Где малая азия. Азия карта на русском языке

малая азия, малая азия на карте

Ма́лая А́зия (греч. Μικρά Ασία), Анатóлия (греч. ἀνατολή; тур. Anadolu) - полуостров на западе Азии, срединная часть территории современной Турции. Длина с запада на восток более 1000 км, ширина от 400 км до 600 км. Территория - приблизительно 506 тыс. км².

Название «Анатолия» по гречески значит восход (солнца), восток. Анатолией часто называют азиатские владения Турции (в отличие от Румелии, европейской части Турции).

  • 1 Географическая характеристика
  • 2 Климат и реки
    • 2.1 Климат
  • 3 История
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания

Географическая характеристика

Омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями и проливами Босфор и Дарданеллы, отделяющими Азию от Европы. Полуостров далеко по сравнению со всеми остальными частями Азии выдвинут на запад. Восточной границей Малой Азии как физико-географической зоны обычно считают линию от побережья Средиземного моря южнее залива Искендерун, далее между 40-м меридианом и озером Ван, а на севере граница примерно совпадает с нижним течением реки Чороха. У берегов Малой Азии расположены острова (Кипр, Родос и др.).

На полуострове преобладает горный рельеф. Большую часть занимает полупустынное Малоазиатское нагорье, на востоке - Армянское нагорье. Внутренняя часть Малоазиатского нагорья занята Анатолийским плоскогорьем, которое окаймляют окраинные Понтийские горы (на севере) и Тавр (на юге). Вдоль берегов - узкие низменности со средиземноморской растительностью.

Кайнозойские складчатые сооружения области продолжают собой сооружения Балканского полуострова. Формирование современного рельефа происходило в неогене и первой половине третичного периода, когда область вместе с соседними территориями Европы и прилегающими частями современного Средиземноморья подверглась поднятиям, опусканием и раздроблению. это время Малая Азия отделилась от Балканского полуострова, образовались Мраморное и Эгейское моря, Дарданеллы и Босфор и расчленилась береговая полоса. С линиями разломов связано проявление процессов вулканизма (особенно на востоке Малоазиатского нагорья). западной части области наблюдается сильная сейсмичность.

Регионы Турции

Понтийские горы почти везде круто обрываются к побережью Чёрного моря, оставляя лишь в некоторых местах небольшие участки прибрежных низменностей. Имеющиеся там немногочисленные заливы неглубоко врезаются в сушу и окаймляются крутыми склонами продольных горных хребтов. Наиболее крупные заливы северного побережья - Синопский и Самсунский.

Хребет Тавр также образует малорасчленённый берег, но в нескольких местах отступает от побережья, оставляя место для обширных низменностей, окаймляющих широкие заливы Мерсинский и Искендерон, которые обособляют на южном побережье Ликийский и Киликийский полуострова.

Климат и реки

Климатические условия не благоприятствуют развитию густой речной сети. Немногочисленные реки маловодны и имеют неравномерный режим. Многие реки пересыхают, в связи с установлением летом прочного антициклона. Самые крупные реки, направляющиеся в Чёрное и Средиземное моря, а также реки бассейна Тигра и Евфрата стекают с восточных хребтов области. Самая длинная река - Кызыл-Ирмак - достигает 950 км и впадает в Чёрное море, образуя заболоченную дельту. Не имея судоходного значения, реки играют большую роль как источники орошения и водоснабжения. На некоторых устроены плотины и водохранилища.

Озёрные котловины имеют тектоническое и карстовое происхождение. Почти все они лишены стока и сильно засолены. Самое крупное озеро Туз расположено в средней части Анатолийского плоскогорья и окружено полосой заболоченной низменности.

Во многих районах, сложенных с поверхности известняками, практически отсутствуют поверхностные воды, и население страдает от недостатка воды. Почти совершенно безводны южные полуострова и некоторые районы Анатолийского плоскогорья.

Леса занимают небольшие площади. Это, с одной стороны, следствие природных условий, а с другой - результат длительного истребления лесов.

На востоке Малоазиатское нагорье без резких границ переходит в Армянское нагорье, на западе - в горные хребты западной части полуострова Малая Азия, ведущие к Эгейскому морю. Хребты подходят к побережью перпендикулярно, вследствие чего береговая линия сильно расчленена. Здесь имеются удобные и глубокие бухты. Здесь расположен важный порт азиатской Турции - Измир.

Климат

Турция - страна преимущественно горная. связи с этим климат страны носит в среднем горный характер и черты континентального климата. Лето во внутренних континентальных районах Турции повсеместно жаркое и засушливое, зимы снежные и холодные. На Эгейском и Средиземном море климат средиземноморский, с более мягкой зимой, устойчивый снежный покров не образуется. На Чёрном море климат умеренно-морской с характерными для него тёплым летом и прохладной зимой. Средняя температура зимой (в январе) составляет примерно +5 °C, летом (в июле) - около +23 °C. Осадков выпадает до 1000-2500 мм в год. Летом среднесуточная температура может превысить 30 и (изредка) 35 °C, а жара может превысить +40 °C, но это бывает сравнительно редко на южном побережье Турции. На юго-востоке Турции климат имеет черты тропического пустынного, и влажность низкая, в отличие от высокой влажности на берегу Чёрного моря.

История

Исторические области Малой Азии во времена классической античности. Малая Азия к 550 году до н. э., перед персидским вторжением Основная статья: История Анатолии

С древности (примерно с V-IV вв. до н. э.) Малая Азия носила ещё и другое название - Анатолия (тур. Anadolu, от греч. Anatolē, буквально - восток).

Территория Малой Азии в разные исторические периоды входила (полностью или частично) в состав различных государственных образований древности и раннего Средневековья (Хеттское царство, Лидийское царство, Мидия, государство Ахеменидов, Великая Армения, Малая Армения, Киликия, Западная Армения, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Древний Рим, Византия, Конийский султанат и др.).

С середины XVII до начала XIII вв. до н.э. гегемонию в Малой Азии установили хетты. На востоке полуострова и в Армении возник ряд союзов племён, позднее объединившихся в государство Урарту. На юго-востоке в это время существовали государственные образования хеттов - сначала Древнее Хеттское, потом Новое Хеттское царства.

Восточные, центральные, северные и южные области Малой Азии были населены армянами вплоть до геноцида армян в 1915 году. этот период здесь существовали ряд армянских государств и этно-территориальных образований, таких как Хайаса (1500-1290 гг. до н. э.), Малая Армения (600 г. до н. э. - 428 г. н. э.), Ервандидская Армения (570-200 гг. до н. э.), Западная Армения (387-1921 гг.), Киликия (1080-1375), Царство Филарета Варажнуни (1071-1086), Армянская империя (95-55 гг. до н. э.), Коммагена (163 г. до н. э.-72 г. н. э.), Васпураканская республика (1915-1918), и другие.

Позднее центральная Анатолия была занята фригийцами, а на юго-западе возникло Лидийское царство. 546 до н. э. правитель Лидийского царства Крёз потерпел поражение от персидского царя Кира II. С этого времени Малая Азия попадает под влияние сначала персидской, а затем, в IV веке до н. э., с созданием империи Александра Македонского, - эллинской культуры.

Во II веке до н. э. Малой Азии достигли римляне, постепенно подчинившие её себе и разделившие её на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи (Византии).

В XI веке бо́льшая часть Византии была захвачена турками-сельджуками, создавшими на западе Малой Азии своё государство - Конийский султанат.

В течение XIV-XV веков турки-османы уничтожили Византию, создав на её обломках Османскую империю (после Первой мировой войны - Турция).

Ссылки

  • Малая Азия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Анатолия или Натолия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Примечания

  1. Малая Азия // Большая советская энциклопедия.
  2. Анатолия // Большая советская энциклопедия.

где находится малая азия, малая азия, малая азия в древности, малая азия на карте, малая азия полуостров, полуостров малая азия

Малая Азия Информацию О

»: оба термина обозначают азиатскую часть современной Турецкой Республики. Такого толкования придерживается в последнее время большинство географов в СССР и за рубежом (в том числе и в Турции) .

Анатолия охватывает 97% территории современного турецкого государства. Лишь около 3% площади страны находится в Европе, занимая небольшой район окраины Балканского полуострова. Это - , иначе Восточная Фракия или Восточная Румелия. В XV - начале XX в. турецкое государство - Османская империя - занимало гораздо большую площадь в Азии и Европе, имело владения и в Африке. Однако образование ядра турецкой народности, а в дальнейшем и формирование турецкой нации происходило в Анатолии. Поэтому для исследования этнической истории турок важно прежде всего рассмотреть, хотя бы кратко, географические особенности именно этого ареала.

Расположена на стыке Европы и Азии. Это как бы естественный мост, соединяющий Балканы со странами Ближнего и Среднего Востока. Такое положение всегда благоприятствовало экономическому развитию Анатолии - через нее шло большинство путей сообщения между Востоком и Западом, что способствовало, в числе прочих причин, расцвету таких держав средневековья, как Византия, государство Сельджукидов Малой Азии, Османская империя (на ранних этапах ее истории).

И только с середины XVI в., когда после известных географических открытий произошло перемещение великих торговых путей, Анатолия стала терять свое былое значение для мировой торговли. Последнее явилось одной из важных причин постепенного отставания Турции в социально-экономическом развитии от многих стран Европы, а впоследствии и Америки.

Анатолия - область древнейшей цивилизации. По развитости культуры и древности населения Малая Азия соперничала с другими областями Ближнего Востока. Археологические раскопки в Чатал-Хёюке и Хад-жиларе (Южная Анатолия) показали, что уже в VII- VI тысячелетиях до н. э. здесь существовали постоянные поселения, где жили люди с довольно высокой культурой. Они знали оседлое земледелие (сеяли ячмень, пшеницу, горох, чечевицу) и скотоводство (разводили овец, коз, коров, свиней). Высокого уровня достигло у них искусство -скульптура и живопись. В Центральной Анатолии в XIX-VIII вв. до н. э. существовало хеттское, рабовладельческое государство, не уступавшее по уровню своего развития Египту и Междуречью. Хетты оставили после себя самые древние тексты, зафиксировавшие индоевропейскую речь. Им была знакома культура не только злаковых, но и виноградной лозы. Они создали довольно развитую систему ирригации, остатки которой сохранились до наших дней. П. М. Жуковский считал Малую Азию прародиной многих культурных растений.

В Западной Анатолии, как и в Восточной Фракии, в I тысячелетии до н. э. сложились рабовладельческие общества - Фракия, Фригия, Вифиния, Мизия, Лидия, Кария, Ионийский союз городов-республик и др. Население их принадлежало отчасти к аборигенам, отчасти к грекам, колонизовавшим страну с IX в. до н. э. и в дальнейшем ассимилировавшим коренных жителей. Все эти государства были тесно связаны с античной Грецией.

В VI-IV вв. до н. э. Анатолия входила в состав Персидской державы Ахеменидов, потом была завоевана Александром Македонским и впоследствии стала частью эллинистических государств - преемников империи Македонского. К этому времени почти все население Анатолии (за исключением восточных и некоторых центральных районов) было греческим по языку и культуре: его составляли ассимилировавшиеся друг с другом переселенцы-греки и эллинизированные аборигены. Затем, на рубеже старой и новой эры, Западная и Центральная Анатолия была поглощена Римской империей, а после ее распада вошла в состав Византии. Римское господство почти не наложило отпечатка на этнический состав населения, которое по языку и культуре осталось греческим. В византийское время оно было почти полностью христианизировано, причем господствующей формой христианства стало православие. Византийская была богатейшей сельскохозяйственной областью с цветущими городами - центрами ремесла и торговли.

Более сложной, особенно с этнической точки зрения, была история Восточной Анатолии. Северо-восток Анатолии с древнейших времен был заселен дчанами или лазами - племенами картвельской языковой группы (лазский язык, как и грузинский, входит в картвельскую группу кавказской языковой семьи, он особенно,. близок мегрельскому диалекту). Этноним «дчан» сохранился в Турции до наших дней в названии хребта Джаник в Понтийских горах. Этноним «лаз» дал в древности название стране этого народа - Лазика, которое турками было переделано в Лазистан. Раннее расселение дчанских и лазских племен, как считает Н. Я- Марр, занимало обширную площадь не только в глубь страны, но и на запад вплоть до р. Кызыл-Ирмак, первоначальное название которой - Галис объясняется по-дчански как нарицательное имя - «река». По-мегрельски слово «гали» также значит «река».

В IX-VIII вв. до н. э. в Джанике и Лазике, в их приморской части, появились отдельные греческие колонии: Гераклей, Синопа, Трапезус и др. Господство персов, затем македонян мало коснулось этого края, обособленного от остальной части Малой Азии Понтий-скими горами. После распада Македонской империи здесь образовались независимые рабовладельческие государства - на западе Пафлагония, на востоке - греко-лазское Понтийское царство. С IV в. до н. э. греческая колонизация усилилась, что привело, особенно в западных районах, к распространению эллинистической культуры. Но в Лазике лазы преобладали в численном отношении над греческими колонистами. В III -VI вв. н. э. лазы, сбросив римское господство, образовали царство Эгриси, которое простиралось от р. Ешиль-Ирмак до Рионской низменности. В VI в. оно было завоевано византийцами. В X в. Лазика воссоединилась с грузинским царством, западная же часть-Пафлагония- осталась в пределах Византии. В начале XIII в. в Лазике при поддержке Грузии образовалось греко-лазское государство - Трапезундская империя под властью племянников грузинской царицы Тамары Алексея и Давида Комнинов. Это государство существовало до 1461 г.

Восточая Анатолия, большую часть которой составляет Армяно-Курдокое нагорье, принадлежит к числу древнейших очагов человеческой культуры в Западной Азии. В ее северной части было расположено государство Урарту (XI-VII вв. до н. э.), чья высокая самобытная культура была впоследствии унаследована и развита армянским и грузинским народами. В конце VII - начале VI в. до н. э. в восточной части Малой Азии появились племена арменов, которые заняли постепенно все нагорье. Пережив господство Ахеменидов и Селев-кидов, Армения приобрела независимость. При царе Тигране II (95-55 гг. до н. э.) Армения стала огромным и могучим государством, по уровню развития сельского хояйства она представляла собой передовую страну того времени. Армяне возделывали культуру не только многих злаковых и плодовых растений, но и знали даже кормовые (клевер, люцерна, вика). В 387 г. Армения была разделена между Византией и Парфией. В конце VII в. ее завоевали арабы. Господство халифата над Арменией продолжалось до 885 г. При Багратидах (885-1045) Армения переживала хозяйственный и культурный подъем. Изделия ремесла и произведения искусства, найденные при раскопках, показали, что. культурная жизнь городов Армении была на более высоком уровне развития, чем в средневековых городах Западной Европы. В южной части Армяно-Курд-ского нагорья и Верхней Месопотамии еще в III тысячелетии до н. э. существовало рабовладельческое государство Субарту. В XVIII в. до н. э. на его территории возникло другое государство - Митанни, завоеванное в XV в. до н. э. Ассирией. Затем здесь господствовали Ахемениды, Селевкиды, древний Рим, Парфия, Византия, сасанидский Иран. После завоевания края арабами, особенно в X в. н. э., в южной части Армяно-Курдского нагорья стали расселяться курдские племена. Еще ранее, в VII-VIII вв., арабы застали курдские племена горных районов Верхней Месопотамии как определенную этническую общность, несмотря на ее сильную племенную раздробленность, а курдский язык выделился из круга других иранских языков в самостоятельный уже в VI-VII вв.

Особо нужно упомянуть о существовании в Юго-Восточной Анатолии, в Киликии, еще одного армянского государства. В начале XI в. в Киликию переселились армяне-колонисты, основавшие в 1080 г. в горной части края свое государство, просуществовавшее до 1375 г., когда оно было завоевано Египтом. Под властью Египта Киликия оставалась до 1516 г. Население Киликий-ского армянского государства состояло из армян, ассирийцев (айсоров), греков, в меньшей степени - евреев и арабов.

Такова вкратце история Анатолии до массового переселения на ее территорию тюркских племен, которые, начав заселять Анатолию с XI в., встретили там древнее население с высокоразвитой культурой. На западе Анатолии и в приморских районах это были в основном греки. А на востоке этнический состав населения был гораздо сложнее: там помимо греков обитали лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы. Языковая пестрота - тут были и индоевропейские языки (греческий, армянский, курдский), и семитские (арабский, ассирийский), и кавказские (лазский, грузинский) -сопровождалась разнообразием хозяйственно-культурных типов. Здесь жили оседлые земледельцы и скотоводы, горожане с древними традициями городской жизни (армяне, греки, грузины, ассирийцы), кочевники-скотоводы (курды, часть арабов), рыбаки -и мореплаватели (часть греков и лазов, живущих в приморских районах). Религиозный состав также был сложным - христиане и мусульмане были представлены разными толками и сектами. Христиане делились на православных (греки), армян-григориан, несторианияковитов (ассирийцы), другие более мелкие группы. Среди мусульман преобладали сунниты (основная часть курдов и арабов), но были и шииты.

На этот разноязыкий и разнообразный по типу хозяйства и культуре субстрат должен был, по воле истории, наслоиться тюркский пласт, что в итоге и породилосложный этнический сплав - турецкий народ.

География и природные условия Малой Азии

Малая Азия (Анатолия) – крупный полуостров, который омывается Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным морями. ОТ Европы его отделяют два пролива – Босфором и Дарданеллы. Восток полуострова занимает степное плоскогорье, замыкаемое Северо-Понтийскими горами, Тавром и Антитавром. На западной части полуострова удобные морские бухты, здесь же, в отличие от востока, более крупные реки – Герм, Пактол, Меандр.

Рисунок 1. Анатолия и Закавказье в древности

Малая Азия изобиловала лесами, особо ценными считались киликийская сосна и ливанский кедр. В горах добывали полезные ископаемые и ценные металлы: свинец, цинк, железную руду, медь, золото и серебро. Также горы давали обилие строительного камня – жители Малой Азии добывали обсидиан (вулканическое стекло), мрамор, слюду, горный хрусталь, оникс. Расположение полуострова между Европой и Азией обусловило важную его роль в торговле, культурных связях и в этнических перемещениях.

К древним обитателям Малой Азии относят живших на востоке полуострова племена хаттов (протохеттов), кашков (касков) на северо-востоке и хурритов на юго-востоке.

Хетты появились в Малой Азии с начала $II$ тысячелетия до н. э., исследователи относят их к хетто-лувийской (анатолийской) ветви индоевропейских языков. Происхождение хеттов остается предметом дискуссий: их родину ищут на Кавказе, Балканах, существует также версия автохтонная версия. В связи с особенностями географического положения Малой Азии она исполняла роль перевалочного пункта для многих древних народов: здесь побывали греки, фригийцы киммерийцы и др.

История Малой Азии

Первые поселения первобытных охотников и земледельцев в Малой Азии датируются $VIII - VII$ тысячелетиями до н. э. Одна из первых культур, представляющая оседлое земледельческое и скотоводческое население – Чатал-Хюкжа, датируемая второй половиной $VII$-первой половиной $VI$ тысячелетия до н. э. Эта культура считается одной из наиболее развитых на Древнем Востоке для этого времени.

К середине $III$ тысячелетия до н. э. в разных регионах Анатолии уже существовали местные культурные центры: Троя и Полиохни на северо-западе, Бейджесултан на юго-западе, Тарсус на Киликийской равнине на юго-востоке. В Центральной Анатолии было обнаружено несколько процветавших поселений - от южной излучины Кызыл Ирмака (антич. Галис) на север к южному побережью Черного моря. Наиболее выдающееся из них - Аладжа Гююк (находящееся в $180$ км к северо-востоку от Анкары, где обнаружено $13$ царских гробниц, датируемых $2300-2100$ гг. по н. э.), приблизительно отождествляется с Аринной - хеттским городом богини Солнца. Этот город, достигший особенного расцвета в период ранней бронзы, просуществовал до конца эры поздней бронзы. Остальные важные поселения этого времени: Хаттус (позднее - Хаттуса, столица Хеттской державы), Анкува (современный. Алишар, в 80 км к юго-востоку от Хаттусы), Цальпа в Понтийской области и Канеш в равнине Кайсери.

Со времени аккадской империи Саргона в Междуречье область центрально-аноанатолийских городов была известна как государство Хатти. Её обитатели – хатты (языком схожие с северо- и западнокавказскими народами) - населяли Центральную часть Малой Азии уже в раннебронзовый период. От них сохранились тексты на языке hattili («по-хаттски») из богазкейского архива, главном образом это таблички культового содержания, исследование и интерпретация которых длятся и в настоящее время.

Что относительно хеттов - народа, разговаривавшего на одном из самых древних индоевропейских языков, то их расселение совместно с иными близко-родственными группами (лувийцами, палайцами) в Анатолии происходило на протяжении последних веков $III$ тысячелетия до н. э., и принимало вид последовательных миграций. Оседая на территориях, занятых племенами хаттов, хетты заимствовали у них часть пантеона, ряд традиций и лексики, и начинали называть себя «людьми страны Хатти».

Замечание 1

История Древней Анатолии действительно начинается в $1$-ые века $II$ тысячелетия до н. э. (в археологической периодизации - во время средней бронзы), когда в Малой Азии распространяется письмо.

В начале $II$ тысячелетия до н. э. ассирийцы, налаживая торговые отношения с Центральной Анатолией, формируют здесь сеть поселений(kämm), административным центром которых был карум Канеш. На этом месте обнаружено более $20$ тыс. клинописных ассирийских табличек, описывающих общепринятые механизмы торговли и образ жизни торговцев, но и, судя в соответствии ряду имен, свидетельствуют о раннем пребывании индоевропейского народонаселения посреди этнических групп этого региона. В связи с этим стоит сказать, что сам Канеш состоял из $2$-ух частей. Первая принадлежала местному анатолийскому населению, и представляла собой дворец царя, расположенный на $20$-метровом холме с диаметром в $500$ м, в долине реки Кайсери. Ассирийскую колонию представляло смешанное население, состоявшее из ассирийцев, хурритов и хетто-лувийцев, их поселение располагалось у подножья холма. Прекращение деятельности ассирийских торговых колоний в Анатолии относится к концу $XVIII$ в. до н. э. и связано со всеобщим политическим и военным упадком Ассирии.

К началу $II$ тысячелетия до н.э. в Анатолии существовал ряд независимых городов-государств, наиболее значимые из которых(в частности Цальпа на севере и Хаттуса в центре полуострова) в ассирийских текстах обозначались понятием mâtum («страна» на шумерском).

События, произошедшие в середине $XVIII$ в. до н. э. описаны в самом раннем известном тексте, написанном на хеттском языке. Возможно, он был составлен спустя некоторое количество столетий, однако он содержит древнехеттские языковые формы. Текст - «Надписи Анитты» - повествует о победе царя Анниты, правителя Куссара, над своими противниками – царями Хатти и Цальпы. После победы он установил контроль над большей территорией Северной Анатолии. Во время его покорения страны Хатти город Хаттуса был до основания разрушен и проклят Аниттой, который запретил его реконструкцию. Благодаря завоевательной и объединительной политике Анитта может рассматриваться как предшественник государственности у древних хеттов.

Древнее Закавказье

Закавказье граничит на юго-западе с Анатолией, на юго-востоке – с Северным Междуречьем. Первое известное государственное образование здесь – Урарту ($XIII (VIII) - VI$ вв. до н.э.), позже тут же сформировались типичные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.

Истоки развития закавказских культур восходят к $VI-V$ тыс. до н. э., когда в равнинах рек Куры и Аракса существовали малые поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их жители жили в круглых глинобитных домах, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позже появляются изделия из меди. Культурно-хозяйственный прогресс отмечается в $III$ тыс. до н. э.: на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется археологическая культура раннебронзового века, названная куро-аракской.

Замечание 2

Процесс разложения первобытного строя интенсивно развивался у племен, обитавших в районе озера Ван и носивших название урартов. 8 образований под всеобщим названием Уруатри упоминаются в этом районе ассирийскими источниками уже в $XIII$ в. до н. э. В документах Ашшурнасирпала $II$ упоминается не разрозненные мелкие владения, а уже государство Урарту. Иное государственное соединение урартских племен сформировалось к юго-западу от озера Урмия и носило название Муцацир. Тут размещался общеурартский религиозный центр.

Малая Азия представляет собой территорию площадью 506 тысяч квадратных километров, связывающую две части света в единый континент под названием Евразия. Омывается этот полуостров четырьмя морями: Эгейским, Черным, Мраморным и Средиземным. Второе название Малой Азии - Анатолия - берет свои корни от провинции Османской империи, относящейся к азиатским владениям полуострова. Европейская часть империи на тот момент была сосредоточена в провинции Румелия. Сегодня полуостров Малая Азия представлен частью Турции с запада на восток от пролива Босфор и Дарданелл до границ Сирии, Ирака, Ирана, Грузии, Армении.

История народов

Первыми поселенцами на территории современной Турции были народы хатов, заселившиеся на полуостров в 15-м веке до н. э. Язык их был похож на абхазо-адыгейский. Северо-восток мыса с 15-го по 8-й века до н. э. заселяли племена касков. На юго-востоке обитали хурриты. С 1650 года до нашей эры стали занимать территорию хетты - народы Малой Азии, относящиеся к индоевропейской языковой группе. С середины этого же века продолжалось продвижение народов, общавшихся на индоевропейском языке: на западе полуострова появляются фригийцы и греки-ахейцы.

Хетты стали первой исторической общностью людей, создавших государство. Столицей хеттского царства был город Хаттуса. Затем появились Лидийское, Троянское и Фригийское царства.

Властвовали персидские цари, А. Македонский. Был полуостров провинцией Римской империи, после раскола которой образовалась Византия. В XIII веке полуостров оказался центром Османской империи.

Русско-турецкими войнами ознаменовались XVI и XVII века в истории Анатолии. В 1914 году младотурецкие правители вовлекли государство в Первую мировую войну на стороне Германии. Через десять лет была провозглашена Турецкая Республика, столицей которой стала Анкара. Современная Малая Азия на карте представлена большей частью Турции.

В античных источниках упоминания о существовании державы хеттов отсутствуют. В Библии существуют сведения о хеттах якобы из Восточного Средиземноморья. Иероглифические надписи, найденные на территории Северной Сирии и Малой Азии, до определенного момента никак не могли быть идентифицированы и связаны с известными культурами. Но в 1887 году исследования продвинулись с нахождением Телль-Амарнского архива. Согласно открытию, хеттский царь в переписках с египетским фараоном имеет равный с ним статус и приставку к своему имени «брат». Это стало прорывом и обусловило присвоение Хеттскому царству положения великой державы древности.

История Малой Азии нашла свое отражение в работах современных исследователей Б. Грозного и А. Гетце. Открытие Б. Грозным того, что хеттский язык принадлежал индоевропейской группе, было очень важным. До этого известные древнейшие индоевропейские культурные ценности - Веды, поэмы Гомера - датировались несколькими веками позже, чем хеттские тексты второго века до н. э.

Государства Малой Азии: Фригийское царство

Следующими историческими областями полуострова Анатолии после падения страны хеттов были Фригийское и Лидийское царства. Существование их подтверждается раскопками столицы Гордиона, Сарда и обнаружением на их месте храмов, дворцов, некрополей, крепостных сооружений.

Юго-Западная Азия во 2-м веке до н. э. была заселена фригийцами. Древний народ занимался земледелием, скотоводством, выращиванием винограда, обработкой камня и дерева, производством ковров. Древний фригийский закон налагал высшую меру наказания - смерть - за порчу земледельческого орудия и убиение вола.

Фригия, будучи под воздействием персидской, эллинской, македонской и римской культур, сохранила свой язык и денежные знаки до VI века. Города Малой Азии во Фригийском царстве: Келен, Пераполь, Колоссы, Дорилей, Лаодокия, Синнада.

Лидия

До начала I века до н. э. государство с женским именем входило в состав Фригийского царства, после распада которого Лидия выделилась в самостоятельную страну. Юго-Западная Азия стала плацдармом для расположения древней феодальной державы с выходом к Эгейскому морю. Таким выгодным положением, соединявшему греческий и древневосточный миры, лидийцы обязаны царю Гигесу из династии Мермнадов. Благодаря ему к Лидии отошли частично Фригия, Троада, Кария и Мисия.

Активная торговля тканями, керамикой, красками (сардская охра), кирпичом была толчком для введения монет как средства обращения и платежа за товар. В VII веке до н. э. сплав золота и серебра стал материалом для изготовления первых денежных знаков. Вторжение персов в 547 году до н. э. разгромило лидийское войско и положило конец существованию древнего государства.

Малоазийское царство: Карий

Во втором веке до н. э. территорию Кария заселяли хетты, которые образовывали к тому времени родственные связи с карийцами. Греческая колонизация, Персидская империя содействовали распространению в исторической области греческой культуры, городов и языка. Походы А. Македонского окончательно развалили Карийское государство.

Средиземноморское побережье от устья реки Маендр до Инда с городами Милет, Книд, Кавн и Галикарнасс было территорией такой страны Малой Азии, как Кария. Граничила она с Фригией, Лидией и Ликией. С IV по XI в. государство входило в состав Византии, с 14-го века это уже часть Османской империи. Древнее государство в современной Турции сосредоточено в административном округе Мугла. Известно оно своим городом Галикарнассом, ставшим хранителем одного из семи чудес света.

Процветали в античном царстве овцеводство и виноделие. О распространении последней отрасли свидетельствуют раскопанные монеты с изображением грозди винограда.

Малоазийское царство: Ликия

Малая Азия на юге в древности служила плацдармом для развития Ликии. На современной карте мира упомянутая держава находится в провинциях Анталья и Мугла. Западным соседом Ликии был Карий, восточным - Памфилия, а северо-восточным - Писидия. Культурным наследием античной державы стали город Ксанф (столица) и святилище богини Лето. Указанные исторические объекты сегодня входят в список ЮНЕСКО.

Как и все наиболее крупные государства на полуострове Малая Азия, Ликия в разные периоды своего существования была под гегемонией персов, греков, римлян, турков. Однако сохранилась первобытная этнография народа: письменность, язык, архитектура. Упоминания о народе есть в «Илиаде» Гомера.

  • Стамбул, бывший Константинополь, расположен одновременно на двух континентах.
  • Первая церковь, возведенная человеком, находится в Антиохии, современное название - Антакья.
  • Письменность появилась в Анатолии.
  • Реки Евфрат и Тигр, протекавшие по райским садам, упомянутым в Библии, берут свои истоки в Турции.
  • Храм Артемиды и дом Девы Марии расположены в Эфесе.
  • Гора Арарат, известная по библейскому преданию как место остановки Ноева ковчега, расположена на востоке Анатолии.
  • Вокзал Сиркеджи в Стамбуле - гавань для поездов, соединяющих Европу с Азией, и историческая станция поезда «Восточный экспресс».
  • Самый крупный алмаз в мире хранится во дворце Топкапы, известном месте проживания султанов Османской империи.
  • В юго-восточной части Малой Азии, в городе Харране, находится первый в мире духовный университет.
  • Аполлон и Артемида имеют малоазийские корни.

Полуостров Малая Азия и чудеса света

В мировой культуре, предположительно древнегреческим инженером Филоном Византийским, были выделены 7 творений человечества, названными чудесами света:

  • Египетские пирамиды.
  • Висячие сады Вавилона.
  • Александрийский Маяк.
  • Статуя Зевса.
  • Галикарнасский мавзолей.
  • Колосс Родосский.
  • Храм Артемиды.

Древняя Анатолия имела на своей территории два чуда света: Храм Артемиды и Галикарнасский мавзолей. Остров Родос, славившийся гигантской статуей бога солнца и одним из семи чудес света - Колоссом Родосским, также находится у берегов Малой Азии.

Храм Артемиды

Западная Малая Азия на карте известна своим древним городом Эфесом. Прославление он получил благодаря существовавшему культу богини плодородия и охоты Артемиды. В IV веке до н. э. жители города возвели в ее честь храм. Архитектурное строение поражает своим сложным исполнением и включает 127 мраморных колонн. Возводился храм площадью 6 тыс. квадратных метров 120 лет.

На храм порядка семи раз осуществлялись нападения, которые приводили к разрушениям уникальной конструкции. В 356 году до н. э. сооружение поджог Герострат, обычный житель Эфеса, решивший таким кощунским способом увековечить свое имя. Храм впоследствии был восстановлен эфесцами. Во II веке н. э. античное строение разграбили готы, которые захватили город. В период Византийской империи мраморная облицовка храма была разобрана. Спустя десятки тысячелетий, в XIX веке, перед английскими археологами предстали руины великого сооружения.

Легенда о строительстве храма

Существует поверье о нахождении в Эфесе облицовочного материала - мрамора, который в дальнейшем использовался при строительстве святыни. Пастух Пиксодор во время выгула баранов стал свидетелем упрямой стычки двух животных, которые не могли разойтись на одной тропинке. В результате один из баранов, решив показать свое преимущество над оппонентом, разбежался и вместо намеченной жертвы врезался в скалу. Отколовшийся кусок утеса был мрамором. Эта находка и стала толчком к строительству одного из чудес света. А пастуха в Евангелие прославили человеком, принесшим благую весть.

Еще одна легенда связана с инженерным решением транспортировки колонн. Работы по подготовке конструктивных элементов храма проводились на расстоянии 12 км от основной площадки. Поэтому огромные колонны имели проблему с доставкой. Архитектором Харсефроном было принято мудрое решение: требовалось сделать отверстия в колоннах, вставить в них арматуру с колесами и перевозить без проблем столбовидные элементы будущего храма.

Галикарнасский мавзолей

В IV веке до н. э. Малая Азия славилась Галикарнассом - городом в государстве Карий, а нынешняя Турция привлекает туристов Бодрумом - современным курортом, известным в прошлом как хранитель мавзолея, возведенного царем Мавсолом.

Жесткий правитель Мавсол, который наживался на обычных людях посредством налогов, решил построить в честь себя храм, где ему отдавались бы почести. Завершенный объект ему увидеть не удалось из-за своей смерти, поэтому достраивался мавзолей его женой - Артемисией.

В архитектурном исполнении мавзолей соединил три стиля: ионический, карийский и дорический. Площадь строения получилась более 5000 м 2 . На пьедестале возвышалась гробница, окруженная 36 колоннами, которые служили опорой крыше в виде 24-ступенчатой пирамиды. Простояло творение 1800 лет. В XV веке разрушили античный мавзолей крестоносцы.

Колосс Родосский

Известная бронзовая статуя сооружалась родосцами в честь покровителя Гелиоса - бога солнца, который по легенде был создателем острова, расположенного возле юго-западных берегов Малой Азии.

Металл для скульптуры был добыт благодаря переплавке снарядов и осадных машин, оставленных после неудачного завоевания острова полководцем Деметрием. Работы над Колоссом начались в 300 году до н. э. и закончились спустя двенадцать лет. Статуя простояла 50 лет, после землетрясения памятник долгое время лежал на земле, удивляя своим размером: не все могли обхватить двумя руками большой палец на руке Колосса.

Выходит, что Малая Азия - это не только сокровищница исторических фактов, легенд, но и территория, хранившая три из семи признанных чудес света.

Малая Азия

Природные условия Малой Азии не похожи на те, в которых складывались «цивилизации великих рек». Крупных рек на этом полуострове нет вовсе, а те, что есть, практически непригодны для создания ирригационных систем. Земледелие здесь основывалось главным образом на дождевом орошении, а потому имело очаговый характер и приносило скромные и неустойчивые урожаи. Относительно немногочисленное население на Анатолийском плоскогорье занималось коневодством и разводило крупный и мелкий рогатый скот.

В эпоху неолита на территории Малой Азии, как уже говорилось, существовали развитые для глубокой древности (VII–VI тысячелетия до н. э.) культуры, прежде всего знаменитый Чатал-Хююк с его террасными постройками, расположенными по склону холма, и святилищем, украшенным рогами буйвола.

Однако в то время, когда в долинах Нила и Евфрата складывались первые цивилизации, народы Малой Азии оставались на прежней, догосударственной стадии развития. Новая эпоха для них наступает лишь в бронзовом веке – во II или в самом конце III тысячелетия до н. э. Обнаружены письменные источники, относящиеся к этому времени, и по языковым данным можно судить об этническом составе населения региона.

Подавляющее большинство документов составлено на индоевропейских языках. Это значит, что, по крайней мере, во II тысячелетии до н. э. на территории современной Турции жили народности, языки которых близки к языкам Северной Индии, а также древнегреческому, романо-германским, балтийским, славянским. Индоевропейские языки Малой Азии по области своего распространения называются еще анатолийскими. Основной из них – хеттский (или, как именовали этот язык сами его древние носители, неситский).

В хеттских клинописных текстах (а хетты заимствовали эту систему письма у народов Месопотамии) есть определенное количество слов и выражений, которые писцы выделяли как заимствованные из языка аборигенов (как говорят лингвисты, субстратного языка). Чтобы отличить этот язык от индоевропейского хеттского, ученые называют его хаттским или протохеттским. Весьма интересно, что хаттские слова употреблялись в сфере придворного ритуала, и даже титулы царя и царицы, по всей видимости, имеют хаттское происхождение (слова «табарна» и «тавананна» совсем не похожи на лексику индоевропейцев). Сами истоки хеттской государственности могут быть связаны с этим доиндоевропейским народом.

До недавнего времени не удавалось по скудным остаткам хатского языка определить его родственные связи, но сейчас считается доказанным, что он находится в родстве с языками абхазо-адыгской группы (современный ареал распространения последних, как известно, – Западный Кавказ, восточная часть Причерноморья).

В северо-восточной части Малой Азии, расположенной относительно близко к этому региону, находят следы развитых археологических культур III тысячелетия до н. э. Например, в Аладжа-Хююке обнаружены захоронения с богатым оружием и церемониальным инвентарем из драгоценных металлов. Очевидно, это погребение племенных вождей, но может быть, следует говорить о мелких царьках уже формирующихся государств. Определение стадии социального и политического развития общества, известного только по материальным остаткам, затруднительно.

Первые письменные документы, обнаруженные на территории Малой Азии, составлены не на хеттском, а на аккадском языке. Они найдены преимущественно при раскопках городища Кюль-тепе, где в древности находился г. Каниш. Здесь в XIX–XVIII вв. до н. э. существовала процветающая торговая колония семитоязычных купцов, прибывших из г. Ашшура на Тигре и из областей Северной Сирии. Документы из Кюль-тепе показывают широкий размах торговых связей в начале II тысячелетия до н. э. Основную роль в международной посреднической торговле тогда играли именно подобные колонии.

Особенностью новой эпохи является развитие частной торговли (а не государственной или храмовой, как было типично для III тысячелетия до н. э.). Однако частный капитал того времени еще нельзя назвать достаточно крупным, между тем как торговый риск из-за пестроты и неустойчивости политической карты этого региона был несоразмерно велик. Поэтому купцы создавали объединения – компании. Они налаживали прочные связи с соотечественниками и сородичами в других колониях и заручались поддержкой местных властей, в частности правителя г. Каниша. Последний, предоставляя гарантии хоть какой-то защиты от грабежа и произвола властей, получал не только долю прибыли, но также подарки и право выбора лучших товаров.

Помимо торговли канишские дельцы активно занимались ростовщическими операциями, тем самым способствуя развитию имущественного расслоения среди местного населения. Семитские колонисты, несомненно, знакомили местных жителей не только с прелестями товарно-денежного хозяйства, но и с элементами материальной и духовной культуры Месопотамии (клинописная литература, религиозные верования).

Малая Азия в начале II тысячелетия до н. э. представляется страной небольших самостоятельных городов, окруженных сельской территорией с виноградниками, садами и пастбищами. Обилие рудных залежей способствовало довольно широкому распространению металлов, некоторые из них (например, серебро) вывозились в другие страны.

В первой из сохранившихся хеттских надписей упоминаются три города – Неса, Куссар и Хаттуса. Правитель Куссара по имени Анитта сообщает, что он победил царя Несы (недавно доказано, что это хеттское название упомянутого выше Каниша). Возможно, в результате этой войны и перестала существовать торговая колония в Канише. Имя Несы осталось в названии неситского языка: именно здесь, очевидно, находился первоначальный центр формирующегося хеттского этноса.

Кроме того, в указанной надписи говорится, что Хаттусу (совр. турецкое местечко Богазкёй) царь не просто разорил, но, сровняв с землей, само место засеял сорной травой. Анитта проклял всякого, кто вновь застроит Хаттусу. По иронии судьбы, уже вскоре после Анитты Хаттуса не только поднялась из руин, но и стала столицей Д р е в н е х е т т с к о г о ц а р с т в а, существовавшего в XVII–XVI вв. до н. э.

Царь, с именем которого связано возвышение города и объединенного вокруг него государства, известен как Хаттусили Древний («царь Хаттусский»). От времени его правления и вообще от Древнехеттского периода в огромном Богазкёйском царском архиве сохранился ряд важных документов (правда, многие лишь в копиях позднейшего времени).

Стоит отметить особенности политического строя и обычаев хеттов, которые резко отличают это государство от тех, о которых шла речь до сих пор. Главная из них заключается в том, что хеттский царь вовсе не был деспотом, а скорее играл роль «первого среди равных» в кругу своих родичей и других знатных хеттов. Никого из них он не мог наказать без согласия собрания знати (так называемого панкуса), и все важнейшие государственные вопросы решались только с одобрения панкуса. Таким образом, хеттская знать была весьма влиятельной, а центральная власть – слабой, что грозило внутренними смутами.

Четкого и устойчивого порядка наследования хеттского престола не было. На трон претендовали не только сыновья царя, но и мужья дочерей, а также сыновья сестер. Царская власть считалась принадлежащей всей обширной царской фамилии, а не лично правящему монарху и его прямым наследникам по мужской линии. В борьбу за престол на стороне того или иного претендента включалась высшая знать – все те, кто был связан с царствующим кланом. Это заканчивалось многолетними усобицами и еще большим ослаблением центра.

По примеру месопотамских государств в Древнехеттском царстве были составлены писаные законы, но они заметно уступали более ранним Законам Хаммурапи и по систематичности изложения материала, и по глубине юридической мысли. Да и само общество, отраженное в них, представляется более архаичным. Хеттский судебник местами производит впечатление записи отдельных прецедентов («если некто возьмет чужого быка за хвост и переведет его через реку, решение такое-то»). Тем не менее некоторые принципы, лежащие в основе этих законов, заслуживают внимания. Хетты, например, отчетливо различали проступки неумышленные («лишь рука его совершила зло») и преступления, на которые человек шел сознательно. Во втором случае наказание было значительно более тяжкое.

Богазкёйский царский архив клинописных документов содержит государственные договоры и анналы, фрагменты мифов и огромное число ритуальных текстов. В отличие от народов Месопотамии хетты почти не оставили хозяйственных документов. Причина заключается в том, что эти документы не предназначались для вечного хранения, а потому и не попадали в архив. И записывали их не на глиняных табличках, а на деревянных дощечках; при этом использовалась не клинопись, а другая система письма – местная иероглифика. Иероглифических документов (из-за недолговечности материала) сохранилось очень мало, и сам язык их поэтому известен значительно хуже, чем «клинописный хеттский». Суждение о хеттском обществе приходится составлять на основе анализа упомянутого выше судебника да нескольких случайно сохранившихся дарственных грамот.

Наиболее яркой чертой, бросающейся в глаза при первом же чтении хеттского судебника, является противопоставление «людей» («мужчина», «женщина») тем лицам, которые обозначаются идеограммой, в Шумере использовавшейся для рабов. За любое уголовное преступление по отношению к «свободному мужу» предусматривается наказание, вдвое тяжелее, чем за «холопа». За свое собственное преступление «холоп», как правило, отвечает сам. Но за него может заплатить штраф и его хозяин. Если же последний отказывается платить, то лишается своего «холопа», и тот, очевидно, поступает в собственность пострадавшего. Из судебника видно, что «холоп» может жениться (в том числе на свободных женщинах), обзаводиться детьми и передавать им наследство, но все это не освобождает его от личных и имущественных обязанностей перед хозяином.

В анналах хеттских царей неоднократно упоминается о депортации населения из побежденных стран. Мужчин, женщин, детей гнали в страну хеттов точно так же, как крупный и мелкий рогатый скот. Добычу затем распределяли, переселенным семьям выделяли земельные участки для обработки, предоставляли хозяйственные постройки, давали скот и орудия труда, с тем чтобы они трудились на храм, дворец или частное лицо. Иногда из пленных и перемещенных лиц искусственно создавали семьи. Разумеется, хеттов совершенно не занимал вопрос о чувствах этих людей: важно было создать некий дом, т. е. полноценное хозяйство, с которого можно взимать подати.

Как свидетельствуют дарственные грамоты, поля, сады и виноградники вместе с рабочим скотом, инвентарем и самими семьями работников по распоряжению властей могли быть отняты у одного вельможи и переданы другому. Рабочий люд был не свободный, а зависимый, и смена хозяина означала для него главным образом то, что теперь надо было выполнять повинности для другого лица.

XV век до н. э. иногда в научной литературе именуют периодом Среднехеттского царства. О нем очень мало известно. Обширное хеттское государство раздирали усобицы, в его дела активно вмешивалось соседнее государство Митанни. Зато после смутного времени наступает период расцвета, обширных завоеваний и создания великой державы – Н о в о х е т т с к о г о царства. Не без помощи хурритов (митаннийцев) хеттская армия осваивает новую боевую технику – легкие колесницы, запряженные лошадьми. Хетты подчиняют себе основную часть Малой Азии и выходят за ее пределы.

Экспансия хеттов направляется в сторону Закавказья и Восточного Средиземноморья, а также на запад – к берегам Эгейского моря. В Закавказье они покоряют варварские племена, а на западе захватывают богатые приморские города. Но основная борьба развернулась в Северной Сирии, где хеттам противостояла могучая Египетская держава во главе с энергичным и амбициозным фараоном Рамсесом II. Хеттское иго казалось сирийцам не таким тяжким, как египетское, и потому против Рамсеса II к началу XIII в. до н. э. образовалась грозная коалиция. Битва при Кадеше в 1286 г. стала решающей пробой сил, и, возможно, хетты были близки к окончательной победе.

Однако следует признать, что главным противником хеттского царя был вовсе не фараон, сколь бы грозными ни были его военные корпуса, названные именами египетских богов. Основная беда заключалась в рыхлости самого Новохеттского царства, поддерживать единство которого было нелегко. Хеттские документы выразительно подчеркивают эту особенность политической структуры своей державы, когда говорят о «странах», из которых она состоит. Эти «страны», согласно хеттским писцам, делятся на «внутренние», т. е. входящие в державу, и «внешние», в нее не входящие. Но в случае какого-либо кризиса количество «внешних стран» многократно увеличивалось за счет того, что многие «страны» переставали быть «внутренними».

Военные успехи хеттов не могли быть развиты: в наступившей после смерти хеттского царя династической смуте им было не до завоеваний или оказания помощи сирийцам, которые возлагали на них большие надежды. И спустя 16 лет после битвы при Кадеше Рамсес II заключил с Хаттусили III договор, по которому они разделили Восточное Средиземноморье. Северная его часть, издавна заселенная не только семитоязычными народностями, но и хурритами, оказалась под властью хеттских царей. Благодаря тому, что хетты активно проникали в области, принадлежавшие прежде Митанни, они испытывали все более сильное культурное влияние хурритов.

Хеттская культура – многослойное и сложное явление. Пантеон, известный нам по клинописным текстам, преимущественно индоевропейский. В хеттском боге Сиу без труда узнается индоевропейское божество дневного света, соответствующее греческому Зевсу и древнеиндийскому Дьяусу. Хеттский бог-громовик Пирва напоминает литовского Перкунаса, славянского Перуна, индийского Парджанью. Некоторые мифологические персонажи с соответствующими атрибутами и преданиями заимствованы из Месопотамии (например, аккадский Ану – шумерский Ан). Часть ритуалов, описанных в текстах Богазкёйского архива, имеет дохеттское (хаттское) происхождение, а в знаменитой священной «галерее» рельефов на скалах Язылыкая изображены боги и богини объединенного хетто-хурритского пантеона.

Хетты оставили своеобразные жанры литературного творчества: царские анналы, подробные жизнеописания царей (например, «Автобиография Хаттусили III»), а также записи молитв. Особенно трогательны и эмоциональны молитвы царя Мурсили во время чумы: царь, обращаясь к богам, вспоминает свое прегрешение, из-за которого страну постигла беда, и умоляет даровать ему прощение.

Малая Азия хеттской эпохи ориентировалась не только на Восток, на хурритскую и семитские культуры, она была тесно связана с раннегреческим миром. В клинописных текстах Богаз-кёйского архива встречается упоминание г. Вилуса. По всей видимости, это гомеровский Илион, т. е. Троя. События Троянской войны совсем недалеко отстоят по времени от последних дней Новохеттского царства. Хетты поддерживали многообразные контакты с племенами ахейцев (Ахиява), расселявшихся тогда не только в материковой Греции и на островах Эгейского моря, но и на побережье самой Малой Азии. Аполлон и Артемида в греческих мифах – божества малоазийского происхождения. Мать же их Лето (Латона) не кто иная, как малоазийская богиня Лада (Великая Госпожа).

Хеттская держава распалась примерно в XII в. до н. э. Ее гибели способствовали набеги «народов моря», упоминания о которых встречаются также в истории Египта и Восточного Средиземноморья. Археологически засвидетельствованы миграции племен с запада – с Балкан. Часть индоевропейских племен, прошедшая через всю территорию Малой Азии, осела на Армянском нагорье и, смешавшись с местным населением, позднее сформировала ядро Древнеармянского царства.

Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]

В некоторых надписях упоминания «великого царя хеттов» встречаются вплоть до VIII в. до н. э., но этот пышный титул тогда носил царь небольшого государства в верховьях Евфрата со столицей в г. Кархемише. Он считал себя подлинным наследником Хеттского государства II тысячелетия до н. э. Культуру этого времени называют позднехеттской, или сиро-хеттской, ибо основное население этого провинциального осколка Хеттской державы было семитским (сирийским). Именно эти «хеттеяне» появляются на страницах Библии («хеттеянином» был, например, военачальник Урия, у которого царь Давид отобрал жену – красавицу Вирсавию, впоследствии родившую ему Соломона). К настоящим хеттам-индоевропейцам они имеют мало отношения. После ассирийских завоеваний VIII в. до н. э. и это «хеттское» царство перестало существовать.

Малая Азия I тысячелетия до н. э. известна по немногочисленным археологическим находкам и довольно богатой античной исторической традиции. В начале тысячелетия в центральной части полуострова существовало крупное и богатое государство Фригия. Согласно легендам, его царь Мидас превращал в чистое золото все, к чему прикасался. Позднее ведущую роль в Малой Азии начинает играть Лидийское царство с центром в г. Сарды. Лидийский царь середины VI в. до н. э. Крез прославился своим богатством.

Предания о сказочных сокровищах малоазийских царей складывались не случайно. Здесь действительно добывали золото и использовали электр (сплав золота и серебра). Именно в Лидии в VII в. до н. э. впервые в мировой истории появилась монета. Через прибрежные греческие города Ионии лидийское изобретение быстро распространилось в эллинском мире.

Фригийский алфавит не уступает по древности греческому и практически не отличается от него. Поэтому до сих пор идут споры о приоритете: фригийцы ли заимствовали греческий алфавит сразу после его возникновения, или же, напротив, греческий алфавит возник на основе фригийского.

Во всяком случае, несомненно, что до персидского завоевания государства Малой Азии были теснейшим образом связаны с греческим миром. Цари посылали щедрые дары дельфийскому оракулу; они активно участвовали вместе с греками в военно-дипломатической игре той эпохи. В период архаики (VIII–VI вв. до н. э.) города Ионии, расположенные на западном берегу Малой Азии, были самыми развитыми центрами эллинского мира. Их расцвет не в последнюю очередь объяснялся близостью к переднеазиатскому миру с его тысячелетними культурными традициями.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МАЛАЯ АЗИЯ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ: РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

МАЛАЯ АЗИЯ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО ВТОРЖЕНИЯ Разбив войско Сельджукидов в битве у Кёсе-дага (1242 г.), монголы произвели в Малой Азии огромные опустошения, разрушив многие города, истребив либо угнав в плен десятки тысяч жителей, особенно ремесленников. Владения сельджукских

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 16 Хурритский мир и Малая Азия во II–I тыс. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия Балканские племена, именовавшие себя фригийцами (мигдоны, аскании, берекинты), переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. B середине XII в. до н. э. другое балканское племя – причерноморские бриги – переправилось в Малую Азию и

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

Малая Азия

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Малая Азия и Древняя Персия Войну прекращает природаДо возникновения будущего восточного гиганта - персидской державы Ахеменидов в Малой Азии соперничали между собой Мидия (царь Увакастра) и Лидия (царь Агиат). Ожесточенная борьба между ними закончилась совершенно

Из книги Очерк о серебре автора Максимов Михаил Маркович

Малая Азия и Греция К. Маркс говорит, что «…добывание серебра предполагает рудокопные работы и вообще сравнительно высокое развитие техники. Поэтому первоначально стоимость серебра, несмотря на его меньшую абсолютную редкость, была относительно выше, чем стоимость

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Малая Азия Природные условия Малой Азии не похожи на те, в которых складывались «цивилизации великих рек». Крупных рек на этом полуострове нет вовсе, а те, что есть, практически непригодны для создания ирригационных систем. Земледелие здесь основывалось главным образом

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Малая Азия в III веке до нашей эры Одной из самых своеобразных частей эллинистического мира являлась Малая Азия. Наряду с древними центрами культурной жизни в ней были области, которые сохранили формы отношений, восходившие к первобытнообщинной эпохе. Малая Азия имела

Из книги Древний Восток автора

Глава III Малая Азия и Закавказье в древности Настоящий раздел начинает обзор древней истории стран Леванта, Анатолии, Армянского нагорья и Иранского нагорья. При взгляде «с птичьего полета» все эти регионы позволяет объединять то, что они в геополитическом смысле

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Малая Азия в I тысячелетии до н. э Фригийцы и Фригийское царство Балканские племена, именовавшие себя фригийцами (мигдоны, аскании, берекинты), переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. В середине XII в. до н. э. еще одно балканское племя причерноморских бригов

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.5. МАЛАЯ АЗИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МОНГОЛЬСКИМИ НАШЕСТВИЯМИ Монгольское нашествие, обрушившееся на Ближний Восток, не миновало и Малой Азии. В 1243 г. двигавшиеся на запад монгольские войска достигли границ Румского султаната. Султан Гияс-эд-дин Кей-Хюсрев II мобилизовал все свои

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия Балканские племена, именовавшие себя фригийцами, переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. Спустя столетие другое балканское племя – причерноморские бриги – переправилось в Малую Азию и частично вытеснило, а частично

Из книги Аграрная история Древнего мира автора Вебер Макс

2. Малая Азия (эллинической и римской эпохи) Империя Александра и его преемников состоит, как известно, поскольку принимается во внимание Малая Азия, из территорий греческих городов (сюда входят и храмы), с одной стороны, и из???? ????????, которая не имеет городов и расчленена на

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 4 Малая Азия. «Народы моря» Если мы полагаем, что расположение древней Трои неверно определено, то это неизбежно связано и с неверным расположением т. н. Малой Азии. Что ж, давайте оценим, насколько уверенно расположена Малая Азия в Турции.Малая Азия у Геродота