Мексидол: аналоги по составу и механизму действия, в таблетках и ампулах — дешевые, импортные. Лучшая информация! Мексикор: инструкция по применению, аналоги и отзывы, цены в аптеках России

Основоположники Современные представители

М. аль-Хин, аш-Шурбаджи
М. аль-Буга, аз-Зухейли

Страны:

Египет, Сирия, Малайзия
Палестина, Ирак, Сомали
Ливан, Индия, Пакистан
Индонезия, Иордания
Коморские Острова и др.

Регионы

РФ: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария

Количество членов:

неизвестно

Вероубеждение: Источники права: Союзники:

суннитские мазхабы

Источники

Для вынесения правового решения (фетвы) шафиитские правоведы используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, единодушное мнение авторитетных правоведов, мнение сподвижников пророка Мухаммеда, суждения по аналогии , и истихсаб .

Распространение

Шафиитская литература

Напишите отзыв о статье "Шафиитский мазхаб"

Примечания

  1. Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  2. Али-заде, А. А. Ансар , 2007 .
  3. deprel.ru
  4. freereligion.ru
  5. , с. 252.

Литература

  • Али-заде, А. А. : [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 266 с. - (Словари). - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-15934-7 .

Отрывок, характеризующий Шафиитский мазхаб

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

Оригинал взят у mehdi_shams в "Хукм" сокрытия лица и кистей рук в шафиитском мазхабе

Говорит шейх Мухаммад Адиб аль-Кялькаль аш-Шафии, да хранит его Аллах Таала, в книге "Хукмуль ислам фи нназари валь аура" (стр. 30)

"Согласно мнению шафиитов, при рассмотрении вопроса об обнажении женщиной лица и кистей рук следует рассмотреть три возможных ситуации:

1. При взгляде на эти обнаженные лицо и кисти рук существует серьезная опасность впадения в смуту, которая может привести к недозволенной половой связи или к желанию уединиться с посторонней женщиной. В таком случае и взгляд, и обнажение указанных частей тела является абсолютно запретным согласно единодушному мнению исламских ученых, как указал на это имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах Таала.

2. При взгляде на открытые лицо и кисти рук мужчина испытывает сексуальное наслаждение, которое, впрочем, не настолько сильно, чтобы ввергнуть человека в смуту. Однако и в этом случае на женщине лежит обязанность сокрытия лица и рук от кончиков пальцев и до самого запястья, как с внешней, так и внутренней стороны.

3. При взгляде на указанные части тела мужчина не испытывает полового влечения, равным образом не существует ни малейшей опасности впадения в смуту. Относительно такой ситуации шафииты высказывают следующих два мнения:

а. Согласно верному мнению, не дозволяется смотреть на обнаженные лицо и кисти рук женщины в любом случае, даже когда мужчина не опасается смуты и не испытывает сексуального наслаждения во время обращения взгляда. Данное мнение высказали следующие шафиитские ученые:

ан-Навави в книге "аль-Минхадж";

аль-Истахри;

Абу Али ат-Табари;

Абу Мухаммад;

Абу Исхак аш-Ширази;

ар-Раваяни;

И имам аль-Джувайни, да будет доволен им Аллах Таала, подтверждая истинность сей позиции, ссылается на согласие исламских шейхов относительно того, что женщинам не дозволяется покидать свои дома, обнажив лица свои. Также взгляд на женское лицо способствует возникновению полового влечения и сопряжен с возможностью впадения в смуту, которое может привести к прелюбодеянию. Ведь сказал Всевышний Аллах: "Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои" (сура ан-Нур, 30-ый аят).

Кроме того, стремление предотвратить пагубные последствия, а также отстранение от детального рассмотрения сих состояний (т.е. со страстью ли смотрят или без нее), как в случае уединения с посторонней женщиной (что есть "харам" в любом случае), более соответствует заложенным в Шариате высшим принципам нравственности и справедливости.

Сказал имам Такиюддин ас-Субки, да будет доволен им Аллах Таала:

"То что лицо женщины и кисти рук её являются "ауратом", с точки зрения взгляда на них (со стороны постороннего мужчины), но не с точки зрения условий действительности "ас-солята", более всего соответствует фикховым правилам (аль-Каваид), разработанным шафиитскими учеными".

б. Данная позиция состоит в дозволенности взгляда на лицо и кисти рук, а также в дозволенности обнажения их перед посторонним мужчиной при условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Сказал Всевышний Аллах в суре "ан-Нур" (31-ый аят):

"И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них". По мнению толкователей Курана, под словами Аллаха Таала "кроме того, что явлено из них" следует понимать дозволенность открытия лица и кистей рук. Данное мнение о дозволенности их обнажения имамы ан-Навави и ар-Рафии, да будет доволен ими обоими Аллах Таала, отнесли к большинству шафиитских шейхов. Сказано в книге "аль-Мугиммат":

"Это мнение - истина в виду того, что большинство шейхов разделяет его..."

Сказал имам аль-Булькыни, да будет доволен им Аллах Таала:

"Предпочтение одного мнения перед другим зависит от силы "далиля" из Курана и Сунны по степени явности указания на "хукм". Поэтому, если будешь исходить из слов Всевышнего Аллаха: "Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои" (сура ан-Нур, 30-ый аят), а также из шариатского принципа предотвращения дурных последствий (садду ззараиа), придешь к предпочтению мнения о запретности обнажения лица и кистей рук. Если же будешь исходить из слов Аллаха Таала: "И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них". (сура "ан-Нур", 31-ый аят), придешь к предпочтению мнения о дозволенности обнажения сих частей тела. Однако "фетва" мазхаба Шафии основывается на том, что говорит имам ан-Навави в книге "аль-Мингадж"".

То есть первое мнение, указывающее на недозволенность обнажения лица при любых обстоятельствах, есть самое предпочтительное мнение в шафиитском мазхабе".

(Здесь кончаются слова из книги "Хукмуль ислам фи нназари валь аура", стр. 30)

В конце следует сказать, что, хотя "фетва" в шафиитском мазхабе состоит в запретности взгляда на лицо и кисти рук, а также обнажения их при любых обстоятельствах, шафииту разрешено следовать второму мнению, состоящему в дозволенности открытия сих частей тела при обязательном условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Все это вследствие необходимости, состоящей в том, что большинство женщин сегодня выходит из дома на улицу и в общественные места. По этому вопросу имам Ибрагим аль-Байджури, да будет доволен им Аллах Таала, в "аль-Хашия" (том I, стр. 181) говорит:

"Дозволяется следование второму мнению особенно в наше время, когда многие-многие женщины выходят из дому на улицу и рынки".

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы - религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, - шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу - святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники - Коран и Сунна - написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре - ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб - одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был - потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса - создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу - Коран и Сунну (сборник хадисов - историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада - формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: "Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник".
  • Совершение намаза - пятикратной молитвы.
  • Пост в предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята - ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа - паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий - материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие - нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу - обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение - обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: "Я намереваюсь совершить фарз (суннат) ради Аллаха".
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль - полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести "Бисмиллях".
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти - к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов - 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует витр из 3 ракатов - 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) - "Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана"узубика минаннар".
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): "Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи "адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината "аршихи ва мидада калиматих". Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: "Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та"аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль "ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль "иззати "амма ясифун ва салямун "аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль "алямин".

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу - одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование - отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе - одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая - признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты

Что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 - 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Суфисты

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты - настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Асария

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Идеи

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба




Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.

Идеи

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание - ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов - VIII век, джарудитов - IX век.

Хуситы - движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.

Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы - современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты


Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов - Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Ибадиты

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты – самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера – Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов – по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Сирия, Иран, Аравия, Йемен, Восточная Африка, Ливан, эмигранты в англоязычных странах.

Идеи

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Факт

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Друзы

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие - смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Сирия, Ливан, Израиль.

Идеи

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

Такфириты

Что обозначает название

Такфир – обвинение в неверии.

Когда возникло

Преимущественно современное течение, XX век.

Идеи и обычаи

Радикальное направление, которое поощряет религиозных вопросов без собрания улемов, богословов и правоведов. Как некоторые хариджитские направления занимаются обвинениями в неверии и даже убийствами. Часты политические убийства. Ряд организаций признаны РФ террористическими и экстремистскими.

Кораниты

Когда возникло

Впервые подобные идеи были высказаны в IX веке, однако современное течение получило распространение в XX веке.

Идеи и обычаи

Отвергают авторитет хадисов и сунны и опираются только на Коран. Женщины могут становиться имамами, им необязательно носить хиджаб, а мужчинам необязательно носить бороду. Многоженство допускается лишь при усыновлении сирот. Паломничество в Мекку и обрезание необязательны.

Матуридиты

Суннитская школа религиозной мысли.

Что обозначает название

По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.

Когда возникло

Идеи

Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.

Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.

Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма.
Правовые школы ислама

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

Страны

Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России - татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.

Положения

Источники религиозного права - Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).

Маликитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Малика ибн Анаса

Когда возникло

Страны

Страны Северной Африки, Кувейт

Положения

Источники религиозного права - Коран (очевидные и недвусмысленные стихи), сунна, «деяния мединцев» (традиции Медины), фетвы (правовые решения) сподвижников, суждения по аналогии, предпочтительное решение проблемы при неясности в Откровении.

Шафиитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова аш-Шафии

Когда возникло

Страны

Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Ирак, Египет, Курдистан, Пакистан, Индия, Малайзия, Индонезия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Сомали.

Положения

Источники религиозного права - Коран и сунна (предпочтение Корану, явные и ясные смыслы), высказывания сподвижников пророка, не опровергнутые другими, их общее мнение, суждения по аналогии

Ханбалитский мазхаб

Что обозначает название

По имени мусульманского правоведа Ахмада ибн Ханбаля

Когда возникло

Страны

Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман

Положения

Источники религиозного права - Коран, сунна, фетвы и мнения сподвижников пророка, иджма (общее мнение богословов и правоведов), истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств). Признает открытыми исследования по религиозно-философским вопросам.

Джафаритский мазхаб

Единственный шиитский мазхаб, в отличие от предыдущих суннитских

Что обозначает название

По основателю - имаму Джафару ибн Мухаммаду ас-Садику

Когда возникло

Страны

Шииты Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана.

Положения

Источники религиозного права - Коран, сунна, иджма (единодушное мнение авторитетных духовных лиц) и акл («разум»). Признают самые первые хадисы сподвижников Мухаммеда, принцип «благоразумного скрывания веры» и временный брак.



Метки:

Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба : ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов Шариата.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

– согласованное мнение видных алимов (иджма"), в том числе сахабов Пророка (мир ему и благословение);

– суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);

– отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);

– вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право ("урф, или адаты). Элемент общего согласия, являющийся обязательным условием Шариата, придал этой системе гибкость и восприимчивость, позволив ей работать и развиваться на протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего дня, на огромной территории.

Религиозно-законодательная система, по своему предназначению, охватывала все стороны жизни мусульманина. Первоначально изучение религиозных законов получило распространение в Медине, когда она являлась столицей Халифата и все незнакомые проблемы, с которыми сталкивались мусульмане на новых территориях, решались здесь. Постепенно ведущее место в этой области перешло к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду, который стал крупнейшим центром просвещения в различных направлениях науки и религии. Именно здесь исламское правоведение превратилось в самостоятельную систематическую и серьёзную дисциплину.

Необходимость обращаться к юридическому обоснованию тех или иных норм в Исламе привела к появлению четырёх школ юриспруденции – мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных крупнейшими богословами и названных, впоследствии, их именами. Все они возникли в первое столетие правления Аббасидов и признаются в качестве авторитетных и канонических, вплоть до сегодняшнего дня. Вышеупомянутые положения разработки религиозно-правовых норм являются общими для всех четырёх мазхабов , хотя в каждой из них существуют свои особенности; присущие определённому мазхабу акценты и интерпретации в каких-то вопросах делают их самостоятельными. Эти четыре мазхаба следующие:

Мазхаб имама Абу Ханифы

Этот мазхаб основан имамом Абу Ханифой (ум. 767) и его учениками – Абу Юсуфом (ум. 798) и Мухаммедом аш-Шайбани (ум. ок. 804). Ханафитский мазхаб изначально следовал путём логических и рациональных рассуждений (асхаб ар-ра"й), опорными пунктами в IX-X вв. которого становятся Хорасан и Средняя Азия. Его придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы. В Османском султанате этот мазхаб был провозглашён государственным. На сегодняшний день последователи ханафитского мазхаба составляют примерно половину мусульманского населения Земли. Он распространён в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и стран СНГ (в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей и дагестанцев; частично в Азербайджане) также придерживаются мазхаба имам Абу Ханифы .

Мазхаб имама Малика

Этот мазхаб основан имамом Маликом ибн Анасом (ум. 795). Маликитская школа создавалась как рационалистическая (асхаб ар-ра"й). Здесь применялись принципы «независимого суждения ради общественной пользы» (истислах), суждения по аналогии (кияс), предпочтительного решения (истисхан). Точка зрения последователей маликитского мазхаба : «Всё, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному – разрешено (зара"и)». Сегодня мазхаба имам Малика придерживаются мусульмане Северной и Тропической Африки вплоть до Судана и Египта.

Мазхаб имама аш-Шафии

Этот мазхаб назван по имени своего основателя имама Мухаммада аш-Шафии (ум. 820). Шафиитский мазхаб уделяет особое внимание религиозным знаниям и комментариям сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и факихов из числа мединцев, хотя и не в такой сильной степени, как у маликитов. Последователи данного мазхаба признают принцип «суждения ради общественной пользы». Нормы обычая ("урф) могут служить подспорьем для решений, но на меньшем уровне, чем у последователей ханафитского мазхаба . Сложные логические рассуждения отвергаются. В целом, мазхаб имама аш-Шафии как бы занял нишу между сторонниками асхабу ар-ра"й и асхабу аль-хадис. Благодаря своей упрощённости, шафиитский мазхаб распространён весьма широко в Египте и Восточной Африке, в Малайзии и Индонезии, в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, на Бахрейне, в Восточной Индии, частично в Пакистане, Турции, Ираке и Йемене. Последователями этого мазхаба являются и российские мусульмане:чеченцы, ингуши, дагестанцы (кроме ногайцев).

Мазхаб имама Ахмада

Этот мазхаб основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. 855). Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в качестве основного источника права Коран. Вторым по значимости источником считалась Сунна Пророка (мир ему и благословение). Имам Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и благословение). Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье место в системе источников мусульманского права. Некогда распространённый в Ираке, Хорасане, Сирии и Хиджазе, сейчас ханбалитский мазхаб действует только в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Следует особо отметить то обстоятельство, что мазхабы возникали и развивались не как изолированные друг от друга группировки, а как сообщества, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, взаимопроникаемые и не имеющие чётко установленных границ. Лучшим свидетельством этого служит тот факт, что все богословы – основатели и крупные деятели мазхабов , являлись учениками друг друга (аш-Шайбани - ученик Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Малика, был учителем аш-Шафии; аш-Шафии, который учился также и у Малика, был учителем Ахмада ибн Ханбала; Абу Юсуф также был учителем Ибн Ханбала). На это нам указывает их отношение друг другу. Например, после нескольких лет, проведённых в Мекке, имам аш-Шафии отправился в Медину, где стал учеником великого Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За 9 дней имам аш-Шафии выучил его книгу «Муватта». Позже имам аш-Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал, я никогда это не забывал».

Когда имам Малик увидел его память, знание и остроумие, он воскликнул: «О, Абу Абдуллах, бойся Всевышнего и избегай грехов! Поистине тебя ждут великие дела. Аллах поместил в твоём сердце свет, так не гаси же его ослушанием Творца!»

Знаменитый учёный Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Имам Ахмад был особенно привязан к имаму аш-Шафии, что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам Шафии также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений и выдающуюся учёность. Аш-Шафии, несмотря на то, что он был видным учёным своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам Шафии назвал имама Ахмада «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».