Маленькие секреты детской фотосессии. Счастливое лицо

При съемке портретов, так же как и групповых снимков, эмоции являются ключевой составляющей снимка. Эмоции - это более важный инструмент, чем свет и декорации. Передать на снимке эмоции не так уж и просто.

Фотографирование в общественном месте

Находясь в общественном месте проще всего ловить эмоции людей, фотографируя их незаметно. для этого вида съемки нужен телеобъектив. Он позволит фотографировать людей издалека и быть незамеченным. Фокусного расстояния в 200 мм будет вполне достаточно, но можно использовать и более мощные зумы.

Находясь в толпе, фотографировать будет удобнее широкоугольным объективом. Он имеет большой угол охвата кадра и более компактные размеры.

Любовь - это самая сильная эмоция.

Вокруг нас люди постоянно проявляют эмоции. Чтобы научиться их ловить, нужно взять с собой камеру на прогулку и постоянно быть готовым фотографировать. Просто присматривайтесь к людям вокруг себя. Эмоции повсюду: влюбленная парочка, ворчливый старик, дети в песочнице, смеющаяся компания молодых людей. Этот список можно продолжать бесконечно долго.

Постановочная съемка

Работая с моделью, нужно объяснять, какие именно эмоции она должна выражать. Это не так уж и просто. Ключом в данном подходе является общение и настройка модели на нужный лад. Общаясь с человеком, нужно узнать, что именно доставляет ему радость, а что наоборот расстраивает. Многие стесняются фотоаппарата, поэтому ведут себя скованно. Общение в таком случае единственный способ раскрепостить человека.

Правильно преданная эмоция на снимке может быть важнее нарушенного освещения или не правильного построения композиции.

Для профессиональных моделей и актеров постоянная смена эмоций - это норма, но остальным может быть трудно с этим справиться. Именно поэтому им нужна помощь.

Взгляните на эти фотографии, которые выражают самые разнообразные эмоции:

Иногда вам, как фотографу, везет, и вы проводите фотосессию семьи, где все модели с идеальными лучезарными улыбками. Вам не потребуется много времени, чтобы сделать фото, которое можно повесить на стену. Тем не менее, чаще всего, с семейными портретами не всё так просто.

Возможно, вам попался кто-то, кто совершенно не хочет фотографироваться или же в съёмке задействованы маленькие дети, которые не понимают, что вы пытаетесь заставить их сделать. И если бы у вас была возможность, вы бы хотели получить фотографии, которые раскроют их индивидуальность. Все смотрят в камеру и мило улыбаются - это хорошее фото. Но нам всегда интереснее делать фотографии, которые смогут рассказать немного больше, о том кто есть кто в семье. У нас есть несколько трюков, которые помогут вам справиться с трудностями на семейной фотосессии и получить удовольствие от своих снимков.

1. Вы ответственны за детей

Часто во время семейных фотосессий вам будут попадаться родители, которые будут очень обеспокоены, смотрят или нет их дети в камеру, и есть ли улыбка на лицах малышей. Родители не понимают, что из-за своей сосредоточенности на ребёнке, они сами не готовы к фото, когда малыш смотрит в камеру и улыбается.

Напомните родителям, чтоб они были готовы к фото в любой момент. А вы, как фотограф, возьмёте на себя ответственность за улыбки малышей. Когда родители просят малыша посмотреть на вас, он может запутаться и решить, что должен смотреть на маму и папу. Неважно хотите вы или нет, чтобы родители смотрели в камеру на конкретном фото, напомните им об их обязанностях, а остальное возьмите на себя.

2. Позвольте родителям иногда вам помочь

На первый взгляд может показаться, что это противоречит пункту 1, но бывают моменты, когда требуется помощь родителей, чтобы заполучить улыбки детей. Если на лице ребёнка неестественная натянутая улыбка, а вы хотите получить живые эмоции на фото, попросите родителей покорчить рожицы или сделать что-то смешное вне кадра. Если вы хотите, чтобы малыш смотрел прямо в камеру, попросите родителя встать за вами и позвать ребёнка. Родители часто знают какое-нибудь глупое словечко, которое вызывает смех у их ребёнка. Или же малышу просто нужно видеть маму и папу, чтобы чувствовать себя комфортнее.

Вы также можете сделать фото родителей взаимодействующих с детьми. Часто именно такие фотографии становятся нашими любимыми. Нам нравится запечатлеть подлинное общение и настоящие эмоции, которые родители видят каждый деть. Посадите родителей и детей вместе и попросите их улыбнуться. Часто в такой ситуации им становится неловко и они начинают смеяться, а вы получаете отличный кадр.

3. Смейтесь над глупцом

Один из самых эффективных способов получить хороший кадр, попросить всех членов семьи посмеяться над глупцом. Иногда они сразу же все вместе смотрят на одного и того же человека и тут же начинают смеяться. А бывает, что случается секундная заминка и только после этого раздаётся смех.

Это может привести к неприятным последствиям, поэтому данный приём надо использовать осторожно. Некоторые дети думают, что смеяться – это принижать глупца. И их смех из естественного перерастает в громогласный и вымученный гогот. Другие дети считают, что должны указывать пальцем на того, над кем смеются и это всегда выглядит плохо на фото. В таких случаях мы просим их хихикать тихо и держать руки опущенными. Обычно, это решает проблему. Если же это не помогает, то мы просто отвлекаемся на что-то другое и ждём подходящего момента.

4. Простые объятия

Часто на фотосессиях, мы просто рассаживаем всех в нужных позах, просим улыбнуться, и делаем отличное фото. А потом говорим им: «А теперь обнимите друг друга». И когда позже мы просматриваем фото одно за другим, то всегда удивляемся, насколько более естественными получаются улыбки на фотографиях с объятиями.

Когда фото слишком формально, людям сложно расслабиться и улыбки получаются натянутыми. Когда всем участникам фотосессии комфортно, появляются их настоящие улыбки. Есть что-то в объятиях с теми, кого вы любите, что заставляет вас чувствовать себя в безопасности. Иногда вам нужно немного подтолкнуть их к объятиям, но убедитесь, что они всё ещё смотрят на вас. Иногда вам может попасться человек, который очень любит обнимашки. И хоть такие объятия выглядят мило в жизни, на фото это получится не очень удачно.

5. Позвольте индивидуальности сиять

Иногда у вас в голове складывается образ идеального фото, но на деле у вас есть несколько маленьких детей с яркими личностями. Вы можете потратить всю съёмку, пытаясь заставить их быть тем, кем они не являются. Или же вы можете отбросить свою задумку в сторону и предать индивидуальность ваших героев во всех красках.

Давайте будем честными, иногда те выражения лиц, которые просто кричат о личности человека, являются идеальными для фото. Семьи будут беречь эти фотографии и смеяться над ними на протяжении всей жизни. Вы можете попытаться сделать идеальный снимок семьи для мамы, но не заставляйте всех страдать, прося их принять уникальные позы или состроить гримасы каждый раз, когда вы спускаете затвор. Иногда дурачество может выйти из-под контроля, поэтому лучше просто сделать снимок и двигаться дальше.

6. Большие компании – тоже весело

Фото больших групп иногда могут выглядеть очень скученно. Когда вам надо сделать фотографию большой компании людей, перед вами ставится задача разместить всех в один кадр, но в итоге может получиться фотография с кучей скучных лиц.

Сделайте несколько фото просто так. Попросите всю группу обнять или поцеловать соседа. Дайте им возможность выбора. Никому не нравится, когда им говорят, что они обязаны поцеловать человека, стоящего рядом с ними. Если у вас есть жених и невеста, вы можете запечатлеть их поцелуй и попросить всех окружающих реагировать так, как они хотят.

Когда у вас на фото большая компания со смешными и счастливыми лицами, вы ничего не можете с собой поделать, кроме как смотреть на фото и улыбаться. Такие фотографии никогда не бывают идеальными, но семьи их очень любят.

7. Снимайте живые фотографии

Вам не всегда нужны улыбки и не всегда надо, чтоб все смотрели в кадр. Снимайте семью, занимающуюся общим делом, и пусть выражения их лиц будут естественными. Эти фотографии запечатлят образ семьи таким, какой он есть сейчас. Такие фото действительно навеят воспоминания, когда семья будет их просматривать по прошествии многих лет. Вам не нужно придумывать что-то сложное. Это может быть семейный пикник или просто прогулка по парку. Если семья идёт впереди вас, попросите их посмотреть друг на друга, так у вас будут их профили и эмоции.

8. Не бойтесь делать много снимков подряд

Когда вам надо уместить в один кадр много людей, шанс того, что на фото у всех будет отличные выражения лиц ничтожно мал. Мы делаем много снимков подряд в одной позе, потому что так повышается шанс, что на фото у всех будут открыты глаза и на лицах будут улыбки. Если же все кадры неудачные, то у вас есть много снимков в одном положении и вы можете в фотошопе заменить глаза, лица, головы, если это необходимо.

Очень неприятно, когда у вас есть почти идеальная семейная фотография, но кто-то один в этот момент моргнул. Поверьте нам, даже три фото подряд могут оказаться недостаточными, чтобы получить нужные вам выражения лиц. Мы нечасто используем замены, но иногда это вынужденная мера, чтобы получить идеальное фото.

Как запечатлеть чувства на века? Улыбнитесь! Ваши эмоции фотографируют.

S57: Юлия, расскажите о Вашем съемочном процессе.

Юлия Тюкова: Сам съемочный процесс проходит легко и непринужденно. Я люблю снимать живые эмоции, настоящие чувства реальных людей. Во время съемки мы много разговариваем, смеемся, получаем удовольствие от общения. Я часто показываю хорошие кадры на экране фотоаппарата. Очень нравится наблюдать, как улучшается настроение у людей при виде себя на снимках, как у них в глазах загорается искорка азарта, желание сниматься дальше.

S57: Вы делаете хорошие портретные снимки. Интересно, Вам необходимо быть знакомой с человеком, чтобы сделать хороший портрет?

Своими фотокарточками я стараюсь рассказывать истории. Прежде всего, для этого и нужен контакт с человеком или парой. Важно подружиться со своими клиентами, понять, что для них важно, чем они живут. Я люблю, когда меня окружает атмосфера счастья, поэтому основное направление моего творчества это свадебные фотографии в Орле. Приятно, что со многими парами мы общаемся и после свадьбы или съемочного дня love story. Некоторые из них снова собираются на съемку – уже с детками, на семейный портрет. Здорово, когда люди понимают ценность .

S57: Что для Вас значит хороший портрет?

Это очень субъективно. На мой взгляд, портрет должен рассказывать о конкретном человеке, его настроении, эмоциях, переживаниях «здесь и сейчас». Важный критерий успешной съемки – ответная реакция клиента. Всегда приятно, когда люди радуются, глядя на свои фото.

S57: В чем сложность постановочной съемки?

Честно, не могу припомнить каких-либо существенных сложностей. Я всегда готовлюсь к съемке заранее, и если не случился какой-либо форс-мажор в духе природных катаклизмов, то все проходит хорошо. Сложности могут возникнуть только с людьми, если нарушаются заранее обговоренные моменты. Например, если человек опаздывает более, чем на час. Для подержания положительной атмосферы съемочного процесса очень важно работать с проверенной командой: визажистом, парикмахером, видеооператором и др.

S57: Если во время фотосессии что-то идет не так, Вы продолжаете съемку импровизируя или переносите ее на другой день?

Конечно, продолжаю. Я работаю для людей, если они на меня рассчитывают, не могу никого подвести. На свадьбах часто что-то идет не по плану. А, как можно перенести свадьбу? Я позиционирую себя, как свадебный и портретный фотограф в Орле, поэтому импровизация – очень важная составляющая моей работы.

S57: Вы молодой фотограф, Вам кто-нибудь дает советы?

Да, конечно. Я очень общительный человек и у меня много хороших знакомых среди фотографов в Орле, да и в других городах. Если есть возможность, посещаю мастер-классы успешных коллег, у которых всегда есть чему поучиться. Считаю, что для личностного и профессионального роста нужно постоянно узнавать что-то новое.

S57: Самый полезный совет, который Вы когда-либо получали?

Когда я только начинала заниматься фотографией, Владимир Ададуров по-дружески сказал мне: «Не снимай людей, не твое это». После этого у меня пошел значительный прогресс именно в портретной съемке. Наверное, чтобы доказать обратное. До сих пор с улыбкой вспоминаю этот совет.

S57: Были ли случаи захватывающих или опасных моментов во время съемки?

Вообще, на свадьбах постоянно куда-то лезу, чтобы снять с более интересного ракурса. Пока со мной не случалось опасных моментов, но на одной из свадеб в Орле, оператор сломал ногу прямо перед выкупом, но умудрился проработать весь день в таком состоянии.

S57: Сталкиваетесь ли Вы с техническими проблемами в работе?

Сейчас я всегда беру с собой на съемку 2 камеры. Это на случай, если одна выйдет из строя. У меня есть запасные аккумуляторы, карты памяти. Часто работаю с ассистентом, который подсветит отражателем или вспышкой. С опытом приходит умение готовиться к проблемам заранее.

S57: Какое фотооборудование Вы используете?

Не важно, чем ты снимаешь, главное, чтобы оборудование было удобным и позволяло реализовывать замысел. Я люблю свою полнокадровую Sony a850 и репортажную Sony a77, а также балую себя светосильной оптикой. Но свои проекты или интересные для меня события могу снимать и на мобильный телефон.

S57: Если бы Вы могли путешествовать во времени, куда бы отправились на фотосессию?

Вперед, в будущее! О прошлом известно хотя бы что-то. А мне любопытно, что будет дальше. Было бы интересно поснимать атмосферу жизни наших потомков, посмотреть на их образ жизни, как изменились нравы, привычки, мода.

Для молодоженов свадебное торжество это счастливый момент в их жизни и хочется, чтобы он соханился в памяти на всю жизнь. Но такое мероприятие нуждается в тщательной планировки так, как без этого не получатся фотографии, в которых отражались бы чувства молодых друг к другу. Это поможет сделать по-настоящему ценные фотографии и в художественном и в эмоциональном плане. Такие снимки должны вызвать эмоции у новобрачных, когда они будут смотреть на них через много лет, а для этого нужно подобрать аксессуары для свадебной фотосессии которые бы вызывали эти самые эмоции. Нужно заранее понять, что как свадьбу проведешь, так и жить дальше будешь.

Поэтому мелочиться на свадебном фотографе не стоит, лучше выбрать такого специалиста, который бы смог поднять вам настроение и вызвать эти самые эмоции. Такой свадебный фотограф, у которого есть опыт в этом деле, сможет помочь сделать снимки, которые запомнятся на всю жизнь. В нашей студии есть такие специалисты, мы уже много лет проводим свадебные фотосессии и знает как этого добиться, обращайтесь к нам.

Аксессуары для фото на свадьбе

На свадебном торжестве молодожены часто снимаются в парках, на речке или водоеме, около городских достопримечательностей. И такая фотосъемка становится часто интересным и занимательным занятием своего рода свадебное развлечение. Но оживить такие фотографии могут свадебные аксессуары. Какие они бывают?

Усики и губы, которые накладываются, и держаться на палочке.

В наши дни такой аксессуар стал принимать все большую популярность. Если приложить к лицу накладные губы или усики то фотография становится не просто красивой, а со своим характером и даже очень веселой. В такой фотосесси можно подурачиться и пригласить для нее можно не только молодоженов, но и гостей. Наверное самые строгие и критичные люди не прочь подурачиться на свадьбе. Такой аксессуар создает уютную атмосферу веселья и помогает раскрепоститься.

Для свадебной фотосесси применяют не только накладные усики и губы, часто используют веселые маски, короны.


Красивая рамка

Еще неплохой вариант для фотосесии картинные рамки. Такой аксессуар можно интересно и красиво украсить. Используя его в процессе фотосъемки можно создать интересные иллюзии, а это в свою очередь украсит свадебное торжество. К примеру, во время съемки молодожены могут целовать друг друга в рамке, а это смотрится восхитительно. Такой атрибут в свадебное торжество вносит особый стиль и шарм.

Также хорошо можно использовать спортивное снаряжение для фотосессии. Для этого можно применять велосипед, роликовые коньки или скейтборд. Но нужно помнить, что этим снаряженинием нужно уметь управлять или фотографии не получатся такими, как хотелось бы.

Большие буквы слова LOVE

Когда украшают свадебный банкетный зал, часто применяют для этого большие буквы. Одним из популярных слов которое составляют многие, стало слово “LOVE”. Такой атрибут в свадебной фотосъемке можно с легкостью применить. Сделать такие буквы можно из произвольного материала. Такие объемные надписи хорошо будут смотреться везде. Ими можно украсит столик со сладостями или банкетные столы. Или украсить место, где будут сидеть молодожены.

Но таким атрибутом можно не только украшать свадебный зал, его можно применить во время свадебной фотосъемке. В дальнейшей совместной жизни слово love будет напоминать супругам об их былой любви, и оживлять их нежные чувства во время жизненных невзгод. Это слово не только украсит свадебные фотографии, но и поможет в дальнейшем не забыть свою любовь.

В свадебной фотосессии можно применять не только эти аксессуары, но и многие другие. Можно сделать большие бумажные цветы, что собой будет олицетворять элегантность молодоженов и помогать им в дальнейшем, создавать жизнь полную цветов.

Наши специалисты в фотосессиях на свадьбах помогут вам подобрать нужные аксессуары. Мы поможет сделать вам незабываемую фотосъемку.

- Добрый день! Давайте начнем. Какими качествами обязательно должен обладать свадебный фотограф?

Внимание к людям, обязательно человеколюбие, обязательно максимальная коммуникабельность, всегда хорошее настроение – это очень важные моменты. Свадебный фотограф должен свободно владеть фототехникой, оптикой, понимать природу света и фонтанировать идеями.

У вас, как у успешного фотографа, достаточно много заказов на съёмки. Как вы понимаете, с какими парами хотели бы работать, а с какими нет?

Я считаю, что чем сложнее клиент, тем полезнее он для фотографа. Работать в привычном русле с клиентами, которые благожелательны, симпатичны, фотогеничны, креативны - одно удовольствие. Но характеры бывают разные у людей, встречаются претензии и сложные пожелания. Я снимаю их потому, что знаю: так я найду что-то новое, а новое рождается в преодолении. Для меня это аксиома, и именно поэтому я снимаю всех.

- Какая свадьба для вас была самая запоминающаяся?

Самую запоминающуюся свадьбу я снимал в Питере. Петербург - это мой любимый город, на мой взгляд, лучший город на земле. До сих пор не понимаю, почему я там не живу. Я приезжаю в Питер несколько раз в год, и каждый раз испытываю трепетное чувство, как перед свиданием.

Вот однажды девушка из Питера попросила снять её свадьбу, но хотелось не стандартного подхода, а чего-то необычного. Я совершено не знал, что я буду делать и как снимать, но когда стал выяснять вкусы и интересы пары, понял, что девушка и молодой человек любят балканскую музыку - я и сам её очень люблю. И я понял, что Питер нужно сделать средиземноморским ярким городом. По моему ощущению он всегда такой, поскольку приезжая в Питер, к моему удивлению, я крайне редко вижу плохую погоду, даже зимой.

Итак, эту свадьбу я решил сделать в балканском стиле. Мы взяли старую трубу, я попросил пару придумать яркие костюмы, и молодой человек выбрал красную рубашку, а девушка - светлое свадебное платье, но с налётом цыганщины. Мы пригласили знакомую музыкальную группу, и путешествовали по улицам с ней: группа шла с большими барабанами, с трубами, со скрипкой и играла музыку, и рядом шла пара. Я старался снимать это ракурсно - широкоугольным объективом, как я люблю.

Это была свадьба, где мне была предоставлена абсолютная свобода, и именно поэтому она оказалась самой запоминающейся.

- То есть, фотограф в той или иной мере является ещё и помощником в организации свадьбы?

Не всегда: если свадьба от агентства, то агентство уже всё приготовило, и фотографу остаётся только в заданной ситуации как-то себя проявить. Но мне по душе, когда мне дают свободу, и я принимаю решения по организации, по месту съёмки и так далее.

- Какая фотография, ракурс или позиция, на ваш взгляд, являются обязательными для свадебной фотосъёмки?

Обязательной должна быть та фотография, которая понравится родителям и бабушке с дедушкой. Я, например, люблю экспериментальные фотографии: мои работы абсолютно далеки от стандартов свадебной фотографии. Но я делаю и стандартные фото именно потому, чтобы родители и дедушка с бабушкой могли поставить их на полку в рамочке или повесить на стену. А поскольку вкусы бабушек и дедушек обычно консервативны, то, естественно, я снимаю красивые парные портреты. Всё остальное, безусловно, не меньшее значение имеет, но это обязательная программа.

- Чем обусловлен твой выбор фототехники?

Так сложилось, что первая по-настоящему серьёзная камера была у меня Nikon. И потом, большинство журналистов в советское время работали именно Nikon-ами. Наверное, это передовая фирма производства профессиональной фототехники. Камеры работали в самых разнообразных условиях: от жары в пустыне до жутких морозов и влажности Крайнего Севера. На мой взгляд, только фотокамеры Nikon могли похвастаться сверхнадёжностью и качеством выдаваемого материала, а оптика Nikon славилась безупречной резкостью. В то время говорили, что объективы Nikkor «режут до крови».

- Какие объективы на свадьбе необходимы?

Безусловно, портретный объектив, поскольку при съёмке людей это обязательное условие. Хотя можно всю съёмку свадьбы произвести и широкоугольным объективом или одним стандартным 50мм, который называется «полтинник». Но, конечно, надо иметь несколько объективов. В моём арсенале, наверное, вся оптика, которую сделал Nikon, кроме длиннофокусных объективов, которые используют репортёры для съёмки спортивных соревнований – они для свадебной съёмки малоприменимы из-за своей тяжести и ненужности такого многократного приближения. Самые распространенные объективы, которыми я пользуюсь, это 85мм 1.4 и 35мм 1.4 или 24мм 1.4, то есть умеренный широкоугольник и умеренные портретные объективы. А что касается зумов, то я использую стандартный зумер 24-70, 70-200 и 16-35.

- А какой объектив чаще всего стоит у вас на фотоаппарате в процессе съемки?

Всё зависит от свадьбы: если, скажем, свадьба с большим количеством гостей, мне надо успеть быть одновременно в разных частях этого мероприятия. Поскольку я работаю один, двигаться приходится больше, и я выбираю зумы 70-200 и 24-70, чтобы иметь возможность быстро менять фокусное расстояние. Я стараюсь максимально охватить то пространство и людей, с которыми я работаю, мне это самому интересно. Я кручусь как юла в процессе фотосъёмки, используя максимально всю свою технику, чтобы видеть реакцию на съёмку всех гостей.

Если свадьба камерная, то есть, это только пара, может быть ещё несколько друзей, и мы гуляем по городу в каких-то интересных местах или находимся вообще в поездке, то я беру с собой объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Они, безусловно, дают более художественную картинку, более красивый боке – нерезкую зону. И поскольку работаю я только с парой, то и нет такой спешки, нет необходимости в быстрой смене фокусных расстояний. Конечно, снимать такими объективами гораздо приятнее.

- Погодные условия не всегда могут способствовать съемке. Носите ли вы с собой световое оборудование?

Принципом моей съёмки является использование исключительно естественного света и минимума оборудования. Я ношу с собой вспышку в рюкзаке, но практически никогда её не использую – только в самом крайнем случае, когда нет света вообще. К тому же, последние модели камеры Nikon дают возможность снимать практически в любых световых условиях, самых сложных, и почти при полном отсутствии света.

- Бывают ли случаи, когда человек остается недоволен результатом? И как фотографы поступают в таком случае?

Если я скажу, что абсолютно все клиенты счастливы теми фотографиями, которые я делаю, я, наверное, слукавлю. Было два или три раза так, что результат не совсем соответствовал тому, чего хотели молодожёны. Я точно знаю, что чаще всего это происходит от того, что клиенты не совсем «мои», в том смысле, что они пришли по рекомендации своих друзей. Но те друзья изучили то, что я делаю: им понравился мой стиль, моя съёмка, они хотели получить такой результат, и они его получили. У них же были вкусы другие, соответственно и ожидания другие, и, может быть, поэтому они и получили несколько другой результат, нежели ожидали.

Это, повторяюсь, крайне редкий случай, можно сказать, исключение из правил. Но даже если так и происходит, то я договариваюсь с парой о дополнительной съёмке и стараюсь уже доснять в том стиле, в котором они хотят. Для меня очень важно, чтобы пара осталась, в конечном счёте, довольна, и чтобы её впечатления абсолютно ничем не были омрачены, и я стараюсь сделать всё, даже если мне приходится поступаться своим временем или деньгами.

- Нужно ли общаться с молодоженами заранее?

Безусловно. Когда съёмка делается без всякой подготовки и без знакомства с клиентом, трудно рассчитывать на прекрасный результат. Но в большинстве случаев в таких ситуациях я обычно провожу очень хорошую, качественную съёмку, хотя и в первый раз вижу клиентов во время съёмки. Это меня нисколько не смущает, но всегда есть доля вероятности, что что-то может людям не понравиться.

- Как раскрепостить и расслабить пару, когда идет съемка только молодоженов?

Я не работаю с актёрами, которые могли бы сыграть любые чувства и любые эмоции. А заставить их играть – значит обречь фотографии на фальшь. Поскольку люди не актёры, они зажаты, стеснительны, естественно, всё это проявляется на фотографии. И чтобы вывести их из этого состояния, я стараюсь отвлечь их разговором, снимать в те моменты, когда они не ожидают и не думают о съёмке. Или же я прошу пару максимально двигаться, и в процессе этих передвижений они забывают о фотосессии, и я ловлю моменты их естественного органичного состояния.

Молодожены не всегда знают, чего хотят: нежного или просто красивого. Как вы подбираете стилистику будущих фотографий?

Я стараюсь никогда под вкусы своих клиентов не работать. У меня нет ни одной фотографии, которую можно было бы отнести к разделу фэшн, и клиентов, которые выбирают такие фотографии, я бы не хотел видеть в числе своих. Все мои фотографии жанровые - они скорее близки к репортажно-постановочному стилю. Я бы сказал, что это такое «Свадебное кино». Поскольку я очень люблю кинематограф, и в смысле фотографии он на меня оказал очень сильное влияние, я стараюсь на снимках создать атмосферу кино.

- Сколько процентов фотографий вы посвящаете молодоженам, сколько гостям?

Как ни удивительно, гостям гораздо больше посвящаю, чем молодожёнам. В течение дня получается примерно 1000 фотографий, из этого количества самим молодожёнам посвящены фотографий 300, не больше. Остальные 70% – это репортажные и портретные фотографии гостей и родственников в самых разнообразных ситуациях. В них вся атмосфера свадьбы.

- В чем секрет хорошей свадебной фотографии?

Секрет в видении фотографа, в его владении своим ремеслом, понимании того, как работает оптика и как найти способ найти выразительную картинку и сделать не просто шаблонную фотографию, а такую, чтобы она выделялась. Поэтому фотограф должен работать как локационная станция: постоянно мониторить окружающее пространство, и должен, конечно, фонтанировать идеями, чтобы ни на минуту не дать своим клиентам повода для сомнения. Как только фотограф тормозит, начинает думать, запинаться, это моментально передаётся клиентам, и рушится вся атмосфера доверия к фотографу, и результат может быть плачевным.

Очень часто начинающие фотографы учатся, копируя работы тех, кого они выбрали для себя в качестве примера. Что вы об этом думаете?

Безусловно, надо копировать, поскольку стиль и собственное видение не рождаются моментально у фотографа. Новое поколение художников в процессе осмысления и повторения опыта художников, которые были до них, приобретают свой стиль. То есть компиляция стилей всех фотографов, плюс ещё привнесение личного отношения к окружающему миру и называется стилем, поэтому, безусловно, надо отсылать себя к работам фотографов уже известных, и я думаю, что это лучший ход.

- В какой момент вы поняли, что родился ваш личный стиль?

Я не думаю, что у меня есть какой-то свой чётко прослеживающийся стиль, поскольку я стараюсь быть разнообразным, не замыкаться, быть свободным. А человек, который строго следует своему стилю и хочет быть узнаваем, должен работать в жёстко заданном ключе, следовать определённой форме. Для меня самое главное, чтобы фотография цепляла, была выразительной, запоминалась, нравилась людям своей необычностью. Соответствует это какому-то стилю или нет, меня волнует в меньшей степени.

- Как вы пришли к идее мастер-классов?

И тут началась волна мастер-классов. Эта идея витала в воздухе, и я не то чтобы к ней стремился, но всегда был готов. Мне позволили из Краснодара и попросили провели мастер-класс. Я тут же дал согласие, приехал в этот город, провёл мастер-класс, который прошёл с очень большим успехом: было много людей, и по его итогам был снят фильм.

Я был очень вдохновлён тем, как люди восприняли мою подачу материала. И когда я увидел результаты - эти горящие глаза, письма, которые мне потом прислали, и отзывы, я понял, что нельзя на этом останавливаться. И я сам заряжаюсь от этого процесса, и мне это тоже многое даёт: я очень люблю общаться с людьми, и мастер-классы позволяют это делать.

Одного-двух дней мастер-классов крайне мало для того, чтобы у человека изменилось мировоззрение, но если это происходит, то это дорогого стоит. Это очень сильное чувство, когда ты видишь, что человек резко повернул свой вектор развития в правильном направлении. Я стараюсь сделать так, чтобы у людей выросли крылья, чтобы после мастер-классов они почувствовали, что готовы лететь. Я все силы прилагаю на то, чтобы вызвать у людей мотивацию взять фотоаппарат и быстрее бежать, снимать волшебные кадры, к которым я их готовлю.

Важно, чтобы у человека произошёл слом, как говорят сейчас, разрыв шаблона, и чтобы человек понял, что он может творить, как это делается, и что в этом сложного ничего нет. Наверное, самое главное – раскрыть глаза человеку.

- Каждый ли человек может попасть на ваш мастер-класс?

Абсолютно. Бывают мастер-классы, на которых есть и начинающие, и профессионалы. Я стараюсь так подать материал, чтобы это было интересно всем. Часто ко мне приходят люди вообще без фотоаппарата - просто проникнуться атмосферой и увидеть процесс.

- Наблюдаете ли вы за изменениями творчества людей, которые были на мастер-классах?

Конечно: они мне часто присылают фотографии, с некоторыми я общаюсь уже не один год. Более того, некоторые приходят ко мне не один раз на мастер-классы. Есть даже категория людей, которые стараются на каждый мастер-класс попасть. Это бесценно, и это своеобразный отзыв о моей работе.

- Есть ли у вас проекты, которыми вы занимаетесь просто для души?

Безусловно. Во-первых, я свадьбы снимаю для души. Если бы свадьбы не приносили мне удовольствие, я бы не занимался этим вообще. Только любовь к свадебной съёмке не позволят мне уйти, и никакое количество денег не сможет мне компенсировать занятие нелюбимой работой, потому что удовольствие я получаю, снимая свадьбы.

Но, кроме этого, я делаю и собственные проекты. Если я еду в какое-нибудь интересное место, я обязательно там провожу съёмку: приглашаю местную пару и снимаю её в каких-то ситуациях, которые для меня интересны. Например, я поехал в Азию на озеро Иссык-Куль. Место волшебное, живописнейшее: голубое озеро, обрамлённое снежными горами. Я взял в прокат машину и через знакомых нашёл девушку и молодого человека, которые хотели бы составить мне компанию и получить в результате интересную съёмку. И вот я с ними путешествовал по берегу озера и снимал пейзажи. Для меня интересен не сам по себе пейзаж, а именно люди, органично вживлённые в этот пейзаж, пара - он и она. И для меня пытаться найти в этом сочетании красивые образы является удовольствием и любимым времяпрепровождением.

- Вы изучаете место до того, как отправиться туда?

Нет, я всегда полагаюсь на спонтанность, на какой-то неожиданный поворот. Самое интересное и приятное в жизни - это то, что не запланировано.

- Что для вас значит фотография?

Фотография – это образ жизни, способ, которым я познаю этот мир. Это путь, по которому мне хочется идти. Всё рождено светом, и фотография рождена светом: мне кажется, это уникальное сочетание – начала жизни и начала фотографии. И наблюдать за светом, за всем разнообразием его проявлений и за человеком, освещённым этим светом, для меня и есть смысл жизни.