Нельзя служить двум господам сразу аналогичная русская. «Никто не может служить двум господам

Кто из вас любит неопределенность? Зачастую люди говорят «не знаю», «может быть», «наверное». А Писание четко говорит: «Да или нет?» Писание говорит, что неопределенность это тоже грех. Сами люди избегают конкретных людей.

Слово «блуд» означает не только сексуальный грех, а блуждание от одного к другому, потому к третьему. Писание говорит определиться в том, Богу мы будем служить или чему-то другому. Мамона – это не только богатство, это стремление к своему благу во всем.

Иисус, обращаясь к людям, говорил им определиться в этом! Иисус однажды одному молодому человеку сказал, что не стоит ему за Ним идти, так как у Христа не было места, где голову преклонить. Почему Иисус так ответил? Потому что видел в том человеке другой интерес к Себе, молодому человеку хотелось славы Христа.

Люди, заблуждаясь, верят и в Бога и во что-то еще, ищут Бога и что-то еще.

Израиль вышел из Египта, видел все чудеса и знамения, но не оставил старое. Можно сказать так «Израиль вышел из Египта, но Египет не вышел из Израиля». Бог освободил их, но они не оставили свои идолы. Бог дал им другую жизнь, но они предпочли оставить старые привычки и обычаи. Пока Израильтяне были в Египте, они были рабами, но когда вышли в землю обетованную, они стали свободными. Есть разница? Это есть слепота человеческая.

Во все время Израильского народа, не смотря на все чудеса, которые Бог творил, народ везде и всегда имел языческие капища. Народ изощрялся до того, что ставил идолов в храме Бога. Даже Соломон, мудрейший человек во всем мире, поставил идолов в храме Бога. И сегодня верующие люди умудряются верить Богу, служить Ему и в тоже время иметь идолов. Почему так происходит? Люди прошлое не хотят оставить! Такие люди ни в семье, ни в служении, ни в работе – ни в чем неопределенные и неконкретные.

Вы должны определиться, Богу вы хотите служить или мамоне?! Не бывает так, что все сразу будет хорошо, как в кино. От трудностей нельзя бежать, нужно иметь ответственность. Только помните, что не получится и себе – своей греховной натуре угодить, и Богу. Можно угодить Богу, который благословит тебя в твоих делах! Ты доверил жизнь Господу? Так поступай, как Господь говорит!

На самом деле, тяжело жить человеку, который ни в чем не определился. Какой бы хитрый и умный человек не был, не сможет служить двум господам. Наша страна должна определиться, верующая она или нет. Проблемы не от того, что ресурсов нет, умных людей нет, а от того, что Христа нет.

Кроме Господа некому доверять. Не потому что все плохие, но ведь даже самый близкий человек не сможет понять тебя, как понимает Бог!

Сами посудите, Израильский народ блудодействовал, и что в результате происходило? Приходили большие проблемы и страдания! Когда царь блудодействовал, весь народ страдал! Поймите, пока вы будете блудодействовать, в вашей жизни, в служении, в горнице, проблемы и страдании не прекратятся. Когда в нашей жизни, в нашем сердце правит не Иисус Христос, тогда во всей жизни начинается хаос, бесы начинают расхищать всю жизнь, духовные проблемы появляются. Вор приходит для того, чтобы украсть, убить погубить.

Любые ваши проблемы только от того, что в сердце вашем есть идолы. Библия говорит, что мы храм Бога живого, потому смотрите, чтобы в вашем храме не было идолов! Господь говорит, что если мы выберем Его, мы выберем все, но если мы потеряем Его, мы потеряем все! Задумайтесь, к чему приводит блуд, идолопоклонство?.. К чему сегодня пришла наша страна?..

Пусть в нашем храме, в нашем сердце будет жертвенник только Господу Богу, будет чистота. Бог говорит, что если ты хочешь, чтобы была эта чистота, исполняй слово Мой, поступай, как оно говорит, тогда ни бесы, ни идолы не смогут проникнуть. Израильский народ знал слово и законы Божьи, но не исполнял их.

Сегодня вопрос не в знании слова, Библии, а в исполнении. С того, кто знает и не исполняет вдвое спросится. Насколько мы исполняем то, что говорит нам Бог? Насколько мы слушаемся Его? Пусть ничто в нашей жизни не станет идолом, но доверяйте Богу, и пусть Бог будет разоблачать нас! Все, что нужно нам, не оправдывать себя, а каиться. Даже не просто каиться за грех, а за то, что возлюбил что-то больше Бога! Соломон забыл, зачем ему богатство, потому стал грешить.

Свою жизнь начни восстанавливать с того, что войди в свой храм и начни его вычищать от всех идолов! Не запускай свой храм, свое сердце! Научись доверять Богу!!! Какая польза поклоняться идолам, когда у тебя есть такой всемогущий Бог!!! Бог – источник всей твоей жизни, всех благословений!

Почему мы забываем Бога, который делает для нас все, который жизнь Свою отдал?.. Неужели Бог, отдавший Сына Своего, не хочет благословить тебя???Бог приготовил великое будущее, тебе не нужно смотреть на то, что было в прошлом, в Египте, смотри на то, что Бог приготовил впереди!

Видишь ли, как Христос мало-помалу удаляет пристрастие к настоящим благам, и, предлагая обширное слово о презрении богатств, ниспровергает владычество сребролюбия? Он не удовлетворился тем, что сказал прежде, хотя говорил много и сильно; но присоединяет и другие побуждения, более грозные. Что может быть поразительнее теперь произнесенных слов, если богатство, в самом деле, может отлучить нас от служения Христу? И что вместе вожделеннее, если, презирая богатство, можем иметь истинное расположение и любовь к Христу? Что всегда говорил, то и ныне скажу: именно, подобно искусному врачу, показывающему, что от невнимания его советам происходит болезнь, а от повиновения здравие, Христос тем и другим, т. е., пользой и вредом, побуждает слушателей к повиновению словам Своим. Итак, смотри, как Христос, уничтожая препятствие, указывает и устраивает нашу пользу. Не потому только, говорит Он, вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу, и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более вы должны служить. Как прежде показал Он двоякий вред для собирающих богатство на земле - и тот, что собирают богатство там, где тля тлит, и тот, что не собирают его там, где стража самая безопасная, так и теперь показывает двоякий вред - и тот, что богатство удаляет нас от Бога, и тот, что оно порабощает маммоне. Впрочем, не тотчас выставляет это на вид, но наперед высказывает общие мысли, говоря таким образом: «». Здесь под двумя господами разумеет Он господ, приказывающих совсем противное один другому: иначе они не были бы и двоими. Ведь у множества веровавших «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32) . Хотя верные были разделены телом, но помыслом были одно. Потом, усиливая сказанное, Спаситель говорит: тот не только служить не будет, но еще возненавидит и отвратится. «Или одного будет ненавидеть », говорит Он, «а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть ». В двух этих изречениях Спаситель, кажется, выражает одну и ту же мысль; но не без причины говорит Он так, а с тем намерением, чтобы показать, как удобно перемениться на лучшее. Чтобы ты не говорил: я однажды и навсегда порабощен богатством, угнетен им, Он показывает, что возможно и перемениться, возможно перейти как на ту, так и на другую сторону. Итак, высказав общую мысль, чтобы заставить самого слушателя быть беспристрастным судьей слов Его и произнести суд на основании самого дела, Христос как скоро увидел, что слушатель соглашается с Его словами, тотчас открывает Свою мысль: «не можете », говорит, «служить Богу и маммоне ». Помыслим и ужаснемся, что заставили мы сказать Христа, - сравнить богатство с Богом! Если же и представить это ужасно, то не гораздо ли ужаснее на самом деле работать богатству, и его самовластное владычество предпочитать страху Божьему? Итак, что же - скажет кто-нибудь - ужели не могло быть этого у древних? Нисколько. Как же Авраам и Иов угодили Богу, спросишь ты? Не о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил маммоне; имел богатство и обладал им, был господином его, а не рабом. Он пользовался им как управитель чужого имения, не только не похищая чужого, но и собственное отдавая неимущим; и что всего более, он не услаждался тем, что имел у себя, как сам свидетельствовал об этом, говоря: «радовался ли я, что богатство мое было велико» (Иов. 31:25) ? Потому-то, и когда лишился богатства, не скорбел. Но ныне не таковы богатые; они, будучи несчастнее всякого пленника, платят дань маммоне, как некоему жестокому тирану. Любовь к богатству, овладев их сердцем, как бы некоторой крепостью, непрестанно дает им оттуда свои повеления, дышащие беззаконием, и ни один из них не противится этим повелениям. Итак, не мудрствуй излишне! Бог однажды и навсегда сказал, что служение Богу и маммоне не может быть соединено вместе. А потому ты не говори, что может быть соединено. Когда маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и собственное имущество; когда Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона - жить блудно; когда маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив, - обуздывать чрево; когда Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона - прилепляться к ним; когда маммона заставляет удивляться мраморам, стенам и крышам, а Бог - все это презирать и почитать истинную мудрость: как же ты говоришь, что служение Богу и маммоне может быть соединено вместе?

Далее, Христос назвал маммону госпожой, не потому, чтобы маммона по свойству своему была госпожой, но по причине жалкого состояния тех, кто раболепствует ей. Равным образом, и чрево называется богом не по достоинству, но по причине бедственного положения служащих ему, - что хуже всякого наказания и прежде муки может мучить плененного. В самом деле, каких осужденных не будут несчастнее те, которые, имея Господом Бога, свергают с себя Его кроткую власть, и добровольно покоряются жесточайшему мучительству, не смотря даже на то, что отсюда и в настоящей жизни происходит величайший вред? Отсюда вред несказанный, отсюда ссоры, обиды, распри, труды, слепота душевная; и, что всего несноснее, служение маммоне совершенно лишает небесных благ.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Сказал Спаситель падшим человекам, обнаружив пред человеками то состояние в которое они приведены падением. Так врач поведает больному состояние, в которое он приведен болезнью и которого сам больной понять не может. По причине душевного расстройства нашего, нам необходимо для спасения благовременное самоотвержение и отречение от мира. Никто же может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет . Опыты постоянно утверждают справедливость того воззрения на нравственную болезненность человеков, которое выразил всесвятый Врач в приведенных нами словах, сказанных с решительною определенностью: за удовлетворением суетных и греховных пожеланий всегда следует увлечение ими; за увлечением следует плен, умерщвление для всего духовного. Допустившие себе последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились им, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли погибелию вечною.

Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию: от исполнения первой исполнение второй оскверняется, соделывается непотребным. Так благовонное, драгоценное миро утрачивает достоинство свое от ничтожной примеси смрада. Тогда только, возвещает Бог чрез великого Пророка, благая земли снесте , когда произвольно послушаете Мене. Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста Господня глаголаша сия (Ис. I, 19 , 20).

О последовании Господу нашему Иисусу Христу.

Прп. Аммон

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Никто не может служить двум господам , - говорит Господь; поэтому вы не можете [творить] и Божие, и мирское, ибо не можете служить Богу и маммоне , [но должны служить] либо одному только Богу, либо только миру. Если вы боязливы, то не выходите на сражение, ибо нельзя быть [одновременно] и робким, и воином, как написано: «Кто малодушен, тот пусть не выходит на брань». Нельзя быть немощным [душой] и мужественным, добросовестным и безразличным, желать дружбы Божией и дружбы человеческой. Ведь любящий дружбу человеческую удаляется от дружбы Божией, поскольку написано: Даже до смерти подвизайся о истине (Сир. 4, 32) . Имеющий попечение об истине послушен закону Божиему, а послушный закону Божиему противоборствует попирающим его [бесам].

Фрагменты.

Прав. Иоанн Кронштадский

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Когда мы молимся, то в мыслях наших странным образом вертятся самые святые, высокие предметы наравне с предметами земными, житейскими, ничтожными, например: и Бог, и какой-либо любимый предмет, например деньги, какая-нибудь вещь, одежда, шляпа, часы или же какой-нибудь сладкий кусок, сладкий напиток, или какое-либо внешнее отличие - крест, орден, ленты, скуфья, камилавка и пр. Так мы легкомысленны, пристрастны, рассеянны! Это свойственно только разве язычникам, не ведающим истинного Бога и Сына Его Иисуса Христа с Духом Святым, а не христианам, коих сокровище не на земле, а на небе. Где же живая вода в нашем сердце, бьющая ключом живительным в сердцах, всецело преданных Богу? Её потому и нет, что она вытеснена из него житейскими суетами и пристрастиями. Не можете служить Богу и маммоне (см. также Лк. 16:13), говорит Истина.

Дневник. Том XVI. Апрель.

Блж. Иероним Стридонский

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

На сирском (Арамейском) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом (servit) богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин.

Блж. Августин

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Второй раз [Господь] сказал: о другом нерадеть , а не «ненавидеть». Ведь едва ли чья-нибудь совесть может ненавидеть Бога, однако она нерадеет , то есть не боится, словно не беспокоится о Его милости. От этой пренебрежительной и пагубной беспечности удерживает Дух Святой, когда говорит через пророка: Сыне, не прилагай грех ко грехам и не говори: «милосердие Его велико» (Сир. 5:5-6) . Ты не разумеешь, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2:4) ? Ибо чье столь великое милосердие может упоминаться, как не Того, Кто прощает все грехи обратившимся, и делает дикую маслину общником корня и сока оливы? И чья строгость столь велика, как не Того, Кто не пощадил природных ветвей, но отломил их из-за неверия? Но всякий, кто желает любить Бога и остерегается, как бы Его не оскорбить, не может позволить себе служить двум господам . И пусть он освободит искреннее стремление своего сердца от всякой двусмысленности! Ибо так он будет право мыслить о Господе; и в простоте сердца искать Его (Прем. 1:1) .

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Феофилакт Болгарский

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Никто не может служить двум господам

Под двумя господами разумеет тех, которые дают противоположные приказания. Мы, например, делаем своим господином дьявола, как и свое чрево богом, но наш Бог по природе и истинно есть Господь. Не можем мы работать Богу, когда работаем маммоне. Маммона же есть всякая неправда.

ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Видишь ли, что для богатого и неправедного невозможно служить Богу, ибо корыстолюбие отторгает его от Бога?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Никтоже может двема господинома работати: либо единого возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне

Никтоже может двема господинома работати: либо единого возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет

Приводит еще и другое соображение, более устрашающее, чтобы сильнее еще отклонить нас от любостяжания, показывая, что оно изгоняет нас от рабства Богу и приводит в рабство богатству. Сначала говорит о двух господах просто, без имени, чтобы заставить слушателей согласиться в истине сказанного. Затем и по имени называет тех, о которых была речь. Говорит о двух господах , представляющих противоположные требования. «Держится», т.е. повинуется.

Не можете Богу работати и мамоне

Вот открыл и имена двух упомянутых господ. Мамоною у евреев называется богатство, которое Он назвал господином по причине слабости тех, над которыми оно господствует. Что же? Разве Авраам не был богат? Или Иов и другие (праведники)? Да, они были богаты, но не раболепствовали богатству, а были господами его и раздавали его неимущим. Не можете Богу работати и мамоне , потому что Бог повелевает не только воздерживаться от чужого, но и свое дарить, мамона же наоборот: не только своего не давать, но не воздерживаться и от чужого. Бог повелевает обуздывать чрево, а мамона – уступать ему; Бог повелевает быть целомудренным, а мамона – блудодействовать и т. п.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Никто не может служить и прочее. Это - другой наглядный пример в разъяснение и доказательство того, что должно заботиться о стяжании истинного богатства на Небесах, которое несовместимо с привязанностью к сокровищам земным.

Двум господам . Разумеется два господина с различными и противоположными качествами и требованиями к слуге, которым вместе нет возможности удовлетворить (ср.: Златоуст и Феофилакт). В таком случае слуга одного стал бы ненавидеть, а другого любить: любовь и ненависть - противоположные чувства, несовместимые одно с другим (ср.: Мал. 1:2-3 ; Лк. 14:26 ; Лк. 16:13 ; Ин. 12:25 ; Рим. 9:13).

Усердствовать . Следствие и внешнее выражение любви.

Нерадеть . Следствие и обнаружение нелюбви или ненависти. Под образом этих двух господ с разными требованиями к слуге, несовместимыми для последнего, разумеются Бог и маммона. Маммона - сирское божество, которое почитали как бога-покровителя земных сокровищ и благ, или вообще богатства (как Плутос у греков). Не видно, чтобы иудеи, некогда столь склонные к поклонению чуждым богам, почитали когда-либо это божество, но они, как кажется, пользовались этим названием чуждого божества для обозначения богатства вообще. Пристрастие к стяжанию земных благ несовместимо со служением Богу; впрочем, богатство, как Божие благословение, при правильном отношении к нему, не препятствует служить Богу. Примеры - Авраам, Иов и другие праведники. «Не о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов богат был, но не служил маммоне, имел богатство и обладал им, был господином его, а не рабом. Он пользовался им как раздаятель чужого имения и не услаждался тем, что имел у себя» (Златоуст).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Вместо “одному усердствовать” лучше - “одного предпочитать и другим пренебрегать” (слав. “или единаго держится, о друзем же нерадити начнет ”). Обращает на себя прежде всего реальный смысл выражения: бывает ли действительно так, что человек не может служить двум господам? На это можно сказать, что нет правила без исключений. Но обыкновенно бывает так, что когда “много хозяев,” то рабская служба бывает не только трудна, но и невозможна. Даже в практических целях производится, поэтому, сосредоточение одной власти в одних руках. Затем обращает внимание еще конструкция речи. Не сказано: одного (τὸν ἕνα) будет ненавидеть и одного презирать, потому что в этом случае получилась бы ненужная тавтология. Но одного будет ненавидеть, одного будет предпочитать, другого будет любить, другого ненавидеть. Указываются два господина, резко отличные по характеру, что, по-видимому, выражено словом ἕτερος, которое (в отличие от ἄλλος) вообще означает родовое различие. Они совершенно разнородны и разнохарактерны. Поэтому “или” “или” не повторения, но предложения, обратные одно другому. Мейер выражает это так: “будет ненавидеть А и любить Б, или будет предпочитать А и презирать Б”. Указываются на разные отношения людей к двум господам, начиная с полной преданности и любви с одной стороны и ненависти с другой, и кончая простым, хотя бы даже и лицемерным, предпочтением или презрением. В промежутке между этими крайними состояниями можно подразумевать различные отношения большей или меньшей силы и напряженности. Опять чрезвычайное тонкое и психологическое изображение людских отношений. Из этого делается вывод, оправдываемый взятыми образами, хотя и без ούν: «не можете служить Богу и мамоне», - не просто «служить» (διακονεῖν), но быть рабами (δουλεύειν), находиться в полной власти. Очень хорошо объясняет это место Иероним: «ибо кто раб богатства, оберегает богатства, как раб; а кто сверг с себя рабское иго, тот распоряжается ими (богатствами), как господин». Слово мамона (не маммона и не маммонас, - удвоение м в этом слове доказано очень слабо, Блясс) - означает всякие роды обладания, наследия и приобретения, вообще всякое имущество и деньги. Находилось ли это, позднее образовавшееся, слово в еврейском, или оно может быть сведено к араб. слову, -сомнительно, хотя Августин и утверждает, что mammona у евреев называются богатства, и что с этим согласуется пуническое название, потому что lucrum на пуническом языке выражается словом mammon. У сирийцев в Антиохии слово было обычно, так что Иоанн Златоуст не счел нужным объяснить его, подставив вместо него χρυσός (золотая монета - Цан). Тертуллиан переводит мамона словом nummus. Что мамона есть название языческого бога, - это средневековая басня. Но маркиониты объясняли его преимущественно об иудейском боге, а Григорий Нисский считал его именем диавола Веельзевула.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Желая яснее показать, что в сердце человека не могут ужиться две заботы: забота об угождении Богу и забота о богатстве, Спаситель приводит еще пример: Никто не может служить двум господам, если они будут приказывать противное один другому: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить ; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть . Сначала Спаситель говорит просто о двух господах, не называя их по имени, чтобы заставить слушателей согласиться с тем, что Он говорит истину. Затем уже и по именам называет тех, кого Он разумеет под господами: Не можете служить Богу и маммоне, надобно вам выбрать кого-нибудь из двух: или Бога, или маммону. Маммоной у Сирийцев назывался бог или идол богатства, а Евреи под этим словом понимали просто богатство. «Маммона есть всякая неправда, - толкует блаженный Феофилакт, - неправда же - диавол. Мы поставляем себе в господина диавола, когда исполняем его волю, равно и наше чрево делаем богом; поэтому не можем мы работать Богу, если работаем маммоне». «Человек, - говорит блаженный Августин, - или Бога будет ненавидеть, а диавола любить, или диаволу станет усердствовать, а о Боге нерадеть. Так и бывает с людьми грешными, хотя они никогда не сознаются, что любят сатану, а Бога ненавидят». «Если ты раб житейских попечений, - говорит святитель Филарет, - то не можешь в то же время быть рабом Божиим». «Бог, - поучает святитель Златоуст, - однажды навсегда сказал, что служение Богу и маммоне не может быть вместе соединено. Ибо маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и свое; Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона жить блудно; маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог напротив - обуздывать чрево; Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона - прилепляться к ним; как же после этого ты говоришь, что служение Богу и маммоне может быть соединено вместе?»

Троицкие листки. №801-1050.

Какие критерии оценки выберешь – в такой системе координат и окажешься. Будут главные мерилом всего деньги и «эффективность» — вырастет поколение зацикленных на деньгах эгоистов. И это ещё в лучшем случае. Возьмешь в качестве критерия сильное государство, для которого приоритетом является достойная физическая и духовная жизнь его граждан – и молодые герои смогут при нападении врага закрыть грудью амбразуру, а ученые отправят человека в космос. Что является целью? Это важный вопрос для оценки жизни человека, политики государства, деятельности политика. Могут ли деньги быть критерием оценки?

"Нельзя служить двум господам

Выражение сложилось на основе следующего евангельского стиха (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 24): «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». «Маммона» означает «богатство».

Простая евангельская истина – нельзя служить и добру и злу одновременно. Нельзя поклоняться и Богу и золотому тельцу. И не потому, что – запрещено. Просто нельзя, физически. Как нельзя лететь в одном и том же самолёте в разные города. Правый ряд – в Москву, левый – в Вашингтон. Разорвётесь.

Коль пожелает человек накапливать богатство ради богатства, кто ж ему запретит. Каждый сам для себя решает, какие дороги он выбирает. Что для него важнее. Но в случае с государством решение этого вопроса относится к волеизъявлению людей, которые живут в этом государстве. А что про это сказано в Конституции России:

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, про служение маммоне ни слова! Российская Федерация – не коммерческое предприятие, которое существует ради прибыли. Задача нашего с вами государства обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека .

Но если глянуть вокруг, то говорить про соблюдение Конституции во многих житейских ситуациях не приходится. А многие чиновники высокого ранга, в том числе и в правительстве, кажется, вообще не понимают, в чём состоит их задача. Мы часто слышим об экономической целесообразности, но никогда о том, куда пойдут заработанные средства. Толи на медицину и образование, толи в благодарность «эффективному» менеджеру. Заработать заработали, но что с того? Государство не универсам. Государство должно о людях думать.

Что нужнее государству? Экономически эффективный ВУЗ, получающий плату от студентов или, исходя из государственных интересов, дать бесплатную, заслуженную возможность любому желающему получить высшее образование? Думаю, тут достаточно определиться, что первично – государство или ВУЗ.

Или вот ещё один пример. Что нужнее государству? Эффективная поликлиника, где клиентам приходится платить за обращение к врачу, или здоровые граждане? Тут мы должны понимать, что платной поликлинике выгодно, когда люди много болеют, что говорит о диаметрально противоположных интересах платной медицины и государства.

Государство не имеет права оставлять своего гражданина один на один с его проблемами. Государство не имеет права выпускать из своих рук контроль над ключевыми сферами жизнедеятельности страны (это я о Центральном Банке). Граждане создавали государство не деньги зарабатывать, а что бы жить лучше и безопаснее. Вот об этом и должны думать наши министры, а не о том, как много они заработают на том или ином проекте. Служение маммоне должно остаться в прошлом. Нельзя служить и государству и своему личному карману одновременно. Служение Государству и Народу должно стать нормой.

Для того, чтобы страна развивалась дальше, ради нашего общего благосостояния, ради наших детей – наша задача более активно проявлять гражданскую позицию. Поддержать тех, кто действительно идёт во власть ради народа, а не ради собственного кармана. Да, порой бывает сложно определить, кто есть кто. Отвечу словами Христа: «По делам их узнаете их». Все давно и хорошо знают, кто работает, а кто только обещает, и обещает, и обещает. Нам всем надо взяться и влить свежую, чистую кровь в органы государственного управления. Оздоровить и очистить государственный организм. Чтобы слуга народа – действительно служил именно народу, а не себе, кучке олигархов или иностранному государству.

Пришло время патриотов.

Пришло время «ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО

«Никтоже может двема господинома
работати: любо единого возлюбит, а
другаго возненавидит; или единаго
держится, о друзем же нерадити начнет.
Не можете Богу работати, и мамоне «

(Матф. 6, 24)

«Такие люди служат не Господу
нашему Иисусу Христу, а своему
чреву»
(Рим. 16, 18)

В наше время невероятной путаницы во всех понятиях, доходящей иногда до полного хаоса, и сумбура - безпорядочности в поступках и во всем поведении особенно благовременно каждому из нас, испытав свою совесть, задать себе вопрос: «Да кому мы, собственно говоря, служим? кому стараемся угодить и к чему стремимся?»

Сам Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди ясно указывает нам прямой путь христианской жизни, обличая тех людей, у которых нет цельности характера, а какая-то постоянная двойственность, всегда порождающая неискренность, лицемерие, притворство, фальшь. Это люди, которые любят «сидеть между двух стульев», угождать «и нашим и вашим», чтобы и тут и там не потерять. В конечном итоге такие люди приносят только вред и самим себе и другим людям: к себе они внушают недоверие, как люди ненадежные, неверные, на которых нельзя положиться, а в среду других они вносят разлад и разложение. Грош цена таким людям, и неудивительно, что все разумные и положительные люди от них сторонятся, находя их безпринципными оппортунистами.

«Никто не может служить двум господам», ясно сказал Господь: «не можете служить Богу и маммоне» (Mатф. 6, 24). «Маммона» - это сирское божество богатства, и под ней обычно понимаются все житейские блага: деньги, имения, слава, почести, удовольствия, наслаждения - все то, что так прельщает человека, сердце которого привязано к земному. Так вот Господь и убеждает нас, что невозможно совместить служение Богу и маммоне, то есть нельзя одновременно и Богу угождать и житейскими благами увлекаться. Что-нибудь одно: либо ты - раб Божий, и тогда, ради Бога, ты должен быть в состоянии презреть все земное, либо ты - друг мiру сему, лежащему во зле, князь которого диавол, и, следовательно, ты - враг Богу. В этом убеждает нас св. Апостол Иаков, говоря: «Дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4).

Почему так?

Потому что сердцу человеческому, по самой его природе, чужда двойственность: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Mатф. 6, 21). Когда человек усердно служит «маммоне» или «мiру сему, во зле лежащему», этот мiр захватывает его целиком в свои цепкие объятия и отвлекает его от служения Богу.

Одной из главных черт служения мiру является, по учению свв. отцев, многозаботливость. Это такое болезненное состояние души, когда человек весь поглощен заботой о завтрашнем дне: он весь - в будущем, постоянно «вне себя» и думает только о том, как бы побольше ему всего приобрести - накопить больше денег, получить побольше всякого имущества, добиться как можно более высокого положения, людских почестей и славы, получить насколько возможно больше всяких удовольствий и наслаждений, тешащих плоть. Эта бешеная погоня за житейскими благами, для которой прилагается масса усилий и энергии, создает такой сумасшедший круговорот в жизни человека, что ему некогда и подумать о Боге, о своей душе и о деле ее вечного спасения, иной раз - и в церковь пойти некогда и Богу помолиться, а делание добрых дел, помощь ближним, ради Бога, идет и совсем вразрез с его самолюбивыми мечтами и стремлениями. Вся жизнь его - только для себя и исполнена непрерывной суеты, безпокойства, страха и волнения. В мыслях одно: «что-то будет? что получится из моих начинаний? как бы мне добиться того-то и того-то? как бы мне не упустить этого и этого? Хорошо бы ухитриться сделать то-то и то-то!» Увлеченный вихрем погони за житейскими благами, весь отданный эгоистическим интересам и стремлениям такой человек если вовремя не остановится и не образумится, скоро забывает Бога и все святое. Сердце его ожесточается и грубеет. Он готов разрушить все преграды на своем пути - на пути достижения своих эгоистических целей. Робкий и неуверенный вначале, он делается смелым и дерзким потом: он легко пойдет на всякий обман, на всякую ложь, клевету и преступление, лишь бы добиться своего, а добившись, жаждет все большего и большего, ничем не удовлетворяясь и ни на чем не успокаиваясь. Сердце его никогда не знает настоящего мира и радости: в душе его еще здесь на земле постепенно создается ад кромешный от постоянной суеты, треволнений и укоров совести.

Совсем иной путь христианина, честно и преданно служащего одному Богу. И он не сидит, сложа руки: он тоже трудится, работает, памятуя, что труд заповедан Богом человеку еще в раю и по изгнании из рая особенно, когда Господь сказал Адаму: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Помнит он и слова Апостола: «Кто не работает, тот да не ест» (2 Солун. 3, 10). Он постоянно трудится, но его не грызет забота о завтрашнем дне, его не увлекает погоня за житейскими благами и скоро-преходящими удовольствиями и наслаждениями земной жизни.

Все земное его интересует лишь постольку, поскольку оно безусловно необходимо для его земного существования, и он твердо знает, что Бог никогда не лишит его всего того, что действительно необходимо для жизни. А необходимо человеку очень немного: «Имея пищу и одежду, сим довольни будем» (1 Тим. 6, 8).

К чему копить безчисленные сокровища? К чему гоняться за славой, почестями и удовольствиями? Не сегодня-завтра придет смерть, и все это все равно отымется, оставив только горький осадок на душе, горькое сознание измены Богу ради тленного мiра!

Истинный христианин не мучит себя заботой о завтрашнем дне, ибо твердо верит в Промысл Божий и знает, что Господь Бог, Который любит Нас и заботится о нас более, чем самая нежная мать о своем любимом детище (Ис. 49, 15), никогда не оставит нас без всего необходимого для этой временной жизни. Ведь в этом убеждает нас Он Сам, говоря: «Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Не вы ли паче лучше их есте?» (Матф. 6, 25-26).

Да и в самом деле! Много ли нужно человеку? Но человек все жадничает: сколько бы он ни имел чего, ему все хочется большего. А отсюда, сколько горя, сколько бед и вражды на земле! Отсюда именно -. зависть, ненависть, споры, ссоры, грабежи, убийства, междоусобия, войны, и вся жизнь человека на земле уподобляется аду кромешному.

Ничего этого не было бы, если бы люди служили Богу, а не маммоне, и если бы довольствовались тем, что им посылает Бог. А Бог как раз и обещает нам давать все необходимое для жизни, если мы отвергнем от себя эту постоянную гнетущую нас заботу о завтрашнем дне и оставим погоню за накоплением житейских благ.

Мы, христиане, призваны не прилепляться чрезмерно к этой временной земной жизни и искать не временного, а вечного, стремиться получить в свое обладание не земные, а небесныя сокровища.

Выше всего и драгоценнее всего должно быть для нас Царствие Божие, к которому мы предназначаемся, и Правда Его, то есть исполнение заповедей Божиих, как законов этого Царствия, ревность о Боге и о Его святом Законе.

Если служение Богу и Его Правде мы поставим главной целью своей жизни, то Бог обещает нам дать и все, в чем мы нуждаемся в этой временной земной жизни - те вещественные блага, без которых мы, как плотские и смертные люди, не можем обойтись.

«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его», говорит Он нам Сам: «и сия вся», то есть необходимые вещественные блага, «приложатся вам» (Матф. 6, 33).

Как от всего этого безконечно далека именно современная жизнь людей, гордо мнящих себя людьми «просвещенными», людьми «науки» и «прогресса» с их безбожными, социалистическими и материалистическими теориями! И как они бешено стремятся к этому земному «прогрессу», чисто-земному благосостоянию и благополучию, часто даже руководимые своими духовными вождями, словно совершенно забывающими о Боге, о Царствии Его и о Его Вечной Правде! Но что же получается на деле?

На деле они лишаются всего, и того, что раньше в изобилии имели, тяжко бедствуют и даже голодают, ведя нищенское существование, как мы видим это уже свыше полувека на нашей несчастной Родине, подпавшей под иго лютых безбожников, злобно отвергающих и Царствие Божие и Правду Его! Видим мы в последнее время усиливающееся грозные симптомы этого же самого и в других странах так называемого «свободного мiра», которые несомненно ожидает та же горькая участь - и голод, и холод, и все лишения и бедствия, если, зарвавшиеся в своем безумном увлечении чисто-земными благами, люди не образумятся и не оставят своей безбожной материалистической идеологии и не обратятся к Богу и Правде Его, вместо составления всяких празднословных «конституций» и «деклараций прав человека», которые никогда никого не спасут и не избавят человечества от все более и более явно надвигающейся на него страшной мiровой катастрофы.

В особенности пастырям Церкви необходимо теперь более, чем когда-либо быть на высоте своего призвания и ни в чем не сливаться и не идти в ногу с современным Богоотступническим мiром. Своим мужественным предостерегающим словом и особенно примером своей личной жизни пастыри должны призывать всех к служению именно Богу, а не «маммоне», не плыть по общему течению, следуя «моде» и стремясь тщеславно играть роль в общественной и политической жизни, угождая людям с тем, чтобы приобрести среди них «популярность». Не к лицу никому в наше время занятие какой-то более чем сомнительной «высшей политикой», когда все сейчас так отравлено ядом Богоотступничества и открытого и безстыдного служения диаволу. Особенно опасно и губительно дать вовлечь себя в какие бы то ни было отношения или сношения с тайными обществами и организациями, проникнутыми явно или скрыто антихристианским духом, и пользоваться их материальной помощью или какой бы то ни было поддержкой, ибо за это рано или поздно так или иначе придется расплачиваться, продав таким образом «кому-то» свою духовную свободу. Даром, вполне безкорыстно и без всякаго разсчета в наши дни никто почти уже не помогает, а «христианскими» и «церковными» часто теперь именуются организации, ничего общего с истинным христианством и Церковью не имеющие, а только прикрывающие этими названиями свои подлинные темные цели. Лучше жить в бедности и тесноте, но не пользоваться такой лукавой «помощью»! А «желающие обогащаться», как учит Слово Божие, «впадают в искушение и в сеть и во многие безразсудныя и вредныя похоти, которыя погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 9-10). Нет ничего опаснее и зловреднее стремления к роскошной жизни.

Это отводило и отводит даже совсем от истинной веры.

Вот как плохо служить двум господам - и Богу и маммоне!

Будем же тщательно проверять самих себя: кому мы служим?

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Папа Павел VI о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

На первой Международной Лидерской конференции Католического Харизматического Обновления - 1973


"Мы радуемся с вами, дорогие друзья, обновлению духовной жизни, которая проявляется в Церкви сегодня, в разных формах и в различных местах. В этом обновлении появляются некоторые общие черты: вкус к глубокой личной и совместной молитве, возвращение к созерцанию и с акцентом на прославление Бога, и жажда посвятить себя полностью Христу, готовность отвечать на зов Духа Святого, более прилежное чтение Святого Писания, глубокая братская преданность, желание сделать вклад в служение церкви. Во всем этом мы можем узнать тайны работы Святого Духа, который является душой Церкви".

В ходе Синода епископов в 1974

Святой Дух был послан в день Пятидесятницы для того, чтобы Он мог вечно освящать Церковь, и, таким образом, все верующие будут иметь доступ к Отцу через Христа в одном Духе. Он Дух жизни… Дух живет в Церкви и в сердцах верных как во храме. В них Он молится и свидетельствует о том, что они услновленные дети. Дух руководит Церковью во всей полноте истины и дает Ей единство общения и служения. Он украшает Ее и направляет Ее при помощи различных даров, иерархических и харизматических, он убирает Ее плодами Своей благодати. Силой Евангелия Он дает Церкви расти, постоянно обновляет Ее …»

Вы выбрали Рим в этом Юбилейном году для того, чтобы отпразновать свой Международный Конгресс, дорогие сыновья и дочери; вы просили нас встретиться с вами и обратиться к вам с проповедью. Таким образом, вы показываете вашу привязанность к Церкви, основанной Иисусом Христом и ко всему, что это представляет для вас Кафедра Петра. Это страстное желание быть частью Церкви – это верный знак действия Святого Духа.

Как мы говорили в пршлом Октябре в присутствии некоторых из вас, Церковь и мир больше чем когда-либо нуждаются в том, чтобы чудо Пятидесятницы продолжалдось в истории … Ничто так не важно для этого все более и более секуляризованного мира, чем свидетельство «духуовного обновления», которое мы видим что Святой Дух пробуждает в самых разных местах и средах … Как же это «духовное обновление» может не быть «шансом» для Церкви и для мира? И как в этом случае, можно не предпринять все усилия, чтобы так это и оставалось?

О книге Кардинала Сюненса "Новая Пятидесятница?"

Я хотел бы сослаться на книгу, написанную Кардиналом Сюненсом, которая называется "Новая Пятидесятница?", в которой он описывает и обосновывает это ожидание обновления. Щедрое излияние сверхестественных даров, которые называются харизмами, может и в правду ознаменовать ниспосланный Богом час в истории Церкви.

Папа Иоанн Павел II о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

"Энергичность и плоды Обновления действительно свидетельствуют о мощном присутствии Святого Духа в Церкви все эти годы спустя Второго Ватиканского Собора. Благодаря Духу, Церковь постоянно сохраняет молодость и жизненные силы. И Харизматическое Обновление - это яркое проявление данной жизненной силы в наши дни, мощное подтверждение того "что Дух говорит Церквям" (Откр. 2:7), теперь, когда мы походим к концу второго тысячелетия."

Международным лидерам Харизматического обновления 1979

«Я всегда принадлежал к этому обновлению в Святом Духе. Мой личный опыт очень интересен. Когда я был в школе, мне было 12 или 13, иногда у меня были трудности с учебой, особенно с математикой. Мой отец дал мне книгу о молитве. Он открыл ее на странице и сказал мне: «Вот здесь молитва к Святому Духу. Ты должен читать эту молитву каждый день твоей жизни». Я остался верен этому наказу, данному мне отцом 50 лет назад… Я уверен, что это движение – это знак его действия. Мир очень нуждается в таком действии Святого Духа, он нуждается во многих инструментах для этого действия. Ситуация в мире опасна, очень опасна. Материализм противоречит истинным размерам силы человека, и существуют разные формы материализма. Материализм – это отрицание Духа Святого. Теперь я вижу это движение, эту деятельность повсеместно… Следовательно, я уверен в полном обновлении церкви, в этом духовном обновлении церкви.»

Обращение к Совету Офиса Международного Католического Харизматического Обновления, 14 Марта, 1992

«Дорогие Братья и Сестры во Христе,

1. В радости и мире Святого Духа я приветствую Совет Офиса Международного Католического Обновления. Теперь, когда вы отмечаете 25 годовщину начала Католического Харизматического Обновления, я с радостью присоединяюсь к вам в благодарении Бога за многочисленные плоды, которые оно принесло в жизнь Церкви. Появление Обновления вслед за Вторым Ватиканским Собором было особенным даром Святого Духа Церкви.

Это было знаком желания со стороны многих католиков, чтобы полнее переживать их достоинство, полученное через Крещение и их призвание, как усыновленных сыновей и дочерей Отца. Знаком желания узнать искупительную силу Спасителя нашего Иисуса Христа в более глубоком переживании личной или совместной молитвы и следовать учению Писания, читая его в свете Святого Духа, Который вдохновил его написание. Несомненно, одним из наиболее важных результатов этого духовного пробуждения, стала усилившаяся жажда святости, которая видна в жизни отдельных людей и Церкви в целом. В конце Второго тысячелетия Церкви более, чем раньше, необходимо вернуться в состояние доверия и надежды на Святого Духа, Который неутомимо приводит верующих в Тринитарное общение любви, строит их видимое единство в Теле Христа, и посылает их на миссию в послушание наказу, доверенному апостолам Воскресшим Христом. Мы должны быть уверены, что углубление знаний о Личности и работе Святого Духа отвечает на нужды нашего времени, так как Дух «в центре Христианской веры и является источником динамической силы обновления Церкви» (Dominum et Vivificantem, 2). Действительно, Святой Дух – это «главное действующее Лицо миссии Церкви» (Redemptoris Missio, 21), поддерживающий и направляющий усилия для того, чтобы принести благодать Пятидесятницы всем людям

2. Так как дары Духа Святого даются на созидание Церкви, вы - как лидеры Харизматического Обновления, должны искать все более эффективные пути, на которых группы, которые вы представляете, могут проявить полное единство мысли и сердца с Апостольским Престолом и Коллегией Епископов, и сотрудничать все более плодотворно с миссией Церкви по всему миру. […]

3. В настоящий момент истории Христианства Харизматическое Обновление может сыграть значительную роль в продвижении необходимой защиты христианской жизни, в обществах, в которых секуляризм и материализм ослабили способность людей отвечать Святому Духу и узнавать любящий призыв Бога. Ваш вклад в повторную евангелизацию общества будет производиться, во-первых, личным свидетельством Духа, живущего внутри вас, а также путем демонстрации Его присутствия через дела святости и солидарности. «Это свидетельство христианской жизни – является первой и незаменимой формой миссии» (Redemptoris Missio, 42). Что является более эффективным способом для привлечения тех, кто потерял духовную тягу к этой истине, которая одна может утолить жажду человеческого сердца, чем живой пример горячих Христиан? [...]

4. Харизматическое Обновление может также помочь росту глубокой духовной жизни основанной на мощной работе Святого Духа в Церкви, в богатстве ее Традиций, особенно в ее совершении Таинств [...]»

Папа Бенедикт XVI о Харизматическом Обновлении в Католической Церкви

Обращение Его Святейшества Бенедикта XVI к участникам встречи, организованной ассоциацией верных "Catholic Fraternity of Charismatic Covenant Communities and Fellowships".

Достопочтенные Братья в Епископстве и во Священстве,
Дорогие Братья и Сестры,

Я сердечно приветствую всех вас и благодарю за то, что вы нанесли мне визит по случаю Второй Международной Встречи Епископов, окормляющих новые Общины Католического Харизматического Обновления, Международной встречи совета ассоциации "Catholic Fraternity of Charismatic Covenant Communities and Fellowships" и, наконец, XIII Международной Конференции, проходящей в Ассизи и посвященной теме: "мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость" (ср.1 Кор 1: 23-24), в которой принимают участие основные Общины Харизматического Обновления. Я приветствую вас, Братья в Епископстве, и всех вас, служащих Церковным Движениям и Новым Общинам. Я особо приветствую профессора Матео Калиси, президента ассоциации"Catholic Fraternity", который поведал мне о ваших чувствах.

Как я уже говорил ранее при других обстоятельствах, Церковные движения и Новые Общины, расцветшие после Второго Ватиканского Собора, являются уникальным даром Господа и ценным источником жизни Церкви. Их необходимо принимать с доверием и ценить за различный вклад, который они упорядочено и плодотворно вносят ради общего блага. Ваши размышления о центральном месте Христа в проповеди и о важности "Харизм в жизни поместной церкви" со ссылкой на теологию Павла, в Новом Завете и в опыте Харизматического Обновления очень интересны. То, что мы узнаем из Нового Завета о харизмах, которые появлялись как видимые знаки прихода Святого Духа, не является историческим событием, оставшимся в прошлом, а вечно живой реальностью. Это тот же Божественный Дух, душа Церкви, который действует в каждое время, и эти таинственные и эффективные вмешательства Святого Духа провиденциально проявляются в наши дни. Движения и Новые Общины подобны прорыву Святого Духа в Церкви и в современном обществе. Мы можем, таким образом, с полным правом сказать, что одним из положительных аспектов общин Католического Харизматического Обновления является именно акцент, который они делают на харизмах или дарах Святого Духа, и их заслуга заключается в том, что они напомнили Церкви об актуальности этих даров.

Второй Ватиканский Собор говорит о Движениях и новых Церковных Общинах в различных документах. В Догматической конституции Lumen gentium читаем: "Поскольку эти благодатные дары - как удивительные, так и более простые и шире распространённые - в первую очередь приспособлены к нуждам Церкви и полезны, они должны приниматься с благодарением и утешением". (п 12).

Далее Катехизис Католической Церкви также подчеркивает ценность и важность новых харизм в Церкви. Истинность харизм, однако, подтверждается готовностью их носителей положиться в вопросе суждения об подлиности на суд церковных властей (см. ККЦ, 2003).

Именно из-за того, что мы являемся свидетелями многообещающего расцвета движений и церковных общин, очень важно, чтобы душепастыри с их стороны применяли благоразумное, мудрое и благожелательное распознание. Я искренне надеюсь, что диалог между пастырями и церковными движениями станет более интенсивным на всех уровнях: приходском, епархиальном и на уровне Ватикана. Я знаю, что изучаются подходящие способы получения новыми движениями и церковными общинами признания Папы, и что многие уже такое признание получили. Факт признания или учреждения международных ассоциаций со стороны Святейшего Престола не может обозначать для пасторов Вселенской Церкви, особенно для епископов, отсутствие необходимости должного распознания, которое находится в их компетенции.

Дорогие братья и сестры, среди новых церковных реалий, признанных Святейшим престолом также значится и Международная ассоциация верных "Catholic Fraternity of Charismatic Covenant Communities and Fellowships", которой принадлежит особая миссия в лоне Католического Харизматического Обновления (ср. Дектрет Папского совета по делам мирян от 30 ноября 1990, протокол 1585/S-6//B-SO).

Одной из его целей, согласно с указаниями моего многоуважаемого предшественника Ионна Павла II, является сохранение католической сущности харизматических общин и поощрение данных общин сохранять тесную связь с епископами и Понтификом (ср. Собственноручное письмо Иоанна Павла II к "Catholic Fraternity", 1 июня 1998).

Я также был рад узнать о предложении учредить Центр постоянной формации для членов и лидеров Харизматических Общин. Это позволит "Catholic Fraternity" лучше оценить свою церковную миссию, ориентированную на евангелизацию, литургию, адорацию, экуменизм, семью, молодежь, и призвания к особому посвящению себя Богу. Этой миссии послужит перенос Международной штаб-квартиры ассоциации в Рим, что даст возможность близкого контакта с Папским советом по делам мирян.

Дорогие братья и сестры, сохранение верности Католической и церковной сущности каждой из ваших общин позволит вам везде давать живое и активное свидетельство о глубокой тайне Церкви. И именно это будет способствовать привлечению новых членов различными общинами.

Я вверяю работу ваших собраний под покров Марии, Матери Церкви, живого Храма Духа Святого и заступничеству св. Франциска и Клары Ассизских, примеру святости и духовного обновления. Вам и вашим общинам я даю мое особое сердечное Апостольское Благословение.

© Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana (Перевод Харина Анастасия)

Кардинал Иосиф Ратцингер о Харизматическом Обновлении

Еще будучи кардиналом Иосиф Ратцингер (ныне Папа Бенедикт XVI) долгое время был в контакте с Харизматическим Обновлением. Кардинал Ратцингер говорил о Харизматическом Обновлении в книге, написанной совместно с журналистом Витторио Мессори: "Ratzinger Report" (Отчет о вере).

Вот два отрывка из его книги:

"То, что звучит полным надежды по всей Вселенской Церкви - и это даже посреди кризиса, через который проходит Церковь на западе - это быстрый рост новых движений, которые никто не планировал, и никто не призывал к жизни, но которые просто появились сами по себе из внутренней жизненной силы веры.

То, что становится ясным в них - хотя это едва проглядывает - это что-то очень схожее с временем Пятидесятницы в Церкви. Я думаю, например, о движении Харизматического Обновления, движении Cursillo, Focolarini, "Причастие и Освобождение" и так далее …

Я нахожу великолепным, что Дух снова сильнее наших программ и Он действует совсем по другому, чем мы предполагали… Это растет в тишине. Наша задача - задача тех, кто занимает посты в Церкви и теологов - оставлять дверь открытой для них, подготовить для них место… " (стр. 43-44)

"Период, последовавший за Собором, казалось, едва ли оправдывал ожидания Иоанна XXIII, который, искал "новой Пятидесятницы". Но эта молитва не осталась не услышанной. В сердце мира, рассеченного рациональным скептицизмом, появилось новое переживание Духа Святого, превратившегося в международное движение обновления. Т о, что описывает Новый Завет по отношению к харизмам, как видимым знакам прихода Духа, больше не является просто древней, прошедшей историей - эта история становится огненной реальностью сегодня" (стр.151)


Он был в числе теологов-консультантов при создании первого Малинского документа Кардиналом Сюненсом: "Theological and Pastoral Orientations on the Catholic Charismatic Renewal" (Харизматическое Обновление: теологические и душепастырские рекомендации) (21-26 Мая 1974).

источнике : L.J. Card. Suenens, The Holy Spirit - Life-Breath of the Church, vol. II, Fiat Association, Ertvelde, 2002, p. 11, note 1. Кардинал Ратцингер также является автором Введения к Итальянскому изданию 4го Малинского документа: "Renewal and the Power of Darkness" (Обновление и сила тьмы). (L.J. Card. Suenens, Rinnovamento e Potenze delle tenebre - Orientamenti teologici e pastorali, Ed. Paoline, Roma, 1982, pp. 5-8)Святой Отец в энциклике "Tertio millennio Adveniente" говорит о том, что мы должны заново открыть Святого Духа.

СЛОВА СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ МОЛИТВЫ REGINA CAELI, 23.05.2010

“Церковь в действительности постоянно живет излиянием Святого Духа, без которого она исчерпала бы свои силы, как парусник, неспособный двигаться без ветра. Пятидесятница повторяется вновь и вновь особым образом в некоторые решающие моменты, как на местном, так и на вселенском уровнях, как в малых общинах, так и в многочисленных собраниях. Во время Соборов, к примеру, бывали заседания, особо отмеченные излиянием Святого Духа, и среди них, несомненно, был Второй Ватиканский Собор…"

Епископ Влоцлавского диоцеза, Бронислав Ян Мария Дембовский

"Римский католицизм слишком мало придавал значения действию Святого Духа, и именно это надо оживить. Так же мы мало акцентируем внимание на тринитарность, потому что, если Бог явился нам как Община любящих друг друга Лиц, а человек сотворен по образу и подобию Божьему, то он подобен Ему и в том, что может создавать общины любящих друг друга людей.

Обновление в Святом Духе - это не новая структура в Церкви. Мы жаждем, чтобы были обновлены в вере все структуры Церкви. Это не новый харизмат, а оживление существующих харизматов. Иезуит должен открыть и углублять иезуитский харизмат, бенедиктинец - бенедиктинский, марианин - марианский. Речь идет о том, чтобы ожили существующие структуры, а не образовались новые."