Презентация на тему к симонов сын артиллериста. Константин Симонов Сын артиллериста История моей страны в поэзии

Цели урока:

Знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

Раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

Помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

Развивать навыки самостоятельного анализа произведения;

Воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.

Оборудование:

Портрет писателя, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война";

Запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова;

Посвящение (65 - летию Великой Победы посвящается.)

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Юрий Севрук.

Ход урока

I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения).

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

(тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.)

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой?

(65 - летию Победы в ВОв над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.).

Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?

У кого в доме есть живые участники войны?

Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

II. Коммуникативный этап.

Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

"Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран".

Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш совреме нник.

Ученик: К. М. Симонов очень много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.

Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.

За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

Учитель: В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".

Чтение учителем наизусть стихотворения "Сын артиллериста".

Пауза. Анализ стихотворения в единстве содержания и формы.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какой эпизод больше всего запомнился?

Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их.

Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

(См. с. 373 учебник за 2002 год или с 239 - за 2006 г. "Громом загрохотала Над Родиною война").

Какое художественно - выразительное средство придаёт стихотворению звуковую и интонационную выразительность? (Аллитерация, повторение звука "р").

Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

(с. 372-373:за 2002г или с.238-239:за 2006 год)

Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в дет

Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.

На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча?

Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

"Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл: с. 374:за 2002г. или 240:за 2006 год).

Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

Какова реакция Лёньки на слова майора: "Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить". О чём говорит такая реакция?

Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

Почему лейтенант Петров должен был отправится в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. "Шёл в скалах тяжёлый бой").

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобра-зительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение. "Всю ночь, шагая как маятник, с. 377:за 2002 г., с. 243 за 2006 год.)

А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

Какие художественно-изобразительнее средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение на с. 377:за 2002г. или с.244:за 2006 год).

И наконец самая страшная команда. Какая? Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да). Подтвердите словами текста. С. 378..за 2002 г с. 245:за 2006 год.)

Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

Учитель. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении автора К. Симонова (в записи).

О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. "Это многих славный путь". Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)

Итог урока.

1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война").

Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).

Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?

2. Комментирование и выставление отметок.

3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору учащихся).

III. Посткоммуникативный этап.

1). Ребята, зачитайте посвящение (65-летию Великой Победы посвящается).

Обратите внимание на цветовую гамму. Почему присутствуют два цвета? (красный и чёрный).

2). Что в данном случае обозначает чёрный цвет? А красный?

Учитель: Это действительно "праздник со слезами на глазах". До победы пришлось идти нечеловечески трудным путём. Более 20 миллионов наших соотечественников не вернулись с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках.

Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. :. Спасибо.

Урок окончен. (В исполнении Льва Лещенко (запись) звучит песня "День Победы").

СОГБОУ « Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIIIвидов»

К.М.Симонов

Сын артиллериста Итоговый урок 7 класс


1 . Образовательная: формирование навыков работы над текстом: выразительного чтения, понимания содержания.

2. коррекционно- развивающие:

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, логики мышления, внимания, памяти;

- развитие навыков коллективной деятельности

3. воспитательная: - воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины, мужеству защитников Отечества .


Симонов

Константин Михайлович

1915-1979


Прототипы героев поэмы «Сын артиллериста»

А. М. Лоскутов - отец Леньки.

И.А. Лоскутов -

Ленька

Е. С. Рыклис - майор Деев.





Всю жизнь и после войны К.М.Симонов помнил войну и писал о ней.

В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал:

« Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думать о мире и особенно хорошо помнить уроки войны ».




А у майора Петрова Был Лёнька, любимый сын, Без матери, при казарме, Рос мальчишка один. И если Петров в отъезде,- Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца. Вызовет Деев Лёньку: -А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора к коню привыкать!- С Лёнькой вдвоём поедет В рысь, а потом в карьер. Бывало, Лёнька спасует, Взять не может барьер, Свалится и захнычет.




Прошло ещё два-три года, И в стороны унесло Деева и Петрова Военное ремесло. Уехал Деев на Север И даже адрес забыл. Увидеться – это б здорово! А писем он не любил. Но оттого, должно быть, Что сам уж детей не ждал, О Лёньке с какой-то грустью Часто он вспоминал.


Десять лет пролетело. Кончилась тишина, Громом загрохотала Над Родиною война. Деев дрался на Севере; В полярной глуши своей Иногда по газетам Искал имена друзей. Однажды нашел Петрова: «Значит, жив и здоров!» В газете его хвалили, На Юге дрался Петров. Потом, приехавши с Юга, Кто-то сказал ему, Что Петров, Николай Егорыч, Геройски погиб в Крыму. Деев вынул газету, Спросил: «Какого числа?»- И с грустью понял, что почта Сюда слишком долго шла.


А вскоре в один из пасмурных Северных вечеров К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров. Деев сидел над картой При двух чадящих свечах. Вошел высокий военный, Косая сажень в плечах. В первые две минуты Майор его не узнал. Лишь басок лейтенанта О чем-то напоминал. -А ну, повернитесь к свету,- И свечку к нему поднес. Все те же детские губы, Тот же курносый нос. А что усы – так это Сбрить! – и весь разговор. Лёнька?- Так точно, Лёнька, Он самый, товарищ майор!.


Значит, окончил школу, Будем вместе служить. Жаль, до такого счастья Отцу не пришлось дожить.- У Лёньки в глазах блеснула Непрошенная слеза. Он, скрипнув зубами, молча Отер рукавом глаза. И снова пришлось майору Как в детстве, ему сказать: Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.


А через две недели Шёл в скалах тяжелый бой, Чтоб выручить всех, обязан Кто-то рискнуть собой. Майор к себе вызвал Лёньку, Взглянул на него в упор. -По вашему приказанью Явился, товарищ майор. -Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине.


И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?- Так точно, ясно. -Ну, так иди скорей. Нет, погоди немножко.- Майор на секунду встал, Как в детстве, двумя руками Лёньку к себе прижал.- Идешь на такое дело, Что трудно прийти назад. Как командир, тебя я Туда посылать не рад. Но как отец… Ответь мне: Отец я тебе иль нет? -Отец, - сказал ему Лёнька И обнял его в ответ.


Так вот, как отец, раз вышло На жизнь и на смерть воевать, Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать, Раньше других я должен Сына вперед посылать. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.












Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донеся первый сигнал: -Все в порядке. Добрался. Немцы левей меня, Координаты три, десять, Дайте скорее огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам, И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: -Немцы правей меня, Координаты пять, десять, Скорее ещё огня!


Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым, Казалось, теперь оттуда Никто не уйдет живым. Третий сигнал по радио: Немцы вокруг меня, Бейте четыре, десять, Не жалейте огня! Майор побледнел, услышав: Четыре, десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. Но, не подавши виду, Забыв, что он был отцом, Майор продолжал командовать Со спокойным лицом: «Огонь!» - летели снаряды. «Огонь!» - заряжай скорей! По квадрату четыре, десять Било шесть батарей. Радио час молчало, Потом донесся сигнал: -Молчал: оглушило взрывом. Бейте, как я сказал. Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня. Немцы бегут, нажмите, Дайте море огня!


И на командном пункте, Приняв последний сигнал, Майор в оглохшее радио, Не выдержав, закричал: -Ты слышишь меня, я верю: Смертью таких не взять. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Никто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была. Всюду валялись трупы, Раненый, но живой Был найден в ущелье Лёнька С обвязанной головой. Когда размотали повязку, Что наспех он завязал, Майор поглядел на Лёньку И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой.




Вот такая история Про славные эти дела На полуострове Среднем Рассказана мне была. А вверху, над горами, Всё так же плыла луна, Близко грохали взрывы, Продолжалась война. Трещал телефон, и, волнуясь, Командир по землянке ходил, И кто-то так же, как Лёнька, Шёл к немцам сегодня в тыл год

Слайд 2

К.Симонов в годы войны- военный корреспондент. А что этозначит? За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Он хорошо знал, что такое война, сколько горя и страданий она несет людям, чувствовал, как невыносимо трудно бывает солдату.

Слайд 3

К Симонов в годы Великой Отечественной войны награжден Орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 ступени и Военным Крестом Чехословацкой социалистической республики.

Слайд 4

В основу многих произведений К.Симонова легли действительные факты и события. Героями его стихотворений становились люди, с которыми он бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями «Сына артиллериста»

Слайд 5

К.Симонов был направлен редакцией газеты «Красная звезда» на Мурманское направление Карельского фронта. Путь лежал через Архангельск. Симонов побывал в рейде с советскими разведчиками на мысе Пекищев, в тылу врага, на полуострове Рыбачьем и Среднем, где развертывается действие поэмы

Слайд 6

Возвращение Симонова из Кандалакши было трудным. Он возвращался на пароходе «Спартак».В Этом трудном рейсе написал стихотворение «Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины». (чтение стихотворения)

Слайд 7

В ожидании самолета на Москву Симонову пришлось на несколько дней задержаться в Архангельске, и здесь он написал поэму, в основу которой положен рассказ о подвиге лейтенанта Лоскутова, услышанный им на полуострове Рыбачьем. Впервые поэма напечатана в газете Архангельского военного округа «Патриот Родины» Первым исполнителем поэмы был С.Н.Плотников, тогда молодой артист ТЮЗа,затем много лет проработавшего актером Архангельского театра драмы им. М.В.Ломоносова. (чтение поэмы «Сын артиллериста»)

Слайд 8

Артиллерист-это…. Косая сажень в плечах.. Корректировать.. Координаты три, десять… Почему лейтенант Деев поручает опасное задание именно приемному сыну? Почему майор так уверен в Леньке? Какие строки говорят о том, что Деев переживает? Страшно ли было Леньке? Что помогло Леньке стать мужественным?

Слайд 9

Какую роль в воспитании Леньки сыграл майор? Что вы можете рассказать о майоре Дееве? Что переживает майор Деев, послав сына в тыл врага? О чём говорят последние строки стихотворения? Вы хотите узнать о том, что стало с Ленькой?

Посмотреть все слайды

Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.


«Иллюстрации к стих-ю.»

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1.Сообщение ученика о К. М. Симонове.

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованы в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного корреспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. Главной темой его творчества была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату. За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". Оно было написано в 1941 году вот при каких обстоятельствах. Во время войны он работал военным корреспондентом и путешествовал по разным боевым местам, публикуя статьи о военных действиях. В конце первого года войны писатель отправился на северный фронт. И здесь он услышал от майора Рыклиса удивительную историю о том, как тот послал на страшную разведку в тыл к немцам сына своего боевого товарища, который едва не погиб под перекрестным огнем. Это был лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов, служивший в артиллерийском полку. По заданию командира, он вместе с еще двумя радистами отправился на высоту давать координаты расположения немцев и тем самым корректировать точки ударов по врагу, которые наносили войска его командира. Когда их местоположение было обнаружено, немцы открыли огонь по укрытию. Лоскутов, рискуя своей жизнью и жизнями товарищей, дал координаты своего местонахождения, чтобы Рыклис имел возможность ударить по противнику. Вместе с друзьями он чудом выжил и раненый вернулся в ставку. Эти события произошли на полуострове Рыбачий, что и нашло отражение в поэме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Текст тихотворения «Сын артиллериста».

Был у майора Деева
Товарищ - майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.

А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,-
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.

Вызовет Деев Леньку:
- А ну, поедем гулять:
Сыну артиллериста
Пора к коню привыкать!-
С Ленькой вдвоем поедет
В рысь, а потом в карьер.
Бывало, Ленька спасует,
Взять не сможет барьер,
Свалится и захнычет.
- Понятно, еще малец!-

Деев его поднимет,
Словно второй отец.
Подсадит снова на лошадь:
- Учись, брат, барьеры брать!

Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!-
Такая уж поговорка
У майора была.

Прошло еще два-три года,
И в стороны унесло
Деева и Петрова
Военное ремесло.
Уехал Деев на Север
И даже адрес забыл.
Увидеться - это б здорово!
А писем он не любил.
Но оттого, должно быть,
Что сам уж детей не ждал,
О Леньке с какой-то грустью
Часто он вспоминал.

Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»-
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла…

А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
- А ну, повернитесь к свету,-
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы - так ведь это
Сбрить!- и весь разговор.
- Ленька?- Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!

Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.-
У Леньки в глазах блеснула
Непрошеная слеза.
Он, скрипнув зубами, молча
Отер рукавом глаза.
И снова пришлось майору,
Как в детстве, ему сказать:
- Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!-
Такая уж поговорка
У майора была.

А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
- По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
- Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?- Так точно, ясно.
- Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.-
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:-
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец… Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
- Отец,- сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.

Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!-
Такая уж поговорка
У майора была.
- Понял меня?- Все понял.
Разрешите идти?- Иди!-
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать… Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час… Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два… Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три… Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух -
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
- Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!-
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
- Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
- Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять - как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»- летели снаряды.
«Огонь!»- заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
- Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!

И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
- Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!-
Такая уж поговорка
У майора была.

В атаку пошла пехота -
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только… совсем седой.

Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
- Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!-
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была…

Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была.
А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Ленька,
Шел к немцам сегодня в тыл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Кроссворд

По горизонтали.

1. Настоящее имя К. Симонова?

2. В каком городе он родился?

3. Главная тема в творчестве К. Симонова?

4. Куда ходил Симонов в тылу врага?

По вертикали.

1. Кем Симонов служил на фронте?

2. Около какого города произошли действия в произведении «Сын артиллериста»?

3. Жанр произведения «Сын артиллериста»?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Ко рр ектировать – это значит направлять огонь батарей, вносить стреляющим поправки в наводку орудий. Тому, кто корректирует, особенно из тыла врага, каждую минуту грозит смерть, тем более, если он наводит огонь на себя. Координаты «3,10»; «4,10»; «5,10» - артиллерийский расчет. Обычно обстреливаемая местность на карте поделена на квадраты. Квадраты с подобным делением есть у того, кто корректирует огонь (радист), и у командира орудия.

Координаты «3,10»; «4,10» указывают тот квадрат на карте, куда должны бить орудия.

Арти лл ерист - военнослужащий артиллерии.

Арти лл ерия – 1. Крупные огнестрельные орудия различных размеров и конструкций например, пушки. 2. Род войска, действующий артиллерийскими орудиями. Полевая артиллерия. Конная арти лл ерия.

Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.

Лейтенант - первое офицерское звание.

"Косая сажень в плечах". А сколько это?

(Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)

К а з а рма - особое здание для размещения воинских частей.

Бата р ея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.

Т о пограф - специалист, занимающийся измерением участков земной поверхности и изображением местности на картах и планах.

Т о п о гр а фическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.

Пр о т о тип - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).

Коми сс ар (1937-1942г.) - политический руководитель воинской части, отвечающий наравне с командиром за ее боеспособность и политическое состояние.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Высказывания для выбора эпиграфа к уроку.

Люди! Покуда сердца стучатся,

Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста, помните!

Р.Рождественский.

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.

Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Н. Майоров.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.

Каждое место на фронте важно, везде надо биться отважно.

Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла.

Если ладно скроен, то и один в поле воин.

За край свой родной насмерть стой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.

I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.

II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.

III часть. (8 глава). Опасное задание.

IV часть. (9 глава). Задание выполнено.

V часть (10 глава). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Сочинить синквейн на тему (на выбор):

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.

Священная, жестокая.

Мстит, озлобляет, изнуряет.

Даёт возможность захватить.

Страшная, долгая.

Убивает, обделяет, разлучает.

Война приводит к страху и грусти.

Жестокая, кровавая.

Убивает. Расстреливает, огорчает.

Тяжёлое время для людей.

Жестокость.

Смелый, храбрый.

Воюет, защищает, отстаивает.

Я горжусь героями страны.

Страшная. Долгая.

Ранит, убивает, крушит.

Я горжусь солдатами битвы!

Сплочённая, непобедимая.

Сражалась, побеждала, противостояла.

Нашу армию не победить!

Меткий, профессиональный.

Защищает, прицеливается, стреляет.

Снайпер хорошо попадает в цель.

Непобедимый, неукротимый.

Сразим! Победим! Покончим!

Мы выиграем, мы пройдём!

Смелые, храбрые.

Воюют, защищают, побеждают.

Мы гордимся смелыми солдатами.

Лейтенант Петров.

Храбрый, смелый.

Наблюдает, передает, помогает.

Сражается за свободу своей Родины.

Отважный, решительный.

Вызывает, спасает, рискует.

Выполняет свой воинский долг.

Героизм.
Врождённый, величайший.
Проявить, заслужить, завоевать.
Беда дает повод к героизму.
Мужество.

Подвиг.
Самоотверженный, героический.
Жертвовать, совершать, выручать.
Подвиг - проявление красоты души.
Самоотверженность.

Отечественная, освободительная.

Защищают, отстаивают, сражаются.

Очищение родной земли от захватчиков.

Мужество.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

    Пронзающие душу стихи "Десятилетний человек", в которых описывается мальчик-сирота, пробирающийся к своим по территории, занятой врагом, и терпящий ужасные лишения.

    Стихотворение "Партизан" Зои Александровой, написанное в 1944 году, где речь идёт о мальчике, который остался у партизан, чтобы отомстить за погибшую маму.

    "Письмо с фронта". Это удивительная книга Анатолия Васильевича Митяева - рассказы о военных буднях человека, который сам всё это видел и во всём участвовал. После прочтения я ещё долго раскладывал в памяти все следствия, все причины событий, о которых узнал, с каждым разом всё острее и острее переживая трудности, которые испытал солдат на пути в Победе.

    "Сын полка" Валентина Катаева - правдивый и исключительно яркий рассказ об очень непростой судьбе маленького Вани Солнцева, который воевал наравне со взрослыми и доказал, что подвиг - это несгибаемая воля, это огромная любовь к родной земле, а не только смелость. "Сын полка" считается лучшей из книг, написанных о детях войны.

    Повесть М. П. Сухачёва "Дети блокады", из которой читатель узнает о том, каково это - умирать от голода, но не сдаваться. Дети во всём участвовали наравне со взрослыми - дежурили на чердаках и тушили зажигательные бомбы, даже ловили диверсантов, которые подавали сигналы вражеским самолётам.

    Великолепные книги Гайдара "Сказка о военной тайне...", "Клятва Тимура" и многие другие.

    Ю. Корольков писал о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее и других.

    А. Митяев: "Иван и фрицы", "Гвардии медвежонок", "Лошади", "Куриная слепота", "Носов и Назе", "Мешок овсянки", "Серьги для ослика", "Отпуск на четыре часа", "Тимофей Беспраздничный", "Тёплый "язык"", "Шестой - неполный", "Треугольное письмо.

    В. А. Осеева: "Васёк Трубачёв и его товарищи. В своей повести она описывает интересные приключения мальчишек и девчонок - учеников обычной московской школы - во время Великой Отечественной войны. Здесь автор показывает такие понятия, как взаимопомощь, доверие, репутация, дружба, труд и старательность в учебе.

    Константин Симонов: «Сын артиллериста».

Просмотр содержимого документа
«План урока»

План – конспект урока по литературе в 5 «Б» классе.

Тема: «О героях былых времён…». (По стихотворению К. Симонова «Сын артиллериста»).

Тип урока : открытие новых знаний.

Цели урока:

    знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

    раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

    помочь обучающимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

    воспитывать чувство патриотизма, любови к Родине у молодого поколения.

Форма работы : групповая.

Технология: проблемного обучения.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

    умение извлекать информацию из текста;

    на основе анализа объектов делать выводы;

    умение определять главную мысль произведения.

коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать других;

    умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    умение оформлять свои мысли в устной форме;

    умение работать в паре, группе.

регулятивные УУД:

    умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

личностные УУД:

    умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, музыкальный центр, аудиозапись и видеозапись стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста», диск с песнями военных лет.

Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Видеоролик и песня «Вечный огонь» (или «От героев былых времён» ), написанная Рафаилом Хозаком на стихи Евгения Аграновича для кинофильма «Офицеры».

1). Беседа.

-Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? Как вы думаете, о чём и о ком пойдёт сегодня речь?

(Чувство печали, волнения, горечи утрат, тревоги, грусти, а вместе с тем торжественности, гордости ; священный призыв к защите Родины и т. д.)

-Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей. Война - боль, горечь, одиночество, смерть. Война - слёзы, переживания, тревога, страх, потери, глубокие и не излечимые раны на душе, Война... Чудовище, несущее ужас и неисчислимые бедствия, жуткий призрак, грозящий гибелью и страданиями многим миллионам людей. Война - это злостная всепожирающая и разрушающая сила, приносящая с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.)

- Какие книги, стихотворения о ВОВ, о героях (взрослых и детях) вы читали ?

(В. Катаев «Сын полка», В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», стихотворения К. М. Симонова «Мальчишка на лафете», А. Т. Твардовского «Я убит подо Рже­вом…», Р. Г. Гамзатова «Журавли», А. А. Ахматовой «Мужество»… Многие стихотворения о войне стали песнями.)

II. Постановка учебной задачи. Акцентирование внимания на проблеме урока.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма". Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш современник.

-У меня есть несколько эпиграфов. Они мне все нравятся, но я была бы благодарна вам, если бы вы помогли мне выбрать один из них.

Прочитайте эпиграфы к уроку. Выберите и обведите в овал то высказывание, которое наиболее полно тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. А правильно ли выбран эпиграф или нет, мы узнаем в конце урока.

(Листики с эпиграфами лежат на партах).

III. Формирование нового знания.

Итак, ребята, для того, чтобы понять смысл стихотворения, мы послушаем краткую биографию К. Симонова и историю создания его замечательного произведения.

    Сообщение ученика о К. М. Симонове.

Обратите внимание на доску. На ней прототипы героев стихотворения.

    Всё ли понятно в стихотворении при первичном прочтении?

(Не все слова понятны, не совсем понятны действия героев стихотворения).

Предлагаю разбиться на группы. Каждая из групп выполнит своё задание, необходимое для понимания произведения в целом.

Группа «Лингвисты» проведут словарную работу в «Информационной зоне». Они выяснят значение слов, которые встретятся нам в ходе работы.

Группа «Театральная» в «Зоне тихого чтения» подготовятся инсценировать стихотворение К. Симонова.

Группа «Литературоведы» поработает в «Зоне презентации» с литературными терминами у интерактивной доски. (Они поделят произведение на смысловые части).

Группа «Юные кинематографисты» поработают у ФЛИПЧАРТА: они восстановят по иллюстрациям события, описанные в стихотворении «Сын артиллериста» и представят нам, так сказать, готовую киноленту.

Группы работают 5-7 минут.

Всё у всех готово. Предлагаю перейти к беседе, в ходе которой вы будете коллективно отвечать на мои вопросы. Участники каждой группы по надобности нам будут пояснять и уточнять некоторые моменты.

На столах у вас тексты стихотворения, можете делать в них пометки. Задействуйте также библиотеку «Литрес».

IV . Закрепление материала.

Беседа по вопросам.

Анализ стихотворения в единстве содержания и формы.

    Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

" Гр омом за гр охотала

Над Р одиною война".

    Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

Был Ленька, любимый сын.

Без матери, при казарме.

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

Дружба офицеров была настолько крепка, что Ленька считал Деева своим вторым отцом.

    Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью майор её произносит?

(Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.)

    На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

    Что обусловило их следующую встречу? (Война).

    Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах , басок лейтенанта , те же детские губы, курносый нос).

    Какова реакция Лёньки на слова майора :

"Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить".

О чём говорит такая реакция?

8) Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

9) Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

10) А что должен был делать Лёнька? (Корректировать огонь батарей, указывать координаты врага).

10) Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

11) А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый . Но в данном случае Деев должен послать именно его).

12) Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его.

13) Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

14) Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

Деев, отправив Леньку, не находит себе покоя. Он мысленно представляет себе путь и все действия лейтенанта.

А Чуть позже: МАЙОР В ОГлОХШЕЕ РАДИО, НЕ ВЫДЕРЖАВ, ЗАКРИЧАЛ:

ТЫ СЛЫШИШЬ МЕИЯ, Я ВЕРЮ: СМЕРТЬЮ ТАКИХ НЕ ВЗЯТЬ. ДЕРЖИСЬ, МОЙ М АЛЬЧИК: НА СВЕТЕ ДВА РАЗА НЕ УМИРАТЬ…

15) А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

16) Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

17) Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора)

Дайте море огня!-

18) И наконец самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

    Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

ТАМ, ГДЕ ЗАТАИЛСЯ ЛЕНЬКА,

ЛЕТЕЛИ ЗЕМЛЯ И СКАЛЫ, СТОJIБОМ ПОДНИМАЛСЯ ДЫМ, КАЗАЛОСЬ, ТЕПЕРЬ ОТТУДА НИКТО НЕ УЙДЕТ ЖИВЫМ.

20) Его внезапный вызов огня на себя заставляет Деева побледнеть. Но он переламывает свои отцовские чувства и отдает приказ об ударе. Ленька и Деев верят, что советские снаряды не смогут причинить вред своему солдату. Герой остается в живых и уже на правах повзрослевшего за один день человека произносит перед Деевым легендарную поговорку.

21) Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

22) Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

23) Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

Учитель. Проверим, справились ли с заданием «Литературоведы» и «Кинематографисты».

Думаю, ребята, вам понравилось стихотворение К. Симонова. Давайте ещё раз освежим в памяти строки, описывающие опасное задание, выполненное лейтенантом Петровым, и послушаем отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении ваших одноклассников. (Задание группы «Театральная»)

V . Этап воспроизведения новых знаний. Составление синквейна.

Заканчивая работу над стихотворением, я предлагаю задание по группам: составить синквейн по стихотворению К. Симонова «Сын артиллериста». Темой синквейна может быть такие понятия. Как-то: война, героизм, народ, победа и т. д.

Правила составления синквейна.

1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное: кто? что?)

2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие (имя прилагательное: какой? какая? какое? какие?

3.Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия что делает?

4.Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к понятию.

5. Пятая строка - одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное: кто? что?)

(Составление учащимися синквейна, главными определениями которого будут слова война, мужество, герой, героизм, подвиг, народ, артиллерист, армия, солдат и т.п.)

VI . Подведение итога урока. Рефлексия.

Мы с вами ответили почти на все вопросы, поставленные как задачи в начале урока. Остался без ответа только последний вопрос:

-Единичным ли был такой подвиг в войну, или его повторили другие солдаты? Как вы думаете?

Это многих славный путь…

Правильно, ребята, такие случаи были не единичными, и такое задание и геройские поступки совершали многие солдаты в Великую Отечественную войну. Об этом говорит и сам К. Симонов в заключительных строчках поэмы:

- Вернёмся к высказываниям , которые вы выбрали в качестве эпиграфа. Какое из приведённых высказываний более полно отражает смысл произведения Симонова? Доказали мы верность высказывания?

Какую же роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)

О ком мы сегодня говорили на уроке? (О майоре Дееве, Лёньке Петрове, о бойцах советской армии, о людях, совершивших героические подвиги.)
О чём? (О войне, о мужестве, о героизме, о подвигах, о любви к Родине.)
И главный вопрос зачем? (Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю)

Помогло ли вам сегодняшнее занятие вынести какой-то урок для себя?

VII . Домашнее задание.

    Выучите понравившийся отрывок наизусть.

    Проведите исследование «Что стало с прототипами героев стихотворения». (Судьба героев).

    УЧАЩИМСЯ, КО­ТОРЫЕ ЛЮБЯТ И УМЕЮТ РИСОВАТЬ, ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ, ОСоБЕННО ВЗВОЛНОВАВШИХ ИХ.

    МОЖНО СДЕЛАТЬ ПЛАНШЕТ, КАРТУ, КОТОРОЙ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАЙОР ДЕЕВ И ЛЕНЬКА.

VIII . Выставление оценок.

Закончить урок я хотела бы словами из песни «Вечный огонь» (или «От героев былых времён» ).

(Включить видеоролик).

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!