Как ты понимаешь что такое совесть. Совесть: что это и зачем она нужна человеку

Понятие «совесть» появилось еще в древние времена, и многие философы пытались дать ему определение. Кто-то говорил, что это чувство, которое делает человека слабым, а кто-то, наоборот, утверждал, что это одно из сильнейших качеств хорошего человека. Особенно сложно было говорить о том, своими словами тем, кто некогда не испытывал подобного чувства. Попробуем разобраться, что же означает данное слово.

Морально-этические нормы

Большинство источников утверждает, что совесть - это необходимость придерживаться сформировавшихся в той среде, где вырос человек. Если же по каким-то причинам не получается выполнять определенные принципы, тогда индивидуум испытывает Что такое совесть, своими словами описывают и служащие в религиозной общине - раввины. Они считают, что это внутренний голос каждого человека, не дающий сойти с верного пути и оберегающий от совершения греха.

Как возникает чувство

Когда люди говорят о каком-либо понятии или событии, пытаются понять его суть, они обязательно обращаются к истокам. В данном случае также очень важно знать, как и когда впервые возникает чувство совести. В современной науке существуют две абсолютно противоположные теории, но при этом каждая из них очень интересна и актуальна. Приверженцы первой считают, что совесть человека - это чувство, которое имеет природный характер. Другие же уверены в том, что оно прививается с раннего детства.

Обе теории имеют право на жизнь, поскольку, для того чтобы сформировалось данное чувство, необходимо наличие причинно-следственной связи. К примеру, когда в младенчестве эгоистические поступки, доставляющие неприятности, порицаются, а альтруистические, приносящие пользу, одобряются, у ребенка формируется причинно-следственная связь.

Со временем порицание и одобрение возникает у человека само по себе. Так, теперь во взрослой жизни эгоистические поступки порицают уже не родители, а внутренний голос. Благодаря тому что такие ассоциации возникают еще с самого младенчества и прочно укореняются в мозгу человека, кажется, что это врождённое качество. Но, опять же, поскольку это чувство формируется в той среде, где вырос человек, его «понятие совести» может значительно отличаться от мнения на этот счет остальных.

Попробуем объяснить, что такое совесть, своими словами на достаточно простом примере. Есть две семьи. В одной эгоизм не считается каким-то негативным качеством, а называется всего лишь «любовью к себе». Порицание в этой семье возникает, когда ребенок себя в чем-то ущемляет, родителям кажется, что он совсем не любит себя. Здесь ребенка «мучает совесть», к примеру, за то, что он вместо того, чтобы купить себе конфету, отдает эти деньги бедняку. Другая же семья - полная противоположность: точно такой же поступок не порицается, а одобряется.

И у того, и у другого ребенка так или иначе присутствует чувство «совести», однако направлено оно в разные стороны. Следует понимать, что общепринятые моральные понятия совести все же будут на стороне ребенка из второй семьи.

Альтруизм и эгоизм

Несмотря на то что среда, в которой растет человек, имеет на него очень большое влияние, не всегда определенные качества возникают благодаря ей. Бывает так, что принципы, по которым живет семья, совсем не совпадают с сущностью их ребенка. Альтруист может вырасти в абсолютно аморальной семье, поэтому он негативно относится к их образу жизни и во что бы то ни стало хочет быть другим. Ему стыдно за те поступки, которые совершают его родители, а если он сам совершает подобное, то его мучает совесть. Ч. Дарвин называл такое проявление природным альтруизмом.

Если ситуация совершенно противоположная, то можно говорить о природном эгоизме. Многие ученые и философы считают, что это чувство в разной мере присуще каждому. Степень порицания эгоизма с раннего детства, скорей всего, и определяет то, насколько совестливым вырастет человек. Западные науки считают, что дети рождаются с равной степенью альтруизма и эгоизма, преобладает то качество, которое большего всего одобряют.

Анализ совести

Для того чтобы проанализировать это понятие, необходимо сознание свободы и греховности. Математическим языком можно сказать, что совесть человека - это разность между теми поступками, которые допустимы, и теми, которые невозможны по каким-либо соображениям. Довольно часто проявление этого чувства связано именно с верой. Совесть - это некий внутренний надзиратель, который контролирует моральность поступков. Для верующих людей в первую очередь аморальными будут считаться те, которые противоречат их заповедям.

Как правило, честь и совесть всегда отождествляются с друг другом. К примеру, немецкий мыслитель И. Кант называет данное чувство законом, живущим в каждом человеке и определяющим его достоинство. А. Гольбах говорил, что совесть - это внутренний судья. Только это чувство ответственности точно свидетельствует, насколько поступки человека заслуживают порицания или одобрения.

Свобода совести

С начала зарождения рассматриваемого понятия было огромное количество различных толкований данного слова, однако все они основывались на общих моральных принципах (честь, достоинство, альтруизм, доброта), объясняя, что такое совесть. Значение этого слова и его основные принципы описывал в своих работах практически каждый мыслитель и философ.

В 19-м столетии постепенно стало появляться такое понятие, как свобода совести. Это дало определенный толчок к нравственной демократичности. Понятие совести стало для каждого чем-то сугубо личным. Та среда, в которой растет человек, стала для него определяющей. Соответственно, если человек хочет, чтобы его семья жила по определенным морально-этическим нормам, их нужно соблюдать и прививать. То, что считается неправильным и аморальным, нужно порицать, хорошее же необходимо одобрять.

Дети и совесть

Для того чтобы разобраться, на каких принципах растет ребенок, можно попросить его написать небольшое рассуждение на тему «Совесть и я». Из текста будет абсолютно понятно, в каких моментах воспитанию нужно уделять больше внимания. Более того, совесть может приводить и к определенным психическим проблемам. Когда у ребенка или взрослого не получается делать что-либо «по совести», его начинает терзать чувство вины. Такие частые состояния могут приводить даже к суицидам. Детям нужно объяснять, что такое совесть, своими словами, учить, как поступать, чтобы не было угрызений совести, и рассказывать, о том, что бывают ситуации, когда нет возможности поступить так или иначе.

Совестью называют некоторое нравственное напряжение, переживание человека за слова и поступки. При этом проблема совести может затрагивать не только собственные поступки и слова человека, а и действия кого-то другого, а значение слова совесть искажается от одного индивидуума к другому.

Определение и типы

Определить, что такое совесть, сразу достаточно непросто. Все дело в том, что проблема совести является многовековой и психологи, философы каждого периода несколько по-своему определяли это слово.

Что значит совесть с психологической точки зрения: это качество человека, которое говорит о том, что он способен нести ответственность за свои поступки и слова. У философов чувство совести определяется, как нравственное самосознание, различающее плохое и хорошее, а также побуждающее человека делать добрые дела.

В. Даль давал совести такое определение – это внутреннее сознание, тайный уголок души, где происходит самосуд над каждым действием и фразой, разделяя их на хорошие и плохие, а также чувство, способное породить любовь к добру и отвращения к злу.

Честь и совесть присущи нравственным людям, которые придерживаются принципов справедливости и жизненных правил. Если же совесть грызет человека, это означает, что он совершил поступок, который сам же не может одобрить.

Если человека она никогда не мучит, он нем говорят, как о бездушном. Так если вернуть обратно сказанные слова и действия нельзя, зачем нужна совесть, и нужна ли она вообще, или есть мотивы и способы, как избавиться от совести?

Понятие в религии

В христианской терминологии данное слово состоит из содружества и вести. Это означает, что значит жить по совести в христианстве – жить, принося пользу социуму, жить с ним сообща. Глубоко верующие люди часто говорят, что, если мучает совесть – это голос Бога порицает нас за какие-то неблаговидные деяния.

Почему она у всех разная?

Когда мучает совесть, человек занимается самокопанием и самоистязанием, укоряет и стыдит себя, снова и снова прокручивая в голове поступок, как предмет укоров. Некоторых людей она не мучит и никогда не мучала, потому что они не осознают, что своими действиями причиняют кому-то вред.

По сути, иметь такие нравственные чувства свойственно людям, воспитанным по определенной схеме разграничения добра и зла. К зрелому возрасту в их сознании формируется так называемое мерило, по которому они определяют окраску своих и чужих поступков. Такая схема воспитания очень распространена: мы часто слышим, как маленьким детям говорят, что рвать листья на деревьях – это плохо, а делиться игрушками – хорошо.

Но такое воспитание способно сделать ребенка счастливым в будущем лишь в том случае, если значения и определения добра и зла у родителей не были искажены. Если же данные понятия прививались в искаженном виде или не прививались совсем, не исключено, что во взрослой жизни человек живет, не давая отчет перед честью и совестью.

Что значить иметь совесть?

На вопрос: «Нужна ли совесть?» можно ответить только утвердительно. Человеку совесть служит справедливым, но и безжалостным мерилом его дел. Если совесть грызет, значит, сделанное не соответствует вашим собственным представлениям о добрых или нейтральных поступках.

Если представить, что честь и совесть не присущи ни одному человеку на Земле, можно смело утверждать, что начнется хаос. Все будут делать абсолютно рандомные вещи: пойти и убить обидчика, который для других является кормильцем семьи и обожаемым родственником, украсть у кого-то деньги, возможно, последние, предназначающиеся на пищу или лечение. В конце концов, назначить встречу и не прийти, оскорбить или ударить – все это было бы повсеместно, потому что никто бы не мог сказать, что эти действия отвратительны и несправедливы по отношению к другим.

Зигмунд Фрейд достаточно кратко описывал данное качество. Он считал, что оно зарождается в младенчестве: ребенок зависит от родительской любви и поступает в соответствии их мерилу добра и зла, чтобы не лишится этой любви.

Из этого следует, что совесть появляется именно в детстве, и немаловажную роль в ее формировании играют родители и окружение. Многократные исследования доказали, что совестливым человеком становится тот, чьи родители в детстве не били его за проступки, а выражали свое огорчение его поведением. Во взрослом возрасте этот человек отвечает за каждое свое слово и делает все соответственно.

Мучающая совесть

Определений у данного слова масса, и среди этих определений есть одно устойчивое – мучающая и грызущая. Что делать человеку, которого мучает совесть? В первую очередь, порадоваться за себя. Это означает, что вы ясно видите проблему и знаете, что делали и почему потеряли душевный покой.

Иногда нужны откровенные беседы о проблеме. Например, родители, сестры и братья, близкие друзья, супруги – это люди, которые должны принимать вас любым, а значит, выслушают, если вас замучила собственная совесть.

Если же потеря равновесия вызвана благодаря делам или словам, поранившим другого человека, нужно попросить у него прощения. Принятые извинения станут настоящим бальзамом для неспокойной души.

Не старайтесь заглушать такие чувства или определять как-то по-другому, списывая на усталость или нервозность. Если вам достанет чести признаться в содеянном самому себе, жить станет значительно проще.

Мучивший поступок не всегда является равноценным тем ощущениям, которые испытывает совершивший. Например, некоторые сильно преувеличивают содеянное – такая ситуация хорошо описана в короткой повести Антона Чехова «Смерть чиновника». Человек может просто довести себя до истерики, когда для этого нет объективных поводов.

Самым действенным все же остается диалог с обиженным человеком. Помните, что откровенное извинение не является унижением или ущемлением гордости, а показывает вас, как человека высоконравственного и воспитанного, могущего ответить за свои слова и поступки.

Отличия от чести

Честь, совесть, вина, долг – это лишь краткий перечень терминов и состояний, которые часто отождествляются. Честь и совесть – понятия достаточно близкие, но в них есть определенные отличия, причем коренные.

Последней мы измеряем собственные поступки по отношению к другим. Это некий внутренний судья всех слов и поступков, которые принесли кому-то радость, а кому-то – горе. В соответствии с этим на душе становится хорошо и легко, а в противном случае – мучает совесть.

Честь же является мерилом поведения по отношению к самому себе. Существует устойчивое выражение: это ниже моей чести и достоинства. Это значит, что человек не может поступить определенным образом, не уязвив собственных чувств.

Стоит отметить, что честь накладывает значительно большую ответственность. Честью является ряд жестких правил и принципов, в которых человек воспитывается с детства. Это не значит ставить себя выше других, напротив, – это значит знать свое место среди людей и относится к себе строже, чем к другим.

Нередко при совершении не вполне достойных поступков человек ощущает негативные эмоции внутри. Возникает некий дискомфорт, порой довольно сильный, не дающий спокойно существовать дальше. Подобное чувство принято называть совестью. Этот внутренний контролер гложет после негативных поступков, слов либо мыслей и приносит удовлетворение при противоположном поведении. Хотя догадываются о ее существовании почти все, мало кто с уверенностью сможет рассказать, что такое совесть, откуда берется и почему навевает определенные эмоции и ощущения. В этом стоит разобраться по порядку.

Что такое совесть: популярное определение

Существует множество вариантов трактовок природы этого явления, пояснений, что оно собою представляет. Значительное их число связано с различными религиозными течениями, где обычно под указанным термином понимается некое чувство вины перед высшими силами (Богом) за нарушение данных ими заповедей. Часто дается пояснение о «свете истины», мешающем поступать плохо. Популярное же определение, что такое чувство совести, не ассоциированное с религией, подразумевает в этом случае определенные свойства личности. Каждый психически здоровый и полноценно развитый человек вырабатывает внутренний саморегуляционный механизм, помогающий формулировать эталоны нравственности для последующего измерения всего сказанного и сделанного, оценки слов и поступков по собственной шкале достойного/недостойного.

Что такое стыд и совесть: врожденное или приобретенное

Те, кто пытается дать определение этому внутреннему «полицейскому», ломают копья в основном относительно того, дано ли подобное чувство от рождения априори или развивается уже по ходу взросления, на основе испытываемых человеком социальных влияний, внушенных ему нравственных установок, принятых в конкретной семье или социуме как таковом. Пока подобный вопрос остается открытым, по причине отсутствия доказательств с обеих сторон. Сходятся же они в одном: совесть представляет собою внутренние рамки, сформированные самим человеком исходя из принятых им моральных установок. Нарушение таких границ и вызывает дискомфорт разной интенсивности, а сохранение, особенно в ситуации непростого нравственного выбора, улучшает самооценку. Личность осознает, что сохранила свою идентичность, не позволила обстоятельствам ее попрать.

Как объяснить ребенку, что такое совесть

С подобной необходимостью сталкиваются родители подрастающего малыша и педагоги, которым приходится заниматься с ним в учебных учреждениях. Пояснения надо давать с учетом степени понимания конкретного крохи, его возрастных особенностей. При общении с дошкольниками стоит использовать конкретику, приводя доступные им примеры. Один из вариантов: совесть — это когда родители запрещают снимать шапку на холоде, и ребенок осознает, что не слушаться старших плохо. Потому, когда он снимает шапку, тем самым нарушая мамин и папин запрет, он отлично знает, что поступает нехорошо, из-за чего душа у него болит. Нужно дать крохе понять: указанное чувство — помощник, поскольку мешает вести себя неправильно, и к ней надо прислушиваться.

Что такое «совесть грызет»

Под этим выражением скрывается та самая гамма чувств, которую провоцирует не соответствующий нравственным установкам самого человека поступок. Сопряжены ее проявления с резким снижением самооценки. Появляется это из-за осознания предательства самого себя, собственных внутренних убеждений. Обычно сила таких душевных мук пропорциональная тяжести проступка. Разброс велик — от легких «покалываний» до настоящего огня, приносящего боль, мешающего полноценно жить дальше, особенно если отсутствует возможность исправления содеянного. Множество людей, превращавшихся в предателей или совершавших иные гнусные действия, нередко из-за невозможности перенести внутренние терзания отваживалось на суицид.

Что такое угрызение совести: поворот в конструктивное русло

Не стоит полагать, будто понимание, что такое совесть человека, и само ее действие деструктивны. Тут многое зависит от ракурса, под которым рассматриваются такие нравственные проблемы. Попытки бороться с проявлениями совести, заглушать ее путем воздействия на организм психотропных соединений, алкогольных возлияний, даруют лишь временную иллюзию спокойствия. Проступки никуда не деваются — человек только ненадолго сбегает от них, чтобы потом, по мере протрезвления, ощутить гамму еще больше усилившихся негативных эмоций. Нежелательно воспринимать указанное чувство как врага. Мудрая личность обернет ее проявления на пользу саморазвитию. Подсказками своего душевного нравственного регулятора имеет смысл пользоваться для предотвращения нежелательных поступков, избегания способного разрушить жизнь поведения. Подобный подход принесет личное счастье, карьерный рост, из-за возникшего уважения окружающих.

способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.

Совесть

высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания Включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, Желание изменить, исправить случившееся. Совесть - один из признаков высокого уровня личностного развития человека. Утрата совести ведет к психологической деградации человека.

СОВЕСТЬ

способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.

Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

СОВЕСТЬ

Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически, теистическая точка зрения приравнивала совесть к голосу Бога, и, следовательно, считали ее врожденной. Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными; фактически Фрейдовские характеристики суперэго были попыткой объяснить происхождение, развитие и способ функционирования совести. См. моральное развитие.

Совесть

способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызений С."). Л.А. Карпенко

СОВЕСТЬ

высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов. С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.

категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия. В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. ??????????, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что "...если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, "внутреннего" характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую "... мы в своей собственной душе даем своим поступкам" – "Карманное богословие", М., 1959, с. 172). В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для познания их достаточно "...углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести" ("О влиянии наук на нравы", СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. "чистого Я", а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование "абсолютно свободному" индивидуальному замыслу, отказ человека от "дурной веры" в существование к.-л. объективных критериев. Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. "имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой", "определяет, исходя из себя самой". Но эта самодостоверность С. влечет за собой "произвол отдельного лица", к-рое может "придать... свою добросовестность" любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во "всеобщем самосознании" благодаря "всеобщей среде" (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: "Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга...есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный... Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы..." (там же, с. 351–52). Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. "другим Я" человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает "чудесным путем самозарождения". "Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом... Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой... или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630). Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что "идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий" (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. "...При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой... В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197). Лит.: Отличное определение

Неполное определение ↓