Использование опросов в социально-психологической диагностике. Опросы: зачем они нужны и как их проводить

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анкетирование в социологическом исследовании. Интервью как один из видов общения, его применение. Метод опроса как основной метод получения социологической информации, его разновидности, особенности и условия использования. Правила составления вопросов.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Социологическое исследование: понятие и основные виды. Опрос как способ сбора информации. Основные виды опросов: анкетирование, интервью. Суть социологического исследования как отображения настроения общественности или ее реакцию на какое-либо событие.

    реферат , добавлен 23.08.2012

    Основные методы сбора информации для социологического интервью для журналистской заметки: анкетирование, интервьюирование через Интернет, письменный и устный опрос, анализ полученных корреспондентом результатов. Особенности профессионального мышления.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Опрос - метод сбора социологической информации. Устный и письменный опросы. Анкетирование, интервью, тесты. Простая и сложная выборки при интервьюировании. Тест как инструмент получения информации о склонностях, предрасположенностях и реакциях индивидов.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2010

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности - анкетирование и интервью. Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста. Интервью - проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы.

В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях - посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).

Кроме того, виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные; д) клинические и фокусированные; е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство - вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов - адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник - более широкий термин, чем анкета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета - это документ опроса («Анкета для рабочего») и метод опроса (т.е. анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник (questionnaire), который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рассылается по почте либо раздается респондентам для самостоятельного заполнения.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 чел. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения.

Групповое анкетирование требует соблюдения некоторых специальных условий, обеспечивающих психологический комфорт ситуации опроса и повышающих качество ответов. Помещение, где проводится опрос, должно быть психологически нейтральным (комната отдыха), свободным от мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посторонних людей и т.п.). Опрашиваемые обеспечиваются условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно друг от друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность сосредоточиться и обдумать свои ответы индивидуально, не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и возможные варианты ответов. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более знакомство с ответами опрашиваемых в процессе заполнения анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходимости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются.

В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75-80% случаев. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респондету, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. В первом случае респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляется возможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, даже подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы.

Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и(или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д. и т.п.) социологи стремятся избегать анкетирования, т.е. самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научного процесса.

Как бы то ни было, но в социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отождествляют с применением опроса. Правда, психологу, оперирующему тестами, опросная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установлено, что жестких границ между дисциплинами не существует, одни и те же методы применяются в разных науках. Специалист подбирает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Четыре вида опроса - индивидуальный и групповой, устный и письменный - взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса (рис. 1.3).

К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос - в клеточку ИП; телефонный опрос - в клеточку ИУ, а фокус-группа - в клеточку ГУ.

Логический квадрат - очень удобная и наглядная форма построения классификации или типологии чего-либо, в данном случае методов опроса. Она применима лишь к таким ситуациям, где каждая клеточка (квадрант) таблицы заполняется. К примеру, с четырьмя другими видами опроса - очным и заочным, индивидуальным и групповым - построить логический квадрат не удастся. Причина в том, что одна клеточка остается пустой. Действительно, трудно себе представить групповой заочный опрос. Хотя, возможно, он когда-то и кем-то проводился, но остался в истории науки экзотическим примером, нежели устоявшейся практикой.

Опрос - это метод сбора информации, который основан на очном или заочном взаимодействии с респондентом. Опрос является одним из самых популярных методов получения информации о респонденте .

При проведении опроса исследователь задает перечень специальных вопросов, ответы на которые могут дать ему необходимую для исследования информацию, опирающуюся на цели и задачи исследования.

Отличительной чертой данного метода также является возможность его массового использования при относительно небольших затратах.

Данный метод можно классифицировать по следующим критериям:

1. По характеру опрашиваемой совокупности:

· Индивидуальные

· Групповые

2. По форме проведения:

· Письменные

3. По частоте проведения:

· Повторные

· Бесповторные

4. По месту проведения:

· По месту жительства

· По месту работы или учебы

5. По способу получения информации:

· Анкетный опрос

· Интервью .

Анкетный опрос отличается от интервью тем, что не требует обязательного общения с респондентом лицом к лицу. Ключевым инструментом данного метода выступает - анкета.

Сферы применения методов опроса

Сфера применения методов опроса обширна. Использование данных методов служит инструментом для решения социальных, экономических, политических, культурных проблем жизнедеятельности общества .

Опрос принимает своеобразные формы при использовании в различных отраслях. Работники силовых структур опрашивают подозреваемых и выясняют обстоятельства дела и их отношение к нему. Главный врач в больнице, обходя своих пациентов, использует данный метод для выяснения необходимой для него информации.

Этим методом также пользуются журналисты, педагоги и многие другие. Однако вышеизложенные примеры являются лишь бытовым эквивалентом применения социологического метода.

Ключевыми направлениями применения метода опроса в социологических исследованиях являются:

· Выявление факторов, тем или иным образом влияющих на социальный объект.

· Определение отношений между различными социальными группами, а также их отношение к социальному объекту.

· Выяснение ценностных ориентаций общества.

· Диагностика состояния общества.

Анкетный опрос

Анкетный вопрос является наиболее популярным методом социологического исследования, чем наблюдение, эксперимент или анализ документов. В рамках моей курсовой работы я использовала именно этот метод.

Анкетный опрос делится на следующие виды

I. По распространению:

1. Раздаточный

2. Прессовой

3. Почтовый.

II. По охвату:

1. Индивидуальный

2. Групповой.

Анкета - ключевая составляющая анкетного опроса.

Анкета - это упорядоченная система вопросов (с возможными вариантами ответов и без), которая полностью опирается на цели, задачи и гипотезы исследования.

Вопросы в анкете делятся на:

2. Функциональные (упорядочивают ход заполнения) .

В свою очередь функциональные вопросы бывают: контрольные (служат для проверки правдивости ответов респондентом), вопросы-фильтры (используются для того, чтобы "отфильтровать" адресата), а также функционально-психологические, целью которых является осуществление перехода от одного смыслового блока вопросов к другому, а также для того, чтобы снизить напряжение респондента и "сломать" его установки.

По форме вопросы можно разделить на:

· Открытые

· Закрытые

· Полузакрытые

В сравнении с другими методами социологического исследования, метод анкетного опроса является наиболее приемлемым для исследования различного рода социальных, политических, экономических и культурных проблем.

Преимущества анкетного опроса:

· Низкие материальные затраты

· Отражает полную картину

· Полученную информацию легко обрабатывать, систематизировать и проанализировать.

· Не требует большого штата, в том числе профессионального.

· Дает возможность собрать и обработать большое количество информации.

· Достаточно прост в организации.

· Т.к. опрос является анонимным, склоняет респондента давать более честную информацию .

Для проверки гипотезы о том, что метод опроса является наиболее подходящим для выявления проблем в образовании, далее приведено исследование, в котором приняли участие 1037 учащихся в учреждениях ПТО и ССУЗах.

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии важным является овладение мастерством практической деятельности социолога. Поэтому изучение особенностей анкетирования является своевременным, актуальным исследованием на начальных курсах.

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

  • а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;
  • б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Пути распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать. Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.

Для того, чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своего имени.

В своей работе мне бы хотелось показать, с какими сложностями сталкивалась наша группа, при проведении анкетного опроса пенсионеров. В процессе дальнейшего освоения профессии это даст возможность понять, как действовать при следующем опросе; как вести себя в тех случаях, когда респондент не хочет отвечать или просто не находит на это времени; каким способом начать с ним разговор; как нужно представиться и насколько правильно донести информацию до пожилого респондента, чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования.

Исследовательская активность по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира на определенном этапе предполагает сбор и обработку информации. Одним из наиболее популярных методов сбора информации является проведение опроса в письменной форме. В таких науках, как социология, педагогика, демография, анкетирование - один из основных методов исследования.

Широкое использование анкетирования обусловлено следующими достоинствами этого метода. Прежде всего, это высокая оперативность в получении информации, возможность организации массовых обследований, относительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. Помимо этого, существенным является отсутствие влияния личности, поведения опрашивающего на восприятие респондентов, практически отсутствие условий для демонстрации субъективного пристрастия корреспондента к кому-либо их отвечающих.

«Заочное» обследование несет в себе и некоторые недостатки. Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов респондентов. Достоверность ответов также иногда сомнительна, поскольку на итоги влияют неосознаваемые установки и мотивы, ответы могут быть следствие желания выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашая положение дел.

Такой заочный опрос респондента имеет стабильный сценарий. Анкеты представляют собой бланк с обращением к респонденту, инструкцией и перечнем вопросов, заранее подготовленных, которые отвечающие заполняют самостоятельно. Процесс заполнения анкеты должен быть как-то мотивирован, поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными, формирующими установки на сотрудничество. За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

Текст вопросительных предложений должен отвечать цели и задачам анкетирования. Грамотное составление вопросов - важнейший этап, во многом определяющий успех анкетирования.

Вопросы о фактах сознания выявляют суждения, мотивы, ожидания, планы, мнения респондентов. В отличие от подобных вопросы о фактах поведения выявляют реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Такое выделение необходимо для качественной обработки и интерпретации получаемых данных.

Оформление вопроса-ответа также различно. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. Респонденту остается выбрать из данных ему вариантов, количество выборов оговаривается в инструкции.

Существуют разные способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

  • а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да» - «нет», «согласен» - «не согласен», «верно» - «неверно»); б) поливариантная форма, предусматривающая список ответов. Например: «Каким человеком вы можете назвать себя?».
  • 1. Безграмотным в компьютерном отношении человеком
  • 2. Начинающим пользователе
  • 3. Уверенным пользователем
  • в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для ранжирования степени убеждения, отношения, переживания, впечатления и т.д. Тогда предполагаемые ответы могут выглядеть следующим образом:
    • - полностью согласен
    • - согласен, но бывают исключения
    • - частично согласен
    • - не согласен, хотя допускаю исключения
    • - совершенно не согласен

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет сравнительно легко сопоставлять результаты, но ограничивает выражение индивидуальных мнений, оценок.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Перечень ответов здесь содержит графу «другие ответы» или «предложите свой вариант». Возможен и такой вариант:

«Проходили ли Вы специализированное компьютерное обучение?»

  • 1. Да где проходили_____________________
  • 2. Нет

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью формулирует сам респондент.

Вопросы различаются также по способу формулирования. В зависимости от этого, они могут быть прямыми или косвенными. Прямой вопрос направлен на непосредственное поучение информации, косвенный - связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации. Ответ респондента будет существенно различаться и это будет связано прежде всего с формулировкой вопроса. Это видно из следующего примера прямого и косвенного вопросов: «Почему в своей профессиональной деятельности Вы не пользуетесь компьютерными средствами?» или «Часть учителей пока еще не пользуется компьютером. Как вы думаете, почему?».

Нередко основные, информационные вопросы в анкете дополняются контрольными, которые позволяют уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или сами анкеты. Чаще всего это могут быть повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Для повышения эффективности контроля в анкете ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными. Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы, при этом основной и контрольный вопросы не следует размещать рядом.

Формулируя вопросы, необходимо придерживаться ряда требований. Это относится к логике и последовательности изложения вопросов, которые должны быть направлены на разрешение задач сбора информации во всем их диапазоне. Необходимо особо обращать внимание на соотношение условного «объема» вопроса и диапазона ответов к нему, в том числе и на их грамматическое согласование. Например: «Как вы относитесь к своей профессии? Собираетесь и дальше работать учителем?»

  • 1. это мое призвание, менять его не собираюсь.
  • 2. буду и дальше работать, но не в этой школе.
  • 3. пока буду работать учителем, потом - не знаю.
  • 4. вероятно, изменю сферу деятельности.
  • 5. твердо решила уйти из образования.
  • 6. затрудняюсь ответить.

Данный пример показывает, что спрашивается одновременно о разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы фактически означают одно и то же.

Семантическое содержание вопросов, используемых слов и выражений должно соответствовать возрастному и интеллектуальному уровню респондентов.

Обработка данных зависит от форм ответов. Сопоставлять открытые ответы достаточно трудно, поэтому их чаще используют либо на ранних стадиях составления анкеты - в период пробных исследований, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся индивидуальных вариантов ответов. При обработке данных от большого количества респондентов часто используют кодирование ответов закрытых вопросов. Возможен такой вариант - ответы сопровождаются числами, обозначающими порядковый номер ответа. Далее при обработке идут операции с числами с использованием методов математической статистики.

Социологический опрос

5. Особенности применения опроса в оперативных целях

Опрос граждан -- беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Области применения опроса:

1. изучение социально-психологических характеристик кандидатов на работу в органы КГБ;

2. оценка морально-психологического климата в коллективе подразделения;

3. анализ качества проводимых организационных и воспитательных мероприятий;

4. выявление знаний-мнений, суждений о прошлых, настоящих и будущих событиях;

5. выяснение интересов, взглядов, установок, ценностных ориентации, мотивов поведения людей;

6. изучение различных видов деятельности и т.д.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

В первом случае тщательно изучается личность человека, с которым предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны и т.п. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, и т.п.

Второй путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т.п.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный сотрудник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу, действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.

Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

Результаты разведывательного опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.

В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании мероприятий, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

Постоянно вызывает дискуссии вопрос о применении в ходе опроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры). Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко -, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения и т.п.

Звукозапись беседы, в установленном порядке исследованная экспертом в области акустики, может быть признана источником доказательств по делу и положена в основу обвинительного (или оправдательного) приговора.

Для проведения опроса разрабатывается вопросник - четкая система вопросов, оформленных в виде анкеты (для анкетирования) или в виде перечня (плана для интервью, беседы).

Вопросы классифицируются по различным основаниям, выделяющим:

их предметное содержание,

технику заполнения.

отношение к личности респондента.

методические функции вопроса в анкете.

По технике заполнения в зависимости от наличия возможного ответа различают:

а) закрытые вопросы - опрашиваемому (респонденту) предлагается
выбрать из вариантов ответа тот, который совпадает с его мнением;

б) полузакрытые вопросы - опрашиваемый имеет возможность нетолько выбрать вариант ответа, но и высказать свое особое мнение;

в) открытые вопросы - не содержат вариантов ответа и предлагают свободную, произвольную форму ответа опрашиваемым.

Вопросы опрашиваемому должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимо вслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно не уместны они при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. «Улавливающие» вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.

Опрос граждан, в том числе иностранцев и лиц без гражданства с использованием полиграфа является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия -- опроса с применением технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, путем фиксации физиологических реакций опрашиваемого на задаваемые вопросы. ОИП проводится органами государственной безопасности в соответствии с Законами Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственных секретах".

Органы государственной безопасности применяют ОИП в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам, а также отбора кандидатов на службу (работу) в КГБ.

Целью ОИП является оценка достоверности информации, полученной ранее от опрашиваемого человека.

Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для осуществляемой органами государственной безопасности оперативно-розыскной деятельности, а также при проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам.

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.

В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

Практика показывает, что опрос граждан - одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности.

Интервью как метод сбора информации

Человека, к которому пришел корреспондент прежде всего интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы не искажая действительность...

Контент-анализ и его процедура

· формулируются тема, задачи и гипотезы исследования · определяются категории анализа - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает...

Метод анкетного опроса как инструмент выявления проблем в образовании

Сфера применения методов опроса обширна. Использование данных методов служит инструментом для решения социальных, экономических, политических, культурных проблем жизнедеятельности общества ...

Микросоциология

Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи и обмена информации являются документы. Для отдельного человека - это свидетельство о рождении, паспорт, удостоверение личности...

Особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы

Социологическое исследование - это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения...

Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

Метод опроса один из наиболее часто используемых методов в социологии. Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного...

Понятие личности в социологии и психологии

Итак, основные понятия социологической теории личности связаны с процессами формирования личности, ее социализации, статуса личности, ее ролей и т.д. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью...

Прогнозное социальное проектирование

Социальное проектирование -- это всегда и взгляд в некоторое будущее, как правило, ближайшее. Парадокс заключается в том, что человек в этом случае всегда планирует свое прошлое. Создавая концепцию своего развития...

Инструментом создания человеческих желаний и потребностей является конкретный рекламный образ. Рекламный образ - это художественный образ...

Система работы Центра занятости населения г. Ачинска

Специалист первичного приема проверяет правильность оформления предъявляемых документов...

Смертная казнь за и против (на примере России)

Цели смертной казни накладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых могло влечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения Никифоров А...

Социально-экономические процессы и их влияние на воспроизводство населения

Если рассматривать социальную составляющую функции регулирования экономических процессов, то в качестве основы функционирования системы регулирования благосостояния я бы выделил хозяйственный механизм и входящие в него подсистемы...

Элементы профессионализма в социальной работе

Методы социальной работы можно рассматривать с нескольких сторон. Раньше общепринятой точкой зрения было определение в качестве методов тех подходов в социальной работе...