Креативное мышление: основы. Творческое мышление

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).

Употребляя слово "креатив" мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. Наряду с понятием "креативный" также часто употребляется понятие "нестандартный", то есть их можно назвать синонимами. Однако в этой главе рассматривается только понятие "креатив".

Понятие креатив используется в основном российскими рекламщиками, под котором подразумевается идея, в широком смысле этого слова. Креативом, может называться как идея самого рекламного сообщения, так и его подачи. Как правило, креатив, креативная идея, креативная реклама должна содержать оригинальное творческое решение подачи информации нужной аудитории.

Поскольку, количество рекламы с каждым годом увеличивается и роль бренда играет всё большую роль при выборе товара потребителем, рекламодателю необходимо не только увеличивать количество рекламы но и уделять внимание её качеству. В связи с этим, креатив в рекламе не только выделился в отдельную статью бюджета рекламной кампании, но и стал одним из определяющих факторов при выборе рекламного агентства. Так же, стоит отметить появление на рынке креативных агентств, основной услугой которых и является разработка самой рекламной идеи. Принимая во внимание вышесказанное, можно сказать что креатив - это творческая составляющая в разработке рекламной кампании, качество которой оказывает всё большее влияние на эффективность всей рекламной кампании.

Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Существует теория двух мышлений.

1. Конвергентное мышление, которое измерялось тестом IQ, и в этом типе мышления нет креативных задач.

2. Вергентное мышление. Здесь ставятся другие задачи, которые имеют множество решений. У этих задач другая технология решения, и с ними мы сталкиваемся чаще.

9. Творческая деятельность требует также и большой работы. Важное значение имеют такие личностные качества, как любознательность и упорство.

Энциклопедический словарь дает такое определение креативности - (с латин.) созидание сотворение. Творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Еще одно определение креативности -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу -- это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике -- Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

Вербальную креативность;

Образную креативность;

Отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Исследователи выделяют следующие критерии креативности:

Беглость -- количество идей, возникающих в единицу времени;

Оригинальность -- способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

Восприимчивость -- чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

Метафоричность -- готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном -- простое.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (Richard Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека.

Тренер-консультант WIlson Learning Россия Руслан Нуреев убежден в том, что креативность присуща всем индивидам изначально.

Современные исследования нашли ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с креативностью. Как оказалось, привычное разделение людей на креативных и не очень - неверно. Наше мышление по своей природе креативно, и каждый из нас способен генерировать новые идеи. К сожалению, не все это знали, и многие после нескольких неудачных попыток решить какую-либо задачу нестандартным способом составляют о себе стереотипное мнение и всю дальнейшую жизнь ограничивают себя рамками традиционного мышления. Поэтому людей можно, скорее, делить по признаку своей веры в креативность.

Исследователи утверждают, что природа креативности неодинакова. Различают четрые типа креативного мышления:

1. Предвидение. Создается видение того, что мы уже достигли поставленной цели. И уже с этого ракурса рассматриваются возможные способы ее достижения. Проблемы решаются по мери их поступления.

2. Модификация. Анализируется и классифицируется имеющаяся информация, опыт предшественников. План достижения цели максимально продуман, неожиданностям места нет.

3. Экспериментирование. Рассматриваются все варианты по достижению цели, а так же их комбинации. И воплощаются в жизнь одна из этих комбинаций, которую находят самой интересной.

4. Исследование. Рассматриваются варианты, которые возможны не достигая поставленной цели. Возможно, есть другие выходы из данной ситуации. То есть ставиться под сомнение необходимость достижения самой цели.

Четыре типа креативного мышления подкреплены алгоритмами мышления, которые мы оттачиваем в течение всей жизни. Исследования показывают, что большинство людей обычно активно и интенсивно использует только один тип мышления, в редких случаях - два типа. Мы становимся очень искусными в одном направлении, а некоторые решения остаются вне нашего понимания.

Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к "ухудшению" потенциально плодотворных мыслей, а с другой - к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода).

Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

Чтобы выдать "на-гора" как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Тереза М. Амбайл утверждает, что креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов:

Компетентность;

Мотивация;

Умение творчески мыслить.

Компетентность - это сумма знаний (общих, специальных, технических, методических), которыми обладает человек.

Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы.

Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Данный компонент, называется внутренней мотивацией.

Понятие компетентности охватывает все знания и умения, которыми обладает человек в своей сфере деятельности.

Креативное мышление характеризует подход к решению проблемы или талант составлять новые комбинации из имеющихся идей. Эта способность зависит во многом от личных качеств, но в то же время на нее оказывает влияние образ мыслей.

Компетенция и творческое мышление - стратегическое сырье индивидуума - естественные ресурсы, от третьего фактора - мотив - зависит то, как человек использует этот ресурс.

Мотивация, как было сказано выше, бывает внешняя и внутренняя. Внешняя стимулирует человека извне, классическая комбинация кнута и пряника. Самый распространенный способ внешнего стимулирования - деньги. Деньги не мешают порявлениям креативности, но зачастую и не помогают. Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежать основе внутренней мотивации.

Тереза М. Амбайл вывела принцип внутренней мотивации:

Люди работают наиболее творчески, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешнее воздействия.

Понятие "креативность" иногда подменяется понятием "инновация". Для разграничения этих понятий дадим определение инновации. Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Чтобы отличать инновации от других понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.

Уже никого не удивляют такие понятия, как «креативность мышления», «креативный работник», «креативные вещи». Но многие до сих пор думают, что креативность, это умение рисовать необычные картинки, сочинять музыку, писать стихи и т.д. Вообще она обросла мифами, которые нередко довольно далеки от действительности. На самом же деле, разобравшись с тем, что такое креативное мышление, можно с большой пользой применять его в бизнесе, причем как развивая в себе, так и раскрывая потенциал своего коллектива.

Мы часто мыслим стандартно, вернее даже многое делаем стандартно, не задумываясь о том, почему поступаем подобным образом. Помню в детстве, в Киргизии, я спросила у мамы, почему наши новые соседи делают на огороде грядки, похожие на могилки:). Мама сказала, что они приехали из Белоруссии, где болотистые почвы и много дождей, поэтому по привычке делают высокие грядки. Эти люди (кстати, имеющие высшее образование), даже не задумались, что в жаркой и засушливой республике на глинистой почве их работа только навредит растениям.

Они даже не поинтересовались, почему все вокруг делают низкие грядки и роют между ними арыки. Думаю, каждый может привести немало подобных примеров, в том числе и собственных ошибок, совершенных только потому, что основывались на собственно опыте, не думая о других вариантах.

Согласно википедии, креативность - творческие способности, которые характеризуются готовностью индивида к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

В общем, креативное мышление, это умение творчески подходить к решению любой проблемы. Да, любой — от общения с клиентами и ремонта офиса, до способа избавиться от старых вещей и написать резюме. Один из распространенных мифов о креативности – то, что ей можно научиться. На самом деле психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. Это значит, что если вы убедите своих работников в том, что они умеют смотреть на решение проблем нестандартно, так и будет.

Оригинальная раскраска пасхальных яиц

И наоборот, если людей тормозить, обвинять в глупости и фантазерстве, то можно быть уверенным, что самые творческие личности быстро уволятся, а все остальные будут действовать по принципу — «не высовывайся».

В конце концов, такой путь может завести в тупик, тогда как западные психологи советуют сейчас, в пору экономического кризиса, стремиться к максимальному раскрытию креативности мышления работников. Это позволяет найти самые короткие пути решения проблем и новые ниши в бизнесе при минимальном количестве сотрудников.

Для чего нужно креативное мышление в бизнесе?

Понятие креативность включает не только творчество, но и умение решать задачи нестандартными способами. Хотя порой, наоборот, сложнее найти хорошее стандартное решение. В общем получается, что это, кроме всего прочего, умение думать, причем думать быстро и результативно.

Оригинальная упаковка для энергетического напитка

Значит, нужны следующие способности:

  • Запас знаний (Учиться, учиться и учиться. В.И.Ленин:)),
  • Хорошая память
  • Прозрачное мышление
  • Аналитические способности
  • Развитая интуиция
  • Практичность

Кстати, практичность, это обязательное условие креативного человека, потому, что маниловщиной, генерацией нереальных прожектов могут заниматься очень многие, но лично я считаю, что это скорее антикреативность, ведь она не только, не помогает в реальной работе, но и уводит от решения реальных проблем.

Как развивать эти способности? Для этого уже есть немало литературы, практикумов и курсов и что-то из этого неплохо бы пройти или почитать, но самое главное не закрываться от нового, необычного, нестандартного. Ведь большинство из нас отворачиваются от многих решений только потому, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Но в тоже время, читая об успешных людях и реализованных бизнес идеях, которые принесли своим хозяевам миллионы, часто видишь, что эти идеи лежали практически на поверхности, но считались смешными, глупыми или .

Оригинальные аквариумы для необычных интерьеров

Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:

В общем, стандартное мышление в современном мире, это прямой путь к неудачам и ошибкам в бизнесе и лучшее лекарство от него — креативность.




P.S. Советую почитать:

Похожие темы

    ДольчеГабана в 13:53
    http://v-gostyah-u-elki.com/ru/freeslotplay/88/Seasons_vremena

    Пабло Пикассо, вошедший в историю искусства еще в раннем возрасте, свои самые дорогие картины написал между 26 и 30 годами. Вот что художник говорил о своем креативном таланте «

    Ответить

    Сергей в 17:36

    А жаль что тема подзавяла!

    Мыслителей можно разделить на тех,кто мыслит,сам,и тех кто использует чужие мысли. Вторые- это правило,первые исключение.

    Первые- это оригинальные мыслители и великие люди в самом достойном смысле этого слова. Не-ее это не я,это Артур Шопенгауэр.

    А развивать его это самое мышление надо! Тем более у нас в России. Вот как пример хочу знатокам загадать загадку сам придумал!

    И заработаю кучу денег и известность!!!

    Не птица, а летает,

    Не змея,а ядовитая,

    Ничего не потеряла,а всегда ищет,

    А как найдет,так сразу в дом несёт.

    А отгадка? А вот. Не змей горыныч,а глаз пять!

    От дети её любят аж глазёнки горят.

    Ащ- же интересно кто как его развивает без умных тренингов,они интересные иногда,но чём-то напоминают...

    Ответить

    • Ирина в 08:55
      http://сайт/

      Мдя, завидую креативным людям и еще больше — умеющим мыслить. У нас сейчас часто путают умных и образованных людей. К сожалению первые встречаются куда реже.

      Ответить

    Наталья в 07:58
    http://www.planerka.info/

    человек всегда стремится к развитию, саморазвитию, тут без креативности никак)

    Ответить

    Иван в 05:16

    Креативно мыслящие люди это спасательный круг современного мира. Все устали от скучного однообразия вокруг. Новые, нестандартные идеи это как глоток воздуха, как в бизнесе так и в обычной повседневной жизни домохозяйки.

    Ответить

    Eve Sef в 12:11

    Креативные люди — двигатель человечества. Именно они приносят в нашу жизнь что-то новое, вырываются за рамки того, что считалось единственно возможным

    Ответить

    Neformal75 в 15:47

    Часто в работе креатив жизненно необходим. Особенно это касается начинающих предпринимателей, их нового бизнеса. Новизна всегда привлекает, и тогда ваша работа, ваш товар будет особенно востребованным. К сожалению, некоторые руководители старой формации не понимают плюсов креатива и на корню зарубают инициативность подчинённых. Учитесь убеждать. Я работаю в сфере образования. Чего мне стоит всякий раз убедить начальство, что изменение технического подхода к образованию (т.е. использование компьютерных технологий, сети, цифрового телевидения и т.п.) привлечёт внимание студентов и позволит быстрее и эффективнее справиться с поставленными задачами, пойти более широким шагом. Уф-ф, нелегко бывает.

    Ответить

    сережка в 21:32

    Есть такое понятие как мозговой штурм это один из способов как начать креативно мыслить и действовать. Это очень хороший прием на самом деле, я бы сравнил его со слабительным для выхода креатива из зашоренной головы.

    самым гениальным креатив-мэном сегодняшнего дня я считаю Виктора Пелевина, если кто не читал его, советую.

    Ответить

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

Компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

Творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

Мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.