План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Правописание безударных гласных в корне слова. План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова

МБОУ «Сокрутовская оош»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Сокрутовская»

Ильченко Людмила Николаевна

2012-2013 учебный год

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

ИКТ: презентация к уроку

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку .

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начн ѐ м же урок, не будем зря время терять.

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)

IV. Чистописание.

Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 3)

А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

Скажите, что объединяет эти слова?

Какое слово лишнее? (слайд 4 )

V. Словарная работа.

Сова приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

М О РОЗ, ЗА Я Ц, УЛ И ЦА, Р А БОТА, СЕВ Е Р, О БЕД. (слайд 5)

Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями - Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Саша - Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал Саша?

Как правильно записать это слово?

с м…чом - м я ч - с м я чом (слайд 6)

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд7)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

VII. Работа над темой урока

А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Например, слово ЗИМА

Сначала прочитаем слово.

Затем - поставим ударение.

Потом определим безударную гласную.

И подберём проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово. (слайд 8)

VIII. Упражнения. Работа по учебнику .

Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 99. (слайд 9)

Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка. (Слайд 10)

Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Как крылья сложат назад.

Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Ребята первого варианта выполняют задание, а ребята второго варианта проверяют. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый - тЯжесть 3) столовая - стОлик

2) похвала - хвАлить 4) гостиница - гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

(слайд 11)

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

IX. Работа с текстом.

Сова приготовила для вас новое задание - текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

XI. Подведение итогов.

Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 13)

Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Молодцы!

XII. Рефлексия.

Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.

Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова.
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

Получился ли урок, каким мы его задумали?

Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.

Спасибо за урок!

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем - не найдём.

9. Ходит - бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15 . Течет, течет - не вытечет.
Бежит. Бежит - не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.


Тема. Правописание безударных гласных в корне

Цели урока. Формировать навыки грамотного написания слов сс слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.

Оборудование. Карточки для работы в группах, со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне», орфографические деревья, листья с безударными гласными.

Оформление класса: На доске деревья со словами (в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, к-е необходимо вставить в слова.

Ход урока

    Постановка темы урока

Слайд грустный домовенок

Учитель.

Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.

Скажите, какое у него настроение?

(Он грустный, печальный.)

У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе.

В какой позиции гласная не требует проверки?

Д. В сильной.

У. Что такое сильная позиция для гласной?

Д. Под ударением.

У. Что такое слабая позиция?

Д. Без ударения.

У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)

Сегодня на уроке мы будем формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы

II. Чистописание

У. Все ли гласные нужно проверять?

Д. Нет!

У. А какие?

Д. Буквы а, о, и, е, я.

Откройте свои тетради, запишите число, кл. работа Пропишите эти буквы по образцу,.

Закрепление пройденного материала

    У вас на столах лежат карточки. Каждой группе выдается один из вариантов.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Вариант 2

Яг...да, ч...совщик, зв...зда, к...пуста, ов...щи, стр...ла, ш...рф

ВариантЗ

Л ...СТЫ, п...суда, м...шина, к...рмушка, з,..ма, вр...чи, ...дежда.

Вариант 4

Р...бота, х...роший, б...гуны, х...дить, т...варищ, ск...ла, пч...ла.

У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?

Д. Пропущенная безударная гласная.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

На доске.

У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?

Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.

У. Найдите в карточках словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их друг у друга.

Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?

Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением.

У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.

Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.

Дети работают в парах.

IIIДомовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.

Карточка

Хорошее начало!

IVФизкультминутка

    Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы

Лесной, речной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

Какие слова произносим одинаково?

Д. Спеши, спиши.

У. Как пишем эти слова?

Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.

Домовенку очень понравилось, как вы дружно работ и он подарил вам еще один комплимент.

На доску прикрепляется карточка или слайд

Карточка

Я вами горжусь!

Домовенок решил дать последнее задание, которое называется осенний сад. Но деревья в нашем саду необычные: вместо плодов на нем выросли слова, чтобы собрать урожай нам необходимо вставит пропущенную букву в каждое слово. Оглянитесь, вокруг вас множество букв, найдите ту букву, которую нужно вставить в первое слово, во 2 слово…..

Дети «по цепочке» выполняют задание.

VI. Итог урока

У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будет больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверит безударную гласную в корне?

Работа по схеме.

Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.

Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!...

Конспект урока

по русскому языку во 2 классе «А»

Тема урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

1. Обобщение знаний способов проверки безударных гласных в корне слова.

2. Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова, умении подбирать проверочные слова.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. проговаривать последовательность действий на уроке;

3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

Личностные УУД:

1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3. развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Оборудование урока:

    Учебный класс с компьютером, мультимедийной установкой;

    Презентация к уроку;

    Учебник, рабочая тетрадь;

    Дидактические материалы к учебному занятию.

Ход урока:

I . Организованное начало урока.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II . Чистописание.

Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём?

Ливень, ливень льёт везде

Рады птенчики в гнезде. (звук [ л, ])

Определите порядок следования буквы и продолжите ряд:

ЛлЛ ЛллЛ ЛлллЛ Л…

Определите количество слогов, звуков и букв в слове ливень , запишите его транскрипцию. (ливень-2сл., 6б., 5зв. [ л, ив, эн, ]

III . Актуализация. Мотивация.

Ребята, сегодня вам пришло письмо. Прочитайте его. (слайд 1)

Долой все гласные на свете!

Пусть будут неучами дети!

Это злая колдунья Двойка похитила все буквы гласных звуков и заколдовала все книги. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться с Двойкой, пройти все испытания.

IV . Повторение изученного.

Начнём работу с повторения,

Ведь повторение- мать учения.

Первое испытание:

1) Прочитайте слова: (слайд 2)

Р…ка, вет…р, з…мля, б…рёза, пч…ла, тр…ва

На какие группы можно распределить все слова? (с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной)

По какому признаку?

Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Проверка:

Какие слова записали в первый столбик? (слайд 3)

Нужно проверять все гласные в корне? (Только те, которые вызывают сомнение: а, о, е, и, я)

Какие слова записали во второй столбик?

Как их называем? (словарными)

В каком словаре можно посмотреть их написание? (в орфографическом)

2) Какое слово лишнее? (ветер- м.р. ; пчела, т.к. обозначает одушевлённый предмет; берёза- 3 слога; трава- безударная гласная а ).

V .Целеполагание.

Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Кто догадался чему будем учиться сегодня?(Тема: Безударные гласные в корне слова) (слайд 4)

Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова?

(слайд 5)

Что проверять?

Где проверять?

Как надо проверять?

Над какими умениями мы работали? (изучили способы проверки безударных гласных в корне слова)

Как же их проверять?

(слайд 6)

Способы проверки безударных гласных в корне слова:

1) Измени форму слова;

2) Подбери однокоренное слово.

Что важно при этом помнить? (чтобы гласная встала под ударение)

(слайд 7- правило в стихах)

VI . Работа по теме урока.

1. Испытание второе:

Мы подошли к Лесу ударений. Но пройти через него сможет только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву. (работа в паре)

Карточка:

Проверяемое слово

Проверочное слово

Проверим (дети читают)

А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном. (слайд 8)

VII .Физминутка.

Идём по лесу. Красота кругом! Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, кругом.

Хорошо гулять в лесу! (ходьба на месте)

Вот высокая сосна!

К солнцу тянется она (руки вверх)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул (руки в стороны)

Хорошо гулять в лесу!

2. Испытание третье.

Мы отправляемся на Поляну слов. Нас встречают пары слов между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить.(слайд 9)

Мост- р…ка

Шум- в…да

Больница- вр…чи

Птица- п…ро

Окно- ст…кло

Запишите по памяти только второе слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (взаимопроверка) (слайд 10)

3. Испытание четвёртое. (Работа в группах)

Мы пришли на Аллею предложений.

Я даю каждой группе карточку с предложениями в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.

В л..су зв…рьки готовятся к з…ме.

Белка сушит на в…твях д…ревьев гр…бы. Мышка зап…сает з…рно.

Ёжик ут…пляет гн…здо. Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном.

Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)

О чём в нём говорится?

Какое задание можем предложить с этим текстом?(озаглавить)

Придумайте заголовок к этому тексту.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. (слайд 11)

VIII . Итог урока.

Над какой темой сегодня работали?

Что необходимо проверять?

Где проверять?

Как проверять?

Вы хорошо потрудились, прошли все испытания. Двойка побеждена и все гласные свободны.

IX . Рефлексия. (слайд 12)

Сегодня на уроке:

Я учился…

Было интересно…

Было трудно…

Где я могу применить полученные знания?

Ход занятия

    Проверка знаний предыдущей темы.

1. Что такое язык? Зачем он нужен? (язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения).

2. Когда возникло древнерусское государство? Какой город был его столицей? (9-10 вв., Киев)

    Когда сложилась русская нация? (17в)

    Какие изменения происходили в русском языке в процессе его развития? (изменение количества и написания букв, ударения, произношения, состава и значения слов)

    Закончите предложения:

1) Годом рождения русского письма считают ...(988 г.)

2) Первая книга в России была издана... (в 1564 г. русским первопечатником Иваном Фёдоровым)

3) Русский язык выполняет 3 функции...

- язык великой русской нации

- средство межнационального общения

- один из важнейших мировых языков

4) Мировые языки – это... (языки, широко используемые как средство международного общения)

5) В курсе русского языка изучаются следующие разделы... (фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, лексика и фразеология, синтаксис, пунктуация).

    Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

- Что такое орфография?

Орфография – это единая и общепринятая система правил написания слов.

Чтобы не ошибиться в написании приставок, корней, суффиксов, следует научиться выделять их в слове.

- Что входит в состав слова?

Основа и окончание; в основу входит корень, приставка и суффикс.

Например,

1) отговорил, роща, золотой, березовый, веселый, язык.

2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

В 1-ом примере мы читаем слова, ничем не связанные между собой. Все вместе они не выражают законченной мысли.

Во 2-ом примере те же самые слова имеют опреде5ленную связь, так как сочетаются между собой при помощи окончаний. Здесь выражена законченная мысль.

- Что такое окончание?

Изменяемая часть слова.

- Что такое основа?

Часть слова без окончания.

Задание. Выделите в словах данного предложения окончания и основы.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

- Что такое корень?

Общая, неделимая часть родственных слов. Например:

1) дом, домашний, домовой;

2) городской, городить, загородный, пригород, огород.

Эти слова объединены по смыслу корнями «дом, город».

Задание. Пронаблюдайте, из каких частей состоят слова.

Вы-пуск, с-пуск, от-пуст-и-ть, за-пущ-енн-ый.

Ноч-н-ой, камен-щик, чит-а-ть, пере-под-готов-к-а.

Вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ист-ый, вод-о-про-вод, при-вод-н-и-ть-ся.

- Назовите гласные буквы.

А, я, у, ю, о, ё, э, е, ы, и .

Безударные гласные в русском языке произносятся неясно.

В случае сомнений необходимо проверять ударением.

Разве вать – разве́ять, го ло ва – го́ловы – голо́в, разви вать – разви́ть, оста новка – встать.

Способы проверки безударных гласных:

1. Измените форму слова:

1) число существительных (гора – горы, река – реки, стена – стены);

2) падеж существительных (вода – воду, полей – поле, весна – вёсны);

3) род глаголов прошедшего времени (взяла – взял, вела – вел);

4) время глагола (боролся – борется, показать – покажет, несёт – нёс);

5) образование краткой формы прилагательного (седой – сед, зеленый – зелен).

2. Подберите однокоренное слово другой части речи (непереводимый – перевод, удалиться – даль, непримиримый – мир, воссоединение – единый).

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, проверив их написание

а) изменением формы слова

с г..ры, два ч..са, прод..лжать, ст..рона, подн..лись, в..йна, б..льшой, пок..зать, вз..ла, б..ролся, д..рогой, с х..лмов, пр..стой, подд..ржать, к..роткий, ст..на, взгл..нул, одол..вать.

б) подбором однокоренных слов

неприм..римый, б..йница, поб..дить, объед..нить, ч..совой, оп..здать, изд..лека, охр..нять, приз..мляться, погр..ничный, передв..жение, захв..тить, прибл..жать, совр..меннный, распор..диться.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Разв…вается флаг, наступление разв…вается, изм…рять расстояние, прим...рять соперников, отв..рить дверь, отв..рить овощи, разг...дать замысел, приг...диться для занятий, возгл...влять колонну, сильное г...л...вокружение, сп...шите на вокзал, сп...шите данные, прор..дить грядку, зар..дить ружье, посв...тить свечой, посв..тить рассказ другу, пов…сеть на турнике, нав…сной замок.

Правописание корней с непроверяемыми безударными гласными проверяется по словарю.

Многие слова заимствованы из европейских языков. Их написание нужно запомнить.

Например: карман, корзина, кавалерия, батальон .

Задание 3 . Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов.

К…т...строфа , д…сант, д...зертир , с...гнал, п…рт…зан, к…п....тулировать , д...визия, бомб...рд...ровать, б…седа, ...бн...ружить, пор....жение, ур…ган, стр...т...гический , п…три…тизм , …пл…дировать, д…сциплина, …б…яние , ав...нгард , в…ст…бюль, инт…лл…гент , г...нерал, предв…рительный , ст…пендия, пр…в…легия , к…мпания друзей, военная к..мпания.

    Правописание чередующихся гласных

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных А-О, Е-И.

Например, заря – зорька, умереть – умирать, равняться – подровнять.

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корне слов (е-и; а, я-им, ин; о-а) основано на ряде особых правил.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Корни

Чередующиеся

гласные

Правило

написания

Исключения

кас – кос

бер – бир

мер – мир

пер – пир

тер – тир

дер – дир

блест – блист

жег – жиг

стел – стил

Перед суффиксом –а - пишется а , перед другими – о

Перед суффиксом –а- пишется и (н), и (м)

Перед суффиксом –а- пишется и , перед другими – е

лаг – лож

раст – рос

скак – скоч

Перед корневыми Г пишется а ; перед Ж – о

Перед корневыми СТ и Щ пишется а , перед С – о

Перед корневыми К пишется а , перед Ч о

Ростислав, росток,

ростовщик, отрасль

равн – ровн

мак – мок

равн- равный ,

ровн- в словах со значением ровный

мак- пишется в словах со значением макать ;

мок- со значением мокнуть

равнинный, равняться

гар – гор

зар – зор

клан – клон

твар – твор

плав – плов

Под ударением – а , без ударения – о

Под ударением – о , без ударения – а

о

Под ударением – то, что слышится; без ударения – о

Всегда а , кроме исключений

пловчиха

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

1. Нечаянно к…снуться, личная неприк…сновенность, не прик…саться к проводам, нач…нать дискуссию, соб…раться с духом, соб…русь с мыслями, изб…рательная к…мпания, зап…рать дверь, зам…рать от восторга, зам…реть от страха, ум…рать от голода, пом…реть со скуки, отм…рающие обычаи, ст…рать бельё, обт…рание холодной водой, ст…реть с лица земли, душеразд…рающие крики, выд…решь сорняки, прид…раться к словам, бл…стать эрудицией, ослепительно бл…стеть, заж…гать лампу, разж…г костёр, обж…гающий ледяной ветер, заж…гательный снаряд, подж…г склад с боеприпасами, ож…г первой степени, сож…нные города и села, расст…лающийся туман, пост…лить скатерть, наст…лать полы.

2. Предл…гать ничью, распол…гающая улыбка, отл…жить визит, возл…гать ответственность, независимое пол…жение, ума не прил…жу, сл…жить оружие, строить предпол…жения, морские водор…сли, новая отр…сль промышленности, преклонный возр…ст, р…сточек сливы, повзр…слевший сын, переск…чить через канаву, соск…чить с постели, заск…кать от радости, выск…чка, вск…чить на коня.

3. Ур…внять в правах, разр…внять землю на площадке, ср…внить два числа, направо р…вняйтесь, ур…вень воды, соблюдать р…вновесие, все р…вно, вым…кнуть под дождём, сапоги пром…кают, м…кать хлеб в мёд, непром…каемая накидка, обм…кнуть кисть в воду.

4. Г…рючее вещество, г…рячий пирог, выг…реть на солнце, не г…рячись, перег…ревший провод, встречать з…рю, оз…ренный луной, з…рька разг…релась, скл…ниться над ребенком, прекл…няться перед талантом, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, острые пл…вники, отважный пл…вец, хорошая пл…вучесть.

Задание 5. Напишите диктант.

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)