Как выбрать профессию? Советы родителям. Как выбрать профессию ребенку

Экология жизни. Дети: В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник...

Пользу выбора профессии сложно переоценить, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, и даже велосипед, а теперь будет и профессия. Это в большей степени относится к реальному и сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть это реальная ответственность.

В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник, это касается и ЕГЭ, и дальнейшего обучения.

Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность: «Мы проходим по баллам туда-то, а вы?».

Тогда и получается, что профессиональное призвание штука, чрезмерно нагруженная страхом ошибки и родителей, и самих подростков. Соответственно поиски профессии превращаются иногда в попытки избежать ошибки или выбрать беспроигрышный вариант, порой, подменяя реальное профессиональное призвание.

Хотя призвание – это всегда ощущение себя настоящего, поиски себя, попытка отыскать в деятельности и собственных интересах свое лицо, свой смысл и воплотить это в выбор профессии. Когда я могу сказать, что я - это не только я, но и моя профессия.

Мне часто на семейных встречах приходится сталкиваться с некоторой «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростка, когда ни он, ни родители не знают куда дальше двигаться, а приближается время поступления.

Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценивать степень рисков.

И не поддерживать в этом подростка опасно, ведь он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще.

Все что нужно здесь - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и это не делается за один раз.

Поэтому норма профориентации, как науки о поиске профессионального призвания и самоопределения, как раз и состоит в изменчивости мира и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессий и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про вещи, связанные с работой.

Поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе.

Главными постулатами в этом процессе считаются 3 кита выбора профессии.

  • Первый – это всеобщая талантливость, бесталанных людей не существует, там, где есть человек, всегда существует и его призвание, если этого нет, значит, человек занят не своим делом.
  • Второй постулат говорит о всеобщем превосходстве, это значит, что если у вас что-то получается хуже, чем у других - что-то должно получиться лучше, ищите!
  • Третий - отражает неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Это осознание часто помогает справляться с повышенной тревогой, а создавая профессиональный план, мы можем получить шанс найти наше призвание, хотя придется изрядно постараться, конечно же.


В своих поисках стоит опираться на несколько простых рекомендаций:

1. У нас всегда есть время и право на ошибку – и это абсолютная правда, мы всегда можем изменить свое решение, или спустя время передумать. Наши профессиональные поиски не ограничены временными рамками, как ЕГЭ или ГИА, мы можем ошибиться и пойти искать в другую сторону, даже если поступили учиться не туда, куда изначально хотели. Если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3 курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. В европейских странах существует любопытный феномен, там школьники после окончания школы не поступают сразу в ВУЗ, а занимаются поисками собственного призвания через путешествия, работу, творчество. На моей памяти люди меняли профессии и в 50, и в 70 лет, наш взрослый мир и взрослые поиски себя в профессии не связаны только с образованием, тем более школьным. Только представьте себе мир с главной ошибкой после школы - это было бы ужасно.

2. Ищите информацию о профессиях – мы являемся взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельностью, я сейчас говорю об учителях и родителях, которые обладают достаточно объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно разговаривать, искать, подбирать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей подростка профессии. По возможности можно организовать встречу с представителями тех профессий, которые интересны, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.

3. Пробуйте себя в профессии, которая интересна - можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками и секциями. Например, если ученик чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий», можно окунуться в атмосферу интересующей профессиональной деятельности, набить «своих шишек». Подобрать подходящую профессиональную пробу, помочь подростку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

4. Говорите, всегда говорите - очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор. В разговоре важно определить критерии выбора профессии с учетом знаний и опыта у каждого участника разговора. Стоит говорить о том, ясна ли вообще та профессиональная деятельность, которая интересна, насколько она перспективна. Не менее ценной будет возможность обсуждения альтернатив, при хорошем плане всегда нужен запасной, это поможет избежать характерного зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие, может более подходящие варианты. Важно обсудить мотивацию и представления об этой профессии, но не только и не столько стоит говорить об этом, сколько быть рядом и учиться слышать и понимать другого, особенно если этот другой – родитель, который напуган не хуже подростка. Вот об этом и стоит иногда говорить, честность позволит избежать массы взаимных претензий.

5. Изучайте профессиограммы желаемых профессий - они представляют собой описание признаков, характеризующих ту или иную профессию, и включают перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • в чем суть данной профессии,
  • чем конкретно занимается сотрудник,
  • в каких условиях происходит труд,
  • какие требования предъявляются к уровню подготовки работников,
  • какие способности нужны для успешного овладения профессией,
  • легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии, на какие заработки можно рассчитывать,
  • каковы возможности для карьерного роста.

6. Создавайте план профессионального самоопределения – в вопросах поиска важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Этот план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным.

Он должен учитывать несколько важных пунктов:

  • связаны ли мои желания с предполагаемым местом учебы,
  • достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах учебы, которые я уже выбрал,
  • какова общая картина места учебы,
  • что конкретно будет делать студент в данном учебном заведении,
  • какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении,
  • каковы отзывы об этом учреждении,
  • что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся,
  • насколько реально добиться тех целей, которые я поставил с учетом этого заведения,
  • что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант,
  • что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты.

Также важно знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках в школе, днях открытых дверей в учебном заведении.

Но не стоит отождествлять выбранный учебный предмет с профессией, для этого есть другие источники информации, к одному из которых относят общение со специалистами той профессии, в пользу которой сделан выбор. Данный опыт может позволить более реалистично оценить шансы выбранной специальности.

И, конечно, выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. Желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. опубликовано

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

«Это интересно. - комплексная система оказания школьникам помощи по выявлению и развитию их личностных качеств и способностей, познавательных и профессиональных интересов, атак же готовности к труду и профессиональной деятельности».

Профориентация направлена на формирование профессиональное развитие личности и поиск путей её реализации.

Цели профориентации:

  • профориентационная поддержка школьников по выбору профиля обучения и направления будущей профессии
  • воспитание у учащихся сознательного и ответственного отношения к труду
  • самоопределение учеников в условиях свободы выбора с учётом своих возможностей и способностей, ориентацией на потребности рынка труда.

Профориентация включает в себя:

  • просвещение и воспитание учеников
  • изучение особенностей, потребностей и возможностей учащихся
  • диагностику личности
  • организацию консультирования по вопросам трудоустройства.

1 этап: 1-4 классы. На этом этапе учитель формирует у младших школьников ценностное отношение к труду и осознание его роли, развивает интерес к учебной и познавательной деятельности.

2 этап: 5-7 классы. На данном этапе развивается устойчивый интерес к профессиональной сфере, формируются представления учеников о своих интересах и способностях («Я-образ»), приобретается начальный опыт в разных видах деятельности (наука, искусство, техника, сельское хозяйство и пр.)

3 этап: 8-9 классы. Осуществляется уточнение запросов учеников с помощью введения факультативов и кружков по интересам; проводится консультирование с целью адекватного выбора ученикам сферы будущей деятельности и профиля обучения.

4 этап: 10-11 классы. Этот этап подразумевает обучение старшеклассников методам самоподготовки и саморазвития, формирование у них профессиональных качеств в соответствии с выбором профессии, оценку готовности к выбранной деятельности и коррекцию профессионального выбора.

Как видим, школа обладаем массой возможностей для того, чтобы помочь ученику профессионально определиться. Однако в большинстве случаев без поддержки родителей подростку не обойтись.

Поддержка родителей

Именно семья является тем пространством, где у ребёнка будет формироваться , к сознанному выбору профессиональной деятельности. Когда подросток пытается найти своё призвание – роль поддержки родителей чрезвычайна важна.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.

Что поделаешь, но только недавно учившийся ходить ребенок быстро вырастает. И вот глазом не успеешь моргнуть как скоро ему придется выбирать свою будущую профессию, тут ему может потребоваться помощь родителей. Помощь может быть разного рода, но ваше участие в этом процессе для ребенка немаловажно.

В каком возрасте стоит задуматься?

Во всем важна мера. И с малолетнего возраста агитировать ребенка стать врачом тоже не стоит. Да, может это и ваша так и не реализовавшаяся мечта, но навязывать ребенку ее не стоит. Да, он продолжение вас, но он уже совсем другой человек и предпочтения у него могут быть диаметрально противоположными.

Позвольте ребенку в раннем возрасте все попробовать. Детей стоит отдавать в различного рода кружки, но если ребенку не понравились танцы и у него они ну никак не идут, не заставляйте его насильно туда ходить, это может выработать неприязнь к ним на всю жизнь. Контактируйте с ребенком и обязательно разговаривайте с ним о его неудачах, вы вполне можете помочь малышу дельным советом, поддержать его. На этапе проб и ошибок он очень в вас нуждается.

Пробуя различного рода кружки, вы сможете вместе с вашим малышом найти то, что вызывает у него наибольший интерес. Занятие, которое он будет делать охотно и с большим рвением. Постарайтесь продолжить его начинания, развить их в серьезное занятие. Ведь главное при выборе профессии — это возможность заниматься тем от чего получаешь удовольствие . И готовиться к своей профессии можно уже начиная с детства.

Если же ваш ребенок совсем не знает и не может представить свое будущее, а вот уже скоро нужно будет подавать документы на поступление, попробуйте вместе с ним рассмотреть преимущества тех или иных профессий, но не начиная с материальной выгоды, а начиная с знаний и умений вашего ребенка, с того как он справляется с теми или иными занятиями, с его усидчивости, с того как он общается с людьми. Это поможет если не выбрать профессию, то направить ребенка в правильное русло. Можно также рассмотреть самые востребованные профессии и посмотреть есть ли у вашего чада к ним интерес.

В раннем возрасте дети часто хотят быть теми, кто является для них примером. Это может быть и школьный учитель, и герой мультфильма или любимой книги.

Какие черты характера говорят о том или ином выборе?

Любая профессия, даже самая нехитрая, требует от человека определенных навыков. На это следует обратить свое внимание. К примеру, для корректора важна концентрация внимания, художник должен обладать образным мышлением. Важно учитывать эти факторы. Ребенку лучше всего выбрать такую профессию, где он максимально смоет раскрыть свои способности, где он сможет себя максимально реализовать и добиться наибольшего успеха. Если вы ему в этом поможете, то в будущем он будет вам благодарен.

На сегодняшний день старшеклассникам предлагают пройти психологический тест на профориентацию. Такие тесты составляются сразу несколькими специалистами: психологами, педагогами, специалистами по кадрам. По результатам тестов ребенку предлагаться выбор сразу нескольких вариантов профессий. Это поможет сделать ему выбор в правильном направлении. Он сможет выбрать ту профессию, к которой больше лежит душа и начать подготовку для поступления. Записаться на нужные курсы или к репетитору.

Как помочь ребенку сделать правильное решение?

Для начала познакомьте ребенка с вашей собственной профессией. Ведь нередко родителям хочется, чтобы ребенок продолжал профессию родителей. Но захочет он этого или нет другой вопрос. И хороший способ в этом разобраться показать ему как работает папа или мама, показать свой рабочий день, все прелести и недостатки профессии.

Ошибки при выборе профессии

При выборе профессии ребенок может совершать типичные ошибки. Предостерегите его от них.

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному. Это не совсем правильно, сейчас люди меняют свою профессию в течении жизни причем не единожды, или даже меняют не совсем профессию, а квалификацию. С этим ваш ребенок также столкнется в будущем.
  • Бытующее мнение о престижности профессии. Популярные профессии имеют свойство устаревать через какое-то время и могут даже стать невостребованными, по разным причинам. В том числе из-за переизбытка специалистов на рынке. Всегда можно предложить ребенку что-то смежное с популярной профессией, если он не хочет ничего кроме этой.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Важно, чтобы ребенок получил полное представление о профессии. Может ему нравятся архитекторы и то как выглядит их работа со стороны, но изнутри эта профессия может оказаться не так привлекательна.
  • Перенос отношения к человеку, представляющую определенную профессию на саму профессию. Увидев как относятся окружающие к другу семьи, который работает фотографам, к примеру, ребенку может захотеться быть таким же, но он не совсем осознает, что друг семьи имеет такую популярность из-за личных качеств, а не своей профессиональности, даже если он хорош как специалист.
  • Неумение и нежелание ребенка разбираться в своих личных качествах. Это тяжело, но стоит пробудить в ребенке интерес к себе и к своим интересам. Понаблюдайте за ним со стороны и при возможности укажите на его способности, на то, что у него получается.
  • Незнание своих физических способностей и недостатков существующих при выборе профессии. Чтобы разобраться в себе ребенку нужно развиваться и быть занятым каким-то делом, где бы он мог проверить свои способности.

Главное — быть в этих вопросах ненавязчивым и не давить на ребенка, дайте ему определенную свободу, но и укажите на ответственность его выбора.