Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс). Конспект урока русского языка на тему:"Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи;

5) подготовить учащихся к сочинению о родном крае.

Воспитательная цель : воспитывать чувство любви к Родине и родной

Природе.

Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».

Оборудование: карточки, таблица, компьютер.

Эпиграф:

Мне о России надо говорить…

А.Прокофьев

План урока.

    Орг. момент.

    Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:

Мне о России надо говорить…

Работая над текстами, мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.

Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях.

Вопросы:

Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

- Какие виды придаточных предложений вам уже известны?

И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

1 2 3 4 5

А) р…стение а о а о а

Б) з…ревать о о а а а

В) к…сательная а а а а о

Г) заг…рать а а о о о

Д) прил…гать а а а о о

Е) р…сток а о о а а

    Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина .

Родина - отечество, отчизна, отчий край, страна отцов, родная страна.

    Работа по карточкам. Индивидуальные задания .(работа у доски и с компьютером)

Карточка №1

С чего начинается Родина?

Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,

другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.

Задание:

1.Определите основную мысль данного текста.

2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.

Карточка№2

    Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.

    Определите вид придаточного предложения.

    К чему относится придаточное предложение ?

, (потому что….)

Мы, все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.

Работа с компьютером – 4 человека.

Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

2005 г

5.Анализ текста.

Родина

При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.

Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая родина.

Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.

Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.

(по В. Григорьеву)

Задание к тексту:

    Определите тему текста и основную мысль.

    Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.

    Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка, то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение?

5.Запишите выводы в опорную схему (заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?

    Исследование №2.

Упр.№93. (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.) Вывод оформляется в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).

8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

Задание: указать предложения с придаточными условными (несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.

2005 г.

или работа в группах.

1-ая группа . Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. (В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. (В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.

2-ая группа . К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа. Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).

9. Вывод по уроку.(использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)

-Что нового мы узнали на уроке?

10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.

Приложение к уроку.

Схема №1

(……….),

1.Задайте вопрос.

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?

Схема

2

При каком условии?

КОЛИ…

КОГДА

(ЕСЛИ БЫ ),

РАЗ

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Цели:

Обучающие:

    Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающие:

    Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

    Обеспечить развитие речевых компетенций в деловом общении.

    Развивать умение работать с компьютером и компьютерной программойPowerPoint.

Воспитывающие:

    Воспитывать любовь к малой родине, к творчеству кубанских авторов.

    Тип урока-практикума изучение новых знаний

    Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование:

Предварительная подготовка:

    Создание презентаций к уроку в программе PowerPoint.

    Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.

Ход урока

I.Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение работать на компьютере.

Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа).

II. Повторение изученного.

    Лингвистическая разминка.

Расставьте ударение в словах, записанных на доске.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Проверка по цепочке).

Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь.

    Повторение теоретических сведений о придаточных определительных и изъяснительных. (Презентация №1).

А сейчас проверим знания теории о придаточных определительных и придаточных изъяснительных при помощи уже знакомой вам презентации.

Для начала давайте напомним себе, каково лексическое значение слова презентация.

Презентация – 1 .официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2.Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас интересует, конечно, первое значение слова.

Итак, приступаем.

1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (1 слайд)

2)Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? (1 слайд)

3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? (2 слайд)

4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. (3слайд)

5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. (4 слайд)

(Выдать жетоны).

Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

3.Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное).

-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.

(Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

(Выдать жетоны).

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради).

Представит нам новый материал о придаточных обстоятельственных Ксюша в своей презентации , которую она создала к сегодняшнему уроку. А вы по ходу её рассказа схематично запишите в тетради с опорными конспектами основные сведения о придаточных обстоятельственных. (Вопросы, союзы и союзные слова, примеры).

III.Изучение нового материала.

1.Презентация № 2 . (Рассказ о придаточных обстоятельственных, запись схематично основных сведений в тетради с опорными конспектами).

2.-Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?

Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам).

(Выдать жетоны).

IV.Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.

1. Распределительно-цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

    во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

(С придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простыепредл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).

(Выдать жетоны).

А сейчас будем опровергать известную пословицу «Один в поле не воин» посредством индивидуальной работы по карточкам..

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

(Собрать карточки, проверить во время работы детей на компьютере).

(Выдать жетоны).

Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Индивидуальная работа на компьютере (компьютерная программа «Фраза»: 9класс, «Сложноподчиненное предложение», вариант «Отдельные предложения» №515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Выдать жетоны).

(Сообщить оценки за выполнение работы по карточкам).

V.Подведение итогов урока.

1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов.

VI. Домашнее задание: п.12, с.57-59, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

вы можете посмотреть и скачать презентацию к уроку

Конспект урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс : 9

Вид урока : изучение новой темы.

Тип урока : комбинированный.

Место урока в системе уроков 1-й урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы :

-« Верно-неверно»;

- « Кластер»;

Таблица «Знаю - хочу знать — узнал»;

Диаграммы сравнения;

Анкетирование.

Цели урока

образовательные :

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

цели развивающие :

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные :

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование :

компьютерная презентация, таблица «Знаю - хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

СЛАЙД

I. Организационный момент.

Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство со сложноподчинёнными предложениями.

- Цель нашей работы сегодня - познакомиться с новыми видами придаточных. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем урок с проверки знаний.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Вопросы учителя:

-Откуда у вас сведения о сложноподчинённом предложении ?

Ответы учащихся:

Прочитал в учебнике.

Слышал раньше от учителя.

Узнал от одноклассника и др.

Приём «Верно-неверно»

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними, поднимайте руку.

!!! При ошибочных ответах попросить учащихся аргументировать свой ответ!!!

Примерные ответы учеников

+СПП состоят из главной и придаточной части. +

+Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении. +

+Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главной части. +

-Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) -

+Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. +

-Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей? (какой?) -

-Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному или местоимению в главном предложении. (Придаточные изъяснительные относятся к глаголу главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения). -

Вопрос к классу:

Какое место могут в предложении занимать придаточные части?

Отобразите положение придаточного в предложении при помощи схем.

Запись на доске

1. , (союз ) 2. (Союз ), 3. [ ,(союз ), ]

СЛАЙД Задание 1. Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств. Стр.1 на рабочем листе

!!! Работа с доской!!!

Миллиарды людей в 2014 году (врем.) с нетерпением (обр. действ.) ждут начала Олимпиады , которая пройдёт в Сочи (места).

Учитель: - Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места ).-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

СЛАЙД Виды обстоятельств

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел

СЛАЙД Пустой слайд - «Виды обстоятельств»

Учитель:

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Учитель: подобные виды имеют и придаточные обстоятельственные.

Наша задача - выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

СЛАЙД ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

Учитель:

Прочитайте материал на стр.79.

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

2.Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

ПРИЁМ « Кластер».

СЛАЙД

Задание 2. Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). Стр.1 на рабочем лис

СЛАЙД ПРИЁМ Таблица «Знаю - хочу знать — узнал». Стр.2 на рабочем листе

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Первая колонка в ней уже заполнена.

Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

Исходя из темы урока, на какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (1. Какие придаточные называются обстоятельственными?)

СЛАЙД таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр

Графа «Узнал» (1. Какие придаточные называются обстоятельственными? )

Учитель:

На стр. 79 в учебнике мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных.

А чего нет в этой таблице, чтобы мы могли более точно определить виды придаточных обстоятельственных? (ВОПРОСОВ)

Рассмотрим таблицу.

Что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?

Ответ обучающихся:

Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

Применение теории на практике.

Проверим, сможете ли вы отличить придаточные обстоятельственные от других придаточных.

Слайд Стр.3 на рабочем листе

Задание 3 : прочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

· в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

· в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

· в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

  1. Совершим путешествие в прошлое и посмотрим, каким был Сочи в прошлом. (2-изъясн.)
  1. Все укрепления Черноморской береговой линии, когда началась Крымская война, были приведены в негодность, частично взорваны. (3-обст., врем.)
  1. Старожилы помнят, как служители чуть ли не до кипения подогревали минеральную воду в котле. (2 -изьясн.)
  1. Если бы не произошла Октябрьская революция 1917 года, не вырос бы здесь курорт.

(3-обст., прич.)

  1. Когда гитлеровцы оккупировали Северный Кавказ, раненые поступали в госпитали прямо с передовой - из-под Новороссийска, Геленджика, Туапсе. (3-обст., врем.)
  1. Зимние Олимпийские игры 2014 — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в российском городе Сочи . (1-опред.)
  1. К Олимпиаде 2014 года в Сочи строятся современные спортивные объекты, которые возводятся с применением передовых технологий строительства и защиты окружающей среды. (1-опред)

Слайд

Ключ: определит. изъяснит. обстоятельст.

6,7 1,3 2,4,5,

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова).

- Найдите предложения , соответствующие схемам 1,2,3. (1-1, 2-3, 3-2)

Практическое закрепление знаний.

Слайд

Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.

Стр.4 на рабочем листе

Задание 4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4.Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

5. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить . (А.Пушкин). (меры и степени)

Проверим, как вы справились с заданием. На слайде представлены правильные ответы.

Слайд Ответы

IV. Стадия рефлексии

Цели : выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Учитель:

Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения - это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Предлагаю вам подвести итог урока с помощью

Перед вами диаграмма. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Учитель:

Слайд таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр.4 на рабочем листе

-Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы «Знаю - хочу знать — узнал ». Что мы в неё запишем?

Графа «Узнал»

Обстоятельственные придаточные, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды.

Слово учителя

Вспомним этапы работы над темой урока:

1)Что вспомнили? Что узнали?

то, что известно СПП; узнали , какие виды придаточных называются обстоятельственными;

2)Что делали?

Сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

Закрепляли знания через применение их на практике.

Что было легко? - Что вам помогало в работе?

V . Домашнее задание.

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

Учитель:

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

14.12.2015г. Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

    продолжить знакомство со сложными предложениями

    учиться определять типы сложноподчиненных предложений, выяснять общее и различное между ними;

    выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;

    совершенствовать навык постановки знаков препинания.

Основные задачи:

    Обобщить изученное по теме «Сложное предложение»

    Проверить сформированность навыка постановки запятой в сложных предложениях.

    Формировать навык уместно и правильно употреблять их в речи.

    Формировать умение работы с тестами, заданиями разного уровня и характера (т.к. это способ проверки знаний, положенный в основу ВОУД и ЕНТ)

Оборудование: индивидуальные карты оценивания для учащихся, карточки для индивидуальной работы, флипчарты (таблица «Верные/неверные утверждения», распределительный диктант, закрепление нового материала).

Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.

Вступительное слово учителя о том, что продолжается работа над СПП, пополняя и углубляя знания учащихся. На уроке работа будет состоять из 3-х этапов (назвать) и системы оценивания (указать):

На рабочих листах, указали фамилию.

Урок начинаем с повторения. Приготовились. 10 утверждений, на которые необходимо дать либо утвердительный ответ, либо отрицательный.

Словосочетание-это связь двух слов по смыслу и грамматически

нет

Сад и огород-это словосочетание

Предложение является основной единицей общения

нет

Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, является простым предложением

нет

Союзы: или, либо, то-то- соединительные

Предложение «Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются»- ССП с противительным союзом.

нет

В предложении «Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали» значение последовательности.

Запятая в ССП не ставится, если есть общий член или вводное слово

Если придаточное предложение отвечает на вопросы косвенных падежей, то он изъяснительное

Чтобы определить вид придаточного, нужно задать вопрос от главного предложения к придаточному.

(флипчарт № 1)

Взаимопроверка (обмен листами, выставление первой оценки).

Исправление ошибок.

    На какие виды делятся сложные предложения? (ССП и СПП)

    Чем отличаются ССП от СПП?

    Какие виды СПП вам известны?

    Что собой представляют СПП с придаточными изъяснительными?

    Что собой представляют СПП с придаточными определительными?

Переходим к диктанту.

(флипчарт № 2)

Взаимопроверка (обмен листами, выставление второй оценки).

Исправление ошибок.

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом СПП.

    Как вы думаете, каким? (СПП с придаточным обстоятельственным)

Открыли учебники стр.126 § 14, взяли в руки карандаши, работаем над параграфом с карандашом в руке по стратегии «Чтение с пометами».

    Прочитайте теоретические сведения, отметьте знаком «+» информацию, которая была вам известна, знаком « \/ » новую для вас информацию, поставьте знак «?» над информацией, которая осталась для вас непонятной (время работы 1,5 минуты).

У кого возникли вопросы? Что непонятно?

Назовите, что оказалось известным для вас?

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства: как? где? куда? когда? и т.д.

Придаточное обстоятельственное будет присоединяться к главному с помощью союзов или союзных слов.

Что узнали нового?

Что придаточные обстоятельственные имеет те же значения, что и обстоятельства в простом предложении

Посмотрите таблицу на стр.127

Какие виды обстоятельств вы знаете?

А как мы различаем виды обстоятельств? Как отличить обстоятельство времени от обстоятельства причины, например?

А как мы будем различать виды придаточных обстоятельственных? (таким же образом, по вопросам и еще по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединены к главному предложению)

Давайте проверим!

Практическое задание - упражнение, даны предложения, расставьте недостающие знаки препинания, выделите главное и придаточное предложение, укажите вид придаточного предложения.

Используя таблицу стр.127 (попробуем указать вид обстоятельственного придаточного)

(флипчарт № 3)

1. Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трех девочек. (Паустовский) (СПП с пр.обстоят. времени)

2. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (Паустовский) (СПП с пр. обст. условия)

3. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (Паустовский) (СПП с пр. обст. цели)

4. Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (СПП с пр.обст. причины)

И последний этап нашего урока, на котором мы повторим материал, ранее изученный, тем самым готовя себя к ВОУД и ЕНТ, а также закрепим материал последних уроков по теме «Сложное предложение».

Работаем на время: 1 минута - 1 задание. Ознакомитесь с заданиями.

Вопросы есть? Кому что непонятно?

Распределите задания между собой. Приготовились. Начали!

Самопроверка! Получите ключи правильных ответов. Проверьте. (2 минуты) Можно помочь проверить друг другу.

Подвели итог работы по заданиям «Вертушка», проставили «+ -» в таблице.

Рефлексия.

Кто полностью справился с заданиями, не допустив ошибок? Хорошо.

Посмотрели на систему оценивания и подвели общий итог работы на уроке, поставьте себе оценку.

Кто поставил себе оценку «5»? Молодцы!

Поднимите руки, кто оценил себя на оценку «хорошо» и вставил себе «4»?

Какие ошибки допустили? (спросить об ошибках 2-3 человека)

У кого сегодня «тройки»? Какие ошибки допустили? (спросить 1-2 человека)

А двойки за урок есть?

Итак, подведем итоги.

Мы сегодня продолжили работу над темой….

Что нового узнали? (можно спросить 2-3 человек)

Что было трудным сегодня на уроке?

Качество нашего урока составило____%

Урок окончен. Спасибо.

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31 города Темиртау»

Разработка урока

по русскому языку для учащихся 9-го класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

высшего уровня квалификации

Беспятова Елена Леонидовна

В рамках городского семинара «Использование современных технологий как один из факторов обновления содержания образования»

Темиртау 2015г.

Самоанализ урока русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» в 9а классе КГУ «ОСШ № 31» учителя русского языка и литературы Беспятовой Е.Л.

Предмет: русский язык

Дата: 14.12.15

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

    Организация урока . И учитель, и учащиеся к уроку готовы, поставлены цели урока и сформулированы задачи согласно теме.

    Оснащенность урока . Урок достаточно оснащен: использовано интерактивное оборудование - доска (работа во флипчартах), у каждого учащегося раздаточный материал, учебники, справочники.

    Содержание урока, формы реализации . По типу урок комбинированный, по календарному плану – первый урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», за которым следует еще три урока. Материал урока доступный, понятный, изложен в соответствии с уровнем знаний учащихся, связанный с материалом предыдущем и последующим. Структура урока, выбранные формы работы и приемы соответствуют целям урока. На уроке использованы две стратегии философии критического мышления через чтения и письмо: «Верные/неверные утверждения» в начале урока и «Чтение с пометами» на этапе знакомства с новым материалом. Прием «Верные/неверные утверждения» дает возможность учащимся выбрать утверждение, полагаясь на свой опыт, свои знаний, свою логику. Стратегия «Чтение с пометами» учить учащихся работать с текстом, вдумчиво читать, умению ранжировать информацию по степени новизны и значимости, выделяя по пунктам (знаю, новое, вопрос) основные мысли. При этом формируются навыки самостоятельной работы.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самым распространенным является таблица, которую я использовала для проведения распределительного диктанта, чтобы проверить уровень усвоения ранее изученных тем, связанных с изучением сложного предложения.

На этапе закрепления нового материала, было предложено небольшое упражнение, цель которого показать различие СПП с придаточным обстоятельственным от СПП с другими видами придаточных.

В заключение урока использован прием «Вертушка», цель которого не только повторить и закрепить новое и ранее изученное по теме «Сложное предложение», но и повторить ранее изученные орфограммы и другие темы для подготовки учащихся к ВОУД и в последующем к ЕНТ. «Вертушка» этого урока содержала материал по темам: «Правописание пре-при-», «Способы связи слов в словосочетаниях», два тестовых задания, связанных с изучением СПП.

    Выбранные мною методы работы считаю эффективными, т.к. они позволяют сразу выявить на уроке пробелы в знаниях, усвоил/не усвоил материал ученик.

    Деятельность учащихся . На данном уроке степень активности средняя, видимо, влияние оказали следующие факторы: присутствие гостей, сложность выбранной темы. Дети показали свои умения и навыки работы с интерактивной доской, навыки работы в предложенных формах работы.

    Если говорить об эффективности и вариативности форм контроля на уроке, то он был разный: взаимоконтроль на первых двух этапах, самоконтроль – на последнем, самооценка в конце урока.

    Атмосфера рабочая, жесткий регламент времени, намеченный план урока выполнен, цель урока достигнута.

14.12.15. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

1) «Верные/неверные утверждения» (да/нет) Итог:

2) Распределительный диктант

1. Он понял, что ответить надо.

2. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облагала небо.

3. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.

4. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

5. Недаром говорится, что дело мастера боится.

6. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

Упражнение : расставьте знаки препинания, определив главное и придаточное предложения; укажите вид придаточного предложения.

    Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу то увидел далеко впереди трех девочек.

    Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком.

    Все молчали чтобы расслышать шорох цветов.

    Я не удивился его поступку потому что знал его характер.

    Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.

3) «Вертушка»

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Подведение итогов:

Фамилия, имя ученика___________________________________ Оценка за урок