Горацио нельсон биография. Горацио Нельсон

Принадлежность

Великобритания

Род войск Годы службы Звание Сражения/войны

Награды и премии Орден Св. Иоахима, Орден Св. Фердинанда,Орден Полумесяца, Роспись

Биография

Родился в семье приходского священника Эдмунда Нельсона (1722-1802) и Кэтрин Саклинг (1725-1767). Род Нельсонов был богословским . Священниками служили три поколения мужчин этой семьи. В семье Эдмунда Нельсона было одиннадцать детей, воспитывал он их строго, любил порядок во всем, считал свежий воздух и физические упражнения очень важными в деле воспитания, искренне верил в Бога, считал себя священником, истинным джентльменом и отчасти даже ученым. Горацио рос болезненным ребенком, небольшого роста, но с живым характером. В 1767 году умерла мать Горацио - Кэтрин Нельсон - в возрасте сорока двух лет. Эдмунд Нельсон после смерти супруги так и не женился. Горацио особенно сблизился с братом Уильямом, который впоследствии пойдет по стопам отца и станет священником. Горацио отучился в двух школах: начальной Даунем-Маркет и средней в Норвиче , изучил Шекспира и основы латыни, но склонности к учебе у него не было.

В 1771 году в 12 лет он поступил юнгой на корабль своего дяди капитана Мориса Саклинга, героя Семилетней войны . Реакция дяди на желание Горацио поступить на флот была следующей: «Чем провинился бедный Горацио, что именно ему, самому хрупкому из всех, придется нести морскую службу? Но пусть приезжает. Может, в первом же бою пушечное ядро снесет ему голову и избавит от всех забот!» . Вскоре дядюшкин корабль «Резонабль» был поставлен на консервацию, и Горацио по просьбе дяди перевели на линейный корабль «Триумф». Капитан «Триумфа» собирался идти в Вест-Индию и именно в этом рейсе молодой Нельсон получил первые навыки морской службы. Впоследствии Нельсон вспоминал о первом плавании: «Если я и не преуспел в своем образовании, то, во всяком случае, приобрел много практических навыков, отвращение к Королевскому флоту и усвоил девиз матросов: „В борьбе за награды и славу вперед, отважный моряк!“». Затем он работал вестовым на другом корабле. После этого Саклинг забирает племянника к себе на «Триумф» в качестве мичмана . Корабль нёс дозорную службу, а капитан Саклинг занимался морским образованием племянника. Под руководством дяди Горацио овладел основами навигации, научился читать карту и исполнять обязанности канонира. Вскоре молодой Нельсон получает в свое распоряжение баркас и ходит на нём в устьях Темзы и Мидуэя.

Летом 1773 года была организована полярная экспедиция, в составе которой был и четырнадцатилетний Горацио, направленный служить на «Каркасс ». Экспедиция не принесла успеха и по сей день известна лишь тем, что в ней участвовал будущий герой. Однако и там Горацио поразил всех своей храбростью, когда ночью увидев белого медведя, схватил мушкет и погнался за ним к ужасу капитана корабля. Медведь, напуганный выстрелом пушки скрылся, а по возвращении на корабль Нельсон взял всю вину на себя. Капитан, ругая его, в душе восхищался храбростью молодого человека. Полярные приключения закалили героя, и он жаждал новых подвигов.

В 1773 году он становится матросом 1-го класса на бриге «Сихорс». Почти год Нельсон провел в Индийском океане. В 1775 году он свалился с приступом лихорадки, его доставили на судно «Дельфин» и отправили к берегам Англии. Обратное плавание длилось более шести месяцев. Много позднее Нельсон вспоминал о некоем видении на пути из Индии: «Некий свет, нисходивший с неба, сверкающее светило, зовущее к славе и триумфу» . По прибытии на родину его назначили на корабль «Вустер » четвёртым лейтенантом, то есть он был уже вахтенным начальником, хотя не имел еще офицерского чина. Он нес патрульную службу и сопровождал торговые караваны.

Весной 1777 года Горацио Нельсон сдаёт экзамен на чин лейтенанта , как говорят, не без помощи своего всесильного дяди капитана Саклинга, который был председателем экзаменационной комиссии. Сразу же после удачно сданного экзамена он получает назначение на фрегат «Ловестов», который отплывал в Вест-Индию. Офицерский тост перед отплытием: «За кровопролитную войну и сезон, несущий болезни!» Команда «Ловестова» относилась к молодому лейтенанту с уважением и, когда он покидал фрегат, подарила ему на память шкатулку из слоновой кости в виде их фрегата. Нельсон перешел на флагманский корабль «Бристоль » под командованием Паркера.

В 1778 году Нельсон становится коммандером и получает назначение на бриг «Беджер», охраняющий восточный берег Латинской Америки. Служба по охране побережья была беспокойной, так как постоянно приходилось гоняться за контрабандистами. В один из дней стоянки «Беджера» в заливе Монтего внезапно загорелся бриг «Глазго». Благодаря действиям Нельсона команда брига была спасена.

Капитан Горацио Нельсон. Работа художника Джона Фрэнсиса (Жана-Франсуа) Риго.

В 1779 году двадцатилетний Нельсон становится полным капитаном и получает под командование 28-пушечный фрегат «Хинчинбрук». В первом самостоятельном плавании у берегов Америки он захватил несколько груженых судов, призовая сумма составила около 800 фунтов, часть этих денег он переслал отцу.

В 1780 году по приказу адмирала Паркера Нельсон покидает Ямайку , высаживает десант в устье реки Сан-Хуан , цель - захват форта Сан-Хуан. Форт был взят, но без Нельсона, которому было приказано вернуться на Ямайку, что спасло ему жизнь, так как большинство матросов умерло от желтой лихорадки. Больной лечился в доме адмирала Паркера, где он был принят как сын. С первым судном его отправляют в Англию лечиться. Он приезжает в курортный городок Бат , откуда пишет: «Я отдал бы все, чтобы снова быть в Порт-Ройале . Здесь нет леди Паркер, а слуги не обращают на меня никакого внимания, и я валяюсь как бревно». Выздоровление шло медленно. Он посещает брата Уильяма в Норфолке, узнает о желании брата стать судовым священником. Это приводит Горацио в ужас, он, как никто другой, зная морские нравы, осознает, что это дело невероятно трудное и неблагодарное. Однако брат остается при своем мнении.

Вскоре последовало назначение на «Албемарль», он был отправлен в Данию, затем служил в Квебеке. Здесь Горацио встретил свою первую любовь - 16-летнюю дочь начальника военной полиции Мэри Симпсон. Из его писем видно, что он никогда еще не испытывал подобных чувств и не имел опыт в делах любовных. Он мечтал, что увезет Мэри на родину и тихо заживет с ней в сельском Норфолке: «Что мне флот и что мне теперь карьера, когда я нашёл настоящую любовь!» . Однако, предаваясь мечтам, влюбленный даже не удосужился спросить Мэри о ее чувствах к нему. Друзья уговорили его не делать пока предложение и проверить свои чувства, отправившись в Нью-Йорк - новый порт приписки «Албемарля». Здесь он знакомился с принцем Уильямом, будущим королем Англии Вильгельмом IV . Принц вспоминал: «Когда Нельсон прибыл в своем баркасе, он показался мне мальчиком в форме капитана» .

В 1783 году взяв отпуск, он едет с другом во Францию, его неприятно удивляет эта страна - вечный враг Англии. Там Нельсон влюбляется в некую мисс Эндрюс, но взаимности от нее он так и не добивается. Он уезжает в Лондон и оттуда пишет брату: «В Лондоне столько соблазнов, что жизнь мужчины уходит на них целиком». К удивлению многих Нельсон хочет стать парламентарием и лоббировать интересы Адмиралтейства в парламенте, однако, когда первый лорд адмиралтейства предлагает ему вернуться на службу, тот немедленно соглашается, так с политикой было покончено. Ему предложили фрегат «Борей», который должен был нести дозорную службу в Вест-Индии. В штат судна Нельсону пришлось включить брата Уильяма, который так и не отказался от мысли нести Благую Весть морякам. У Порта Дил капитан узнал, что голландцы захватили 16 английских моряков, он отправил на борт голландского судна вооруженный отряд и открыл пушечные порты, моряки были отпущены и пополнили команду «Борея». В 1784 году фрегат вошел в гавань острова Антигуа , его приводили в порядок и нагружали запасами. Между тем капитан успел познакомиться и влюбиться в Джейн Моутрей, жену представителя Адмиралтейства на Антигуа, вскоре же чиновника отозвали в Англию и вместе с ним отбыла его красавица жена. Брат Уильям, разочаровавшись в должности судового священника, запил и тяжело заболел, его пришлось отправить домой в Англию.

Не сложились отношения у Нельсона и с командующим. Основной задачей Нельсона в Вест-Индии был контроль за соблюдением Навигационного акта, согласно которому в английские колониальные порты можно было ввозить товары исключительно на английских судах, таким образом английские купцы и судовладельцы получали монополию на торговлю и одновременно этот акт поддерживал британский флот.

После завоевания Соединенными Штатами независимости, американские суда стали иностранными и не могли торговать на тех же условиях, однако рынок сформировался, и американцы продолжали торговлю. Местные английские чиновники знали об этом, но молчали, так как получали весомый процент с контрабанды. Нельсон считал, если торговля американцев наносит ущерб Англии, она должна быть искоренена. Впоследствии он вспоминал: «В бытность свою колонистами американцы владели почти всею торговлей от Америки до Вест-Индийских островов, а когда война закончилась они забыли, что одержав победу, они стали иностранцами и теперь не имеют права торговать с британскими колониями. Наши губернаторы и таможенные чиновники делают вид, что по Навигационному акту у них есть право торговать, а население Вест-Индийских островов хочет того, что ему выгодно. Предварительно уведомив губернаторов, таможенников и американцев в том, что я собираюсь делать, я захватил множество судов, что и настроило против меня все эти группировки. Меня гнали от одного острова к другому, я подолгу даже не мог сойти на сушу. Но мои незыблемые моральные правила помогли мне выстоять, и когда в этой проблеме разобрались получше, я получил поддержку с родины. Я доказал, что должность капитана военного судна обязывает его соблюдать все морские законы и выполнять поручения Адмиралтейства, а не быть таможенником». На Нельсона писали жалобы, однако король обещал ему свою поддержку в случае суда. Капитан и представить себе не мог, что с вест-индийской контрабанды кормились не только местный генерал-губернатор и командующий эскадрой, но также огромное количество лондонских чиновников, так он приобрел в столице множество высокопоставленных врагов.

Новый жизненный этап начался с того, что Нельсона попросили доставить на остров Барбадос племянницу Джона Герберта мисс Перри Герберт. По прибытии его пригласили в гости и там он впервые увидел вторую племянницу Герберта молодую вдову Фрэнсис Нисбет, в домашнем кругу ее ласково именовали Фанни, от первого брака у нее был сын. Нельсон влюбился сразу: «У меня нет ни малейшего сомнения, что мы будем счастливой парой, а если не будем, то по моей вине» . 11 марта 1787 года состоялась их свадьба.

В 1787 году Нельсон покидает Вест-Индию, он едет домой, Фанни с сыном отбыли немного позднее. В 1793 году, с началом войны против Франции , получил должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры адмирала Сэмюэля Худа . В этом же году он принял активное участие в боевых действиях под Тулоном , в июле 1794 года командовал десантом на Корсике , получив ранение правого глаза при осаде крепости Кальви , а 13 июля 1795 года отличился в морском сражении, принудив к сдаче французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.

14 февраля 1797 года участвовал в сражении у мыса Сент-Винсент (крайней юго-западной оконечности Португалии). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и осуществил маневр, имевший решающее значение для разгрома испанского флота. Два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей были взяты на абордаж под личным командованием Нельсона, получившего за этот бой рыцарский крест ордена Бани и чин контр-адмирала синего флага (синей эскадры).

В июле 1797 года при неудачной попытке захватить порт Санта-Крус-де-Тенерифе Нельсон потерял правую руку.

С 1798 года командовал эскадрой, направленной в Средиземное море для противодействия предпринятой Францией Египетской экспедиции 1798-1801 . Английская эскадра не сумела помешать высадке французских войск в Александрии , однако 1-2 августа 1798 года Нельсону удалось разгромить французский флот при Абукире , отрезав армию Наполеона Бонапарта в Египте , сам Нельсон получил ранение в голову. В награду Георг III сделал Нельсона пэром-бароном Нила и Бернем-Торпа. В августе 1799 года за восстановление Османского господства в Египте был награжден Султаном Селимом III орденом полумесяца и пожалован челенком .

В 1801 году был 2-м флагманом в эскадре адмирала Хайда Паркера при действиях в Балтийском море и бомбардировке Копенгагена , затем командовал эскадрой в Ла-Манше , которая была сформирована для противодействия Булонской флотилии французов. В 1803-1805 годах командующий эскадрой Средиземного моря , действовавшей против Франции и Испании . В сентябре 1805 года эскадра Нельсона заблокировала франко-испанский флот в Кадисе , а 21 октября разгромила его в Трафальгарском морском сражении , в котором Нельсон был смертельно ранен французским снайпером в первый день битвы, при наступлении на объединенные силы французского и испанского флота.

Киновоплощения

  • Сидней Бутс («Трафальгарская битва», 1911)
  • Дональд Калтруп («Нельсон», 1918)
  • Хамберстон Райт («Романс леди Гамильтон», 1919)
  • Конрад Вейдт («Леди Гамильтон», 1921)
  • Седрик Хардвик («Нельсон», 1926)
  • Виктор Варкони (The Divine Lady, 1929)
  • Джон Бартон и Дуглас Скотт (Lloyd"s of London, 1936)
  • Лоренс Оливье («Леди Гамильтон » / That Hamilton Woman, 1941)
  • Стефен Хаггард («Юный мистер Питт», 1942)
  • Лестер Мэттью (Tyrant of the Sea, 1950)
  • Эндрю Осборн / Ричард Лонгман (The Powder Monkey, 1951)
  • Иван Соловьев («Адмирал Ушаков », «Корабли штурмуют бастионы », 1953)
  • Роберт Джеймс («Тритон», 1961)
  • Терри Скалли («Тритон», 1968, «Пегас», 1969)
  • Джимми Томпсон (Carry on Jack, 1963)
  • Ричард Джонсон (Le calde notti di Lady Hamilton, 1968)
  • Эрик Идл («Летающий цирк Монти Пайтона », 1970)
  • Петер Финч (Bequest to the Nation, 1973)
  • Алан Пенн (The Duke of Wellington at Stratfield Saye, 1979)
  • Кеннет Колли («Я помню Нельсона (телесериал)» / "I Remember Nelson", 1982)
  • Николас Грейс («Наполеон и Жозефина» / "Napoleon and Josephine: A Love Story", 1987)
  • Филипп Поуп (Blackadder"s Christmas Carol, 1988)
  • Энтони Дэниэлс («Духи Альбиона (телесериал)» / Ghosts of Albion, 2003-2004)
  • Иоганнес Силбершнейдер («Луиза Сан-Феличе» / Luisa Sanfelice, 2004)
  • Роберт Линг (Trafalgar Battle Surgeon, 2005)

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова . - М .: Воениздат , 1978. - Т. 5. - 686 с. - (в 8-ми т). - 105 000 экз.
  • Джордан Д. Горацио Нельсон: Сборник. - М.: АСТ, 2002.
  • Сакович А. Сент-Винсент// Морской сборник. - 1916. - № 7.
  • Трухановский В. Г. Судьба адмирала: Триумф и трагедия. - М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Хибберт К. Частная жизнь адмирала Нельсона. - М.: АСТ-ТРАНЗИТ КНИГА, 2006.
  • Шигин В. Адмирал Нельсон. - М.: Молодая гвардия, 2010 г.
  • Эджингтон Г. Адмирал Нельсон: История жизни и любви. М.: Прогресс, 1992.

Нельсоновский стиль руководства доказывает, что не авторитарный, презрительный приказной тон, но человечность в сочетании с дисциплинированностью и необходимой твердостью обеспечивает выдающиеся успехи. Это стиль, предполагающий в подчиненных не безынициативных исполнителей приказов, бездушных роботов или объекты начальственного произвола, но людей, наделенных волей и самоуважением, способных проникнуться воодушевлением в борьбе за правое дело.

Все это и еще многое другое было характерно для нельсоновского стиля руководства. Это же сделало Нельсона не только одним из величайших, но прежде всего одним из любимейших исторических деятелей.

Озарение в открытом море

Что же за человек был этот Горацио Нельсон , родившийся 29 сентября 1758 г. в Бэрнем Торпе (Норфолк) и ставший не только величайшим, но и последним английским героем морских сражений?

Нельсон вырос в открытом море. Двенадцати лет он уже служил гардемарином на линкоре и под командованием собственного дядюшки отбыл в Вест-Индию.

И конечно же, посреди океана Нельсону явилось видение, озарившее всю его жизнь и, безусловно, подчинившее его. Как и у множества великих деятелей мировой истории, стремительному взлету у Нельсона предшествовало решение, идентифицирующее его с жизненной задачей.

На обратном пути, страдая от лихорадки и находясь в жесточайшей депрессии, он однажды увидел сияющий ореол, неодолимо притягивающий к себе. В это мгновение, как он потом рассказывал своим офицерам, в нем «вспыхнула вдруг горячая любовь к Англии и вера в могущественное покровительство короля и родины». Это сознание так воодушевило Нельсона, что он вскричал: «Да, я стану героем, несмотря на все опасности, я ведь знаю, что нахожусь под покровом Провидения!»

Поверив видению и поручив себя Божьей воле, Нельсон стал продвигаться семимильными шагами в своей карьере. В двадцать лет он получает первую командную должность, а в 24 года становится капитаном фрегата.

А ведь Нельсон вовсе не казался морским волком. В кругу морских офицеров он со своими 165 см роста и 66 кг веса казался старшеклассником-переростком. «Такого молодого капитана я еще никогда не видел», - написал один кадет, более удивленный, чем вдохновленный этим зрелищем.

Это на первый взгляд слабое телосложение сочеталось в нем с повышенной возбудимостью, хронической бессонницей, перемежающейся лихорадкой и - что уж совсем смешно для капитана - подверженностью морской болезни, от чего он страдал большую часть жизни. Но никогда у Нельсона не было трудностей с поддержанием своего авторитета.

Когда дело доходило до борьбы, этот с виду такой слабый человек превращался в отчаянного драчуна, в подлинный образец мужества и отваги.

Истинная сила характера

Свой мужественный настрой Нельсон оплатил сполна, утратив глаз при десанте в Кальви (Корсика) и руку при штурме гавани Сайта-Крус на Тенерифе. Но он не тратил ни слова на сожаления. Его огорчало лишь непризнание потерь: имя Нельсона ни разу не появилось в списках раненых. Вероятно, морское ведомство считало ранеными лишь полумертвых.

Девяносто процентов стремящихся к вершинам на этом бы успокоились и вышли бы в отставку, но не Нельсон. Замечательно то, как он мотивировал себя, стремясь преодолеть боль удара. В одном из своих писем он признавался: «Сто десять дней я провел в битвах с врагами на море и на суше. Я действительно не знаю никого, кто сделал бы больше. Утешением мне служила лишь похвала высших командиров. И никто не признал моих заслуг и, что больше всего меня удручает, моей службы, на которой я был ранен. Другие, те, кто служит спустя рукава, получили высшие награды. Со мной поступили крайне несправедливо. Ну и что! Когда-нибудь я один заполню собой все газетные полосы!». Воистину пророческое высказывание!

Судьба экипажей

На кораблях было невыносимо тесно. Крупное судно имело в составе экипажа свыше 700 человек, и всех, не входящих в офицерский состав, безжалостно загоняли в какие-то конуры. Дыхание в трюме перехватывало от кошмарной смеси запахов пота, грязной одежды и последствий корабельной стряпни.

Средний возраст матросов составлял 22 года, были и двенадцатилетние, даже несколько десятилетних.

Более половины экипажей было укомплектовано насильно мобилизованными, прочие были приговорены судом к службе на флоте, некоторых выслали на флот общины, желая побыстрее избавиться от нищих и преступников.

Жалованье было мизерным и дополнялось лишь установленной долей добычи при захвате вражеских судов или складов. Гораздо регулярнее, чем жалованье, матросы получали жестокие побои, которые свидетельствовали об агрессивности и садизме многих офицеров.

Малейшее неповиновение влекло за собой варварское наказание. Плетка-девятихвостка из бегемотовой кожи, полосующая голую спину, была такой же частью повседневности, как прилив и отлив. Если плетка снимала мясо до костей, если матроса запарывали до смерти, это не вызывало особых переживаний.

Ко всему тому на большинстве кораблей отвратительно кормили. Примитивные способы консервирования приводили к порче провизии, в которой заводились черви. Но ничего другого просто не было.

Отпусков на берег всячески избегали из-за боязни дезертирства. Тем удивительнее достижение Нельсона, как-то продержавшего свой корабль в течение 20 (!) месяцев в море и избежавшего бунта.

Но, что еще удивительнее, Нельсон из этих отщепенцев, преступников, антисоциальных элементов и подневольных рекрутов создал отличных мужественных и отважных морских вояк, лучших, каких когда-либо имела Англия.

Тайна управленческого успеха Нельсона

Этот успех имел солидное основание. Упомянем лишь о двух обстоятельствах: вопреки практике телесных наказаний Нельсон со своими людьми обращался любезно и уважительно и никогда без крайней нужды не наказывал их. Но и в этих случаях он поступал так с явной неохотой.

Пример Нельсона оказался заразителен для офицеров, о чем свидетельствует высказывание капитана Коллингвуда: «Не понимаю, как может офицер сегодня молиться, а завтра допускать, чтобы его людей пороли».

Другое качество Нельсона было еще существеннее. Он умел пробудить в этих неотесанных, опустившихся, всеми презираемых людях гордость! Они были горды своей дисциплиной, боеспособностью, и прежде всего, конечно, своей непобедимостью. Нельсон вселил в этих людей непоколебимое чувство морального долга, стремление никогда не оставлять своего адмирала и Англию в беде.

Как и у своих командиров, Нельсон культивировал у матросов убеждение в том, что от мужества, боевитости и решимости каждого из них зависит исход битвы.

Необычайно эффективная философия управления и мотивации, выработанная Нельсоном, строилась на трех принципах:

1. Он пробуждал в своих подчиненных гордость дисциплинированностью, боеспособностью, и прежде всего непобедимостью.

2. Он ставил перед ними высокую цель и тем самым придавал их жизни смысл.

3. Он давал каждому возможность осознать значение собственного личного вклада в общее дело и своей за него ответственности.

Это и было главной идеей знаменитого «нельсоновского преобразования»: адмирал вселял в отщепенцев чувство гордости. Он придавал их жизни смысл и каждому человеку напоминал о его персональной ответственности.

Это было тем замечательнее, что происходило во времена, когда жизнь простого матроса не стоила и ломаного гроша.

Основой такого беспрецедентного подхода к мотивации было уважение, которое Нельсон питал к каждому человеку, к индивидуальности. Как иначе объяснить то, что он являлся одним из немногих главнокомандующих, всегда готовых принять критические замечания, высказываемые матросами, проникнуться их нуждами - лишь бы только все претензии были изложены письменно. Он всегда поощрял этот способ, так как был глубоко убежден, что никто без крайней нужды за перо не возьмется.

В наше время это называется рационализаторством, а действия Нельсона показывают, что он на века опередил практику управления.

Революционная тактика

Что же нового, уникального, мотивационного было в стратегии Нельсона при Трафальгаре?

До тех пор крупные морские сражения, грубо говоря, происходили так: оба флота выстраивались в кильватер (т. е. один за другим), держась друг от друга на почтительном расстоянии, обратившись один к другому бортами, адмирал командовал: «Огонь!», и начиналась канонада.

Когда пороховой дым рассеивался, оценивались свои и чужие потери и пальба возобновлялась. Так продолжалось вплоть до истощения боеприпасов или до потопления корабля.

Ближний бой, единоборство кораблей, кульминационным пунктом которого является абордаж, возникал скорее случайно, чем в рамках тактического плана захвата.

Как раз на этих двух моментах построил Нельсон свою новую стратегию.

1. Вместо кильватерной колонны, отрицательным качеством которой была уязвимость судов с борта, Нельсон построил свой флот в два ряда и направил его прямо против вражеского флота.

2. Вместо того, чтобы атаковать первый встречный корабль противника, каждое из находившихся в строю судов должно было завязать бой с определенным судном противника, расстрелять его, приблизиться к нему, захватить или уничтожить.

Новая стратегия давала уникальные преимущества. Каждый командир нес ответственность за победу над определенным вражеским кораблем, имел право и был обязан отдавать необходимые приказания. Точно так же и каждый член команды нес ответственность за «общую победу» или «общее поражение».

Вместо зачастую бессмысленных, разрозненных или невыполнимых адмиральских приказаний, которые трудно было принимать в пороховом дыму, капитан и матросы получили точное знание о том, что нужно сделать, что зависит от их собственных усилий и боевого духа.

В то же время у них появилось чувство, что исход боя зависит не от случайностей артиллерийской дуэли и последующих хаотичных столкновений полуразрушенных кораблей, но прежде всего от способности маневрировать, точности стрельбы (с расстояния 100 метров число попаданий существенно отличается от числа попаданий при расстоянии в 500 метров) и собственного мужества при захвате вражеского судна.

Статисты превратились в моряков, которые сами определяют свою судьбу. Каждый знал, почему и за что он борется.

Сам Нельсон был в первом ряду на своем флагмане. Просьбы отойти назад были решительно отвергнуты. Он хотел быть и остаться примером для своих подчиненных. Еще он хотел передать им собственное спокойствие и свою уверенность в победе.

Только этим можно объяснить, что он при всех орденах расхаживал по палубе в сопровождении капитана Барри среди кромешного шума боя, свиста ядер и пуль, заставлявших матросов прятаться за мачты и ящики.

Тайной Нельсона останется, демонстрировал ли он свою уверенность или бросал вызов судьбе - он всегда мечтал о славной смерти. Меткий выстрел французов доказал, что судьба приняла вызов - Нельсон был ранен в спину.

Герой Англии прожил еще три часа, приговоренный к смерти, но успокоенный сознанием одержанной прекрасной победы. Он мог быть уверен, что эта победа будет описана не только газетами, но и попадет в исторические труды, навсегда связавшись с его именем.

Флот Нельсона не потерял при Трафальгаре ни одного корабля; франко-испанский флот, состоявший из 33 линейных судов и 14 мелких, смог сохранить лишь 11. Остальные были захвачены или уничтожены англичанами.

Произошло также то, что, быть может, Нельсон и не осознавал: Трафальгар сделался не только символом славной победы, но и исходным пунктом решений мирового значения.

В битве при Трафальгаре Нельсон не только уничтожил французский флот, но и положил конец борьбе Англии и Франции на море, а тем самым предрешил исход борьбы за мировое господство. С этих пор у Великобритании были развязаны руки в мировом океане, остров стал центром мировой империи, пупом земли.

Стратегия успеха: мотивация при помощи человечности

Все биографы Нельсона называют его самым любезным командующим в мировой истории. Это был воин в полном и лучшем смысле этого слова: образец мужества и храбрости, человек, способный на предельное напряжение сил и притом всегда поступающий благородно с врагами.

Но прежде всего это был боец, никогда не забывавший о цели борьбы: будущем человечества, победе, которая «заставит всю Европу благословлять его страну». Нельсон стремился к лучшему будущему, желал, чтобы после великой победы «человечность стала характерным свойством британского флота».

Нельсон был одним из любезнейших руководителей в мировой истории, ведь он не только в теории, но и в повседневной жизни руководствовался гораздо более прогрессивным представлением о человеке, чем его современники. В этом и состояло волшебство его воздействия, в этом заключалась тайна его искусства мотивировать!

Нельсон - и об этом свидетельствует богатый опыт его командования -

Уделял внимание каждому (иначе как бы он возложил ответственность на каждого капитана, а косвенно - и на каждого матроса?),

Серьезно относился к мнениям своих матросов (иначе как бы он побудил их к критике?),

Разделял их чувства и горести (иначе принял бы он близко к сердцу потерю офицерами жалованья?),

Не требовал ни от кого выполнять то, на что не был готов сам (иначе не заключил бы пари с младшим офицером),

Мотивировал своих подчиненных для достижения высших успехов, а не выжимал из них нужные результаты (иначе зачем было вселять в них гордость своим боевым духом и собственной непобедимостью?).

Прежде всего Нельсон давал людям то, к чему стремятся все: возможность самоутверждения и чувство гордости, шанс отличиться в служении чему-то высшему. Короче говоря, Нельсон придавал жизни людей смысл.

Прежде никто не заботился о том, чтобы дать шанс этим отщепенцам. Нельсон был первым и за это был вознагражден безусловным повиновением и абсолютной преданностью.

Нельсон относился к людям по-человечески. Он не трактовал их как что-то низшее. Постоянно подчеркивал, что счастлив возглавлять «братство». И своих капитанов и офицеров он считал не исполнителями приказов, а своими товарищами, удостаивал их доверия, обсуждал с ними свои планы, посвящал их в свои планы и передавал им часть своей власти и ответственности.

Нельсон не вел людей к высшим достижениям, а побуждал их, насколько возможно, к развитию собственной личности, что и обусловило их желание постоянно совершенствоваться и стремиться превзойти самих себя.

Нельсон не приказал новичку взобраться на верхушку мачты, а вызвал его на соревнование. Это означало, что молодой человек должен был преодолеть самого себя, победить свой страх, обрести веру в себя. Нельсон поддержал его своим доверием, показал ему пример положительных ожиданий.

Нельсон не отдавал подробных приказаний перед боем, не предписывал своим капитанам определенной линии поведения. Он раскрывал перед ними свои планы, разъяснял тактику и передоверял им подготовку своих экипажей к предстоящим испытаниям.

Нельсон рано понял, что секрет высших достижений не во властности командующего, а в личностном развитии всех участников дела. Поэтому для него прежде всего важно было поощрять личность, требовать индивидуальности, бросать ей вызов!

Как раз такая задача стоит сегодня перед каждым руководителем: поощрять развитие личности каждого из сотрудников. В этом плане для нас Нельсон - не только выдающийся флотоводец, но и удивительный воспитатель!

Стратегии управления по Нельсону

1. Приготовьтесь платить за руководящее положение!

Нельсон провел подряд 110 дней в бою, потерял глаз и руку и не получил ни малейшего отличия. Его даже не включили в списки раненых. Зато он научился не рассчитывать на сочувствие и не жалеть самого себя, не считать себя жертвой, не обременять себя похвалами и не сомневаться в собственном призвании. Он посвятил себя своей деятельности и был готов заплатить за это столько, сколько потребуется.

Руководители часто подрывают свой авторитет и кажутся мелочными, когда жалуются сотрудникам на «удары судьбы» (т. е. несправедливость начальства). В этих ситуациях ослабевает и способность руководить. Негативные роли, предполагающие сострадание к себе, настроение жертвы разрушают доверие к себе, деятельный настрой и тем самым подрывают позитивное влияние руководителя. Каждый, кто сознательно поставил перед собой задачу или избрал цель, должен быть готов заплатить за это. Все равно, идет ли речь о сверхурочных, о пренебрежительном отношении начальства и коллег, о провалах и разочарованиях. Все надо принимать без жалоб и уметь правильно себя вести; в любом случае это свидетельствует о личностной зрелости.

2. Не отрекайтесь от своих сокровенных желаний!

Нельсон стремился к славе и к признанию «общества». В этом нет ничего плохого. Ведь он же не хотел достичь своих целей за счет других. Если такие мысли вытесняются в подсознание или скрываются, это может принести вред. Такой процесс не только требует дополнительной энергии на подавление стремлений, но и ведет ко лжи притворного безразличия. На уровнях высших достижений ничего не делается вне честолюбия. Используйте ударную силу своего честолюбия и насладитесь подъемом на следующую ступень.

Если в этом отношении вы будете честны и открыты с самим собой, то вам будет гораздо легче понять подобные желания своих сотрудников.

3. Продемонстрируйте мужество ответственного деяния!

Ни за одну особенность характера не презирают так подчиненные своего шефа, как за трусость, и ни за что так не ценят, как за мужество. Конечно, за стремление воплотить смелые замыслы время от времени приходится «получать шишки».

Но бывают случаи, когда приходится отстаивать перед начальством интересы своих сотрудников, когда надо отбросить сговорчивость, настроиться на столкновение или немедленно действовать на свой страх и риск. При этом надо позаботиться (как Нельсон) о том, чтобы на вашей стороне оказалось высшее начальство и чтобы вас оправдал успех. И не забудьте выразить признательность тем сотрудникам, которые возражали вам словом и делом и оказались правы!

4. Пусть сотрудники участвуют в процессе принятия решений!

Это не значит, что вы, подобно Ксерксу, не имея продуманной концепции, часами будете обсуждать трудное решение, а затем поставите его на голосование.

Прежде всего это должно означать, что вы заранее разработаете концепцию, затем подробно разберете ее со своими сотрудниками, учтете их мнения и всерьез примете их возражения.

Ведь подчиненные, как правило, лишь участвуют в выработке решения. Конечно, вы сами в конечном счете должны его принять.

5. Передоверяйте задачи и ответственность сотрудникам!

Во время боя Нельсон передавал капитанам право отдавать приказания и принимать решения. Поэтому каждый нес полную ответственность, на сто процентов идентифицировал себя с применяемой тактикой и точно знал, что зависит от его усилий. То же самое сознание сообщалось и команде, что создавало неслыханный мотивационный эффект такой формы делегирования. Без передачи полномочий вы никогда не сможете добиться от сотрудников высших достижений. Тому существуют две причины:

Как сможет сотрудник преодолеть собственные рамки, если ему никогда не дозволялось самостоятельно принимать решения?

Как он может стать лучше, если от него заранее ждут, что он «завалит» решение важной задачи? Такие негативные ожидания создают только самодовольных пророков.

6. Предоставьте своим сотрудникам возможность высших достижений!

Нельсон делал это, когда создавал для своих людей важнейшую предпосылку таких достижений: развивал личность каждого из них. Точнее сказать, он культивировал в подчиненных незаменимые «факторы самостоятельности»: самодисциплину, самоконтроль, уверенность в себе, самостоятельность в поступках.

Вот несколько примеров.

Нельсон до тех пор тренировал орудийные расчеты, пока они не обретали способность производить нужные действия даже во сне. Так их приучили к самодисциплине. Командир вселил в подчиненных чувство гордости их боевым духом и непобедимостью. Так возникло самоуважение.

Нельсон вселил в подчиненных сознание значительности выполняемого дела и ответственности за него. Тем самым усиливалась их уверенность в себе. Нельсон предоставил подчиненным шанс послужить своей жизнью чему-то высшему - Англии и спасению Европы, а это придало жизни истинный смысл. И теперь этого, как никогда, жаждут сотрудники, хотя это формулируется по-другому. Им нужна задача, воспринимаемая как вызов, рождающая радость роста сил в процессе ее решения, ведущая к духовной и душевной зрелости.

Если вы в качестве шефа обеспечите своим сотрудникам такие условия, попытайтесь укоренить этот подход в фирме, если это невозможно, используйте шансы свободного времени.

7. Заботьтесь лично о каждом сотруднике!

Нельсон устраивал своим молодым офицерам приглашения в высшее общество, ободрял струсивших личным примером и искренне огорчался, когда офицеры не получали ожидаемого жалованья. Это была личная забота, и она вызвала у тех, на кого распространялась, чувство, что к ним относятся «по-людски», а не как к «слагаемым успеха». В то же время такая забота удовлетворяла важные эмоциональные потребности: в обеспеченности, в товариществе, доверии, теплоте и сочувствии. Только руководители, вкладывающие чувства в сотрудников, вправе ожидать, что когда-нибудь сотрудники вложат чувства в свою работу. Тот же, кто видит в подчиненных лишь «единицы» или «слагаемые успеха», создает дефицит, требующий для своей компенсации ровно столько энергии, сколько в другом случае было бы направлено на достижение высших результатов.

Нельсон Горацио (1758-1805), английский флотоводец, вице-адмирал (1801 г.).

Родился 29 сентября 1758 г. в местечке Бёрнем-Торп (графство Норфолк) в семье священника. В 12 лет поступил во флот, сдал экзамен на лейтенанта (1777 г.), очень быстро получил под команду бриг (1778 г.), а уже в 1779 г. командовал фрегатом.

Далее карьера отчаянно храброго, но нетитулованного капитана продвигалась трудно. В войне против Франции на Средиземном море под началом Нельсона находился линейный корабль «Агамемнон» в составе эскадры адмирала С. Худа (1783 г.).

В бою у Корсики он потерял правый глаз (1794 г.), в сражении с испанцами у Сен-Винсенте один атаковал 18 кораблей и взял на абордаж 2 из них (1797 г.). Нельсон заслужил орден Бани и по представлению командующего эскадрой адмирала Дж. Джервиса получил наконец звание контр-адмирала.

Вскоре в одной из схваток у острова Тенерифе флотоводец лишился руки.

Лишь когда Наполеон I готовился высадиться в Египте, перепуганное Адмиралтейство предоставило неустрашимому Нельсону эскадру для самостоятельного поиска и уничтожения французского флота (1798 г.). Самого Бонапарта Нельсон упустил, но обнаружил его корабли и 1 августа атаковал их у острова Абукир. С 14 линкорами против 13 линкоров и 4 фрегатов вице-адмирала Ф. Брюэса Нельсон атаковал двумя колоннами, введя одну между французами и берегом. Оказавшись под перекрёстным огнём, французы потеряли 13 кораблей, их командующий погиб. Армия Наполеона была отрезана от метрополии и обречена на гибель, но за нарушение общепринятых тактических правил Нельсона оставили без награды.

В Неаполе он встретил жену английского посла Эмму Гамильтон, которая стала его возлюбленной. Переброшенный на Балтику, Нельсон с 12 кораблями атаковал 10 датских линкоров у Копенгагена и одержал победу (1801 г.). За это он получил звание вице-адмирала и титул виконта.

21 октября 1805 г. у мыса Трафальгар эскадра Нельсона из 27 линкоров и 4 фрегатов навязала сражение франко-испанскому флоту из 33 линкоров и 7 фрегатов под командованием вице-адмирала П. Вильнёва. «Неправильно» атаковав двумя колоннами арьергард и центр неприятеля, Нельсон нарушил его боевой порядок, сжёг 1 и захватил 17 кораблей, на столетие обеспечив Британии неоспоримое господство на море.

Адмирал Нельсон родился 29 сентября 1758 года в графстве Норфолк, что на востоке Англии, в семье священника. В семье хотели, что бы он стал, как и отец, священником, но мальчишка с раннего детства глядел в сторону моря. Его мечта исполнилась в 12 лет, когда он пошел на корабль к своему дяде Морису Саклингу юнгой. В 1773 году Нельсон стал участником полярной экспедиции, там он обнаружил в себе черты, который впоследствии стали для него решающими.

В 1777 году Горацио Нельсон успешно сдал нелёгкий экзамен на лейтенанта, и в скором времени получил назначение на бриг, на котором, отправился в Латинскую Америку бороться с пиратами и контрабандистами. В 1779 году, в двадцатилетнем возрасте, уже капитан Нельсон, получает свой первый корабль «Хинчинбрук».

Первая любовь Нельсона пришла к нему в Квебеке, где он встретил шестнадцатилетнюю дочь начальника полиции Мэри Симпсон. Говорят, он даже хотел бросить флот и уехать с ней в деревушку, где родился, но друзья предложили ему проверить чувства расстоянием, а потом уже думать о свадьбе. В 1783 году один из друзей пригласил Нельсона съездить с ним во Францию, и будучи в отпуске Горацио согласился. Там он влюбляется в мис Эндрюс, которая ответных чувств к нему не испытывала. В марте 1787 года он женился на Фрэнсис Нисбет, с которой познакомился в гостях у Джона Герберта. А через десять лет у адмирала возник роман с леди Гамильтон, который продолжился всю оставшуюся жизнь.

На родине у себя, будущий адмирал, нажил немало высокопоставленных врагов. Соблюдая Навигационные акты, Нельсон не пропускал американские торговые суда, которые перевозили контрабанду на английские острова.

Позже, как оказалось, с этого товара чиновники и губернатор имели большой процент, терять они его естественно не хотели, да и к тому же выяснилось, что и многие чины в лондонском правительстве замешаны в этих делах. В 1787 году Нельсон ушел в отставку, но на этом его карьера ещё даже не началась.

С началом войны с Францией, в 1793 году, о таланте Нельсона вспомнило британское Адмиралтейство, и он снова пошел на службу в качестве капитана линейного корабля «Агамемнон».

Битвы Нельсона

1794 год — англичане напали на остров Корсика. А в июле месяце состоялся бой при Кальви, в котором Нельсон получил первое увечье, он лишился правого глаза.

13 июля 1795 год – Нельсон захватил француза, который по количеству пушек, и собственно общей мощи, превосходил его корабль чуть ли не в двое.

14 февраля 1797 год – сражение при Сент-Винсенте . В результате разработанной Нельсоном тактики, было взято на абордаж 2 испанских корабля, за что Горацио получил звание контр-адмирала и рыцарский крест ордена Бани.

Июлю 1797 год – при неудачном исходе боя с захватом порта Санта-Крус-де-Тенерифе, Горацио Нельсон лишился ещё и правой руки.

1-2 августа 1798 год – уничтожение французского флота при Абукире, таким образом поставив Наполеона в неприятную ситуацию — войска Бонапарта в Египте были отрезаны. Нельсон получил ещё одно ранение, в голову, которое хоть оказалась и не смертельным, но нанесло уже третье серьезное увечье.

2 апреля 1801 год – разгром датского флота в гавани Копенгагена. Бой был очень тяжелый, и когда адмирал Хайд Паркер дал сигнал к отступлению, Нельсон его фактически проигнорировал, сославшись на то, что у него один глаз, а значит он не все сигналы может чётко разглядеть. Он дал команду своим кораблям продолжить бой, и один из капитанов эскадры Уильям Блай (уже спустя 14 лет, как Блай утратил парусник Баунти из-за бунта команды) который единственный видел противоречивость двух сигналов, послушался приказа Нельсона. В конце концов бой был выигран, но теперь его ожидал трибунал за неповиновение старшему по звании. Вместо смертной казни его наградили титулом виконта.

21 октября 1805 год – Трафальгарское сражение , закончилось полным уничтожением франко-испанского флота. Это был последний бой Нельсона, парусник Виктори , на котором находился адмирал, потопил и взял на абордаж множество кораблей неприятеля.

Смерть Горацио Нельсона

Есть мнение, что от полученных в предыдущих битвах сильных ранений, Горацио Нельсон осознанно искал смерти. Перед битвой он надел свой парадный мундир, все ордена и медали, а в разгар сражения осознанно открыто стоял на палубе. Он скончался от пули, которая была выпущена с французского корабля «Редутабль», и последние его слова выражали удовлетворение от выполненного им долга.

У каждого государства есть герои, навсегда связанные с их прошлым благодаря деяниям, покрывшим их когда-то неувядаемой славой. Поскольку история человечества - это прежде всего история войн, то и в памяти людей главное место занимают те, чьи имена покрыты блеском побед. Для Англии таким кумиром стал адмирал Горацио Нельсон, краткая биография которого легла в основу данной статьи.

Юнга из семьи приходского священника

Будущий прославленный адмирал и гордость британского королевского флота Горацио Нельсон родился 29 сентября 1758 года в графстве Норфолк (Великобритания) в семье приходского священника Эдмонда Нельсона, человека доброго, аккуратного и весьма плодовитого, породившего на свет 11 детей. Несмотря на природную одарённость, склонность к учёбе Горацио не проявил, и в двенадцатилетнем возрасте поступил в качестве юнги на корабль, где его дядя Морис Саклинг был капитаном.

Под его руководством юноша получил первые навыки морского дела - научился читать карту, ознакомился с азами навигации и обращения с корабельными орудиями. Морские волны и паруса, наполненные ветром, нравились ему куда больше, чем скучные душные классы.

Юный смельчак

Летом 1773 года четырнадцатилетний Горацио Нельсон стал участником полярной экспедиции, организованной Королевским научным обществом. Попытка достичь полюса оказалась неудачной, и никого не покрыла славой, кроме самого молодого её участника. Именно там, в крайних широтах, Горацио впервые проявил свойственную ему необузданную храбрость, порой граничащую с безумием.

Свидетели его дикой выходки потом долго рассказывали, как однажды этот юнец, схватив в руки мушкет, в одиночку бросился преследовать огромного белого медведя, неожиданно появившегося в лагере. Это была верная смерть, так как во тьме полярной ночи пуля, выпущенная из столь примитивного оружия, едва ли могла угодить в цель. Но недаром говорят, что смелость творит чудеса - незваный гость поспешно ретировался, а за Горацио утвердилась репутация отчаянного малого - слава, желанней которой в юности ничего не может быть.

Первое офицерское звание

Впрочем, в его дальнейшей жизни случаев блеснуть своим героизмом было более чем достаточно. Вернувшись из экспедиции, Нельсон был зачислен в состав экипажа судна «Сихорс» и почти год провёл в Карибском море, где вблизи островов Вест-Индии участвовал в борьбе с контрабандистами, посягавшими вести незаконную торговлю на побережье Нового Света.

Летом 1777 года, сдав в Лондоне квалификационные экзамены, Горацио Нельсон украсил свои плечи офицерскими эполетами и уже в звании лейтенанта вновь вернулся к островам Карибского моря. Прибыл он туда в качестве помощника капитана флагманского корабля «Бристоль», которым командовал в то время будущий адмирал Паркер.

Дебют на капитанском мостике

Это назначение было последней ступенью перед его самостоятельным выходом на капитанский мостик. Уже на следующий год Нельсону поручают командование бригом «Беджер», направлявшимся на охрану побережья Латинской Америки. С этого времени жизнь молодого капитана проходила в непрестанных погонях за контрабандистами, заканчивавшихся подчас кровавыми абордажными схватками.

Показав себя на этом беспокойном поприще грамотным офицером и отчаяннейшим бойцом, двадцатидвухлетний капитан в 1780 году получил под своё командование многопушечный фрегат «Хинчинбрук». Прежде подобной чести удостаивались лишь убелённые сединой морские волки.

Но и после столь высокого назначения Нельсон остаётся верен себе - нещадно осыпает противника ядрами корабельных орудий, а сойдясь вплотную, бросается на абордаж. Во время первого же патрульного рейса вдоль побережья Америки его фрегат захватывает несколько судов, гружённых контрабандным товаром, и Горацио получает рекордную по тем временам призовую сумму - 800 фунтов.

Первая любовь морского волка

Ну а как же складывалась в те годы личная жизнь отважного моряка? Едва ли её можно назвать насыщенной, ведь большую часть времени он проводил в море. Впрочем, сохранилась его переписка с дочерью начальника военной полиции Квебека, где Нельсону довелось побывать по делам службы.

Из писем видно, что молодые люди питали друг к другу самые нежные чувства, которые, однако, так и не привели к свадьбе. Отважный в бою, Горацио спасовал перед красавицей и не решился сделать ей предложение. Возможно, впрочем, это была не робость, а проявление благоразумия.

Отвергнутое предложение

Известно и ещё об одном, увы, несостоявшемся романе, героем которого желал стать бравый капитан Нельсон. Горацио, как известно из воспоминаний современников, в 1783 году посетил Францию и там без памяти влюбился в некую мадемуазель Эндрюс - девицу привлекательную, богатую, но невероятно своенравную.

На этот раз герой решился сделать предложение, но юная сумасбродка отказала ему лишь на том основании, что он англичанин, и ей, как истинной патриотке, не пристало выходить замуж за одного из всегдашних врагов Франции. Однако злые языки утверждали, что подлинной причиной отказа было более выгодное предложение, полученное красавицей незадолго до этого.

Спившийся священник

Вернувшись на родину, Горацио Нельсон получил под своё командование фрегат «Борей» и продолжил патрулирование берегов Вест-Индии. Здесь ему довелось оказаться в довольно неловком положении. Дело в том, что один из его родных братьев - Уильям, пойдя по стопам отца, принял духовный сан и вознамерился непременно стать судовым священником на корабле, которым командовал Горацио.

Зная дикие и необузданные нравы своих моряков, Нельсон всячески отговаривал его от этой затеи, но в конце концов смирился и зачислил брата в свой экипаж. Закончилось это весьма печально. Оказавшись среди отъявленных безбожников, глумившихся над всем, чему он с детства поклонялся, Уильям запил, быстро опустился, и его пришлось срочно отправлять домой в Англию. Для Горацио это было сильным ударом.

Однако вскоре он нашёл утешение в объятиях молодой красавицы Джейн Моутрей - жены представителя Британского адмиралтейства на острове Антигуа. Но к несчастью, не прошло и месяца, чиновник был срочно отозван в Англию, а с ним навсегда уплыло и короткое счастье Нельсона.

Продолжение службы и долгожданная женитьба

К этому времени Соединённые Штаты Америки завоевали независимость от Англии и перестали считаться её колонией. Вместе с этим изменились и правила международной торговли. Теперь американцы потеряли право совершать свои коммерческие операции на островах Вест-Индии, так как те по-прежнему находились под протекторатом Англии, и у патрульного фрегата, которым командовал Нельсон, прибавилось работы.

Наконец в 1787 году произошло долгожданное событие в жизни боевого капитана - Горацио Нельсон женился. Его избранницей стала молодая вдова Фрэнсис Нисбет, имевшая уже сына от первого брака. Это была очаровательная женщина, которую в домашнем кругу звали просто Фани. Вскоре счастливая чета покинула Вест-Индию и вернулась в Англию.

Боевые раны

Когда в 1793 году началась война с Францией, Нельсон в качестве капитана линейного корабля эскадры адмирала Сэмюэля Худа участвовал в морских баталиях на Средиземном море, где покрыл себя славой, не померкшей в памяти соотечественников и по сей день. Там же, в результате тяжёлого ранения, полученного в ходе одной из боевых операций, он лишился правой руки.

Следует попутно обратить внимание на ошибочность расхожего мнения о том, что адмирал Горацио Нельсон - это звание он получил вскоре после описанных событий - носил повязку, закрывающую выбитый в бою глаз. Такое ранение он действительно однажды получил, но врачам удалось спасти его зрение, хотя и не в прежнем объёме.

Вершина славы и гибель прославленного адмирала

Пик его известности пришёлся на наполеоновские войны. Адмирал Горацио Нельсон виктория (победа) которого над французским флотом обеспечила успех всей кампании того года, стал поистине национальным героем. Король Георг III возвёл его в пэры и осыпал наградами, а в 1799 году произвёл в чин контр-адмирала, что по тем временам было высшим морским званием. Но конец его жизненного пути был уже близок.

Дата 21 октября 1805 года стала чёрным днём для истории британского флота - в этот день погиб адмирал Горацио Нельсон. Биография его была столь насыщена захватывающими приключениями, что они впоследствии легли в основу многих литературных произведений. В разгар знаменитого Трафальгарского сражения французская пуля, выпущенная во время абордажного боя, положила конец этой удивительной жизни.

Герой - во всём герой

Поскольку цинковых гробов в ту эпоху ещё не было, останки героя доставили на родину в бочке с бренди. Попав в привычную для моряка среду, тело прекрасно сохранилось и было похоронено в Лондоне в соборе Святого Павла.

О внешности национального героя Англии сегодня известно благодаря прижизненному портрету, который написал выдающийся британский портретист Уильям Бичи. Портрет Горацио Нельсона был создан в 1800 году, и на нём адмирал представлен в зените своей славы. Следует добавить ещё, что после себя он оставил двух сыновей, но рождённых не его законной женой, а супругой английского посла в Неаполе леди Эммой Гамильтон. Герой - он ведь во всём герой.