Интенция парадоксальная, коммуникативная - определение понятий. Интенция парадоксальная и коммуникативная

Человеку свойственно изучать этот мир, включаться сознанием во многие процессы, чтобы понять суть вещей. Интенция – феномен «внимания» ума направленный на вымышленный или реальный объект познания. Термин широко используется в психологии, философии, социологии, религии.

Интенция - что это?

Интенция - это (с лат. intention – стремление, замысел) – намерение человека, сосредоточенного на цели познать предмет или объект. Интенция отличается от просто желаний, которые представляют собой влечение души тем, что это действия и решения в соответствии с задуманным планом. Интенциональность сознания – свойство, заложенное в психике, помогающее воспринимать мир, обнаруживать взаимосвязи с предметами и явлениями.

Интенция в психологии

Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии - это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет. Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в. исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

  1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
  2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
  3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

Интенциональность в философии

Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства. Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э. Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

  1. За процесс познания предмета отвечает сердце. В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство.
  2. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.

Парадоксальная интенция

Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии. – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция - это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии. Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

Парадоксальная интенция - как применять

Метод парадоксальной интенции более эффективен если используется с включением в него юмора. Американский психолог Г. Олпорт высказался, что невротик, который во время терапии учится относится к себе с юмором и своей фобии – становится на путь самообладания и выздоровления. Примеры применения парадоксальной интенции:

  1. Терапия бессонницы . Человек, находящийся какой то период в тревоге по поводу нарушения сна, закрепляется в чувстве страха, что снова не сможет заснуть. Франкл предлагал пациенту стараться как можно больше желать себе бодрствующего состояния. Стремление не заснуть вскоре вызывает сон.
  2. Боязнь публичных выступлений . Дрожь во время выступления. В. Франкл предлагал отрабатывать ситуацию с дрожью, вызывая сильное желание задрожать, стать «чемпионом по дрожанию» и напряжение снимается.
  3. Семейные ссоры . Логотерапевт в рамках парадоксальной интенции дает задание супругам начать ссориться осознанно с большим эмоциональным накалом, до полного изнеможения друг друга.
  4. Различные обсессивно-компульсивные расстройства . Интересен пример из практики доктора Кочановского. Молодая женщина за пределами своего дома постоянно носила темные очки, которые скрывали направление ее взгляда на область гениталий всех встречавшихся по пути мужчин. Терапия заключалась в снятии очков и разрешении терапевтом без стыда смотреть в направлении области гениталий любых мужчин. Пациентка за две недели избавилась от компульсии.

Парадоксальная интенция - заикание

Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

  1. Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…»
  2. Внимание переключается на логику.
  3. Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

Парадоксальная интенция для похудения

Понятие интенциональности всегда апеллирует к сознательному выбору человека и его воле. Ожирение – проблема, в основе которой лежат , подкрепляемые нездоровой пищей. Как интенция может помочь в похудении? Все очень просто - надо начать заставлять себя есть: «я просто обязана поесть, сейчас пойду куплю огромный торт и весь съем, стану самым толстым человеком на планете Земля!». Организм начинает активно сопротивляться огромному желанию его перекормить. Здесь важны принципы искреннего намерения и каждодневная практика метода.

Ребенка называют чистым листом бумаги. Он пока ничего не знает, не умеет, не приспособлен к социуму. Задачу всему обучить берут на себя родители, воспитатели и учителя. Именно под их руководством и возникает интенция, которая бывает парадоксальной и коммуникативной..

Интенция может показаться сложным понятием. Однако если правильно и в прямом смысле прочитать слова, которые будут написаны в данной статье, можно легко понять, что это такое.

  • Почему у каждого человека имеется свое мировоззрение?
  • Почему люди говорят об одном и том же, однако каждый из них понимает что-то свое?
  • Почему одна и та же ситуация интерпретируется по-разному людьми?
  • Почему то, что хорошо для одного, может быть плохим для другого?

Эти и многие другие вопросы люди задают себе, не обращая внимания на то, что речь идет о разности. Мир как бы существует один на всех. В нем все четко, ясно и определенно. Однако люди, которые на него смотрят и оценивают, говорят различные вещи.

Как так получается, что мир один, а мнений о нем много? На данный вопрос частично можно ответить, исходя из теории интенции.

Что такое интенция?

Пытаясь выяснить, что такое интенция, можно простым языком определить данное понятие как направленность мышления. У каждого человека есть своя направленность мышления на определенное действие или предмет. И эту направленность зачастую человек вырабатывает с детства, когда занимаются его воспитанием, формированием мировоззрения, даже объяснением того, что такое хорошо и плохо.

Здесь не имеет значения, реальным или надуманным является то, на что направлен человек. Синонимами интенции являются:

  1. Цель.
  2. Стремление.
  3. Замысел.
  4. Желание.
  5. Идея.
  6. Установка.
  7. План.
  8. Побуждение.
  9. Назначение.
  10. Смысл.
  11. Решение.

Определяющими словами являются установка или направленность. Иногда под интенцией понимается совершение действия под порывом своих духовных желаний, не анализируя, насколько это целесообразно.

  • В психологии под интенцией понимается стремление человека проигрывать напряженно критические ситуации, в которых он снова может пережить свой страх или невроз.
  • В неврологии под интенцией понимается направленность мышления на психическую активность, деятельность или объект, что помогает в достижении цели.
  • В философии под интенцией понимается смысловая направленность на духовное познание и восприятие. Это мировоззрение, направленность воли, души или цели.

Если говорить простым языком, интенция – это ориентирование человека на определенные действия, события, предметы и прочие явления. Почему мужчины разбрасывают носки, а женщины из-за этого переживают? Потому что каждый направлен на определенную деятельность: мужчина не придает никакого значения, где лежат его носки, пока они ему не понадобились; женщина заботится о том, чтобы все вещи лежали на своих местах, поэтому переживает, когда порядок нарушается.

Каждый человек направлен на что-то конкретное. В зависимости от этой направленности, у него формируются те или иные взгляды на жизнь, он развивает в себе определенные умения и привычки, получает конкретный набор знаний и информации. Человек не познает мир целиком. Его мышление (взгляд) ограничено. В зависимости от того, что он замечает, у него формируются те или иные убеждения. И все это основано на направленности, на что человек должен обращать внимание.

Одним из примеров интенции можно привести различные взгляды на одно и то же явление. У каждого свое понимание справедливости. Для одного человека справедливо иметь красивое тело, в то время как другой человек считает это несправедливым. Но если спросить, что делает тот и другой человек для своей красоты, выяснится, что тот, кто красив, тратит много времени для собственного преображения, а тот, кто некрасив, ничего не делает ради своей красоты. Так, где здесь справедливость?

На самом деле справедливо все, что человек имеет в реальной жизни. Та справедливость, о которой люди думают, — лишь иллюзия. Зачастую люди судят о чем-то, не зная всех обстоятельств дела. К примеру, все люди будут жалеть женщину, которую избил мужчина. Но если бы они участвовали в той ситуации, когда это все произошло, то наверняка заметили бы, что женщина сама спровоцировала мужчину на ее избиение (либо она его оскорбляла, либо сама бросалась на него с кулаками, либо угрожала и т. д.).

Человек получает все по справедливости. И если кажется иначе, то вы просто не хотите замечать очевидных вещей. Всем людям хочется лежать на диване и при этом быть богатыми. Но как вы считаете, это справедливо? Почему вы осуждаете богатых людей, которые тратят по 16 часов в сутки? Вы тратите намного меньше времени и сил на зарабатывание денег. Все справедливо: кто больше и усерднее трудится, тот больше получает.

«У соседа всегда трава зеленее», поэтому вам всего лишь кажется, что люди легко достигают своих успехов. Справедливо все то, что вы имеете. Это стало результатом всех ваших решений, слов, действий. Все, что у вас есть, — справедливый результат всех ваших усилий. Не судите других, потому что вы не живете их жизнью, как и другие не могут судить о вас, потому что они не знают, сколько усилий вам пришлось приложить, чтобы справедливо иметь все то, что у вас есть.

Понимание, взгляды, выводы, поступки – это и многое другое базируется на том, на что направлено мышление человека. Вот почему так часто можно услышать совет: если хотите изменить жизнь, измените свое мышление (то есть измените направленность своего мышления на другой лад).

Человек периодически сталкивается с неприятными ситуациями. Некоторые из них являются пугающими или стрессовыми настолько, что человек не может себя контролировать. В логотерапии используется методика парадоксальной интенции, когда терапевт предлагает клиенту представить или осуществить то, что его пугает, в момент критической ситуации.

Другими словами, нужно начать дрожать и бояться в момент сдачи экзамена, если у человек есть страх перед его сдачей. Людям нужно максимально громко и долго ссориться, если им неприятны скандалы.

В чем смысл данной техники:

  1. Человек обретает контроль. Он не боится чего-то непредсказуемого, а сам провоцирует ситуацию, когда его страх осуществляется. Здесь приходит понимание бессмысленности таких действий.
  2. Человек перестает бояться. Это происходит благодаря тому, что переключается от возможных переживаний, которые он будет испытывать, если случится нечто страшное, на совершение поступков, которые вызовут страх.

Парадоксальная интенция используется в лечении людей, которые подвержены различным страхам, неврозам, переживаниям. Человек в состоянии ожидания начинает бояться еще сильнее. Хотя по факту еще ничего не происходит из того, что бы пугало человека. Если ситуация случается, тогда его переживания усиливаются. Нередко в состоянии ожидания человек доводит себя до такого, что падает в обморок или сталкивается с инфарктом.

Обычной реакцией боящегося человека является избегание, убегание от той реальности, в которой может произойти нечто страшное. Порой человек даже начинает бояться выходить из дома или общаться с людьми, чтобы только его страхи не реализовались. Человек старается подавить или каким-либо образом противостоять , однако они еще больше усиливаются.

Человек большую часть своего времени опасается того, что может с ним случиться или что он может сделать. Принцип парадоксальной интенции заключается в том, чтобы человек хотел осуществления и реализации его страха.

Все люди обучаются речи, которая заключается сначала в усвоении слов, построении предложений и фраз. Однако со временем вырабатывается определенный стиль общения человека с различными людьми. Именно данный стиль общения является коммуникативной (речевой) интенцией, которая проявляется в одобрении или порицании, утверждении или расспросах, требовании или советах. Она базируется на человеческих:

  • Желаниях.
  • Мотивах.
  • Мыслях.
  • Потребностях.
  • Эмоциях.

Человек через свою речь выражает свой внутренний мир, отношение и намерения.

Проблема того, что люди друг друга не понимают, часто беспокоит тех, кто пытается установить контакты с важными для себя людьми, но у них ничего не получается. Вы пытаетесь что-то объяснить, говорите, «разжевываете», но вас будто не слышат. Каковы причины того, что люди друг друга не понимают?

Не будем брать примеры, когда люди просто говорят на разных языках. Вы говорите по-русски, а ваш собеседник – по-японски – очень сложно понять друг друга, если ни один из вас не знает языка другого.

Но случается так, что люди говорят на одном языке, вот только создается ощущение, что все-таки на разных. Вы и ваш собеседник говорите на русском языке, но почему-то понимания не происходит. В чем же дело? Проблема заключается в том, какую смысловую нагрузку каждый из вас вкладывает в одни и те же слова. Одно и то же слово, а значение у каждого человека свое. Кто-то под «любовью» понимает чувства, которые у него возникают, когда рядом находится любимый, а его собеседник под этим же словом будет понимать поступки, которые совершает партнер. Вот и получается, что они оба могут не поверить в любовь друг к другу, потому что один хочет чувствовать, а второй будет на действиях демонстрировать свои чувства, при этом будучи спокойным на уровне эмоций.

Люди не понимают друг друга еще и по другой причине. Невозможно понять то, что сам не пережил. Вы можете приблизительно представить то, о чем вам говорят другие люди. Но если вы сами не пережили этих же ощущений, чувств, боли, негатива и т. д., то сложно понять того, кто вам о них рассказывает.

Так, ребенку сложно понять родителей, почему нужно учиться. Ему не хочется учиться, а родители пытаются передать ему ту боль, которую они испытывали, когда их не нанимали на работу по причине отсутствия образования. Так, невозможно отговорить ребенка от замужества, если он еще сам не пожил в браке и не понял, что это такое.

Невозможно человеку понять то, что лично не переживалось. Вы можете поддержать другого человека, можете ему посочувствовать. Но пока вы сами не пройдете через ту радость или боль, о которой говорите, вам не понять.

Люди могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга. Наверняка вы и сами сталкивались с непониманием со стороны окружающих либо чувствовали, что не понимаете других людей. Это определяется той направленностью, на которую заточено ваше мышление.

«Я не понимаю, как такое может быть» — это еще одна из форм того, почему люди не находят общего языка. В картине мира всех людей находятся идеи о том, как должно быть: какими окружающие должны быть, как должны себя вести, как события должны развиваться и т. д. Но когда происходит что-то, что не вписывается в их картину мира, они говорят: «Я не понимаю таких людей». Так же другие могут не понимать вас, когда вы совершаете поступки или принимаете решения, которые не вписываются в их картину мира: «Так должно быть».

Это 3 причины того, почему люди говорят на одном языке, но им настолько трудно понять друг друга, что они готовы «вешать ярлыки» и оскорблять других, нежели просто принять тот факт, что не все будут поняты вами и не всем будете понятны вы.

Итог

Интенция – это направленность, которая говорит человеку, на что обращать внимание, как действовать, к чему стремиться и как достигать целей. Итог зависит от этой направленности, поскольку человек в любой ситуации начинает себя ограничивать в свободе выбора и нахождения различных решений. Только при отсутствии направленности можно увидеть все многообразие и найти максимально комфортный для себя подход.

Почти каждому человеку знакомы страх, тревога, беспокойство. Один боится выступать перед людьми, потому, что у него начинают сильно дрожать руки; другой опасается ездить в лифте, считая, что там можно задохнуться; третий от волнения краснеет, бледнеет и начинает заикаться; четвертого охватывает ужас, если он остается один в темноте.

Справиться с подобными сложностями помогает парадоксальная интенция – психотерапевтический метод, который был предложен Альфредом Адлером, а затем разработан Виктором Франклом. Термин «интенция» (от лат. intentio – «стремление», «внимание») означает внутреннее стремление, направленность сознания на какой-либо предмет или явление, а «парадоксальная» — буквально «сделанная наоборот». Суть метода в следующем: вместо того, чтобы бежать от неприятных чувств и вызывающих их ситуаций, надо предпринять прямо противоположное, то есть идти навстречу тому, чего опасаешься.

Первопричиной страхов часто служит некое происшествие и связанные с ним неприятные переживания. Например, кто-то, выступая перед большой аудиторией, очень волнуется (как волнуются при этом практически все) и вдруг замечает, что у него дрожат руки. Когда ему в очередной раз приходится выйти на трибуну, к обычному волнению добавляется страх, что руки снова задрожат, — и это опасение сбывается. Тогда человек начинает отказываться от выступлений: он думает о том, как руки опять будут трястись и скрыть это не удастся. Если вовремя не преодолеть страх, ситуация может усугубиться. Так формируется страх ожидания или фобия, который приводит к тому, что симптом действительно повторяется, а в результате первоначальные опасения еще более усиливаются. Образуется порочный круг. Разомкнуть его удастся, устранив исходный страх ожидания.

Этому и способствует парадоксальная интенция. Франкл рассказывал, как к психотерапевту обратились родители девятилетнего мальчика, который несмотря на все наказания и укоры, каждую ночь мочился в постель. Психотерапевт удивил ребенка неожиданным предложением: всякий раз, как постель окажется мокрой, он будет получать за это 50 центов. Мальчик был очень доволен, рассчитывая заработать на своем недостатке деньги. Но хотя он делал все возможное, чтобы получить награду, ничего у него не получалось. Невротический симптом исчез, как только на первый план вышло желание его повторения.

Чтобы применить метод самостоятельно, нужно мысленно сформулировать парадоксальное намерение, то есть стремление совершить нечто обратное тому, от чего нужно избавиться. Причем желательно облечь свое намерение в юмористическую форму. Смех позволяет взглянуть на себя и собственные проблемы со стороны и таким образом обрести полный контроль над собой. Именно в этом и состоит главная идея метода.

Принцип «сделай наоборот» оказался очень плодотворен. В частности, парадоксальная интенция помогает, когда человек никак не может заснуть. Напряженное стремление достичь определенного эмоционального состояния или испытать заданное чувство – любовь, удовольствие, радость, расслабленность, страх – никогда не приведет к цели. Переживание, идущее из глубин психики, неуловимое и не поддающееся рациональному объяснению, исчезает, как только его упорно стараются поймать. То же самое относится и к расслаблению, которое предшествует сну. Обычно борющиеся с бессонницей совершают самую большую из возможных ошибок: они подкарауливают сон. Человек внимательно следит за тем, что происходит внутри него, но чем он сильнее напрягает свое внимание, тем труднее ему расслабиться настолько, чтобы заснуть. Лучшее средство избавиться от бессонницы – забыть на время о сне и поставить себе цель бодрствовать всю ночь.

  • 12. Психологические особенности акцентуированного поведения в подростковом возрасте. Виды акцентуаций. Методы диагностики и коррекции.
  • 19. Направления и формы работы психолога с учительским коллективом. Роль психолога в формировании профессионального мастерства учителя. Педагогические способности. Психолого-педагогический консилиум.
  • 20. Теория учебной деятельности д.Б. Эльконина. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.
  • 22. Общение и его психологические характеристики. Структура, функции и виды общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
  • 24. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Психологические характеристики коллектива. Социометрия.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.
  • 28. Психологические особенности внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Диагностика и коррекция внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.
  • 29. Эффективность консультационного процесса. Факторы, влияющие на успешность консультационного процесса
  • 30. Направления в психологическом консультировании. Психоанализ з.Фрейда. Структура личности по з.Фрейду. Психокоррекционные приемы и техники психоанализа.
  • 32. Этапы психологического консультирования. Специфика подготовки консультанта к проведению сессии.
  • 33. Транзактный анализ э.Берна. Виды транзакций. Теория игр. Использование в практике психологического консультирования и коррекции.
  • 34. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Супружеские проблемы в психологическом консультировании.
  • 35. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании.
  • 36. Бихевиоральное направление в практике психологического консультирования и коррекции. Положительное и отрицательное подкрепление, величина и режим подкрепления.
  • 37.Основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании.
  • 38. Консультирование по проблемам личностного плана.
  • 39. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Клиентоцентрированная терапия к.Роджерса и ее основные принципы.
  • 40. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Виды профессиональной деятельности.
  • 42. Организация и планирование работы школьного психолога. Документация школьного психолога. Кабинет школьного психолога.
  • Рабочая документация школьного психолога
  • 1. План работы психолога
  • Методические рекомендации к организации
  • 43 Прцедуры и техники.
  • Защитные механизмы для снижения тревожности
  • Как помочь тревожному ребенку.(коррекция)
  • Повышение самооценки.
  • Обучение детей умению управлять своим поведением.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • 45. Психологические особенности детей, имеющие отклонения в умственном развитии. Понятие задержка психического развития. Умственно отсталые дети. Педагогически запущенные дети.
  • 46. Гештальтерапия ф. Перлза. Основополагающие принципы работы психотерапевта в рамках гештальтподхода. Цикл контакта в рамках гештальтерапии, способы прерывания контакта.
  • 48. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования.
  • 49. Специфика психологического консультирования. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. Личность психолога-консультанта
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.
  • 1. Современные технологии воспитания.
  • 2. Предмет и задачи методики преподавания педагогики. Внеучебная работа по пед.
  • 4. Особенности содержания социального воспитания в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  • 5. Социализация личности: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания.
  • 6. Формы организации обучения: классно-урочная система, факультатив, экскурсия, д/з, консультация, экзамен
  • 7. Педагогика как наука. Закон об образовании рф, рб.
  • 8. Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Руссо, Песталоцци, Толстой, Монтессори, Френе, Роджерс, Сухомлинский
  • 9. Содержание образования. Виды образования. Гос.Стандарт образования, учебные планы, учебники, программы
  • 10. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества, профильное обучение, игровые технологии, метод проектов.
  • 19. Диагностика результатов воспитательной работы.
  • II. Движущие силы процесса обучения
  • III. Функции учебного процесса
  • IV. Основные звенья учебного процесса
  • I. Понятие о диагностики обучения
  • III. Основные виды контроля
  • II. Классификация о методах обучения.
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.

    Основателем логотерапии (от греческого «logos» - слово и therapeia - забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человечес­кого существования и осуществляется поиск этого смысла, стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равнове­сия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

    В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созида­ющим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:1. Способствующие созиданию духовной личности. 2.Разрушающие духовность. 3. Безразличные по отношению к духовности. Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от ответственности также является поступком, за который че­ловек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбо­ра созидающего поступка реализуется смысл жизни. Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого челове­ка эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность. Если у человека возникает состояние потери смысла жиз­ни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уни­кальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в ко­тором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоя­тельствах - смысл жизни всегда может быть найден. В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. И именно то, что чело­век не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бес­смысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как пра­вило, потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, учас­ти в военных действиях и т.д.

    Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер: творчестве; эмоциональных переживаниях; сознательном принятии тех обстоятельств, которые че­ловек не в состоянии изменить.Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необ­ходимостью.Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь од­ним из моментов самотрансценденции. Франкл следующим образом описывает механизм обра­зования патологической реакции

    страха: у человека появ­ляются страх перед каким-либо явлением (сердечный при­ступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожида­ния - страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, не­посредственно связанные с событием. На свой страх чело­век начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).В сложившейся ситуации Франкл предлагает использо­вать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоот­странению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистан­цироваться и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».Отсюда вытекают основные положения логотерапии: 1.Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни. 2. Смысл жизни не может быть дан человеку извне, пред­ложен или навязан. Он должен найти его вполне само­стоятельно.

    Техники

    1.Метод дерефлексии означает снятие излишнего само­контроля, размышление о собственных сложностях - то, что в обиходе называют самокопанием. 2. Метод парадоксальной интенции (намерение) предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот ста­рается избежать. При этом активно используются различ­ные проявления юмора. Используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испы­тывает страх закрытых помещений, ему предлагается заста­вить себя находиться в таком помещении. И в результате мнительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал. 3.Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрос­лого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приоб­ретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жиз­ни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уни­кальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, что­бы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относит­ся к своему положению. 4. «Сократовский диалог». Задача данного приема - вов­лечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» - своего рода интеллекту­альный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоре­чивые и бездоказательные суждения клиента. Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса ле­жит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким об­разом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.