Кировабад где находится. Кировабад (Азербайджан): история основания, достопримечательности, фото

Гянджа , или Ганджа (азерб. Gəncə́, в 1804-1918 - Елизаветполь , в 1918-1935 - Ганджа , в 1935-1989 - Кировабад ) - второй по площади и третий по населению город Азербайджана.

Гянджа расположена в Закавказье. До 1804 года город был известен как столица Гянджинского ханства, впоследствии стал центром Елизаветпольского уезда (1840-1929), Елизаветпольской губернии (1867-1929) и Гянджинской области (1952-1953).

География

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай бассейна Куры. Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси, аэропорт.

Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.

История

Первые века существования города

Гянджинская крепость. Фотография XIX в.

Гянджа возникла как поселение из-за благоприятного географического расположения на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-660 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Ширвана и Дербента» («Дербенд-наме»), Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из арабского рода Йазидидов Ширвана, управлявших Азербайджаном (историческая область на юге реки Аракс, главным образом на северо-западе современного Ирана), Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком X века Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846-847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» - у арабов, «гандза» - у грузин, «гандз» - у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганджа» или «Ганза» указывает на существование более древнего, доисламского города. Отсюда Гянджа и носит прозвище «Город Сокровищ».

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни региона. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны, особое внимание уделяли укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением Арабского халифата части территории современного Азербайджана входила в феодальные государства династий Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью иранской династии Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

От сельджукского завоевания до монгольского нашествия

В середине XI века Арран подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи эмир Шавур из династии Шеддадидов согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века потомок Шавура Фадлун III, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

Ворота Гянджи XI века, снятые после взятия города войском грузин. Ныне хранятся в монастыре Гелати, близ Кутаиси

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, стала вассалом Грузии вплоть до вторжения монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием Государствa Ильдегизидов Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

На территории Гянджи известны находки византийских монет..

XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла своё прежнее преимущественно иранское население и являлась одним из центров персидской культуры. Здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.

По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“ . Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу - монголо-татарское нашествие.

Взятие города татаро-монголами

Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно армянскому историку Киракосу Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.

Но никто из врагов [сразу] не вошёл в город, в полном вооружении они осаждали его в течение недели. Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. И никто из них не спасся, за исключением небольшого отряда хорошо вооружённых воинов в полном снаряжении, которые ночью пробили часть стены и убежали, и небольшой группы черни, которую задержали и подвергли пыткам, дабы они показали, где спрятаны сокровища. Позже кое-кого [из них] убили, часть угнали в плен, а сами стали рыться в пепелищах домов и взяли все, что нашли из спрятанного. (…)И таким безлюдным и разрушенным оставался город в течение четырёх лет, потом был дан приказ о его восстановлении. И начали понемногу собираться в нём [люди] и стали строиться, но городской стены не возвели.

В составе государства Сефевидов. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв. Гянджа входила в состав государства Сефевидов, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Тахмасп I назначил Шахверди-султана из племени каджаров. Представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом (при этом Нагорный Карабах оставались в руках его армянских правителей), но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII века османский путешественник Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления независимости Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат

В 1723 году к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела, в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)» ..

Впоследствии Гянджа вновь вернула своё население, после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией, войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России был захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

  • Памятники
  • Мавзолей «Имамзаде» XIV века в Гяндже

    Гянджинская крепость. XVI век

    Баня XVI века

    Армянская церковь Святого Саркиса, XVI век

    Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства - Джавад Хана в Гяндже

    Развалины дворца

    Армянская церковь Святого Ованеса, 1633

    Ханский дворец

В составе России

Взятии штурмом крепости Гянджи 16-го (4-го) января 1804 года, − А.Шарлемань (1826-1901)

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 15 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских войск, участвовало до 700 ополченцев добровольцев и армян из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки осаждавшим удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия была вынуждена заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.

После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году - полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретинской губернии. В 1868 году город стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году был связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви, одна лютеранская церковь. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.


XX век

Елисаветполь первой половины XX века - город с преимущественно двухэтажными домами, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время азербайджанскими татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения также были в 1918-1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, восстановившее историческое название города. Оно находилось здесь до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено. Армянское население было вынуждено покинуть город.

Гянджа – второй по величине город Азербайджана, центр исторической области Арран и древняя столица Гянджинского ханства, через которую следовали караваны Великого шелкового пути. Исторические памятники Гянджи – мавзолеи и мечети хранят память о персидском господстве, в то время как новые этапы в жизни города отражены в изящных скульптурах и музейных коллекциях. От других городов страны Гянджу выгодно отличает природа. Горизонт затмевают хребты Малого Кавказа, по склонам которых простерлись дубовые и буковые леса, через город торопливо бежит горная река, а улицы укрыты в тени многовековых деревьев-чинаров.

В наши Гянджа переживает второе рождение. Город облагораживают, восстанавливают парки и скульптуры, площади с фонтанами, возводят современные торгово-развлекательные комплексы и уютные рестораны, без которых город так и оставался бы музеем под открытым небом, а никак не местом для полноценного отдыха и знакомства скультурой Азербайджана.

Географическое положение

Гянджа – город в северо-западной части Азербайджана, являющийся центром историко-географической области Арран. Город располагается в 360 км к западу от Баку.

Гянджа лежит на Гянджинско-Казахской низменности, подле северо-восточных склонов Малого Кавказа. Из любой точки города видна гряда Муровдага с вершиной Гямыш. Гянджу делит на две части каменистое русло реки Гянджачай, принадлежащей бассейну Куры. К югу от города простерся Гейгельский заповедник с каменной стеной горы Кяпаз, озером Гейгель, воды которого имеют красивый сапфировый цвет.

Ландшафты в окрестностях города – холмистое предгорье, укрытые пологом трав. По склонам Малого Кавказа зеленой волной спускаются хвойные и широколиственные леса. Растительный мир в черте города – это субтропическая флора парков и скверов, фруктовые сады. Одним из символов Гянджи считаются чинары – деревья семейства платановых, более двух сотен лет украшающие улицы и бульвары города.

Климат

Климат Гянджи континентальный зоны полупустынь, характеризующийся высокими температурами и низкой влажностью.

Зима теплая и короткая. Средняя температура самого холодного месяца, января составляет 3,2 °С. Снежный покров не образуется, однако бывают осадки в виде снега.

Лето жаркое, солнечное и продолжительное. Средняя температура самого теплого месяца, июля, составляет 26,2 °С. При этом днем столбик термометра поднимается до значений в 30 °С и выше.

Среднегодовое количество осадков в Гяндже – 240 мм. Наибольшее их количество приходится на период с апреля по июнь.

Число часов солнечного сияния – порядка 2100-2200 в год.

Наиболее благоприятными периодами для отдыха в Гяндже считаются май-июнь и сентябрь-октябрь. В это время дневные температуры комфортные, на уровне 20-26 °С, а погода стоит ясная и солнечная.

Связь

Услуги сотовой связи и мобильного интернета в Гяндже предоставляют мобильные операторы «Bakcell», «Azercell» и «Azerfon». Сим-карты местных операторов можно приобрести в аэропорту или на железнодорожном вокзале, а также в салонах связи. В режиме международного роуминга действуют сим-карты российских операторов.

В некоторых кафе и ресторанах Гянджи, а также в большинстве курортных отелей предоставляют услугу бесплатного Wi-Fi доступа в интернет.

Телефонный код Гянджи – 22.
Для звонка из России следует набирать 8-994-22-номер абонента.

Население

По оценке 201 года в Гяндже проживает 322900 человек. Подавляющее большинство населения – азербайджанцы, также в городе проживают цахуры, лезгины, русские, курды, удины и татары.

Транспортная составляющая

Авиатранспорт . В Гяндже действует международный аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с Москвой, Стамбулом и Баку. Аэропорт расположен всего в 7 км от центра города. Преодолеть это расстояние без труда можно на рейсовом автобусе, маршрутке или такси.

Порядка 350 км отделяет Гянджу от международного аэропорт Баку, который принимает воздушные суда из Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России, а также Минска, Тбилиси, Праги, Вены, Лондона, Милана и других европейских столиц. Чтобы добраться от аэропорта до Гянджи нужно сначала на рейсовом автобусе №116 или такси доехать до Баку, а оттуда на электропоезде или на междугороднем автобусе до Гянджи.

Железнодорожный транспорт . Непосредственно в черте города находится железнодорожный вокзал, однако на платформе делают остановку в основном пригородные поезда из Баку и поезда дальнего следования по маршруту Баку-Тбилиси.

Поезда из Москвы, Оренбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону приходят на железнодорожный вокзал Баку. Из столицы в Гянджу курсируют междугородние автобусы и электрички.

Автотранспорт . В центральной части города располагается автовокзал, на который пребывают междугородние автобусы из Баку, а также пригородные автобусы, следующие из ближайших населенных пунктов.

Общественный транспорт Гянджи – автобусы и маршрутные такси, охватывающие все городские районы. Кроме того, по улицам города курсирует несколько пассажирских электромобилей. В Гяндже работают официальные и неофициальные таксисты, в среднем, поездка по городу стоит в пределах 2-3 манат.

Туризм

В Гяндже наибольшее развитие имеют такие сферы туризма как экскурсионный туризм и активный отдых.

Экскурсионный туризм . Именно древняя история города, средневековый комплекс Шейха Бахауддина, богатая коллекция Историко-краеведческого музея обусловили туристическую привлекательность Гянджи. В город приезжают туристы из Баку и других курортов Азербайджана, чтобы увидеть старинные мечети, мавзолеи и караван-сараи. Гянджа известен и как город, лежащий на Великом шелковом пути – средневековом торговом тракте, соединяющим Среднюю Азию и Средиземноморье. В наши дни ведется проект по возрождению Великого шелкового пути, в котором наряду с городами Китая, Средней Азии и Ирана принимает участие и Гянджа.

Город оплетают маршруты тематических экскурсий, а за его пределами пролегают экскурсии в Гейгельский заповедник и на курорт Нафталан. Кроме того, Гянджа – родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, с именем которого связано множество проводимых в городе культурных мероприятий.

Активный отдых и эко-туризм в Гяндже взаимосвязаны. К югу от города лежит Гейгельский заповедник, главным украшением которого является озеро Гейгель. Воды высокогорного озера даже летом едва прогреваются до 17 °С, поэтому искупаться в них решится не каждый, зато туристам предлагают лодочные прогулки и прогулки верхом по туристическим тропам природного парка.

Оздоровительный отдых в Гяндже не самое приоритетное направление, так как всего в 50 км располагается знаменитый курорт Нафталан. Однако в городе действует санаторий, в котором реализованы лечебные программы с применением «лечебной нефти» – нафлатана, аппаратной физиотерапии и других методик курортной медицины. Кроме того, многие отели и гостиницы Гянджи рады предложить своим гостям такие оздоровительные процедуры как посещение хаммама или сауны, массаж, косметологические услуги.

Важные телефоны

Телефоны экстренных служб в Нафталане:

  • Пожарные – 101
  • Полиция – 102
  • Скорая медицинская помощь – 103
  • Служба точного времени – 106
  • Городская справочная служба – 109
  • Справочная автовокзала - (+994 22) 57 67 17;(+994 22) 57 76 05
  • Железнодорожный вокзал –(+ 994 22) 56-90-43, (+99422) 56-13-09

Достопримечательности

Гянджа – город многовековой историей, которому есть что показать даже искушенным путешественникам. При въезде в город туристов встречает мавзолей поэта Низами Гянджеви – высокое цилиндрическое здание из красного гранита. Над небольшим по сравнению с размерами мавзолея входом золотом высечено имя Низами. Под самым сводом здания находятся окна с пестрой мозаикой витражей. Строение окружают целые скульптурные композиции, иллюстрирующие сцены из произведений поэта. При мавзолее действует Театр поэзии.

В самом центре Гянджи находится ансамбль Шейха Бахауддина. В центре комплекса находится мечеть шаха Аббаса – приземистое здание из красного кирпича с массивными воротами и двумя высокими башнями минаретами. Окна мечети украшены узорными решетками-шебеке. На площади перед мечетью установлен фонтан и усыпальница защитника Гянджи – Джаватхана.

Рядом с мечетью расположена баня Чекяк-Хамам. Кирпичное здание представляет собой два соединяющихся зала с купольными крышами. Один предназначался для отдыха – в нем был фонтан и бассейн, другой – для купания. Уникальна система отопления бани – из паровых котлов по керамическим трубам тепло поступало во все помещения Чекяк-Хамам. Данная система исправно работала более четырех столетий вплоть до 1963 года. В наши дни баня является памятником истории всемирного значения и взята под охрану ЮНЕСКО.

Третье здание ансамбля Шейха Бахауддина – караван-сарай. Приземистое здание, также возведенное из красного кирпича с традиционными для восточной архитектуры сводчатыми окнами и открытым двором. Ныне караван-сарай занимает Храм знаний.

Немалый интерес представляют для гостей Гянджи и другие ее достопримечательности – единственный в городе православный храм, Александро-Невская церковь, возведенная в 1887 году в византийском стиле, немецкая кирха и армянская церковь Святого Ованеса, которая в наши дни выступает в качестве концертного зала.

За пределами Гянджи туристы могут посетить Гейгельский заповедник, известный как один из самых живописных природных уголков Азербайджана. Район горы Кяпаз нередко называют Семиозерьем – в результате разрушительного землетрясения, обломки горы образовали высокогорные озера Гейгель, Залигель, Аггель, Шамлыггель, Джейрангель, Ордакгель и Каратель. Над водоемами высятся горные хребты, поросшие густыми буковыми лесами, сменяемыми зарослями можжевельника и жимолости. По берегам озер бродят олень, рысь и косуля.

Досуг на курорте

Рестораны. В Гяндже действуют рестораны, кафе, кофейни и небольшие пекарни, предлагающие выпечку на вынос. В большинстве заведений подают блюда национальной кухни. Считается, что в Гяндже работают лучшие повара и именно здесь можно проникнуться кулинарными традициями Азербайджана.

Одно из самых популярных заведений города – ресторан «SahSarayi», стоящий на берегу реки. Заведение объединяет барную зону, несколько залов, каждый из которых выполнен в собственном стиле – в одних мягкий рассеянный свет и классические столики, в других – восточные диваны завешанные палантинами. К набережной ресторан выходит небольшим закрытым двориком с деревянными беседками и столиками. Всюду в виде украшений национальные музыкальные инструменты и предметы быта. В меню «Sah Sarayi» кебабы, бастурма, испеченные в тандыре лепешки, мясные бульоны, а также блюда международной кухни.

Наряду с азербайджанской кухней популярностью в Гянджи пользуются турецкие гастрономические традиции. Отведать суп из йогурта, пастуший салат, пилав и пахлаву можно в ресторане «Elegance».

Парки. Гянджа – зеленый город, здесь много парков, небольших скверов, прогулочных аллей и бульваров, укромных садов. Совсем недавно инфраструктуру города пополнил парк имени Гейдара Алиева, расположенный на западной окраине города. При входе в парк гостей встречает триумфальная арка, за которой тянется широкая аллея с зеленым ковром лужаек и стройными рядами уличных фонарей по бокам. По парку проложены велосипедные дорожки, работает пункт проката велосипедов, несколько детских каруселей.

Главный украшением Гянджи является Ханский сад или Хан Багы, являющийся одним из старейших в Азербайджане – парк был заложен еще в XVII веке. Ханский сад – очень красивое место. Аллеи парка обрамляют многовековые чинары, хранящие воспоминания о персидском владычестве, пальмы, ели. В ханском саду создана система каналов, по водам которых скользят изящные лебеди. Через небольшие родники дугой перекинуты мостики, повсюду установлены скульптуры – фигура девочки, кормящей лебедя, овитая плющом скульптура играющего на рояле музыканта. Есть в саду и площадка с колоннадой, летний театр и причудливой формы фонтаны.

Театры и кинотеатры. В Гяндже действует Государственный драматический театр и Театр кукол, расположенный в здании немецкой церкви позапрошлого века, а также Театр поэзии имени Низами, на сцене которого проходят спектакли по произведениям великого поэта и философа.

Согласно проекту развития города планируется строительство Гянджинской Государственной Филармонии.

Музеи. В центральной части города, в двухэтажном историческом особняке располагается Исторический музей Гянджи. Коллекция музея насчитывает свыше 30000 экспонатов, среди которых археологические находки, датируемые бронзовым веком, искусные изделия местных мастеров – керамическая расписная посуда, ювелирные украшения, миниатюры времен Гянджинского ханства.

Развлекательные и торговые центры. Самым крупным торгово-развлекательным центром в Гяндже является комплекс «Aura Park», объединивший магазины одежды и аксессуаров, ювелирные салоны, парфюмерные магазины, развлекательную зону ля детей с игровыми автоматами и лабиринтом, фуд-корт. Для туристов, несомненно, представляют интерес сувенирные лавки, в которых можно приобрести изделия местного фарфорового завода – сервизы расписанные в национальном стиле, а также шелковые платки и ковры, ювелирные изделия.

В кафе и ресторанах Гянджи по вечерам играет живая музыка, проходят дискотеки, концерты. При крупных городских отелях действуют досуговые центры, как правило, включающие танцзал, бильярдную и боулинг-клуб.

Парки аттракционов. Специализированных парков аттракционов в Гяндже нет. Детские карусели, горки, прокат электромобилей и велосипедов есть в нескольких городских парках.

Афиша

Гянджа, как культурный центр Западного Азербайджана, является местом проведения фестивалей, праздников, масштабных культурных и спортивных мероприятий. Ежегодно в городе проходит Международный фестиваль вина, в котором принимают участие виноделы из Франции, Германии, Италии, России, Молдовы и Грузии. В рамках мероприятия проходят дегустации, ярмарки, концертная программа и театрализованные представления.

Ареной праздничных мероприятий в дни празднования юбилеев Низами Гянджеви становится Театр поэзии при мавзолее азербайджанского поэта и философа. Программа мероприятий включает поэтические чтения, семинары, книжный форум и спектакли по произведениям Низами.

Кроме того, в Гяндже проводятся праздники граната и винограда, литературные форумы, приуроченные к праздничным датам, художественные выставки, фестивали искусств.

Кировабад (Азербайджан) - старое наименование города, в наши дни известного под названием Гянджа. Населенный пункт обладает богатой историей. Существует даже легенда о Кировабаде, но о ней вы узнаете чуть позже. В нашей статье вы найдете основную информацию о городе, узнаете, какие достопримечательности считаются самыми популярными, а также увидите несколько фотографий.

Введение

Начать рассказ о городе Кировабаде в Азербайджане следует с нескольких фактов про него.

  • Расположен он на территории Азербайджанской Республики. Неподалеку протекает река Гянджачай. К северо-востоку от населенного пункта находится подножие Малого Кавказа. Кировабад - центр исторически сложившейся области под названием Арран.
  • Гянджа считается Родиной известных людей, среди них: классик персидской поэзии поэтесса Мехсети Гянджеви, жившая в 12 столетии, историк Киракоса Гандзацеки.
  • У города было много названий. Например, в период с 1804 по 1918 г. он назывался Елизаветполь. С 1918 и вплоть до 1935 года его именовали Гянджей. В 1935-1989 гг. он был известен под названием Кировабад, данным ему в честь С. М. Кирова. В настоящие дни ему было возвращено прежнее, историческое название. По этой причине в СМИ и интернете он упоминается как Гянджа.

Возникновение города

Многие азербайджанские города (Шемаха, Нахичевань, Шехи), в том числе и Гянджа, обязаны своим возникновением благоприятному географическому положению государства. В древности на этих территориях пересекались важные транспортные пути и караванные дороги.

Первые упоминания о городе были найдены в «Истории Дербента», датированной 859 г. Согласно этому документу, основателем Гянджи выступил Можаммад бен Халедом бен азид бен Мазьядом. Он был выходцем богатого рода, который управлял Арменией, Адурбадганом и Арраном. Название свое населенный пункт получил из-за того, что здесь, по легенде, была найдена сокровищница.

Легенда

Как мы уже упоминали ранее, существует легенда, объясняющая появление города. Итак, если обратиться к ней, можно найти интересную информацию. Однажды путник по имени Мазьяд шел по землям современного Азербайджана. Он нашел несколько котлов, доверху наполненных золотом и драгоценными камнями. Город был назван в честь находки, поэтому Гянджу зачастую называют «городом сокровищ».

Исторические памятники

О том, что город Кировабад в Азербайджанской республике появился в давние времена, свидетельствует большое количество сохранившихся исторических памятников. Самыми «вескими» доказательствами почтенного возраста города считаются такие сооружения, как мавзолей Джомард Гассаба, комплекс Имамзаде, Джума-мечеть, а также многочисленные руины крепостных башен, стен, жилых домов и гробниц.

Гянджа до нашествия сельджуков

В 7-8 столетиях на города Восточного Закавказья были совершены многочисленные набеги. Сначала Гянджа подверглась набегам персов, затем в город пришли арабы. В конце 7 века на территории поселения произошла битва между хазарами и арабами.

Несмотря на сложное политическое положение, Гянджа играла важную роль в качестве экономического и торгового центра, так как располагалась на пересечении важных торговых путей. Жители города занимались ремеслом. Сырье они получали из медных, железных и квасцовых рудников, расположенных неподалеку от Кировабада.

Так как Гянджа активно развивалась, возникла потребность в ее защите. Началось строительство крепостных стен, вырывались рвы, укреплялась военная мощь города. В середине 10 столетия Гянджа (Кировабад в Азербайджане) выполняла функцию столицы Шададитов. Это ускорило развитие города. Он был застроен крепостями, дворцами, мостами. На территории Гянджи чеканили монеты. Уже в 1063 году появился знаменитый архитектурный памятник - врата Гянджи.

Нашествие сельджуков

В середине 11 столетия государство подверглось нашествию сельджуков. Несмотря на то что повелитель города вступил в переговоры с вражеским вожаком, набеги не прекратились. В результате в 1086 году сельджуки заняли город и свергли династию Шададитов. Правителем стал сын Малик шаха - Гияс ад-дан Тапара. В 12 столетии в Гянджу вторглись грузины, но их попытка захватить город не увенчалась успехом.

Землетрясение

Старый Кировабад (Азербайджан) был разрушен землетрясением, произошедшим 25 сентября 1139 года. В результате город пришлось выстраивать заново, но уже в другом месте. Руины старой Гянджи расположены всего в 7 км от современного населенного пункта. Воспользовавшись сложной ситуацией в городе, грузинский правитель напал на него и ограбил город.

Расцвет

Настоящим расцветом Кировабада в Азербайджане считается период с начала 12 до конца 13 веков. В это время Гянджа стала второй столицей государства Атабеков. Изделия, производимые здесь, получили широкую известность во многих государствах. «Гянджинский шелк» был по достоинству оценен иностранными купцами.

Гянджа в 18-19 веках

В 18 столетии Гянджа была экономическим центром Гянджинского ханства. В 1803 году в город вторгся отряд русских во главе с П. Д. Цициановым. Правителю населенного пункта было предложено покориться, но тот отказался. Переговоры переросли в вооруженное столкновение, в результате которого победу одержали русские. В начале 1804 года, а именно - 3 января, войска Цицианова пошли на приступ Гянджи. Штурм закончился смертью Джавад-хана и присоединением ханства к России. Город был переименован в Елизаветполь.

Вслед за этими событиями началась русско-иранская война, которая продлилась вплоть до 1813 года. Иранская армия имела численное превосходство над русским войском в Закавказье, но в то же время была недостаточно хороша в военном искусстве и дисциплине. В октябре 1813 года был заключен Гюлистанский мирный договор, согласно которому к России присоединились Северный Азербайджан и Дагестан. В 1868 году город стал центром Елизаветпольской губернии, а уже в 1883 году была проложена железная дорога, которая соединяла Баку, Тбилиси, Батуми и Кировабад (Азербайджан), фото которого представлено в данной статье.

Гянджа в 20 веке

В конце 19 года в городе проживало более 25 тысяч человек, насчитывалось 13 мечетей, 2 русские православные церкви, 6 армянских церквей. В первой половине 20 века Кировабад в Азербайджане являл собой очень красивый город, был известен благодаря многовековой растительности, широким улицам и чинарам. Застройка была двухэтажной, во всех зданиях были арочные ворота с калиткой такой же формы. Кроме того, практически на всех участках можно было увидеть приусадебные дворики. В садах выращивали фруктовые деревья, большой популярностью пользовались гранат и хурма.

Осень 1905 года вошла в историю как время, когда произошла Армяно-татарская резня. В результате этого события население разделилось на две группы: армян и мусульман. В 1918 году у станции Шамхор были убиты русские солдаты, которые возвращались в Россию с Кавказского фронта. В этом же году было восстановлено историческое название города.

Город Кировабад в Азербайджанской ССР выполнял функцию культурного и промышленного центра республики. В ноябре 1988 года на весь город прогремели страшные события: на границах армянского квартала начались настоящие сражения. В результате все армяне были эвакуированы в Армению. Имущество было разграблено.

Во второй половине 20 века была основана 104 ВДД в Кировабаде (Азербайджан). Она участвовала в подавлении Венгерского восстания, а также в операции «Вихрь». В 1993 году она покинула территорию Азербайджана и отныне базировалась в городе Ульяновске. Уже в 1998 году она была расформирована. В настоящее время историю 104-й дивизии продолжает 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада, которая успешно выполняет боевые задачи в Чечне.

Площадь

Основные достопримечательности города Кировабада в Республике Азербайджан сосредоточены в центральной его части. В центре площади расположено здание администрации. Справа от него находится музей Гейдара Алиева, открытый для посещения всем желающим. Перейдя через дорогу, вы увидите Академию наук. Сооружение можно узнать по статуям, находящимся между колоннами на фасаде.

Ансамбль Шейха Бахауддина

Архитектурный памятник датируется 17 веком и включает в себя мечеть, караван-сарай, а также средневековую баню. Последнее сооружение называется Чеяк-Хамам. Состоит баня из двух залов, сообщающихся между собой. Проработавшее до 1963 года здание в настоящее время является памятником культуры и находится под охраной ЮНЕСКО.

Джума-мечеть - это одна из самых популярных достопримечательностей Гянджи. Она известна еще под одним названием: мечеть шах Аббаса. Дело в том, что в его правление она и была сооружена. В здании «спрятан» небольшой секрет. Возведением мечети занимался астроном Шейх Бахауддин. На западной стороне мечети, выстроенной из красного кирпича, есть один-единственный белый кирпич. Говорят, ровно в полдень на него падает солнечный луч. Чтобы попасть внутрь, вы должны быть одеты по «дресс-коду». Короткие шорты, футболки с глубоким декольте не подходят для посещения мечети.

Мавзолей поэта Низами

Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, именно поэтому в городе сохранились десятки изображений Низами. Особое место в сохранении памяти о нем занимает мавзолей. В настоящее время сюда приезжают многие поэты.

Усыпальница Джавад-хана

Это сооружение было воздвигнуто лишь в 2005 году, хотя по внешнему виду этого не скажешь: здание выполнено в лучших традициях средневековой архитектуры. Усыпальница построена в честь правителя и воина, который погиб в начале 19 века при взятии Гянджи.

Бутылочный дом

Кировабад (Азербайджан) - военный городок, и память о погибших в это нелегкое время в нем чтут. Например, хозяин и архитектор так называемого Бутылочного дома Ибрагим Джафаров построил целое здание из 50 тысяч стеклянных бутылок. В верхней части фасада можно увидеть название города, выложенное из разноцветных донышек. Ибрагим Джафаров - участник Великой Отечественной войны, увековечивший память о погибших соратниках необычным способом. Дом находится в частной собственности, поэтому внутрь попасть не удастся. А вот фасадом любоваться можно сколько угодно.

Нафталан

Неподалеку от города располагается получивший всемирную известность. На его базе работает санаторий, где используют целебные свойства нефти. Специализация санатория - лечение болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Население

В городе Кировабад в Азербайджане по состоянию на 2008 год насчитывается 397 тысяч граждан. Для сравнения, в 1897 году здесь проживали всего 33,6 тысячи человек. Это свидетельствует о том, что для данного населенного пункта характерен довольно быстрый приток населения. Так, в период с 2004 по 2008 год сюда приехало 77 тысяч человек.

Что касается национального состава, большая часть населения - азербайджанцы. Кроме того, здесь проживают татары, русские и украинцы, но их численность крайне невелика.

Климат и погодные условия

Города бывшей Азербайджанской ССР (Кировабад в том числе) могут похвастаться хорошими погодными условиями. Климат здесь теплый, в летнее время года температура воздуха зачастую поднимается до +30 о С. Гянджа защищена от ветров Кавказским хребтом. Вместе с ветром зимой в город приходит похолодание, а летом поднимается пыль. Осадков выпадает не слишком много - всего 286 мм рт. ст. Выпадают они в весенний и летний период. Для путешествия в Кировабад лучше всего выкроить время в мае, июне, сентябре или октябре, так как именно в эти месяцы здесь стоит самая солнечная и теплая погода.

Природа

В черте города находятся парковые ансамбли, которые можно посетить при поездке в Гянджу. В местных парках можно найти удивительные деревья - чинары. Они считаются символом Гянджи и уже 200 лет украшают город своим присутствием. Возраст некоторых деревьев превышает 1500 лет. Местные жители называют такие растения «дюль-дюль».

Неподалеку от города расположено которое считается одним из самых популярных в своем роде в Закавказье. Оно находится у подножия горы Кяпаз. Сформированное в результате сильного землетрясения, оно является частью знаменитого Гейгельского заповедника, который обязательно стоит посетить каждому туристу. Воздух здесь целительный: он оказывает положительное влияние на состояние людей, страдающих расстройствами нервной системы и заболеваниями дыхательных путей.

Кировабад (персидское абад - город)

(до 1804 и в 1918-35 - Гянджа, в 1804-1918 - Елизаветполь, в 1935 переименован в честь С. М. Кирова), город в Азербайджанской ССР, у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на р. Гянджачай (бассейн Куры). Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси; узел шоссейных дорог. 195 тыс. жителей в 1972 (33,6 тыс. жителей в 1897, 99 тыс. в 1939, 136 тыс. в 1959).

Основан в 5 в. В 1138 разрушен землетрясением, после чего перенесён на новое место. В 12-13 вв. крупный торгово-ремесленный (главным образом текстильные изделия) и культурный центр Азербайджана. Неоднократно подвергался захвату и разрушению персами, турками, татаро-монголами. В 18 в. центр Гянджинского ханства. В январе 1804 присоединён к России. С 1868 центр Елизаветпольской губернии. В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми. В начале 20 в. была оформлена Елизаветпольская социал-демократическая организация. В годы Революции 1905-07 - один из революционных центров Азербайджана. Революционную деятельность в городе вели М. А. Азизбеков, Б. М. Кнунянц, М. Г. Меликян, Н. Н. Нариманов, А. К. Чумак, С. Г. Шаумян и др. В 1917-20 город находился в руках контрреволюционных партий и иностранных интервентов; сюда в июне 1918 переехало из Тифлиса первое мусаватское правительство Азербайджана. 1 мая 1920 в город вошли части 11-й Красной Армии. Поднятый в ночь с 25 на 26 мая контрреволюционный мятеж мусаватистов, беков и ханов 31 мая 1920 был ликвидирован. Родина азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви и поэтессы Мехсети Ханум.

А. А. Галустян.

За годы социалистического строительства К. превратился в крупный (второй после Баку) промышленный и культурный центр Азербайджанской ССР. Развиты лёгкая (текст, и ковровый комбинаты, хлопкоочистительный завод и др.) и пищевая (масложирокомбинат, мясной, мельничный и молочный комбинаты и др.) промышленность. Развивается тяжёлая промышленность. На базе месторождений загликских алунитов создана алюминиевая промышленность. Имеется приборостроение. Производство стройматериалов (заводы: вяжущих стройматериалов, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения). Механический, авторемонтный, фарфоровый заводы, мебельная фабрика и др.

На древней территории К. (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (12-начала 13 вв.). К С.-В. от Старой Гянджи - культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей 14-17 вв., обстроенный в 17 в. зданиями мечетей и гробниц). На территории К. сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (17-18 вв.;). Облик современного К. определяют многочисленные общественные и крупные жилые здания, построенные на спрямленных и расширенных улицах и площадях центра, а также в новых районах. Среди значительных построек: здание Дворца пионеров (1948, архитектор Р. Бояджиан), педагогический институт (1940, архитектор С. Дадашев, М. Усейнов), административное здание на площади им. Ленина (1961, архитекторы Э. Исмайлов, Ф. Леонтьева), универмаг (1967;,). Памятник Низами (1946, скульптор Ф. Абдурахманов, архитекторы С. Дадашев, М. Усейнов) и его мавзолей (1947, архитекторы А. Саркисов, И. Вахутин).

В К. - сельскохозяйственный и педагогический институты, филиал Азербайджанского политехнического института; лёгкой промышленности, политехнический, строительный и сельскохозяйственный техникумы, медицинское, педагогическое и музыкальное училища. Краеведческий музей. Драматический театр. Телевизионный центр.

Лит.: Бретаницкий Л., Саламзаде А., Кировабад, М., 1960; Галустян А. А., Из истории борьбы трудящихся Гянджинской (Елизаветпольской) губернии Азербайджана за Советскую власть (1917-1920 гг.), Баку, 1963: Османлы О. М., Развитие промышленности Кировабада за годы Советской власти, Баку, 1961.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кировабад" в других словарях:

    Гянджа, Пяндж Словарь русских синонимов. кировабад сущ., кол во синонимов: 2 гянджа (3) пяндж … Словарь синонимов

    Название г. Гянджа в Азербайджане в 1935 89 …

    Название г. Пяндж в Таджикистане в 1936 63 … Большой Энциклопедический словарь

    - (до 1804 и в 1918 35 Гянджа, в 1804 1918 Елизаветполь), город в Азербайджанской ССР, на р. Гянджачай. Основан около V в. В 1139 разрушен землетрясением, после чего перенесён на новое место. В XII XIII вв. крупный торгово ремесленный и… … Художественная энциклопедия

«Город Гянджа, который еще в 2006 году отметил 2500-летие, занимает видное место в истории Азербайджана. Родина великого поэта Низами Гянджеви и не менее выдающейся поэтессы Мехсети Гянджеви за все время своего существования не раз подвергалась захвату, разрушению и разграблению, а также уничтожению со стороны природных катаклизмов, но каждый раз ей удавалась подняться с руин.»

Современная Гянджа – это своего рода вторая столица Азербайджанской Республики, довольно крупный город с сохранившимися здесь памятниками архитектуры и которая находится на Гянджинско-Газахской низменности у северо-восточного подножия гор Малого Кавказа . Через территорию Гянджи протекает река Гянджачай. Из-за своего удобного расположения на торговых путях, город не раз становился столицей все новых и новых государств. До сих пор идут споры о точной дате образования Гянджи . Одни утверждают, что ее основы заложены еще до нашей эры, а другие считают периодом формирования раннее средневековье. Еще одна группа ученых предполагает, что Гянджа возникла в античную эпоху как небольшое поселение, а в нашу эру превратилась в крупный город. Происхождение самого слова вызывает не меньше вопросов. Топоним «Гянджа», который у арабов звучал как «Джанза », а у грузин как «Гяндза», по мнению некоторых исследователей, имеет древнеиранское происхождение и переводится как «клад», «сокровище». В пользу этой версии имеется миф об арабском наместнике Мазъяде , которому голос во сне велел построить на месте привала город. Позже у одного из холмов им был обнаружен клад с золотом. А затем были заложены основы Гянджи . Однако данная гипотеза, основанная на легенде, не имеет достоверных фактов для подтверждения своей версии. Более близкой к истине считается утверждение о том, что название города, скорее всего, произошло от проживавшего еще в период Кавказкой Албании племени ганджаков . Их существование подтверждено наукой. Ряд местностей в Азербайджане и Средней Азии имеют связь с названием этого племени, часто менявшего ареал своего обитания.

Первоначальные арабские источники сообщают, что основы Гянджи были заложены во второй половине VII века. Из-за своего расположения на караванных путях город долгое время являлся ареной сражений между арабами и персами, а позже в борьбу вмешались и хазары. В историческом труде «Дербенднаме », не имеющего автора, сообщается, что Гянджу построили в 859 году, уже после продолжительных войн между вышеуказанными народами, которые завершились победой Арабского халифата. После ослабления власти Аббасидов во 2 половине IX века, на территории Азербайджана стали возникать мелкие независимые государства. Гянджа стала центром Шеддадидов. В связи с нашествием славян Барда была разграблена и перестала считаться столицей Арранской зоны. Роль Гянджи, как торгового и культурного центра возрастает. Местный шелк и металлические изделия привлекают сюда купцов со всей Европы и Азии. Во 2 половине XI века начинается нашествие сельджуков . В этот же период, в 1063 году Ибрагимом ибн Османом сооружены знаменитые гянджинские ворота. Азербайджан на некоторое время оказался в составе государства Сельджукидов. В 1139 году в Гяндже произошло мощное землетрясение, в результате которого погибло большая часть местного населения. Огромные каменные глыбы горы Кяпаз обрушились на мелкие речки, образовав несколько горных озер. Самым прекрасным и крупнейшим из них является Гёкгёль (в переводе с азербайджанского языка означает «голубое озеро»). Вода в озере необыкновенно чистая. Неподалеку находится одноименный заповедник, являющийся туристической зоной. Грузины во главе с царем Деметре , воспользовавшись беззащитностью города, разграбили Гянджу. Среди захваченных трофеев были и знаменитые гянджинские ворота, которые и сегодня в неполноценном виде являются частью Гелатского монастыря в Грузии. Однако вскоре город был восстановлен Эльденизидами . Правда, новую Гянджу построили чуть южнее развалин старого города. В 1220 году монголы совершили свой первый поход на Кавказ . Некоторые азербайджанские города были разграблены и сожжены. Однако Гянджа сумела отстоять свою свободу. В 1225 году хорезмшах Джамаледдин вторгся на территорию ослабевшего государства Атабеков . Центральные города, в том числе и Гянджа были захвачены. В 1231 году в городе вспыхнуло восстание под руководством Бандара, которое подавили с особой жестокостью. В этом же году монголы совершили свой второй поход. Несмотря на упорное сопротивление местного населения, Гянджа была разграблена, а большинство ее жителей убиты. Лишь через 4 года выжившие жители приступили к восстановлению города. С середины XIII века Азербайджан вошел в состав пятого монгольского улуса – государства Хулагуидов . В 80-е годы XIV века начинается вторжение очередного завоевателя – эмира Тимура. Захватив Гянджу, он использовал город как стратегическую базу для походов в Грузию. Монгольский хан Тохтамыш также стремился к присоединению Азербайджана. Страна на некоторое время вновь превратилась в арену военных сражений между иноземцами. В начале XVI века шах Исмаил I заложил основы Сефевидского государства , в состав которого помимо Азербайджана вошли Иран, часть Ирака и Средней Азии. В результате административной реформы держава Сефевидов была поделена на ряд беклярбекств. Гянджа становится центром одной из областей. С 20-х годов XVII века Азербайджан в очередной раз становится «яблоком раздора». На этот раз в борьбу за передел земель включились Россия и Османская империя. Номинальным правителем ослабевшего Сефевидского государства был Надир хан. После захвата прикаспийских областей русскими, турки решили организовать поход в центральные регионы Азербайджана. Однако османская армия после продолжительной осады так и не смогла завладеть Гянджой.

Константинопольский мир 1724 года все же закрепил за русскими прикаспийские области, а за турками остальную часть Закавказья. Шахское правительство не устраивало такое развитие событий. Надир хан решил отвоевать обратно весь Азербайджан . В 1735 году в Гяндже между персами и русскими подписан договор, по которому прикаспийские территории возвращались Ирану. Оккупированная турками остальная часть также присоединялась к Сефевидам. Формально существовавшему государству был положен конец в 1736 году, когда Надир хан объявил себя шахом, основав собственную династию. Гянджинские беки из рода Зиядоглу воспротивились данному решению. В качестве наказания новоиспеченный шах отобрал у непокорной семьи Борчалы и Шамшадиль и отдал эти земли грузинскому царю. После убийства Надир шаха в 1747 году в истории Азербайджана начинается эпоха раздробленности, когда вся территория была поделена на множество ханств. Первым гянджинским правителем стал Шахверди хан Зиядоглу . Наивысшего могущества ханство достигло при Джавад хане . В начале XIX века Российская империя решила воспользоваться разобщенностью ханств и полностью захватить Южный Кавказ. После присоединения Грузии следующей целью являлась Гянджа. Именно с захватом этого города решалась судьба остальных ханств. В 1803 году русские войска под руководством Цицианова подошли к крепостным воротам. Переговоры и переписка между командующим царской армией и Джавад ханом не дали положительного результата. 3 января 1804 года начался штурм крепости, завершившийся захватом города и смертью правителя и его сына. Захват Гянджи не только открывал для Российской империи путь к другим ханствам Азербайджана, но и привела к началу первой русско-иранской войны. Город в честь супруги Александра I назвали Елизаветполем. В 1868 году Гянджа становится центром Елизаветпольской губернии. В городе был размещен крупный военный гарнизон, открыты школы. После октябрьского переворота в России и начала гражданской войны между большевиками и белогвардейцами, ситуация на Южном Кавказе также накалилась до предела. 28 мая 1918 года была образована Азербайджанская Демократическая Республика. Первой ее столицей стала Гянджа. После освобождения Баку от большевиков 17 сентября этого же года правительство сосредоточилось в новом центре. Однако республика просуществовала чуть меньше 2-х лет. Победившие в гражданской войне большевики довольно быстро прибрали к рукам все Закавказье. Вплоть до 1935 года Гянджа сохраняла свое историческое название. Затем город переименовали в Кировабад . С 1989 года городу возвращено его историческое имя.

Учитывая, что Гянджа не раз подвергалась разрушениям, практически полному физическому уничтожению местных жителей, многочисленным переселениям арабов, персов, тюрков-сельджуков, русских и других народов на протяжении всей истории города, ученым довольно сложно было определить этнический состав населения. Однако достоверно известно, что нашествие сельджуков оказало наибольшее влияние на формирование современного азербайджанского народа. Проведенные в 40-е годы прошлого века археологические раскопки на территории старой Гянджи позволили исследователям предположить, что первое поселение было основано еще до начала нашей эры. Город не раз переходил из рук в руки, однако в составе каждого нового государства Гянджа занимала видное место как важный торговый, культурный и религиозный центр. Еще одной особенностью местных жителей являлось оказание упорного сопротивления абсолютно всем внешним угрозам.

Что касается сохранившихся до наших дней архитектурных построек, то они дошли до нас в довольно хорошем состоянии. После знаменательного землетрясения 1139 года основы современной Гянджи были заложены в 7-10 километрах к югу от развалин старого города. От старой городской крепости сохранились лишь каменные монолиты. Крепостные стены растягивались по обе стороны берега реки Гянджачай . Венчала крепость 2 боевые башни, которые находились на расстоянии чуть более 500 метров друг о друга. Указанные ранее гянджинские ворота Ибрагима ибн Османа были сделаны из железа, а с наружной стороны расписанные орнаментом и узорами в форме отчеканенной монеты. Еще одной исторической постройкой Гянджи является мавзолей шейха Ибрагима, который построен на месте одного из потомков имама Али. Комплекс, состоящий из мавзолея, высотой в 12 метров, мусульманского кладбища, нескольких некрупных мечетей, караван-сарая и других построек был сооружен в XIV веке. Купол мавзолея голубого цвета. Из-за этого мавзолей часто именуют «Гёй-Имам» или «Имамзаде». В 19 веке после капитального ремонта весь комплекс был обнесен кирпичной стеной. В период правления сефевидского шаха Аббаса I Гяндже наряду с другими азербайджанскими городами уделялось не меньше внимания. В XVII веке на территории архитектором Шейхом Бахауддином был сооружен целый ансамбль сооружений, состоящий из 3 архитектурных построек: Джума-мечети, Чекек-Хамама и сефевидского караван-сарая. Джума-мечеть сооружена в 1606 году из обожженного красного кирпича. Молитвенный зал делился на 2 части(отделявший женщин и мужчин), а окна мечети украшают различные узоры. Венчает сооружение металлический купол диаметром около 17 метров и 2 минарета с вышками. К мечети примыкала медресе, в котором обучались местные дети. Здесь преподавал азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, оказавший огромное влияние на не менее знаменитого писателя Мирза Фатали Ахундова. В советский период минареты и медресе были разрушены, однако на сегодняшний день они восстановлены. Вторым сооружением удивительного ансамбля является Чекек-Хамам – сефевидская баня, имеющая 2 зала, разные по размеру. Большой зал включает в себя довольно крупный бассейн и фонтан. Малый зал предназначался для купания. Вся баня построена из красного кирпича и имеет довольно сложную вентиляцию и систему подачи пара. Баня функционировала вплоть до 1963 года. На сегодняшний день эта постройка входит в список национального достояния ЮНЕСКО. Третье сооружение данного комплекса – караван-сарай – это двухэтажное сооружение, имеющее 15 комнат и 54 комнаты. Здесь же располагается музей поэтессы Мехсети Гянджеви . В 1991 году сооружен мавзолей великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, автора знаменитого «Хамсэ»(Пятерицы). Данный музей, наряду с азербайджанскими современными поэтами, посещают поэты из других стран. В 2005 году построена усыпальница в честь последнего гянджинского хана Джавад хана. Его останки из старинного кладбища перенесли в новое сооружение. В Гяндже также в первозданном виде сохранилось здание, в котором заседало первое правительство Азербайджанской Демократической Республики.

Сегодняшняя Гянджа – это не только крупный экономический и туристический центр северо-запада Азербайджана, но и развитый индустриальный город с хорошо сохранившимися архитектурными постройками и богатой на события историей. В местных музеях имеются сотни экспонатов. Несмотря на взлеты и падения на протяжении всего времени, именно стойкость местного населения позволило сохранить до наших дней столь огромное культурное наследие.