Как поддержать ребенка, если у него что-то не получается. Как помочь ребёнку справиться с неудачей? Если у не получается ребенок

Навеяно вчерашним визитом к нейропсихологу.

Википедия сообщает нам, что

нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Это не слишком понятно, конечно. Профессионалы могут кинуть в меня тапком)) я с позиции мамы вижу нейропсихологию довольно узко: наукой о взаимодействии левого и правого полушария.

И специалисты кучу чудесных упражнений, которые позволяют это взаимодействие гармонизировать. На первый взгляд они очень простые. Но никогда не знаешь, что у тебя получится сразу, а что с трудом.

Так вот сижу я вчера и наблюдаю, как занимается с нейропсихологом мой младший сын (ему скоро 5). Вижу, что он старается. Вижу, что получается не все. И уж точно не все так, как надо (как показывает специалист).

Что делает девушка-психолог? Сначала показывает. Потом делает вместе. Потом смотрит и ПОПРАВЛЯЕТ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК.

Матвей много что делает не так. Она много поправляет. Он старается. Очень старается. И когда наконец все выходит более менее правильно, она говорит: «Ну хорошо. А теперь, смотри и делай вот так» — дает следующее задание.

И вот когда нужно был ползти спиной вперед на лопатках, двигая их поочередно и чуть-чуть совсем помогая себе ногами, Матвей конкретно забуксовал. Ну никак у него получалось двигать поочередно плечами назад по кругу. Его уже и посадили, и разделили движения на составляющие, и двигали его руками, чтобы он движение почувствовал. Никак!

И вот я наблюдаю: очередная попытка, Матвей делает, девушка смотрит. Он начинает движение. Она: «Нет». Он пробует по-другому. Она опять: «Нет». Ну он и правда не то делает, я вижу. А еще я вижу, как с каждым ее «нет» в его глазах растет не тоска даже – обреченность.

Она не ругала. Это «нет» было абсолютно нейтральным, просто констатация факта. Но для Матвея в тот момент самой лучшей поддержкой было услышать В ЧЕМ ОН ПРОДВИНУЛСЯ. Это позволило бы ему понять, КУДА СТАРАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. Ведь с каждым разом у него получалось чуть-чуть правильнее или как минимум чуть-чуть по-другому, мне со стороны это тоже было хорошо видно.

В защиту девушки-специалиста хочу сказать, что она, похоже, новенькая. И она тоже очень старалась. Беда в том, что она старалась сделать все, КАК НАДО. Умение ПОМОГАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ДАННОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ (пусть даже это и означает не все, не все правильно и не все в полном объеме) – это уже следующий уровень. Приходит с опытом.

Мой личный и профессиональный опыт подтверждает, что критика чаще демотивирует. А правильная поддержка позволяет сворачивать горы. Вчера я в очередной раз в этом убедилась.

На занятии был еще один специалист. Она почти не вмешивалась. Но в какой-то момент (между упражнениями) подошла и сказала: «Видишь, как хорошо у тебя получилось». Матвей был явно благодарен ей за эти простые слова.

А когда он не мог разобраться с руками, она присела рядом и предложила: «Давай представим, что ты в лодке. На веслах. Умеешь грести? Ну вот! А тебя пираты догоняют. Покажи, как ты гребешь!» И дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки.

Живое участие, поддержка, фокус на достижениях – вот что помогает нам идти вперед, преодолевая трудности.

И еще игра. Вы обратили внимание, как много за последнее время в интернете появилось тренингов в игровом формате? Игра помогает даже взрослым людям преодолевать сопротивление, инерцию и достигать результатов. Она безусловно как воздух необходима детям! И не сомневайтесь – подросткам тоже может помочь. Попробуйте вместе с подростком или для подростка ОБЫГРАТЬ скучное – увидите, ваши усилия не останутся без награды!

Пожалуйста расскажите, а как вы поддерживаете своих детей в том, что вызывает у них трудности и/или сопротивление? И что помогает двигаться вперед вам самим?

У малыша никак не получается складывать из букв слова?
Вы могли просто упустить нужный момент!

Взрослые секреты

Вы когда-нибудь поднимали тост на Новый год: «За то, чтобы ребенок, наконец, научился читать»? И буковки из теста лепили? А на бутерброд из сыра вырезали? Сколько у вас наборов кубиков с азбукой? Как у моей младшей сестры: всех цветов и размеров? Но дитя не читает никак. Все буквы знает и вверх ногами, и боком, и криво. Знает, а не читает! А книжками интересуется на предмет вырвать красивые картинки по контуру, за что получил домашнее прозвище «Рвач».

Вот такое чудо (а это моя племяшка) сидело беззвучно на диване в уголке и с напряжением до капелек пота на носу смотрело на яркий журнал, впервые появившийся в доме. Огромный, глянцевый, с непонятной картинкой на обложке. Трогать, ясно, нельзя - накажут. А буквы в два ряда блестящие черные и слова ужасно длинные - наверняка секретные взрослые и страшно интересные. Однако взрослые свои секреты держат в тайне. Журнал не дадут. Он явно не детский. Что же там внутри? И крошечный мозг напрягается, пытаясь в срочном порядке разгадать хотя бы часть тайны, ту часть, что видна.

Я подхожу к дивану, наклоняюсь к журналу. Девочка с деланно равнодушным видом выпаливает, как пароль, два слова, позволяющие ей получить в руки желанный глянец: «Производство Полиграфии». Для меня - это название, для нее - первые в жизни прочитанные слова. К тому же лежащие вверх ногами на расстоянии метра. «Про-из-водст-во По-ли-гра-фии» - с ума сойти!

Немая сцена. Ребенок, перед которым полгода плясало четверо взрослых (в надежде услышать хотя бы «На-та-ша» по слогам), начал читать. Словно взмах волшебной палочки: и через минуту вместо тыквы перед вами великоразумное дитя. Калейдоскоп черточек и кружочков превратился в понятную информацию. Путь в чтение открыт.

О-оооо! или Е-ееее!

Я вспомнила про это «чудо», когда мой сын начал интересоваться буквами. Это произошло в четыре года. Как обычно, нечаянно. В обожа-

емых комиксах его зрительно удивляли междометия: «О-ооооооо! Е-еееееее!» Палец воткнут в середину длинного «О-оооооооо!»

Что это, мама?

Внутри у меня что-то зазвенело. Я подумала, а вдруг это он, волшебный миг? И как можно сочнее озвучила:

Малыш в восторге! Дальше следует: «Е-еееее!» Я снова постаралась, но с другой интонацией. Весь комикс был перерыт сыном в поисках интересных звуков. Так магический час сам пришел в наш дом, освободив нас с мужем от тяжести обучения. Главное - вовремя его заметить.

А дальше?

А после необходимо закрепить. И тут приходят на помощь женская хитрость и взрослое коварство. После того как были освоены все междометия, мы перешли к... ругательствам, в комиксах, разумеется. Потом - к «обзывательствам». Можете не сомневаться, успех был не меньшим. Только уже мне надо было перерыть комикс, поставить еле заметные точки опознания карандашом, а после, в присутствии сына, отмечать ярким маркером новое слово. По одному. После его освоения - новое. И так далее.

Потом было самое трудное: выискать предложения или фразы, что подогреют его интерес. Разумеется, все нашлось.

К слову сказать, большие тексты я никогда не стимулировала читать. Не считала нужным. Хотя книги покупала роскошные, не скупясь на толстенные шедевры, испещренные маститыми художниками. И каждую подписывала: «Мурчику от Винни» или от Питера, Карлсона. В итоге вес прочитанного к первому классу был очень и очень: «Разноцветные зверята», «Барон Мюнхгаузен», «Винни-Пух и Все-все-все», «Карлсон» и «Питер Пен». А вы говорите: «Мама мыла раму». Кому она нужна, эта рама!


Надеемся, что данные примеры послужат вам отличными советами.

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?


Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.


Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Когда мой ребенок делает домашнее задание, часто я слышу фразы: «Я не буду это делать, потому, что это сложно, у меня не получится!». Как родителям реагировать на такие высказывания? Как переубедить ребенка и стоит ли это делать?

Наверное, одна из самых неприятных ситуаций для родителей, это тот момент, когда они понимают, что их ребенок не верит в свои силы. Можно наблюдать, как дети сильно расстраиваются и плачут перед лицом сложной задачи или вовсе не расстраиваются, а засовывают тетрадь подальше и забывают об этом на время. Интересно, что это случается со способными и даже талантливыми детьми. Ребенок боится потерпеть поражение, не верит, что справится, в итоге вообще склонен отказаться действовать. В тот момент родитель понимают, что задача перед ребенком, в общем-то, стоит рядовая, и никаких причин с ней не справиться нет. Они сердятся и пытаются убедить ребенка реагировать иначе, но, от этого часто бывает только хуже.

Такая ситуация крайне болезненна для ребенка и не менее болезненна для родителей.

Страх перед ошибкой, нежелание потерпеть неудачу могут напрямую управлять действиями ребенка и приводить к тому, что он отказывается пробовать. Формируются такое поведение под влиянием личного опыта ребенка, хотя может усиливаться особенностями его темперамента. Этот формирующий опыт включает в себя и отношение близких взрослых к ошибкам ребенка, и опыт конкуренции с другими детьми, в том числе братьями и сестрами, и характер самих родителей. Не всегда причина в прямом влиянии родителей, однако, именно родители во многом могут помочь ребенку справиться с трудностями.

Как помочь ребенку

1. Признайте чувства ребенка. Прежде, чем бросаться решать проблему, просто признайте, что ребенку эта ситуация кажется сложной, ему действительно трудно взяться за дело. Просто коротко скажите:

«Да, наверное, эта задача кажется слишком запутанной..»

Ваша задача не отрицать те чувства, которые уже возникли у ребенка, а помочь с ними справиться.

2. Учите ребенка алгоритмам решения задач. Большую задачу нужно разбить на маленькие части, перед решением стоит прикинуть, как будешь действовать, в начале работы лучше выделить приоритетные задачи. В каждой деятельности у вас будут свои подсказки, как лучше действовать.

Многие задачи детям кажутся сложными именно потому, что они такими для них и являются. И нужна помощь, чтобы осваивать новые дела. Школа же в минимально степени занимается тем, что называется организацией деятельности ребят, упор делается на осваивании информации, при этом детей не учат эффективным стратегиям работы с информацией.

3. Обеспечьте возможность заниматься той деятельностью, в которой ребенок успешен . Ребенок должен иметь полноценную возможность делать то, что он умеет и любит, получая при этом признание. Если ребенок одарен физически или хорошо танцует, то ему нужно обеспечить возможность много этим заниматься. На деле же происходит обратное – такие виды деятельности скукоживаются под натиском того, что делать «нужно». Хобби отходят на второй план, уступая место тем занятия, которые удаются хуже. В конечном итоге ребенок пребывает в состоянии неудачи большую часть времен. Это сильно влияет на уровень притязаний ребенка.

4. Обеспечьте легкие победы. Это та деятельность, где успех дается лишь небольшим усилием. Например, для разминки перед занятиями математикой, поиграйте с ребенком в «математический футбол» – вы даете ребенку простенькие примеры, которые он должен посчитать в уме. Примеры должны быть такого уровня, чтобы ребенок чувствовал себя компетентным, решая их.

5. Провозгласите ценность настойчивости. Обращайте свое внимание на те моменты, когда у ребенка что-то не получается, но он все равно продолжает стараться. Скорее всего, это та области, которая вызывает у ребенка настоящий интерес. Как правило, есть такая область у любого ребенка, где его не нужно агитировать, он старается сам. Пусть это будет склеивание моделей самолетов, физические упражнения или компьютерная игра. Обратите внимание ребенка на ту настойчивость, которую он проявляет. Обязательно дайте понять, что вы считаете это сильным качеством ребенка.

Ни в коем случае не комментируйте с обвинительной интонацией: «Вот, чтобы в игре перейти на новый уровень, готов час потратить, а в решении задачки постараться не хочешь!». Ваша задача, не обвинить ребенка, а наоборот дать ему понять, что он обладает необходимым качеством характера, просто оно пока не проявилось в некоторых областях.

6. Рассказывайте ребенку вдохновляющие истории . Вы найдете множество примеров великих людей, жизнь которых прямо-таки изобиловала мелкими и крупными поражениями. В этом славном списке великие писатели, ученые, актеры, спортсмены. Существует даже мнение, что сам успех – это результат множества поражений. Ваша задача создать у ребенка убеждение, что неудача, это не конец света, а всего лишь поворот событий. Приводите примеры из собственной истории, когда вы добились чего – то значительного, пройдя непростой путь.

7. Моделируйте собственным примером стойкость перед поражением.

Отношение к ошибкам дети наследуют от своих родителей. Но этот факт не вполне очевиден, так как взрослые не так ярко демонстрируют свою чувствительность к поражению, и далеко не всегда ее осознают. Они учатся ловко избегать ситуаций, в которых могут потерпеть поражение посредством тактики «зелен виноград». Взрослые люди просто не принимают участие в тех видах деятельности, в которых они могут выглядеть бледно, объявляя их неинтересными для себя. Например, человек не пойдет танцевать, если неуверен в себе, не примет участие в спортивном соревновании, не пойдет в компанию, где может выглядеть недостаточно статусно, не будут говорить на иностранном языке в присутствии людей, которые могут критиковать их уровень, избегают говорить тосты на праздниках. Все эти формы избегания стали настолько привычными, настолько вросли в жизнь, что сами люди уже не воспринимают их как избегание в результате страха потерпеть неудачу. Поэтому они могут вполне искренне считать, что их ребенок как – то слишком уж чувствителен к своим ошибкам, непонятно в кого…

Чтобы помочь ребенку затейте с ним вместе освоение какого – то дела, в котором у вас практически равные шансы на успех. Например, пойдите учиться танцам, если никогда этим не занимались. Не бойтесь выглядеть смешно, показывайте своим собственным примером, как вы не сдаетесь, несмотря на неудачи.

8. Играйте с ребенком. Страх неудачи, ошибки часто снимается благодаря игре, в которой ребенок сам должен найти вашу ошибку. Вы выполняете задание неправильно, ребенок находит ваши ошибки. Также можно попросить ребенка сделать вначале намеренно неправильно, а потом найти и исправить собственную ошибку. Такая игра может разрядить напряженную обстановку вокруг школьных занятий.

Чего стоит избегать:

  • Критики и высмеивания ребенка за ошибки и его отношение к делам. Это только усилит неприятные переживания ребенка. А сниженное настроение – это совсем не та почва, на которой процветают школьные или любые другие успехи.
  • Решения проблемы только в момент ее яркого проявления. Большинство описанных выше тактик направлены скорее на организацию общения с ребенком вне проблемной ситуации. Это и есть наиболее эффективная стратегия. Если вы вспоминаете о том, что надо что-то предпринять, только в момент яркого проявления проблемы, то вы мало можете сделать для ее успешного решения.
  • Приводить в пример других детей. Именно процедура оценки, сравнивания и пугает ребенка. Не стоит обострять это конфликт приведением в пример других детей, которые справляются лучше. Результаты ребенка можно сравнивать с его же результатами в прошлом. Тогда прогресс будет более очевиден и это может поддержать ребенка.

Неверие ребенка в свои силы воспринимается самими родителями как их педагогический провал. «Что-то сделано не так, я не смог привить уверенности своему ребенку, поэтому он так себя ведет», так примерно рассуждает родитель. Важно, чтобы сами родители относились к такой ситуации, как к чему – то вполне поправимому. Относясь к возникшей проблеме активно, с уверенностью в возможность ее успешного разрешения, родители помогают своему ребенку занять аналогичную позицию в отношении своих трудностей.

© Елизавета Филоненко

Многие пары годами наблюдаются у разных врачей, но забеременеть у них так и не получается. Такая проблема знакома многим, хотя причины у каждого разные. Почему не получается зачать ребенка, что делать в подобной ситуации и к какому специалисту обращаться. Почему у одних супругов без проблем происходит зачатие, а другие длительное время не могут получить желаемого результата.

Во время планирования необходимо правильно питаться, исключить алкоголь, отказаться от курения

Чтобы зачать ребенка, необходимо, чтобы внутри женских половых путей произошла встреча яйцеклетки со спермием. Вследствие чего спермий проникает внутрь яйцеклетки, где образуется зародыш, который вживляется в маточную стенку и продолжает развиваться уже в качестве плода. Но это лишь в теории так все просто, на практике же процесс протекает гораздо сложнее. У мужчины с каждым оргазмом выбрасывается часть сперматозоидов, которые образуются в яичках непрерывно. Т. е. представители сильной половины всегда готовы к зачатию.

У женщин же созревание происходит раз в цикл, причем формируется только одна клеточка, в редких случаях несколько. Эта клетка живет всего 1-1,5 суток. Если за это время не происходит оплодотворения, то клетка погибает. Следующий шанс на зачатие будет примерно через месяц, когда произойдет следующая овуляция. Именно столь непродолжительным фертильным периодом объясняется, почему столь редко удаются оплодотворения с первого раза. Поэтому, если не получается зачать ребенка, рекомендуется заниматься сексом хотя бы через день, чтобы наверняка попасть на овуляцию.

Но бывают и обратные ситуации, когда женщина ведет базальные графики и точно знает, в какие дни вероятность наступления беременности максимально высока, именно в эти дни супруги занимаются сексом, но что-то все равно мешает зачатию ребенка, потому как забеременеть никак не удается.

Причины долгого отсутствия зачатия

Если на протяжении длительного времени супругам никак не удалось обзавестись потомством, то нужно выявить причину бездетности. Для этого рекомендуется пройти комплексное обследование обоим партнерам.

  • Достаточно часто препятствовать оплодотворению может сбой или патологии гормональной сферы. К примеру, не удивительно, если зачатие не произойдет на фоне таких гормональных болячек, как миома или эндометриоз. Но выявить подобный фактор сможет только специалист. При миоме обычно назначается хирургическое лечение, а при эндометриозе – прием гормональных препаратов с целью коррекции фона.
  • Также причины бездетности супругов могут заключаться в наличии нездоровых привычек вроде никотиновой зависимости, употреблении наркотических веществ или спиртного. Эти зависимости приводят к гипофизарным нарушениям, что провоцирует сбои в деятельности всего организма. Истончается эндометриальный слой у потенциальной мамочки, у мужчины появляются эректильные проблемы и падает качество семенного материала, нарушается выработка и созревание половых клеток у обоих партнеров.
  • Мешать зачатию могут и спаечные процессы в малотазовой области. Просто клетка не может пробраться к сперматозоиду из-за наличия преград в виде спаечных тяжей.
  • Менструальные нарушения тоже порой выступают весомым фактором, мешающим оплодотворению. Если женский цикл у пациентки нерегулярный, то нужно обязательно наладить менструацию. Для этого врачи могут рекомендовать определенные медикаментозные средства или же можно воспользоваться рекомендациями фитотерапевтов.
  • Также причины отсутствия детей могут обуславливаться мужскими патологиями, именно поэтому при отсутствии детей рекомендуется обследоваться обоим супругам. Причем начинать желательно именно с мужчины, потому как обнаружить или исключить вероятность мужской патологии достаточно просто, тогда как женщину можно обследовать долго. При обнаружении патологии у потенциального отца необходимо обратиться к специалисту в области андрологии. Может, мужчине просто не хватает витаминов или же он нуждается в серьезной терапии. В любом случае, после необходимого лечения плодовитость мужчины приходит в норму.
  • Стресс считается одним из ведущих факторов, мешающих женщине забеременеть. Поэтому потенциальной мамочке необходимо научиться расслаблению с помощью аутотренингов, аромаванн и массажа, ароматерапии и пр. Также хорошо помогают избежать стрессовых состояний успокоительные травы. Даже незначительное нервное напряжение может отрицательно сказаться на оплодотворении. Особенно если близкие постоянно напоминают, когда детьми обзаведетесь и пр. Человеческая психика устроена необычно, поэтому при наличии подобного давления от родственников лучше супругам отправиться на недельку, примерно за 4-5 дней до овуляции куда-нибудь отдохнуть.
  • Вес для зачатия тоже имеет немаловажное значение. Чересчур полные девушки, как и излишне худые, могут столкнуться с проблемами при оплодотворении. Подумать о массе тела необходимо и мужьям, потому как при колебаниях веса у мужчин нарушается сперматогенез.

Если при устранении подобных факторов зачатие не произошло, то высока вероятность, что пара столкнулась с бесплодием. Но сегодня подобная проблема успешно лечится, а в случае неизлечимости можно воспользоваться помощью специалистов-репродуктологов и альтернативными методиками ИКСИ или ЭКО.

Регулярные месячные — отличный показатель

Если женщина думает, что она здорова, но она вследствие многократных попыток так и не забеременела, то необходимо все же обратиться к специалистам. Если зачатия не происходит, значит, все-таки есть какие-то проблемы со здоровьем. Причем имеет значение здоровье обоих родителей, а не только потенциальной матери. Потому как в процессе оплодотворения принимают участие половые клетки обоих супругов. Именно поэтому, приняв решение о наследнике, необходимо в первую очередь проверить состояние репродуктивных и других важных органов.

Необходимо обратиться к гинекологу, который назначит необходимые анализы и диагностические процедуры. Обычно диагностические исследования включают анализы крови на ВИЧ и гепатиты, сифилис, мазки и анализы мочи на половые инфекции, в т. ч. и передающиеся при половой близости. Эти анализы необходимо сделать обоим супругам. Также необходимо пройти ультразвуковое исследование малотазовых органов. Если анализы в норме, можно приступать к зачатию, а при выявлении отклонений понадобится пройти лечение.

Что делать, чтобы повысить успешность зачатия? Конечно, рассчитать благоприятный период в цикле, когда яйцеклетка созреет и выйдет из фолликула. Самым простым способом считается календарный метод определения овуляции. Этот способ идеально подойдет пациенткам, имеющим регулярный женский цикл. Для этого надо отнять от первого дня месячных 14 суток, в результате и получится день овуляции. Нужно отсчитывать именно от первого дня менструации. Начинать попытки зачатия надо примерно за 5 дней до созревания яйцеклетки и пару дней после нее. Именно в эти дни наблюдается наибольшая фертильность. Просто сперматозоид может прожить в половых путях около 5 дней. В целом, чтобы наверняка получилось забеременеть, нужно заниматься любовью ежедневно в 10-18 день.

Не менее важное значение имеет качество спермы, ведь оплодотворяют яйцеклетку именно сперматозоиды, и если они будут ненадлежащего качества, то им не хватит сил добраться до точки назначения. Мужская сперма обновляется полностью за два месяца. Именно столько до зачатия мужчине нужно вести ЗОЖ, не пить спиртное и не курить, ежедневно гулять пешком. Также сильной половине придется отказаться от посиделок с друзьями в бане.

Также важным моментом является и частота половых близостей. Раньше существовал миф, что забеременеть удастся только при длительном, чуть ли не месячным воздержанием. Ученые это утверждение успешно развенчали, доказав, что самым правильным решением будет заниматься сексом раз в 2-3 суток. Подобная частота ПА будет самой оптимальной, если их целью являются дети.

Как лечить бесплодие

Но что может помочь, если проблема заключается в бесплодии. Это уже серьезная преграда для успешного зачатия. Нужно обратиться к доктору, сегодня бесплодие успешно лечится. Чаще всего причиной бесплодия выступают факторы вроде менструальных нарушений, трубной непроходимости, эндометриоза и пр. Если имеет место овуляторная недостаточность, девушке прописывают гормоны и стимулирующие медикаменты. В сложных случаях возможность забеременеть реализуется с помощью искусственного оплодотворения, которое осуществляется несколькими способами:

  1. Искусственное оплодотворение сперматозоидами донора или супруга;
  2. Оплодотворение через пробирку, когда женскую клетку извлекают хирургическим способом, а уже после успешного оплодотворения подсаживают ее в полость матки (ЭКО);
  3. В маточные трубы помещается коктейль из сперматозоидов и яйцеклеток, а потом происходит оплодотворение;
  4. В трубы помещаются уже оплодотворенные клетки.

Нередко провоцирует бесплодие удаление миндалин, которые являются защитой организма от разнообразных инфекций. Обычно при сильном воспалении их удаляют. Медики считают, что подобная операция позволит защитить пациента от суставных патологий, почечных либо сердечных болезней. Но после удаления происходит естественное ослабление иммунного барьера, снижается продукция иммуноглобулиновых веществ, защищающих организм от вирусных и бактериальных атак. Также происходит снижение продукции веществ, необходимых для созревания яйцеклеток и сперматозоидов, что и приводит к бесплодию.

Если причина в гипотиреозе

Анализ крови поможет выявить патологию

У некоторых пар проблемы с наступлением зачатия могут возникнуть на фоне патологий щитовидной железы. Этот орган располагается внизу передней части шеи, по обеим сторонам от гортани, имеет небольшие размеры и весит всего около 40 гр. Под воздействием йода, который поступает в организм в составе пищи, железа продуцирует тироксин и прочие гормональные компоненты, необходимые для регуляции вещественнообменных процессов, психической и половой, пищеварительной и сердечно-сосудистой деятельности.

Деятельность же самой щитовидки регулируется гипофизом и его гормонами. При гипотиреозе у пациентки наблюдается недостаточная функция щитовидки, менструальные сбои и бесплодие, а если беременность все же случится, то она может осложниться выкидышем, плацентарным отслаиванием или послеродовыми кровотечениями. Если гипотиреоз имеет выраженную форму, то по причине гормональной недостаточности происходит нарушение овуляторных процессов, транспортировки, синтезирования и метаболизма яйцеклеток, в результате чего и развивается бесплодие.

Обычно подобная патология проявляется частыми простудами и запорами, отсутствием аппетита, анемическими патологиями и пр. Во внешности пациентки происходят серьезные изменения, у нее начинают слоиться ногтевые пластины, волосы тускнеют и становятся ломкими, кожный покров бледнеет. Пациентка постоянно зябнет, ей хочется поспать, беспокоят нарушения слуха и сердечного ритма, вес начинает расти. Рискуют столкнуться с гипотиреозом жительницы йододефицитных районов.

Витамины и микроэлементы для успешного залета

Чтобы не возникало трудностей с беременностью, необходимо обеспечить организм достаточным количеством микроэлементов и витаминных веществ. Как же зачать ребенка, если не получается?

  • Специалисты говорят, что в первую очередь нужно снабдить организм достаточным объемом цинка, который нормализует репродуктивные функции у обоих родителей. А у мужчин данный микроэлемент крайне важен для полноценного сперматогенеза, потому как обеспечивает бесперебойную продукцию тестостеронного гормона.
  • Важен для мужской репродукции и селен, который к тому же нормализует холестерин и профилактирует печеночные патологии.
  • Женщинам важно обеспечить достаточный уровень калия, при дефиците которого часто развиваются эрозивные процессы в маточной шейке, бесплодие и невынашивание. Нехватка калия может обуславливаться патологиями кишечника и почек, нарушениями в эндокринной системе, бесконтрольным приемом гормонов, диуретиков или слабительных средств, а также избыточное потребление пищи, богатой содержанием натрия.
  • Необходимо для полноценной фертильности и золото, особенно женщинам, у которых элемент улучшает функции яичников и продукцию половых гормонов. Препараты золота даже рекомендуют при вынашивании и ГВ.
  • Быстро забеременеть поможет и медь, которая принимает активное участие в синтезе половых гормональных веществ.

Необходимы для успешного оплодотворения и витаминные компоненты. Чтобы половые железы бесперебойно функционировали, им необходим ретинол. При дефиците витамина А у мужчин формируется бесплодие, а у женщин – нарушения цикла. Дефицит токоферола тоже становится частой причиной бесплодия у обоих супругов и вызывает менструальные нарушения. Витамин Е нужен для нормальной функциональности мужской репродуктивной системы. Также родителям нужно обеспечить полноценное содержание витамина В12, необходимого для вещественнообменных процессов. Дефицит цианокобаламина страшен малокровием и прочими кроветворительными нарушениями. Если женщина длительное время принимала гормональные контрацептивы, то она рискует заработать подобный дефицит.

Существует немало рецептов народной медицины, облегчающих наступление зачатия. Травники рекомендую пить отвар семян подорожника, настой шалфея (его пьют после месячных и до овуляции) и щавеля, липовый цвет и имбирь. Но обращаться к таким способам повышения плодовитости нужно крайне осторожно. Поэтому предварительно нужно проконсультироваться с фитотерапевтом.


Если беременность не наступает с первого раза, то отчаиваться нет смысла. Счастливых родителей, которые раньше долгое время пытались безуспешно зачать ребенка, очень много. Всему свое время. А если выявиться необратимое бесплодие, то возможности современной репродуктологии невероятны. Даже обреченные на бездетность пары смогли с помощью искусственного оплодотворения стать родителями, причем неоднократно.