Кто такие вандалы в истории. Племя вандалов – кратко

На протяжении истории человечества существовало огромное множество племен. Одни из них не оставили особого следа, прошли со своей культурой и памятными событиями незаметно и канули в лету. Другие же запомнились на века благодаря тому, что возвели огромные сооружения, оставили новому поколению научные открытия или же, как в случае с вандалами, разрушения и смерть.

Племя вандалов

Вандалы - это племя, существовавшее в эпоху великого переселения народов. Именно от их названия пошло слово «вандализм», иначе говоря, болезненная страсть к разрушениям, не имеющим никакого смысла. История вандалов началась в Висле и Одере, это было их самым первым местом обитания. Разные местности разделили народ на две части - силингов и асдингов.

Связь со славянами

В эпоху Средневековья вандалов причисляли к славянам. Бытует это мнение и до сих пор в кругу многих историков. Впервые об этом написал немецкий исследователь по имени Адам Бременский в 1075 году. По его мнению, Славия считалась большой частью Германии, которую населяют винулы. Некогда эти самые винулы именовались вандалами. Писатель Гельмольд считал, что славяне в древности назывались вандалами, а позже винулами и винитами.

В 1253 году монах Фламандский Рубрик писал, что вандалы - это народ, говорящий на тех же языках, что и русины, поляки, богемы (современные чехи). Многие другие деятели неоднократно подтверждали, что у этих племен были русские обычаи, язык и религия.

Отменные воины

Взглянув на фото вандалов (из исторических хроник до наших времен дошли, конечно же, только рисунки), можно сразу понять, что военные действия занимали большую часть их жизни. Их знали как отличных солдат, военачальники Рима с особой охотой принимали их в ряды своих легионеров. Вандал по имени Стилихон, живший в 365-408 годах, прославился благодаря тому, что стал опекуном малолетнего императора Гонория, а также одним из самых последних величественных полководцев Римской империи. Стилихон вместе с другими вандалами смог отразить нашествие везеготов и разбить франков.

В 406 году вандалы и вовсе пошли в свое личное наступление, уже не в рядах римских легионеров. Повел их король Гунтерих. Они завоевали Испанию. В 429 году они покинули ее, чтобы направиться к Северной Африке. В течение десяти лет огромная армия вандалов, изначально состоящая из 80 000 солдат, захватила все побережье от Карфагена до Гибралтара.

Возведя могущественный флот, они захватили с его помощью Сицилию, Сардинию и Корсику. В июне 455 года они со своим могущественным войском высадились в Италии и осадили Рим. Римляне даже не оказали сопротивления. Поддавшись панике, они забили камнями императора Максима Петрония и выбросили его труп в Тибр. Лишь один только папа Лев Первый вышел навстречу грозным завоевателям, но и он не смог их убедить. Ровно четырнадцать дней дал Гейзерих своим войнам на то, чтобы они разграбили вечный город. Вандалы тащили все, что могли унести: из домов, золото из дворцов, иконы и подсвечники из храмов. Даже крышу сняли с храма Юпитера Капитолийского. Забрали вандалы с собой и римлян, тысячами они увели их в Африку, чтобы сделать там рабами. На несколько столетий Рим опустел и замер.

В 477 году Гейзерих умер, а все его наследники умерли бездельниками в роскоши. После того как Средиземноморье было разграблено, а все богатства скоплены в Карфагене, вандалы занимались одними лишь пьянками. Среди наложниц, рабынь, танцоров и музыкантов они быстро потеряли свою силу и мужественность. В 533 году флот Византии напал на них, также же неожиданно, как они в свое время на Рим. Государство вандалов исчезло, и потому славяне так и не обжили Африку.

Ошибка, ставшая роковой для германцев

Теория о том, что вандалы имеют много общего со не оставляет сомнений. Это доказывает множество фактов. Но в свое время их ошибочно причислили к германцам, и это существенно изменило направление истории этого племени. О том, что вандалы - это германцы, историки судили вот по чему. После сражений Наполеона Бонапарта аристократия вместе с династией Бурбонов вернулась в старую добрую Францию. Но дома их ожидали лишь разоренные дворцы. Тогда-то и назвали они это действие вандализмом.

Французы посчитали, что народ, совершивший набеги, - это немцы. Из-за этого и появилась вражда галлов и опасного, агрессивного и жестокого, как они ошибочно решили. Историки того времени были поголовно французами, поэтому теория о том, что вандалы - это германцы, быстро вошла в массы.

И все же славяне

Так бы и считал весь мир вандалов германцами, не будь византийских историков. Они опирались не на собственные ничем не подкрепленные теории, а исключительно на факты. Язык вандалов действительно был очень схож со славянскими. К тому же только славян никогда не волновала защита от вандалов.

Родство на этническом и языковом уровне доказывают и средневековые русские исторические труды, и славянский фольклор. Подтверждением этого факта можно назвать и легенду о старейшине по имени Словен и сыне его, именуемом Вандалом.

группа племен вост. германцев (осн. - силинги и асдинги). Первонач. обитали на Сканд. п-ове. На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. переселились на юж. побережье Балтийского м. В 1 - 3 вв. н.э. занимали р-он Ср. и Верх. Одера и далее на Ю. вплоть до Дуная. Вступали во врем. союзы с др. герм. племенами, во 2 в. участв. в Маркоманнской войне с Римом. В 270 вместе с сарматами вторглись на терр. рим. Паннонии. Потерпев пораж., заключ. мирный договор с империей, по к-рому обязыв. поставлять конницу для рим. вспомогат. войск. В 335 были поселены имп. Константином в Паннонии в кач-ве федератов. К этому времени у В. уже далеко зашел процесс разложения родоплем. отношений, выделилась зажиточ. родовая знать. Однако гос. организация только начиналась формироваться: функции короля не выходили за рамки воен. предводит. В 4 в. объед. с аланами. В нач. 5 в. В. и аланы под напором наступавших с Востока готов двинулись на З., прошли через Галлию и в 409 расселились в Испании. К 405 вестготы оттеснили их на Ю. Пиренейского п-ова. Захвач. в Галлии и в Испании военнопл. В. превращали в рабов. Значит. ускорился процесс образования у В. классов и госуд. Укрепилась королев. власть, особенно при короле Гейзерихе (428 - 477); он признал арианство офиц. религией. В 429 В. переправились через Гибралтар и, воспользов. ослабл. власти рим. империи в этом р-не, захватили значит. часть рим. Африки (ее центр - Карфаген был захвачен в 439). В 442 между В. и Рим. империей был заключен мирный договор, по к-рому к В. отходили: Проконсульская провинция, Бизацена и Вост. Нумидия (терр. совр. Туниса и Вост. Алжира). В 455 Гейзерих захватил остальную часть Нумидии, Мавретанию и Триполитанию. Королевство В. в Сев. Африке к сер. 5 в. превратилось в сильнейшее госуд. Средиземноморья. В. захватили Сицилию, в 455 разграбили Рим (отсюда выражение «вандализм»), в 468 разгромили большой флот, направл. против них Вост. Рим. империей. В 476 рим. имп. Зенон офиц. признал за Гейзерихом права на Африку, Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские о-ва. Король Хунирик (477 - 484) запретил ортодоксал. вероисповед. Однако по мере развития зем. аристократии В. происходит ее сближение с рим. знатью. При королях Гунтамунде (484 - 496) и Тразамунде (496 - 523) проводится политика религ. веротерпимости, мн. рим. аристократам были возвращены ранее конфисков. владения. Одноврем. росли противоречия между обогативш. знатью и рядовыми воинами, что привело в кон. 5 - нач. 6 вв. к значит. ослабл. вандальск. королевства. Берберские племена захватили у В. Мавретанию, Нумидию, часть Бизацены и Триполитании. Король Хильдерик (523 - 530) вел политику подчин. вандальск. королевства Византии, что вызвало сопротивл. войска, к-рое свергло Хильдерика и провозгл. королем Гелимера (530 - 534). В 533 - 534 королевство В. было разгромл. визант. военач. Велизарием. В 30 - 40-е гг. 6 в. В. принимали участие в восстаниях против визант. завоеват. (восстание Стотзы). Часть В. была продана в рабство, остальные раст-вор. в местном населении.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Wentil ) (cохранились в древнегерманском эпосе как составная часть названия «море вендалов»), примыкающий к восточно-германской (готской, вандальской) группе и упоминаемый впервые у Плиния (I в. по Р. X.). В древнейшем научно установленном месте жительства их - по обоим берегам среднего течения Одера, куда они пришли, вероятно, с берегов Балтийского моря, - они распадались на две резко различавшиеся части, асдингов и силингов, слившихся в одно политическое целое лишь в Испании , в начале V века. Воспоминание о силингах сохранилось в названии Силезии , представляющем славянскую переделку этого имени. Горная цепь, отделяющая Богемию от Силезии, носит во II в. по Р. Хр. название "Вандальских гор". Выселение вандалов с берегов Одера на юг началось во второй половине II века. Они принимают участие в маркоманской войне, и в 174 г. император Марк Аврелий отводит асдингам земли в Дакии . В этом движении участвовали, вероятно, и силинги, хотя прямых указаний на последних мы не имеем. В Дакии вандалы оставались до тридцатых годов IV века; за все это время мир с римлянами был прерван, насколько известно, только один раз, в 271 году, при Аврелиане. При заключении мира во главе вандалов находим двух королей, из которых один, вероятно, асдинг, другой - силинг. Из Дакии вандалы были вытеснены готами, которые, под предводительством короля Гебериха (331-337), нанесли им сильное поражение, причем пал король асдингов Визимар. Вандалы обратились за помощью к императору Константину, который перевел весь народ на правый берег Дуная, в Паннонию . За это они должны были поставлять империи вспомогательные войска (вандалы славились своею конницею). Но и в Паннонии они оставались недолго. В самом начале V века, теснимые, вероятно, гуннами, они, под предводительством Годегизеля (ванд. G ô dagisl), вероятно, короля асдингов, направляются всем народом вверх по Дунаю к Рейну, в Галлию . К ним по дороге присоединилась часть свевов (т. е. маркоманов, живших в нын. Богемии) и часть алан (тюркского племени); те и другие сохраняли пока политическую независимость. Король Годегизель пал уже в 406 г., в борьбе с франками на Рейне, после чего соединенные полчища вандалов, свевов и алан, опустошив Галлию, перешли через Пиренеи в цветущую Испанию, которую разделили между собой по жребию. Асдинги (с королем Гунтарихом - ванд. Gunthar î x - во главе), вместе с свевами, получили северо-западную часть полуострова (Галлецию), аланы поселились в средней и юго-западной полосе (Лузитании), наконец, силинги (с королем Фриубальдом, ванд. Fridubalth) получили южную часть (Бетику). Память о пребывании их здесь сохранилась в названии "Андалузия". Римское правительство было принуждено признать это положение дел официально, но втайне изыскивало средства отделаться от непрошеных гостей; в 416 г. оно призвало на помощь против вандалов вестготского короля Валью который действительно победил силингов и, взяв в плен их короля, отослал его к императору. Лишенные вождя и ослабленные непосильной борьбой, силинги отказались от политической независимости и добровольно подчинились королю асдингов. Точно так же поступили в 418 г. аланы, король которых тоже пал в борьбе с готами. Власть короля асдингов, носящего с этого времени титул короля вандалов и алан, сильно возросла вследствие этих событий. Тем не менее, вандалы недолго оставались в Испании: в 427 г. римский наместник в Африке , Бонифаций, восставший против правительства, пригласил вандалов в Африку, одну из самых цветущих провинций Римской империи, обещая уступить им часть ее. Вандалы приняли это предложение, и в мае 429 г. король Гензерих (вернее - Гейзарих, ванд. Geisar î x), брат и преемник Гунтариха, павшего в 427 г., со всем своим народом (пο одним данным - 50000, по другим - 80000 душ) переправился через Гибралтарский пролив . Бонифаций, успевший тем временем примириться с императрицей Плацидией , матерью Валентиниана III, хотел склонить его к возвращению; но было уже поздно. Почтя не встречая серьезного сопротивления, Гейзарих быстро занял большую часть римских владений; его завоевания были официально признаны за ним договором, заключенным с Римом в 434 г. В 442 г. Валентиниан уступил ему и Kapфаген, город, занятый вандалами, впрочем, уже тремя годами раньше: сюда была перенесена теперь резиденция королей. В 450 г. Гейзарих, пользуясь смутами, возникшими в Риме, занял и разграбил этот город, причем пострадали главным образом католические церкви, сокровища которых все были увезены вандалами. Этому событию вандалы обязаны тем, что имя их стало нарицательным для обозначения диких, ничего не щадящих грабителей (см. Вандализм). Между пленниками, увезенными Гейзарихом в Африку, находилась и императрица Евдокия, вдова Валентиниана, с двумя дочерьми: одну из последних, Евдокию, король впоследствии выдал замуж за своего сына Гунариха (ванд. H û narix). Вслед за тем Гейзарих занял и те области в Африке, которые еще оставались во власти римлян. После многочисленных войн и хищнических набегов на все провинции империи, прилегавшие к Средиземному морю, Гейзарих умер в 477 г. Его преемником был его старший сын Гунарих (477-484), царствование которого ознаменовано, с одной стороны, падением военного могущества вандалов, с другой - жестоким преследованием католиков (вандалы были приверженцами арианизма) и членов царской династии, казавшихся королю опасными. После него царствовал его племянник Гунтамунд (ванд. Gunthamund, 484-496), затем брат последнего Тразамунд (ванд. Thrasamund, 496-523), вернувший царству вандалов на время прежний блеск и славу. Его поддерживал остготский король Теодорих Великий , на сестре которого, Амалафриде, он был женат. По смерти его престол занял слабохарактерный Гильдерих (ванд. Hildir î x, 526-530); он покровительствовал католикам и, в противоположность своим предшественникам, искал союза с Византией . Его двоюродный племянник Гелимер (ванд. Geilam î r), воспользовавшись неудовольствием национальной партии, сверг его с престола, чем дал императору Юстиниану повод вмешаться в дела Вандальского королевства. Гедимер был последним королем вандалов (530-534). В июне 533 г. в Африку явился полководец Юстиниана, Велизарий , и уже в мае 534 г. он мог вернуться в Византию, разрушив царство вандалов и взяв в плен царя Гелимера. Остатки вандалов, не истребленные византийским оружием, бесследно исчезли среди туземного населения Северной Африки. Такое быстрое падение и бесследное исчезновение Вандальского государства - Велизарий почти не встретил мужественного отпора - было бы, конечно, невозможно, если б ему не предшествовало полное физическое и нравственное истощение всего народа. Отрезанные от общения с родственными племенами, овладев богатейшею провинцией, в которой сохранялась во всей силе традиции изысканной и роскошной жизни Рима цветущих времен империи, вандалы всецело предались удовольствиям и наслаждениям, которые допускало их господствующее положение в стране. В изнеженности и роскоши они, не зная меры, превзошли в скором времени своих учителей, богатых африканских провинциалов. Уже король Гейзарих рядом строгих эдиктов старался остановить это увлечение, грозившее навсегда погубить силу его народа, но тщетно. Византийский историк Прокопий, провожавший Велизария в его походе и составивший подробное описание войны его против вандалов, живо рисует нам нравственный упадок этого народа, некогда сильного и наводившего страх и ужас на своих врагов ("О Вандальской войне", кн. II, глава 6). Один только царственный род асдингов, в лице Гелимера и ближайших его сподвижников, являет пример геройской храбрости, народ же весь погружен в роскошь и разврат. Само собой разумеется, что рядом с этим шла сильная романизация вандалов, несмотря на религиозный антагонизм между варварами-

Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.

Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке один из деятелей Великой Французской революции – аббат Анри Грегуар. В своем докладе перед Генеральными штатами он введет термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.

Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина. Разграбление города Гейзерихом, напротив отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учиненного готским вождем Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих, в ответ на бескровную сдачу города, не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам. Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.

Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее жена покойного императора Валентиана III – Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору – сенатору Петронию Максиму, убившему ее мужа и совершившему переворот.

Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь «подлил» Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за ее бесчестье и позор. Выбор пал на короля вандалов Гейзериха – на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия. Другие его могущественные современники – Аттила и Теодорих уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.

Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать ее защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».

Своей цели она отчасти добилась – узурпатор Максим был убит своими же рабами еще до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.