Понятие интеллекта в психологии. Психология интеллекта

Определение интеллекта

Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с которых мы будем употреблять термин «интеллектуальный». Здесь серьезным препятствием является то, что нижняя граница сложности всегда остается произвольной. Для одних ученых, таких, как Клапаред и Штерн, интеллект - это психическая адаптация к новым условиям. Клапаред в силу этого противопоставляет интеллект инстинкту и навыку, которые являются наследственными или приобретенными адаптациями к повторяющимся условиям. Для него интеллект начинается с простейших эмпирических поисков, являющихся источником тех интериоризованных поисков, которые затем, уже на высшей уровне, характеризуют деятельность по созданию гипотезы. Для Бюлера, который также делит структуры на три типа (инстинкт, дрессура, интеллект), это определение слишком широко: интеллект возникает только вместе с актом внезапного понимания (Аha-Егlеbnis), в то время как поиск относится к навыку. Так же поступает и Кёлер, сохраняя термин «интеллект» только для актов резкого изменения структур и исключая из него поиск. Несомненно, что поиск появляется вместе с возникновением простейших навыков, которые сами в момент их выработки являлись адаптациями к новым условиям. С другой стороны, вопрос, гипотеза и проверка, совокупность которых, по Клапареду, и образует интеллект, находятся в зародыше уже в потребностях, пробах и ошибках, так же как и в эмпирических утверждениях, свойственных наименее развитым сенсомоторным адаптациям. Остается, следовательно, одно из двух: либо удовлетвориться функциональным: определением, рискуя включить в интеллект почти все когнитивные структуры, либо избрать критерием какую-нибудь одну особую когнитивную структуру, но при таком (конечно, условном) выборе мы рискуем пренебречь естественной преемственностью этих структур.

Имеется, однако, возможность определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не настаивать при этом на решении вопроса о границах интеллекта; последние при таком подходе предстают как определяемые последовательными стадиями или формами равновесия. Тогда можно одновременно исходить из точек зрения как функциональной ситуации, так и структурного механизма. Исходя из первой, можно сказать, что поведение тем более «интеллектуально», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты, и чем к более прогрессирующим композициям они ведут. Кривые, по которым осуществляется восприятие, очень просты, даже при большой удаленности воспринимаемого объекта. Навык представляется чем-то более сложным, но его пространственно-временные звенья сочленены в единое целое, части которого не могут ни существовать самостоятельно, ни образовывать друг с другом особые сочетания.

В отличие от них, интеллектуальный акт - состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный предмет или найти скрытый смысл образа - предполагает определенное число путей (в пространстве и времени), одновременно самостоятельных и способных к сочетанию друг с другом (т. е. к композиции). С точки зрения структурного механизма простейшие сенсомоторные адаптации неподвижны и одноплановы, тогда как интеллект развивается в направлении обратимой мобильности. Именно в этом, как мы увидим далее, и состоит существенная черта операций, характеризующих живую логику в действии. Но одновременно мы видим, что обратимость - это не что иное, как сам критерий равновесия (как этому нас учат физики). Определить интеллект как прогрессирующую обратимость мобильных психических структур - это то же самое, что в несколько иной формулировке сказать, что интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой.

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

35. Нарушения интеллекта Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности).Для количественного анализа интеллекта используется понятие IQ –

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Измерение интеллекта Особо стоит поговорить об измерении интеллекта. Интеллект (от лат. intellectus - «понимание», «познание») - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущения,

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Психофизиология интеллекта Психофизиологический подход основан на предположении, что некоторые особенности работы головного мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу психических способностей.Наиболее ярким представителем

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Определение интеллекта Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Мощь интеллекта Один человек, один разум, надлежаще подготовленный к своему предприятию, стоит целого войска и работает необычайно успешно! Полибий Ваша жизнь хороша настолько, насколько развит ваш ум. Чем проще, приятнее и радостнее вам живется, тем вы более умный.И

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Становление интеллекта Начиная с 2 лет рост межнейронных связей у ребенка прекращается. Начинается обратный процесс – сокращение связей. Остаются только те из них, которые реально используются в жизни. Теперь мозг ребенка работает так, как мозг взрослого. Более важные

Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Лечение интеллекта – Доктор, почему на мне все ездят? – А вы седло снимите… Но есть более простой, легкий и естественный путь выздоровления в подобных случаях. Нужно как можно быстрее изменить свои мысли и восстановить поисковую активность. Причина внутреннего

Из книги Как преодолеть личную трагедию автора Бадрак Валентин Владимирович

Угасание интеллекта Очень часто нейрофизиологи пишут о снижении мозговой активности в старости. Человек начинает хуже соображать, тупеет и впадает в старческий маразм. Такое состояние можно было бы объяснить старостью, но этому противоречит известный факт – творческие

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Смерть интеллекта Человек – это удивительное создание природы. Никакому другому виду не приходит в голову так ненавидеть свои видовые признаки. Орел не отрывает себе крылья, чтобы ходить вперевалочку и хвастаться: «Я, батенька, сухопутный орел! Нам, пешеходам, крылья ни к

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Истоки интеллекта Интеллект – это самое сложное явление во вселенной, поэтому разобраться в этом понятии трудно. Но мы уже столько узнали про интеллект, что теперь данная задача нам вполне по силам.Понять функционирование интеллекта нам поможет маленькая рыбка. Рыбку

Из книги автора

3. Высокий уровень интеллекта Что делает интеллект? Он устанавливает взаимосвязи, сводит воедино различные факты. Причем чем он выше, тем точнее он это делает, тем правильнее он определяет место каждого из фактов в общей мозаике жизненных событий. Понятно, что для того,

Из книги автора

Действие интеллекта Тело первично, оно так или иначе находится в ведении ума. «Как только человек теряет волю к жизни, его сопротивляемость тотчас падает, потому что тело подчинено уму», – говорил Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Этот вывод философа очень похож на идею, которую

Из книги автора

Психометрия интеллекта В основе тестирования интеллекта лежит психометрическая – то есть измерительная – модель, идея которой состоит в том, что с помощью тестов можно построить своего рода карту человеческого разума. В течение первой половины двадцатого столетия

Из книги автора

Структура интеллекта Другой крайностью по сравнению с моделью Спирмена, основанной на единственном g-факторе, является система, предложенная психологом Дж. П. Гилфордом во время его работы в Университете штата Южная Калифорния. Модель структуры интеллекта (SOI) Гилфорда

Из книги автора

Сила интеллекта Давайте зададим такой вопрос: какова самая мощная сила во Вселенной, доступная человеку? Первое, что придет в голову, – водородная бомба, потому что на сегодняшний момент водородная бомба – это наибольшее количество выделяемой энергии на единицу

Из книги автора

Работа интеллекта Как только вы явно указываете себе цель, мозг начинает ее достигать. Важно знать, что наш мозг устроен просто, но эффективно. Природа не стала распыляться и применила единый принцип: Интеллект решает все проблемы одним и тем же способом. Это очень

Интеллект Понятие интеллекта

В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.

Сущность интеллекта

Способность к обучению

Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия. Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации. Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.

На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы, а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.

Возможность оперировать абстракциями

Ученые, мыслители, философы используют в своей деятельности научные понятия и определения. Да и не только они: студенты тоже должны учиться понимать язык абстракций и свободно им оперировать. Возможность грамотно излагать свои мысли, делиться открытиями в той или иной области обязательно предполагает овладение языком на высоком уровне. Интеллект здесь выступает необходимым звеном, инструментом для научной деятельности.

Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды

Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки. Но по – настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.

Структура интеллекта

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

  1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
  2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
  3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
  4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
  5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
  6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
  7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.

Виды интеллекта

Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

Вербальный интеллект

С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что – то важное и ценное.

Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.

Логический интеллект

Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.

Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.

Пространственный интеллект

Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

  • Физический интеллект. Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что – то изменить в лучшую сторону.
  • Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
  • Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
  • Духовный интеллект. Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания.

Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.

Особенности

Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации.

К примеру, если ум способен концентрироваться на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения.

Возможности интеллекта

Истина состоит в том, что возможности человеческого разума неисчерпаемы. В нас заключен такой потенциал, что если бы каждый вплотную занимался решением индивидуальных задач, результаты очень скоро были бы весьма внушительными. К сожалению, человек на протяжении своей жизни использует не больше 4 – 5 % заложенного в нем потенциала и забывает о том, что его возможности безграничны. Как развить интеллект до высокого уровня? Только сама личность определяет, в какие рамки себя поставить, лишь мы сами управляем собой.

Как повысить интеллект?

Множество людей, идущих по пути личностного становления, так или иначе, задаются этим вопросом. Немногие понимают, что повышение интеллекта связано, прежде всего, с тем, чтобы быть активным человеком, уметь принимать новое в свою жизнь, стремиться к достижению индивидуальных целей. Читайте больше книг, связанных с самореализацией или качественную литературу. Не подойдут иронические детективы или любовные романы.

Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с личностным развитием самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же это такое за «понятие интеллекта», или же вы считаете, что он присущ только редким талантливым людям, или вообще только гениям? И как можно измерить, понять, какой у каждого конкретного человека интеллект. Скажу сразу, однозначных ответов на этот вопрос нет до сих пор. Единого общепринятого определения интеллекта в научном мире тоже нет. Почему? Все потому, что интеллект столь многогранное и сложное понятие, что описать его, заключить в какие-то рамки определенной фразы очень сложно. Тем не менее, я попробую донести суть этого понятия для вас.

Понятие интеллекта. Что такое интеллект?

В самом общем случае интеллект – это способность приобретать, перерабатывать, воспроизводить и использовать знания осмысленным образом . Мы с вами подвергаемся воздействию огромного количества потоков информации, как по способу восприятия (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), так и по информационному содержанию.

Мы каждый день видим тысячи образов: предметы, люди, обстановка, природа, объекты; мы общаемся и воспринимаем чувства и мысли другого человека, мы раздумываем о своих делах. Бесчисленные потоки информации поступают к нам. И мы каким-то образом ее перерабатываем, отсеиваем ненужное, выделяем главное, анализируем, делаем выводы, запоминаем и делаем многое-многое другое.

Согласитесь, не всегда это получается хорошо, не всегда мы достигаем нужных и желанных решений. Не всегда придумываем важные и ценные для себя выводы, не все из нас быстро и четко могут выполнять эти умственные операции. Кроме того, мы по-разному используем всю полученную информацию. Кто-то с успехом применяет ее на практике и получает выгодные результаты, кто-то не может извлечь из обилия своих знаний хоть что-то практическое. Все эти различия и составляют суть наших самых общих способностей – интеллектуальных.

Понятие интеллекта неразрывно связано со взаимодействием, развитием и принятием решений . Интеллект проявляется там, где что-то с чем-то или кем-то взаимодействует (люди с людьми, люди с техникой, люди с цифрами или компьютерами), где идет развитие или преобразование (человек строит дом, трениует какие-то свои навыки) и самое важное, где человек принимает решения .

Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

Принятие решений и интеллект не отделимы друг от друга. Везде, где необходимо принимать решения, присутствует интеллект. А там, где нет принятия решений, нет интеллекта.

Если Вы на автомате ведете машину по знакомой дороге, то интеллект практически не задействован. Но там, где дорога сложная, нова, где нужно умело маневрировать, Вы постоянно принимаете решения, как двигаться, оцениваете ситуацию, выбираете лучший путь. Это и есть проявления интеллекта.

Решаем ли мы математическую задачу, обустраиваем ли домашнее пространство, выбираем ли школу для ребенка, руководим группой людей — мы всегда в этих действиях принимаем мелкие и крупные решения.

Сам интеллект реализуется и воплощается во множестве других способностей:

  • Обучение
  • Познание
  • Логическое мышление
  • Систематизация знаний
  • Анализ и синтез
  • Применение знаний
  • Нахождение связей и ассоциаций
  • Мышление
  • Планирование
  • Решение проблем
  • Понимание

Как вы видите, однозначно ответить на вопрос «Что такое интеллект» сложно, понятие интеллекта не совсем точно описывает его многообразную сущность. И еще одна существенная сложность связана с тем, что до сих пор интеллект воспринимался по большей части как математическо-логические способности. Но это далеко от истины.

Интеллект гораздо шире умения логически мыслить . Психолог Говард Гарднер еще несколько лет назад описал и продолжает развивать теорию множественного интеллекта, подчеркивая, что их у нас, как минимум, 9 разных видов. Сюда входит и музыкальный, и лингвистический, и пространственный и другие виды, о которых мы поговорим позже.

Особенности множественного интеллекта

Как оказывается, большинство из нас обладают хорошо развитым интеллектом, но каким-то одним или двумя из этого десятка. Хорошая новость в том, что каждый может назвать себя интеллектуалом, пусть и в одном из видов. А вторая хорошая новость в том, что каждый из этих интеллектов можно развивать, подтягивая свой общий уровень.

Для многих людей «психологический интеллект» - понятие новое. Так уж получается, что в западной культуре интеллект в большей степени понимается как способность размышлять о чем-то неодушевленном (как лучше гвоздь в доску вбить или как проложить путь между пунктами А и Б). Со средних веков деловая сфера развивалась преимущественно именно в этом направлении. Человека представляли лишь как вариант винтика сложного механизма, и при этом наличие у работника души воспринималось управленцами скорее как недостаток. Лишь в ХХ веке человеческий фактор получил главную роль среди прочих составляющих делового процесса.

Психология управления людьми и деловыми отношениями все больше стала занимать умы людей, желающих достичь вершины профессиональной карьеры.

Психологическое образование явно не успевает за изменениями в потребностях деловой стороны нашей жизни. В школьных программах психология появилась совсем недавно, и то поначалу совсем не в профессиональном варианте, так как педагоги предпочитали больше говорить с детьми о психологии семейных отношений. В итоге современный взрослый человек оказался перед необходимостью формировать собственный психологический интеллект практически самостоятельно и с большим опозданием. При этом многие совершают довольно распространенную ошибку, суть которой сводится к тому, что природа психологического интеллекта несколько отличается от его естественнонаучного варианта.

Для формирования психологического интеллекта недостаточно проштудировать соответствующую литературу. Помимо начитанности необходимо должным образом развить свои чувства, выработать наблюдательность к нюансам человеческого поведения, в том числе и своего собственного, а также способность к восприятию и анализу малейших движений и состояний души. Эта довольно серьезная и далеко не всегда привычная работа над собой требует совсем иных талантов, нежели энциклопедическая эрудированность кроссвордиста и победителя телевикторин. Восточный культ самонаблюдения и медитации в нашем обществе уже стал модным, но пока еще не превратился в ежедневную привычку.

Психологический интеллект в деловой сфере имеет несколько основных направлений применения:

# управление персоналом;

# профессиональное взаимодействие с коллегами;

# персонифицированное взаимодействие с деловыми партнерами, клиентами;

# продвижение продукции на рынок.

Если с первыми тремя направлениями все более-менее ясно, то в отношении продвижения товаров и услуг следует подчеркнуть, что маркетинг по своей сути является синтезом экономики и психологии. Трудно сказать, какая составляющая в этом гибриде важнее, так как это зависит от характера продукции и стратегии рыночного поведения компании. Важно понять, что планирование таких видов системного воздействия на потенциальных потребителей, как реклама и PR-акции, немыслимо без знания психологии потенциального потребителя, психологических механизмов принятия им решения о покупке, выборе той или иной конкурирующей продукции.

До сих пор встречаются такие несостоятельные псевдомаркетологи, которые считают, что для реализации продукции достаточно назначить адекватную цену, проинформировать мир о ее существовании - и покупатели прибегут к ним сами. Такая рыночная позиция уже давно терпит поражение в борьбе с конкурентами, которые активно ищут путь к сердцу и кошельку потребителя. Сухое, рациональное поведение на современном рынке все реже приносит успех, так как потребители в своей основной массе предпочитают получать вместе с покупаемым товаром или услугой дополнительные эмоции. В принципе, можно утверждать, что в последнее время все более значимой составляющей маркетинга становится эмоциональная упаковка продукции.

В процессе работы психологический интеллект выполняет следующие функции.

Изучение потребностей каждого партнера по взаимодействию. Данный аспект профессиональной деятельности мы подробно разобрали в предыдущих публикациях, посвященных факторам карьерного успеха.

Прогнозирование реакции людей на какое-либо воздействие на них с вашей стороны, или же на то или иное изменение ситуации, не зависящее от вас. Многие менеджеры или специалисты, чья работа находится в зависимости от других людей, терпят неудачу в своей профессиональной деятельности из-за того, что больше сосредотачиваются не на достижении желаемого результата, а на проведении мероприятия, предназначенного для этого. На первый взгляд только что прочитанная вами фраза может показаться глупой, если не понимать, что прежде чем что-то делать в отношении других людей, необходимо тщательно проверить их возможную реакцию. В противном случае вы рискуете столкнуться совсем не с тем эффектом, на который рассчитывали при проведении акции.

Например, в рекламе сначала принято тестировать рекламные материалы на небольшой группе людей, адекватно представляющей целевую аудиторию воздействия, и только после получения ожидаемого эффекта запускать рекламную продукцию в массовое применение. В принципе, точно такую же работу полезно проводить любому профессионалу, чья деятельность связана с воздействием на людей. Прежде чем что-то предпринимать, следует задать себе вопрос: «А будет ли реакция людей на мое воздействие именно такой, как я запланировал?» Поиск ответа можно вести по-разному. Кто-то предпочитает живое тестирование, когда, например, начальник, прежде чем подписывать важный приказ, затрагивающий весь трудовой коллектив, советуется с тем из подчиненных, кто является типичным его представителем. Другой может обойтись мощью своего психологического интеллекта, считая себя хорошо знающим психологию своих партнеров по взаимодействию и способным мысленно смоделировать развитие ситуации.

Формирование индивидуального подхода к конкретному человеку. Напомним одну очень важную истину: все люди разные. Между тем большинство людей в своей работе действуют так, как будто им это неведомо. В какой-то степени их можно понять, так как применение ко всем сразу одного универсального подхода требует меньших экономических затрат, да и не столь хлопотно. Но такая стратегия воздействия на людей может серьезно снизить эффективность предпринимаемых мер. Например, есть люди (и их достаточно много), которые очень плохо воспринимают информацию на слух, предпочитая все видеть своими глазами. Если руководство компании сделает важное объявление только лишь через корпоративное радио, то какая-то часть трудового коллектива просто не обратит на него внимания. А попадаются еще и такие, до которых информация доходит лишь в том случае, если к ним обратиться лично. И это не следует воспринимать как капризный выпендреж - это индивидуальная особенность их психики. Таких обстоятельств, побуждающих профессионала в своих деловых отношениях прибегать к индивидуальному подходу, может быть великое множество. Поэтому сначала надо выявить эти индивидуальные особенности партнеров по взаимодействию, а потом уже думать о способах адекватного им поведения.

Формирование усредненного подхода к целевой группе. Нередко мы оказываемся в ситуации, когда при всем нашем понимании эффективности индивидуального подхода к людям, осуществить его очень трудно, да и слишком дорого (например, если это рекламная акция, рассчитанная на большую аудиторию). В этом случае надо уметь выбрать именно такой универсальный подход к партнерам по взаимодействию, чтобы эффект его был по возможности максимальным.

Представьте себе следующую ситуацию: в целевой группе воздействия есть один слепой человек, а все остальные зрячие, причем многие из них плохо воспринимают информацию на слух. Специалист знает о наличии слепого в целевой группе и решает для своей акции выбрать аудиальный способ воздействия. Насколько адекватным будет такой подход? Слепой-то может и услышит сообщение, но ощутимая часть группы на предоставленную информацию попросту не обратит внимания. Понятно, что этот вариант профессионального решения окажется не самым эффективным из всех возможных.

Хорошее знание психологической природы людей, составляющих целевую группу воздействия, часто позволяет для повышения эффективности проводимой акции выбрать промежуточный подход между индивидуальным и универсальным вариантами. Если целевая аудитория явно распадается на несколько более-менее однородных групп, то по отношению к каждой из них можно выбрать адекватный способ воздействия, дающий максимальный эффект. В рассмотренном выше примере можно применить визуальный способ для воздействия на группу, а слепому человеку не полениться сообщить информацию индивидуально в звуковом варианте (например, по телефону или при личной встрече).

Разобравшись с тем, что такое деловая разновидность психологического интеллекта, рассмотрим способы его формирования и развития. В начале статьи была дана скептическая оценка книжному варианту психологического образования. Однако следует уточнить, что чтение соответствующей литературы чрезвычайно важно для формирования психологического интеллекта, только этим ни в коем случае нельзя ограничиваться. При этом необходимо подчеркнуть, что хорошим источником полезных знаний может быть как литература по научной психологии, так и книги знатоков житейской мудрости - каждый должен делать выбор, основываясь на индивидуальных особенностях своего восприятия и личных предпочтениях.

Следующий важный источник психологического интеллекта - практические занятия в различных учебных центрах соответствующего профиля. Всевозможные тренинги и другие формы групповой работы психологической направленности помогут на практике воспринять описанные в книгах явления и механизмы, индивидуальные особенности различных типов людей, а также в тренировочном режиме освоить новые для себя варианты поведения во взаимодействии с другими людьми.

Третьей составляющей психологического образования является индивидуальная работа. Групповые формы занятий дают огромный объем практических знаний и впечатлений, которые впоследствии необходимо тщательно усваивать самостоятельно. Много времени в индивидуальной работе занимает наблюдение за людьми, в том числе и за собой. Попытка разобраться в особенностях психики каждого человека обычно включает в себя как поиск причин уже совершенных поступков, так и прогнозирование дальнейших действий. Сопоставление фактического развития событий со своими прогнозами дает богатую пищу для работы над ошибками. Причем подобный житейский эксперимент в целях психологического образования может содержать в себе и активные поступки, когда вы своими пробными воздействиями на тех или иных людей провоцируете их на какую-либо реакцию и сравниваете полученный эффект со своими ожиданиями.

Естественно, что только самокопание дает возможность проникнуть в самые сокровенные и труднодоступные глубины человеческой души, поэтому психологический самоанализ должен занимать важное место в самообразовании. Но одним анализом собственной психики не следует ограничиваться, так как синтез нового в своем поведении, в своих чувствах даст вам важную информацию о возможностях (и пределах возможностей) человеческой психики в ее развитии, в формировании новообразований. Это поможет впоследствии быть более адекватным в своих ожиданиях и требованиях по отношению к другим людям. Например, если вы в течение долгого времени приучали себя к самодисциплине при выполнении собственного рабочего плана на день, то не будете требовать, чтобы подчиненные выработали в себе эту способность на следующий же день, и это избавит вас от конфликтов с ними, поскольку они, разумеется, сочли бы ваши требования несправедливыми.

В следующей публикации речь пойдет о таком проявлении интеллекта, как непрерывная профессиональная ориентация на протяжении всей своей карьеры, позволяющая человеку в конечном итоге прийти именно туда, куда он планировал.

В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект – это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле – ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Понятия «интеллект» и «интеллектуальные особенности» личности близки к более часто употребляемым понятиям – способности, общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. Можно сказать, что интеллектуальные особенности личности играют большую роль в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности.

Вообще, понятие «интеллект» в психологической литературе имеет по меньшей мере три значения: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления); 3) способность к решению проблем без внешних проб и ошибок (в уме), противоположная способности к интуитивному познанию.

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт, по Штерну, – это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», или же, по Я. Д. Пономареву, «во внутреннем плане действия». Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному их способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Ж. Пиаже) выступает лишь побочной стороной применения знаний при решении жизненной задачи. В целом развитый интеллект, по Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.

Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению М.К. Акимовой, основой интеллекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности. К этой точке зрения примыкает Э.А. Голубева, полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктивности, добавляя к ним еще и работоспособность.

Так или иначе, но во взгляде на природу интеллекта как на способность содержится рациональное зерно. Оно становится заметным, если взглянуть на эту проблему с точки зрения отношений сознательного и бессознательного в психике человека. Еще В.Н. Пушкин рассматривал мыслительный процесс как взаимодействие сознания и подсознания. На разных этапах решения проблемы ведущая роль от одной структуры переходит к другой. При интеллектуальном акте доминирует, регулирует процесс решения сознание, а подсознательное выступает в качестве объекта регуляции, т. е. в субдоминантном положении.

Интеллектуальное поведение сводится к принятию правил игры, которые системе, обладающей психикой, навязывает среда. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. По крайней мере, преобразование среды (творческий акт) лишь сопутствует целесообразной деятельности человека, а его результат (творческий продукт) есть «побочный продукт деятельности», по терминологии Пономарева, который осознается или не осознается субъектом.

В.Н. Дружинин дает первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям.

Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. В.Н. Дружинин излагает концепцию интеллекта с точки зрения «когнитивного ресурса». Существуют две экспликации содержания понятия «когнитивный ресурс». Первая – структурная – может называться моделью «отображение – экран». Предположим, что существует минимальная структурная единица, отвечающая за переработку информации, – когнитивный элемент. Подобные элементы находятся в связи каждый с каждым. Количество когнитивных элементов определяет успешность решения интеллектуальных задач. Сложность любой задачи связана с числом когнитивных элементов, представляющих ее в когнитивном ресурсе. Если множество элементов, требующихся для представления задачи больше, чем когнитивный ресурс, субъект не способен построить адекватную репрезентацию ситуации. Репрезентация будет неполной в каких-либо существенных деталях.

Индивидуальный когнитивный ресурс может соответствовать задаче. В этом случае задача решается как частная, без попыток обобщения способов решения на другие. Наконец, индивидуальный когнитивный ресурс может превосходить ресурс, требуемый задачей. У индивида остается свободный резерв когнитивных элементов, который может быть использован для: 1) решения другой параллельной задачи («феномен Юлия Цезаря»); 2) привлечения дополнительной информации (включение задачи в новый контекст); 3) варьирования условий задачи (переход от одной задачи к множеству задач); 4) расширения зоны поиска («горизонтальное мышление»).

М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: 1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных) и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.); 2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова – способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности.

Операциональное понимание интеллекта выросло из первичного представления об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач и проявляющегося в некоторых универсальных характеристиках поведения человека.

С точки зрения современных представлений об интеллекте, не все задания могут быть хоть как-то с ним соотнесены. Но идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в моделях интеллекта.

Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, – В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства.

Иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне

– фактор общей умственной энергии, на втором уровне

– его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам, логики. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний.

Мышление – это интеллект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятельности, степени соответствия истине) суждений и умозаключений, являющихся конечными результатами процесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.