Машина везущая больных на диализ. Дорога к месту диализа должна оплачиваться государством, считают в «Нефролиге

Обеспокоенные пациенты получили ответ: «Транспортировка пациентов на сеансы заместительной почечной терапии методом гемодиализа не входит в функции скорой медицинской помощи». И это действительно так: служба скорой медицинской помощи существует для оказания экстренной помощи при жизнеугрожающих состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Тем не менее, до сих пор именно на машинах «Скорой помощи» доставляли ослабленных пациентов с ХПН на диализ и обратно.

Чем объясняется неэкономное расходование рабочего времени специализированных бригад «Скорой» на обычную транспортировку пациентов , с которой может справиться более дешевый сантранспорт, неясно. Только с переводом финансирования службы «Скорой помощи» в систему ОМС эта функция с нее снимается. Что, в общем, правильно. Но что при этом делать пациентам, которым сообщили, что с 1 января их доставкой на процедуры будут заниматься центры гемодиализа, у которых никогда не было собственного сантранспорта? Готовы ли центры обеспечить своим пациентам транспортировку на процедуры? «Доктор Питер» задал этот вопрос руководителям медицинских учреждений Петербурга.

Анатолий Каган, главный врач городской детской больницы №1 :

Не понимаю мотивы принятия такого решения. Есть больные, которым надо помогать добираться к месту лечения, а не оставлять их один на один с болезнью, ведь в результате пострадают именно они. Мы в любом случае не бросим своих пациентов. Не повезет «Скорая помощь», повезем на своем транспорте. Несмотря на то, что у нас нет лицензии на санитарные перевозки. Но я другого выхода не вижу.

Радислав Домашенко, административный директор ООО «Центр диализа Санкт-Петербург» :

Пока, кроме того, что правила доставки пациентов на гемодиализ будут изменены, нам ничего неизвестно. Если не служба «Скорой помощи» будет доставлять пациентов, то кто? Собственных машин у нас нет. В городе много перевозчиков, мы должны заключать с ними договоры на обслуживание пациентов. Но кто будет его оплачивать? Предполагалось, что стоимость доставки пациентов войдет в тариф ОМС на услугу гемодиализа. Но все пока только на словах. Нет и диспетчерской, которая будет регулировать время проведения процедуры для каждого пациента, направление к нему сантранспорта. Для этого нужно перестраивать всю систему. У нас 300 пациентов из разных районов города — их везут к нам, на Северный проспект из Металлостроя, Авангардной улицы, из центра города. Не потому, что мы так хотим, а потому, что как только освобождается место, его срочно нужно предоставить наиболее нуждающемуся, независимо от места его проживания.

Анатолий Рывкин, главный врач Городской больницы № 31 :

Нам сообщили, что в январе сохранится существующая система развозки и доставки пациентов на процедуру. Потому что к 1 января решить эту проблему уже никто не успеет. А с февраля клиники, в которых проводится процедура гемодиализа, должны будут покупать эту услугу у сторонних организаций. При этом к тарифу на 1 процедуру фонд ОМС добавил сумму в 156 рублей. Какой перевозчик возьмется за такие деньги везти пациентов из одного конца города в другой, ждать 4 часа (время проведения процедуры) и везти обратно? Потребность — минимум 500 рублей на одну процедуру. Чтобы уложиться хотя бы в эту сумму, Городской нефрологический центр сейчас занимается перераспределением пациентов: если прежде они доставлялись в любой Центр гемодиализа, в котором освобождалось место, то теперь страдающие ХПН будут получать процедуры в центрах, наиболее близких к месту проживания. В январе мы должны будем объявлять конкурс на услугу по транспортировке пациентов в центр. Но конкурсы у нас проходят непредсказуемо. Успеем ли за месяц решить все эти организационные проблемы, никто не знает.

Петербургский фонд ОМС сэкономил, комитет по здравоохранению не успел организовать, а в итоге страдают пациенты и коллективы диализных центров, не понимающие, как им работать в новых условиях. Правда, как сообщил «Доктору Питеру» главный нефролог Петербурга профессор Александр Земченков, до 1 февраля будет определен новый тариф и проведены конкурсные процедуры по выбору организации, которая займется доставкой пациентов на гемодиализ и обратно: «Это не чья-то злая воля. По закону, медицинская помощь, прежде финансировавшаяся из городского бюджета, должна перемещаться в систему ОМС. Окажется в новых условиях доставка хуже или лучше? Наша задача, сделать, чтобы было лучше. В январе в Центры гемодиализа пациенты будут доставляться по старой схеме - на машинах «Скорой помощи».

Доктор Питер

Пациентам, у которых хроническая почечная недостаточность перешла в крайнюю стадию проводят постоянные процедуры в гемодиализном центре. Диализ – это процесс очищение крови через аппарат «искусственная почка». Больной вынужден проводить несколько часов в одном положении, пока его кровь через катетер, шунт или вживленную фистулу прогоняют через специальное оборудование.

Перевозка больных на гемодиализ по Москве

Поначалу процедуры оказываются амбулаторно, но затем человека могут отпускать домой. Несмотря на то, что после проведения сеанса общее состояние организма может не соответствовать норме, «Скорая помощь» официально не обязана осуществлять транспортировку домой. Оказание подобной услуги не заложено в государственный бюджет. Несмотря на общую слабость и постоянные скачки давления, человек вынужден делать вызов такси и подниматься в свою квартиру самостоятельно.

Перевозка гемодиализ

Наша компания готова оказать для Вас такую услугу, как перевозка больных гемодиализом. В Москве насчитывается несколько диализных центров. Наша логистика позволяет быстро подъехать к каждому из них. Обращаясь к нам, Вы можете быть уверены, что:

  • Мы способны перевезти человека в лежачем положении;
  • При желании возможна доставка на любой этаж;
  • Мы работаем по Москве и Московской области;
  • Парк специализированных транспортных средств позволяет довезти больного без тряски в любое место.

Перевозка от диализной станции до дома осуществляется профессиональными водителями на иномарках. В наличии имеются специальные кресла-каталки. Они могут переводится медицинским персоналом из сидячего положения в лежачее вместе с больным. Такое удобство позволяет удобно перевезти с место на место человека, даже не разбудив его, если он уснет от утомительного сеанса очистки крови.

Удивительно, но об этом до сих пор продолжают спорить и пациенты, и чиновники – хотя еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является ее неотъемлемой частью .

Однако, увы! – слишком часто декларации в нашей жизни отличаются от этой самой жизни. Так что за права приходится бороться. Достижения в этой сфере зависят от социальной активности людей: где люди права «качают» — там закон начинают соблюдать, где мы молчим – чиновники пытаются на нас «сэкономить».

Много дней тому назад, добираясь в полуобморочном состоянии домой после очередного тяжелейшего сеанса гемодиализа, я с ужасом думал о моих иногородних коллегах – каково же приходится им? Мой троллейбус – худо-бедно, минут через 20-25 высадит меня недалеко от дома. Они жедо спасительной постели часами – кто на попутке, кто заказывая машину, отдавая значительную часть и без того не слишком значительной пенсии!

Сейчас, к счастью, ситуация начинает меняться. В Саранске , где я проживаю, расположен один из лучших в стране диализных центров – спасибо немецкому «Фрезениусу». Пациенты уже не падают в троллейбусах. Но все равно для многих проезд в общественном транспорте после 4-часового сеанса гемодиализа – не прогулка по городу. Но иногородние пациенты так и добираются к месту лечения кто как может. А разговоры об организации специализированного транспорта или хотя бы какой-то денежной компенсации транспортных затрат – то есть о соблюдении давным давно принятого закона! – так и остаются разговорами.

Что посоветовать в этой ситуации? Рецепт один – отстаивать свои права. Недавно обеспечить доставку на гемодиализ пациентов с почечной недостаточностью прокуратура обязала Минздрав Челябинской области . Прокурор области Александр Войтович, которого замучили своими жалобами диализники (всего их в области более 900), обратился в суд с заявлением «о понуждении регионального министерства здравоохранения организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно». И выиграл.

Центральный районный суд города Челябинска удовлетворил исковые требования прокурора области. Решение суда вступило в законную силу. Во исполнение решения суда органы государственной власти должны разработать механизм доставки больных к месту лечения и обратно по графику гемодиализа. За исполнением решения суда прокуратурой установлен контроль.

С решением суда вы можете ознакомиться на сайте суда (http://centr.chel.sudrf.ru ) .

Во многих областях организовывают «социальное такси», занимающееся льготной или даже бесплатной доставкой инвалидов. Причем не только к больницам, но и ко всем объектам социальной инфраструктуры – поликлиникам, собесам, пенсионным фондам.

Так, социального такси Пензенской области , действующее уже несколько лет, с 1 июля 2013 года меняет порядок работы, теперь инвалиды смогут воспользоваться им бесплатно. Перевозить их будут автомобили «ГАЗель» с использованием специально оборудованных подъемными устройствами (см. официальный портал правительства Пензенской области: http://www.penza.ru/news/2013/05/28/14592717 ).

По информации Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, до настоящего времени инвалиды оплачивали 30% расходов за данную услугу, а 70% компенсировалось за счет городского бюджета. С 1 июля 2013 года в бюджете Пензенской области на эти цели заложено 2 миллиона рублей. Данная услуга будет оказываться гражданам бесплатно на условиях софинансирования из областного и муниципальных бюджетов.

Посмотрим, как это получится на практике.

А это еще одна история отстаивания своих прав. Житель Сергиева Посада Московской области, трижды в неделю добирающийся за счет собственных средств на гемодиализ в Москву, обратился в районный суд, требуя предоставить специализированный транспорт для доставки в медицинский центр. Обращения в районную администрацию ничего не дали – чиновники отвечали, что в законе о бюджете расходы подобного рода не предусмотрены.

Кроме организации транспорта гражданин потребовал оплатить ему горюче-смазочные материалы и техническое обслуживание транспортного средства, используемого для транспортировки. Плюс, естественно, оплата морального ущерба.

Однако в судебном заседании стороны пришли к мировому соглашению, и 8 сентября 2006 года федеральный судья Г.В. Борисова его утвердила. Согласно документу, Департамент здравоохранения Сергиево-Посадского района обеспечивает пожизненно доставку гражданина неспециализированным автотранспортом от места жительства до клиники для проведения гемодиализа и обратно три раза в неделю (по графику гемодиализа). В «ответ» гражданин отказывается от предъявленных требований по возмещению материальных затрат и морального вреда.

/читайте текст искового заявления и определения суда /.

А это видео о том, как решается эта проблема в Новосибирской области (запись декабря 2012 г):

В Волгоградской области проблему доставки пациентов на гемодиализ решили возложить на поликлиники по месту жительства. По крайней мере, об этом было объявлено на официальном портале администрации Волгоградской области (13.01.20013 ).

Такое решение, по словам министра здравоохранения области Владимира Шкарина, было принято правительством региона совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования – это будет оформлено в виде поправок к проекту закона Волгоградской области «О территориальной программе государственных гарантий на 2013 год».

Как рассказал Владимир Шкарин, амбулаторно-поликлинические учреждения, за которыми закреплены пациенты, будут либо самостоятельно осуществлять их доставку транспортом, либо заключать для этого договор со сторонней организацией. Финансирование расходов решено производить за счет средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, транспортное обеспечение для прохождения процедуры гемодиализа пациентами в Волгоградской области сохранится.

Читайте у нас на сайте о проблеме доставки на гемодиализ:

*

*

*

*

* р

Читайте о гемодиализе, о проблемах пациентов на гемодиализе у нас на сайте:

*

*

*

*

*

*

*

*

«Медицинская помощь при болезнях мочеполовой системы, включая проведение гемодиализа, осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования, однако проезд пациента до места проведения заместительной почечной терапии и обратно не включён в тариф на оплату медицинской помощи, и поэтому не может осуществляться за счёт средств обязательного медицинского страхования», - Татьяна Кусайко.

По мнению сенатора, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии - неотъемлемая часть оказываемой специализированной медицинской услуги. По словам сенатора, на сегодняшний день обозначенная проблема настолько актуальна, злободневна и требует скорейшего решения, что вошла в перечень поручений Президента РФ.

Участники совещания, посвященного этой теме пришли к выводу, что в Порядок оказания нефрологической помощи взрослому населению необходимо внести Положение о транспортировке пациентов.

В Комитете Совета Федерации по социальной политике прошло совещание, посвященное проблеме транспортировки больных к месту проведения амбулаторного гемодиализа, а именно определению источника финансирования транспортировки граждан, нуждающихся в проведении гемодиализа. Мероприятие провела член Комитета СФ Татьяна Кусайко.

По словам сенатора, на сегодняшний день обозначенная проблема настолько актуальна, злободневна и требует скорейшего решения, что вошла в перечень поручений Президента РФ.

«Медицинская помощь при болезнях мочеполовой системы, включая проведение гемодиализа, осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования, однако проезд пациента до места проведения заместительной почечной терапии и обратно не включён в тариф на оплату медицинской помощи, и поэтому не может осуществляться за счёт средств обязательного медицинского страхования», - пояснила законодатель.

По мнению Татьяны Кусайко, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии - неотъемлемая часть оказываемой специализированной медицинской услуги.

Как отметили участники совещания, основная проблема в транспортировке таких больных заключается в том, что диализные центры расположены в крупных населённых пунктах, и это усложняет доставку пациентов из отдалённых поселений.

Татьяна Кусайко указала на то, что по закону создание условий для оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи является полномочием органов местного самоуправления, однако справляются с этим не все регионы.

«Каждый субъект РФ решает эту проблему по‑своему: одни регионы изыскивают средства на возмещение транспортных расходов, в других больницам или самим пациентам приходится решать вопрос транспортировки через суд, как это было, например, в Ульяновской и Мурманской областях», - сообщила парламентарий.

Во исполнение поручений Президента России по итогам «прямой линии» Министерству здравоохранения РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству финансов РФ, ФОМС и Фонду социального страхования России совместно с главами регионов было поручено рассмотреть вопрос об источниках финансового обеспечения предоставления этой услуги транспортировки.

Участники совещания пришли к выводу, что пробелов в федеральном законодательстве, касающихся оказания медицинской услуги гемодиализа нет, однако, по их мнению, в Порядок оказания нефрологической помощи взрослому населению необходимо внести Положение о транспортировке пациентов.

В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя профильного Комитета СФ Людмила Кононова, члены Комитета СФ Владимир Круглый и Елена Попова, главный внештатный специалист нефролог Министерства здравоохранения РФ Евгений Шилов, представители профессионального сообщества.

Жизнь больных с почечной недостаточностью, нуждающихся в диализе и живущих в отдаленных от райцентров районах, под угрозой: государство перестало оплачивать транспортировку к месту диализа. Между тем в некоторых регионах удалось добиться оплаты транспортировки по суду.

Так, в Костромской инвалидам с почечной недостаточностью, которые необходим диализ, пришлось через суд добиваться, чтобы доставка их до места процедуры была оплачена государством. На ситуацию обратила внимание прокуратура.

После этого местные власти пересмотрели свое отношение к проблеме. Они нашли перевозчика, который по договору согласился возить инвалидов из отдаленного района на лечение в Кострому, забирая каждого пациента из дома.

Единичный ли это случай? В чем причина таких эксцессов? Портал Милосердие.RU обратился за разъяснением к Людмиле Кондрашовой, председателю правления межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» . Вот что она рассказала:

Федерального акта, который бы регулировал транспортировку пациентов к месту диализа и обратно, не существует. Мы уже четыре года бьемся за изменения в законодательстве - хотелось бы, чтобы транспортировка пациентов вошла в тарифы ОМС на диализ так же, как туда входит зарплата медикам, расходные материалы и так далее. Но, к сожалению, этого не происходит. Наоборот, вышло письмо Минздрава, в котором говорится, что перевозка в тарифы ОМС не входит. Однако доставка пациента к месту диализа - это неотъемлемая часть гемодиализа. Если пациент пропускает две процедуры, он умрет. Отсутствие транспортировки для многих станет концом.

У нас были случаи, когда пациенты не смогли попасть вовремя в центр диализа и умирали - в Мурманской области, к примеру, где больной жил за 200 км от больницы и ему не на чем было ехать. Здесь мы суд проиграли, несмотря на это.

В суд мы подавали несколько раз. Выиграли в Челябинске. Но в регионах интересная складывается ситуация. Суд выигрываем мы, а местные власти выставляют услугу перевозки на тендер. Но на него никто не выходит, потому что по той цене, которую регионы обещают платить за перевозку, этого никто делать не хочет. В Челябинске именно такая ситуация - решение суда есть, но оно до сих пор не исполнено.

Отменили перевозку в Сочи, в районе Лазаревского. Есть жалобы из Белгородской области, где в одном из районов пациентов заставляют платить за проезд.

Вообще вопрос отмены перевозки висит в воздухе в связи с реформой здравоохранения. 40 процентов пациентов, которые находятся на диализе, - люди маломобильные. Диализ их не реабилитирует настолько, чтобы они обрели мобильность. Есть часть сохранных пациентов, безусловно. Но больше - с тяжелым диабетом, с осложнениями, с гиперпаретериозом. К сожалению, препараты, которые могут облегчить жизнь таким пациентам, в нашей стране малодоступны, несмотря на то, что они зарегистрированы в России.

Диализ - процедура фактически реанимационная. Проводится она в присутствии медицинского персонала, у которого есть препараты реанимационного назначения. Может случиться разное, ведь процедура долгая, резко упасть давление: бывали случаи, когда люди умирали на обратной дороге - падали, но никто не обращал на них внимания.

Ситуация с перевозкой очень тревожная. И самое верное здесь - идти судебным путем. Но не всегда на месте, особенно там, где у нашей организации нет региональных представительств, мы можем найти человека, который взялся бы за дело. Есть, конечно, два юриста, которые помогают всем, кто к ним обращается за помощью.

Транспортировка - неотъемлемая часть гемодиализа. Пропуск процедуры здесь невозможен.