Кондуит и швамбрания. Литературный анализ повести "кондуит и швамбравия"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Кондуит и Швамбрания» -- автобиографическая повесть советского писателя Льва Кассиля. Первая часть - "Кондуит" была издана в виде книги в 1930-м году. "Швамбрания" была впервые опубликована отдельным изданием в 1933 году. Под одной обложкой (и под одним названием "Кондуит и Швамбрания", как они потом издавались всегда) книга вышла в 1935-м году.

В 1937 году, в год ареста Иосифа Кассиля (Оськи), книга вышла в последний раз. После этого много лет не переиздавалась, но изъята из массовых библиотек не была.

«Кондуит и Швамбранию» можно считать «типичной», «чистой» формой повести, поскольку она является «произведением биографического характера». Более того, своим героям-повествователям Л. Кассиль сохраняет подлинные имена, название места действия - город Покровск (сейчас Энгельс Саратовской области), а в эпилоге и некоторых лирических отступлениях создает образ «биографического автора».

Так случилось, что детство и гимназические годы Льва Абрамовича Кассиля (1905-1970) совпали с событиями, которые потрясли весь мир. Это Первая мировая война и революция 1917 г. в России.

В композиции повести очень важную роль играет повествователь. Он является смысловым и организующим центром, определяет единство, цельность, структуру и тональность произведения. Взаимоотношения между автором, повествователем и героями могут быть самыми разнообразными, в зависимости от художественного замысла. В этом отношении «Кондуит и Швамбрания» представляет весьма любопытное явление. Повествователем является главный герой (Леля). Иногда его повествовательное «я» как бы удваивается и превращается в «мы», включая голос младшего брата (Ося), что особенно характерно для начала повести:

Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбралию; Мы подвергли мир жестокой критике. <...> Позже мы занесли в список несправедливости и наше воспитание (55); и т. д.

В детской литературе, пожалуй, чаще, чем во «взрослой», герой становится повествователем, рассказчиком. Очевидно, это связано в первую очередь со стремлением писателя отойти в тень, чтобы дать возможность герою и читателю установить предельно доверительные отношения.

Доверяя повествование юному герою, автор отражает действительность с точки зрения ребенка. Эта детская точка зрения позволяет привычные «взрослые» понятия, события показать в неожиданном ракурсе. Более того, поскольку ребенок растет и повседневно меняется, а его время, по словам Б. Житкова, «идет плотней, чем в шекспировской драме», постольку читатель, и юный и особенно взрослый, видит, как день ото дня меняется тональность, характер повествования. Так, в самом начале повести Леля и Оська обнаруживают, что взрослый мир, куда все дети, и они в том числе, стремятся, вовсе не такой приятный, как кажется на первый взгляд.

В «Кондуите и Швамбрании» вплоть до самого эпилога повествование ведет главный герой, лишь изредка в немногочисленных лирических отступлениях проступает голос автора. В эпилоге («Глава с глобусом») повествователь меняется: на смену гимназисту и советскому школьнику Леле приходит писатель, так называемый «биографический автор». Между основным действием повести и событиями, описанными в эпилоге, временной промежуток почти в полтора десятка лет.

Композиция повести выстроена так, что повествователь и биографический автор встречаются на границе развязки и эпилога как герои.

По сюжету, двое детей из докторской семьи из Покровска -- Лёля и Оська (их прототипами стали соответственно сам Лев Кассиль и его брат Иосиф) -- придумывают воображаемую страну Швамбранию. Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания -- настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера, а также реальностью России начала XX века. Дети дают своим героям имена из названий лекарств и других торговых марок (например, Бренабор, Беф Строганов, Уродонал), что порождает множество смешных ситуаций. К примеру, одну из знаменитых красавиц Швамбрании они назвали «Каскара Саграда» в честь пилюль от запора.

С поступлением Лёли в гимназию «швамбраны» сталкиваются с суровой реальностью. В гимназии строгие нравы, за малейшее нарушение учеников наказывают, а имя провинившегося вписывают в страшную книгу директора -- Кондуит. Но и здесь Лёля находит хороших друзей, среди которых -- Стёпка по прозвищу Атлантида, такой же мечтатель, как он сам.

Революция переворачивает маленький мирок Покровска. Отныне дети учатся в единой трудовой школе (ЕТШ), куда переходят и девочки, и ученики из Высшего Начального Училища -- ВНУ, прозываемые «внучками». Старые гимназисты под предводительством хулигана Биндюга охотятся на внучков и всех, кто им симпатизирует. Новый конфликт вспыхивает, когда учителем истории становится анархист Кириков. Он почти ничему не учит детей, и лодырям это нравится; когда же «доброго» учителя увольняют, на его защиту становится всё тот же Биндюг с шайкой. Стёпка Атлантида становится вожаком более прогрессивных учеников, и Лёля склоняется на его сторону.

В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.

Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля помогает комиссару Чубарькову налаживать жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остаётся все меньше времени и места. Лёля и Оська выбирают для этого развалины старого дома, где ненароком обнаруживают Кирикова, варящего самогон. Подслушав их игры, бывший учитель называет свою бурду «эликсиром Швамбрания», опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» -- заброшенный дом -- на дрова.

Художественное пространство произведения разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Это противопоставление заявлено в самом начале повести, в разговоре двух братьев: "Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено". "Взрослый" мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Даже её название образовано по моделям, характерным для детской речи, да и сам мотив вымышленной страны заимствован из детского фольклора. Игры "в страну" очень популярны среди детей, и именно из игры и рождается Швамбрания. Все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: "В Покровске началась эпидемия сыпного тифа" - "И в Швамбрании учредили кладбище", "В Покровске голод" - "Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала". С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. Она противопоставлена суровой действительности, это страна юмора и фантазии, в ней всё наоборот и вверх ногами, в ней смешиваются разнородные явления, и совмещается несовместимое. Эта парадоксальная реальность изображается, как правило, с помощью оксюморона и метатезы - приёмов, восходящих к фольклорным нелепицам и небылицам. Оксюморон - сочетание несочетаемых понятий - и основанные на нём метафоры встречаются, как правило, в речи повествователя: "Тишина легла на затылки и пригнула нас к парте", "Буфет стоял - душа нараспашку". Метатезами - перестановками - изобилует детская речь, особенно речь Оськи: он называет летописцев "пистолетцами", путает "курагу" и "Никарагуа", смешивает мамонтов с папоротниками, в результате чего получаются "папонты" и "маморотники".

Швамбрания - страна детства, в ней говорят на детском языке, она переполнена такими явлениями детской речи, как считалки, дразнилки, поддёвки. Вот, например, имена-дразнилки: Лиза-Скандализа, Рыбий глаз, Цап-Царапыч, Люля-Пилюля.

С детским словотворчеством и детской этимологией связаны многочисленные географические названия: Микстура, Рыбьежирск, Наказань, Порт Фель, Порт Ной, пустыня Кор и Дор. А столкновение детской и взрослой речи создаёт совсем уж комические ситуации, например, в главах "Директор и Оська", "Бог и Оська".

С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: "Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена. Мы величали Гематогена "ваше неправдоподобие".

Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. кондиут швамбрания реальность герой

Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля.

Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях.

Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией:

Прощай, прощай, Швамбрания!

За работу пора нам!

Не зевать по сторонам!

Сказка - прах, сказка - пыль!

Лучше сказки будет быль!

И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из "книжных мальчиков" вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Биография, жизнь и творчество детского писателя Льва Кассиля. Книги Кассиля для детей, принесшие ему читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века - повести "Кондуит", "Швамбрания", "Вратарь Республики".

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Детство как особый период в жизни человека. Периоды детства по Л. Демозу. "Модели" ребенка в западноевропейской культурной традиции. Специфика детской литературы. Детство в повести Л. Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Детская тема в творчестве М. Твена.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера "Роман с Европой". Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера "пражского" периода.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2016

    Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

    анализ книги , добавлен 07.04.2017

    Рассмотрение основных положений концепции "естественной личности" в повести А.И. Куприна. Своеобразие реализма художественного стиля писателя, состоявшего в противостоянии реального и идеального миров. Роль романтической составляющей в произведении.

    реферат , добавлен 14.03.2015

    Интерпретация понятия "характер" в литературоведении. Способы раскрытия литературного характера в художественном произведении. Проблема характера в повести Ю.В. Трифонова "Дом на набережной". Литературоведческий анализ специфики героя в повести.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Особенности работы Чехова над повестью "Три года". Эволюция творческого жанра от "романа" к повести. Описание системы образов в повести "Три года", ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести "Гранатовый браслет". Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема "маленького человека" в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.

Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) вошел в литературу в конце 20-х годов, когда быстрыми темпами шло становление детской литературы. «Кондуит и Швамбрания» - первое крупное произведение молодого писателя. Повесть эта рассказывает о продуманной двумя братьями - Лелей и Оськой - фантастической стране Швамбрании, о старой гимназии с ее кондуитом - журналом, в котором учителя записывали все прегрешения гимназистов, о становлении новой советской школы. Повесть показывает сближение мечты героев с жизнью в первые послереволюционные годы. Она говорит об открывающихся горизонтах будущего перед подростками, жизнь которых до революции была ограничена тесными рамками семейного быта. Повесть Кассиля находится в ряду таких произведений, как «Школа» А. Гайдара, «Республика Шкид» Г. Белых и А. Пантелеева. А если продолжить аналогию, то, как считал сам писатель, у истоков традиции лежат «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского и «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

В произведении ощущается доброе авторское отношение к любознательным мальчишкам, разыскивающим место, «где земля закругляется». Читатель проникается симпатией к двум братьям, придумавшим справедливую страну, в которой даже географические блага были разделены симметрично: «налево - залив, направо - залив. На западе - Драндзонск, на востоке - Аргонск. У тебя рубль, у меня - целковый».

Юмор писателя отражает своеобразное восприятие мира детьми; игра, фантазия, выдумка тесно связаны с прекрасным реальным миром. Читатель не только узнает об устройстве быта провинциального городка Покровска, но учится критически воспринимать социальное устройство всего мира взрослых в дореволюционной России. Братья подвергли мир жесткой критике и с протокольной точностью перечислили по пунктам его неблагополучие, только не с обывательской точки зрения, а окинув его непредвзятым взором «швамбран». Они никогда не приняли бы к себе в игру хозяина костемольного завода, погубившего полсотни людей. Подтекст анализа «неблагополучия мира» так же серьезен, как подтекст «Приключений Тома Сойера» М. Твена с его протестом против социальной и расовой дискриминации, утверждением прав человеческой личности

Часто самая невинная ситуация, самое обычное выражение, слово, понятие неожиданно преображаются в восприятии ребят, обнажая те бытовые и социальные отношения, которые в действительности господствовали в России начала нынешнего века. Идет, например, Леля сдавать вступительный экзамен в гимназию; по пути домашний учитель репетирует с ним ответы. Начало сцены рисуется в тоне легкого каламбурного юмора, а конец неожиданно приобретает отчетливо сатирическое звучание: на вопрос добрейшего Дмитрия Алексеевича, какое существительное «гимназист», Леля без запинки отвечает: «Одушевленное». Выходивший же в это время из гимназии «огромного роста детина в гимназической форме» мрачно парирует: «Ошибаешься, юноша! Брешешь, гимназист - существо неодушевленное».

Действительно, гимназисты оказались в положении неодушевленной вещи; учителя и гимназическое начальство обращались с ними как кому вздумается. Гимназисты протестуют против неуважения к ним, мстят директору и учителям. В повести много сцен, показывающих протест против зубрежки, казенной муштры, записей в кондуит. Даже черты внешности отрицательных персонажей помогают писателю выявить их истинное лицо. Так, черты животности, автоматизма, подчеркнутые писателем во внешнем облике учителя Монохордова, помогают постичь мерзкую сущность «неистребимой», «зловещей» веселости звероподобного человека с «толстыми бегемотовыми щеками» и «неожиданно рыжими волосами». Показывая внутреннюю связь мечты и действительности, Кассиль заставляет читателя отчетливо почувствовать, как фантазия ребят приобретает новое содержание после революционных событий в стране. Сама игра в таинственную, справедливую Шаамбранию, начатая двумя братьями, получила новое направление. Оська начинает по-настоящему верить в существование придуманной им и братом страны.

В ситуациях, создаваемых Кассилем, много экспрессии, эмоциональности, внутренней логики. Так, естественным кажется появление Швамбрании на карте, логичным оказывается внимание всего класса к рассказу Оськи о новой стране, еще не нарисованной на глобусе. Формирование нового отношения ребят к событиям, происходящим в стране, совершается под влиянием комиссара Чубарькова. Комиссар, шутливо прозванный ребятами «Точка и Ша», раскрыт в повести как талантливый человек, который увлеченно работает в школе заведующим, умело организует борьбу с местными контрреволюционерами и активно занимается подготовкой новых воинских частей для отправки на фронт. Сама жизнь требует от него полной отдачи сил и способностей. Чубарьков - живой, реально обрисованный характер коммуниста, один из наиболее удачных не только в повести Кассиля, но и в советской детской литературе начала 30-х годов.

В «Кондуите и Швамбрании» определилась творческая индивидуальность Кассиля, наметилось основное направление его жанрового и тематического поиска. В 30-е годы писатель продолжает искать «формы и пути для создания большой книги о школе». В центре его внимания характеры детей и подростков, сформировавшихся в новое время, в условиях советской семьи и школы.

Повесть «Кондуит и Швамбрания» - произведение автобиографическое, автор обращается к событиям, в которых несколько лет назад участвовал он сам и его семья. Сохранено даже название места действия - город Покровск - и имена главных героев - Лёля и Оська, а в эпилоге и лирических отступлениях появляется и сам автор - повзрослевший Лёля. На поверхности лежит тема войны и революции: события повести развиваются именно в это время, между первой мировой и гражданской войной. Происходящее показано с точки зрения ребёнка: обо всех событиях рассказывает главный герой, автор доверяет повествование девятилетнему Лёле.

В основе композиции повести лежит явное противопоставление, её художественное пространство разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Эта оппозиция задана в самом начале повести, в разговоре двух братьев: «Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено». Так в произведение входит ещё тема - тема взаимоотношений детей и взрослых. «Взрослый» мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Литературоведы указывают на композиционный параллелизм повести: все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: «В Покровске началась эпидемия сыпного тифа» - «И в Швамбрании учредили кладбище», «В Покровске голод» - «Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала». С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена…Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».

Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля. Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях. Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией:

Прощай, прощай, Швамбрания!

За работу пора нам!

Не зевать по сторонам!

Сказка - прах, сказка - пыль!

Лучше сказки будет быль!

И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из «книжных мальчиков» вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.

Страна Швамбрания - спасительное прибежище для детей: там можно мечтать, делать то, что хочется, придумывать себя и не бояться наказаний, потому что никто не наказывает главных: «...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет», «Мы играли с братишкой в Швамбранию несколько лет подряд. Мы привыкли к ней, как ко второму отечеству».

Повесть «Кондуит и Швамбрания» - это «дань» детству двух братьев, их дружбе. С помощью повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль признается брату в любви, говорит «спасибо» и безмолвно просит прощения.

Состоит из двух частей - «Кондуит» и «Швамбрания».

Сюжет

Двое детей из докторской семьи из Покровска - Лёля и Оська (их прототипами стали соответственно сам Лев Кассиль и его брат Иосиф) - придумывают воображаемую страну Швамбранию . Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания - настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера , а также реальностью России начала XX века. Дети дают своим героям имена из названий лекарств и других торговых марок (например, Бренабор, Беф Строганов, Уродонал), что порождает множество смешных ситуаций. К примеру, одну из знаменитых красавиц Швамбрании они назвали «Каскара Саграда » в честь пилюль от запора.

Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля помогает комиссару Чубарькову налаживать жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остаётся все меньше времени и места. Лёля и Оська выбирают для этого развалины старого дома, где ненароком обнаруживают Кирикова, варящего самогон . Подслушав их игры, бывший учитель называет свою бурду «эликсиром Швамбрания», опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» - заброшенный дом - на дрова.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кондрово (значения)
  • Кондуктометрия

Смотреть что такое "Кондуит и Швамбрания" в других словарях:

    Швамбрания - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно п … Википедия

    Кондуит - (фр. conduite поведение, журнал поведения): Кондуит (кондуитный журнал, штрафной журнал) журнал, в который заносились проступки учащихся. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению… … Википедия

    Кассиль, Лев Абрамович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кассиль. Лев Абрамович Кассиль Дата рождения: 27 июня (10 июля) 1905(1905 07 10) Место рождения … Википедия

    Кассиль, Лев Абрамович - (1905 1970). Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. дет. лит ры, один из основоположников (вместе с Б.Житковым, К.Чуковским, С.Я.Маршаком) сов. дет. лит ры. Род. в слободе Покровской (ныне г. Энгельс), учился на физ. мат. ф те МГУ, но… … Большая биографическая энциклопедия

    Кассиль - Лев Абрамович (1905, слобода Покровская Саратовской губ., ныне – г. Энгельс – 1970, Москва), русский писатель, член корреспондент Академии педагогических наук СССР. Л. А. Кассиль Сын врача и преподавательницы музыки. Учился на физико… … Литературная энциклопедия

    Уродонал - (новолат. Urodonal «мочегонный», из др. греч. οὖρον моча и лат. donare дарить) патентованный лекарственный препарат, легкорастворимый гранулированный шипучий порошок состава лизидин (2 метил 2 имидазолин; иногда заменялся бензойной … Википедия

    Brennabor - Тип акционерное обще … Википедия

    ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг… … Литературный энциклопедический словарь

    Кондуитный журнал - Кондуит (фр. conduite поведение, журнал поведения): Кондуит (кондуитный журнал, штрафной журнал) журнал, в который заносились проступки учащихся. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению И. Ф. Гербарта.… … Википедия

    Вымышленные страны - Карта страны Оз, вымышленного королевство, являющегося сеттингом серии книг Лаймена Фрэнка Баума «Оз» Вымышленные страны места действия в литературном произведении или фильме, никогда не существовавш … Википедия

Книги

  • Кондуит и Швамбрания , Кассиль Л.А.. "Кондуит и Швамбрания" - наиболее известное произведение Льва Кассиля, которое принесло ему повсеместную любовь читателей и славу классика детской литературы. Будучи разносторонним человеком,…

В этой книге Львом Кассилем, описываются самые яркие и незабываемые моменты своего детства, которое пришлось на период первой Мировой войны и революции.

Живёт в городе Покровске семья доктора. В этой семье есть двое мальчишек – Ося и Лёля. Как все дети они любят иногда проказничать. Так, играя в очередной раз папиными шахматами, они потеряли чёрную королеву. Отец в наказание посадил их на так называемую «скамью подсудимых», стоящую в углу. Сидя на скамейке, братья придумали новую вымышленную страну, в которую потом играли много лет. Итак, Великое Швамбранское государство было открыто 8 февраля 1914 года.

В этой стране были свои законы, свои жители, которые воевали с такими же выдуманными странами. Мальчишками даже была нарисована карта Швамбрании, в виде зуба, рисунок которого Оська увидел на кабинете зубного врача. Сами они стали называть себя швамбранами. Расположена страна была в Тихом океане, её населяли отважные моряки, любители приключений, мужественные исследователи. Все мальчишеские фантазии были воплощены в этой игре. Героев Швамбрании стали звать загадочными и как кажется детям, красивыми именами, которые соответствуют названиям разных лекарств.

Пришло время старшему брату идти в школу. Перед походом в гимназию Лёлю обрили наголо. Так он начал узнавать, что такое суровая реальность. В первый же день ему срезали с кителя все пуговицы. Оказывается, по уставу они были не положены. Хорошее в гимназии было то, что он там познакомился с ребятами, со многими из которых подружился.

Один из друзей, Стёпка, был таким же выдумщиком и мечтателем, у него прозвище даже было Атлантида. Из мало приятного, была страшная книга, которую называли Кондуит. Все отмеченные в ней, должны были отбыть наказание. В неё записывались директором все имена провинившихся учеников, с их проделками и проступками. Кличка у директора была Рыбий глаз, и гимназисты его очень боялись. Нельзя было даже зайти с родителями в кондитерскую, иначе был риск попасть в Кондуит.

Пришла революция, после чего весь маленький мирок города перевернулся. Лёлька первым узнал эту новость. Позвонил родственник и сказал, что царя свергли в связи с революцией. Лёля выбежал на улицу и начал кричать от восторга. Потом рассказал об этом всем в гимназии. Дети воткнули в висящий на стене портрет царя, сигарету.

Находящаяся через забор женская гимназия, также радуется свободе и революции. Начинают бродить слухи о том, что хотят уволить директора. После того как комитет учителей его выгоняет, он начинает искать защиту у родителей. Те побаиваются свободы для детей. В гимназии отменили оценки, и теперь там могут учиться даже дети кухарок.

Ученики торжественно сожгли на костре кондуит. Теперь нет гимназий для мальчиков и для девочек. Есть единая трудовая школа, в которой учатся и девочки, и школьники из Высшего Начального Училища, их все называют «внучки». По вечерам в гимназии устраиваются танцы, а девочки увлекаются новой игрой в гляделки. В новой школе всем заправляет один из старых гимназистов, Биндюг. Собрав вокруг себя таких же хулиганов, он гоняет «внучков» и тех, кто их защищает.

Приходит новый преподаватель истории, который по убеждению, является анархистом. Он мало учит детей, зато много рассуждает о свободе и выборе. Многим ученикам-лодырям это нравится, поэтому когда анархиста выгоняют, они во главе с Биндюгом становятся на его защиту. Стёпка делается лидером среди учеников прогрессивных и желающих учиться. Лёля решает посвятить друга в тайну выдуманной страны. Гимназисты помогают комиссару, который заходит часто к ним в школу.

Семью доктора выселили, им пришлось переехать в небольшой дом, где они жили в одной комнате. В других комнатах поселился комитет по борьбе с дезертирами, уже знакомый Лёлькин комиссар и какой-то военный. Когда мамы не было дома, пришли и забрали из комнаты пианино. После пропал свёрток с мылом, где лежали все карты и записи про Швамбранию.

Пришлось Лёле и Осе рассказывать всё военному о выдуманной стране. В городе началось повсеместное увлечение театром. Были открыты студии для детей, куда записались и мальчишки. Отца забрали на фронт, и остался Лёля вместо главы семьи. Еды не хватало, чтобы как-то прокормить маму и младшего брата, он давал уроки за кусочек мяса. Приехал, переболевший сыпняком отец, весь жёлтый и с бородой.

Много перемен, принесла война и разруха с голодом, в жизнь города. В Швамбрании также стало всё меняться. Теперь там появилась смертность, и вообще наступил период упадка. Братья выбирают для игры в свою страну место, которое находится на руинах старого дома. Там они случайно встречают бывшего преподавателя-анархиста Кирикова, который что-то варит.

Братья думают, что это эликсир. Узнав про выдуманную страну, дети были высмеяны бывшим учителем. Постепенно всё меньше времени оставалось на игру, и её в итоге Ося с Лёлей решили похоронить.

Написана в 1928-1931 годах, переработана и издана в новой редакции в 1955. Состоит из двух частей - «Кондуит» и «Швамбрания».

Сюжет

Двое детей из докторской семьи из Покровска - Лёля и Оська (их прототипами стали соответственно сам Лев Кассиль и его брат Иосиф) - придумывают воображаемую страну Швамбранию. Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания - настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера , а также реальностью России начала XX века. Дети дают своим героям имена из названий лекарств и других торговых марок (например, Бренабор, Беф Строганов, Уродонал), что порождает множество смешных ситуаций. К примеру, одну из знаменитых красавиц Швамбрании они назвали «Каскара Саграда» в честь пилюль от запора.

С поступлением Лёли в гимназию «швамбраны» сталкиваются с суровой реальностью. В гимназии строгие нравы, за малейшее нарушение учеников наказывают, а имя провинившегося вписывают в страшную книгу директора - Кондуит. Но и здесь Лёля находит хороших друзей, среди которых - Стёпка по прозвищу Атлантида, такой же мечтатель, как он сам.

Революция переворачивает маленький мирок Покровска. Отныне дети учатся в единой трудовой школе (ЕТШ), куда переходят и девочки, и ученики из Высшего Начального Училища - ВНУ, прозываемые «внучками». Старые гимназисты под предводительством хулигана Биндюга охотятся на внучков и всех, кто им симпатизирует. Новый конфликт вспыхивает, когда учителем истории становится анархист Кириков. Он почти ничему не учит детей, и лодырям это нравится; когда же «доброго» учителя увольняют, на его защиту становится всё тот же Биндюг с шайкой. Стёпка Атлантида становится вожаком более прогрессивных учеников, и Лёля склоняется на его сторону.

В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.

Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля помогает комиссару Чубарькову налаживать жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остаётся все меньше времени и места. Лёля и Оська выбирают для этого развалины старого дома, где ненароком обнаруживают Кирикова, варящего самогон. Подслушав их игры, бывший учитель называет свою бурду «эликсиром Швамбрания», опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» - заброшенный дом - на дрова.

Влияние

В музее Льва Кассиля в городе Энгельсе есть экспозиция, посвящённая Швамбрании. Ежегодно в день рождения Льва Кассиля, 10 июля, музей проводит праздник-карнавал «Виват, Швамбрания!»

В 2002 году Эдуард Лимонов использовал Швамбранию в качестве аллегории вымышленного государства-утопии в своём высказывании в прессе.