Кто такой коуч? Коучинг что это. Задачи и суть коучинга

По области применения различаются карьерный коучинг , бизнес-коучинг , коучинг личной эффективности , лайф-коучинг . Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование , включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг , корпоративный (групповой) коучинг .

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Джон Уитмор (англ. John Whitmore ) - Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

Коуч (англ. Coach ) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. - М .: «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. - М .: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - С. 176. - ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". - М .: «Дело и сервис», 2010. - С. 448. - ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. - М .: Альпина Паблишер, 2009. - С. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches" Coach. - М .: Добрая Книга, 2008. - С. 288. -

Кто из нас не хотел бы добиться успехов в жизни и на работе. Об этом мечтают все. В мире нет ничего невозможного, но, тем не менее, не каждому удается это сделать. Психологи доказали, что каждый человек знает ответы на все свои вопросы, но понимаем мы это лишь на подсознательном уровне. Коучинг – инструмент, с помощью которого можно раскрыть человеческий потенциал, развить способности и таланты людей в любой жизненной сфере. Томас Леонард заметил, что людям, которые уже имеют успех и позитивное мышление, нужно лишь помочь определить, чего именно они хотят от жизни в данный момент. Термин «коуч» Леонард заимствовал из спорта. Коуч – это профессионал, который задает правильные вопросы человеку, помогая ему самому определить свои жизненные цели и найти лучшие способы их достижения. Коучинг возник в 80-е годы 20 века, а уже в 2002 году был объявлен полноценной профессией. Этот вид психологического консультирования помогает справиться с неуверенностью и внутренними опасениями, которые присущи многим из нас.

Методы коучинга

Все методы коучинга отличаются высокой эффективностью и позволяют людям еще быстрее двигаться к своим целям.

  • Наставничество – один из популярных методов коучинга. Наставник (коуч) задает слушателю (клиенту) правильно сформулированные вопросы, тем самым направляя его к самостоятельному решению задач.
  • Не менее эффективным является метод тренинга. Как правило, такие тренинги проходят в форме тет-а-тет. Коуч и клиент в ходе тренингов обмениваются знаниями и навыками, что приводит к положительному результату.
  • В отличие от тренинга, метод консалтинга не просто учит слушателя и подталкивает его к поиску решений. В консалтинге коучем выступает серьезный специалист, который предлагает слушателю готовые схемы действий и конкретные пути решений.
  • Одним из наиболее распространенных методов коучинга является метод процессинга. В ходе него наставник демонстрирует определенную схему действий в виде процесса. Зачастую во время процессинга применяют такой прием, как мозговой штурм.

Больших успехов в исследовании человеческой психики и функционировании мозга добился Милтон Эриксон. Он является разработчиком нескольких методик гипнотерапии, автором 140 работ в области психотерапии. Эриксоновский способ на сегодняшний день является одним из наиболее известных. В его основе лежат 3 базовых принципа:

  1. у человека есть необходимые ресурсы для того, чтобы решить все свои вопросы;
  2. любой человек в силах поменяться - поменять свой бизнес, поменять свое отношение к людям - и увидеть результат;
  3. трансформация возможна.

Технологии Эриксона эффективны и в то же время просты, поэтому каждый может опробовать их на себе. Многие руководители благодаря эриксоновскому коучингу значительно повысили свою эффективность и стали лидерами в своей области.

Техники коучинга

Каждый коуч использует в своей работе определенные техники коучинга. Например, техника «Колесо жизни», содержащая 8 составляющих частей (карьера, деньги, здоровье, семья, друзья, личностное развитие, отдых, физическое окружение), используется с целью фокусировки темы и расстановки приоритетов. Техника «Матрешка» является вспомогательной, но она также способствует фокусировке и раскрытию. Многие коучи из живого рассказа клиента постоянно создают и моделируют уникальные приемы и упражнения, которые они используют «здесь и сейчас». Сколько существует коучей, столько есть и моделей коучинга. Только изучая различные модели коучинга, Вы получите ответы на все вопросы, которые возникают в процессе коуч-сессии. Разнообразие моделей объясняется и тем, что коучинг объединяет множество областей знаний. Однако большинство моделей имеют следующие сходства:

  • во время коуч-сессии устанавливается конфиденциальная связь между коучем и клиентом;
  • совместная формулировка целей клиента;
  • анализ опроса клиента и его обучение динамичному отношению к поставленной цели.

На основании знания и понимания общих подходов каждой модели, коуч создает свой индивидуальный подход к клиенту. Создание новой модели коучинга путем поиска и обобщения лучших практик других моделей является лучшим подходом.

Темы коучинга

Каждую встречу коуча с клиентом сопровождают самые разнообразные темы коучинга, которые затрагивает сам человек. Однако все они способствуют достижению главной цели, которая определяется в начале совместной работы. В результате плодотворного общения с коучем у клиента есть возможность углубить свои знания, повысить КПД и улучшить качество жизни.

В настоящее время выделяют 2 основных направления в коучинге:

  1. бизнес-коучинг
  2. лайф-коучинг

Бизнес-коучинг представляет собой работу над достижением профессиональных и личных целей клиента в его организации и бизнесе. Целью является карьерный рост и улучшение показателей бизнеса.

Лайф-коучинг рассматривает вопросы личной жизни и достижения жизненных целей. Лайф-коучинг дает возможность понять, что происходит в жизни, семье, карьере и бизнесе; укрепляет веру в себя, в свои способности и свой успех. Хороших успехов достигает тот, кто хочет сделать свою жизнь ярче.

В последнее время коучинг становится популярным стилем управления во многих фирмах. Руководителю достаточно задать несколько правильных вопросов вместо инструктажа, и сотрудник не просто выполнит поручение, а сам предложит лучшие пути решения поставленных задач. Таким образом, это способствует росту производительности труда за счет активизации рабочего потенциала.

Коучинг – долгосрочный процесс. Прежде всего, он нужен тем, кто реально хочет изменить свою жизнь. Коучинг будет полезен и для тех, кто хочет выйти на более качественный уровень достижений на работе и дома. Как стиль жизни, коучинг идеально подходит тем, у кого есть цель и желание ее достичь.

    Профессор философии Мэрилин Аткинсон является главным автором трилогии Наука и Искусство Коучинга. Она изобрела и разработала многие из понятий, процессов и процедур, с которыми вы встретитесь в книгах. Является признанным во всем мире коучем и разработчиком, консультантом для многих организаций, основным тренером нейролингвистического программирования (НЛП) и психологом. Большая часть карьеры Мэрилин прошла в работе с людьми и организациями, которым требовалась поддержка и консультирование в проектировании и обучении, ориентированному на решение коучинг. Она постепенно раскрывала знание о подходах, которые вы можете найти в ее книгах, и практиковала их в своих курсах на четырех континентах.

    Мэрилин является резидентом Канады, жителем Ванкувера. Она-основатель и президент Международного Эриксоновского Университета, который проводит сертифицированные Международной Коучинговой Федерацией коучинговые программы. На протяжении всей своей карьеры с1985 года она помогла в становлении14 обучающих эриксоновских центров, расположенных по всему миру, где преподавала ориентированный на решение коучинг и проводила консультации. Мэрилин также известна как тренер НЛП и профессиональный коуч, лидер и автор.

    Ее практические, системные коучинговые навыки и стратегии были названы Золотым Стандартом Коучинга.

    Рае Т. Чоис является профессиональным сертифицированным трансформационным коучем Международной Коучинговой Федерации. Ее миссия — пробудить гения в своих учениках и других людях. Опыт Рае составляет более чем2500 часов коучинга, она широко известна своим пристрастием к коучингу и является удивительным трансформационным коучем, тренером и консультантом, который вдохновляет свою аудиторию во всем мире. Кроме того, Рае является коучем Международного Эриксоновского Колледжа, она обучала и курировала работу сотен коучей-тренеров из разных стран. Рае хорошо знаком трансформационный процесс. Она — жена, мать двух сыновей, информационный предприниматель, друг, волонтер, долгосрочный ученик и т. д. Рае испытала"полярность жизни", ей довелось пройти через многое в школе жизни.

    Увеличивая свой международный опыт, уровень образования и репутацию долгосрочного ученика, Рае Чоис предлагает широкий диапазон программ и услуг, включая Трансформационный Коучинг тет-а-тет, групповой коучинг, телеклассы, обучение онлайн и персональный коучинг.

    За пределами религиозных и политических движений есть одно главное движение развития человека в современном мире — коучинг. Эта книга поможет вам приобрести те навыки, которые нужны вам для реализации творческих способностей, повышения личной эффективности, достижения ваших целей, а также поможет узнать ваши ценности, чтобы двигаться к самому важному в жизни.

    Книга написана легко. Она доступно показывает этапы постановки эффективных коучинговых вопросов и ответов на них. Принимая во внимание разнообразие человеческих стилей и реакций, книга даст возможность почувствовать силу и значимость применения коучинговых тактик и подходов. Когда вы закончите ее читать, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы называем самым важным набором жизненных навыков.

    Авторы подробно останавливаются на магии открытых вопросов, открыли секретные интонации трансформации, уточнили, как использовать рамки для наших стремлений, указали на приоритеты — на чем нужно концентрироваться во время трансформационной коммуникации, как создать дизайн своей мечты, какова внутренняя гармония логических уровней, как изящно завершить коммуникации и перейти к действиям, а также какова твердая позиция в коммуникации и как проанализировать трансформационные разговоры на основе коучинговых подходов, ориентированных на решение. Книга наполнена упражнениями, примерами, кейсами, схемами и рисунками, что значительно повышает эффективность от ее изучения.

    Вы получите настоящее удовольствие от этой книги, а также реальную пользу и новые идеи для личного развития. «Пошаговая система коучинга» будет интересной и полезной для всех читателей.

Введение

Цель книги

Мы, коучи Международного Эриксоновского Университета — Мэрилин Аткинсон и Рэй Т. Чойс, с гордостью хотим представить вам вторую книгу серии "Наука и искусство коучинга" — "Пошаговая система коучинга". Ее появления ждали многие, поскольку она подробно разъясняет, "что и как необходимо сделать" в эффективном коучинге и трансформационной коммуникации.

В первой книге, которая называется "Внутренняя динамика", были представлены устойчивая система взглядов и выигрышные положения, направленные на формирование представлений о коучинге, который можно определить как программу человеческого развития, а также несколько упражнений и процессов, регулирующих осознание значимости коучинга для людей в XXI веке. В ней предложен подход, рассматривающий использование коучинга для развития умственных способностей и природного интегративного мышления с целью построения такой целостности. Также представлены четыре ключевых аспекта любого проекта, которые служат основным плацдармом для того, чтобы избежать негативного мышления при его реализа-ции. В первой книге были представлены четыре квадрантных визуализации, иллюстрированных в виде кристаллов, которые разъясняли макроэлементы коучингового видения и цели.

Вторая книга предлагает практику развития навыков, "запуск коучинговой стрелы". Эта метафора служит для объяснения и детализации эффективного коучингового разговора. Так же, как и "кристалл" из первой книги был направлен на понимание сути макроэлементов, коучинговая "стрела" во второй книге поможет читателю детализировать и выстроить порядок микроэлементов эффективной коучинговой коммуникации. Если следовать за "стрелой", то откроется дорога, которая проведет читателя через содержание этой книги и раскроет суть эффективной коучинговой беседы, выдвинув ее на первый план.

Получив информацию с помощью структур "кристалла" и "стрелы", коуч может построить общее представление о том, каким образом он или она спланирует самые действенные и полезные элементы коммуникации.

Несмотря на подробное описание, структура "стрелы" является толь-ко введением в базовую структуру коучинговой коммуникации. Каждая такая коммуникация уникальна, так как людям предлагается поддержка очень широкого спектра. Коучи, ориентированные на поиск устойчивого решения проблем, используют целую комбинацию коучинговых про-цессов (трансформационное развитие посредством изучения природы мышления) и коучинговые инструменты (структура пошагового опроса, помогающая человеку стремительно двигаться вперед к самому важно-му выбору или открытию).

Эта книга ориентирована несколько в ином направлении, этапы пос-тановки эффективных коучинговых вопросов и ответы на них — главные элементы фокуса. (В нашей следующей третьей книге будут описаны коучинговые процессы.)

Инструменты коучинга — привлекательное направление, они увлекают нас в самое сердце мыслительного процесса. Мы встаем на путь пла-нирования вопросов, которые на первый взгляд могут показаться про-стыми, однако на самом деле предлагают отличные варианты своей реализации. Мы любуемся пейзажем долин и гор нашего мышления, и видим разницу между коммуникациями.

Принимая во внимание разнообразие человеческих стилей и реакций, книга поможет вам почувствовать качество применения коучинговых тактик. Она, по сути, откроет для вас около 10% коучинговых инструментов, которым можно научиться благодаря обучающей программе Международного Эриксоновского Университета "Наука и искусство коучинга".

Даже для того чтобы представить эти 10%, необходимо собрать мно-жество примеров, которые покрывали бы различные направления деятельности и давали шанс для истинного совершенствования.

В этой книге также представлены иллюстрированные карты и вербальный обзор фактических коучинговых сессий.

Мы довольны уровнем детализации, потому что хотим поддержать вас, читателей, хотим, чтобы вы полностью погрузились в изучение коу-чинговой "стрелы".

Наша главная цель — развитие мотивации и стимулов к повседневному изучению коучинговых материалов с помощью практики и упражнений с использованием вербальных примеров.

Мы познакомим вас с ключевыми отличительными признаками, чтобы вы могли составить общее представление о них и рассмотреть перспективы на будущее, а также почувствовать значимость элементов трансформационных коммуникаций во всех сферах жизни. Предупреждение: это чувство заинтриговало уже многих студентов, которые приняли участие в ближайшей доступной программе "Наука и искусство коучинга". Окунувшись однажды в сердце этой работы, люди понимают, что намного эффективнее обучаться трансформационному коучингу на практике, нежели читая о нем или разговаривая.

Вторая наша цель, входящая в пошаговую практику, — вовлечение читателя в увлекательное интерактивное путешествие, которое поможет открыть связь между основными ключевыми элементами во всех систе-мах трансформационного развития. Принимайте участие в индивидуаль-ной практике и практике в парах, и вы начнете развивать базовую систе-му, корни которой будут уходить в одни из самых популярных сегодня устоявшихся коммуникационных и схожих теорий.

Используя такие инструменты в процессе обучения коучингу, вы обо-гатите свой внешний и внутренний мир.

Когда закончите читать эту книгу, знайте, что вам удалось сделать первый шаг к овладению основами того, что мы, наши коллеги и выпускники Эриксоновского Университета, называем самым важным набором жизненных навыков. На самом деле мы верим в то, что такие коммуникационные навыки позволят участникам познать истину существенных перемен, которые действительно могут помочь изменить этот мир к лучшему, следуя из одной коммуникации в другую.

Что вы приобретете, прочитав эту книгу?

Чтобы взять максимум от этой книги, мы предлагаем следующие рекомендации.

  1. Практикуйте коучинговые упражнения и методики, представленные в этой книге. Методики и коучинговые системы Международного Эриксоновского Университета известны во всем мире своей значимостью и трансформационностью. Мы очень рекомендуем вам завершить эти коучинговые упражнения и методики.
  2. Не верьте ни одному слову в этой книге. Проверьте концепции самостоятельно! Исследуйте предоставленные инструменты и используйте их на практике, полностью интегрируйте их в вашу жизнь и вы обнаружите, что они помогут вам стремительно двигаться вперед к насыщенной жизни, наполненной успехом. Другими словами, не верьте слепо в каждое слово в этой книге, испытайте все концепции и упражнения. Докажите их значение для самого себя! Также мы рекомендуем, если есть такая возможность поработать с коучем, который прошел обучение в Эриксоновском Университете, где он был обучен применению таких инструментов и многому другому.
  3. Мыслите как новичок. Мы рекомендуем читать эту книгу, используя мышление "новичка". Подходите к прочтению каждой главы, словно вы любопытный ученый, который смотрит на жизнь мудро с новой стороны. Когда вы сможете посвятить всего себя (все приобретенные вами знания, ваши способности, пережитые разочарования и т. д.) прочтению каждой главы, узнавая и уважая каждую пройденную вами ранее стадию развития, только тогда вы получите вознаграждение в виде иного восприятия своих способностей и познаете самого себя, что поможет вам перейти на новый этап вашего путешествия. Если вы посвятите прочтению всего себя, то найдете полученный опыт чрезвычайно полезным как для клиента, так и для коуча.
  4. Получайте удовольствие от каждой стадии обучения. Для того чтобы чему-то в жизни научиться, необходимо последова-тельно пройти четыре стадии. Такой же результат вы получите, изучив этапы трансформационных коммуникаций, описанных в книге. Вы научитесь мыслить по-другому, систематизировать свои идеи, планировать и ставить креативные вопросы, работая совершенно иным образом, чем когда-либо раньше. Отведите несколько минут на планирование своих шагов на этих четырех этапах процесса познания и развития возможностей, которые вам предоставлены этой книгой.
  • Этап 1. Бессознательная некомпетентность. Этап бессознательной некомпетентности наступает, когда вы не осознаете, каким образом добиться желаемого. На этой стадии у вас пробудится "Я не-знаю-что-я-не-знаю", так как вы начнете проходить предлагаемую практику впервые.
  • Этап 2. Сознательная некомпетентность. На этой стадии вы начинаете практиковать новые умения, которым хотите обучиться, хотя знаете, что еще недостаточно профессиональны. Для большинства из нас данная фаза является импульсом, поскольку многие люди считают, что учиться на своих ошибках нелегко! Такой этап часто приводит к природному сопротивлению, которое принуждает множество положительно настроенных людей покинуть обучение на этапе сознательной некомпетентности. Вы получите колоссальное количество информации в сжатые сроки.
  • Этап 3. Сознательная компетентность. Здесь вы начинаете развивать свои умения, но они еще не являются комплексными, последовательными или привычными. На этом этапе вам необходимо концентрироваться и направлять свою энергию. Шаг за шагом вы обнаружите, что можете добиться результата, ваши умения будут совершенствоваться, а уверенность — повышаться.
  • Этап 4. Бессознательная компетентность. На этой стадии навыки и новая система отношений становятся для вас привычными и автоматическими. Ваше сознание может концентрироваться на других процессах, в то время как вы легко и непринужденно демонстрируете свои умения и новую форму бытия. Так же легко, как водитель ведет машину, вы ведете коммуникацию, планируете свой день, достигаете поставленных целей, ведя свою "машину" уверенно. Большинство людей принимают стадию бессознательной компетенции за стадию мастерства, и считают, что настоящий специалист никогда не назовет себя мастером. Настоящий мастер сохранит образ мышления "новичка", познает неизученное ранее (бессознательная некомпетентность) и будет стремиться изучить больше, глубже погрузиться в изучение предмета. На самом деле примите во внимание, что фраза "Я это уже знаю" тормозит процесс дальнейшего обучения. Вынося на первый план в своей жизни процесс самосовершенствования, вы будете расти, развиваться и расцветать как человеческое существо.
  • Не спеша "смакуйте" практические занятия, предложенные в книге, по-настоящему заинтересовываясь предметом. Коучинг тесно связан с самопознанием и познанием других людей. Практика ориентированного на решение коучинга ведет к глубокому осознанию едва различимых элементов человеческого развития. Смакуйте их как тонкое вино, сделанное из винограда, собранного на виноградниках жизни.
  • Здравствуйте!

    Я обнаружил один интересный момент. Если в Краснодаре, Москве или Волгограде да и других больших городах о коучинге знают или слышали большое количество люде, то у нас в Геленджике, о самом понятии — коучинг многие не имеют представления.

    Думаю необходимо рассказать, что же это такое — коучинг.

    Вот, что о коучинге рассказывает Википедия (англ.Wikipedia.org — это такая энциклопедия в интернете):

    Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

    Основоположники коучинга

    Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) - автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет.

    Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

    Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

    • Коучинг - это тренинг самореализации в форме бесед. Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент за её содержание.
    • Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.
    • Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
    • Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)
    • Коучинг - это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.
    • Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

    Четыре базовых этапа коучинга:

    — постановка цели,

    — проверка реальности,

    — выстраивание путей достижения и,

    — собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).

    Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

    Виды коучинга

    По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

    Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

    Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

    По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

    По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.

    Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

    Основные понятия в коучинге

    Коуч (англ. Coach) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

    Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

    Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

    Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

    Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

    1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
    2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
    3. ускорения развития талантливых сотрудников.
    1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
    2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
    3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
    4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

    Самые полезные вопросы в коучинге:

    • Что еще?
    • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
    • Какие могут быть последствия для тебя и других?
    • Какими критериями ты пользуешься?
    • Что для тебя в этом самое трудное?
    • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
    • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
    • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
    • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
    • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
    • Что ты будешь делать?
    • Когда ты намереваешься это сделать?
    • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
    • Какие возможны препятствия на пути?
    • Кому следует знать об этом?
    • Какая поддержка тебе нужна?

    Это все дает предстваление о том, что такое коучинг, зачем он нужен, в чем его отличие от обычного консультирования и какие понятия в нем применяются.

    От себя дополню то, что коучинг на сегодняшний день, является самой эффективной методикой достижения цели! И что очень ценно в коучинге — тут нет директивных указаний со стороны коуча!

    А есть пробуждение и активизация осознанности клиента, оказание помощи в повышении его личной эффективности в постановке своих целей и задач, разработке идеального плана достижения этих целей и конечно же в эффективной реализации этого плана самим клиентом!

    Спасибо, что дочитали до конца. Ваши вопросы пишите в форме «отправить запрос» внизу этой страницы.

    Твой коуч Евгений Катин

    Простые решения Ваших сложных задач

    Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг Шекшня Станислав Владимирович

    Цели, принципы и инструменты бизнес-коучинга

    В своем первоначальном смысле английское слово coaching означает транспортировать кого-то, перемещать из одного места в другое. Этот перевод хорошо передает основную суть бизнес-коучинга – достижение заданных изменений в человеке. Это могут быть изменения в уровне развития какого-то конкретного навыка, повышение мотивации, изменение личной бизнес-парадигмы и т. д. Как мы видели в предыдущем разделе, цели коучинга достаточно многообразны, однако их объединяет элемент трансформации, изменений в человеке. То же самое можно сказать о формате бизнес-коучинга, который может основываться на различной методологии и принимать разнообразные формы, однако в основе которого всегда лежит разговор . За последние десятилетия сложилось разделяемое всеми практиками коучинга представление о том, каким должен быть этот разговор и на его основе были сформулированы так называемые принципы коучинга,

    Коучи способен к совершенствованию. Это основополагающий принцип коучинга – коуч начинает работать со своим подопечным только тогда, когда они оба верят в возможность прогресса – повышения результативности, развития навыков, изменения мотивации. Если в ходе работы коуч изменяет свою оценку (например, ему казалось, что совместными усилиями они смогут преодолеть разрушительную тенденцию своего подопечного – генерального директора принимать решения за своих подчиненных, однако через несколько сессий коуч увидел, что эта цель недостижима, поскольку подопечный не воспринимает обратную связь, нервничает при разговоре о своем стиле управления, отказывается экспериментировать с новыми для него формами поведения на рабочем месте), ему следует прекратить занятия. Как мы уже говорили, коучинг – это прежде всего отношения, и если одна из сторон теряет веру в положительный результат, отношения становятся фальшивыми. Продолжающий работу, но не верящий в успех, коуч лишается важнейшей составляющей результативности всяких отношений – честности по отношению к партнеру. Коучи рано или поздно почувствует это, каким бы опытным и технически вооруженным не был его наставник.

    Эффективный коуч очень серьезно подходит к оценке способностей будущего подопечного к развитию и постановке целей программы. Если он понимает, что цели не могут быть достигнуты, то предлагает скорректировать их, а в случае невозможности прерывает коучинговый контракт. К сожалению, не у всех хватает решительности всегда следовать этому принципу, мне приходилось видеть, как не верящие в успех коучи работали с не верящими в успех клиентами. Вне зависимости от того, что лежало в основе решения продолжить контракт – алчность, стратегические соображения высшего порядка или нежелание обидеть клиента, – зрелище было жалким, не говоря уже о результатах.

    Вышесказанное полностью относится и к коучи – если он не верит в свою способность измениться, ему не следует начинать коучинговую программу. Я вспоминаю одного молодого способного менеджера, которого часто упрекали в доминировании и авторитарности и которому предложили поработать с персональным бизнес-коучем. По окончании трехмесячной программы руководитель с гордостью сообщил, что, как он и предполагал, она провалилась, хотя он добросовестно посещал все сессии и соблюдал договоренности. Этот человек не был готов к коучингу, поэтому даже хорошо организованная работа оказалась бесполезной. В этой связи хочется сформулировать второй принцип коучинга.

    Коучи несет ответственность за результат коучинга и выбор конкретных действий, а коуч – за процесс. Целью коучинга является определенная трансформация человека, достижение изменений в его поведении, мышлении, мотивации. Естественно, ответственность за такую трансформацию может лежать только на нем, внешние контрагенты (коуч, руководитель, директор по персоналу, коллеги) могут способствовать изменениям, но не могут принять на себя ответственность за их результаты. Вместе с тем коуч, являющийся носителем профессиональной экспертизы, несет ответственность перед возникающим «партнерством по изменению коучи» за то, чтобы построить коучинговый процесс таким образом, чтобы он оказался результативным для данного конкретного клиента.

    Принцип ответственности коучи за результаты очень важен, поскольку ответственность предполагает возможность влияния, контроля и изменения, она делает его хозяином положения. Так получается, только когда коучи сознательно принимает цели программы, «пропускает их через себя» – производя объективную оценку своих навыков, приоритетов, возможностей, желаний. Коуч должен сделать так, чтобы эта оценка действительно имела место, поскольку реальная ответственность приходит только в результате такого самоанализа. При этом коуч должен научить своего подопечного разделять готовность принимать на себя вину за неудачу («я не справился», «из-за моей несобранности мы не добились результата»), которая является одним из механизмов психологической защиты от неприятных событий, и реальную ответственность («я добьюсь результата несмотря на сегодняшнюю неудачу»), которая обеспечивает положительный итог программы.

    Принимая на себя ответственность за результаты, коучи более серьезно и основательно подходит к выбору методов развития, который в конечном счете остается за ним. Коуч помогает своему клиенту найти ведущие к совершенствованию пути с помощью вопросов, обратной связи, примеров и других инструментов, проанализировать сопутствующие им риски, оценить вероятность успеха, однако окончательный выбор клиент делает сам. Эффективный коуч умеет управлять естественным для человека желанием найти «совершенное решение» и в отличие от стратегического консультанта получает истинное удовлетворение не тогда, когда клиент в восторге восклицает: «Вы нашли прекрасный ответ!», а когда он может сказать клиенту: «Вы нашли прекрасное решение!». Бизнес-коуч – не мудрец, который делится своим опытом и раздает правильные советы нуждающимся в них менее зрелым менеджерам, а процессный консультант, который обладает навыками выстраивания отношений, позволяющих клиенту самому находить решения.

    Коучинг концентрируется на одном человеке – коучи. Хотя коучинг – это разговор двух равноправных партнеров, их роли асимметричны. Предметом разговора является коучи – его мысли, чувства, проблемы, его рабочая среда, подчиненные, руководители, коллеги. Коуч добровольно принимает на себя роль инструмента, который помогает клиенту лучше узнать себя, свою среду, своих контрагентов, сформулировать цели развития, найти инструменты для их достижения. Эффективный коуч присутствует в диалоге ровно настолько, насколько это необходимо для коучи.

    Такая предельно простая в описании структура отношений требует значительных усилий со стороны коуча. Он должен постоянно управлять собственным эго, воздерживаться от естественного для каждого человека желания привнести в диалог собственные мысли и чувства, поговорить о себе, своих проблемах и переживаниях. При этом коучинг предоставляет множество возможностей для смещения фокуса – коучи имеют тенденцию задавать прямые вопросы: «А вы были в подобной ситуации?», «А что вы чувствовали, когда вам приходилось увольнять людей?», «А что бы вы сделали на моем месте?». Опытные коучи находят баланс между сохранением фокуса на коучи и поддержанием человеческого, а не механического разговора, они демонстрируют свою эмоциональную включенность («я живой человек»), но при этом не позволяют собственному «я» затмевать личность клиента. На последний из приведенных выше вопросов-ловушек они отвечают: «Я бы тоже испытывал высокое напряжение и постарался бы прежде всего успокоиться, чтобы не принимать решения в возбужденном состоянии. Затем я бы подумал о действительных причинах, которые подталкивают меня к продаже этого актива, и попытался бы оценить, насколько они совпадают с моей стратегией. Так что давайте успокоимся, вы не против?» вместо «Я бы согласился с предложением продать этот актив, но потребовал бы изменения графика платежей».

    Коуч искренне поддерживает своего клиента на протяжении всей программы, и когда он внутренне одобряет его действия, и тогда, когда ему кажется, что коучи поступает не совсем так, как надо. В функции коуча не входит оценка действий или мыслей коучи, вынесение суждений о моральных или профессиональных достоинствах клиента, его цель – помощь в развитии. Однако если в результате совместной работы коуч перестает доверять клиенту, их отношения становятся малопродуктивными, поскольку нарушается еще один принцип коучинга – взаимное доверие.

    Доверие. Коучинг – достаточно интимное упражнение, эффективность которого во многом зависит от того, насколько коучи откровенен сам с собой в оценке своей среды, своих навыков, проблем, мотивации, возможностей меняться и развиваться. Поскольку разговор коучи с самим собой происходит в присутствии второго лица (главная роль которого как раз и состоит в повышении эффективности разговора), он может быть откровенным только при условии доверия.

    Безусловно, на доверие клиента к коучу влияет профессиональная репутация последнего, складывавшаяся в течение определенного времени, однако она является только начальным условием, позволяет сделать только первый шаг на пути к установлению доверия. Дальнейшее зависит от реального поведения коуча, от того, насколько он соблюдает конфиденциальность, насколько искренне следует принципу концентрации на клиенте и насколько профессионально организует процесс. По моим наблюдениям, эти три элемента, вместе взятые, позволяют достаточно быстро создать атмосферу рабочего доверия, в которой коучи открыто говорит о себе, однако отсутствие хотя бы одного из них мешает возникновению продуктивных отношений.

    Поскольку коучинг – это разговор, его основные «инструменты» достаточно хорошо известны всем нам. Коуч наблюдает за поведением клиента в рабочей обстановке (так называемый on-site коучинг) или же только в личном общении (off-site коучинг), слушает то, что ему рассказывают, задает вопросы, приводит примеры в виде историй, мини-кейсов, анекдотов и предоставляет обратную связь , т. е. делится результатами своих наблюдений и размышлений в виде гипотез о действиях коучи и их результатах. Помимо содержательной части коуч создает продуктивную и безопасную для клиента среду, в которой можно открыто говорить о себе, других людях и бизнесе, обсуждать пути совершенствования и экспериментировать с новыми навыками и поведениями. Для поддержания такой среды коуч в дополнение к названным выше инструментам пользуется также юмором, эмпатией, определенным образом организует пространство, в котором проходят «занятия». В последующих главах мы более подробно поговорим о том, как руководители могут использовать коучинговые инструменты для развития своих подчиненных.

    Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич

    5.4. Цели, принципы и модели культурной политики При всей самоценности культуры как особого общественного явления речь не может идти о единой культурной политике, пригодной для всех времен и народов. В каждом конкретном случае ее разработка и определение опираются на

    Из книги Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса автора Балашова Екатерина Андреевна

    Аттестация: цели, задачи, принципы, функции, процедуры и методы Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка, даваемая

    Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

    Миссия, цели, философия, принципы в области управления персоналом. кадровая политика Смысл существования организации, ее «призвание», устанавливается путем выработки миссии и постановки базовых целей, а также определения средств их достижения. В солидной компании, как

    Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

    9.1. Цели, задачи, инструменты общественных связей на выставочном поле В широком смысле паблик рилейшнз (далее - PR) определяют как «планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее

    Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб

    Приложение III Основные инструменты бизнес-ТРИЗ ВведениеЗадача этой заметки - познакомить читателя с технологией, позволяющей принимать сильные, красивые, нетривиальные решения. Освоение предлагаемого инструментария поможет находить нестандартные выходы из

    Из книги Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление автора Репин Владимир Владимирович

    4.1. Цели описания бизнес-процессов организации В этой главе я использую термины «описание» и «моделирование» процессов в качестве синонимов, а также часто употребляю слово «нотация». Как правило, нотация – это система условных обозначений, принятая в какой-либо

    Из книги План маркетинга. Служба маркетинга автора Мельников Илья

    Принципы, цели и задачи службы маркетинга Состояние и качество маркетинга предприятия зависит от того, как организована и насколько эффективно работает служба (отдел, группа) маркетинга, осуществляющая маркетинговое управление. Прежде чем выйти на рынок со своей

    Из книги Интернет-технологии в маркетинге автора Мельников Илья

    Цели, задачи и принципы интернет-мерчендайзинга По своим целям интернет–мерчендайзинг не отличается от обычного. Все его мероприятия также направлены на повышение конкурентоспособности магазина (марки), формирование лояльности, управление процессом продажи товаров,

    Из книги Как загубить собственный бизнес. Вредные советы российским предпринимателям автора

    Цели построения системы бизнеса: принципы профессионального собственника Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей компании. И тем более не должен

    Из книги Бизнес-тренинг: как это делается автора Григорьев Дмитрий А.

    5.1. Определение цели и задач бизнес-тренинга Бизнес-тренинг – инструмент решения бизнес-задач. А следовательно, проектируя его на первом этапе, прежде всего надо определить эти задачи.Цель и задачи тренинга имеют вполне определенную логическую структуру: цель и

    Из книги Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям автора Бакшт Константин Александрович

    6.4. Инструменты оценки бизнес-тренинга Прежде всего сделаем общий обзор инструментов, которые могут быть использованы для сбора информации, ее дальнейшего анализа и выявления причин недостаточной эффективности тренинга. Затем более детально разберем распространенные

    Из книги Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг автора Шекшня Станислав Владимирович

    Цели построения системы бизнеса: принципы профессионального собственника Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей Компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей Компании. И тем более не должен

    Из книги Двухшаговые продажи [Практические рекомендации] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

    Процесс бизнес-коучинга Несмотря на то, что существуют заметные различия в методологиях коучинга, можно выделить несколько стадий, которые присущи каждой программе

    Из книги Руководство по улучшению бизнес-процессов автора Коллектив авторов

    Глава 6 Касания. Их условия, цели и принципы Но давайте вернемся к нашей воронке продаж. Многие забывают об одной вещи. Допустим, у вас налажен процесс доведения типового клиента до первой продажи: звонок, встреча, демонстрация продукта, обсуждение договора и т. д. Так вот,

    Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон