Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития косымова антонина николаевна.

У каждого человека есть своё представление о различных предметах и ситуациях, об окружающей его действительности и людях живущих в ней. Часто наши представления бывают обобщёнными, но тем не менее они довольно индивидуальны. Познание окружающего мира и расширение сознания человека идут как бы по спирали. Вначале идет накопление знаний и опыта, затем синтез этих разрозненных знаний в единое, целостное представление об окружающем мире, затем, опираясь на это качественно новое представление, накопление более глубоких знаний и опыта и т.д.

Целостное представление об окружающем мире включает в себя ряд сопряженных понятий: образ мира, картина мира, модель мира. Образ мира - это внутреннее субъективное (включающее как рациональное так и чувственное) представление конкретного человека об окружающем его мире, которое основывается как на архетипах коллективного бессознательного, так и на индивидуальном опыте, что дает непосредственную связь с реальностью. Принцип его формирования базируется на личной значимости, важности явлений окружающего мира для конкретного человека. Образ мира осуществляется в языке через смысл слова (по Выготскому). Картина мира относительно независима от индивидуального отношения к ней человека и являет собой социальный продукт, продукт сознания. Принцип ее формирования определяется общекультурными ценностями того общества, в котором принята данная картина мира, осуществляется она в языке через значение слова (по Выготскому), связь с реальностью обеспечивается ее языковым описанием.

Так же как картина мира есть языковое воплощение, суперпозиция общего из индивидуальных образов мира, так и модель мира - схематическое воплощение картины мира. Поскольку реальность обладает многими сторонами, то одновременно существует множество моделей, отражающих любую из выбранных ее ипостасей. Построение модели как отбор ведущих черт, служащих узлами и связями модели определяется прагматической целью, текущими потребностями общества потребления. Модель мира - порождение эпохи возникновения научного знания, абстрагируемого от реальности, она может использовать в качестве материал как язык (создавая виртуальные миры), так и материальные объекты окружающего мира (создавая рукотворные, т.е. артефактные миры). Такая модель уже третична по отношению к реальности, существует столь долго, сколь долго есть в ней потребность и сменяется другой, если потребность изменяется, оставаясь только в виде следов в исторической памяти. Сложность состоит в том, что модель и реальность перестают различаться, конструкт принимается за реальность, его породившую, приписывая отдельным выделенным чертам свойства целого, игнорируя то, что не входит в модель. А множественность моделей порождает иллюзию сложности и многозначности мира.

Иными словами, реальный мир в целом может быть описан множеством моделей, в зависимости от того, какая сторона бытия интересует общество. И эти потребности уже декларируют группы людей, которые берут на себя функцию экспертов, выражающих всеобщие потребности (научная модель мира) или выдающие свои потребности за всеобщие (в идеологии и политике).

Современное представление о мире включает в себя все три компонента: образ, картину и модель мира. Неоправданное обращение к прагматичности в ущерб культурным ценностям, сопровождаемое обесцениванием роли отдельного человека и порождает проблемы современной цивилизации.

Представление о себе - это внутренний образ самого себя, своего «Я». Довольно часто наши представления о себе находят отражение в нашем поведении, так, человек представляющий себя лидером стремится вести себя как лидер, а человек считающий себя неудачником часто терпит неудачи и в жизни.

Сознаём мы или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ самого себя. Иногда он предстаёт перед нашим внутренним взором несколько туманным или недостаточно чётким, но он существует в нашем сознании во всех мельчайших деталях. В данном образе воплощена наша концепция своей личности, своего Я, представление о себе как о человеке, сформированное на основе собственного мнения о себе. На мнении, которое, в большинстве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, обид и радостей, а также на основании отношения к нам окружающих. Именно так мы конструируем образ собственного «Я», которому стараемся соответствовать в последствии.

Нужно отметить и то, что существует связь между представлением человека о людях и самом себе. С одной стороны, чем шире и богаче эта связь и представления человека о людях, тем полнее представления человека и о самом себе. В свою очередь, более высокий уровень самопознания человека, полнота его представлений о самом себе определяют богатство его представлений о людях. С точки зрения когнитивной психологии, именно представления о мире, событиях, явлениях и многом другом, обуславливают поведение человека

На третьем этапе обучения детей объединяют игровые интересы, в игре возникают партнерские отношения, поэтому социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов. Взаимодействие взрослого с детьми строится с учетом интересов каждого ребенка и детского сообщества в целом. Здоровых детей в это время интересует их собственная жизнь во временном аспекте (что было, что будет, каким он будет и т. д.), жизнь людей в прошлом и будущем, другие планеты и пр. У детей с интеллектуальной недостаточностью такая направленность выражена очень слабо, поэтому развитие познавательных ин­тересов ставится в центр всей коррекционно-развивающей работы по данному разделу.

В процессе формирования представлений об ок­ружающем мире дети овладевают познавательны­ми установками «Что это такое? », «Что с ним мож­но делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой? »с акцентом на последний. На основе выделения функциональных, пространственных и качествен­ных признаков объектов ребенок сравнивает их, классифицирует, делает элементарные обобщения.

На третьем этапе занятия по ознакомлению де­тей с окружающим проводит учитель-дефектолог один раз в неделю по подгруппам. Однако задачи этого раздела решаются и в повседневной жизни, в ходе общения детей со взрослыми, на других заня­тиях.

В процессе ознакомления детей с миром людей, миром предметов и миром природы широко исполь­зуются разнообразные методы и приемы обучения в различном их сочетании. Прежде всего это эле­ментарные опыты, упражнения, практические ори­ентировочно-исследовательские действия с предме­тами, наблюдения, показ натуральных предметов и их моделей, показ видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяс­нениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.

На третьем этапе еще большее значение приоб­ретают экскурсии, которые проводят как педагоги дошкольного учреждения, так и родители. Они рас­ширяют возможности познания детьми объектов и явлений социальной и природной действительно­сти в естественных условиях их существования. Большую/ценность для закрепления представлений об окружающем имеет труд в уголке природы и на участке (например, подготовка грядки к посеву се­мян, выращивание и посадка рассады овощных куль­тур и цветов, полив растений, уборка урожая и т. п.).

Дети совместно со взрослыми учатся планиро­вать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел».

Педагогический замысел:

    развивать познавательный интерес к окружа­ющему социальному, предметному и природному миру и познавательную активность;

    пробуждать элементарную любознательность, желание наблюдать за изменениями, происходя­щими в окружающем;

    продолжать формировать познавательную ус­тановку «Почему это происходит? Почему он такой (по цвету, форме, размеру и т. д.)?»;

    знакомить с занятиями и трудом взрослых;

    укреплять образ Я, расширять представления о собственных возможностях и умениях и успехах других детей;

    привлекать внимание детей к различным ви­дам социальных отношений, передавать их в роле­вых и театрализованных играх;

    развивать способность выражать свое настро­ение, потребности с помощью пантомимических, мимических и других средств;

    развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

    расширять и углублять представления о раз­ных местах обитания и образе жизни, способах пи­тания животных и растений;

    формировать умение устанавливать причин­но-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в жи­вом и растительном мире и др.;

    продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и прак­тического экспериментирования;

    расширять и закреплять представления о пред­метах быта, необходимых в жизни человека (одеж­да, обувь, мебель, посуда и др.);

    расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятель­ность людей, транспорт и др.);

    углублять и расширять представления о явле­ниях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), се­зонных и суточных изменениях (лето - зима, вес­на - осень, день - ночь, утро - вечер); связывать их с изменениями в жизни людей, животных, ра­стений;

    продолжать формировать экологические пред­ставления, знакомить с функциями человека в при­роде (потребительской, природоохранной, восстано­вительной);

    продолжать развивать сенсорноперцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исхо­дя из целесообразности и безопасности);

    знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, Рождество, Пасха, Масленица, проводы осени, спортивный праздник);

    знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

    развивать восприятие, внимание, память, мыш­ление (аналитико-синтетическую деятельность, опе­рации сравнения, классификации, обобщения).

Оборудование и материалы:

Фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных; фотографии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.;

    картинный материал, отражающий эмоцио­нальный, бытовой, социальный, игровой опыт де­тей;

    «Календарь наших дел». В групповой комна­те или раздевалке, то есть в месте, удобном для сво­бодного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или ко­рабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изоб­ражение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагают­ся фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фо­тографий 9x13 или 10 х 15 см. Окошечки для фо­тографий закрываются ставнями, на внутренней стороне которых имеется специальное приспособ­ление для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблю­дения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности де­тей в группе. Каждое утро педагоги проводят с деть­ми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наи­более значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, - музыкальное занятие, физкультура, театрализован­ные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов про­водится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном;

    природный уголок - маленький садик или уго­лок леса, в котором представлена обстановка, ситуа­ция мира природы. В таком уголке должны созда­ваться ситуации, которые характерны для реально­го растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжет­ной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игруш­ки - аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выпол­ненными совместно со взрослыми;

    муляжи овощей и фруктов, продуктов пита­ния (булочки, батоны и др.);

    мольберт или специальная доска для рисования;

    подставки для ног с шершавой поверхностью;

    специальный стол с углублениями для поддо­нов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

    фланелеграф;

    ковролинограф;

    магнитная доска;

    макеты времен года (диорамы в нишах шка­фов, стеллажей);

    водонепроницаемые деревянные (пластмассо­вые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей;

    разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

    прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранят­ся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

    емкость по типу аквариума;

    прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранят­ся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, ба­ночки из-под различных продуктов питания, ко­робки, пакеты и т. п.);

    прозрачные пластмассовые пузырьки, метал­лические и пластмассовые баночки и т. п.;

    чистый просеянный песок, не слишком круп­ный и не мелкий (может быть прокален в духовом шкафу);

    натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, метал­лические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

    совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

    специально оборудованная вешалка, на кото­рой располагаются фартуки, накидки, нарукавни­ки из полиэтилена и т. п.;

    сачки, сита различных размеров, ковшики и т. п.;

  • игрушечные удочки с магнитами;

    мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шари­ки и т. п.);

    мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.;

    игрушки, изображающие сказочных персона­жей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снегови­ка и т. д.);

    народные игрушки (свистульки, матрешки, бочонки и т. п.);

    животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. п.);

    мебель большого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита);

    посуда разной величины (чашка, блюдце, лож­ка, тарелка, чайник);

    постельные принадлежности (подушка, мат­рац, одеяло, простыня);

    принадлежности для мытья куклы (ванноч­ка, кувшин, мыло, губка, полотенце);

    куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.);

    бумага различной фактуры и плотности;

    наборы ткани разной фактуры и цвета;

    различные грузовые и легковые машины, иг­рушки с подвижными частями на колесах, пере­двигающиеся с помощью специальной палочки, на­пример бабочки;

    объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.);

    растения (для природного уголка и др.);

    настольно-печатные дидактические игры.

Я - ребенок

Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туло­вище, руки, ноги. Я смеюсь, радуюсь, плачу, печа­люсь. Я играю, мои любимые игрушки. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моих родителей. Мои занятия дома. Мой день. Мои друзья. Мой брат и (или) моя сест­ра. Я - мальчик (девочка). Я расту.

Ребенок в семье

Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, де­душка, брат, сестра). Ребенок - член семьи. Лю­бовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу.

Занятия и труд членов семьи - что умеют делать мама, папа, бабушка и т. д. («Мой папа работаетслесарем в гараже...»). Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в ролевой и театрализованной игре, отражением пред­ставлений в продуктивных видах деятельности.

Общие праздники в семье (Новый год, дни рож­дения). Семейный альбом - фотографии членов се­мьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в те­атр, в цирк, в гости и др.

Ребенок и его дом

Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и убранство дома (посуда, ме­бель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Раз­нообразие целевого назначения предметов быта (посуда столовая, чайная и т. д.; мебель для кухни и комнат). Игры и занятия детей дома с родными.

Ребенок в детском саду

Детский сад. Адрес детского сада. Разные поме­щения детского сада.

Взрослые и их имена, основные занятия. Совместные игры детей. Мальчики и девочки группы. Друзья. Рассматривание фотографий, отражающих со­вместные игры, занятия, досуг, прогулки, праздни­чки и развлечения.

Участок детского сада. Игрушки для игр на прогулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.

Общие праздники, игры и развлечения в детском саду (Новый год, дни рождения детей, Рождество, проводы зимы и осени, спортивные праздники).

Ребенок и макросоциальное окружение Мой двор. Моя улица. Дорога в детский сад. Мой город - улицы, дома, транспорт (автобус,

машина, грузовик, трамвай, самолет, метро, поезд, корабль), памятники.

Места общественного назначения: магазин, почта, кинотеатр, театр, цирк, музей, библиотека,

парк и т. п.

Люди, их деятельность и взаимоотношения.

Ребенок и мир животных

Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания, классификация). Животные и птицы дома и в лесу. Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары), защита от насекомых (мошек, комаров, мух).

Человеческая семья и семья животного - сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных).

Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека.

Ребенок и мир растений

Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения - живые организмы. Наблюдения за ростом растений дома, на улице, в помещении, природном уголке. Растения весной. Цветение и плодоношение. Сад и огород. Лес.

Разнообразие растений (выбор растений зависит от местных природных условий). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, степи, тайге, парке...). Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...). Заботливое отношение человека к растениям.

Изделия из дерева: постройки, мебель, посуда, игрушки, украшения.

Ребенок и мир минералов

Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни, соль). Их значение в жизни челове­ка (строительный материал, материал для изготов­ления посуды и пр.). Соль в жизни человека и жи­вотных. Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Предметы повседневного обихода из глины, камня. Изделия из камня и глины; постройки, посуда, иг­рушки, украшения. Ребенок в разнообразном мире цвета и звука

Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, [гармошка и т. п.).

Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнышка, воды, снега. Основные цвета зимы и лета, весны и осени. Цвет как признак состояния растений. Изменение окраски животных и растений в зависимости от времени года.

Ребенок и явления (стихии) природы Огонь, вода, земля, воздух. Их значение в жизни природы и человека. Река и пруд как экосистемы. Жизнь в воде. Явления природы зимой и летом (снег, дождь, туман, гололед). Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. д. Осторожность в поведении на воде. Огонь свечи, огонь в печке и т. п. Опасность огня. Осторожность в обращении с огнем. Добрый огонь. Земля на участке, в цветочном горшке и т. д. Ветер зимой и летом.

Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о явлениях природы.

Ребенок и космос

Солнце, луна, тучи, небо, звезды. Движение светил (в течение суток). Наблюдения за движением солнца, луны, звезд на небе. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Мороз и жара. Тучи, дождь и снег. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о небесных светилах.

    Раскройте особенности организации уголка живой природы в начальной школе, требования к подбору и содержанию в нём растений и животных. Какие виды растений и животных можно держать в живом уголке?

    Охарактеризуйте устройство учебно-опытного участка. Какие работы проводят младшие школьники на участке?

    Расскажите об оснащении географической площадки, объясните назначение приборов, находящихся на ней. Какие работы выполняют школьники на географической площадке?

    Раскройте особенности организации экологической тропы. В чём заключается методика работы на тропе?

Глава 5. Формирование представлений и понятий в процессе изучения окружающего мира

5Л. Этапы и условия формирования понятий

Одной из задач курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование научных знаний об окружающем мире. В процессе обучения дети не только знакомятся с природными и социальными объектами и явлениями, но и постигают, познают связи между ними.

В методике преподавания окружающего мира одной из самых сложных является проблема формирования понятий. В настоящее время существует два подхода к этой проблеме. Первый (классический) - основан на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход обоснован в работах К.Д. Ушинского, К.П. Ягодовского, М,Н. Скаткина, II.A. Завитаева и других педагогов и методистов. Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина -

В.В. Давыдова. Здесь ведущими являются теоретические знания, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Большинство педагогов-учёных придерживается классического подхода при формировании понятий.

Как же идёт процесс познания?

Первым этапом познания окружающего мира является восприятие отдельных фактов или явлений. Восприятие идёт через формирование ощущений с помощью органов чувств ребёнка. На органы чувств воздействуют различные раздражители (звуковые, световые, механические, запаховые, вкусовые). В головном мозге идёт отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые действуют на органы чувств. Например, ребёнок знакомится с таким объектом природы, как арбуз. При этом у него формируется совокупность ощущений: форма, цвет, размер, запах и т. д. На основе отдельных ощущений в сознании ребёнка происходитвосприятие, отражающее предмет в целом. Т. е. из ощущений возникает восприятие.

Выделяют следующие условия восприятия. 1) наблюдение объекта или явления; 2) точное, образное слово учителя; 3) упражнения, уточняющие восприятие; 4) повышение активности детей; 5) опора на имеющийся жизненный опыт.

Рассмотрим условия восприятия подробнее.

    Первое условие восприятия - наблюдение объектов или явлений. Это могут быть фенологические наблюдения, экскурсии, опыты и т. д. В результате наблюдений у детей накапливаются факты, которые систематизируются, конкретизируются и обобщаются на уроках. Например, чтобы сформировать знания о травянистых растениях, учитель должен дать на уроке рассмотреть гербарии. Кроме зрения, если это возможно, следует использовать и другие анализаторы: слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. Если наблюдение натурального объекта невозможно, то учитель должен использовать иллюстративные-пособия.

    Важным условием для восприятия детьми объекта является умение учителя владеть словом. Хотя основным источником знания в процессе формирования ощущений является сам объект, слово учителя направляет процесс наблюдения, организует его в определённой последовательности, уточняет, конкретизирует признаки наблюдаемого объекта и т. д. Учитель должен выражать свои мысли точно и логично, чтобы словесное описание объекта совпадало с тем, что дети наблюдают.

    Наблюдение объектов окружающего мира должно сопровождаться заданиями и вопросами, направленными на уточнение восприятия. Наблюдая за одним и тем же объектом, разные люди видят его по-разному из-за индивидуальных особенностей. Поэтому очень важно, чтобы все дети видели то главное, что характеризует объект. Для этого и нужны задания и вопросы, уточняющие восприятие. Например, на экскурсии по теме «Изменения в жизни растений осенью» учитель ставит следующие вопросы: как светит солнце, теплее или холоднее стало по сравнению с летом, как изменились деревья, что произошло с листьями. Только у ребёнка, правильно ответившего на такие вопросы, произошло правильное восприятие изучаемого природного явления.

    Ещё одно условие формирования восприятия - высокая активность детей. Активность повышается в ходе постановки опытов, проведения наблюдений, при использовании технических средств обучения (ТСО), при организации самостоятельного учебного поиска.

    Опора на жизненный опыт. Чем лучше школьник знаком с изучаемым объектом, тем полнее и точнее он воспринимает его. Например, если один ребёнок знаком с термометром, а второй видит его впервые, то они будут воспринимать этот прибор по-разному. Восприятие первого будет богаче. Он будет более чётко видеть отдельные детали этого измерительного прибора, так как они ему уже знакомы, возможно, он знает назначение термометра и т. д. Таким образом, его познание будет сочетаться с прошлым опытом.

Предмет или явление могут восстанавливаться в памяти, вспоминаться. В этом случае можно говорить о формировании представления.

Представление - это образ предмета или явления, сохраняемый в сознании и без непосредственного воздействия самого предмета или явления на органы чувств. Представления формируются постепенно, они изменяются в ходе новых актов восприятия. Представления у ребёнка могут формироваться не только на основе непосредственного наблюдения, но и в результате воображения, в результате работы с учебником и наглядными пособиями.

Все представления об окружающем мире можно разделить на две группы:

а) объекты и явления, доступные непосредственному восприятию . К ним относятся все природные и социальные объекты и явления, окружающие ребёнка, - растения, некоторые животные, которых он может увидеть, погодные явления, солнце, звёзды, события, происходящие в школе и дома, свидетелем которых он является. Формирование таких представлений должно идти путём непосредственных наблюдений при помощи словесных методов. Например, на экскурсии по теме «Природа нашего края» школьники получают представление об овраге, холме, почве, некоторых растениях и животных;

б) объекты и явления, недоступные непосредственному восприятию . К ним относятся представления, сформировать которые путём непосредственного наблюдения невозможно. Причиной может быть то, что объект или явление отсутствует в данной местности и в данное время. В таких случаях необходимо использовать наглядные пособия (таблицы, картины, слайды, фильмы и т. д.).

Формируя представления о природе и жизни людей в разных частях света, о природных зонах, морях, океанах, горах и т. д., необходимо создавать ассоциации с имеющимися представлениями о своём крае. Таким образом, дети сравнивают природу и жизнь людей в своём крае и в удалённом месте. Это способствует успешному формированию необходимых представлений.

К этой группе представлений относятся также исторические представления: об орудиях труда прошлого, об исторических деятелях, о быте и культуре народа в прошлом и т. д. Кроме того, нужно создать представление об историческом времени. Процесс познания в истории начинается с усвоения факта. Но исторический факт неповторим, его нельзя воспроизвести, чтобы понаблюдать (как опыт в химии, физике). Поэтому для формирования представления о каком-то историческом факте нужно создать ассоциацию с современными предметами и явлениями. Например, при знакомстве с Московским Кремлём XII в. полезно картины Кремля того времени соотнести с имеющимися у детей современными представлениями о Кремле (они его могли видеть в кино или по телевизору).

Выделяют следующие условия формирования представлений у младших школьников: 1) умение учителя формулировать вопросы и задания,

требующие воспроизведения ощущений; 2) организация упражнений по узнаванию и различению объектов и явлений окружающего мира; 3) зарисовка по памяти.

Рассмотрим эти условия подробнее.

    Умение учителя формулировать вопросы и задания, требующие воспроизведения ощущений. Важно, чтобы формулировка вопросов и заданий была простой, конкретной, но не подсказывала ответ. Вопрос или задание

можно считать конкретным в том случае, если на него можно дать только один правильный ответ. Например, после осенней экскурсии в лес, учитель задаёт вопросы, отвечая на которые дети вспоминают, воспроизводят то, что видели и чувствовали. Это могут быть такие вопросы: куда мы ходили на экскурсию, какая была погода, были ли осадки, как выглядели лиственные деревья, чем была покрыта земля в лесу, какие звуки вы слышали, когда шли по лесу, и т. д.

    Организация упражнений по узнаванию и различению объектов окружающего мира. Для выполнения этих упражнений дети должны уметь проделывать такие умственные операции, как деление общего на части, выделять признаки и свойства предметов и явлений природы. Например, учащиеся получают задание сравнить дерево с кустарником и найти сходства и отличия. Выполняя это задание, ученики должны научиться находить общие признаки сравниваемых объектов. То есть в данном случае дети должны придти к выводу о том, что сходные признаки у дерева и кустарника - это наличие корня, стеблей (ствол - это развитый многолетний стебель), ветвей и листьев. Сравнив общие признаки, дети видят, что у деревьев один стебель, а у кустарников их больше одного. Научив детей сравнивать, нужно научить их выделять главные и второстепенные признаки. В данном случае главный признак дерева - один стебель, а у кустарников - несколько стеблей.

    Зарисовка по памяти. Очень важно, чтобы ребёнок мог воссоздать чувственный образ. Другими словами, ребёнок должен уметь вспомнить, воссоздать полученное представление и зарисовать, изобразить его. Умение зарисовать что-то по памяти формирует и умение схематически изобразить что-либо. Например, можно после изучения хвойных и лиственных деревьев дать учащимся задание вспомнить, чем отличаются ветки лиственного и хвойного деревьев, и схематично изобразить их.

Итак, представления возникают на основе ощущений и восприятий. Представления необходимы для формирования понятий.

Понятие - это обобщённое знание о предмете или явлении. Конечно, представления уже в определённой мере являются обобщениями, но в них могут присутствовать несущественные признаки предмета, а часть важных свойств отсутствовать. Например, ученик может запомнить известняк только определённой формы и размера и не узнать эту породу в горах. Чтобы представления памяти были полнее, нужно организовать целенаправленное восприятие различных образцов данного полезного ископаемого и изображения гор, сложенных известняком. Следует также выделить несущественные свойства известняка (в данном случае, величину и форму).

Все понятия, которые присутствуют в содержании программ по окружающему миру, имеют следующие характеристики: 1) содержание;

    объём; 3) динамичность; 4) связь данного понятия с другими.

К определению содержания понятия в методике преподавания окружающего мира есть два подхода:

а) согласно первому, содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета или явления. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия включают в себя один элемент знания о предмете или явлении. Простые понятия, объединяясь друг с

другом, образуют сложные понятия. Например, такие понятия, как «корень», «стебель», «лист», «цветок», «плод», - это простые понятия. Объединившись вместе, эти понятия образуют сложное понятие «органы растения». Но это деление условное. Например, понятие «цветок» может быть и сложным, а по отношению к нему простыми будут такие понятия как, «пестик», «тычинка», «цветоложе», «околоцветник»;

б) согласно второму подходу под содержанием подразумевается деление понятий на группы в зависимости от науки, в которой эти понятия изучаются. Вот некоторые группы понятий, присутствующих в курсе:

    астрономические: звёзды, планета, спутник, Луна, Солнце, Солнечная система и др.;

    геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых, залежи полезных ископаемых и др.;

    физические: вещество, явление, свойства воды, круговорот воды в природе, свойства воздуха и др.;

    географические: погода, поверхность, территория, равнина, гора, холм, река, горизонт, ориентирование на местности, масштаб, план, карта и др.;

    биологические: растения, корень, стебель, лист, цветок, питание, дыхание и размножение растений; животные, домашние животные, дикие животные, насекомые, рыбы, птицы, звери и др.;

    сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, перегной, минеральные вещества, минеральные и органические удобрения и др.;

    экологические: природное сообщество, условия жизни, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы и др.;

    социальные: страна, государство, национальность, права, обязанности, закон и др.;

    исторические: век, Древняя Русь, революция и др.

Объём понятия характеризуется количеством включённых в него элементов знаний. Среди авторов, исследующих проблему понятий, нет общего мнения по названиям групп, выделенных в зависимости от объёма. Одни исследователи делят понятия на единичные и общие, другие - на простые и сложные. Деление понятий на простые и сложные ряд исследователей проводят в зависимости от содержания понятия (см. выше), а не от объёма, что вносит дополнительную путаницу. По существу, между этими терминами (простые - единичные, сложные - общие) большой разницы нет. С.А. Павлович, кроме того, выделяет промежуточную группу понятий - собирательные. Единичные (или простые) понятия включают в себя малое (чаще всего один) число элементов знаний. Общие (или сложные) понятия включают по нескольку, иногда очень много элементов знаний и образуются из единичных (простых). Собирательные понятия по числу элементов знаний занимают промежуточное положение. Например, понятие «река Волга» является единичным, а понятие «реки» общим. Между этими понятиями можно выделить промежуточные - «реки Тверской области» или «реки России». Общие понятия чаще всего выражаются терминами, а единичные - именами собственными, но не всегда: например, понятие «лист берёзы» -

единичное, «листья лиственных растений» - собирательное, а «листья растений» - общее.

Следующая характеристика понятия - динамичность. Понятия находятся в постоянном изменении, развитии. Это изменение может идти как «по горизонтали», так и «по вертикали».

Изменение понятий «по горизонтали» заключается в том, что одно и то же понятие может быть по отношению к другому либо единичным, либо собирательным, либо общим. Поэтому, определяя эти группы понятий, следует уточнять их путём применения словосочетания «по отношению». Например, понятие «горы низкие» является единичным по отношению к понятию «горы». В данном случае понятие «горы» выступает как общее. Но, если сопоставить понятия «горы» и «поверхность Земли», первое из них выступает как единичное, второе - как общее. Между ними может быть определено и собирательное понятие - «поверхность России». Такие изменения понятий широко используются в обучении, в обычном общении и не требуют применения особой методики. Здесь достаточно простых вопросов, часто требующих лишь краткого воспроизведения информации.

Изменение понятий «по вертикали» характеризует их качественное совершенствование. Такое движение понятия получило название - развитие. Оно требует от учителя специальной методики, представляет собой длительный процесс и практически может оказаться бесконечным. Это связано с тем, что к любому понятию всегда может появиться некоторая характеристика, которая дополнит и расширит уже имеющийся его объём.

Четвёртая характеристика понятия - это его связь с другими понятиями. Изучение связей необходимо для формирования большинства понятий курса «Окружающий мир». При изучении связей используется сравнительный метод. Путём сравнения школьники понимают, что, к примеру, природа - это не беспорядочный набор элементов, здесь к одному элементу обычно приурочен другой, к другому третий и т. д. Вначале связи устанавливаются между двумя элементами. Например, ставится вопрос: «Где больше насекомых осенью - на солнце или в тени?». В результате устанавливается связь между солнечным теплом и поведением насекомых.

Итак, в сознании человека понятия способны углублять своё содержание и расширять свой объём. Они находятся в постоянном развитии и связаны друг с другом. Но прежде чем понятие начнёт развиваться, оно должно быть образовано, сформировано. Образование и развитие понятий может проходить стихийно или под влиянием извне. Стихийный процесс образования понятий идёт значительно медленнее, чем под управлением. Стихийный процесс может привести к тому, что у человека сложатся неверные знания, причём они могут быть мало связаны между собой. Поэтому методика образования понятий является центральной во всём процессе обучения, ведь от нее зависит уровень эрудиции обучаемого, качество его мыслительной деятельности, а также общий уровень развития личности.

Для успешного формирования понятий следует выполнять ряд методических условий.

Выделяют следующие условия формирования понятий". 1) организация проблемного обучения; 2) логическая последовательность в изложении нового материала; 3) проведение повторения; 4) терминологическая работа;

    перевод знаний в умения и навыки. Рассмотрим эти условия подробнее.

    В основе формирования понятий лежит мыслительная деятельность. Человек начинает мыслить, когда у него есть потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Поэтому первое условие формирования понятий - организация проблемного обучения окружающему миру. Создание проблемных ситуаций на уроках создаёт у учащихся состояние интеллектуального затруднения. Поставленную проблему учащиеся решают либо сами, либо с помощью учителя.

    Для формирования понятия большое значение имеет логическая последовательность изложения нового материала. Учитель может использовать индуктивный или дедуктивный метод изложения, а может и оба метода вместе - смешанный путь. При индуктивном пути дети, опираясь на опыты и наблюдения, знакомятся с фактами, свойствами, а затем делают выводы, обобщения. То есть формирование понятий идёт от частного, конкретного к общему, целому. При дедуктивном пути формирования понятий работа идёт, наоборот, от общего к частному. То есть вначале даётся определение понятия, а затем это понятие заполняется представлениями. Для формирования понятий по этому пути обычно проводится эксперимент, практическая работа в сочетании с рассказом учителя. Выбор пути формирования понятия зависит от сложности понятия. Когда знание носит теоретический характер, чаще используется дедуктивный путь.

Формирование понятий но индуктивному пути . В курсе «Окружающий мир» есть понятия, формирующиеся в основном на представлениях, полученных непосредственно в окружающей среде. Например, это понятие «времена года». Формирование этого понятия идёт у детей ещё с дошкольного возраста по мере накопления соответствующих представлений. В школе это понятие формируется на новом уровне, когда изучаются причины смены времён года, связанные с движением Земли вокруг Солнца и с наклоном её оси. Формирование понятия идёт так: ребёнок получает единичные представления о сезонных изменениях в неживой и живой природе - об изменении температуры воздуха и воды в водоёмах, о продолжительности дня и ночи, о состоянии земной и водной поверхности, о жизни растений, животных и человека. С одной стороны, эти представления формируются непроизвольно (ребёнок все эти изменения вокруг просто замечает), с другой - путём целенаправленных наблюдений в процессе учёбы. На уроках представления дополняются путём рассматривания иллюстраций, словесных описаний. В результате отбираются наиболее важные признаки понятия «времена года» и между ними устанавливаются связи.

Есть в курсе «Окружающий мир» и такие понятия, которые невозможно сформировать путём наблюдений по той причине, что изучаемые объекты находятся далеко от школы (например, понятия «Крайний Север», «пустыня», «горы», «озеро» и др.) или принадлежат истории (например, понятие «Древняя

Русь»). Формирование таких понятий идёт с помощью наглядных средств и словесных описаний. При этом между этими формируемыми представлениями и представлениями, уже полученными на краеведческой основе, формируются ассоциативные связи. Рассмотрим, как будет формироваться понятие «Крайний Север». Вначале можно показать детям полярную пустыню, изображённую на картине. Дети, рассматривая картину, ищут сходства и различия между местностью на картине и своим краем. Затем формируется пространственное представление об этой местности с помощью карты. Потом с помощью теллурия можно показать зависимость между наклоном солнечных лучей и температурой воздуха. Далее изучаются конкретные компоненты данного ландшафта: формируются представления о климате Крайнего Севера, о поверхности, о водоёмах, о растениях и животных, о жизни человека в этих условиях. Устанавливаются связи между этими компонентами, и делается обобщение.

Формирование понятий по дедуктивному пути . Как уже отмечалось, формирование понятия по этому пути начинается с определения понятия. Затем это определение наполняется представлениями, которые снова обобщаются. В результате ранее усвоенное определение приобретает более точный смысл. Для примера проследим, как по дедуктивному пути идёт формирование понятия «экосистема» в курсе «Окружающий мир» А.А. Вахрушева и др. Вначале, когда во II классе вводится понятие «экосистема», даётся такое определение экосистемы: «Экосистема - это совместно обитающие живые организмы и тот участок Земли, на котором они чувствуют себя как дома». Затем это определение наполняют представлениями. Рассматривая компоненты экосистемы, вводят термины «кормильцы», «едоки» и «мусорщики» (аналоги научных терминов продуценты, консументы и редуценты). То есть изучается вопрос «Как живёт экосистема?». Далее понятие дополняется представлениями об экосистемах природных зон. В III классе школьников снова возвращают к понятию «экосистема», но на новом содержательном уровне. Здесь также вначале даётся определение экосистемы, но уже более точное: «Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ». Затем это понятие наполняется представлениями о круговороте веществ и цепях питания в экосистеме. После этого понятие «экосистема» конкретизируется на примерах экосистем озера, болота, леса, аквариума.

Преимущественно дедуктивным путём формируются понятия в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова.

Рассмотренные примеры путей формирования понятий касаются в основном так называемой объяснительно-иллюстративной модели образования. Формирование понятий при поисковом обучении идёт путём постановки и решения проблемного вопроса (задачи). Приведём пример формирования путём проблемного обучения понятия «природная зона тундра». Вначале учитель предлагает детям рассмотреть ветку карликовой берёзы из гербария и ветку берёзы, растущей в средней полосе России. Ставится вопрос, почему эти две берёзы так отличаются друг от друга. Чтобы

ответить на этот проблемный вопрос, нужно рассмотреть различные компоненты природы тундры: климат, освещённость, почвы. В данном случае эти компоненты рассматриваются как экологические факторы, влияющие на растения тундры. И в ходе урока решается ряд вопросов:

    почему корневая система тундрового растения развита слабо и неглубокая?

    почему растения тундры такие низкорослые?

    почему у карликовой берёзы такие мелкие листья?

Таким образом, рассматривая карликовую берёзу и другие растения тундры, учащиеся заодно знакомятся с природными условиями этой природной зоны. Таким же образом можно изучать и природные условия других зон.

    Система повторения. Новые знания опираются на уже имеющиеся понятия. Имеющиеся понятия могли быть получены либо при изучении курса «Окружающий мир», либо при изучении других предметов начальной школы или из других источников. В результате формирования связей между старыми и новыми понятиями у ребёнка развивается мышление, а знания становятся более прочными.

    Терминологическая работа. Под этим подразумевается работа по усвоению языка науки. Термин - это слово, или словосочетание, обозначающее понятие, употребляемое в науке. По термину можно определить некоторые признаки понятия, если выяснить происхождение термина (этимологию) и его смысловое значение (семантику). В курсе «Окружающий мир» употребляются различные термины из наук, которые составляют содержание курса.

В первые годы обучения в школе дети накапливают термины, часто не зная, что они означают. Терминологическая работа должна включать в себя ряд приёмов: проговаривание терминов вслух, усвоение орфографии нового термина, выяснение происхождения и значения термина. Например, при знакомстве с термином «природоведение» учитель должен показать, что это слово сложное и состоит из двух частей, из двух слов: «природа» и «ведать». Значение слова «природа» дети узнают в процессе знакомства с окружающим миром, а теперь учитель сообщает значение слова «ведать» - знать, изучать. Т.

е. дети должны понять, что природоведение означает изучение природы. Термины иностранного происхождения следует переводить на русский язык и объяснять их смысловое значение. Например, назвав школьникам термин «горизонт», учитель должен сообщить, что это слово греческого происхождения и на русский переводится как «ограничивающий», т. е. термин означает часть земной поверхности, которую видит человек на открытой местности.

    Перевод знаний в практические умения и навыки. Чтобы понятие было полностью сформировано, нужно знания применять на практике, а значит, дети должны овладеть умениями. В частности, при изучении курса дети должны уметь вести наблюдения в природе и фиксировать их в дневниках наблюдений, уметь пользоваться несложными приборами (термометром, компасом, флюгером) и простым лабораторным оборудованием (пробирками,

колбами и т. д.), должны соблюдать режим дня и правила гигиены, уметь ухаживать за растениями, сажать цветы и деревья. Для приобретения необходимых умений детям даются различные задания, определённые программой курса. Для перевода умений в навыки нужна систематическая работа.

      Уровни сформированное™ понятий, развития мышления и методика их определения у младших школьников

Образовавшееся понятие не остаётся неизменным, оно постоянно развивается, т. е. переходит из одного качественного состояния в другое, более совершенное.

Выделяют четыре уровня сформированности понятий:

1) фактологический; 2) операционно-деятельностный; 3) теоретический;

4)творческий.

    Фактологический (или эмпирический) уровень. Уровень характеризуется накоплением единичных конкретных фактов. Ученик знает о существовании определённых предметов, узнаёт и называет объекты и явления. Знания носят репродуктивный характер. На этом уровне дети выполняют задания, где им нужно что-то выбрать, назвать, показать, подписать, дать определение. Этому уровню соответствует отметка «3» (удовлетворительно).

    Операционно-деятельностный уровень. На этом уровне ученик способен выделять составные части объектов, основные этапы процессов (т. е. может анализировать), может выявлять сходства и различия (т. е. может сравнивать), может проводить аналогии; может применять нужные факты для доказательства, подкреплять примерами свой рассказ; может устанавливать простые причинно-следственные связи. Знания носят описательный характер. На этом уровне дети отвечают на такие вопросы и выполняют такие задания, как «Из чего состоит...?», «Как происходит...?», «Опиши...», «Приведи пример...». Этому уровню соответствует отметка «4» (хорошо).

    Теоретический уровень. На этом уровне ученик легко выявляет причинно-следственные связи между объектами и явлениями, выявляет существенные признаки, прогнозирует дальнейшее развитие процессов при изменении условий их протекания, даёт собственные определения понятиям. На этом уровне дети легко справляются с вопросами и заданиями типа «Почему...?», «Докажи, что...», «Из-за чего...?», «Как ты понимаешь...?». Этому уровню соответствует отметка «5» (отлично).

    Творческий уровень. На этом уровне ученики способны самостоятельно применять имеющиеся знания в новых условиях, делать открытия, решать нестандартные задачи. На этом уровне дети справляются с вопросами и заданиями «Как ты думаешь...?», «Предложи новую ситуацию...» и т. п. Этому уровню соответствует отметка «5+».

В начальной школе дети овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Их дальнейшее развитие происходит в процессе изучения биологии, географии, химии, физики, истории и других курсов в среднем и старшем звене школы.

Уровень развития мировоззрения младшего школьника определяется сформированностью представлений и понятий об окружающем мире. Поэтому при исследовании абстрактно-логического мышления проверяется знание предметов и явлений окружающего,мира, а также степень владения основными логическими операциями (анализ, синтез, сравнение и т. д.).

Выделяют три уровня развития мышления: низкий, средний и высокий.

При низком уровне развития мышления ребёнок не ориентируется в вопросе, ответы часто не по теме, образ мира донаучный, бытовистический, ребёнок затрудняется установить элементарные связи между предметами и явлениями окружающего мира.

При среднем уровне развития мышления ответы ребёнка неполные, ошибок мало, образ мира научно-бытовистический или научный, ребёнок может устанавливать некоторые связи между предметами и явлениями окружающего мира.

При высоком уровне развития мышления ребёнок даёт полные правильные ответы, имеет научный образ мира, понимает причинно- следственные связи в окружающем мире.

Есть различные методики изучения уровней логического мышления и выявления знаний об окружающем мире.

Вот одна из методик изучения уровней логического мышления (она разработана для учащихся III класса).

Учащимся даётся два теста. Первый заключается в следующем: ученику предлагается ряд из 5 слов, обозначающих природные объекты и явления. Четыре из них объединены общим признаком, а пятое слово лишнее. Ребёнок должен найти лишнее слово, которое относится к другой группе понятий, и подчеркнуть его. Например: таракан, муха, воробей, комар, божья коровка. Все слова обозначают насекомых, а лишнее слово «воробей» - это птица. Всего в этом тесте 10 заданий. За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл, т. е. он может максимум набрать 10 баллов.

Во втором тесте ребёнку предлагаются примеры из трёх слов. Нужно определить, что между ними общего, и написать ответ. Например, даётся вариант из следующих слов: ель, сосна, лиственница. Верный ответ в данном случае - хвойные деревья. Здесь также 10 заданий; за каждый полный, правильный ответ даётся 2 балла, за правильный, но не полный - 1 балл. То есть учащийся в этом тесте может набрать максимум 20 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов за оба теста - 30. Учащиеся, набравшие 26-30 баллов, имеют высокий уровень логического мышления, 22-25 баллов - средний уровень, менее 22 баллов - низкий.

Методика выявления опорных знаний об окружающем мире. Детям даётся четыре тестовых задания. В первом задании дети должны распределить растения из предложенного списка по трём группам - деревья, кустарники и травы. Во втором задании дети должны назвать не менее трёх растений своей местности, нуждающихся в охране. В третьем задании нужно отнести животных из представленного списка к одной из четырёх групп: насекомые, рыбы, птицы, звери. В четвёртом задании нужно к предложенным видам животных подписать корм, который они используют зимой.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого тестового задания - 2. Таким образом, максимум ученик может набрать8 баллов. Уровень опорных знаний определяется следующим образом: высокий уровень знаний, если набрано7-8 баллов, средний уровень -5-6 баллов и низкий - менее5 баллов.

Формирование понятий - это очень длительный и трудоёмкий процесс. В начальной школе формируются в основном первоначальные пропедевтические понятия об окружающем мире. Развиваются они в последующих систематических курсах - при изучении географии, ботаники, зоологии, анатомии, истории, физики и других предметов.

Контрольные вопросы и задания

    Через какие этапы проходит процесс формирования понятия?

    Что такое восприятие, и какие условия необходимо соблюдать для того, чтобы оно было эффективно?

    В чём различие ощущения и восприятия?

    Каковы особенности формирования представлений об объектах и явлениях, доступных и недоступных непосредственному восприятию? Какие условия необходимы для эффективного формирования представлений?

    Что такое понятие и какие оно имеет характеристики? Какие условия следует соблюдать для эффективного формирования понятий об окружающем мире?

    На какие группы по содержанию можно разделить понятия в курсе «Окружающий мир»?

    Что такое индуктивный и дедуктивный подходы к ознакомлению учащихся начальных классов с окружающим миром? В каких курсах они наиболее ярко реализуются? Приведите примеры индуктивного и дедуктивного путей формирования понятий.

    Какие уровни сформированности понятий и развития мышления выделяют в методике окружающего мира и в чём особенности каждого уровня? Какие знания характерны для каждого уровня? Как в соответствии с этими уровнями происходит оценка знаний учащихся?

    Приведите пример методики изучения уровней логического мышления и выявления опорных знаний об окружающем мире.


С момента своего рождения человек попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии, именно здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности ее преобразования. Жизненная среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека.

Проведенные исследования показали, что ребенок, имеющий нарушения и отклонения в развитии, в окружающей среде выделяет в первую очередь те события и предметы, которые имеют стабильные, заведомо известные характеристики (независимо, от того положительные они или отрицательные). Незнакомые предметы или события проблемного ребенка настораживают, он старается от них отгородиться, не проявляя стремления к их познанию. Таким образом, мы можем отметить общее для всех проблемных детей снижение познавательного интереса. Учитывая это, педагогу необходимо на протяжении достаточно длительного времени активно вовлекать ребенка в процесс познания явлений окружающего, а через него - и собственного мира.

В ходе коррекционно-педагогического процесса формируются представления ребенка о себе, окружающих людях и предметном мире, происходит знакомство с природными явлениями.

Содержанием работы является обучение адекватному проксемическому поведению, т. е. организации пространства общения. Известно, что дистанция общения лиц, имеющих психофизические нарушения, значительно сокращена. Снижение чувствительности ведет к вторжению в личное пространство другого человека (его нарушение), что часто является фактором, отталкивающим окружающих. Связано это с нарушением процессов восприятия, в частности восприятия пространства. Нарушения восприятия пространства, т. е. трудности ориентировки в пространстве общения, возникают из-за нарушений в работе внешних (зрительного, слухового) или внутренних (кожно-кинестетического) анализаторов.

Другой причиной трудности организации общения является непонимание детьми с психофизическими нарушениями эмоционального состояния окружающих, неумение правильно интерпретировать его и, соответственно, адекватно реагировать. В результате их эмоциональная сфера оказывается обедненной, недостаточной для организации адекватного общения. Кроме того, часто проблемные дети не владеют разнообразными, в первую очередь, паралингвистическими, средствами общения.

Расширение знаний об окружающем мире является необходимой предпосылкой и личностного, и познавательного развития проблемного ребенка. Прогулки и экскурсии являются наиболее распространенными формами работы в этом направлении. Но в одних случаях они предшествуют занятиям работающих в группе специалистов, подготавливая необходимую базу для усвоения материала, который будет предложен на занятии (С. Г. Шевченко). В других отмечается, что специалист осуществляет опережающее обучение, предварительное ознакомление детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Например, тифлопедагог на своих занятиях готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности, формирует у них алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира, а воспитатели закрепляют, совершенствуют эти способы и приемы познания (Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина). В третьих случаях указывается, что занятия воспитателя могут и предшествовать занятиям логопеда, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, и проводиться после таких занятий, закрепляя результаты, достигнутые на логопедических занятиях (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 2002).

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

Знания об окружающем мире дети накапливают в быту, на прогулках, в разных видах деятельности в детском саду и дома. Важное место в систематизации, обогащении сведений об окружающем мире, полученных в разных условиях, принадлежит разделу программы «Ознакомление с окружающим миром».

В содержание ознакомления детей преддошкольного и младше го дошкольного возраста с окружающим миром входит прежде все го накопление запаса представлений об окружающем мире в виде чувственных образов. Поэтому, используя разные виды деятельности, прежде всего предметную, взрослые стремятся привлекать внимание детей к различным предметам и объектам, обеспечивают условия для активных действий с ними, с помощью которых про исходит накопление представлений об их свойствах и качествах. В тематическом отношении материал представлен в виде 25 основных тем, сведения по которым концентрически расширяются и уточняются на каждом этапе обучения. Это темы, актуальные для ребенка дошкольного возраста: «Игрушки», «Овощи-фрукты», «Продукты питания», «Одежда» и др. Младших детей знакомят с предметами быта и домашнего обихода (игрушки, посуда, мебель, продукты питания и др.), их назначением и действиями с ними. Например, в ходе знакомства с предметами одежды дети рассматривают их, трогают, чтобы ощутить качество материала, выделяют части (рукава, воротник, молнию и др.). Педагог демонстрирует одежду для взрослых, детей, кукол, дает возможность сравнить ее, примерить на детей и кукол, учит правильно надевать, снимать, складывать, вешать и т. д. В дальнейшем дети соотносят реальные предметы одежды и их изображения. В дидактических и сюжетных играх одевают и раздевают кукол, стирают и гладят их одежду. При последовательном знакомстве с предметами ближайшего окружения дети учатся выделять детали и элементы предметов, сравнивают или группируют их по различным признакам, определяют сферу использования. Таким образом, в процессе познания окружающих ребенка предметов развиваются его восприятие, мышление, память, способы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация.

Большое значение для жизни ребенка имеет знакомство с живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними, поведением животных. Младших детей знакомят с домашними животными, за некоторыми из которых они могут наблюдать. Затем осуществляется и знакомство с животным миром, выходящим за пределы непосредственного окружения (лиса, медведь, волк, слон и др.). Проводя наблюдения в природе, дети знакомятся с растениями, учатся замечать изменения в природе в разные сезоны. У них формируется интерес к явлениям природы, воспитывается бережное отношение к ней, формируются нормы поведения по отношению к животным, растениям. Дети учатся ухаживать за растениями и животными в детском саду и дома.

В программах для дошкольников среднего и старшего возраста сведения по различным темам расширяются, систематизируются и обобщаются. В работе по ознакомлению с окружающим миром на этом этапе условно выделяются природоведческое, обществоведческое, математическое направления. Каждое из этих направлений обеспечивает познание детьми различных областей жизни человека. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначением предмета, строением и материалом, из которого он сделан.

Расширение информации о явлениях в живой и неживой природе, ее обогащение новыми сведениями и обобщение связано с формированием у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи (вода на морозе замерзает, лед в комнате тает), пониманием закономерностей развития животных и растений, установлением последовательности в смене времен года и др. Разнообразные факты и явления отражаются в разных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных.

Формирование отношения ребенка к окружающему миру связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, отношениях между взрослыми и детьми. В связи с этим дети знакомятся с такими темами, как «Семья», «Праздники», «Профессии», «Город», «Транспорт» и др. Работа по этому направлению включает анализ разнообразных повседневных задач, связанных с жизнью детей и взрослых. Необходимо научить детей с нарушениями слуха понимать значение различных бытовых ситуаций, мотивы поведения взрослых и детей, сформировать элементарные нормы поведения в различных общественных местах: в магазине, поликлинике, транспорте. Ознакомление с различными социальными явлениями происходит в процессе экскурсий, наблюдений за деятельностью людей, при участии детей в реальных событиях, просмотре диафильмов, в беседах, дидактических и сюжетных играх, составлении книжек-самоделок, альбомов и т. д.

В процессе накопления знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, животных у детей формируются представления о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. Знаком ство с предметами ближайшего окружения дает возможность сфор мировать представления о их величине, массе, протяженности. Познавательное развитие детей происходит в ходе группировки предметов, определения сферы их применения, соотнесения частей, деталей с целым. Происходит усвоение детьми дат рождения, возраста, адресов, что позволяет им запомнить конкретные числа.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе формирования знаний о предметах и явлениях окружающей жизни теснейшим образом связано с обогащением речи. Активное познание окружающего мира стимулирует ее развитие. Применение большого количества наглядных и практических методов работы, в том числе опирающихся на чувственные способы познания свойств и качеств окружающих предметов, позволяет сформировать значения слов и фраз, обеспечить их понимание и использование в конкретных ситуациях общения. Накопление слов и выражений, связанных с познанием окружающего, в дальнейшем ускоряет процесс осознания окружающей действительности, перестраивает и обогащает способы восприятия окружающего. Важным условием овладения речью является наличие у детей интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений и практических действий, включение новой информации в собственную игровую, изобразительную деятельность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите основные задачи умственного развития детей.

2. Какие познавательные процессы развиваются у детей с недостатками слуха в процессе обучения?

3. Какова роль обучения речи в процессе развития познавательных процессов и способов умственной деятельности?

4. Каковы основные средства формирования представлений и знаний об окружающем у детей с нарушениями слуха?

5. Проанализируйте содержание раздела «дидактическая игра» Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1-й год обучения) с точки зрения задач умственного развития.

Литература

Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985.

Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. - М., 1991.

Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей догвкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1984.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения (в обучении умственно отсталых дошкольников). - М., 1993.

Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье: Пособие для родителей. - М., 1991.

Морозова Н, Г. Формирование познавательвых интересов у аномальных детей. - М., 1969.

Тигранова Л. И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. - М., 1991.

Умственвое развитие детей дошкольвого возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М., 1984.


Похожая информация.