне свободной торговли.

Елена Юрьевна Иванова

Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный)

Комментарий к Федеральному закону

«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


(в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон) определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности.

В части 1 комментируемой статьи определены основные цели принятия Закона:

обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности;

защита экономических и политических интересов Российской Федерации.

В Законе устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством методов таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом. При этом использование иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускается.

Круг отношений, к которым применяется Закон, определен в ч. 2 комментируемой статьи:

отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

К отношениям, непосредственно связанным с внешнеторговой деятельностью, относятся мероприятия, направленные на развитие внешнеторговой деятельности (кредитование участников, функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов, организация торговых выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов, конференций и участие в них, проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки), а также информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, ведение внешнеторговой статистики, обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах и др.

При этом в ч. 4 комментируемой статьи из-под действия норм Закона выведены следующие виды услуг:

оказываемые при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

оказываемые при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

оказываемые при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

В части 3 законодатель определил особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т. е. особые правила, которые не противоречат основам, закрепленным в Законе, но уточняют, дополняют и развивают их применительно к отдельным направлениям внешнеторговой деятельности. Такие особые правила могут быт установлены в отношении продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Специфика государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, разработки и производства продукции военного назначения определена в Законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (ред. от 7 мая 2009 г.). При этом к продукции военного назначения в упомянутом Федеральном законе № 114-ФЗ относятся вооружение, военная техника, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, взрывчатые вещества, инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники, системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, а также результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области.

Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, установлены в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (ред. от 7 мая 2009 г.), а также в соответствующих международных договорах Российской Федерации (например, Соглашение от 8 октября 1999 г. о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. о создании зоны свободной торговли, Соглашение от 23 декабря 1993 г. о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов, Соглашение от 26 мая 1995 г. о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения, Соглашение от 26 июня 1992 г. о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, Соглашение от 13 апреля 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о едином порядке экспортного контроля).

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности , предусмотренных в ст. 12 Федерального закона.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования – форма косвенного регулирования (средства, инструменты воздействующие через стоимостные показатели – таможенные пошлины, таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, тарифные льготы);

2) нетарифного регулирования – форма прямого регулирования (административные средства – запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью экономического характера: квотирование, лицензирование, экспортный контроль, эмбарго, международные санкции, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры; неэкономического характера: предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты, сертификация, требования к маркировке и упаковке).

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможен­ного дела.

2) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) осуществляет иные полномочия.

2. Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

2) применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

3) устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз);

4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

5) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

6) определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

7) - 8) утратили силу. - Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;

9) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

10) принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

11) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

12) устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

13) утратил силу. - Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;

14) осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

3. Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи, вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности.

5. Лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (за исключением лицензий на экспорт и (или) импорт газа природного в сжиженном состоянии, которые выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса), предусмотренные статьей 24 настоящего Федерального закона, выдает федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи.


Судебная практика по статье 13 ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ

    Определение от 24 мая 2019 г. по делу № А40-85960/2018

    В связи с чем требования истца об изъятии предмета лизинга являются обоснованными. Разрешая спор, суды руководствовались статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 12 статьи 13 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Оснований не согласиться с выводами судов не имеется. Возражения общества, изложенные в настоящей кассационной жалобе, ...

    Определение от 19 апреля 2019 г. по делу № А40-135833/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 329, 421, 431, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13 , 19 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в...

    Решение от 11 января 2019 г. по делу № А78-9819/2018

    Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)

    В арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кожевникову Сергею Викторовичу (далее - ответчик) о взыскании суммы встречных обязательств по договору лизинга №ОВ/Ф-11157- 13 - 01 от 23.05.2014 в размере 341 340 рублей 96 копеек Определением от 22.06.2018 исковое заявление принято судом к производству, назначено к рассмотрению в...

    Решение от 11 января 2019 г. по делу № А56-107350/2018

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А56-125118/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон) лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем...

    Постановление от 28 декабря 2018 г. по делу № А76-17602/2018

    Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС) - Гражданское

    Суть спора: О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам финансовой аренды (лизинга)

    Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. На основании п. 2 ст. 13 Закона № 164-ФЗ лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и...

В связи со стремительным социально-экономическим развитием РФ, предпринимательская деятельность в области импорта и экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуального труда требует постоянной реформации и контроля. С этой целью был создан действительный ФЗ о внешнеторговой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ (акт от 8 декабря 2003 г.) принят 21 ноября 2003 года, вступил в силу 26 ноября 2003 года . Положение действующего ФЗ употребляется в отношении официального упорядочивания внешнеторговых операций. Настоящий правовой акт регламентирует регулирование потоков импорта и экспорта и полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой активности. В ФЗ-164 предусмотрены способы юридической защиты интересов Российской федерации в сферах экономики и политики.

ФЗ «Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ не может применяться в отношении следующих видов деятельности:

  • Оказываемые представителями органов государственной власти некоммерческие и неконкурирующие услуги;
  • Услуги, предоставляемые Центральным Банком России (ЦБР) в соответствии с установленными Федеральными законами функциями;
  • Деятельность по оказанию услуг в рамках социального (в том числе и пенсионного) обеспечивания, при условии гарантии Правительства Российской Федерации, отсутствия конкуренции с другими органами соцобеспечения или при эксплуатации государственных финансовых ресурсов.

Основой для государственного упорядочивания внешнеторговой активности является Конституция Российской Федерации. Регулирование осуществляется посредством соответствия критериям, установленным действующим 164-ФЗ, общепринятыми нормативам международного права и принципам международной дипломатической договорённости.

В рамках осуществления внешнеторговых сделок субъекты Российской Федерации уполномочены переводить переговоры с субъектами иностранных государств. Переговоры с иностранным государственным правительством возможны только при согласии Правительства Российской Федерации (ст. 8, п. 1 ).

В ФЗ о внешнеторговой деятельности существуют понятия:

  • Аналогичный товар - соответствующий максимальному числу общих характеристик с другим объектом торговли, товар;
  • Взаимность - взаимная деятельность между субъектами РФ и иностранными субъектами по созданию взаимовыгодных условий и режимов внешнеторговой деятельности;
  • Бартерная сделка - соглашение об обмене товаров, услуг и плодов интеллектуального труда;
  • внешнеторговая деятельность - активность по осуществлению сделок в области внешней торговли;
  • Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - совокупность сделок между иностранными и российскими лицами по передаче прав на интеллектуальные активы;
  • Внешняя торговля информацией - осуществление информативных передач;
  • Внешняя торговля товарами - международный товарооборот между Российской Федерацией и иностранными государствами;
  • Зона свободной торговли - таможенные территории, на которых производится сбыт товара без таможенных пошлин.

Участниками внешнеторговой деятельности может стать любой гражданин РФ и иностранное лицо . Ограничения этого права предусмотрены рассматриваемым Федеральным законом и нормативами, установленными в международных договорах РФ.

Защита экономических интересов Российской Федерации осуществляется посредством наблюдения за внешнеторговой деятельностью с позиции компетентных органов государственной власти (ст. 52) . Контролируя процессы импорта и экспорта интеллектуальной, информационной и материальной продукции, данные органы обеспечивают соблюдение нормативов Федерального закона 164-ФЗ.

Согласно ст. 40 настоящего закона, при введении санкций со стороны иностранного государства, Российская Федерация уполномочена принимать меры. В случаях несоблюдения экономических интересов РФ, не предоставления юридической защиты торговых интересов, Правительством Российской Федерации принимается решение о режиме введения ответных мер.

Скачать ФЗ 164

В целях получения достоверной информации о международном товарообороте и внешнеторговой деятельности, необходимо ознакомиться с текстом «Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ». Актуальный текст с последними поправками скачать

Текст ФЗ о техническом регулировании с изменениями на 2018 год

Последние изменения, внесенные в закон о внешнеэкономической деятельности

Последняя поправка в действительный закон была внесена «Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (редактировался 3 июля 2016 года) . Изменения коснулись статьи 6 настоящего закона. В новой редакции с. 6 дополняется пунктом 6.1, определяющим последовательность передачи полномочий во внешнеэкономической области от органов государственной исполнительной власти органам местной исполнительной власти субъектов РФ. Соответственные полномочия во внешнеторговой деятельности передаются согласно букве Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого 6 октября 1999 года.

Ранее произошли не менее важные поправки в других статьях рассматриваемого закона. В ст. 4, вводящей в основные принципы федеральной стабилизации внешнеторговой деятельности, утратил силу пункт 3 (постановлением Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) .

Согласно поправкам 2015 года, цель экономической политики Российской Федерации - обеспечение оптимальных условий для российской торговли, экспортёров, производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 5 настоящего Федерального закона).

Обновлённый текст статьи 12 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности раскрывает методику стабилизации действий в рассматриваемой сфере. Организация сдельной деятельности осуществляется посредством упорядочивания:

  • Таможенно-тарифного типа;
  • Нетарифного типа;
  • Санкций в отношении экспорта информационных, интеллектуальных и материальных услуг и товаров;
  • Административных и экономических мер, влияющих на развитие торговых отношений и предусмотренных Федеральным законодательством.

Иные методы федерального упорядочивания внешнеторговой деятельности недопустимы .