Понятие креативного мышления. Креативное мышление

Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).

Употребляя слово "креатив" мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. Наряду с понятием "креативный" также часто употребляется понятие "нестандартный", то есть их можно назвать синонимами. Однако в этой главе рассматривается только понятие "креатив".

Понятие креатив используется в основном российскими рекламщиками, под котором подразумевается идея, в широком смысле этого слова. Креативом, может называться как идея самого рекламного сообщения, так и его подачи. Как правило, креатив, креативная идея, креативная реклама должна содержать оригинальное творческое решение подачи информации нужной аудитории.

Поскольку, количество рекламы с каждым годом увеличивается и роль бренда играет всё большую роль при выборе товара потребителем, рекламодателю необходимо не только увеличивать количество рекламы но и уделять внимание её качеству. В связи с этим, креатив в рекламе не только выделился в отдельную статью бюджета рекламной кампании, но и стал одним из определяющих факторов при выборе рекламного агентства. Так же, стоит отметить появление на рынке креативных агентств, основной услугой которых и является разработка самой рекламной идеи. Принимая во внимание вышесказанное, можно сказать что креатив - это творческая составляющая в разработке рекламной кампании, качество которой оказывает всё большее влияние на эффективность всей рекламной кампании.

Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Существует теория двух мышлений.

1. Конвергентное мышление, которое измерялось тестом IQ, и в этом типе мышления нет креативных задач.

2. Вергентное мышление. Здесь ставятся другие задачи, которые имеют множество решений. У этих задач другая технология решения, и с ними мы сталкиваемся чаще.

9. Творческая деятельность требует также и большой работы. Важное значение имеют такие личностные качества, как любознательность и упорство.

Энциклопедический словарь дает такое определение креативности - (с латин.) созидание сотворение. Творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Еще одно определение креативности -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу -- это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике -- Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

Вербальную креативность;

Образную креативность;

Отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Исследователи выделяют следующие критерии креативности:

Беглость -- количество идей, возникающих в единицу времени;

Оригинальность -- способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

Восприимчивость -- чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

Метафоричность -- готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном -- простое.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (Richard Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека.

Тренер-консультант WIlson Learning Россия Руслан Нуреев убежден в том, что креативность присуща всем индивидам изначально.

Современные исследования нашли ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с креативностью. Как оказалось, привычное разделение людей на креативных и не очень - неверно. Наше мышление по своей природе креативно, и каждый из нас способен генерировать новые идеи. К сожалению, не все это знали, и многие после нескольких неудачных попыток решить какую-либо задачу нестандартным способом составляют о себе стереотипное мнение и всю дальнейшую жизнь ограничивают себя рамками традиционного мышления. Поэтому людей можно, скорее, делить по признаку своей веры в креативность.

Исследователи утверждают, что природа креативности неодинакова. Различают четрые типа креативного мышления:

1. Предвидение. Создается видение того, что мы уже достигли поставленной цели. И уже с этого ракурса рассматриваются возможные способы ее достижения. Проблемы решаются по мери их поступления.

2. Модификация. Анализируется и классифицируется имеющаяся информация, опыт предшественников. План достижения цели максимально продуман, неожиданностям места нет.

3. Экспериментирование. Рассматриваются все варианты по достижению цели, а так же их комбинации. И воплощаются в жизнь одна из этих комбинаций, которую находят самой интересной.

4. Исследование. Рассматриваются варианты, которые возможны не достигая поставленной цели. Возможно, есть другие выходы из данной ситуации. То есть ставиться под сомнение необходимость достижения самой цели.

Четыре типа креативного мышления подкреплены алгоритмами мышления, которые мы оттачиваем в течение всей жизни. Исследования показывают, что большинство людей обычно активно и интенсивно использует только один тип мышления, в редких случаях - два типа. Мы становимся очень искусными в одном направлении, а некоторые решения остаются вне нашего понимания.

Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к "ухудшению" потенциально плодотворных мыслей, а с другой - к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода).

Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

Чтобы выдать "на-гора" как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Тереза М. Амбайл утверждает, что креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов:

Компетентность;

Мотивация;

Умение творчески мыслить.

Компетентность - это сумма знаний (общих, специальных, технических, методических), которыми обладает человек.

Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы.

Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Данный компонент, называется внутренней мотивацией.

Понятие компетентности охватывает все знания и умения, которыми обладает человек в своей сфере деятельности.

Креативное мышление характеризует подход к решению проблемы или талант составлять новые комбинации из имеющихся идей. Эта способность зависит во многом от личных качеств, но в то же время на нее оказывает влияние образ мыслей.

Компетенция и творческое мышление - стратегическое сырье индивидуума - естественные ресурсы, от третьего фактора - мотив - зависит то, как человек использует этот ресурс.

Мотивация, как было сказано выше, бывает внешняя и внутренняя. Внешняя стимулирует человека извне, классическая комбинация кнута и пряника. Самый распространенный способ внешнего стимулирования - деньги. Деньги не мешают порявлениям креативности, но зачастую и не помогают. Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежать основе внутренней мотивации.

Тереза М. Амбайл вывела принцип внутренней мотивации:

Люди работают наиболее творчески, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешнее воздействия.

Понятие "креативность" иногда подменяется понятием "инновация". Для разграничения этих понятий дадим определение инновации. Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Чтобы отличать инновации от других понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Фактрум предлагает изучить эти стратегии и использовать их для пробуждения в себе творческого, креативного, нестандартного взгляда на мир.

Другой взгляд на мир

Положение наблюдателя определяет взгляд на мир. Важно научиться менять его, чтобы смотреть на вещи разными способами. Уолт Дисней отождествлял себя с героями своих мультфильмов и со зрителями. Тесла, воображая, что живет в будущем, в прямом смысле смотрел на настоящее из будущего, создавая новую реальность.

Попробуйте сыграть другую роль, чтобы открыть для себя иной угол зрения на проблему. Сначала зафиксируйте формулировку задачи с вашей точки зрения. Затем запишите ее еще в нескольких вариантах, например, как записал бы ее лидер вашей отрасли, профессор, вундеркинд, политик, Леонардо да Винчи, Зигмунд Фрейд.

Поразмышляйте, как к проблеме подошел бы каждый персонаж. Как бы он стал искать решение? В чем между ними сходства и различия? А теперь проверьте, изменился ли ваш первоначальный взгляд на проблему?

Думайте как ребенок

Эйнштейн часто вел себя, как любопытный ребенок. Он регулярно задавал очевидные на первый взгляд вопросы о Боге, пространстве и времени. Закройте глаза и представьте, что вам, допустим, 12 лет. Вспомните себя в этом возрасте: как вы встречали Рождество, дни рождения, что чувствовали во время каникул и за школьной партой?

Задавайте игровые вопросы, чтобы войти самому или в составе группы мозгового штурма в детское, игровое состояние.

Постарайтесь думать о задаче как о живом организме. Как она выглядит? Нарисуйте. Например, проблема продажи недвижимости может выглядеть как странное, беспомощное создание.

Представьте, что ваша проблема съедобна. Какова она на вкус?

Посмотрите на мир с точки зрения проблемы. Что она может думать о вас? Каковы ее политические убеждения? Что с романтическими отношениями? Чего боится проблема?

Если бы вы были психотерапевтом этой проблемы, что она доверяла бы вам?

Гений - это страстная приверженность к сочетанию множества перспектив. Когда человек преуспевает сразу в нескольких областях деятельности и при этом способен их объединять, он близок к гениальности.

Метод Пикассо

Пикассо отмечал, что художник творит для высвобождения чувств, видений и мыслей. В этом, по его мнению, и состоит вся тайна искусства. Когда Пикассо выходил на прогулку в лес, он думал только о зеленом цвете и ни о чем другом, пока не наступало «перенасыщение зеленым». Чтобы избавиться от такого «переполнения», он выплескивал его на картину. Многочисленные работы Пикассо стали продуктом этого постоянного наполнения мысли и выкладывания ее на холст.

Чтобы испробовать метод Пикассо, накопите как можно больше материала по своей проблеме в доступной форме - это могут быть, например, резюме книг, чужой опыт, действия конкурентов. Как можно быстрее прочитайте весь материал - в один присест, пока не «переполнитесь» темой. Затем начните с любой темы и составьте для нее «ментальную карту». Удалось ли с её помощью открыть что-то неизвестное? Заметили ли какие-то общие шаблоны?

Если позволить информации развиваться естественным образом, новые идеи появятся сами собой.

Сочетайте несочетаемое

Выберите 20 случайных объектов. Они могут быть откуда угодно: из дома, с работы, с улицы. Запишите их в две колонки по десять объектов. Возьмите объект слева и сочетайте его с объектом справа. Когда обнаружится интересная многообещающая пара, обработайте ее, чтобы получилось изобретение. Хороший пример - карандаш с ластиком.

Сочетание двух непохожих предметов создает своего рода мысленный сплав, порой приводящий к интересной идее или догадке.

Щелчок

Концепции сочетаются, подобно световым лучам, собираются в одной точке и «щелкают» у вас в подсознании.

Чтобы испытать «щелчок», попробуйте следующий эксперимент. Напишите вашему подсознанию письмо о проблеме, над которой работаете. Подробно опишите проблему, предпринятые меры, непонятные места, потребности, препятствия, идеальное решение… Поручите подсознанию найти решение.

Напишите: «Твоя задача - найти решение проблемы. Хотелось бы ознакомиться с ним через два дня».

Запечатайте письмо и отложите. Забудьте о нем. Через два дня откройте. Если проблема все еще не решена, припишите в конце письма: «Сообщи сразу, как решишь». Рано или поздно, когда вы будете отдыхать или займетесь чем-то другим, идеи и решения внезапно всплывут из подсознания.

Очень часто мы придумываем одну-две идеи и носимся с ними, как будто они и есть ответы на все вопросы. Но творческие идеи, как и жемчужины, встречаются не часто. Поэтому разумно выдать как можно больше гипотез. Хорошая идея может послужить препятствием для отличной, а отличная, в свою очередь, может не дать найти верную.

Мы считаем творческих гениев загадочными людьми, спонтанно генерирующими идеи из ниоткуда. Это не так. Идеи будут сыпаться как из рога изобилия, если использовать определенные методы мышления. Творческие гении думают легко и гибко. Хотите стать одним из таких людей?

Я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые не считают себя творческими, но ищут способы . Они не реализуют свой творческий потенциал и энергию ни в одну из созидательных форм: пусть то на лист бумаги, полотно или холст, музыку и т.д.

Они — никак не выражают свою индивидуальность.

Конечно некоторых, кто привык взаимодействовать с миром на уровне потребления (поел, посмеялся, поспал, покакал – будем выражаться корректнее) этот вопрос вообще не интересует.

Однако, гораздо больше тех, кто все же ищет способы самовыражения, развития своего творческого мышления и своего внутреннего мира. Ищет ответ на вопрос .

Именно им и посвящена эта статья. Отвечаем на вопрос:

Как развить креативное мышление.

Креативное мышление – это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Это отличное качество способствует достижению успеха едва ли не во всех сферах жизни. Поэтому, совершенно логично, что сегодня многие люди во всем ищут .

Но как же его прокачать?

Существуют следующие советы по увеличению вашей креативности. Вот они:

  • Избавиться от неуверенности в своем творческом потенциале и своих способностях
  • Внести разнообразие в свою жизнь: изменить привычки, поменять режим, поменять привычную программу
  • Больше читать, смотреть фильмов, слушать музыку – и ко всему придумывать продолжение
  • Попробовать свои силы в каком либо творчестве
  • Больше фантазировать. «Запад» — советует начать с разглядывания облаков, выискивая там очертания знакомых (или давно забытых:)) предметов

И, конечно, они способствуют его совершенствавнию, НО!

Кроме первого пункта, которого вообще не должно быть в вашей жизни в любом его проявлении – эти методы. Если вы хотите форсировано развить свою , я:

  1. Они занимают, а это непозволительно дорогой ресурс в современном мире.
  2. Выполняя предложенные действия, вы не тренируете, а тренируете только сами эти действия. Находить в облаках дядю Васю, конечно, важный навык, но врядле он поможет найти вам новых клиентов для своей фирмы.
  3. Без конкретных результатов (а их не будет, т.к. советы не заточены на конкретику) Вы не увидите своего роста. А без наглядных результатов ваше подсознание продолжает работать в старом режиме.

Поэтому, если до этого момента вы мыслили «по рельсам», я предлагаю начать развивать свою в первую очередь – в нужной вам сфере деятельности.

Не стоит развивать «общую » — результаты будут скромными. Вы – взрослый человек, а время на то, что нужно было развивать с детства – сейчас не наверстать. Поэтому, тратьте свое время сегодня только на то, что дает результат, развивает Вас быстрее в конкретном направлении. А уже после достижения результатов – переходите в другие направления своей деятельности и творчества.

Это разовьет ваше креативное мышление гораздо быстрее поп-психологии западных «гуру».

Учимся генерировать идеи в конкретном виде деятельности.

1. Четкая постановка задачи и ориентация своего мышления

Для решения многих проблем зачастую бывает достаточно четко сформулировать задачу. Это – практическое решение любых вопросов. Ставя четкую задачу, вы ориентируете свой мозг работать в поиске любых решений. Нестандартных в том числе.

Ориентируйте ваше мышление на четкое решение задачи – дайте себе указание «нужны идеи только – тут и тут». В нашей голове проносятся множество мыслей, и по большей части – они бесполезны. Сделайте их полезными. Увеличивайте полезность своих мыслей, определяя для себя четкую задачу. И если подметили, что думаете о другом – возвращайте себя в русло.

Думая в выбранном направлении, вы задаете программу своему сознанию и подсознанию на поиск нужного решения – идеи.

если вам кажется что идеи «не идут» и возник ступор – переключитесь на другое занятие или вовсе отдохните (не думая при этом о своей задаче) минут 20-30.

Наш мозг генерирует идеи из имеющихся у нас знаний, они не берутся «из ниоткуда». Причем, чем больше знаний из разных областей, тем креативнее идея на выходе. Переключаясь на другое действие, сознательно или подсознательно вы ищите решение дальше, а значит, используете новые каналы знаний.

При отдыхе же – вы убираете «зацикленность» мыслей на одних и тех же каналах. И, возвращаясь к процессу поиска идей вновь, вы также используете новые каналы информации.

2. Сохраняем и развиваем свои идеи.

Очень часто мы забываем о том, о чем думали. Чтобы это не распространилось и на наши идеи — заведите себе блокнот и записывайте туда все возникающие идеи. При этом возьмите следующие правило на вооружение:

на идеи не распространяется критика.

А значит, любая идея – пусть даже самая бредовая, должна отправляться в Ваш

Так Вы не убиваете идею в зародыше.

Бредовая идея может оказаться ключом к развитию другой.

Когда Вы записываете любую идею, Вы ее формулируете более четко, а значит, рассматриваете с разных сторон, а значит – возникают предпосылки к ее развитию

Вы постоянно работаете со своей «базой идей», а значит – будут постоянно возникать новые!

в блокнот записывать не всегда удобно, поэтому рекомендую использовать следующую схему:

Все идеи записываете «в заметки» мобильного телефона – т.к. мобильник часто рядом, и один раз в день (два), в спокойной обстановке переносите заметки в блокнот.

Если мобильника рядом нет (в ванне, например) используйте следующую технику чтобы не забыть идею:

Придумайте себе визуальную ассоциацию на свой «банк идей» в голове. Например, Ваша спальная комната. Закройте глаза и воспроизведите в вашем воображении все, что там расположено до мелочей– походите по ней в вашем воображении, посидите на кровати, потрогайте стол, откройте и загляните в шкаф – что там лежит?

Это место в Вашей голове и будет вашим «банком идей»

Теперь, когда у Вас возникла новая идея, например «статья о развитии креативности» Вы визуализируете ее, прикрепляя ассоциацивный образ – например, «обезьяна в розово-с-голубым галстуке с ручкой и листком» и помещаете ее в свой «банк идей в голове». Например – в шкаф.

Теперь проверяем: закрываем глаза и отправляемся в «банк». Осмотревшись, мы открываем шкаф, а оттуда на нас выпрыгивает обезьяна. Что это было?

Наша идея «статья о развитии креативности».

После переносим ее в мобильник или блокнот – когда это возможно.

Схема работает на 100%. Главное, выбирайте яркие образы-ассоциации с темой идеи.

Как видите все довольно просто. Всего два пункта, позволяющих достичь желаемого:

  1. Четкая постановка цели и ориентация своего мышления на задачу
  2. Сохранять и развивать свои идеи

(…и они неплохо развивают в выбраннойсфере деятельности:))
…и они более чем эффективны, для развития креативности. Тем более, если считаете, что у вас с этим проблемы.

Вот и весь ответ на вопрос: как развить свою креативность

Используя эти правила, вы без больших временных затрат, но существенно накачаете своего мышления, приучите себя мыслить подобным образом и постепенно увеличите свой творческий потенциал.

А значит, возникнет желание искать пути его реализации. Что вы при этом выберете: писать, рисовать, играть – уже не важно.
Тренируйтесь! Свежих вам идей и успехов!

С уважением, Вадим Берлин.

P.S: для тех кто хочет проверить свои творческие способности, потренировать мозг, да и вообще, провести несколько минут с удовольствием — ждет музыкальный квадрат .

Нужно больше минералов? Читай еще:


Итак, вас попросили найти нестандартный подход на работе, или вам нужна действительно креативная идея для вашей новой книги? Не волнуйтесь! Нестандартное мышление, как и любой навык, можно развивать, постоянно практикуясь. Чтобы начать развивать навыки креативного мышления, начинайте с шага 1.

Шаги

Часть 1

Придумывайте креативные решения

    Смените свое окружение. Важно уйти от обычной рутины, чтобы взрастить в себе креативность. Мысль о таком изменении ― это уже важный шаг к креативному мышлению. Это значит, что вам нужно либо создать специальный ритуал, связанный с креативностью, либо просто найти способ отвлечься и сделать перерыв в своей рутине.

    • Примите душ. Есть в этом что-то причудливо судьбоносное, так как у каждого возникала чудесная идея в душе (только вы забывали ее, пока наконец добирались до ручки с бумагой). Если вы под впечатлением от какой-либо идеи, идите в душ, но не забудьте взять с собой ручку и бумагу, и посмотрите, к чему это приведет.
    • Прогуляйтесь. Как и душ, что-то в пеших прогулках пробуждает креативность. Не важно, какая это прогулка ― для начала креативного проекта или уже часть его, она поможет высвободить много нестандартных решений. Стив Джобс устраивал встречи на прогулках для мозговых штурмов. Чайковский несколько раз прогуливался вокруг своей деревни перед тем, как начал работу над своим лучшим произведением.
    • Создайте психологическую дистанцию между вашей ежедневной рутиной и временем для креативности. Писательница Тони Моррисон всегда наблюдала солнечный рассвет перед тем, как начать писать. Она чувствовала, что это пробуждает в ней кративность.
  1. Устраивайте мозговой штурм. Обсуждение оттенков разных идей, особенно тех, которые кажутся немного выходящими за рамки обыденности, ― отличный способ найти действительно хорошее решение. Мозговой штурм помогает раскрыть свой разум, так, чтобы вы не были заключены в старых мыслительных рамках.

  2. Перемоделируйте проблему. Часть поиска креативных решений и идей состоит в рассмотрении проблемы под другим углом. Это дает вам возможность увидеть и другие возможные решения, которые вы раньше не принимали во внимание. К счастью, есть некоторые конкретные средства моделирования, которые вы можете использовать.

    • Переверните проблему вверх дном. Это можно сделать буквально или фигурально; переворот картинки может помочь вам лучше ее понять, так как ваш мозг на обычном для себя месте найдет другие компоненты там, где их раньше не было. Это срабатывает для большинства принципиальных проблем.
    • Например, если вы пишете книгу и вы не можете придумать, как внедрить главного героя в некоторые эпизоды всей истории, задайте себе вопрос: “А должен ли этот персонаж быть главным героем? какой была бы история с другим главным героем? Или более чем с несколькими героями?"
    • Работайте в обратном направлении. Иногда вам нужно сфокусироваться вначале на развязке, а потом исходя из этого построить действия. Например, вы работаете в отделе объявлений в газете. Газета теряет деньги, так как у нее не очень много объявлений. Начните с конца, лучший выход ― много объявлений правильного типа. Исходя из этой цели связывайтесь с теми предприятиями и людьми, которые могут дать вам самые лучшие, рентабельные объявления.
  3. Мечтайте. Мечты дают вам возможность провести связи, сформировать шаблоны и вспомнить информацию. Это ключевой момент нестандартного мышления, так как мечты могут вам помочь провести такие параллели, которые вы даже принимали во внимание. Так что ваши лучшие идеи могут прийти к вам ниоткуда, пока вы мечтаете.

    • Дайте себе время помечтать. Выключите компьютер, телевизор и телефон. Если вы периодически отвлекаетесь, вашему мозгу будет значительно тяжелее отдохнуть и связать информацию воедино.
    • Вы можете помечтать на прогулке или принимая душ (еще одна причина выделить себе время для прогулки или душа, это может привести вас к креативным мыслям). Мечтайте утром, перед тем, как встанете с постели, или ночью перед сном.
  4. Установите параметры. Когда вы ощущаете трудности с нестандартным мышлением, поставьте себе некоторые основные показатели. Может показаться, что это мешает креативности, но если вы установите себе правильные параметры, вы поймете, что благодаря этому вы можете настроиться на нужный лад.

    • Если вы поставите себе слишком объемную цель, это будет давить на вас. Например, вместо того, чтобы сказать: “Как я могу увеличить продажу объявлений” лучше спросите: “Как я могу убедить предпринимателей размещать свои объявления в нашей газете?”
    • Вам нужно ставить открытые вопросы и рассматривать множество вариантов решений, но вы должны привязать свои мысли к определенному вопросу или задаче. Это поможет вам получить более определенные идеи.
    • Другой пример: вместо того, чтобы спросить себя: “Как я могу сделать мой роман отличающимся от других на рынке?”, рассмотрите отдельные части истории: кто главный герой? главный герой такой же, как другие персонажи (белый, гетеросексуал, симпатичный, но не знает об этом)?; или если это фантастический роман, то “какая магическая система? это магия или неопределенность?”
    • Или вы можете сказать себе, что вы должны переписать эпизод в своей истории, только теперь у персонажа не будет доступа к магии. Как вы выйдете из ситуации?
  5. Продумайте самый плохой сценарий. Страх убивает креативность. Страх заставляет вас делать шаги, которые хорошо вам известны. Когда вы продумываете самые плохие сценарии, вы не только готовитесь к ним, но вы также можете убедить себя, что плохой сценарий не настолько уж и плох, что вы не должны пытаться.

    • Пример для человека, занимающегося объявлениями: вы могли бы подумать, что произойдет, если вы попытаетесь внедрить новую креативную схему, которую собираетесь предложить для долгосрочных партнеров (например, лучшее место на странице, выделение цветом, скидка и т.п.). Возможно, худшее, что может случиться, это никто не примет предложение, или вы на этом потеряете деньги. Придумайте план, что бы вы делали с таким результатом.
    • Пример для написания романа: ваш худший сценарий - издательство или агентство не захотят продавать ваш роман, так как он является клоном предыдущего бестселлера.

    Часть 2

    Поддержка нестандартного мышления в долгосрочной перспективе
    1. Смените свой распорядок. Для креативности нужно, чтобы вы не погрязали в одной и той же рутине каждый день. Даже самые маленькие изменения могут стать хорошим подспорьем для выдергивания вас из повседневности и развития нестандартного мышления.

      • Выходите из своей зоны комфорта. Делая это, особенно делая то, что не планировали, поможет вам лучше справляться с новыми ситуациями. Также это помогает открыть свой разум для новых мыслей и ситуаций, которые могут открыть в вас новые нестандартные мысли.
      • Будьте спонтанным. Делайте что, что не планировали, случайно. Это заставит вас адаптироваться к моменту и решать проблемы на лету. Вы даже сможете связать это с текущим проектом.
      • Меняйте небольшие привычки. Например, каждый день возвращайтесь домой с работы разными путями. Каждое утро ходите в разные кофейни.
    2. Изучайте другое поле деятельности. Это может показать вам, как работают люди в другой отрасли и дать возможность внедрить их идеи в вашу деятельность. Поле деятельности может совершенно отличаться от вашего, или в чем-то пересекаться с ним, но оно должно быть достаточно другим, чтобы дать вам свежий взгляд на ваше собственное.

      • Например, человек, занимающийся объявлениями может поискать темы по психологии или заглянуть особенности бизнеса, от которого он ждет объявлений.
      • Романисту следует почитать литературу не только своей выбранной области (для старшего школьного возраста, например), а посмотреть в сторону фантастики, мистики и классики для вдохновения.
    3. Познавайте новое. Чем больше вы расширяете свои горизонты, тем больше связей и аналогий ваш мозг может провести. Чем к большему объему информации у вашего мозга есть доступ, тем больше у него возможностей сгенерировать нестандартные решения.

      • Проходите обучение не по предмету из вашего поля деятельности. Это может быть что угодно ― от кулинарных курсов (если вы не повар) до кружка скалолазания. Писатель сможет использовать полученный опыт кулинарии в своем сюжете (люди, у которых есть чувство, что они знают, что делают и не пользуются инструкциями противопоставятся тем, кто тщательно следует точным указаниям инструкций).
      • Изучайте новый язык. Это не только будет поддерживать вашу остроту мышления и формировать новые связи, это также может открыть для вас новые способы мышления. Человек, занимающийся объявлениями, может использовать этот опыт, для начала раздела двуязычных объявлений, чтобы привлечь большее количество людей.

    Часть 3

    Креативное взаимодействие с другими людьми Идеи не существуют в вакууме. Даже нестандартные мыслители вроде Сальвадора Дали (например) начинали с прорисовки идей, которые они получили из более ранних источников. Если вы берете в расчет идеи других людей, это поможет вам развить свои собственные.
    • Вы увидите, как другие люди могут нестандартно мыслить. Изучение шаблонов и способов мышления других поможет вам уберечь от застоя свое собственное мышление. Вы даже можете сказать себе: "Как бы мой креативный друг-художник увидел эту проблему с объявлениями?"
    • Вы также можете посмотреть на идеи знаменитых новаторов. Изучите, какие у них были рабочие идеи, а какие идеи не сработали. Посмотрите на их практики развития креативного мышления (например, Стив Джобс, Чайковский и Тони Моррисон из первой части этой статьи) и попробуйте их практики применить.
  6. Учитесь слушать. Один из способов научиться мыслить нестандартно ― оставаться тихим и слышать, что говорят другие люди. Это отличная идея как минимум потому, что вы на самом деле можете услышать, что говорят другие люди и не презентовать те идеи, которые уже прозвучали. Это также поможет вам упорядочить свои мысли перед тем, как их озвучите.

    • Например, человек, занимающийся объявлениями, пытается продать место под объявления предпринимателю, который на самом деле ненавидит газету. Если сотрудник не выслушает возражения предпринимателя (например, он думает, что его объявления не поставили в приоритет и ему не нравится содержание газеты), он не сможет склонить бизнес к размещению объявления у него. А это предприятие затем может стать частью схемы привлечения неудовлетворенных клиентов обратно.
  7. Помните, вы будете презентовать идеи, которые могут отклоняться от “нормальных”. Это то, о чем вы должны помнить, вовлекая других людей, особенно в деловых отношениях. Иногда нестандартные идеи не являются правильными для решения задачи.

    • Также хорошо помнить, что ваши идеи могут не сработать. Это нормально! Это часть процесса обучения и поэтому вы должны принимать во внимание худшие сценарии развития событий, когда вы предлагаете свое решение.
  • Вам нужно жаждать осваивать те вещи, которые находятся за пределами вашей зоны комфорта. Это очень освежает, и вы можете найти новые интересы и встретить новых людей.
  • Почитайте что-либо не вашего обычного жанра. Например, если вы думаете, что “ненавидите” детективную литературу, почему бы вам ее не почитать? Вы можете быть приятно удивлены, и даже если нет, вы разнообразите ваш мыслительный процесс.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!