Основные отличия иудаизма от христианства. Разница между христианством и иудаизмом - религиозные направления

Иудеи и христиане... В чем разница между ними? Они являются последователями смежных вероисповеданий, относящихся к авраамическим религиям. Но многие разногласия в понимании мира часто приводили их к враждебности и гонениям как с одной, так и с другой стороны. Натянутость в отношениях между иудеями и христианами существует с давних времен. Но в современном мире обе религии идут к примирению. Давайте же рассмотрим, за что иудеи преследовали первых христиан. Что послужило поводом к многовековой неприязни и войнам?

Отношения между иудеями и христианами в ранний период

По мнению некоторых исследователей, Иисус со своими учениками исповедовал учение, близкое сектантским движениям фарисеев и саддукеев. Христианство изначально признавало еврейский Танах священным писанием, из-за чего в начале I века считалось обычной иудейской сектой. И уже позже, когда христианство начало распространяться по миру, его признали отдельной религией - преемницей иудаизма.

Но ещё на первых этапах становления самостоятельной церкви отношение иудеев к христианам было не очень доброжелательным. Часто евреи провоцировали римские власти на гонения в сторону верующих. Позднее в книгах Нового Завета евреям приписывалась полная ответственность за муки Иисуса и запечатлены преследования ими христиан. Это стало причиной негативного отношения последователей новой религии к иудеям. А позже использовалось многими христианскими фундаменталистами для оправдания антисемитских действий во многих странах. Начиная со II века н. э. негативистские настроения по отношению к евреям в христианских общинах только возрастали.

Христианство и иудаизм в современности

На протяжении многих веков между двумя религиями существовали натянутые отношения, которые часто переходили в массовые гонения. К таким инцидентам можно отнести крестовые походы и предшествующие им преследования евреев в Европе, а также холокост, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны.

Отношения между двумя религиозными течениями начали налаживаться в 60-х годах ХХ века. Тогда католическая церковь официально изменила отношение к иудейскому народу, исключив антисемитские элементы из многих молитв. В 1965-м Ватикан принял декларацию «Об отношении Церкви к нехристианским религиям» (Nostra Aetate). В ней с иудеев снималось тысячелетнее обвинение в смерти Иисуса и осуждались все антисемитские взгляды.

Папа Павел VI попросил прощения у нехристианских народов (в том числе у евреев) за многовековые гонения со стороны церкви. Сами же иудеи относятся к христианам лояльно и считают их родственной авраамической религией. И хоть для них некоторые религиозные обычаи и учения непонятны, все же они благосклонно относятся к распространению базовых элементов иудаизма среди всех народов мира.

Один ли Бог у иудеев и христиан?

Христианство как самостоятельная религия основывается на догматах и вероучениях еврейского народа. Сам Иисус и большая часть его апостолов были евреями и воспитывались в иудейских традициях. Как известно, христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет - это и есть основа иудейской религии (Танах - священное писание иудеев), а Новый Завет - это учения Иисуса и его последователей. Поэтому как для христиан, так и для иудеев основа их религий одинакова, и поклоняются они одному и тому же Богу, только соблюдают при этом разные обряды. Само имя Бога как в Библии, так и в Танахе - Яхве, что переводится на русский как «Сущий».

Чем отличаются иудеи от христиан? В первую очередь рассмотрим основные отличия между их мировоззрениями. Для христиан существует три основные догмы:

  • Первородный грех всех людей.
  • Второе пришествие Иисуса.
  • Искупление человеческих грехов смертью Иисуса.

Эти догмы призваны разрешить основные проблемы человечества с точки зрения христиан. Иудеи же их не признают в принципе, и для них данных трудностей не существует.

Разное отношение к грехам

В первую очередь разница между иудеями и христианами в восприятии греха. Христиане верят в то, что каждый человек рождается с первородным грехом и только на протяжении жизни он может искупить его. Иудеи же, наоборот, верят в то, что каждый человек рождается невинным, и только сам делает выбор - грешить или не грешить.

Способы искупления грехов

Из-за различия в мировоззрении появляется и следующее отличие - искупление грехов. Христиане считают, что Иисус искупил все грехи людей своей жертвой. А за те поступки, которые совершил сам верующий, он несет личную ответственность перед Всевышним. Он может искупить их, только покаявшись священнослужителю, так как только представители Церкви именем Бога наделены властью отпускать грехи.

Иудеи же считают, что только своими делами и поступками человек может добиться прощения. Они делят грехи на два вида:

  • совершенные против указаний Бога;
  • преступления против другого человека.

Первые прощаются в том случае, если иудей искренне сожалеет и покается в них самому Всевышнему. Но в этом деле нет никаких посредников в лице священников, как у христиан. Другие грехи - это преступления, которые иудей совершил против другого человека. В таком случае Всевышний ограничивает свою власть и не может даровать прощение. Иудей должен вымаливать его исключительно у обиженного им человека. Так, иудаизм говорит об отдельной ответственности: за проступки против другого человека и за грехи и неуважение к Богу.

Из-за подобных различий во взглядах и появляется следующее противоречие: прощение Иисусом всех грехов. У христиан он наделен властью прощать грехи всем, кто покается. Но даже если иудей сможет приравнять Иисуса к Богу, то такое поведение все равно кардинально нарушает законы. Ведь как уже упоминалось выше, иудей не может просить у Бога прощение за грехи, совершенные против другого человека. Он сам должен загладить вину перед ним.

Отношение к другим мировым религиозным течениям

Почти все религии в мире придерживаются единой доктрины - на Небеса могут попасть только те люди, которые верят в истинного Бога. А верующие в другого Господа по сути этого права лишены. В каком-то плане данной доктрины придерживается и христианство. У иудеев отношение к другим религиям более лояльное. С точки зрения иудаизма, в Рай может попасть любой человек, соблюдающий 7 основных заповедей, которые Моисей получил от Бога. Так как универсальны, то человеку не обязательно верить в Тору. К этим семи заповедям относятся:

  1. Вера в то, что мир создан единым Богом.
  2. Не богохульствовать.
  3. Соблюдать законы.
  4. Не поклоняться идолам.
  5. Не воровать.
  6. Не прелюбодействовать.
  7. Не есть от живого.

Соблюдение этих основных законов позволяет представителю другого вероисповедания попасть в Рай, не будучи евреем. Если брать в общих чертах, то иудаизм относится лояльно к монотеистическим религиям, таким как ислам и христианство, но не приемлет язычества из-за многобожия и идолопоклонничества.

На каких принципах строится связь человека с Богом?

Также по-разному смотрят на способы общения с Всевышним иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве священники предстают в роли посредников между человеком и Богом. Духовенство наделено особыми привилегиями и возвышено святостью. Так, в христианстве есть множество обрядов, которые обычный человек не вправе проводить самостоятельно. Исполнение их - это исключительная роль священника, что является кардинальным отличием от иудаизма.

У евреев нет такого который совершается исключительно раввином. На свадьбах, похоронах или во время других событий присутствие священнослужителя необязательно. Любой иудей может провести необходимые обряды. Даже само понятие «раввин» переводится как учитель. То есть просто человек с большим опытом, хорошо знающий правила еврейских законов.

То же самое касается и христианской веры в Иисуса как в единого спасителя. Ведь Сын Божий сам утверждал, что только он может привести людей к Господу. И, соответственно, христианство основывается на том, что только через веру в Иисуса можно прийти к Богу. Иудаизм же смотрит на данную проблему по-другому. И как указывалось ранее, любой человек, даже не соблюдающий иудаизма, может напрямую приблизиться к Богу.

Разница в восприятии добра и зла

Совершенно разное восприятие добра и зла имеют иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве большую роль играет концепция Сатаны, Дьявола. Эта огромная, мощная сила является источником зла и всех бед земных. В христианстве Сатана преподносится как сила, противоположная Богу.

В этом и есть следующее отличие, так как главное убеждение иудаизма - это вера в единого всемогущего Бога. С точки зрения евреев, не может быть какой-либо иной высшей силы, кроме Бога. Соответственно, иудей не будет разделять добро на Божью волю, а зло на происки нечистой силы. Он воспринимает Бога как справедливого судью, воздающего за благие поступки и наказывающего за грехи.

Отношение к первородному греху

В христианстве есть такое понятие, как первородный грех. Прародители человечества ослушались Божьей воли в Эдемском саду, за что и были изгнаны из рая. Из-за этого все новорожденные изначально считаются греховными. В иудаизме считается, что ребенок рождается невинным и может спокойно получить блага в этом мире. И только сам человек определяет, будет он грешить или же будет жить праведно.

Отношение к мирской жизни и мирским утешениям

Также совсем разное отношение к мирской жизни и утешениям имеют иудеи и христиане. В чем разница? В христианстве самой целью существования человека считается жизнь ради последующего мира. Конечно же, иудеи верят в грядущий мир, но главной задачей жизни человека ставится улучшение существующего.

Эти концепции хорошо просматриваются в отношении обеих религий к мирским желаниям, желаниям тела. В христианстве они приравниваются к нечестивым искушениям и греху. Люди верят, что в последующий мир может попасть только чистая душа, не подверженная искушениям. А значит, человек должен как можно больше питать духовное, тем самым пренебрегая мирскими желаниями. Поэтому Папа римский и священники дают обет безбрачия, отказываются от мирских утех, дабы достигнуть большей святости.

Иудеи тоже признают, что душа более важна, но не считают правильным полностью отказываться от желаний своего тела. Вместо этого они превращают их исполнение в святое дело. Поэтому христианский обет безбрачия кажется иудеям сильным отхождением от религиозных канонов. Ведь создание семьи и продолжение рода для иудея является святым деянием.

Такое же разное отношение у двух религий к материальным благам и богатству. Для христианства принятие обета бедности является идеалом святости. Тогда как для иуде, накопление богатства - это положительное качество.

В заключение хочется сказать, что иудеи и христиане, отличия между которыми мы рассмотрели, не должны настраиваться друг против друга. В современном мире каждый человек может по-своему понимать святые писания. И имеет на это полное право.


Вернуться назад на

В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

Что такое иудаизм и христианство

Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа. Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

Сравнение иудаизма и христианства

В чем же разница между иудаизмом и христианством?
Христианство основывается на том, что Бог открыл себя людям через Иисуса Христа. Это Мессия, который пришел спасти мир. Официальный иудаизм отрицает Воскресение Христа, не считает его пророком и, тем более, Мессией.
Христиане ждут второго пришествия Христа. Иудеи уверены, что Мессия еще не приходил в мир. Они все еще ждут Мошиаха.
Иудаизм возник на ветхозаветной, почти универсальной религии, но со временем превратился в национальную, утратив тем самым возможность стать религией мировой. Христианство, возникнув на той же почве, с течением времени превратилось в мировую религию.
Средоточие иудаизма – материальная религия, земное царство, господство, которое Мессия даст евреям над всем миром. Христианство верит в царство другого плана – Небесное. Мир духовный, покой во Христе, победа над страстями. Там окажется каждый, кто своей жизнью исполнил Заповеди Христовы, независимо от национальности и социального происхождения.

Учение иудаизма основывается только на книгах Ветхого Завета и устной Торе. В христианстве абсолютным авторитетом является Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание.
Главным догматом христианства является любовь. Сам Бог есть любовь. Ею пропитано каждое слово Евангелия. Все люди равны перед Богом. Иудаизм отрицательно относится к тем, кто не является иудеями.
В христианстве существует представление о первородном грехе. Поскольку состоялось грехопадение прародителей, человек, рожденный в мир, должен искупиться крещением.
Иудаизм придерживается того мнения, что человек рождается безгрешным, и уже потом выбирает для себя – грешить или не грешить.

TheDifference.ru определил, что отличие иудаизма от христианства заключается в следующем :

1. В христианстве Иисус Христос – Мессия, пришедший спасти мир. Иудаизм отрицает божество Христа.
2. Христианство – религия мировая, иудаизм – национальная.
3. Иудаизм основывается только на Ветхом Завете, христианство – на Ветхом и Новом Заветах.
4. Христианство проповедует равенство перед Богом всех людей. Иудаизм подчеркивает превосходство иудеев.
5. Иудаизм рационален, христианство к рационализму не сводится.
6. Христиане ждут Второго пришествия Христа, после которого наступит Царствие Небесное. Иудеи ждут прихода своего Мессии, который сотворит для евреев земное царство и даст им господство над всеми народами.
7. В иудаизме нет понятия о первородном грехе.

Изначально иудаизм и христианство являлись одним и тем же учением, но со временем разделились на два направления: то есть две религии, которые во многом противоречат одна другой. Хотя они и обладают общими истоками, сейчас между ними больше различий, чем схожести. Иудеи и христиане в чём разница? Давайте узнаем ответ на этот вопрос в данной статье.

Иудаизм выступает религией евреев, далёких потомков, давших обет Аврааму. Основная отличительная черта иудаизма – в нём рассказывается про избранность нации евреев относительно других народов.

Христианство – представляет собой религию, которая не зависит от национальности. Стать христианином может каждый человек, который относит себя к последователям Иисуса Христа.

Отличие иудаизма от христианства

Чем же эти две религии отличаются друг от дружки? Есть ли у них что-то общее? Об этом мы сейчас и поговорим более детально.

Особенности ранних взаимоотношений иудеев и христиан

Нужно заметить, что иудеи относились к христианам не очень хорошо ещё с момента самостоятельного становления церкви. Евреи часто занимались провокацией римских властей с целью начать гонения на христиан.

А в более поздние времена в Новом Завете мы находим упоминание о том, что именно евреи были ответственны за страдания Спасителя, а также за последующие преследования его учеников.

Это в свою очередь обусловило негативное отношение приверженцев новой религии к евреям. Позднее вследствие такого отношения оправдывались многие антисемитские действия в ряде государств мира.

Со второго столетия нашей эры наблюдается увеличение негативистских настроений касаемо иудеев со стороны христиан.

Современные отношения между евреями и христианами

Некоторое налаживание отношений между двумя религиями начинается с шестидесятых годов двадцатого столетия. В то время происходит официальное изменение восприятия католической церковью иудеев, а большая часть молитв освобождается от антисемитских элементов.

В 1965-м году в Ватикане была принята декларация «Про отношение Церкви к нехристианским религиозным учениям». Согласно ей, евреев перестают обвинять в гибели Христа, плюс осуждается любая антисемитская деятельность.

Папе Павлу шестому пришлось официально попросить прощения у нехристианских народностей (в частности у иудеев) за длительные гонения. Что же касается самих евреев, то для них характерно достаточно лояльное отношение к христианам. Хотя они и находят часть христианских религиозных обычаев непонятными для себя, но, несмотря на это проявляют благосклонное отношение к тому, что базовые элементы иудаизма используются в других религиях (в частности в христианстве).

Один ли бог у евреев и христиан?

Не секрет, что христианскую Библию составляют две части: Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет представляет собой основу иудаизма, а Новый Завет – выступает учением Христа и его учеников.

Получается, что и христиане, и иудеи имеют одну основу религии и почитают одно и то же Божество, разница заключается лишь в обрядах служения ему.

Остаётся одинаковым даже имя Божества – Яхве, что в переводе на русский язык обозначает «Сущий».

Отличия в постулатах

Отдельно нужно остановиться на основных различиях в мировоззрении.

Христиане верят в наличие трёх главных догм, а именно:

  • первородного греха всего человечества;
  • второго пришествия Христа;
  • искупления всех грехов за счёт смерти Спасителя.

Приверженцы христианства считают, что главные человеческие проблемы могут быть решены с помощью указанных догм. Что же касается евреев, то они не признают данные принципы.

Различающееся восприятие грехов

Ещё одно важное отличие иудеев от христиан заключено в разном отношении к греху. К примеру, у христиан считается, что все люди уже появились на свет грешными (вследствие первородного греха) и могут избавиться от него, только прожив достойную жизнь.

Что же касается евреев, то они, напротив, полагают, что все люди рождаются невинными, а в течение жизни самостоятельно выбирают – совершать грехи или нет.

Методы очищения от греха

Из предыдущей разницы в отношении к грехам вытекает разница и в их искуплении.

У христиан считается, что все человеческие прегрешения уже были искуплены Христом за счёт своей жертвы. Но за все деяния, совершаемые человеком при жизни, он после смерти ответит перед Создателем. При этом отпущение грехов можно получить у священника, наделённого в христианстве такой властью.

В иудаизме считается, что человек способен получить прощение исключительно за счёт своих благих дел и поступков.

А все грехи разделаются на две разновидности:

  • совершённые против Божьей воли;
  • совершённые против других людей.

Еврей получает прощение первой категории при условии искреннего раскаяния и сожаления о содеянном. При этом ему нет нужды идти на исповедь в церковь – достаточно от души молиться Всевышнему.

Восприятие прочих мировых религиозных течений

Практически во всех религиозных учениях мира существует единая доктрина – на Небесах (или в Раю) могут оказаться исключительно люди, верующие в настоящего Бога. Для всех пренебрегающих данным правилом вечная жизнь на Небе становится недоступной.

В христианстве тоже в некоторой степени соблюдается указанная доктрина. А вот для иудаизма характерно более терпимое восприятие других религий.

В частности у евреев считается, что в Раю может оказаться любой праведник, который в течение своей жизни придерживался семи главных заповедей, дарованных людям Моисеем и полученных им от самого Всевышнего.

Эти заповеди являются универсальными, поэтому необязательно, чтобы человек верил в Тору.

Давайте ознакомимся с этими 7 основными заповедями:

  • нужно верить в то, что Вселенная была сотворена единым Создателем;
  • нельзя богохульничать;
  • следует придерживаться законов;
  • запрет на поклонение истуканам;
  • запрет на кражи;
  • запрет на прелюбодеяние;
  • запрет на употребление от живого.

Считается, что даже если человек и не еврей по крови, но будет соблюдать все эти заповеди – сможет после смерти оказаться в Эдемском саду.

Также говоря обобщённо следует упомянуть о достаточно лояльном восприятии иудеями монотеистических религий (например, ислама в христианстве), однако, категорически не приемлется язычество (по причине многобожия и поклонения идолам).

Разное восприятие добра и зла

Ещё одно очень большое отличие заключается в отношении к добру и злу у иудеев и христиан. В чём же заключается это отличие?

У христиан большой акцент сделан на концепции Сатаны (Дьявола). Именно его олицетворяют огромной, мощной силой, представляющей собой первопричину зла и всех бедствий на земле. Христиане сделали Сатану антиподом Создателю.

Именно здесь и спряталось различие, ведь основным убеждением евреев является вера в единственного (!) и всемогущего Создателя. Иудеи свято убеждены в том, что не может существовать никакая другая Высшая сила, помимо Создателя. А, исходя из этого, еврей никогда не делит добро на волю Бога, а зло не относит к проискам нечистых сил. В иудаизме Бог выступает справедливым судьёй, воздающим за хорошие проступки и способным наказать за плохие.

Восприятие первородного греха

Вам уже известно о понятии первородного греха у христиан. и не соблюли Божью волю, за что их изгнали из Райского сада. Именно по этой причине всех новорожденных уже считают греховными.

Иудеи отрицают подобный подход и говорят о том, что все малыши изначально невинные и могут достичь любых мирских благ. И лишь на ответственности самого человека находится то, какой жизнью – праведной или греховной он будет жить.

Восприятие мирской жизни и мирских утешений

И последнее отличие заключается в восприятии мирской жизни и утешений у иудеев и христиан. В чём оно проявляется? Христиане основной целью жизни всех людей считают последующую жизнь после смерти. Евреи, безусловно, также верят в существование загробного мира, но у них главная жизненная задача – улучшать свою настоящую жизнь.

Указанные концепции можно хорошо наблюдать в восприятии обоими религиями мирских желаний и желаний тела:

  • Христиане считают, что все человеческие желания нечестивые и призваны искусить праведника к совершению грехов. Они убеждены в том, что честь жить после смерти получают только чистые души, которые при жизни не были подвержены искушениям. А исходя из этого, каждому православному положено больше внимания уделять своему духовному развитию, нежели мирским желаниям. Именно вследствие этого Папе римскому и священникам положено придерживаться обета безбрачия, ограничивая для себя мирские утехи, чтобы обрести большую святость.
  • В иудаизме также считается, что душа является более важной, чем тело, но не считается, что нужно полностью ограничивать все свои плотские желания. Евреи делают процесс их исполнения благим делом. Поэтому к христианскому обету безбрачия они относятся с непониманием, ведь для них семья и продолжение рода – сугубо святое деяние.

Точно также две эти религии по-разному воспринимают богатство и материальные блага. Христиане принимают обет бедности, так как для них он представляет собой идеал святости. А иудеи со своей позиции находят накопление финансовых благ положительным качеством. Надеемся, что мы помогли вам разобраться в отличиях между религией христиан и иудеев.

Иудаизм и Христианство

Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю.

Христианская традиция указывает на колыбель Христа как на источник христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Христа вызывает сомнения. Хотя весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец родился за четыре года до новой эры. Так считает и большинство ученых. Однако если мы обратимся к Талмуду, то окажется, что время жизни Христа приходится на середину II в. до н. э. Это заставляет еще больше усомниться в исторической достоверности образа, запечатленного в евангелиях. Кроме того, сравнительный анализ еврейских и христианских источников того периода выявляет целый ряд существенных расхождений. Правда, у Иосифа Флавия мы находим рассказ о рождении Христа, но современные исследователи признают его позднейшей вставкой, сделанной в восьмом или девятом веке. Мы нигде не найдем прямых свидетельств исторической точности евангелий, да и косвенных подтверждений тому немного. Более того, синоптические евангелия расходятся в освещении одних и тех же событий, и это увеличивает сомнения в их достоверности.

Еврейское имя Христа - Иешу, - отнюдь не было редким в то время. Это сокращение библейского имени Иегошуа, этимология которого связана с корнем йуд, шин, айн - йеша - "спасение". Согласно евангелиям, Иешу родился в Бейт Лехеме, вблизи Иерусалима, и его появление на свет сопровождалось чудесными предзнаменованиями. Имя его матери известно, что же касается отца. христианская версия на сей счет не нуждается в комментариях. Однако я не побоюсь утверждать, что при рождении ребенка всегда ясно, кто его мать, хотя не исключены сомнения в отношении отца. В данном случае, вероятно, имелись особые основания для подобных сомнений. Младенец рос и воспитывался в семье; у него был младший брат по имени Яаков.

Из евангельских рассказов складывается впечатление, что Иешу учился у мудрецов Израиля. Сам он никогда не достиг положения раби, не удостоился стать мудрецом, однако принадлежал к кругу образованных учеников. В то время еврейское общество было расколото глубокими внутренними противоречиями. Мудрецов, принадлежавших к лагерю книжников, софрим, евангелия именуют "фарисеями" (производное от перушим, "отделенные", сторонящиеся нечистоты). Кроме перушим в то время, как и теперь, жило множество амей а-арец - простых людей, мало сведущих в законе. Однако в отличие от наших дней, амей а-арец древности были очень богобоязненны и тщательно соблюдали заповеди Торы. Так что различия между ними и перушим не касались мировоззрения и определялись в основном уровнем знаний. Семья Иешу не отличалась ученостью, но сам он принадлежал к числу перушим и, согласно евангельским свидетельствам, вел себя в соответствии с их обычаями. В то время свидетельством глубокой богобоязненности у перушим служило постоянное ношение тфилин. И действительно, ранняя христианская иконография вплоть до 4 в.н. э. изображает Христа в головных филактериях. Характер Иешу, ученика мудрецов, отличался эксцентричностью. Его слова и поступки многие расценивали как вызывающие. Перушим, современники Иешу, не были в восторге от того, что он говорил и делал, однако они не отрицали его принадлежности к своему лагерю. Из уст в уста передавались рассказы об эксцентричных выходках Иешу, множились слухи о его целительских способностях - сегодня обладателя подобных способностей назвали бы экстрасенсом. Согласно Талмуду (это свидетельство находит своеобразное подтверждение и в еванглиях) Иешу питал слабость к женскому полу.

Действительно ли Иисус Назаретянин, Иешу а-Ноцри, провозгласил себя мессией? Это остается до конца не ясным, но по всей видимости Иешу действительно верил, что он мессия, и эту уверенность разделяла группа его восторженных приверженцев. Последователи Иешу были людьми неискушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма Мессия не обязан обладать сверхъестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы. Само слово "мессия" означает на иврите "помазанник". тот, кто помазан оливковым маслом, елеем, на царство. Помазание елеем означало возведение в высший сан - первосвященника или царя. В ту эпоху слова "царь мессия" означали просто-напросто "царь из рода Давида" - в противоположность царствовавшей династии Ирода. Ирод был ставленником Рима и открыто служил интересам поработителей. Он отличался жестокостью, проливал реки крови, и народ мечтал о царе-помазаннике из рода Давида, который избавил бы его от кровожадного тирана. Имя "Христос" является дословным переводом еврейского слова машиах "мессия", "помазанник" - на древнегреческий язык.

В первые десятилетия первого века н. э. Иудея пользовалась внутренней автономией, однако реальная власть оставалась в руках римлян. С их точки зрения всякий, кто провозглашал себя "царем мессией", тем самым открыто заявлял о своих притязаниях на престол, то есть призывал к бунту против римской власти, присвоившей себе право назначать правителей Иудеи. В глазах этой власти "царь мессия" был в первую очередь опасным самозванцем, незаконным претендентом на престол. Именно так римский наместник воспринимал Иешу. Следуя его логике, надлежало безотлагательно схватить самозванного "царя иудейского" - пока число его приверженцев оставалось относительно немногочисленным, - предать его суду и покарать как мятежника.

Во время допроса Христа Понтием Пилатом, как это явствует из евангелий, прокуратора Иудеи интересовал прежде всего юридический аспект: признает ли обвиняемый себя виновным? Иешу, возможно, действительно был наивен, но безумцем его не назовешь. Он всеми силами стремился избежать признания вины, ибо понимал, чем это для него чревато. Однако свидетельства против него оказались неопровержимыми, и смертного приговора злосчастному "мятежнику" избежать не удалось…

Эта история, подобная множеству других, не первая и не последняя в летописи страданий и жертв еврейского народа, с годами приобрела особенное значение. Христианская теология переосмыслила ее, наполнив каждую деталь глубоким символическим значением.

Пока римский судья вершил над Иешу свое жестокое правосудие, в еврейской среде разгорелся спор о том, какого отношения заслуживает "царь мессия" со стороны единоверцев. Из евангелий нельзя однозначно заключить, кто судил Иешу - римляне или евреи. Попробуем принять утверждение, что Иешу действительно предстал перед раввинским судом, бейт-дином. Какие же обвинения могли быть ему предъявлены? Странный молодой человек, говорящий невразумительные глупости… Таким могли увидеть Иешу еврейские судьи. Единственная неприятность была связана с зависимым положением страны. Иешу, как колючка, торчал в глазах римских властей. Римляне хотят схватить его, расправиться с опасным чудаком и мечтателем? Ну что ж… На стороне захватчиков сила.

Есть, однако, все основания для уверенности в том, что к смертной казни Иешу приговорил именно римский суд. Ведь распятие - специфически римская форма смертной казни. Еврейскому судопроизводству она неведома. Даже за самое страшное преступление еврейский суд не мог приговорить виновного к медленной смерти на кресте. Римляне распинали не только еврейских бунтовщиков. Распятие на кресте можно уподобить публичному повешению в наши дни. Таким позорным способом казнили рабов и людей низших сословий; аристократов же приговаривали к более "почетным" видам казни. Неудивительно поэтому, что на протяжении первых веков христианства крест вовсе не служил символом новой религии. Напротив, ранние христиане стыдились его. Символом церкви на заре ее существования было изображение рыбы. Слово "ихсиос". "рыба" является аббревиатурой слов "Иезус Христос…" и т. д.

Римский мир в первом веке н. э. переживал острейший духовный кризис. Официальной религией оставалось язычество. Пантеону богов во главе с Юпитером воздавались подобающие почести; однако в этих богов уже мало кто верил. В Рим со всех сторон, и особенно с востока, проникали всевозможные мистические культы. Усилилось египетское влияние: вошел в моду культ Изиды, свидетельство чему можно найти в "Золотом осле" Апулея. Приобрел популярность таинственный культ иранского бога Митры. Несомненное влияние на римлян оказал и иудаизм. Греко-римская культура первого века н. э. отличалась синкретизмом. В мировоззрении ее носителей легко уживались разнородные и часто противоречивые идеи. Иудаизм привлекал многих, но не как свод законов и заповедей, которому надо следовать, а как пища для размышлений, как интересная "доктрина", достойная более близкого знакомства.

Помимо евреев, верных закону, иудаизма как мировоззрения в той или иной мере придерживались десятки тысяч язычников. Немало было и неевреев, подошедших к еврейской религии еще ближе - так называемых "богобоязненных". Эти люди не могли перешагнуть грань, отделяющую их от иудаизма из страха перед римским законом, который под угрозой смертной казни запрещал кастрацию (под это определение подводили и обрезание, которое разрешалось совершать только евреям). В среде "богобоязненных" были люди очень близкие к иудаизму, и были другие, отчасти тяготевшие к язычеству.

Окружающие воспринимали первых христиан как иудейскую секту. И действительно, на протяжении первых ста двадцати лет своего существования христианская религия постепенно отпочковывалась от иудаизма, и ее носителей все еще можно было, с некоторыми оговорками, называть евреями. Ранние христиане придерживались еврейских законов, и, хотя они верили, что Иешу был мессией, и ожидали его воскресения, этого было недостаточно, чтобы порвать с еврейством. Учение Иешу отличалось непоследовательностью, однако он не утверждал, что можно быть евреем, не соблюдая заповедей. Ранние христиане не делали ничего, что можно было бы счесть грубым нарушением закона. Можно сказать, что если бы Иешу воскрес, он скорее отправился бы в синагогу, чем в церковь, которую принял бы за языческий храм.

Христианство не получило широкого распространения в еврейской среде, однако оказалось весьма привлекательным для неофитов. Число новообращенных язычников росло, и среди христиан разгорелась полемика: обязаны ли неофиты исполнять заповеди, возложенные на евреев законом Моисея? Мнения разделились. Община иерусалимских христиан, сложившаяся вокруг одного из братьев Иешу, придерживалась той точки зрения, что христианин должен быть в первую очередь евреем, и потому соблюдение заповедей для него обязательно. Однако другие общины склонялись к мнению, что заповеди возложены законом лишь на христиан-евреев, тогда как христиане-неевреи от них свободны.

Иудаизм боролся с новым учением. Мудрецы дополнили главную молитву еврейской литургии - "Восемнадцать благословений" - проклятием, осуждающим "вероотступников и доносителей", которых надлежало исторгнуть из еврейской среды. И тогда на исторической арене появился человек, которого многие исследователи считают подлинным отцом христианства - апостол Павел. Именно ему и его последователям обязана своим происхождением христианская теология. В основу этой теологии легла проекция иудаизма на языческое сознание. Иными словами, тот способ, каким язычники прочитывали и понимали еврейские священные тексты, привел к появлению собственно-христианского вероучения и к его обособлению от иудаизма.

Еврей мог сказать, что он "сын Божий" на основании Торы. Например, в книге Шмот написано "Сын-первенец мой Израиль", а в книге пророка Гошеа. "Наречетесь сынами Бога живого". Эти слова истолковывают как выражение отеческой любви Всевышнего к сынам Израиля и их сыновней близости к Нему. Ни одному еврею никогда не приходило в голову понимать их в буквальном, "генеалогическом" или "генетическом" смысле. Но когда эти слова достигали ушей язычника, немедленно вставал вопрос: кто был отец известно, а кем была мать? При каких обстоятельствах она забеременела? Человека, воспитанного на греческой культуре, не удивишь любовными связями между простыми смертными и обитателями Олимпа. Он как должное принимал и то, что от романтических приключений божеств рождались дети, наделенные удивительными талантами. Сам вседержитель Зевс не раз являлся смертным женщинам - то обернувшись золотым дождем, то в облике прекрасного лебедя или могучего быка. От подобных связей рождались и герои, и чудовища, наподобие Минотавра. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют, что греков весьма интересовали подробности подобных "смешанных браков".

Так появилось на свет "святое семейство" - отец, мать и младенец. Аналогичным путем возникла и христианская троица. Языческое сознание, усваивая еврейские тесты, перетолковывало их на свой лад. В случае проекции геометрических тел под другим углом, сохраняется корреляция между источником и отображением, однако форма источника искажается до неузнаваемости. Так произошло и с христианством. Питательной средой, на которой взошла новая религия, послужили многочисленные группы "богобоязненных", о которых говорилось выше. Восприятие еврейских источников накладывалось у них на греческую культуру. На фоне кризиса, переживаемого языческим сознанием, идеям монотеизма, обернутым в привычную мифологическую оболочку, был обеспечен успех.

Иллюстрацией подобного успеха служит рассказ Иосифа Флавия о жене императора Нерона. Кесарь, как известно, не отличался праведностью. Подруга его также не блистала супружеской верностью. Тем не менее, летописец величает августейшую любительницу приключений "Поппея Альбина". "праведница". Иосиф Флавий был лично знаком с императрицей, которая испытывала симпатию к иудаизму. Этот интерес и был ей поставлен летописцем в заслугу. Христианство убрало с пути неевреев, желавших приобщиться к вере Моисея, такое важное "препятствие", как необходимость соблюдать заповеди, в том числе заповедь обрезания.

С апостола Павла началось развитие христианской теологии. Синкретическая в своей основе, эта теология питалась как из еврейских источников, так и из мифологических представлений, сохранившихся в сознании народов восточного средиземноморья. Культурная атмосфера крупнейших эллинистических городов той эпохи - Александрии, Антиохии, Ашкелона - весьма содействовала распространению нового вероучения.

Догматы христианства с самого начала служили предметом ожесточенных споров, которые подчас сопровождались кровопролитными столкновениями. Особенно жаркие споры велись о природе "единосущной троицы". Возникло несколько христианских церквей. "Священным языком" несторианской церкви, чье влияние распространялось на весь восток, стал арамейский. Пережив междоусобицы и гонения, эта церковь и поныне сохранила немногочисленных сторонников. несториане не едят свинину и не звонят в колокола. Пожалуй, они сохранили христианство в его наиболее первозданном виде. Пока на востоке утверждалась несторианская церковь, на западе, в Европе, ключевые позиции заняло арианство. Ариане отрицали единосущие троицы, тем самым приближаясь к политеизму. Коптская, эфиопская и армянская церкви образовали монофизитскую ветвь христианства, существующую и поныне. Но наиболее известен в истории христианства раскол католической и греко-православной церквей. Причины его трудно понять человеку, воспитанному в еврейской традиции. Различные версии "тринадцати основ веры" Рамбама отличаются друг от друга гораздо больше, чем католический и православный символы веры. Однако в иудаизме на подобные расхождения попросту никто не обращает внимания - не говоря уже о том, чтобы вести из-за них войну.

Не раз предпринимались попытки прийти к объединению церквей, однако в результате этих попыток раскол лишь углублялся и появлялись новые церкви. Тут можно вспомнить униатов, маронитов, греко-католиков, коптов, коптов-католиков. Причины раскола не всегда крылись в богословских расхождениях. Например, англиканскую церковь создал король Генрих Восьмой, пожелавший развестись со своей супругой. По этой причине он порвал с католицизмом. Король потребовал от евреев, чтобы они обосновали монаршее право на развод с помощью своего вероучения; и действительно, существует такая книга, написанная одним итальянским раввином. В 16 в. возник протестантизм, на первый взгляд, оппозиционный папству и католицизму. Однако не все протестанты - лютеране. Некоторые из них верят в то же, во что и католики. Внутри протестантизма также существуют различные течения. например, баптисты и унитарии. Последние отрицают идею троичности Бога. Среди унитариев особенно интересны адвентисты седьмого дня, напоминающие русских субботников. Мой канадский знакомый как-то нанял слугу-японца, рассчитывая, что тот будет исполнять обязанности шабес-гоя. Однако в первую же субботу выяснилось, что слуга соблюдает святость седьмого дня не менее тщательно, чем хозяин. Японец оказался адвентистом.

Совершив краткий экскурс в историю возникновения христианства, попробуем теперь разобраться в различиях между ним и иудаизмом. Эта тема особенно важна здесь, в России. Ибо теперь уже ясно, что многолетняя атеистическая пропаганда не добилась ни малейшего успеха в искоренении религиозных верований. В чем она действительно преуспела - так это в насаждении религиозного невежества. И больше других от этого пострадал иудаизм и евреи.

Еврейское вероучение различает ряд ступеней приближения к святости. Есть люди, которых мы называем цадиками и хасидами - это праведники. Есть другие. грешники, преступники и злодеи. Однако все они евреи. Но существует преступление, которому нет равных - совершивших его называют "мешумадим", "уничтоженные". Это те, кто изменил вере отцов. Гораздо лучше быть законченным негодяем, последним подлецом, чем креститься. Я говорю сейчас не о психологии вероотступника, а о его социальном статусе в еврейской среде. Вероотступник стоит на самой нижней ступеньке, он предатель. Не просто дезертир, а настоящий перебежчик, переметнувшийся в лагерь злейших врагов своего народа.

Мне неизвестно, что ныне думают в России об армии генерала Власова. Но сражаться в рядах власовцев означало служить Гитлеру. Еврей, принимающий крещение, совершает еще более страшное преступление, ибо его измена усугубляется полутора тысячелетиями гонений. Полторы тысячи лет христиане унижали и преследовали еврейский народ! Приведу только один пример: в тринадцатом и четырнадцатом столетиях на юге Франции, в городах Монпелье, Каркассон, и других, существовал обычай: накануне христианской Пасхи главу еврейской общины приводили на городскую площадь, и епископ публично давал ему пощечину. Факты такого рода выходят за рамки теологических различий. Пощечина, данная христианской церковью еврейскому народу, до сих пор горит на его щеке. Христианские богословы обсуждают теологический вопрос: пришла или не пришла пора простить евреям распятие Христа. Ведь в основе христианской религии, по крайней мере в теории, лежит милосердие. Но для нас, евреев, примирение с христианством - не схоластический богословский вопрос. Это обнаженная рана, это человеческая боль. Мы хотим знать, чем христиане готовы загладить свою вину перед нами. Ведь если от теории обратиться к фактам, это нам, а не им есть за что прощать. И не так уж легко нам сделать это после долгих веков издевательств, наветов и гонений.

Но попробуем отрешиться от эмоций и рассмотреть вопрос с теологической точки зрения. О чем мы спорим с христианством, в чем с ним несогласны? Центральным пунктом наших расхождений является догмат о троице. В тот момент, когда христиане упоминают троицу, мы не можем продолжать разговор. Ведь даже если мы позволим убедить себя тонким богословским рассуждениям о том, что при определенных обстоятельствах христианин, верующий в троицу, не является политеистом, то уж еврей, верующий в триединство Бога, несомненно таковым является. Причина подобного различия в том, что иудаизм не требует от нееврея той четкости понятий, той чистоты монотеизма, которая обязательна для еврея. Чему это можно уподобить? Бывает, зрелый, умудренный опытом человек не принимает того, во что верит ребенок. Однако он не видит ничего страшного в том, что ребенок верит в это. Мы, евреи, занимаемся теологическими вопросами и трактуем единство Бога уже три с половиной тысячелетия, в то время как русский народ впервые прослышал о подобных материях лишь семь с половиной столетий назад. Мы вправе воспринимать христианские рассуждения о троице с позиций старшего, ведь наш "стаж" в пять раз больше. Но по той же самой причине мы не вправе требовать от христиан того, чего требуем от себя - точно также, как не требуем от ребенка различать тонкости отвлеченных понятий. Поэтому то, что не является идолопоклонством для христиан, остается идолопоклонством для евреев. Когда речь идет о единстве Бога, мы требуем от себя предельной чистоты и четкости понятий и малейшую неясность истолковываем как "чуждое служение", запретное для еврея.

Теологические различия между христианством и иудаизмом затрагивают еще целый ряд вопросов, как, например, понятия греха и милосердия. Иудаизм отрицает первородный грех. Мы не принимаем того утверждения, что человек рождается грешником. Это, разумеется, не означает, что младенец является в мир совершенным. Разумеется, существуют прирожденные склонности как к добру, так и ко злу, и человек наделен теми и другими. Однако это не значит, что он грешен от рождения. Ребенок рождается невинным точно также, как рождается не умея говорить, ходить, не имея знаний. Но ведь никому не придет в голову усмотреть в этом порок! Даже самые дурные наклонности - еще не грех, как не являются грехом врожденные физические недостатки.

Я почти убежден, что дуалистическая концепция первородного греха косвенно заимствована апостолом Павлом из манихейства. Манихеи рассматривают материальное начало в человеке - плотскую, чувственную - сторону человеческого естества - как источник абсолютного зла, как нечто нечистое, порочное по самой своей природе. Прямой противоположностью плоти является душа. Она изначально наделена чистотой, святостью, и по природе праведна. Поэтому человеческая жизнь в отображении манихейской религии предстает непрестанной борьбой - поединком добра и зла, души и тела. Дуалистическое мировоззрение сказывается на всей системе ценностей и влияет на повседневную жизнь. Например, у христиан тот, кто воздерживается от супружества, считается стоящим ближе к святости. Хотя, в отличие от католиков, православная церковь разрешает священникам жениться, епископом и другим высшим иерархом может стать только тот, кто принял монашеский постриг. У евреев же, напротив, семья и семейная жизнь, супружеские отношения и воспитание детей, занимают центральное место в жизни, способствуют духовному росту и становлению личности. Грешит тот, кто уклоняется от брака. Ни одно из проявлений телесной жизни человека не считается грехом - ни еда и питье, ни чувственное влечение к противоположному полу. Ибо по своей природе тело не является "сосудом греха". Зло не заложено в нем изначально. Ясно, что подобная концепция находится в противоречии с христианством, которое боится плоти, видит в чувственном начале врага человеческой души. Не случайно некоторые из ранних отцов церкви - причем не только монахи - оскопляли себя, чтобы побороть плотские соблазны. Евнухом был, например, величайший христианский богослов Ориген, и многие другие. Группы добровольных скопцов существовали среди богомилов в Болгарии и Франции, и среди русских сектантов в совсем еще недавнем прошлом.

Из разного отношения к материальной стороне жизни следует не только различное отношение к греху. Отличаются друг от друга также представления иудеев и христиан о конечном спасении. Христиане полагают, что залогом спасения души является принадлежность к "истинной церкви", ибо душа для своего спасения нуждается в христианском искуплении. Поэтому праведники-нехристиане не удостоятся избавления, тогда как грешные христиане спасутся. Напротив, иудаизм полагает, что человек судится не по вере, а по поступкам. Пока он не совершил преступления - не только в уголовном, но и в моральном смысле слова - он невиновен. Поэтому заслужить спасение может человек любого вероисповедания, в том числе христианин или мусульманин.

Взаимоотношения иудаизма и христианства насчитывают свыше полутора тысячелетий. У обеих религий действительно много общего. Но внешнее сходство, как мы теперь видим, скрывает глубокие внутренние противоречия. Мир иудаизма и христианства - совершенно разные миры. В прошлом евреи хорошо понимали, к каким интеллектуальным и духовным последствиям приведет их отказ от своей веры. И потому наши предки противились принятию христианства даже под страхом смерти. Очевидно, они не придавали ценности жизни, из которой вместе с еврейством исчезал смысл.

Из книги О боге. Непротиворечивая теория бога автора Горяинов Евгений Владимирович

Иудаизм и христианство Религиозная тематика характеризуется тем, что даже в простых вопросах далеко не всегда есть полная ясность в головах не только у «слегка верующих», но часто и у тех, кто называет себя верующими. Спросите у рядового христианина, не

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Иудаизм и христианство Систематизация и запись талмудической традиции начались в 1- 2в. Но Мишна – устная традиция – сложилась явно раньше. Трудно предположить, что она формировалась менее двухсот лет. Тогда основы ее были заложены никак не позднее (скорее, гораздо

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

5. ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО, РЕЛИГИИ ЗАПАДА Возвращение домой Религия Ветхого и Нового Заветов - наконец-то мы дома! Одно из достоинств отпуска, проведенного в осмотре достопримечательностей в незнакомых и дальних странах, - радость оттого что мы наконец вернулись домой,

Из книги Взгляд автора Штайнзальц Адин

Иудаизм и христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде

Из книги Сборник статей автора Штайнзальц Адин

Иудаизм и Христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иудаизм и Христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем

Из книги Научный атеизм. Введение автора Куликов Андрей

4.1. Христианство и иудаизм Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души

Из книги Вегетарианство в мировых религиях автора Роузен Стивен

4.1.11. Христианство и иудаизм - братья навек Завершим эту главу тем же, чем и начинали. Давайте посмотрим на христианство (и православие в т. ч.) под другим углом. Если рассматривать христианство и иудаизм как две конкурирующие религии, то получается, что христианство

Из книги В защиту имени отца Александра Меня (сборник статей) автора Василенко Леонид Иванович

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО «Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям».Псалтирь 145:9«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко».Притчи 12:10«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».Иезекиилъ 47:12«…Я пресыщен

Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин

Из книги Иудаизм автора Курганова У.

ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ Давайте вместе посетим немецкий город Виттенберг, который стал знаменитым благодаря реформатору Мартину Лютеру. При входе в город мы видим внушительную замковую церковь, к дверям которой Лютер пригвоздил свои девяносто пять тезисов. Внутри этой

Из книги Возникновение православия автора Мельников Илья

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями. Многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Тройственное единство – иудаизм, христианство и мусульманство Во всех монотеистических, политеистических и деистических религиях очень много общих черт, что является доказательством их единства. Мы коснулись лишь некоторых общих положений, дабы продемонстрировать

Из книги автора

Зороастризм - иудаизм - кумранизм - «христианство» Для убедительности, приведём интересную фактологию из работ Б.С. Романова.В 1995 году Б.С.Романов написал книгу «Астро-Библос», посвящённую разработке хронологии евангельских событий и установлению действительной

В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

Определение

Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа.

Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

Сравнение

Христианство основывается на том, что Бог открыл себя людям через Иисуса
Христа. Это Мессия, который пришел спасти мир. Официальный иудаизм отрицает Воскресение Христа, не считает его пророком и, тем более, Мессией.

Воскресение Христово

Христиане ждут второго пришествия Христа. Иудеи уверены, что Мессия еще не приходил в мир. Они все еще ждут Мошиаха.

Иудаизм возник на ветхозаветной, почти универсальной религии, но со временем превратился в национальную, утратив тем самым возможность стать религией мировой. Христианство, возникнув на той же почве, с течением времени превратилось в мировую религию.

Средоточие иудаизма – материальная религия, земное царство, господство, которое Мессия даст евреям над всем миром. Христианство верит в царство другого плана – Небесное. Мир духовный, покой во Христе, победа над страстями. Там окажется каждый, кто своей жизнью исполнил Заповеди Христовы, независимо от национальности и социального происхождения.

Учение иудаизма основывается только на книгах Ветхого Завета и устной Торе. В христианстве абсолютным авторитетом является Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание.

Главным догматом христианства является любовь. Сам Бог есть любовь. Ею пропитано каждое слово Евангелия. Все люди равны перед Богом. Иудаизм отрицательно относится к тем, кто не является иудеями.

В христианстве существует представление о первородном грехе. Поскольку состоялось грехопадение прародителей, человек, рожденный в мир, должен искупиться крещением.

Иудаизм придерживается того мнения, что человек рождается безгрешным, и уже потом выбирает для себя – грешить или не грешить.

Выводы сайт

  1. В христианстве Иисус Христос – Мессия, пришедший спасти мир. Иудаизм отрицает божество Христа.
  2. Христианство – религия мировая, иудаизм – национальная.
  3. Иудаизм основывается только на Ветхом Завете, христианство – на Ветхом и Новом Заветах.
  4. Христианство проповедует равенство перед Богом всех людей. Иудаизм подчеркивает превосходство иудеев.
  5. Иудаизм рационален, христианство к рационализму не сводится.
  6. Христиане ждут Второго пришествия Христа, после которого наступит Царствие Небесное. Иудеи ждут прихода своего Мессии, который сотворит для евреев земное царство и даст им господство над всеми народами.
  7. В иудаизме нет понятия о первородном грехе.