Гордость, тщеславие и самолюбие. Чем страшен грех гордыни и как с ним бороться в жизни

Порой мы не замечаем различия в словах, схожих по смыслу, и не придаем этому никакого значения. Однако неверное понимание значения слова может привести к греху. Рассмотрим вопрос, в чем разница между гордыней и гордостью с точки зрения православия. Я вам объясню, почему гордыня является смертным грехом, а гордость — положительной самооценкой. Мы рассмотрим проявление гордыни в сравнении с падением Люцифера и постараемся найти ответ, как избежать грехопадения в современном мире.

Гордость является положительным качеством человека, так как проявляется в самоуважении к себе либо другому человеку. Как часто мы гордились достижениями своих родителей, бабушек или прадедов. У многих деды принимали участие в Великой Отечественной войне и возвращались победителями. Мы горды за свое могучее отечество, так как являемся потомками победителей.

Гордость — это ощущение собственного достоинства. Нас с детства учили, что человек — это звучит гордо. Человек освоил космос, открывает законы мироздания, научился бороться с природными стихиями и победил множество неизлечимых ранее болезней.

Гордость проявляется в уважении к себе и окружающим. Если человек ощущает собственное достоинство, то он также уважается это в других людях. Очень часто впадающий в гордыню человек пытается прикрыть свой грех гордостью, объясняя свои поступки благородными целями и идеями. Однако помните, что в проявлении гордости нет унижения или безразличия к другим, если же оно появляется — речь идет далеко не о гордости, а о гордыне.

Гордыня — смертный грех

В православной традиции гордыня считается одним из восьми смертных грехов, ведь именно она привела к падению некогда верного богу Люцифера. Но мы не сравниваем себя с ангелами и архангелами, поэтому легкомысленно относимся к таким важным понятиям как гордость и гордыня. Разве зазорно гордиться своей родиной или отличными отметками в школе? Мы просто не понимаем разницы, чем отличается гордыня от гордости.

Православная церковь имеет твердое убеждение, что гордыня приводит к духовной смерти. Почему? Потому что это состояние души приводит к развитию других пороков, является отправной точкой для дальнейшего грехопадения. Ослепленный гордыней человек превозносит собственные качества выше всего и даже посягает на сравнение себя с богом. Немощный в своей сути человек забывает, кто наделил его такими качествами. Он полностью уверен, что благодаря своим талантам сможет добиться всего самостоятельно.

Гордыня — это утрированная гордость и заносчивость.

Зачем ему бог, если есть столько уверенности в своих силах и умениях? Точно также рассудил и Люцифер, что и привело его к падению. Носитель света стал ангелом тьмы, потому что возгордился перед своим Создателем. Люцифер решил стать независимым от бога и равным ему по свойствам. Он возненавидел человека, так как Создатель назвал его равным себе. Кто может быть равным богу, как не его приближенный Люцифер? Ненависть привела к отречению и окончательному падению денницы божьей — он был низринут с небес.

Отцы церкви наставляют нас не уподобляться Люциферу и не взращивать в себе семена гордыни. Как часто человек забывает, что он полностью беззащитен перед силами природы, надеется на свой разум и умения. В суетном тщеславии он не учитывает, что обязан своим благополучием Создателю. Кто дал человек органы чувств — зрение, осязание, слух и речь? Кто заботится о его пропитании и крове? Гордыня убеждает человека, что только благодаря собственным заслугам он имеет все блага в жизни.

Грех — это искажение заповеди божьей, ее противоположность.

Как Люцифер потерял чувство дистанции между собой и сотворившим его Создателем, так и человек забывается в самолюбовании и превозношении. Этому способствует враг человека — сатана, бывший ангел света. Мог ли бог создать подобное зло? Отцы церкви считают, что бог не создавал злого ангела — он сам исказил принцип божьей любви, что и привело его к грехопадению. Как мог исказить Люцифер принцип любви? Он перенес его с бога на себя самого, стал любит себя.

Гордыня в современном мире

Давайте рассмотрим, к чему может привести гордыня человека. Если вовремя не осознать пагубность проявления гордыни, она может привести даже к преступлению. Это мы видели на примере развития фашизма в Европе, когда немецкая нация стала считать себя лучше и важнее других народов. Сколько горя и слез принес фашизм всем, и немецкому народу тоже.

Гордыня приводит к национальному шовинизму, когда один народ считает себя в праве угнетать другие народы. Люди наполняются национальным чванством, путая шовинизм с национальным патриотизмом. В своем крайнем проявлении это приводит к физической расправе над представителями других народов или наций, нетерпимости к чужим традициям и верованиям.

Чтобы распознать духовное заболевание гордыней, нужно знать ее основные признаки и проявления:

  • зазнайство;
  • чванство;
  • высокомерие;
  • заносчивость;
  • ненависть;
  • предубежденность;
  • тщеславие;
  • стремление унизить других;
  • раздражительность и нетерпимость;
  • нежелание прощать и признавать свои ошибки.

Я перечислила источники питания для гордыни. Насколько далеко может зайти человек в проявлении своей гордыни, мы видели на исторических примерах. Но вы можете не согласиться с перечисленными примерами проявления свойств гордыни, ведь среди людей многие не умеют прощать и ведут себя заносчиво. Это так. Однако гордыня начинается тогда, когда человек перестает контролировать свои чувства и позволяет им полностью овладеть собой. В этом случае уже идет речь не о простом прегрешении, а о проявлении гордыни.

Как бороться с гордыней

Первым плодом гордыни является агрессия по отношению к другим людям. Гордец заносчив, вспыльчив, нетерпим. Чувство собственной важности может натолкнуть его на мысль о своем превосходстве и уникальности. Это приведет к тому, что он создаст сам из себя кумира и начнет поклоняться самому себе. Если кто-то осмелится возразить горделивому человеку, он начнет ему мстить.

Горделивый человек часто обидчив, что пытается тщательно скрыть от окружающих. Неутоленная обида и неосуществленная месть может привести к расстройству психики и здоровья. Это очень опасное состояние для самого гордеца и для его окружения.

Как противостоять проявлению гордыни? Прежде всего, нужно осознать свое духовное заболевание и признать его. Если человек не замечает за собой проявление гордыни, он не станет с ней бороться. Прислушайтесь к мнению окружающих — что они о вас говорят? Замечают ли они ваши недостатки, и какие именно? Это станет поводом для размышления о своем характере и свойствах.

Если вы часто раздражаетесь на людей, не впадаете ли вы в гордыню? Найдите в себе мотивы раздражения — что вас больше всего беспокоит? Затем начните придерживаться следующих правил в своей жизни:

  • принимайте мир таким, какой он есть;
  • не пытайтесь подчинить людей своей воли любыми способами;
  • научитесь прислушиваться к мнению людей;
  • за все благодарите создателя жизни;
  • в любой ситуации старайтесь увидеть позитивные стороны.

Если вы не можете самостоятельно справиться с гордыней, обратитесь за помощью к духовным наставникам из церкви или попросите старших людей помочь вам справиться со своими качествами. Мудрость старшего поколения бывает только на пользу молодым.

Человек - эмоциональная личность, с устоявшимися жизненными правилами. Он обладает большим энергетическим запасом, с помощью чувств проявляет свое отношение к окружающему миру, но каким потенциалом заряжены мысли человека и какие эмоции он излучает в процессе общения с людьми, зависит от него самого. Что такое гордыня и почему она названа для человека – попробуем сформулировать.

Гордыня - что это такое?

Гордыня – чувство превосходства собственной персоны перед остальными. Это неадекватная оценка личной значимости. Она часто приводит к совершению глупых ошибок, от которых страдают другие. Гордыня проявляется в высокомерном неуважении к другим людям и их жизни, проблемам. Люди, обладающие чувством гордыни - хвастаются своими жизненными достижениями. Определяют собственный успех личными стремлениями и усилиями, не замечая помощь Бога в очевидных жизненных обстоятельствах, не признают фактов поддержки других людей.

На латыни термин гордыня звучит «superbia». Гордыня - смертный грех по той причине, что все качества, заложенные в человеке от Творца. Видеть в себе источник всех жизненных достижений и считать что все окружающее - плоды собственных трудов, совсем неправильно. Критика в адрес окружающих и обсуждение их несостоятельности, насмешка над неудачами – тешит самолюбие людей с гордыней.

Признаки гордыни

Разговоры таких людей основаны на «Я» или «МОЁ». Проявление гордыни - мир в глазах горделивого, который делится на две неравных половины – «Он» и все остальные. Причем «все остальные» по сравнению с ним – пустое место, недостойное внимания. Если вспоминать о «всех остальных», то только для сравнения, в выгодном для гордыни свете – глупые, неблагодарные, неправые, слабые и так далее.

Гордыня в психологии

Гордыня может стать признаком неправильного воспитания. В детстве родители способны внушить своему чаду, что он лучше всех. Хвалить и поддерживать ребенка нужно – но по конкретным, не выдуманным поводам, а награждать ложной похвалой – формировать гордыню, личность с завышенной самооценкой. Такие люди не умеют анализировать свои недостатки. В детстве они не слышали критики и не способны её воспринимать в зрелом возрасте.

Часто гордыня разрушает отношения – общаться с горделивым неприятно. Изначально ощущать себя на порядок ниже, выслушивать надменные монологи, не желание идти на компромиссные решения, нравится не многим. Таланты и способности другого человека, пораженный гордыней, не признаёт. Если таковые будут открыто замечены в обществе или компании, то горделивый их публично будет опровергать и всячески отрицать.

Что такое гордыня в православии?

В православии гордыня считается главным грехом, она становится источником других душевных пороков: тщеславия, жадности, обидчивости. Основа, на которой построено спасение человеческой души – Господь, превыше всего. Потом надо возлюбить ближнего, иногда, пожертвовав собственными интересами. Но духовная гордыня не признает долгов перед другими, ей чуждо чувство сострадания. Добродетелью, искореняющей гордыню, является – смирение. Оно проявляется в терпении, благоразумии, послушании.


Чем отличается гордость от гордыни?

Гордость и гордыня – имеют разный смысл и проявляются в характере человека по разным признакам. Гордость – это чувство радости по конкретным обоснованным причинам. Она не преуменьшает и не унижает интересы других людей. Гордость – граница, она обозначает жизненные ценности, отображает внутренний мир, позволяет человеку с искренним чувством радоваться за достижения других людей. Гордыня делает человека рабом собственных принципов:

  • заставляет строить отношения по принципу неравенства;
  • не прощает ошибки;
  • имеет злопамятность;
  • не признает людские таланты;
  • склонна к самоутверждению на чужих трудах;
  • не позволяет человеку учиться на собственных ошибках.

Причины гордыни

Современное общество формирует мнение, что женщина может обходиться без мужчины. Женская гордыня не признает семейный союз – замужество, в котором мужчина глава и его мнение должно быть основным. Женщина в таких отношениях не признает правоту мужчины, явно выдвигает свою самостоятельность как аргумент, и стремится подчинить его волю. Ей важно быть в отношениях победительницей с непоколебимыми принципами. Пожертвовать собственными амбициями на благо семьи, для горделивой женщины недопустимо.

Чрезмерный контроль, пиление и женское раздражение по мелочному поводу – отравляют жизнь обоим. Все скандалы завершаются лишь после того как мужчина признает свою вину и женское Эго победит. Если мужчину принуждают, по любому мелочному поводу восхвалять превосходство супруги, он чувствует унижение. Его любовь угасает – возникает накал страстей, и он уходит из семьи.


К чему приводит гордыня?

Гордыню называют комплексом неполноценности. Нездоровое чувство превосходства над другими не позволяет человеку признать свои недостатки, побуждает доказывать всеми способами свою правоту – врать, хвастаться, выдумывать и лукавить. У тщеславных и горделивых развито чувство жестокости, злости, ненависти, обидчивости, презрения, зависти и отчаяния - что свойственно слабым по духу людям. Плоды гордыни – , порождающие агрессивное поведение к другим.

Гордыня человеческая - это насколько душа человеческая

от своего божьего замысла отличается.

Алексей Иванов. Золото бунта, или вниз по реке теснин.

Гордыня как качество личности – склонность проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самим собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: «Лорд Л. с камердинером». Писатель в свою очередь начертал: «Марк Твен с чемоданом».

Много лет назад дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил: - Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Гордыня – королева пороков. Любые человеческие пороки произрастают из гордыни. Зависть, гнев, жадность, корысть, эгоизм имеют её своим истоком. Она мать высокомерия, надменности, строптивости, кичливости, тщеславия. Например, человек становится рабом алчности не потому, что он хочет быть богатым, он хочет быть богаче всех. Если у кого-то больше счастья в жизни, вспыхивает зависть. Если кто-то ведет себя не так, как хотелось бы гордыне, возникают обиды, злоба и гнев. Поэтому гордыне принадлежит безоговорочное первое место на пьедестале пороков.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я шпион?! Наш успокаивает: — В тебе много гордыни. Шпион это я… А ты просто предатель…

На исповедь приходит женщина и говорит: Ой! Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая! И слышит в ответ: Ты не самая падшая. Ты просто падшая!

Гордыня в человеке — это представление, что я совершенен, а мир не совершенен. Человек, зараженный вирусом гордыни, стоит на платформе не Ученика, усваивающего уроки жизни, а Учителя, желающего контролировать поведение окружающих, учить их, навязывать им свои представления и принципы. Позиция гордыни — пусть несовершенная жизнь безоговорочно примет моё совершенное руководство. Поэтому гордец считает, что нужно менять не себя, а мир и других людей. Мигель не Унамуно пишет: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, - это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни».

Фундаментом гордыни является чувство, что в мире отсутствует Высшая Сила, отсутствует энергия любви и процветания, в ней нет высшего начала, абсолюта. Есть только совершенный Я и несовершенная жизнь. Поэтому нужно в ней хорошо работать локтями, идти к цели, не считаясь со средствами, нужно бороться и сражаться за своё место под солнцем. Жизнь воспринимается гордыней, как некое агрессивное пространство и поэтому в ней нужно идти на «таран», нападать, рвать всех, как Тузик тряпку. В основе гордыни — страх перед жизнью.

Никто иная, как гордыня провоцирует человека причинять вред другим живым существам и даже идти на убийство. Гордыня нашептывает уму: «Я выше этих ничтожных людишек, поэтому имею право вершить их судьбы». Носитель гордыни всегда неосознанно, помимо своей воли агрессивен. Он не думает об окружающих, главное, чтобы ему было комфортно. Ослепленный гордыней человек проявляет самомнение, самонадеянность, опрометчивость, считая, что каждая его мысль – абсолютная истина в последней инстанции. Это обусловливает массу ошибок и просчетов. У грузин есть хорошая пословица: «Кто задирает голову, тот спотыкается». Гордец начинает нервничать и гневаться на других, причинять им страдания.

Гордыня – это все пороки в одном, то есть представляет собой собирательное качество личности. Не случайно церковь считает гордыню смертным грехом. Генри Лайон Олди в книге «Дитя Ойкумены» пишет: «Жестокость – изнанка обиды. Ненависть – изнанка слабости. Жалость – изнанка взгляда в зеркало. Агрессия – тыл гордыни. Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного».

Всякие классификации условны и, всё же, постараемся разбить пороки – производные гордыни, по определенным группам. Так, в первую группу поместим качества личности, проявляющие постоянное стремление возвыситься или чрезмерно унизиться перед людьми. Это высокомерие, надменность, кичливость, чванство, спесивость, строптивость, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоуничижение, заносчивость, превосходство. Вторая группа качеств личности связана со стремлением человека иметь больше других. Это алчность, жадность, похотливость, вожделение, сладострастие, зависть, неудовлетворенность жизнью, недовольство. Третья группа качеств личности связана с проявлением склонностей человека идти во внешний мир с растопыренными локтями, на «таран», в лобовую атаку, пытаясь реализовать свои желания в ущерб намерениям остальных. Это эгоизм, корыстолюбие, бесцеремонность, наглость, хамство, грубость, бестактность, невоспитанность, неучтивость, непочтительность, беззастенчивость, бессовестность, развязность, разнузданность, бескультурье. В четвертой группе качеств, связанных с желанием славы, сгрудились в кучу тщеславие, хвастовство, самонадеянность, нездоровая амбициозность, чрезмерное честолюбие, нескромность, звездная болезнь. В пятой группе представлена делегация качеств личности, скрытно проявляющих стремление человека быть выше других. Это лицемерие, ханжество, коварство, вероломство, сплетничество, клеветничество, подхалимство, лесть, лживость, скрытность, доносительство.

Английский философ Фрэнсис Бэкон подметил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться». Действительно, многие пороки можно скрыть. Сладострастию можно предаваться тайком, ханжество прикрывать показной добродетелью. Из гордыни плохая партизанка. Имея в основе столько пороков, она, даже обладая феноменальной артистичностью, не в силах спрятать свой хищный оскал от глаз окружающих. Гордец «гроша не стоит, глядит — рублем», но все понимают, что таким, как он, пятак за пучок в базарный день. Немецкая поговорка гласит: «Глупость и гордыня растут на одном дереве».

По каким признакам вычисляется гордыня? Признаков достаточно много. Если разбирать каждый в отдельности понадобится целая книга, поэтому ограничимся простым их перечислением: уверенность, что ты всегда прав; покровительственное отношение к другим и отношение свысока; чрезмерное чувство собственной важности; унижение себя и других; непрощение себя и других; мысль о том, что ты лучше других; приписывание себе трудов и заслуг других людей; умение поставить соперника в невыгодное положение; контроль над ситуацией без несения ответственности за неё; надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало; выставление напоказ достатка, одежды и прочего; не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; привлечение к себе внимания; болтливость, разговоры о своих проблемах; обидчивость; излишняя чувствительность или бесчувственность; мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; ощущение своей никчемности; отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; работа сверх всякой меры; недоверие к Богу и людям; сотворение кумира из себя и из других; неблагодарность; пренебрежение малыми людьми; невнимание; неосознание своей гордыни и духовных проблем; наличие раздражительного тона; мысль о том, чтобы проучить кого-либо; неподчинение воле Бога; недостаток самоуважения; безрассудство и бездумство; нечестность по отношению к себе и другим; неспособность пойти на компромисс; желание всегда оставить последнее слово за собой; нежелание делиться своими знаниями; невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему; мысль о необходимости спасать других от их проблем.

Гордыня, порождая эгоизм, блокирует разум. Человек считает себя центром Вселенной, он уже всё знает. О личностном росте приходится забыть. Академик Павлов говорил: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».

Есть такая замечательная притча:

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.

Я просил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что душа её вечна, а тело всё равно умрёт.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что даёт благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

Я попросил уберечь меня от боли,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот
И приближают к Нему

Я попросил Бога духовного роста,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А Он лишь будет подрезать меня,
чтобы заставить плодоносить.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же,
Как Он любит меня,
И Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить»….

Я просил сил,
и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня…
Я просил мудрости,
и Бог послал мне проблемы,
над которыми приходится ломать
голову…
Я просил мужества,
и Бог послал мне опасности…
Я просил любви,
и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи….
Я просил благ,
и Бог дал мне возможности…
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.

Писатель Владимир Рыбин в романе «Поцелуй Иуды» в контексте гордыни пишет: «… Отринь гордыню, не мни себя Богом. Потому что тебе мало дано. Но в том малом, что тебе дано, ты обязан быть Богом. Ибо ты создан Богом по образу Его и подобию.

Отринь гордыню. Но и самоуничижение тоже отринь. Богу не нужны ничтожества, унижающие себя. Даже постом и молитвой. Пост и молитва для того, чтобы ты не забывал о своем предназначении исполнять волю Бога. Чтобы в том малом, что тебе дано, ты творил, созидал, обогащая себя и людей, мир. Не распознать, загубить это малое, данное тебе, и есть неисполнение Божьей воли…

Сатана говорит: «Ты червь». Божественность, заложенная в тебе, настаивает: «Ты - подобие Бога!»

Гордостью живи, но не гордыней. Будь творцом и учись в каждом видеть творца. И делай, делай, а не рассуждай. Рассуждение - лишь преддверие к делу. Помни Евангелие: «Молитва без дел - мертва». И не откладывай на потом, не забывай урок Гамлета: «Погибают замыслы от долгих отлагательств»…»

Гордыня косит всех людей без разбору, но особенно она благоволит к людям, добившимся власти или унаследовавшим ее. У всех царственных особ играет гордыня. Даже отец Петра Великого, русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, не чурался гордыни. Историк Н.И. Костомаров дал ему такую характеристику: «Приветливый, ласковый царь дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением… Царь являлся народу не иначе как торжественно. Вот, например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках; сани провожают отряды стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ… Москвичи считали благоразумным прятаться в дом, когда проезжал царь…»

Петр Ковалев

В каждом качестве люди стараются разглядеть полезные и вредные стороны для себя. Такое качество, как гордыня, вызывает множество вопросов. Является ли оно хорошим? Почему люди должны гордиться, но когда проявляют гордость в отношении себя, это вызывает негодование? Как избавиться от гордыни?.

Существует большая разница между гордостью и гордыней. Гордость – это когда вы чрезмерно восхищаетесь собой или другим человеком. А гордыня – это мнение, что ваша жизнь самая правильная, а образы жизни окружающих неправильные.

Что такое гордыня? Это когда вы думаете, что другие люди неправильные, живут бессмысленно, мир вообще без вас не может существовать и только вы знаете, как жить со смыслом и спасти мир.

Горделивый человек воспринимает себя всезнающим, все умеющим делать, не нуждающимся в помощи, но способным спасти всех и вся. Герои, которые часто иллюстрируются в сказках и фантастических фильмах, являются горделивыми людьми. Сюжет истории разворачивается так, что герои начинают думать, будто только они способны всех спасти. Другие люди становятся слабыми, немощными, беспомощными. В реальной жизни это выражается в желании всем и везде помочь. Человек считает на подсознательном уровне, что люди без него не справятся. Вы можете попробовать отговорить его, чтобы он не помогал. Он вам ответит: «Ты ничего не понимаешь. Я вижу, что им нужно помочь. Все, я пошел им помогать!».

Горделивый человек часто идет помогать всем и вся. Абсолютно все люди кажутся в глазах такого человека нуждающимися в помощи. А это происходит за счет мыслей, что только он знает, как правильно, как нужно и как должно быть. Конечно же, горделивый человек считает себя всегда и во всем правильным. Только он живет правильно, а остальные грешат, поэтому им нужна помощь, моральные нравоучения и дополнительное образование, чтобы они поняли, как надо.

Заповедь, которую нарушают горделивые люди, звучит так: «Живи и дай жить другим!». Они сами не могут жить гармонично и счастливо и другим стараются создать такие же условия жизни.

Что такое гордыня?

Если к гордости люди относятся положительно, то гордыня воспринимается отрицательно. Что такое гордыня? Это чрезмерная гордость человека за самого себя. Она сопровождается заносчивостью, зазнайством и эгоизмом.

Горделивого человека не любят по одной веской причине – он возвышает себя над другими. Он считает себя более знающим, красивым, успешным, умелым, нежели другие люди. Он считает, что лучше разбирается в жизни, во вкусах, в одежде, в политике и т. д. Зачастую гордыня проявляется необоснованно, то есть не имея веских причин для своего существования. Человек гордится тем, чего не существует, не замечая реального положения дел. При этом он необоснованно унижает окружающих, что, естественно, не нравится.

В религии гордыню относят к одному из смертных грехов. Данное качество рассматривается как желание человека возвыситься до уровня Бога, стать превыше и важнее других людей.

Горделивый человек часто проявляет качества мании величия. К нему не хочется обращаться за помощью. Перед ним не хочется раскрываться. Ему нет желания рассказывать о своих проблемах. Все заключается в том, что горделивый человек не склонен к эмпатии. Если ему рассказать о своих проблемах, то он будет тешиться этим. Он начнет указывать, что у него все хорошо, а те, кто к нему пришел, являются лузерами, неудачниками.

С горделивым человеком неприятно общаться, поскольку он ищет любые способы, чтобы снова возвыситься за счет чужих бед.

Кто такой горделивый человек? Его обычно представляют с гордо поднятым носом и выпяченным подбородком, мол, «я всегда прав». Так оно и есть: такой человек всегда считает себя правым, поскольку думает, что все знает.

Всезнающий человек – горделивый человек. Даже духовные люди признают тот факт, что они могут чего-то не знать, хотя именно к ним обращаются окружающие, чтобы познать свою душу. Горделивый человек считает, что он все знает, соответственно, когда кто-то доказывает ему его неправоту, тот защищается. Ему трудно признать тот факт, что он чего-то может не знать. Поэтому спорить с горделивым человеком – пустая трата времени. Легче будет не спорить, чем просто испортить себе нервы и настроение.

Любимой фразой горделивых людей является: «Я же тебе говорил(-а)!». Он еще раз желает себе и окружающим доказать, что все знает. А как это еще можно лучше сделать, если не показать на примере того, что он говорил, то и сбылось. Когда горделивый человек оказывается прав, он считает это знамением: «Смотрите, я же был прав!». Когда с другими людьми происходят такие случаи, он считает это совпадением, везением или случайностью. Здесь снова прослеживается желание человека быть всегда и во всем правым, лучшим и всезнающим.

Но откуда появляется эта гордыня? Каковы коренные мотивы того, что человек становится горделивым? Все основано на простом желании быть нужным и важным для других людей. Тот, кто обладает знаниями, считается важным и нужным человеком. Вот почему горделивый человек устремляет все свои силы на то, чтобы доказать окружающим, что он все знает. Он ориентирован на статус, а именно на то, чтобы чувствовать себя важным и нужным другим людям.

Естественно, можно предположить, что горделивый человек – тот, кто в детстве прошел через этап, когда он чувствовал себя ненужным своим родителям. Пережив такое состояние, человек программирует себя на то, чтобы всегда и всем быть важным и нужным. Как он этого будет достигать? Всеми доступными способами. Он будет наблюдать за окружающими и отмечать, что людей друг в друге привлекает. После чего именно эти стороны личности он будет в себе развивать (в лучшем случае) либо просто казаться «привлекательным» человеком (то есть на самом деле не быть таковым внутри).

Гордыня и гордость – в чем разница?

Гордыня и гордость имеют однокоренные слова. Нередко из-за этого людям кажется, что это абсолютно схожие понятия. На самом деле различие между ними имеется. Статья детально рассматривает ее, чтобы люди понимали, когда они проявляют гордость (что есть хорошо), а когда гордыню (что считается смертным грехом). В чем разница?

Эмоциональный окрас является одним из характерных различий. Гордыня окрашивается в негативные эмоции, поскольку они направлены на возвышение себя за счет унижения окружающих. Проявляется ненависть, неприятие, неуважение в отношении других людей, что является отрицательными эмоциями.

Гордыня же носит положительный эмоциональный окрас, поскольку речь идет о радости за свои или чужие достижения, которые имеются в реальном мире. Человек не возвышается и не унижает, а просто радуется за достижения, которые были совершены лично им или другими людьми.

Гордые и горделивые люди отличаются между собой. Гордость заставляет проявлять чувство справедливости, сочувствия, коллективизма и патриотизма. Гордыня заставляет проявлять зависть, ненависть, неуважение и презрение, отвращение к окружающим. Гордый человек всегда ориентирован на правду и справедливость. К нему можно обратиться, чтобы он дал честный ответ. Такого не узреешь за горделивым индивидом, который ориентирован только на самого себя. Он любит только себя, при этом ненавидит окружающих.

Еще одним отличием гордости и гордыни являются достижения. Гордость проявляется у человека, который реально чего-то достиг. Он знает, на что способен, гордится своими достижениями, имеет реальный опыт положительных результатов. Гордыня же основывается на мифах и иллюзиях. Достижения, о которых говорит горделивый человек, не являются реальными. Оглядываясь в прошлое, нет реальных историй, которые бы подтверждали слова человека.

Гордость – это опора на самого себя и сила. Гордыня – это уязвимость.

Самым примечательным отличием данных качеств является ориентированность на других людей. Гордость проявляется в том, что человек готов радоваться за успехи окружающих. Он действительно счастлив, что у других людей что-то получается. Гордыня же не позволяет человеку радоваться за окружающих. Он, наоборот, завидует им, если они достигают большего, чем он.

Признаки гордыни

Можно ли распознать горделивого человека? На самом деле это не составит никакого труда. Гордыня проявляется в том, что человек считает себя единственно правым. Мнения окружающих он воспринимает как неправильные, глупые, ошибочные. Все неправы, кроме него самого. А раз так, значит, окружающие люди глупые. Он постоянно говорит людям о том, что они глупые, что является явным признаком гордыни.

В голове горделивого человека имеется иерархия, на вершине которой находится он сам. Другие люди всегда находятся ниже его. Кто на какой ступени будет находиться, зависит от тех критериев, по которым он их оценивает. Наравне с собой он никого не поставит.

Оказать помощь другим людям горделивый человек может, однако она никогда не будет бескорыстной. Если такой индивид помог, то обязательно потребует отдачу. При этом, помогая другим, он еще раз доказывает, что является важным и нужным для окружающих.

Может ли такой человек попросить о помощи? Может, но лишь в крайнем случае. Обычно он старается всего достичь сам, чтобы в случае успеха пожинать плоды единолично. Однако при неспособности обойтись без помощи людей он готов попросить о ней, переступив через себя. Сделает он это так, чтобы в итоге не остаться должным и не чувствовать, что ему помогли.

Горделивый человек считает, что мир без него рухнет, а люди без его помощи просто не выживут. Он все знает и все умеет, поэтому люди должны обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. Однако нередко такой индивид сам нуждается в помощи и поддержке, в чем сам никогда не признается.

Советы горделивый человек дает направо и налево, лаже когда о них не спрашивают. При этом он ждет, что другие люди стопроцентно и безоговорочно ими воспользуются. Это еще больше укрепит его авторитет и важность. Гордыня не позволяет признать тот факт, что окружающие имеют свою голову на плечах и способны иметь свое правильное мнение.

Горделивый человек отличается тем, что пытается взвалить на себя заботы и дела. Он старается везде поспеть, со всеми делами справиться, поскольку считает, что без него ничего не случится. Он надрывается, тратит все силы и время, а когда не достигает желаемых результатов или не получает одобрения со стороны окружающих, то начинает обвинять во всех бедах людей. Он все сделал со своей стороны (даже если его об этом не просили), а судьба такая неблагодарная…

Успехи горделивый человек приписывает исключительно себе, а беды, неудачи – окружающим. Он осуждает поступки других людей, которые действуют не так, как того хочет он. При этом он не способен принимать советы от людей, поскольку в таком случае начинает воспринимать их как попытку им управлять.

Горделивый человек любит вешать ярлыки на других людей, считая себя самым умным. Он полагает, что все ему должны, любые его капризы должны исполняться еще до того, как он о них заговорил.

Как избавиться от гордыни?

Замечая за собой признаки гордыни, человек уже становится на один шаг ближе к исцелению. Гордыня часто скрывается, не позволяя человеку распознать ее. Однако если каждый горделивый человек увидит, что он проявляет гордыню, он уже наполовину будет исцелен. Как избавиться от гордыни?

Немаловажной становится техника принятия окружающих такими, какие они есть. Она подходит не только горделивым людям, но и лицам с другими отрицательными качествами. Принять людей такими, какие они есть, посчитать их право быть собой, а не такими, какими их хочется видеть, осознать их правоту – все это тоже помогает в избавлении от гордыни.

Итог

Гордость и гордыня являются разными понятиями, несмотря на то, что основываются на одном чувстве. Гордость направлена на реальные достижения. Гордыня же базируется на иллюзиях в голове человека. Понимая разницу между данными понятиями, можно прийти к итогу – нужно себя менять или нет?

В гордости нет ничего плохого. Она является положительной реакцией человека на то, что были достигнуты хорошие результаты. При этом становится неважным, кто их достиг. Гордость возникает как за самого себя, так и за других людей.

Гордыня же часто сопрягается с тщеславием, когда человек старается возвыситься над окружающими, при этом редко опираясь на реальные достижения, умения и знания. Человеку кажется, что мир без него не сможет существовать, поэтому все его поступки являются навязчивыми, неприятными и отталкивающими.

Если не избавиться от гордыни, то можно остаться в одиночестве, что станет неблагоприятным прогнозом. А исцеление наступает тогда, когда человек сам признает и решает, что хочет измениться.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством - и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” - когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?” - “Нет”, - ответила она. - “Ну талантлива?” - “Нет”. - “Так, стало быть, богата?” - “Нет”. - “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, - сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза - оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает - гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное - смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек - яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение - разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13-14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!