Изменение отношения к ситуации может изменить саму ситуацию. Менять ситуацию или отношение к ней

Очередная бредовая идея, к несчастью ассоциируемая с психологами, звучит так «Не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней ». Якобы психологи так говорят и более того, сильно помогают всем это сделать.

Это верно с точностью до наоборот! И вот почему.

Дело в том, что психологам не нужно этого делать, за них это уже сделали сами клиенты, собственно именно поэтому им и пришлось обратиться к психологу, именно поэтому они страдают и мучаются и переживают то, что называется неврозом.

Рассмотрим на примере. Человек переживает тяжелую жизненную ситуацию - развод, увольнение, конфликт с близким человеком. Нормальными реакциями на такие ситуации может быть - грусть, злость, печаль, тоска, боль, одиночество и т.д.

Но человеку не удается прожить эти чувства. Может быть потому, что они слишком сильные и тяжелые и нет никого кто мог бы поддержать его в их проживании, может быть потому, что человеку в детстве запретили их чувствовать («не злись», «как тебе не стыдно расстраиваться, - вон посмотри на … ему то в тысячу раз хуже»).

И тогда человек делает именно то, что якобы советуют психологи, - не имея возможности изменить ситуацию, он меняет свое отношение к ней. Например, начинает подавлять свою злость или убеждать себя, что уже совсем забыл о близком друге или… далее в том же духе.

На самом деле, конечно же, отношение не меняется, оно только маскируется, прячется, подавляется, а реальное переживание, настоящая боль уходит вглубь и превращается в болезнь, - психологическую, иногда в психосоматическую.

Вторая часть марлезонского балета - «не можешь изменить ситуацию… ». В жизни куча ситуаций, которые изменить нельзя. Это правда! Иногда это сложно принять, но ничего уж тут не попишешь…

Но часто, когда спрашиваешь человека, а что же за ситуации он имеет в виду, когда произносит сокровенное «не можешь изменить ситуацию…», то ответ бывает удивительным. «Я должен изменить отношение к начальнику, который на меня орет», «я должен терпеть эту женщину ведь она моя жена», «я не могу ничего ответить ей, - она ведь моя мама!» и т.д.

Оказывается - начальник, жена и мама стоят для этого человека в одном ряду с такими необратимыми и незыблемыми данностями как смерть или смена времен года. В этом случае работают так называемые интроекты, то есть некие социальные и\или семейные стереотипы, которые не осознаются человеком, но сильно влияют на сферу того, что он может позволить себе поменять.

Эти интроекты могут быть, например такими - «мать это святое», «женщин обижать нельзя», «деньги должны доставаться тяжелым трудом, (желательно с кровью и потом)» и т.д.

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что это такая за «ситуация» и откуда она берётся. Ведь ни одна проблемная «ситуация» не бывает как гром среди ясного неба. У неё всегда есть предпосылки и источники. Причины подобных ситуаций делятся на две категории: одни из них находятся вовне, а другие – это переживания человека, внутренняя реакция на эти события.

Предлагаю рассмотреть первую группу причин. Можем ли мы что-то сделать с теми факторами, которые лежат вне границ нашей души и тела? На первый взгляд кажется, что нет. Как мы можем повлиять на внешние силы? Но если присмотреться внимательнее, то только от самого человека зависит, продолжать ему находиться в дискомфортной ситуации или нет, подставляться под негативные факторы или постараться их избежать. Тут, конечно, не всё полностью зависит от нас. Но надо понять, что существует не только чёрное и белое. Есть что-то, на что мы можем повлиять, а есть что-то, на что не можем. И это задача каждого человека - распознать, что он может в этой ситуации поменять. Для этого, прежде всего, нужно осознать эту ситуацию как некомфортную и неприятную. Без этого вообще никакие изменения невозможны. В этом-то как раз и помогают внутренние факторы, наши отношения, переживания, оценки.

Давайте обратимся и к другому фактору. Есть набившая оскомину фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношения к ней! ». Но что же это значит на самом деле? И как это сделать – изменить отношение? Откуда вообще берётся это отношение? Сами ли мы решаем, как нам реагировать на ту или иную ситуацию? Как и всему прочему, эмоциональному реагированию на происходящие события мы учимся в детстве. Конечно, не напрямую. Родители не учат нас в малолетстве, как реагировать, например, на увольнение или не расставание с любимым. Но все наши взрослые ситуации можно свести к определённым категориям. Примерно этот список может выглядеть так: успех, неудача, неожиданность, стрессовая ситуация. Вот реакциям на эти как раз ситуации мы обучаемся в детстве под влиянием окружающих взрослых. Ситуации неудачи у маленького ребёнка, подростка, студента и, например, офисного работника совершенно разные, но в способе реагирования на них мы найдём много общего у одного человека. И мы не можем себя силой воли заставить себя реагировать на эти ситуации по-другому. Ну, может разово и можем, если очень напрячься, но в целом рисунок реагирования будет оставаться похожим. Что же делать? Вот тут как раз на помощь приходят методы и способы психотерапии. Для этого нужно изучить личную историю человека и вместе с ним понять, как же появился данный способ реагирования, какие события и переживания сопровождали этот процесс? Работая в процессе терапии с этими событиями, проживая их, мы уменьшаем их значимость для человека, уменьшаем их влияние. Вместе с этим человек получает возможность сформировать свой собственный, новый способ реагирования на ту или иную группу ситуаций. Теперь у него нет необходимости поступать так, как его невзначай «научили» старшие, а он может выработать адекватный своим силам и возможностям способ реагирования. (Я пишу «научили» в кавычках, потому что это редко бывает прямое непосредственное обучение. Обучают нас обычно очень правильным вещам. Но в процесс научения это ещё и наблюдение за взрослыми и их реакциями, это те ситуации, в которые попадает ребёнок раз за разом).

Вот такой тернистый и трудоёмкий путь ждёт тех, кто действительно хочет поменять своё отношение к окружающим событиям.


В стародавние времена на одной скале в Тибете кто-то высек надпись: "Научились ли вы радоваться трудностям?". Давайте посмотрим, как можно обратить себе на пользу этот мудрый принцип.

Некоторые люди не замечают, что сами являются источником собственных проблем. В их головах господствуют идеи такого сорта: "у меня ничего не получится", "я не смогу", "это невозможно", "я, наверно, уродился таким неуверенным" и прочие. Конечно, такие негативные установки имеют причину, но они не имеют разумного основания, потому что, во-первых, никто не знает наверняка, что у него получится, а что нет и где предел его возможностей. Во-вторых, упаднические мысли формируют пораженческий настрой. У человека с таким настроем действительно ничего не получится, т.к. негативное мышление подавляет его потенциал.

Мы же с вами говорим о позитивном мышлении, которое раскрывает наши потенциальные возможности.

Всё, что угодно в этом мире с разных точек зрения может иметь и плюсы, и минусы. Даже в смерти человека можно найти плюсы: избавился от страданий, освободил должность, оставил наследство и сохранил много кислорода для потомков. Мир и так задает нам много вопросов, которые надо решать, и если мы вдобавок еще будем мотать себе нервы, то будем сами себе создавать дополнительные проблемы. Лучше быть себе другом, а не врагом. Для этого надо уметь смотреть на мир позитивно. В мире нет проблем, а существуют события. Или вопросы, которые следует решать. Вместо того, чтобы в событиях видеть одни лишь минусы и отдаваться своим привычным расстройствам, полезней к ним относиться философски - воспринимать их, как должное. А также замечать в них плюсы.

Если водитель не вписался в поворот и разбил автомобиль, то обычно он тут же придает событию статус проблемы - концентрируется на минусах и размышляет примерно так: "как всё ужасно! Несколько лет копил на машину - и вот тебе раз, - одним махом вдребезги! Мало того, что свою разбил, так еще и за чужую платить придется! Говорила мама мне, дураку, что надо застраховать машину и не надо лихачить!" и так далее. Человек занимается самобичеванием. Является ли такой подход к делу разумным? Ясно, что такой подход попросту глуп, т.к. он не решает вопрос, а убивает нервы и портит здоровье (как говорится, все болезни от нервов). Тем не менее, именно таким глупостям люди отдаются регулярно. Причем, добровольно. Как говорил мой друг Михайло Ломоносов, сначала вобьют себе в голову хрень, а потом жалуются, что голова раскалывается.

В данной ситуации умней поступит тот, который сумеет преодолеть свою естественную склонность к огорчению, посмотрит на событие с другой стороны и скажет себе: "ну что ж, надо решать проблему. А вообще-то, можно ли эту ситуацию назвать проблемой? Назову-ка ее лучше вопросом, который надо решить. Она (т.е., ситуация) делает меня сильней. Потеря материальных благ - это вообще-то ерунда. Главное, что обошлось без жертв, инвалидов и сам оказался невредим. Я получил полезный урок. Именно такие уроки делают меня более опытным и прозорливым, и теперь я застрахован от скользких поворотов". Можно в данной ситуации заметить и другие плюсы, например: не надо будет раскошеливаться на зимние шины, назрел повод купить новый автомобиль, а заодно сменить диванные пролежни на мышечный тонус, ведь появился стимул, чтобы активней шевелиться и т.д.

Именно умение смотреть на мир позитивно и действовать активно, вместо того, чтобы тратить силы в изнурительном плавании по болоту собственных огорчений, отличает победителей от аутсайдеров.

Умейте смотреть на мир позитивно. Хоть мир не всегда нас гладит, иногда шлепает, но и в подзатыльнике можно заметить полезную встряску. На худой конец, массаж головы. Во всяких минусах есть плюсы. Развод можно считать обретением свободы или необходимым шагом навстречу новому счастью (уверяю вас, что на свете есть много более достойных людей, чем бывшая вторая половина). Даже самый утомительный разговор может оказаться продуктивной беседой, а кризис - благоприятной возможностью. Если вы получили двойку на экзамене, то это повод набраться знаний, коих, как известно, много не бывает (между прочим, строгие и принципиальные преподаватели, которые заставляют студентов тщательно изучать науку, как правило, делают их более образованными, в отличие от добродушных лояльных педагогов, потакающих разгильдяйству). Ну, а если вас уволили с работы, то это явный признак того, что пора вам подниматься на более высокий уровень достатка - организовать собственное дело и давать работу другим людям.

Есть такое полезное правило жизни: не можешь изменить ситуацию, - измени отношение к ней. Как сказал Вольтер, "утешение можно найти и на турецких галерах" (на которых гребцов эксплуатировали столь нещадно, что они не выдерживали больше трех месяцев каторги и покидали этот лучший из миров).

Если с нами произошел нежелательный случай - аврал, потоп, девятый вал - то было бы глупо заниматься еще и самоедством, сокрушая свою нервную систему. Ведь дурное настроение прожорливо. Оно, как черная дыра, поглощает наши силы. Получается замкнутый круг: нежелательный случай вызывает огорчение, которое высасывает жизненную энергию, что вызывает еще больше огорчения, приводящего к язве желудка, которая, в свою очередь, огорчает еще больше и т.д. Чтобы разорвать этот порочный круг, надо справиться со своей естественной негативной реакцией на ранней стадии. Для этого сначала надо расслабиться - выспаться, послушать Бетховена, ну или хотя бы опрокинуть стопарь - кому, что ближе. Затем, когда эмоции отойдут, следует обратиться к разуму. Разум нам ответит, что всё в этом мире - пустяки, по сравнению с вечностью. Тогда вместо привычной нервотрепки мы сможем воспринять событие, как должное. А затем появится повод сконцентрироваться на положительной стороне события и сделать полезные выводы. Таким образом, даже самые скверные происшествия могут показаться нам забавными. А если мы хоть чуть-чуть научимся радоваться трудностям, к чему нас призывает из глубины веков тибетская надпись на скале, тогда черная дыра внутри нас превратится в звезду, энергия которой обратит в пепел любые проблемы.

Наверняка, Вы слышали выражение. «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Так вот, как только мы научимся этому, восстанавливать свою жизненную энергию и жизненые силы нам станет гораздо проще. Да вот беда – не очень у нас это хорошо получается.

Изменить свое отношение к чему-то? Расстаться со своими кровными убеждениями, к которым мы так привыкли? Которые стали нам такими родными?

Ну и что, что они портят нам жизнь! Ну и что, что они не дают нам двигаться вперед и развиваться! Никогда и ни за что!!!

Вот так и живем. Как говорится, ни шагу назад.

Поэтому давайте просто поговорим об этом, не взирая… Будем ли мы прикладывать усилия к изменению себя, любимого, или нет, поговорить же на эту тему нам никто не мешает, не так ли?

Для начала предлагаю подумать, что лично для вас связано с понятием «стресс». Ведь врага надо знать в лицо, чтобы выработать стратегию, уменьшающую его влияние.

Итак, от слов к делу.

Упражнение первое.

Возьмите лист бумаги и запишите, какие ассоциации возникают у Вас при слове «стресс». Да, прямо так и пишите: «Стресс для меня – это…».
Возможно, это будут болезни, ссоры, потери и т.д. Не сдерживайте себя, выплесните на бумагу всё, что накопилось.

Хватило ли Вам одного листа? Если нет, не стесняйтесь, берите второй лист. Выговоритесь, наконец-то, хотя бы на бумаге.

А теперь упражнение второе.

Вряд ли оно будет легким. Вам предстоит вспомнить и зафиксировать на бумаге все неприятные ситуации, случившиеся с вами за последние три месяца. Если по ходу дела захочется поплакать – поплачьте, но не увлекайтесь. Не позволяйте волнам обиды и злости захлестнуть вас.

Ну, как, получилось? Надеюсь, что пунктов в Вашем списке не так уж и много.

Думаю, что эти два упражнения в очередной раз подтвердили, что стрессы сопровождаются негативными переживаниями.

Однако по своей природе стресс не деструктивен. Парадокс? Отнюдь. Давайте разбираться.

Стресс – это всего лишь реакция адаптации, то есть приспособления, нашего организма к внешнему давлению (подробнее об этом читайте в моих статьях и другие).

Создатель учения о стрессе Ганс Селье разделил стрессовую реакцию на 3 фазы: первая фаза - реакция тревоги; вторая - фаза сопротивления; третья - фаза истощения. Для нас очень важно не довести себя до третьей фазы – фазы истощения.

Интересно то, что стресс может быть вызван как очень большим давлением, так и слишком маленьким. Нехватка стимулов может привести к апатии, скуке, безделью, потере жизненных ориентиров, что тоже приводит к стрессу.

Это очень хорошо демонстрирует крайне интересный эксперимент с мышами под названием «Вселенная-25», который был проведен в далеком 1972 году.

В этом опыте для 4-х пар мышей были созданы буквально райские условия жизни. Мыши благополучно размножались, все их инстинкты были в норме и, казалось бы, что так будет вечно. Но не тут-то было. В один прекрасный момент мышиный рай стал превращаться в мышиный ад. И это не смотря на то, что животным не приходилось сражаться за пищу.

Рост популяции стал значительно уменьшаться, даже начали меняться инстинкты животных. Обнаружилось разделение внутри сообщества.

Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, и они часто становились жертвами агрессии со стороны более старших особей. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле.

Появились особи, которые не желали жить в социуме и уходили в отдельные норки, находящиеся вдалеке от остального сообщества, а также много агрессивных самок, убивавших даже своих детенышей.

Выделилась еще одна социальная группа мышей, которые отказывались от детородной функции, а занимались только собой – чисткой шкурки, сном и едой. Эти мыши были отнесены исследователями к разряду «красивые».

В результате грызуны стали стремительно умирать. И вот через 1700 дней умерла последняя мышь.

Когда новому поколению мышей не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», возникло противостояние взрослых и молодых особей. В этих условиях появились мыши, способные только к простейшему поведению. Отказ от сложных поведенческих паттернов Кэлхун называет «первой смертью» или «смертью духа».

После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».

Человек в этом смысле не слишком сильно отличается от животного. И ему также нужно внешнее давление, которое является стимулом к действию. Но все дело в балансе между слишком низким и слишком высоким уровнем внешнего давления. Именно при его нарушении стресс наносит урон нашему организму. Это происходит тогда, когда приходится затрачивать чрезмерные усилия на борьбу с оказываемым давлением. Если же равновесие соблюдается, мы не только не теряем Жизненную энергию, но и испытываем ее прилив.

В качестве примера рассмотрим ситуацию на работе. Если ставить перед работником недостижимые цели в очень короткие сроки, то он «выгорает» и утрачивает мотивацию. А при полном отсутствии дедлайнов ему становится неинтересно и скучно. Лучший результат в работе будет, если есть не очень жесткие временные рамки и достаточная заинтересованность в достижении цели.

Ганс Селье сказал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс». От этого нам никогда не уйти. Именно поэтому необходимо знать свой физический и психический потенциал, чтобы любую ситуацию обратить себе на пользу. Тогда можно преобразовать встряску в мотивирующую силу, обрести уверенность в себе перед лицом любых испытаний. Сегодня это особенно актуально.

Предлагаю всем нам хотя бы задуматься над этим.

Для начала еще раз давайте проанализируем результаты, полученные при выполнении двух упражнений.
Затем подумаем над нашими текущими жизненными ситуациями. Вспомним, какие из них вызывают перенапряжение, а, значит, стресс, а какие расслабляют.
Для той ситуации, которая нас расслабляет, может быть, даже стоит придумать дедлайн, то есть поставить себе временные рамки на решение конкретной задачи. Конечно, это возможно только при создании определенных условий, которые будут способствовать созданию этого дедлайна. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, а что же из этого выйдет. Ведь интересно же!

Вот такое мое предложение для вас, дорогие читатели. Пока на самостоятельную проработку.

Кстати, я тоже этим обязательно займусь. Ведь некоторые идеи у меня появились как раз во время написания этой статьи, и я их еще не успела опробовать.

Вас заинтересовала статья? Тогда подпишитесь на новые статьи по этой теме!

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.