Кем был николай 2 для александра. Николай II: царь, который был не на своем месте

Проходит время и ушедшая эпоха становится историей. Семья последнего императора династии Романовых – Николая II.

История интересна и многогранна, на протяжении веков многое изменяется. Если сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем как обыденность, то дворцы, замки, терема, усадьбы, кареты, предметы быта того времени для нас уже далекая история и порой – предмет изучения археологов. Обычную чернильницу, перо, счеты уже не встретить в современной школе. Но всего лишь столетие назад образование было другим.

«Будущие монархи»

Все представители императорской фамилии, будущие монархи, получали прекрасное образование. Обучение начиналось в раннем возрасте, в первую очередь, учили грамоте, арифметике, иностранным языкам, затем было изучение других дисциплин. Для юношей обязательна была военная подготовка, также учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Как правило, обучение проходило на религиозной основе. Преподавателей для монарших особ выбирали тщательно, они должны были давать не только знания, но и прививать духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, служили примером для всех.

Семья императора Николая II

«ОТМА»

Положительный пример в воспитании и обучении детей мы можем увидеть на примере семьи последнего императора династии Романовых, Николая II. В его семье было четыре дочери и сын. Дочерей условно делили на две пары: старшая пара – Ольга и Татьяна, и младшая – Мария и Анастасия. Сестры составили из своих букв коллективное имя – ОТМА, взяв заглавные буквы своих имен, и так подписывали письма, приглашения. Цесаревич Алексей был самым младшим ребенком и любимцем всей семьи.

ОТМА в профиль. 1914 г.

Императрица Александра Фёдоровна воспитывала детей согласно религиозным традициям, дети ежедневно читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие, среди преподаваемых дисциплин был Закон Божий.

Протоиерей А. Васильев и цесаревич Алексей

«Жена государя»

Традиционно жена государя могла не заниматься воспитанием дочерей. Однако, Александра Фёдоровна строго отбирала педагогов для своих детей, присутствовала на уроках, формировала круг интересов дочерей и их расписание – девочки никогда не тратили время впустую, почти не появлялись на балах, а на светских мероприятиях находились недолго.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (в центре) и их дети

Занятия детей были построены достаточно в строгом режиме. Они вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр.


Сидней Гиббс и великая княжна Анастасия

Иногда после уроков, перед завтраком, совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием.

Анастасия вяжет в Сиреневой гостиной

«Классные комнаты великих княжон»

В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета, пол закрыт бобриковым ковром цвета морской волны. Вся мебель изготовлена из ясеня. Большой учебный стол находился посередине комнаты и освещался шестирожковой люстрой, которую можно было опускать. На одной из полочек стоял бюст И.В. Гоголя. На боковой стене висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке. Преподаватели вели журнал, куда записывались домашние задания и выставлялись оценки по пятибалльной шкале.


Классная комната великих княжон Ольги и Татьяны в Александровском дворце

В классной комнате младших княжон Марии и Анастасии стены покрашены белой краской. Мебель – ясеневая. В комнате хранились чучела птиц, детские книги русских и французских авторов. Особенно много было книг известной детской писательницы Л. А. Чарской. На стенах – религиозные рисунки и акварели, расписание уроков, пара детских объявлений шутливого характера. Поскольку девочки были еще маленькими, то в классной комнате хранились и куклы с их туалетами. За перегородкой – игрушечная мебель, игры.

«Классная комната цесаревича Алексея»

На втором этаже находилась и классная комната цесаревича Алексея. Ее стены были покрашены белой мастичной краской. Мебель, как и везде, была из простого крашеного ясеневого дерева. На полушкафах, тянущихся вдоль стен, находились учебные пособия, счеты, карта разрастания России при Романовых, учебная коллекция уральских минералов и пород, микроскоп. В шкафах хранились книги учебного и военного содержания. Особенно много было книг по истории дома Романовых, изданных к 300-летию династии. Кроме этого, в них хранилось собрание диапозитивов по истории России, репродукции художников, альбомы и различные подарки. На двери – расписание уроков и завет Суворова.


Классная комната цесаревича Алексея в Александровском дворце

«Музыкальная комната»

На «детской половине» находилась также комната, которую использовали как учительскую и одновременно как музыкальную комнату. Большую роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Особое место при царской семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен швейцарец Пьер Жильяр, он был с царской семьей и в Екатеринбурге, где ему чудом удалось уцелеть и во многом, благодаря именно ему, мы знаем о последних днях царской семьи.


Музыкальная комната

«Расписание на неделю»

Основной костяк педагогов сложился еще при преподавании гимназических дисциплин царским дочерям. Например, в 1908/09 учебном году им преподавались:

  • русский язык (Петров, 9 уроков в неделю);

  • английский язык (Гиббс, 6 уроков в неделю);

  • французский язык (Жильяр, 8 уроков в неделю);

  • арифметика (Соболев, 6 уроков в неделю);

  • история и география (Иванов, 2 урока в неделю).

Таким образом, в неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий – по 6 уроков в день. Преподаватели обычно, как и врачи, подбирались по рекомендациям. Говоря об изучении иностранных языков, необходимо заметить, что наследника достаточно поздно начали обучать им. С одной стороны, это связывалось с его постоянными недомоганиями и длительными реабилитационными периодами, а с другой, царская семья сознательно откладывала обучение наследника иностранным языкам.

Цесаревич Алексей с учителем русского языка П. Петровым. Петергоф

«Обучение наследника иностранным языкам»

Николай II и Александра Федоровна считали, что у Алексея должен был, прежде всего, выработаться чистый русский выговор. Первый урок французского языка П. Жильяр дал цесаревичу 2 октября 1912 г. в Спале, но в связи с болезнью занятия прервались. Относительно регулярные занятия с цесаревичем начались со второй половины 1913 г. Педагогические способности преподавателей французского и английского языков высоко оценивала Вырубова: «Первыми учителями были швейцарец мсье Жильяр и англичанин мистер Гиббс. Лучший выбор едва ли был возможен. Совершенно чудесным казалось, как изменился мальчик под влиянием этих двух людей, как улучшились его манеры и как хорошо он стал обращаться с людьми».


П. Жильяр с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Ливадия. 1911 г.

«Расписание на день цесаревича Алексея»

По мере взросления цесаревича Алексея учебная нагрузка постепенно увеличивалась. В отличие от своего прадеда, которого поднимали в 6 часов утра, цесаревича будили в 8 часов утра:

    45 минут ему давали на молитву и приведение себя в порядок;

    с 8.45 до 9.15 подавали утренний чай, который он пил в одиночестве. Девочки и родители пили утренний чай отдельно;

    с 9.20 до 10.50 было два первых урока (первый урок – 40 минут, второй – 50 минут) с переменой в 10 минут;

    большая перемена с прогулкой продолжалась 1 час 20 минут (10.50–12.10);

    затем еще был один 40-минутный урок (12.10–12.50);

    чуть более часа отводилось на завтрак (12.50–14.00). Как правило, на завтрак вся семья первый раз собиралась за одним столом, если только в этот день не было официальных мероприятий.

    После завтрака полтора часа 10-летний цесаревич отдыхал (14–14.30);

    затем опять следовала прогулка, занятия и игры на свежем воздухе (14.30–16.40). В это время у него был шанс пообщаться с отцом, который гулял по парку, или матерью.

    Затем следовал четвертый урок, продолжавшийся 55 минут (16.45–17.40).

    На обед цесаревичу отпускалось 45 минут (17.45–18.30). Обедал он один или с сестрами. Родители обедали значительно позже.

    После обеда цесаревич полтора часа готовил уроки (18.30–19.00);

    обязательной частью «рабочего дня» цесаревича был получасовой массаж (19.00–19.30);

    после массажа следовали игры и легкий ужин (19.30–20.30);

    потом цесаревич готовился ко сну (20.30–21.00), молился и ложился спать (21.00–21.30).


Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

«Обучение в условиях войны»

В 1914 году началась Первая мировая война. Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 22 урока в неделю. Особый упор делался на изучение языков. По количеству часов они распределялись следующим образом: французский язык – 6 уроков в неделю; русский язык – 5 уроков в неделю; английский язык – 4 урока. Остальные предметы: Закон Божий – 3 урока; арифметика – 3 урока и география – 2 урока в неделю.

Эпилог

Как мы видим, распорядок дня был насыщенным, практически не было свободного времени даже на игры. Цесаревич Алексей часто восклицал: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы». И если бы не революция 1917 года, то стоит с уверенностью отметить, что Цесаревич Алексей приложил бы все усилия, чтобы воплотить эти слова в жизнь.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

Николай II - последний русский император. Именно на нем пресеклась трехсотлетняя история правления Россией Домом Романовых. Он был старшим сыном императорской четы Александра III и Марии Федоровны Романовых.

После трагической смерти деда - Александра II, Николай Александрович официально стал наследником русского престола. Уже в детстве он отличался большой религиозностью. Близкие Николая отмечали, что у будущего императора, - «душа чистая как хрусталь, и горячо всех любящая».

Сам он любил ходить в церковь и молиться. Очень нравилось ему зажигать и расставлять свечи перед образами. Цесаревич очень внимательно следил за процессом и по мере сгорания свечей, тушил их и, старался делать это так, чтобы огарок как можно меньше дымил.

На службе Николай любил подпевать церковному хору, знал много молитв, и обладал определенными музыкальными навыками. Будущий русский император, рос задумчивым и застенчивым мальчиком. Вместе с тем всегда был настойчив и тверд в своих взглядах и убеждениях.

Несмотря на детские годы, уже тогда Николаю II было присуще самообладание. Бывало, что во время игр с мальчишками, возникали какие-то недопонимания. Чтобы в порыве злости не наговорить лишнего, Николай II просто уходил в свою комнату и брался за книги. Успокоившись, он возвращался к приятелям и к игре, причем так, как будто до этого ничего не случилось.

Уделил много внимания образованию сына. Николай II обучался различным наукам в течение долгого времени. Особое значение уделили военному делу. Николай Александрович не раз был на военных сборах, потом служил в Преображенском полку.

Военное дело было большим увлечением Николая II. Александр III по мере взросления сына, брал его на заседания Государственного совета и Кабинета министров . Николай чувствовал большую ответственность.

Чувство ответственности за страну, заставляли Николая усиленно учиться. Будущий император не расставался с книгой, а так же освоил комплекс политико-экономических, юридических и военных наук.

Вскоре Николай Александрович отправился в кругосветное путешествие. В 1891 году он побывал в Японии, где посетил монаха Теракуто. Монах предсказывал: - «Опасность витает над твоей головой, но смерть отступит, и трость будет сильнее меча. И трость засияет блеском…»

Через некоторое время в Киото состоялось покушение на Николая II. Японский фанатик ударил наследника русского престола саблей по голове, лезвие скользнуло, и Николай отделался только рассечением. Немедля Георгий (греческий принц, который путешествовал вместе с Николаем) ударил японца своей тростью. Император был спасен. Пророчество Теракуто сбылось, трость тоже засияла. Александр III попросил её на время у Георгия, а вскоре вернул ему её, но уже в золотой окантовке с бриллиантами…

В 1891 году в Российской Империи был неурожай. Николай II встал во главе комитета по сбору пожертвований для голодающих. Он видел людское горе, и без устали трудился, чтобы помочь своему народу.

Весной 1894 года Николай II получил благословение родителей на брак с Алисой Гессен - Дармштадской (будущая Императрица Александра Федоровна Романова). Приезд Алисы в Россию совпал с болезнью Александра III. Вскоре Император умер. Во время болезни, Николай ни на шаг не отходил от отца. Алиса приняла православие, и была наречена Александрой Федоровной. Потом состоялся обряд бракосочетания Николая Александровича Романова и Александры Федоровны, который проходил в церкви Зимнего Дворца.

Николай II венчался на царство 14 мая 1896 года. После венчания произошла трагедия на , куда пришли тысячи москвичей. Случилась грандиозная давка, много людей погибло, многие получили увечья. В историю это событие вошло под названием - « кровавое воскресенье ».

Одним из первых дел Николая II на престоле, было обращение ко всем ведущим державам мира. Русский Царь, предлагал сократить вооружение и создать третейский суд, во избежание крупных конфликтов. В Гааге была созвана конференция, на которой был принят общий принцип разрешения международных конфликтов.

Однажды император спросил у начальника жандармов, когда же грянет революция. Главный жандарм ответил, что если произвести 50 тысяч казней, то о революции можно забыть. Николай Александрович был шокирован таким заявлением, и с ужасом его отверг. Это свидетельствует о его гуманности, о том, что в жизни его двигали лишь истинно христианские мотивы.

За годы правления Николая II на плахе оказалось около четырех тысяч человек. Казни подвергались уголовники, совершившие особо тяжкие преступления - убийства, грабежи. На руках его не было ничьей крови. Этих преступников карал закон, такой же, какой карает уголовников во всем цивилизованном мире.

Николай II нередко применял гуманность к революционерам. Был случай, когда невеста студента приговоренного к смертной казни из-за революционной деятельности, подала адъютанту Николая Александровича прошение о помиловании жениха, в связи с тем, что он болен туберкулезом и скоро все равно умрет. Исполнение приговора было назначено на следующий день…

Адъютанту пришлось проявить большую смелость, прося вызвать государя из спальни. Выслушав, Николай II велел приостановить действия приговора. Адъютанта император похвалил за смелость, и за то, что помог государю сделать доброе дело. Николай Александрович не только помиловал студента, но и отправил его на личные деньги лечиться в Крым.

Приведу еще один пример гуманности Николая II. Одна еврейка не имела права въезда в столицу империи. В Петербурге у нее жил больной сын. Тогда она обратилась к государю, и он удовлетворил её просьбу. «Не может быть такого закона, который бы не позволил матери приехать к больному сыну» - сказал Николай Александрович.

Последний русский Император был истинным христианином. Ему были присущи кротость, скромность, простота, доброта… Эти его качества многие воспринимали, как слабость характера. Что было далеко не верно.

При Николае II Российская Империя динамично развивалась. За годы его правления было проведено несколько жизненоважных реформ. Денежная реформа Витте . обещала надолго отсрочить революцию, и вообще была очень прогрессивной.

Также при Николае Александровиче Романове в России появилась государственная дума, правда, конечно же, эта мера была вынужденной. Экономическое и промышленное развитие страны при Николае II происходило семимильными шагами. Он очень щепетильно относился к государственным делам. Сам постоянно работал со всеми бумагами, и не имел секретаря. Даже печати на конверты государь накладывал собственноручно.

Николай Александрович был примерным семьянином - отцом четырех дочерей и одного сына. Великие Княжны: , души не чаяли в своем отце. Особые отношения у Николая II были с . Император брал его на военные смотры, а во время Первой Мировой войны, брал с собой в Ставку.

Николай II родился в день памяти святого многострадального Иова. Сам Николай Александрович не раз говорил, что ему суждено всю жизнь страдать, как и Иову. Так оно и вышло. Императору довелось пережить революции, войну с Японией, Первую Мировую, болезнь наследника - царевича Алексея, гибель верноподданных - государственных служащих от рук террористов - революционеров.

Свой земной путь Николай вместе со своей семьей окончил в подвале Ипатьевского дома, в Екатеринбурге. Семья Николая II была зверски убита большевиками 17.07.1918г. В постсоветское время члены Императорской семьи были причислены к лику святых русской православной церкви .

НИКОЛАЙ II Александрович , последний российский император (1894-1917), старший сын императора Александра III Александровича и императрицы Марии Федоровны, почетный член Петербургской АН (1876).

Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-05, что явилось одной из причин Революции 1905-1907, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа (5 сентября) 1915 года верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 1917 2(15) марта отрекся от престола. Расстрелян вместе с семьей. В 2000 канонизирован Русской православной церковью.

Детство. Образование

Регулярные домашние занятия Николая начались, когда ему исполнилось 8 лет. Учебная программа включала восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний курс высших наук. В основе лежала измененная программа классической гимназии; вместо латинского и греческого языков изучалась минералогия, ботаника, зоология, анатомия и физиология. Курсы истории, русской литературы и иностранных языков были расширены. Цикл высшего образования включал политическую экономию, право и военное дело (военное правоведение, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Проводились также занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке. Александр III и Мария Федоровна сами подбирали учителей и наставников. В их числе были ученые, государственные и военные деятели: К. П. Победоносцев, Н. Х. Бунге, М. И. Драгомиров, Н. Н. Обручев, А. Р. Дрентельн, Н. К. Гирс.

Начало карьеры

С ранних лет Николай испытывал тягу к военному делу: традиции офицерской среды и воинские уставы он знал в совершенстве, по отношению к солдатам чувствовал себя покровителем-наставником и не чурался общаться с ними, безропотно переносил неудобства армейских буден на лагерных сборах или маневрах.

Сразу же после рождения он был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65-го пехотного московского полка. В пятилетнем возрасте был назначен шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка, а в 1875 зачислен в лейб-гвардии Эриванский полк. В декабре 1875 получил свое первое воинское звание - прапорщика, а в 1880 был произведен в подпоручики, через 4 года стал поручиком.

В 1884 Николай поступил на действительную военную службу, в июле 1887 приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку и был произведен в штабс-капитаны; в 1891 Николай получил звание капитана, а через год - полковника.

На престоле

20 октября 1894, в 26 лет, принял корону в Москве под именем Николая II. 18 мая 1896 во время коронационных торжеств произошли трагические события на Ходынском поле (см. "Ходынка"). Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904-05; Кровавое воскресенье; Революция 1905-07 в России; Первая мировая война; Февральская революция 1917).

В период царствования Николая Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости.

Не будучи по натуре реформатором, Николай был вынужден принимать важные решения, которые не соответствовали его внутренним убеждениям. Он считал, что в России еще не наступило время для конституции, свободы слова, всеобщего избирательного права. Однако, когда возникло сильное общественное движение в пользу политических преобразований, он подписал Манифест 17 октября 1905, провозглашавший демократические свободы.

В 1906 начала работать учрежденная царским манифестом Государственная дума. Впервые в отечественной истории император стал править при наличии выборного от населения представительного органа. Россия постепенно начала преобразовываться в конституционную монархию. Но несмотря на это император по-прежнему обладал огромными властными функциями: он имел право издавать законы (в форме указов); назначать премьер-министра и министров, подотчетных лишь ему; определять курс внешней политики; был главой армии, суда и земным покровителем Русской Православной Церкви.

Личность Николая II

Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности "слабоволие", хотя существует немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства (лишь однажды ему была навязана чужая воля - Манифест 17 октября 1905). В отличие от своего отца Александра III Николай не производил впечатления сильной личности. Вместе с тем, по отзывам близко знавших его людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей (например, известия о падении Порт-Артура или о поражениях русской армии во время Первой мировой войны он встречал с хладнокровием, поражавшим царское окружение). В занятиях государственными делами царь проявлял "необыкновенную усидчивость" и аккуратность (он, например, никогда не имел личного секретаря и сам ставил печати на письма), хотя в целом правление огромной империей было для него "тяжкой обузой". Современники отмечали, что Николай обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. При этом больше всего он дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи.

Семья императора

Опорой Николая была семья. Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) была для царя не только женой, но и другом, советчиком. Привычки, представления и культурные интересы супругов во многом совпадали. Они обвенчались 14 ноября 1894. У них было пятеро детей: Ольга (1895-1918), Татьяна (1897-1918), Мария (1899-1918), Анастасия (1901-1918), Алексей (1904-1918).

Роковая драма царской семьи была связана с неизлечимым недугом сына Алексея - гемофилией (несвертываемостью крови). Болезнь обусловила появление в царском доме , который еще до встречи с венценосцами прославился даром предвидения и врачевания; он неоднократно помогал Алексею побороть приступы болезни.

Первая мировая война

Переломным рубежом в судьбе Николая стал 1914 год - начало Первой мировой войны. Царь не хотел войны и до самого последнего момента пытался избежать кровавого столкновения. Однако 19 июля (1 августа) 1914 Германия объявила войну России.

В августе (5 сентября) 1915, в период военных неудач, Николай принял на себя военное командование [ранее эту должность исполнял великий князь Николай Николаевич (Младший)]. Теперь царь бывал в столице лишь изредка, большую же часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве.

Война обострила внутренние проблемы страны. На царя и его окружение стали возлагать главную ответственность за военные неудачи и затянувшуюся военную кампанию. Распространились утверждения, что в правительстве "гнездится измена". В начале 1917 высшее военное командование во главе с царем (совместно с союзниками - Англией и Францией) подготовило план генерального наступления, согласно которому намечалось окончить войну к лету 1917.

Отречение от престола. Расстрел царской семьи

В конце февраля 1917 в Петрограде начались волнения, которые, не встречая серьезного противодействия со стороны властей, через несколько дней переросли в массовые выступления против правительства и династии. Первоначально царь намеревался силой навести порядок в Петрограде, но когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития. Некоторые высокопоставленные военные чины, члены императорской свиты и политические деятели убеждали царя в том, что для умиротворения страны требуется перемена правления, необходимо отречение его от трона. 2 марта 1917 в Пскове, в салон-вагоне императорского поезда, после мучительных раздумий Николай подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который не принял корону.

9 марта Николай и царская семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 их переправили в Тобольск. В апреле 1918 большевики перевели Романовых в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 в центре Екатеринбурга, в подвале дома Ипатьева, где узники находились в заточении, Николай, царица, пятеро их детей и несколько приближенных (всего 11 человек) были без суда и следствия расстреляны.

Канонизирован вместе с семьей Русской зарубежной церковью.

С рождения титуловался Его Императорское Высочество Великий князь Николай Александрович . После гибели деда, Императора Александра II, в 1881 получил титул Наследника Цесаревича .

…ни фигурой, ни умением говорить царь не трогал солдатской души и не производил того впечатления, которое необходимо, чтобы поднять дух и сильно привлечь к себе сердца. Он делал что мог, и обвинять его в данном случае никак нельзя, но благих результатов в смысле воодушевления он не вызывал.

Детство, образование и воспитание

Николай получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса и в -1890 годах - по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба .

Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия Николая II велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории , русской литературы , английского , немецкого и французского языков , которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела , юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля . Лекции читались выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Н. Н. Бекетовым , Н. Н. Обручевым , Ц. А. Кюи , М. И. Драгомировым , Н. Х. Бунге , К. П. Победоносцевым и др. Пресвитер И. Л. Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви , главнейшим отделам богословия и истории религии .

Император Николай II и императрица Александра Федоровна. 1896 г

Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка . Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии . 6 августа произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров . По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги . К 23 годам своей жизни Николай Романов был широко образованным человеком.

В программу образования императора входили путешествия по различным губерниям России , которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток . За девять месяцев он со свитой посетил Австро-Венгрию , Грецию , Египет , Индию , Китай , Японию , а позднее - сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. В Японии на Николая было совершено покушение (см. Инцидент в Оцу). Рубашка с пятнами крови хранится в Эрмитаже .

Образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и мистицизмом . «Государь, как и его предок - Александр I, был всегда мистически настроен» - вспоминала Анна Вырубова .

Идеалом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович Тишайший .

Образ жизни, привычки

Цесаревич Николай Александрович Горный пейзаж. 1886 Бумага, акварель Подпись на рисунке: «Ники. 1886. 22 июля» Рисунок наклеен на паспарту

Большую часть времени Николай II жил с семьёй в Александровском дворце . Летом отдыхал в Крыму в Ливадийском дворце . Для отдыха также ежегодно совершал двухнедельные поездки по Финскому заливу и Балтийскому морю на яхте «Штандарт». Читал как легкую развлекательную литературу, так и серьёзные научные труды, часто на исторические темы. Курил папиросы, табак для которых выращивался в Турции и присылался ему в качестве подарка от турецкого султана. Николай II увлекался фотографией, любил также смотреть кинофильмы. Фотографировали также и все его дети. Николай с 9 лет начал вести дневник . В архиве хранятся 50 объёмистых тетрадей - подлинник дневника за 1882-1918 гг. Часть их была опубликована.

Николай и Александра

Первая встреча цесаревича с будущей супругой состоялась в 1884 году , а в 1889 году Николай просил у отца благословения на брак с ней, но получил отказ.

Сохранилась вся переписка Александры Фёдоровны с Николаем II. Утеряно лишь одно письмо Александры Фёдоровны, все её письма нумерованы самой императрицей.

Современники по-разному оценивали императрицу.

Государыня была бесконечно добра и бесконечно жалостлива. Именно эти свойства её натуры были побудительными причинами в явлениях, давших основание людям интриговавшим, людям без совести и сердца, людям, ослеплённым жаждой власти, объединиться между собой и использовать эти явления в глазах тёмных масс и жадной до сенсаций праздной и самовлюблённой части интеллегенции для дискредитирования Царской Семьи в своих тёмных и эгоистических целях. Государыня привязывалась всей душой к людям действительно страдавшим или искусно разыгрывавшим перед ней свои страдания. Она сама слишком много перестрадала в жизни, и как сознательный человек - за свою угнетённую Германией родину, и как мать - за страстно и бесконечно любимого сына. Поэтому она не могла не относиться слишком слепо к другим, приближавшимся к ней людям, тоже страдавшим или представлявшимся страдающими…

…Государыня, безусловно, искренно и сильно любила Россию, совершенно также, как любил её и Государь.

Коронация

Вступление на престол и начало правления

Письмо императора Николая II императрице Марии Федоровне. 14 января 1906 Автограф."Трепов для меня незаменимый, своего рода, секретарь. Он опытен, умен и осторожен в советах. Я ему даю читать толстые записки от Витте и затем он мне их докладывает скоро и ясно. Это конечно секрет от всех!"

Коронация Николая II состоялась 14 (26) мая года (о жертвах коронационных торжеств в Москве см. «Ходынка »). В том же году была проведена Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде , которую он посетил. В 1896 году Николай II также совершил большую поездку в Европу, встретившись с Францем-Иосифом , Вильгельмом II , Королевой Викторией (бабушкой Александры Фёдоровны). Завершением поездки стало прибытие Николая II в столицу союзной Франции Париж. Одними из первых кадровых решений Николая II было увольнение И. В. Гурко с поста генерал-губернатора Царства Польского и назначение на пост министра иностранных дел А. Б. Лобанова-Ростовского после смерти Н. К. Гирса. Первым из крупных международных действий Николая II стала Тройственная интервенция .

Экономическая политика

В 1900 году Николай II отправил русские войска на подавление Ихэтуаньского восстания совместно с войсками других европейских держав, Японии и США.

Революционная газета «Освобождение», издававшаяся за границей, не скрывала своих опасений: «Если русские войска одержат победу над японцами… то свобода будет преспокойно задушена под крики ура и колокольный звон торжествующей Империи » .

Тяжёлое положение царского правительства после русско-японской войны побудили германскую дипломатию сделать в июле 1905 года ещё одну попытку оторвать Россию от Франции и заключить русско-германский союз. Вильгельм II предложил Николаю II встретиться в июле 1905 года в финляндских шхерах, около острова Бьёрке . Николай согласился, и на встрече подписал договор. Но когда вернулся в Петербург, отказался от него, так как мир с Японией был уже подписан.

Американский исследователь эпохи Т. Деннет писал в 1925 году :

Мало кто теперь считает, что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая и что только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией.

Поражение в русско-японской войне (первое за полвека) и последующее жестокое подавление революции 1905-1907 гг. (впоследствии усугубившееся появлением при дворе Распутина) привели к падению авторитета императора в кругах интеллигенции и дворянства, настолько, что даже в среде монархистов витали идеи о замене Николая II на другого Романова.

Живший в Петербурге во время войны немецкий журналист Г. Ганц отмечал иную позицию дворянства и интеллигенции по отношению к войне: «Общей тайной молитвой не только либералов, но и многих умеренных консерваторов в то время было: „Боже, помоги нам быть разбитыми“ » .

Революция 1905-1907 годов

С началом русско-японской войны Николай II попытался объединить общество против внешнего врага, сделав значительные уступки оппозиции. Так после убийства эсеровским боевиком министра внутренних дел В. К. Плеве он назначил на его пост считавшегося либералом П. Д. Святополка-Мирского . 12 декабря 1904 года был издан указ «О предначертаниях к усовершенствованию Государственного порядка», обещавший расширение прав земств , страхование рабочих, эмансипацию инородцев и иноверцев, устранение цензуры . Одновременно государь заявлял: «Я никогда, ни в каком случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа» .

…Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы… Весьма важно сделать реформу Государственного Совета на началах видного участия в нем выборного элемента…

Оппозиционные партии воспользовались расширением свобод для усиления атак на царскую власть . 9 января 1905 года в Петербурге состоялась крупная рабочая демонстрация, обратившаяся к царю с политическими и социально-экономическими требованиями. Произошло столкновение демонстрантов с войсками, в результате чего было большое число погибших. Эти события стали известны как Кровавое воскресенье , жертвами которого, стали, по исследованию В. Невского, не более 100-200 человек . По стране прокатилась волна стачек, заволновались национальные окраины. В Курляндии Лесные братья начали вырезать местных немецких помещиков, на Кавказе началась Армяно-татарская резня . Революционеры и сепаратисты получали поддержку деньгами и оружием от Англии и Японии . Так, летом 1905 года в Балтийском море был задержан севший на мель английский пароход «Джон Графтон», перевозивший несколько тысяч винтовок для финских сепаратистов и боевиков-революционеров. Произошло несколько восстаний на флоте и в различных городах. Самым крупным стало декабрьское восстание в Москве. Одновременно большой размах получил эсеровский и анархистский индивидуальный террор. Всего за пару лет революционерами были убиты тысячи чиновников, офицеров и полицейских - за один 1906 год было убито 768 и ранено 820 представителей и агентов власти .

Вторая половина 1905 года была отмечена многочисленными волнениями в университетах и даже в духовных семинариях: из-за беспорядков было закрыто почти 50 средних духовно-учебных заведений. Принятие 27 августа временного закона об автономиях университетов вызвало всеобщую забастовку учащихся и всколыхнуло преподавателей университетов и духовных академий.

Представления высших сановников о сложившейся ситуации и путях выхода из кризиса отчетливо проявились в ходе четырех секретных совещаний под руководством императора, состоявшихся в 1905-1906 гг. Николай II вынужденно пошел на либерализацию, перейдя к конституционному правлению, одновременно подавляя вооружённые выступления. Из письма Николая II вдовствующей императрице Марии Федоровне от 19 октября 1905 г. :

Другой путь - предоставление гражданских прав населению - свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности;…. Витте горячо отстаивал этот путь, говоря что хоть он и рискованный, тем не менее единственный в настоящий момент…

6 августа 1905 г. были опубликованы манифест об учреждении Государственной думы , закон о Государственной думе и положение о выборах в думу. Но набиравшая силы революция легко перешагнула через акты 6 августа, в октябре началась всероссийская политическая стачка, бастовало свыше 2 млн человек. Вечером 17 октября Николай подписал манифест обещавший: «1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 23 апреля 1906 г. были утверждены Основные государственные законы Российской империи .

Через три недели после манифеста правительство амнистировало политических заключенных, кроме осужденных за терроризм, а через месяц с небольшим отменило предварительную цензуру.

Из письма Николая II вдовствующей императрице Марии Фёдоровне 27 октября :

Народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов…отсюда еврейские погромы. Поразительно, с каким единодушием и сразу это случилось во всех городах России и Сибири. В Англии, конечно, пишут, что эти беспорядки были организованы полицией, как всегда - старая, знакомая басня!.. Случаи в Томске, Симферополе, Твери и Одессе ясно показали, до чего может дойти рассвирепевшая толпа, когда она окружала дома, в которых заперлись революционеры, и поджигала их, убивая всякого, кто выходил.

Во время революции, в 1906 году, Константин Бальмонт пишет стихотворение «Наш царь», посвящённое Николаю II, оказавшееся пророческим:

Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно. Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.

Десятилетие между двумя революциями

18(31) августа 1907 года был подписан договор с Великобританией по разграничению сфер влияния в Китае, Афганистане и Иране. Это стало важным шагом в формировании Антанты . 17 июня 1910 года после продолжительных споров был принят закон, ограничивавший права сейма великого княжества Финляндского (см. Русификация Финляндии). В 1912 году фактическим протекторатом России стала Монголия , получившая независимость от Китая в результате произошедшей там революции.

Николай II и П. А. Столыпин

Две первые Государственные думы оказались неспособны вести регулярную законодательную работу - противоречия между депутатами с одной стороны, и думой с императором с другой,- были непреодолимы. Так, сразу после открытия, в ответном адресе на тронную речь Николая II думцы потребовали ликвидации Государственного совета (верхней палаты парламента), передачи крестьянам удельных (частных владений Романовых), монастырских и казенных земель.

Военная реформа

Дневник императора Николая II за 1912-1913 годы.

Николай II и церковь

Начало XX столетия ознаменовалось движением за реформы, в ходе которого церковь стремилась восстановить каноническую соборную структуру, заговорили о созыве даже собора и утверждении патриаршества, были попытки в году восстановить автокефалию Грузинской Церкви.

Николай соглашался с мыслью о «Всероссийском Церковном Соборе», но изменил свое решение и 31 марта года на докладе Святейшего Синода о созыве собора написал: «Признаю невозможным совершить … » и учредил Особое (предсоборное) присутствие в г. для разрешения вопросов церковной реформы и Предсоборное совещание в г.

Анализ наиболее известных в тот период канонизаций - Серафима Саровского (), патриарха Гермогена (1913) и Иоанна Максимовича ( -) позволяет проследить процесс нараставшего и углублявшегося кризиса в отношениях между церковью и государством. При Николае II были канонизированы:

Через 4 дня после отречения Николая Синод опубликовал послание с поддержкой Временного правительства.

Обер-прокурор Святейщего Синода Н. Д. Жевахов вспоминал:

Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над собою только небо, к которому неудержимо стремилась его святая душа…

Первая мировая война

Наряду с созданием особых совещаний, в 1915 стали возникать Военно-промышленные комитеты - общественные организации буржуазии, носившие полуоппозиционный характер.

Император Николай II и командующие фронтами на заседании Ставки.

После таких тяжёлых поражений армии, Николай II, не считая для себя возможным оставаться в стороне от военных действий и считая необходимым принять на себя в этих тяжелейших условиях всю ответственность за положение армии, установить необходимое согласие между Ставкой и правительствами, покончить с гибельным обособлением власти, стоящей во главе армии, от власти, управляющей страной, 23 августа 1915 года возложил на себя звание Верховного главнокомандующего. При этом часть членов правительства, высшего армейского командования и общественных кругов выступили против этого решения императора.

Вследствие постоянных переездов Николая II из Ставки в Петербург, а также недостаточного знания вопросов руководства войсками командование русской армии сконцентрировалось в руках его начальника штаба генерала М. В. Алексеева и заменявшего его в конце - начале 1917 годов генерала В. И. Гурко . Осенний призыв 1916 года поставил под ружьё 13 миллион человек, а потери в войне перевалили за 2 миллиона.

За 1916 года Николай II сменил четырех председателей совета министров (И. Л. Горемыкина , Б. В. Штюрмера , А. Ф. Трепова и кн. Н. Д. Голицына), четырех министров внутренних дел (А. Н. Хвостова , Б. В. Штюрмера, А. А. Хвостова и А. Д. Протопопова), трех министров иностранных дел (С. Д. Сазонова , Б. В. Штюрмера и Покровский, Н. Н. Покровского), двух военных министров (А. А. Поливанова , Д. С. Шуваева) и трех министров юстиции (А. А. Хвостова, А. А. Макарова и Н. А. Добровольского).

Зондирование мира

Николай II, надеясь на улучшение ситуации в стране в случае успеха весеннего наступления 1917 г. (о чем договорились на Петроградской конференции), заключать сепаратный мир с противником не собирался - в победоносном завершении войны он видел важнейшее средство упрочения трона. Намеки на то, что Россия может начать переговоры о заключении сепаратного мира, были нормальной дипломатической игрой, вынудили Антанту признать необходимость установления русского контроля над средиземноморскими проливами.

Февральская революция 1917 года

Война поразила систему хозяйственных связей - прежде всего между городом и деревней. В стране начался голод. Власть оказалась дискредитирована цепью скандалов типа интриг Распутина и его окружения, как тогда называли их «тёмные силы». Но не война породила в России аграрный вопрос, острейшие социальные противоречия, конфликты между буржуазией и царизмом и внутри правящего лагеря. Приверженность Николая идее неограниченной самодержавной власти предельно суживала возможность социального маневрирования, выбивала опору власти Николая.

После стабилизации ситуации на фронте летом 1916 думская оппозиция в союзе с заговорщиками среди генералитета решила воспользоваться сложившимся положением для свержения Николая II и заменой его другим царем. Лидер кадетов П. Н. Милюков впоследствии писал в декабре 1917 :

С февраля было ясно, отречение Николая может состоятся со дня на день, называлась дата 12-13 февраля, говорилось, что предстоит «великий акт» - отречение государя императора от престола в пользу наследника цесаревича Алексея Николаевича, что регентом будет великий князь Михаил Александрович .

23 февраля 1917 года в Петрограде начинается забастовка, через 3 дня она стала всеобщей. Утром 27 февраля 1917 года произошло восстание солдат в Петрограде и соединение их с забастовщиками. В Москве произошло такое же восстание. Царица, не понимавшая что происходит, писала 25 февраля успокоительные письма

Очереди и забастовки в городе более чем провокационные … Это «хулиганское» движение, юноши и девушки только для подстрекательства бегают с криками, что у них нет хлеба, а рабочие не дают другим работать. Было бы очень холодно, они, вероятно, остались бы дома. Но все это пройдет и успокоится, если только Дума будет вести себя прилично

25 февраля 1917 года манифестом Николая II заседания Государственной Думы были прекращены, что ещё больше накалило обстановку. Председатель Государственной Думы М. В. Родзянко направил ряд телеграмм императору Николаю II о событиях в Петрограде. Эта телеграмма была получена в Ставке 26 февраля 1917 в 22 час. 40 мин.

Всеподданнейше доношу Вашему величеству, что народные волнения, начавшиеся в Петрограде принимают стихийный характер и угрожающие размеры. Основы их - недостаток печеного хлеба и слабый подвоз муки, внушающий панику, но главным образом полное недоверие к власти, неспособной вывести страну из тяжелого положения .

Гражданская война началась и разгорается. …На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом … Повелите в отмену Вашего высочайшего указа вновь созвать законодательные палаты … Если движение перебросится в армию … крушение России, а с ней и династии - неминуемо .

Отречение, ссылка и расстрел

Отречение от престола императора Николая II. 2 марта 1917 Машинопись. 35 х 22. В правом нижнем углу карандашом подпись Николая II: Николай ; в левом нижнем углу черными чернилами поверх карандаша заверительная надпись рукой В. Б. Фредерикса : министр императорского двора генерал-адъютант граф Фредерикс.""

После начала волнений в столице царь утром 26 февраля 1917 года приказал генералу С. С. Хабалову «прекратить беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны». Направив 27 февраля в Петроград генерала Н. И. Иванова

для подавления восстания, Николай II вечером 28 февраля отбыл в Царское Село , но проехать не смог и, утратив связь со Ставкой, 1 марта прибыл в Псков , где находился штаб армий Северного фронта генерала Н. В. Рузского , около 3 часов дня принял решение об отречении в пользу сына при регентстве великого князя Михаила Александровича , вечером того же дня заявил прибывшим А. И. Гучкову и В. В. Шульгину о решении отречься и за сына. 2 марта в 23 часа 40 минут он передал Гучкову Манифест об отречении, в котором писал: «Заповедуем брату нашему править делами государства в полном и нерушимом единении с представителями народа ».

Личное имущество семьи Романовых было разграблено.

После смерти

Прославление в лике святых

Решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года : «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.» .

Акт канонизации был воспринят российским обществом неоднозначно: противники канонизации утверждают, что причисление Николая II к святым носит политический характер. .

Реабилитация

Филателистическая коллекция Николая II

В некоторых мемуарных источниках есть свидетельства того, что Николай II «грешил почтовыми марками », хотя это увлечение не было столь сильным, как занятие фотографией. 21 февраля 1913 года на торжестве в Зимнем дворце в честь юбилея дома Романовых начальник Главного управления почт и телеграфов действительный статский советник М. П. Севастьянов преподнёс в подарок Николаю II альбомы в сафьяновых переплётах с пробными корректурными оттисками и эссе марок памятной серии, изданной к 300-летию дома Романовых. Это была коллекция материалов, связанных с подготовкой серии, которая велась на протяжении почти десяти лет - с по 1912 год . Николай II очень дорожил этим подарком. Известно, что коллекция эта сопровождала его в числе наиболее ценных семейных реликвий в ссылке сначала в Тобольске, а потом в Екатеринбурге и была с ним до самой его кончины.

После гибели царской семьи наиболее ценная часть коллекции оказалась расхищенной, а сохранившаяся половина продана некому офицеру английской армии, находящемуся в Сибири в составе войск Антанты. Он вывез её затем в Ригу . Здесь эту часть коллекции приобрёл филателист Георг Йегер, который в 1926 году выставил её для продажи на аукционе в Нью-Йорке . В 1930 году она вновь была выставлена на аукционе в Лондоне , - её владельцем стал известный собиратель русских марок Госс. Очевидно, именно Госс изрядно пополнил её, покупая на аукционах и у частных лиц пропавшие материалы. В аукционном каталоге 1958 года коллекция Госса описана как «великолепное и уникальное собрание проб, оттисков и эссе… из коллекции Николая II».

По приказу Николая II в городе Бобруйске была основана Женская Алексеевская Гимназия, теперь Славянская гимназия

См. также

  • Семья Николая Второго
художественная литература:
  • Э. Радзинский . Николай Второй: жизнь и смерть .
  • Р. Масси. Николай и Александра .

Иллюстрации

Николай II (краткая биография)

Николай Второй (восемнадцатое мая 1868 – семнадцатое июля 1918 года) являлся последним российским императором, а также сыном Александра Третьего. Благодаря этому он получил великолепное образование, обучаясь языкам, военному делу, юриспруденции, экономике, литературе и истории. Николаю пришлось довольно рано сесть на престол из-за кончины отца.

Двадцать шестого мая 1896 года состоялась коронация Николая Второго, а также его супруги. В данные праздничные дни произошло также и ужасное событие, которое в истории осталось под названием «Ходынки», результатом которого стала смерть множества людей (по некоторым данным более тысячи двухсот человек).

В период правления Николая Второго в государстве наблюдается небывалый экономический подъём. При этом, был существенно усилен аграрный сектор – государство становится основным экспортёром в Европе сельскохозяйственной продукции. Также вводится золотая устойчивая валюта. Активными темпами развивается индустрия: строятся предприятия, растут большие города, а также строятся железные дороги. Николай Второй был успешным реформатором. Так, он вводит для рабочих нормированный день, обеспечивая их страховкой и проводя отличные реформы для флота и армии. Император Николай полностью поддерживал развитие науки и культуры в государстве.

Однако, не смотря на такое улучшение в жизни страны в ней всё равно происходили народные волнения. Например, в январе 1905 года происходит первая российская революция, стимулом к которой было событие, именуемое историками как «Кровавое воскресенье». В результате семнадцатого октября того же года принимается манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в которой речь шла о гражданских свободах. Был сформирован парламент который включал в себя Государственный совет и Государственную думу. Третьего июня состоялся так называемый «Третье-июньский переворот», изменивший правила выбора в думу.

В 1914 году начинается Первая мировая война из-за чего существенно ухудшилось состояние государство. Каждая из неудач в сражениях подрывала авторитет правителя Николая Второго. В феврале 1917 года в Петрограде началось восстание, которое достигло грандиозных масштабов. Второго марта 1917 года опасаясь масштабного кровопролития, Николай подписывает акт отречения от российского престола.

Девятого марта 1917 года временное правительство арестовывает всю семью Романовых, после чего отправляет её в царское село. В августе их перевозят в Тобольск, а уже в апреле 1918 года – в Екатеринбург. В ночь с шестнадцатого на семнадцатое июля Романовых отводят в подвальное помещение, зачитывают смертный приговор и расстреливают.