Ольга берггольц личная жизнь. Ольга Федоровна Берггольц

Поэтессе Ольге Берггольц выпала страшная судьба. Ей наяву пришлось пройти через все то, что многим видится лишь в самых тяжелых кошмарах. И пережила она все эти испытания с честью. Недаром ее называли голосом блокадного Ленинграда.

В течение всей блокады Ленинграда Ольга Берггольц практически каждый день обращалась к горожанам по радио: подбадривала, убеждала в необходимости продолжать жить и бороться, внушала веру в победу. Она, безусловно, была героем и человеком своего времени. С помощью жестоких уроков власть внушила ей правила игры. И Ольга Федоровна знала, как играть по ним.

Одаренная природой

Трудно представить себе более счастливое начало жизни и карьеры, чем было у Ольги Берггольц. Она родилась в 1910 году в семье врача-хирурга немецкого происхождения. Природа одарила ее с небывалой щедростью. Берггольц принадлежала к тому типу женщин, которые нравятся очень многим мужчинам: среднего роста, со светлыми густыми волосами, ладно сложенная, круглолицая, с ясными глазами и замечательной улыбкой. Кроме того, она от природы обладала хорошим вкусом в одежде и чувством стиля.

Публиковаться Берггольц начала в возрасте 15 лет. Печатала и стихи, и прозу. Первые произведения, конечно, создавались в духе времени - про «образцовую комсомольскую семью». Но написаны были не без искры таланта. Ее путь был обычен для эпохи, на которую пришлось взросление будущего большого поэта. Девочка из семьи набожных питерских интеллигентов превратилась в пионерскую, а потом и в комсомольскую активистку.

В 1926 году на собрании литературного объединения молодежи «Смена» Ольга познакомилась с молодым поэтом Борисом Корниловым. Он был на 3 года старше и приехал в Ленинград с Волги «учиться поэзии». Корнилова считали самым перспективным литератором нового поколения. Союз двух поэтов - юных, красивых и талантливых -выглядел как плакат, агитирующий за власть, с лозунгом «У нас каждый молод сейчас в нашей чудной, прекрасной стране». В 1928 году в семье родилась дочь Ирина...

Но уже в 1930-м супруги развелись - не сошлись характерами. Никакой политики. В том же году Берггольц, которая производила неотразимое впечатление на мужчин, вышла замуж за литератора Николая Молчанова, с которым училась на филологическом факультете университета. Родилась еще одна дочь - Майя.

До начала 1930-х жизнь как будто только и делала, что дарила Ольге подарок за подарком. Поэтесса, слава Богу, не знала, какая судьба ее ждет.

Мужество и... двуличие

Молчанов не прожил с женой и года, когда его забрали в армию. Во время службы на границе с Турцией Николай попал в плен к басмачам. После пыток, которые пришлось перенести, у него развилась тяжелая форма эпилепсии, от которой он страдал до самой смерти. Болезнь мужа стала горем для семьи. Но оставалась частной проблемой. Тогда все много думали о строительстве молодого справедливого государства...

Карьера Берггольц шла в гору: стихи и прозу печатали и в детских, и во взрослых изданиях. Ее талант признали и Маршак, и Чуковский...

Следующий удар был страшнее: умерла маленькая Майя, которая только-только научилась произносить слово «мама». А в 1936 году скончалась и старшая дочь Ирина от какой-то непонятной болезни.

В 1937 году арестовали первого мужа поэтессы -Бориса Корнилова. В 1938-м его расстреляли. К тому моменту Берггольц уже несколько лет была замужем за другим мужчиной. Но это не помешало схватить и ее, обвинив в связях с врагами народа. Эта история закончилась для Берггольц относительно удачно. По тем временам - уж точно. Ее выпустили в 1939-м. В тюрьме у нее родился мертвый ребенок. Больше у Ольги Федоровны детей не было.

Берггольц даже реабилитировали, признав арест ошибкой. А вот Борис Корнилов был признан невиновным только в 1957-м - почти через 20 лет после гибели.

После тюрьмы в характере и образе мыслей Ольги произошли значительные перемены. Иллюзий в отношении власти она больше никогда не питала. Но при этом Берггольц чувствовала себя частью страны и ее народа и искренне переживала все беды вместе с соотечественниками. Вторым уроком, извлеченным из тюремного опыта, стало то, что Ольга Федоровна научилась двуличию. Когда требовалось, выдавала на публику конъюнктурную ложь. А страшную правду писала в стол, в страхе перед обысками тщательно пряча написанное.

Горькие дни

Вот как она писала о своих ощущениях в тайном дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи"... Вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы еще не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война».

Война принесла с собой новые утраты. В1942 году умер от голода в осажденном Ленинграде Николай Молчанов. После этой потери Берггольц решила остаться в родном городе. Ей теперь нечего было терять. И она стала поддерживать соотечественников своими выступлениями по радио и стихами.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.

Ее голоса ждали. Ольга знала об этом, поэтому, даже слетав в 1942-м в Москву, она вернулась домой - к измученным голодом ленинградцам. В памяти их она осталась, главным образом, как голос блокады. И этот голос был искренен - это чувствовали и знали все.

Война и блокада стали главными темами творчества Берггольц на всю оставшуюся жизнь. Этой теме посвящена ее главная книга «Дневные звезды».

Тайный дневник

Самые сокровенные мысли она по-прежнему записывала в тайном дневнике. В начале войны там появилась запись: «Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена... Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству... Это называлось:"Мы готовы к войне". О, сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!»

В 1953 году, когда умер Сталин, Ольга Федоровна разразилась душераздирающим четверостишием:

Обливается сердце кровью...
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твое изголовье,
Плачет Родина над Тобой.

А в тайном дневнике поэтессы на ту же тему появилось нечто, совершенно противоположное по смыслу:

О, не твои ли трубы рыдали
Четыре ночи, четыре дня
С пятого марта в Колонном зале
Над прахом, при жизни кромсавшим меня...

Даже после всех ужасов, выпавших на ее долю, Ольга Федоровна не утратила своего женского очарования. В 1949 году она вышла замуж в третий раз - за Георгия Ма-когоненко, филолога, специалиста по русской литературе. Об их браке и о личности третьего мужа Берггольц современники отзывались по-разному. Одни говорили, что Макогоненко женился на общепризнанной поэтессе из карьерных побуждений. Другие утверждали: супруг очень мучился с Ольгой из-за ее все возраставшего с каждым годом пристрастия к спиртному. Алкоголь на не-
которое время заглушал душевную боль.

Великая Анна Ахматова призывала всех жалеть Ольгу. Считала ее мученицей, которой все прощается.

В 1962 году состоялся развод Берггольц с последним мужем. Теперь главным собеседником в ее одиночестве для Ольги Федоровны стал тайный дневник, которому она откровенно признавалась:

На собранье целый день сидела -
то голосовала, то лгала...
Как я от тоски не поседела?
Как я от стыда не померла?..
Долго с улицы не уходила -
только там сама собой была.
В подворотне - с дворником курила,
водку в забегаловке пила...

Ольга Федоровна Берггольц, женщина, которую именовали «блокадной мадонной», умерла в полном одиночестве в 1975 году.

Пленницы судьбы. | Памяти Ольги Берггольц (3 05.1910 - 13.111975) - Великой музе Ленинграда. (смотрим 3 видео)

"Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.

Русская советская поэтесса О.Ф. Берггольц родилась 3 (16) мая 1910 года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло ее детство. Ее детские и юношеские годы мало чем отличались от множества других юношей и девушек в первые годы после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Ее первые стихи были опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете. Тогда еще никто не мог предсказать поэтическое будущее Ольги.

Мария Тимофеевна Берггольц с дочерьми Ольгой (внизу) и Марией. 1916-17 год.

В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи "Смена", где преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И.Уткин. В начале 1926 года Берггольц познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938), молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Борис Корнилов принадлежал к старшей ветви т.н. "комсомольских поэтов". Его кумиром в поэзии был Сергей Есенин. В 1925 году губком комсомола направил молодого поэта на учебу в Ленинград, где тогда же и было опубликовано его первое стихотворение. Очень скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый след в душе каждого из них.

Спичка отгорела и погасла,
Мы не прикурили от неё.
А луна - сияющее масло -
Тихо уходила в бытиё.

И тогда, протягивая руку,
Думая о бедном, о своем,
Полюбил я горькую разлуку,
Без которой мы не проживем.

Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный, тягостный вокзал.
Что сказали, что - не досказали,
Потому что поезд побежал.

Все уедем в пропасть голубую.
Скажут будущие: молод… был,
Девушку веселую любую
Как реку весеннюю любил.

Унесет она и укачает,
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла.

Вот и все. Когда вы уезжали,
Я подумал, только не сказал,
О реке подумал, о вокзале,
О земле, похожей на вокзал…
(Борис Корнилов)

В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь", о чём рассказала в книге "Глубинка" (1932). В это же время Берггольц и Корнилов развелись ("не сошлись характерами") и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете.


Ольга Берггольц и Николай Молчанов. 1930 год. Алма-Ата.

На съезде советских писателей в 1934 году о Борисе Корнилове говорили, как о надежде советской поэзии. Но именно в это время, после развода с Ольгой Берггольц и ее нового замужества, его имя стало всё чаще и чаще упоминаться в связи с пьянками и дебошем.

Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга Берггольц поселилась вместе с Николаем Молчановым на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся "слезой социализма". Тогда же она была принята на должность редактора "комсомольской страницы" газеты завода "Электросила", с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете "Литературный Ленинград".

Литературный дебют Ольги Берггольц пришелся на начало 1930-х годов. В эти годы выходят ее рассказы для детей и юношества - сборники "Как Ваня поссорился с баранами" (1929), повесть "Углич" (1932) и другие. В 1933-1935 годах выходят очерки "Годы штурма", сборник рассказов "Ночь в Новом мире", а затем ее лирические стихи, в т.ч. первые сборники "Стихотворения" (1934) и "Книга песен" (1936), с которых начинается поэтическая известность Берггольц. Ее стихотворения, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", "счастливой комсомольской семье" с одобрением встретили С.Маршак, К.Чуковский, А.Ахматова, М.Горький. Но вот только в личной жизни не все шло гладко. Умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года - старшая Ирина.

В 1936 году Бориса Корнилова исключают из Союза Советских писателей, а 19 марта 1937 года он был арестован - по обвинению в написании и распространении "контрреволюционных произведений". Что пришлось ему перенести в ходе предварительного следствия - неизвестно, но 20 февраля 1938 года состоялось короткое слушание его дела. Военной коллегией Верховного суда СССР Борис Корнилов был приговорен и в тот же день расстрелян. Вся страна распевала "Песню о встречном", написанную Шостаковичем на слова Бориса Корнилова, но упоминание его имени оставалось под строжайшим запретом еще два десятка лет. Он был реабилитирован 5 января 1957 года - "за отсутствием состава преступления". Его могилы не существует.
Корнилов и Берггольц уже не были мужем и женой, Бориса Корнилова уже не было в живых, но Берггольц и в 1939 и 1940 годах пишет стихи, посвященные первому мужу.

Не стану прощенья просить я,
ни клятвы - напрасной - не стану давать.
Но если - я верю - вернешься обратно,
но если сумеешь узнать, -
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоем, -
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою - о чем.

Тяжелые испытания выпали на долю и самой Ольги Берггольц.

В 1937 году ее исключили из партии, а 13 декабря 1938 года и ее обвинили "в связи с врагами народа" и заключили в тюрьму, но 3 июля 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она 197 дней провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: "Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи". "В 1939-м я была освобождена", - рассказывала Ольга Федоровна в "Автобиографии", - полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы еще не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война".

Известие о начале войны застало Ольгу Берггольц в Ленинграде. Уже в июне 1941 года она пишет стихи о Родине, той самой, которая совсем недавно убила ее ребенка и первого мужа, той самой, которая едва не убила ее саму:

Мы предчувствовали полыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!

Он настал, наш час, и что он значит -
только нам с Тобою знать дано.
Я люблю Тебя - я не могу иначе,
я и Ты по-прежнему - одно.

В.К. Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда".

Уже 8 сентября Ленинград был блокирован. Из черных "тарелок" радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.

Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как и все горожане.

В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" и "Ленинградскую поэму". Это была удивительной стойкости женщина. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом:


Ольга Берггольц на Ленинградском фронте. Сентябрь 1942 года.

В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят…
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят…
…Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была.

Только в конце 1942 года ее уговорили ненадолго слетать в Москву. Ольга Берггольц вспоминала: "Я не доставила москвичам удовольствия видеть, как я жадно ем… Я гордо, не торопясь, съела суп и кашу…" И при первой же возможности - назад, в Ленинград, в блокаду. Из ее "московского" письма: "Тоскую отчаянно… Свет, тепло, ванна, харчи - все это отлично, но как объяснить им, что это вовсе не жизнь, это сумма удобств. Существовать, конечно, можно, но жить - нельзя. Здесь только быт, бытие - там…"

Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц: "Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы - ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу.

Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо,
Как человек, как труженик, как воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат, -
Ведь это мы, крещенные блокадой,
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.

Клянёмся тебе, Большая земля - Россия, что мы, ленинградцы, будем бороться, не жалея сил, за полное уничтожение блокады, за полное освобождение советской земли, за окончательный разгром немецких оккупантов". Во всём мире люди старались услышать радиопередачи из Ленинграда, когда его сжимало безжалостное кольцо, и с самого начала блокады в эфире звучал уверенный и спокойный голос Ольги Берггольц, не оставляющий сомнения в нашей победе. Она представлялась жителям блокадного города богиней Сострадания и Надежды, говорившей с ленинградцами стихами. Потому что в иссушённом организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи.

В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами ("Письма на Каму", "Разговор с соседкой", поэмы "Памяти защитников", 1944, "Твой путь", 1945; сборники "Ленинградская тетрадь", 1942, "Ленинград", 1944), в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть. Выступления и радиопередачи 1941-1943 годов из осажденного фашистами Ленинграда после войны вошли в книгу Берггольц "Говорит Ленинград" (1946). Книге не повезло - первое издание было изъято в связи с т.н. "ленинградским делом" после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград". Позднее, правда, пьеса Берггольц "Они жили в Ленинграде", написанная в 1944 году, была поставлена в театре А.Таирова.


Ольга Берггольц и Анна Ахматова. 1947 год.

В 1950 году Ольга Берггольц написала героико-романтическую поэму "Первороссийск", посвященную петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для создания там коммуны. За эту поэму поэтессе в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. В 1952 году О.Ф. Берггольц написала цикл стихов о Сталинграде.

Ольга Берггольц и Евгений Шварц. 1950 год.

После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию "Верность" (1954). О своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны и народа, рассказала Берггольц в автобиографической повести "Дневные звезды" (1959), над которой работала до последнего часа, мечтая сделать своей главной книгой. В 1968 году по этой повести был снят одноименный фильм.


Ольга Берггольц и Владимир Луговской

В середине 1950 - начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е годы вышли ее поэтические сборники: "Узел", "Испытание", в 1970-е - "Верность", "Память". Среди произведений Ольги Берггольц - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика.


Александр Твардовский, Агния Барто, Лев Ошанин и Ольга Берггольц на пленуме Союза писателей. Москва, 1957 год.

(конец 50-х)

Ольга Берггольц и Алиса Фрейндлих - исполнительница роли Маши в пьесе "Рождены в Ленинграде". 1961 год.

На юбилейном вечере в честь 60-летия Ольги Берггольц. Ленинград, Дом писателей имени Маяковского. 1970 год.

О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска.


Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом Радио.


Строки О.Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт, ничто не забыто". Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском кладбище, "глава" города Г.Романов отказал, и писательница была похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Долгое время найти место упокоения великой поэтессы на Волковском кладбище было непросто. В первые годы после смерти Ольги Федоровны памятник на ее могиле так и не появился. Сама Берггольц в одном из своих стихотворений писала:

И когда меня зароют
Возле милых сердцу мест,
Крест поставьте надо мною,
Деревянный русский крест.

Но никакого креста там не было и в помине, ни деревянного, ни каменного. Все, что там было, - это несколько досок штакетника, сколоченных в форме мольберта, на котором укрепили рамку с застекленным портретом поэтессы. И через 30 лет после смерти место ее захоронения поражало убожеством. Найти земляной холмик с небольшой табличкой "Ольга Берггольц. 1910-1975" было не так-то просто.

Гороховая ул./Санкт-Петербург, д. 57а во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства

Впрочем, это тот редчайший случай, когда в равнодушии к памяти женщины, ставшей символом блокадного Ленинграда, винить власти невозможно. Установить надгробие на могиле Ольги Берггольц пытались дважды - сначала советские власти сразу после похорон, затем российские, но оба раза неудачно. В первый раз все закончилось на стадии конкурса - сестре поэтессы Марии Федоровне не понравился ни один из предложенных вариантов. Позднее, 3 октября 1994 года президент России Борис Ельцин издал указ N1968 "Об увековечении памяти О.Ф. Берггольц". Согласно этому документу памятник поэтессе должны были поставить на ее могиле в первом полугодии 1995 года. Дело дошло до изготовления памятника скульптором Трояновским, но сестра Ольги Берггольц вновь не захотела ничего менять на могиле. Там так и остался убогий мольберт да кустики клубники, посаженные Марией Федоровной. А отвергнутый памятник поставили на Манежной площади у Дома Радио.


Режиссер: Игорь Таланкин

Композитор: Альфред Шнитке

В ролях: Алла Демидова, Андрей Попов

Очень необычная экранизация одноимённой автобиографической повести Ольги Берггольц. О судьбе советской женщины-поэта, о её становлении, о борьбе за жизнь, борьбе с врагом в блокадном Ленинграде.

В августе 2003 года в возрасте 91 года скончалась Мария Федоровна Берггольц, та самая Машенька, которой посвящено не одно замечательное стихотворение.

Машенька, сестра моя, москвичка!
Ленинградцы говорят с тобой.
На военной грозной перекличке
слышишь ли далекий голос мой?"...

Замечательная ленинградка, петербурженка, она была другом, надеждой и опорой своей сестры - поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Мария Федоровна очень много сделала для популяризации творчества своей сестры. Она проводила многочисленные встречи не только с почитателями таланта Ольги, но и с молодежью, воспитывая подрастающее поколение в духе патриотизма, любви к Родине и родному городу. Великолепная, разноплановая актриса, Мария Федоровна после смерти сестры целиком посвятила себя святому делу увековечения памяти о поэтессе. При ее непосредственном участии издавались все книги Ольги Берггольц.

Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести...
Чтоб вовек теперь ее границы
никаким врагам не перейти.
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет

ради счастья Родины любимой,

ради гордости твоей, народ.

Через год после этого печального события власти решили предпринять третью попытку поставить памятник поэтессе. Решили, что хотя бы в год 60-летия Победы могила Ольги Берггольц должна, наконец, принять достойный вид. В бюджете Петербурга на 2005 год на эти цели даже выделили деньги. Наконец, 3 мая 2005 года на Литераторских мостках Волковского кладбища, на могиле поэтессы была установлена скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест (работа петербургского скульптора Владимира Горевого). Ольга Берггольц изображена такой, какой запечатлена на фотографиях 1941-1944 годов, когда ее голос звучал из репродукторов ленинградского радио.



Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют "музой блокадного города", "Мадонной блокады" и просто "нашей Олей"... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. "Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.

Берггольц Ольга - известная советская поэтесса, писатель, журналист и обозреватель. Ее творчество пришлось на непростые годы в истории нашей страны. Она начала писать в 1920-1930-е годы, однако больше всего прославилась своими стихами на военную тему, которые сочинила, находясь в блокадном Ленинграде. Кроме того, ее перу принадлежит ряд книг, написанных в прозе, многочисленные очерки, а также дневники, в которых она рассказывает о своей жизни, а также выражает отношение к советской власти.

Краткая биография

Берггольц Ольга родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге в семье врача-хирурга. В 16 лет она окончила трудовую школу, а в 1925 году напечатала свое первое стихотворение. Так началась ее литературная карьера: она писала лирику, прозу, работала в различных изданиях, писала очерки. Поэтесса была дважды замужем: с первым мужем, поэтом Б. Корниловым она через некоторое время развелась (впоследствии он был расстрелян), со вторым прожила вплоть до его смерти от голода в блокадном Ленинграде. Берггольц Ольга стала жертвой политических репрессий: ее арестовывали, держали в тюрьме и даже пытали.

К счастью, поэтесса была реабилитирована и получила возможность работать в газете. Кроме работы в осажденном городе она осуществила поездку в Севастополь, которому посвятила цикл стихотворений. В 1950-1960-е года ее стихотворения выходили отдельными сборниками, а также распространялись в самиздате. Лирика талантливой поэтессы получила всесоюзное признание. Скончалась Берггольц Ольга в 1975 году в Ленинграде.

Ранние произведения

Первыми литературными работами автора были стихотворение, посвященное Ленину, и небольшой рассказ, которые были напечатаны в газете и журнале. Молодая девушка увлеклась художественной литературой и вступила в объединение молодых авторов, а также посещала курсы при Институте искусств. К 1930 году Ольга Берггольц была уже состоявшимся автором: она публиковалась в популярном журнале «Чиж», а также выпустила свою книгу.

Она поступила в Ленинградский университет, однако продолжила свою литературную карьеру. Девушка писала не только стихи и прозу, но и публицистические произведения. Так, она посвятила некоторые очерки строительству крупных народно-хозяйственных объектов в стране.

Творчество 1930-х годов

После окончания университета молодая женщина продолжила работать в газете. Некоторое время она жила в Казахстане, о чем написала не только статьи и очерки, но и целую книгу. Через несколько лет поэтесса вернулась в родной город, где выпустила несколько своих книг, среди них - поэтический сборник. Ольга Берггольц, стихи которой сразу принесли ей известность, с середины 1930-х годов стала популярным и знаменитым автором. Тематики ее лирики была самой разнообразной - от философских размышлений о жизни до трогательных любовных стихотворений.

В годы войны

Ольга Берггольц, биография которой неразрывно связана с тяжелым военным временем, осталась в блокированном Ленинграде, где работала на радио. В это время умер ее второй муж, которому она посвятила отдельную книгу. По признанию поэтессы, это произведение было ее самым сильным сочинением. В эти страшные годы она создает свои лучшие образцы военной лирики. В 1942 году она пишет знаменитую «Ленинградскую поэму».

В ней автор в поэтической форме пересказала трудные дни ожидания жителями города хлеба. Поэтесса показала страшный военный пейзаж, проезд машины с хлебом по замерзшему заливу, горе и отчаяние матерей. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей.

В поэме «Февральский дневник», написанной в 1942 году, звучит мысль о том, что уже само проживание в блокадном Ленинграде было настоящим подвигом. Автор показывает, как каждый житель города представлял собой единое целое с простыми солдатами, которые с оружием в руках отбивались от врагов. Поэтесса показывает контраст между ужасными картинами разрухи и боевым духом населения и бойцов армии.

Послевоенное творчество

Берггольц принимала участие в создании радиофильма, посвященного защите Ленинграда. Именно ее слова выгравированы на мемориальном памятнике, где были похоронены погибшие в годы страшной блокады. За свои литературные заслуги она получила медаль «За оборону Ленинграда». Несмотря на то, что на одном из партийных пленумов ее творчество было подвергнуто критике, книги поэтессы продолжали пользоваться популярностью среди читательской аудитории. После войны она выпустила несколько новых книг, среди них - цикл стихотворений о Сталинграде.

В это же время она пишет пьесу «Они жили в Ленинграде», которая была поставлена в театре. В 1960-1970-е годы произведения Берггольц распространялись через самиздат, выходили ее поэтические сборники: «Узел», «Память» и другие.

Признание

Творчество поэтессы получило всесоюзную известность. Ее именем названа улица и сквер в Петербурге, в ее память установлены мемориальные доски и открыт музей. В этом же городе ей поставлен памятник.

На театральных сценах были поставлены спектакли, посвященные ее непростой судьбе. Отдельно следует сказать про публикацию ее дневников, которые были отправлены в архив после смерти поэтессы. Первое полное издание было осуществлено в 2015 году. В своих мемуарах Берггольц критикует советскую власть за военные поражения и захват врагами многих городов.

Писателю и поэтессе Ольге Берггольц пришлось пережить сложные и мрачные времена, потерять много близких людей и родных. Все переживания отражались на бумажных листках вначале стихами, а затем и прозой. Громче всего прогремело имя до этого малоизвестной поэтессы в блокадном Ленинграде, где она стала и голосом, и поддержкой, и надеждой оставшихся в городе жителей. Её стихами зачитывались, черпая в них силы, чтобы пережить трудные 900 дней блокады. Личная жизнь поэтессы на фоне становления социализма, Великой Отечественной Войны и послевоенных лет была такой же трудной, как и у многих других, хотя и незаслуженно. В отличие от многих других, она до последнего вздоха была всей душой предана идеям коммунизма. Но, несмотря на это, и поэтессу, и детей Ольги Берггольц смело можно называть жертвами системы.

Первую дочь Ирочку поэтесса родила в раннем возрасте, выскочив в 18 лет замуж за поэта Бориса Корнилова. Правда, брак их не продержался долго, распавшись из-за болезненного чувства ревности Ольги Берггольц. На тот момент её муж был намного успешнее своей жены в творчестве. Расставшись с мужем, Ольга Берггольц уехала в Казахстан журналисткой, что впоследствии описала в книге "Дневные звёзды". Дочь осталась с бабушкой. Вернувшись через год, Ольга Берггольц снова вступила в брак. На этот раз её избранником стал сокурсник Николай Молчанов, от которого родила ещё одну дочь Майю. Казалось, что жизнь прекрасна. Ольга Берггольц увлеклась написанием детских книг. Однако счастье длилось недолго. В 1934 году семья потеряла дочь Майю, умершую в годовалом возрасте. Спустя лишь два года из жизни ушла и Ирочка, старшая дочь Ольги Берггольц от первого брака.

Смерть детей подкосила силы поэтессы. А тут ещё и бывший муж попал под репрессии. Естественно, Ольгу Берггольц допрашивали, и с особым пристрастием, по делу Бориса Корнилова как свидетельницу. В ходе таких "допросов" в июле 1937 года у поэтессы начались преждевременные роды, а новорожденная дочь сразу же погибла.

Двух детей схоронила
Я на воле сама,
Третью дочь погубила
До рожденья - тюрьма…

Однако и на этом испытания не перестали сыпаться на Ольгу Берггольц. В конце 1938 года она попала в тюрьму. Несмотря на то, что её выпустили из-за отсутствия состава преступления, жизнь её была сломана навсегда. Как оказалось, Ольга Берггольц снова была беременна, а тюремные побои лишили её и последней надежды стать матерью - в апреле 1939 года она опять потеряла ребёнка. Врачи поставили окончательный диагноз о том, что матерью Ольге Берггольц уже никогда не стать.

Вот так система лишила великую поэтессу, ленинградскую Мадонну, единственного настоящего женского счастья - быть матерью. Видимо, нерастраченную материнскую любовь она выплёскивала на всех детей блокадного Ленинграда, что и позволило ей войти в историю.

Имя Ольги Берггольц знает каждый житель нашей огромной страны, особенно петербуржцы. Ведь она не просто русский поэт, она является живым символом блокады Ленинграда. Многое пришлось пережить этой сильной женщине. Ее краткая биография будет освещена в статье.

Детство и юность

Родилась Берггольц Ольга Федоровна поздней весной 1910 года в Санкт-Петербурге. Ее отец Федор Христофорович был хирургом. Также у Ольги была младшая сестра Мария. После революции семья Берггольцев переехала в Углич, поскольку в Петрограде было неспокойно. Отец семейства участвовал в боевых действиях. Мать Мария Тимофеевна вместе с дочерьми два с лишним года жила в бывшем Богоявленском монастыре. Уже в старости Ольга с душевной теплотой вспоминала те времена и то беспокойство, с каким они уезжали обратно в Петроград после возвращения отца с войны.

Жили Берггольцы на самой окраине Невской заставы. В 1926 году Ольга окончила трудовую школу. За год до этого в одном из литературных объединений встретила Бориса Корнилова, поэта и своего будущего мужа. Вместе с ним она училась в Институте истории искусств.

Именно с Корниловым связана одна из трагедий нелегкой жизни поэтессы. В 1928 году они поженились, через несколько месяцев у супругов родилась дочь Ирина. Девочка умерла в возрасте восьми лет от болезни сердца. Самого Бориса в феврале 1938 года расстреляли по надуманному обвинению.

1930-е годы

С 1930 года училась на филфаке Ленинградского университета. Ездила на практику во Владикавказ, где провела половину лета и осень, работая в газете "Власть труда".

В этом же году она развелась с Б. Корниловым и вышла замуж за Николая Берггольц, биография которой наполнена трагическими событиями, пережила и своего второго мужа. Он умер в 1942 году в Ленинграде от голода.

После окончания университета по распределению отправляется в Казахстан, где работает в газете "Советская степь" корреспондентом. После возвращения в Ленинград до 1934 года работала в газете "Электросила".

В 1932 году у Ольги и Николая родилась дочь Майя, но и это материнство оказалось трагичным. Малышка умерла через год.

В 1934 году поэтессу приняли в Союз писателей, откуда несколько раз исключали, а затем снова восстанавливали.

В декабре 1938 года Берггольц Ольга была арестована по обвинению в связях с врагами народа. На момент задержания она была беременна. Но и это не помешало ее мучителям проводить пытки. После всех побоев поэтесса в тюремной больнице родила мертвого ребенка.

Через полгода после ареста она была отпущена на свободу и полностью реабилитирована.

Годы Великой Отечественной войны

В 1940 году вступила в ВКП(б). Известие о начале войны застало Ольгу в Ленинграде. Она тут же пришла в местное отделение Союза писателей и предложила свою помощь. В. Кетлинская, руководитель отделения, отправила Берггольц Ольгу на радио. На протяжении всей блокады тихий голос поэтессы поддерживал в ленинградцах победный дух, ее стихи вселяли надежду.

Именно Берггольц стала олицетворением стойкости блокадников. В ноябре 1941 года ее вместе с болеющим мужем готовили к эвакуации, но Молчанов скончался, и Ольга решила разделить участь горожан, оставшись в Ленинграде. Здесь родились ее лучшие произведения. "Ленинградская поэма" Ольги Берггольц посвящена защитникам города и мужественным его жителям.

В конце 1942 года она смогла побывать в Москве. В те дни поэтесса отчаянно скучала о своем родном городе и всей душой стремилась обратно. Никакие благости в виде горячей еды, ванны и прочего не могли остановить ее.

Именно Берггольц Ольга Федоровна сообщила ленинградцам в 1943 году радостную новость о

Летом 1942 года поэтесса получила После окончания войны именно ее слова были высечены на гранитной плите мемориального кладбища: "...никто не забыт и ничто не забыто".

Последние годы жизни

В 1949 году вышла замуж в третий раз. Избранником Ольги стал Георгий Макогоненко, литературовед и критик. В послевоенное время поэтесса много работала, ездила в командировки. После поездки в Севастополь написала трагедию "Верность".

В 1951 году Берггольц Ольга была удостоена Государственной премии СССР. Горькими стихами встретила смерть И. В. Сталина.

В 1962 году она разводится с Макогоненко. Последние годы жизни, по сути, прошли в одиночестве. Рядом была только ее сестра Мария, которая помогала во всем и всегда.

Смерть

Похоронена была на хотя изначально планировалось, что гроб с телом отвезут на Пискаревское. У многих горожан не получилось попрощаться с любимой поэтессой, поскольку некролог был напечатан в газете лишь в день захоронения.

Власти сделали так, чтобы не было у гроба много народа, боялись речей, ведь столько зла они причинили Берггольц. В итоге добились чего хотели. С речью выступила Е. Серебровская, которую Ольга терпеть не могла за подлость и постоянные доносы на писателей и поэтов. Д. Гранин, вспоминая о дне прощания с Берггольц, говорил, что это были трусливые похороны, вместо печали и благодарной памяти поэтессе досталась лишь злоба ее недоброжелателей.

Творчество

Первое стихотворное произведение было напечатано в 1925 году. Изначально Ольга Берггольц, биография которой довольно трагична, позиционировала себя детским поэтом. Она получала похвалу от К. Чуковского.

Военные годы все изменили в ее жизни. Именно тогда она нашла себя и пошла по правильному творческому пути. Ольга Берггольц, стихи о войне которой дарили надежду и веру, стала символом непобедимости.

Среди ее лучших произведений "Февральский дневник", "Ленинградская поэма", "Дневные звезды". После смерти были опубликованы дневники поэтессы, которые представляют огромную ценность и хранят множество счастливых и болезненных воспоминаний.