Проект по биологии гигантские улитки ахатины. Проект на тему "гигантская улитка ахатина"

 Тема: "Удивительная улитка" (Окружающая среда и экология) Фамилия и имя автора работы: воспитанники старшей группы Атякшева Анастасия, 6 лет Лазарева София, 6 лет Учебное (дошкольное) учреждение Структурное подразделение ГБОУ гимназии "ОЦ "Гармония" г.о.Отрадный "Детский сад №13" Научный руководитель: Воспитатель: Балахонкина Наталия Илларионовна 2013г. Содержание Введение3 Основная часть6 Выводы 10Литература 11 1.Введение. У многих детей есть домашние питомцы, аквариумы с рыбками и улитками, в беседе о домашних любимцах выяснилось, что у одной девочки, помимо улиток - "аквариумных" живут ещё и улитки Ахатина, она начала рассказывать о них, дети заинтересовались.Разве могут улитки прожить без воды? Актуальность: Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Цель: Узнать как можно больше об улитках, условиях обитания и особенностях их жизнедеятельности. Задачи: * Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.). * Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое. * провести наблюдение за жизнедеятельностью улиток * Узнать об особенностях строения и образе жизни улитки. * Ввести понятие "улитки Ахатина" * Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Участники проекта Подгруппа детей старшей группы, педагоги и родители Материалы и оборудование Справочная и художественная литература. Интернет-ресурсы. Наглядный, иллюстрированный материал. Работы, выполненные своими руками. Гипотеза: Правда ли, что существуют улитки, которые могут жить без воды? Тип проекта: краткосрочный, групповой. Участники проекта - дети старшей группы, воспитатель группы, родители. Этапы исследования: 1) Подготовительный этап. 2) Мотивационно - ориентировочный 3) Поисково-практический. Сроки выполнения: январь 2013 г. Подготовительный этап. Выбор темы исследования детьми Обсуждение с родителями воспитанников вопроса связанного с проектной и исследовательской деятельностью, определение целей и задач проекта. * Информационные ресурсы: материалы библиотеки, личные архивы родителей и сотрудников детского сада. * Приобретение энциклопедической литературы. * Знакомство с презентацией "Улитки". * Изготовление буклета для родителей "Воспитание экологической культуры дошкольников". * Сбор информации родителями на тему "Улитки Ахатина", "Разновидности улиток" Мотивационно - ориентировочный Мотивом для исследовательской деятельности группы являются проблемные вопросы детей: "Какие бывают улитки?", "А где живут улитки?", "А есть у улитки глаза? " Сколько ног у улитки?", "Почему улитка, которая дома в аквариуме живёт в воде, а улитка Бэлла (Ахатина) наоборот, может погибнуть в воде?", "А, что- улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?", " Всё ли можно есть улитке?" Поисково-практический. Составление плана действия с детьми Выбор форм работы. Деятельность в проекте детей, воспитателей и родителей. - Занятие: "Улитка - кто она?" - Презентация "Улитки" - Аппликация-коллаж "Улитки на цветущей полянке" - Знакомство со сказкой собственного сочинения воспитанника Кривопалова Романа "Улитка Уля" - Лепка "Улитка Уля" - Сбор иллюстраций и фотографий про улиток - Рассматривание энциклопедий. - Занятие " Кто откладывает яйца?" - Изготовление книжек малышек про разновидности улиток. - Ситуативная беседа "Если бы я был улитка, то я......" 2. Основная часть. Год назад у нас в доме появились экзотические животные не обезьяна, не крокодил, а улитки, да! Да! Улитки Ахатина. Их подарили моей сестричке Полине на день рождения. Когда я увидела их в первый раз, я даже и не поняла сначала, что это улитки, потому, что на дне пластикового контейнера на листе салата лежало три коричневых камушка, величиной с горошину, но приглядевшись- я поняла, что это улитки. Крёстный сказал, что родина этих улиток Африка и что вырастут наши маленькие улиточки даже больше моей и сестричкиной ладошки, если мы будем их правильно кормить, одним словом ухаживать за ними. Мы с Полиной не поверили, даже засмеялись, но крёстный показал нам в интернете фотографии уже взрослых улиток, нам захотелось, чтобы наши маленькие улитята стали такими же красавицами.Мы тут же придумали им имена Белла, Флора и Стелла. Утром следующего дня, мы увидели, что наши улитята пропали. Мы очень расстроились, но неожиданно для себя обнаружили их на крышке контейнера. Так я узнала, что они не сидят на месте, а ведут довольно таки активный образ жизни, значит, они ползают и обследуют своё жилище. И в листьях салата мы обнаружили небольшие дырки, оказывается это наши питомцы так постарались за ночь и съели небольшое количество салата. Мама посоветовала нам посмотреть в энциклопедиях и интернете информацию о том, как за ними ухаживать. С этого момента и началось самое интересное, ведь мы даже и не представляли, что любят наши малютки? Из интернета мы узнали, что их рекомендуется кормить овощами и фруктами, мы с Полиной очень долго изучали и записывали всё - чем можно кормить улиток, чем нельзя, где они должны жить. Нас удивило то, что оказывается улиток можно поить молочком и даже, для укрепления раковины давать им чистые листы белой бумаги. Наши улиточки с удовольствием поедали листы бумаги, и раковина у них от этого становилась крепче. Наши малютки подрастали и им становилось тесно в пластиковом контейнере, пришлось посадить улиток в аквариум, вот там они с большим удовольствием расположились - их устраивало, то, что места очень много, и можно ползать вдоволь, как оказалось, что чем больше пространство, в котором живут улитки, тем больше они вырастут! Мы узнали что на одну улитку требуется десятилитровый аквариум. Мы наблюдали за их жизнью и выяснили, что наши улитки не очень любят спать в одной земле, а им пришлось по душе смешанный вариант земли и песка, мама сказала, что, наверное, потому, что песок сохраняет влагу, а в энциклопедии мы прочитали, что оказывается улитки очень любят воду, особенно, купаться под струйкой тёплой воды. Я пока ещё хожу в садик, в нашей группе все ребята очень любят животных, в основном у всех есть домашние любимцы, кошки, собачки, хомячки, попугайчики, рыбки. Однажды, рассказывая о наших домашних питомцах, мы разговаривали об аквариумных рыбках и улитках- которые живут вместе с рыбками в аквариуме и чистят его. Улитки очень маленькие, но трудолюбивые. Егор рассказал, что, когда мама мыла аквариум, она забыла убрать улиток в воду, а папа ей напомнил, сказал, что нужно их положить в воду, а то они погибнут. А я, рассказала о своих улитках, Белле, Флоре и Стелле, которые живут в сухом аквариуме, и, что они не такие маленькие, а почти, с мою ладошку. Ребята очень удивились и даже не поверили, а воспитатель Наталья Илларионовна попросили меня принести их в группу и показать, потому что всем стало любопытно. Всем стало интересно, какие ещё есть улитки в мире? Нам захотелось найти интересную информацию о них. Мы пошли в экологический кабинет, в котором есть разные энциклопедии о животных. Там мы узнали, что оказывается, существует огромное множество разных улиток, которые живут, как в аквариуме, в пруду, в море, так и на суше. Дома вместе с родителями мы тоже искали информацию в энциклопедиях и книгах, интернете. Мы были очень удивлены, узнав, что есть виноградные улитки, физа, ампуллярии и другие. Мы с мамой принесли на 2 недели улиток в садик, чтобы все ребята смогли понаблюдать за ними. Я рассказала ребятам, что тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. Ребята даже рассмеялись, когда узнали, что у улитки есть нога, они подумали, что такая же нога, как у нас, но я им объяснила и показала, что с помощью ноги улитки могут передвигаться, мы наблюдали, как медленно они ползают. На голове расположено ротовое отверстие, когда Наталья Илларионовна держала улитку на руке, она сказала, что улитка покусывает ей ладонь, Соня спросила, а что, у улиток есть зубы? И мы решили выяснить, а правда ли у улиток есть зубы? Для этого мы пришли в экологический кабинет, где старший воспитатель Ирина Арсентьевна в энциклопедии нашла ответ на интересующий нас вопрос. Как оказалось, что у них на самом деле есть зубы и их очень много. Также щупальца (с их помощью улитки чувствуют, где расположена еда) и пара глаз. Раковина, покрывающая тело улитки, защищает их от повреждения. А мама Алины нашла информацию в журнале и рассказала нам, что оказывается улитки, могут и не дружить между собой и их необходимо разлучить на некоторое время. Они свой протест против сородича показывают тем, что забираются на раковину улитке, с которой не дружат и начинают есть раковину. Ребятам очень захотелось узнать, а чем же питаются улитки. Я им сказала, что овощами и фруктами. Мы решили провести эксперимент, что же они больше любят? Как оказалось из овощей-предпочтение они отдают свежим огурцам и помидорам, а к капусте совершенно безразличны, а из фруктов самое любимое лакомство- это груша и яблоки. Из интернета мы узнали, что оказывается для укрепления панциря улиткам нужно давать, скорлупу от варёных яиц, предварительно её измельчить. А ещё я рассказала, что у нас улитки один раз убежали, так как я забыла прикрыть аквариум стеклом. Нашли мы их только через 3 дня под ванной, оказалось, что они очень влаголюбивые. Мы с Натальей Илларионовной показали ребятам, как улитки с удовольствием принимают водные процедуры, под струёй тёплой воды, они вытягивали своё тело к воде и не боятся воды, которая попадает им на глазки, а когда они накупаются, наедятся, они зарываются в грунт и спят. Находясь ещё у нас дома, улитки отложили кладку яиц, ребята были очень удивлены, что улитки откладывают яйца, похожие на куриные, только очень- очень маленькие, а Миша сказал, что яйца откладывают только птицы. В садике, из яиц вылупились маленькие улитки. Мы заинтересовались, а кто ещё может отложить яйца- кроме, птиц, улиток, в этом нам помогли родители. Они сделали нам книжку - малышку о тех, кто откладывает яйца. Мы с большим удовольствием читали её и рассматривали фотографии. (змеи, черепахи, крокодилы,ящерицы, пингвин, австралийская ехидна, комары-личинки, муравьи) Оказывается, что улитки практически слепы и глухи, так как, никак не реагируют на свет и громкие звуки, даже если рядом с ними свистнуть в свисток, они не меняют своего поведения! А вот органы осязания (маленькие щупальца) у них очень развиты! Если положить на расстояние от улитки лакомство, она обязательно его почувствует и приползёт туда! Мы даже провели опыт и положили с разных сторон от улитки капусту и банан, и улитка вначале поползла к капусте, но потом развернулась и продолжила свой путь к банану, и мы выяснили, что у них есть своё предпочтение в еде. А ещё мы узнали, что улитка при испуге издаёт негромкий писк, или скрежет, если её внезапно разбудить, да ещё и искупать. Пугать улиток совершенно нельзя! А бабушка Сони нам сказала, что их даже можно держать тем ребятам - у кого аллергия на шерсть животных, оказывается улитки не вызывают аллергию. Нам так понравилось наблюдать за улитками, это так интересно и познавательно! 3. Выводы. Из энциклопедий и ресурсов интернета мы узнали о разновидностях улиток и их среде обитания, особенностях внешнего вида и питания. Мы теперь знаем, что улиток вида Ахатина можно содержать в качестве прекрасных домашних животных, поддающихся приручению, не вызывающих аллергию, требующих самый минимальный уход, Улиток могут держать абсолютно все, они гипоаллергенны. Литература Библиография 1. . Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 458. 2. Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. С. 100 101. (Мир животных) 3. Даррелл Д. Золотые крыланы и розовые голуби. - М. Мир 1981. -128 с. 4. Жизнь животных. Т.2. - М.:Просвещение, 1968 г. 5. Онегов А.С., Агальцова Л.Е. Необычные обитатели аквариума // Биология. 2001. N 48. 6. Улитки атакуют: Остров Барбадос подвергся нашествию гигантских африканских улиток // Огонек. 2006. N 49. 7. Achatinafulica - Восточно-африканская улитка // Клуб любителей улиток. - http://snailclub.ru 8. Африканская улитка ахатина: содержание в неволе // Зооклуб. - http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml 9. Гигантская африканская улитка. - http://www.achatina.ru/ 10. Еженедельно по субботам просмотр информации с вышеуказанных сайтов про Achatinafulica http://www.o-detstve.ru 1 III Всероссийский конкурс "Детский проект"

Любовь Кузнецова
Познавательно-исследовательский проект «Улитка ахатина - домашнее животное»

Руководитель (разработчик) проекта :

Воспитатель Кузнецова Любовь Григорьевна

г. Новосибирск, 2018

Пояснительная записка….…. 3

Визитная карточка проекта… . …. …. 4

План (схема) реализации проекта… . …. 4

Выводы (Заключение) . …. ….5

Список литературы…. …. 6

Пояснительная записка.

В беседе о домашних любимцах , с воспитанниками средней группы "Радуга", выяснилось, что дети знаю таких домашних питомцев как : кошки, собаки, аквариумные рыбки. Я рассказала воспитанникам о своем домашнем животном - сухопутной улитке Ахатина . Дети заинтересовались и начали задавать мне вопросы : "Разве могут улитки жить без воды ? А что она ест? Улитка откладывает яйца как курица? Можно ли её купать? Можно ли нам ее посмотреть?" Выяснилось, что дети мало, что знают о данном виде моллюсков.

В результате этой беседы возникла потребность в проведении данного проекта , которая была обусловлена знакомством детей с представителем мира моллюсков, так как детям больше знаком и ближе мир домашних животных в виде : попугаев, аквариумных рыбок, хомячков, кошек и собак.

Реализуемый проект вызывает у детей эмоциональное положительное отношение к животным , способствует формированию навыков исследовательской деятельности, желанию познавать новое , воспитывает любознательность, заботу о живых существах, умение работать в коллективе, развивает у детей мыслительные и речевые способности.

Цель : расширить и уточнить знания детей об улитке , воспитывать любознательность, заботу о живых существах, формирование навыков исследовательской деятельности.

Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи :

Формирование познавательного интереса

Привитие чувств любви и заботы к живым существам

Развитие у детей чувства ответственности

Развитие у детей мыслительных и речевых способностей

Развитие умения работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-исследовательской деятельности

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Название проекта : «Улитка Ахатина – домашнее животное »

Вид и тип проекта : познавательно – исследовательский , краткосрочный (1 неделя, групповой

Участники : дети, воспитатель, родители

Возраст детей : 4 - 5 лет

Продукты проекта : индивидуальные творческие работы детей и родителей, педагога

Руководитель проекта : Любовь Григорьевна Кузнецова

ПЛАН (СХЕМА) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия :

1. Речевое развитие : Беседа об улитке , чтение стихов, пословиц, загадок, потешек об улитке

Возрастные группы ДОУ : средняя группа

Ответственные : воспитатель

Сроки реализации : 06.11.2018 г.

2. Познавательное развитие : рассказ об улитке Ахатина , просмотр фото и видео Возрастные группы ДОУ : средняя группа

Ответственные : воспитатель

Сроки реализации : 07.11.2018 г.

3. Художественно – эстетическое, физическое : Лепка «Улитка » , Пальчиковая игра Улитка " Возрастные группы ДОУ : средняя группа

Ответственные : воспитатель

Сроки реализации : 08.11.2018 г.

4. Познавательное развитие : Просмотр познавательного мультика про улитку Возрастные группы ДОУ : средняя группа

Ответственные : воспитатель

Сроки реализации : 09.11.2018 г.

5. Исследовательская деятельность : Проведение опытов, наблюдение за жизнедеятельностью улитки

Возрастные группы ДОУ : средняя группа

Ответственные : воспитатель

Сроки реализации : 12.11.2018 г.

6. Наглядная информация для родителей, творческие деятельность детей совместно с родителями

Возрастные группы ДОУ : средняя группа

Ответственные : воспитатель, родители

Сроки реализации : с 06.11.2018 г. по 12.11.2018 г.

Заключение

Наше недельное наблюдение подошло к завершению. В результате проделанной работы дети узнали, что улитки вида Ахатина прекрасно подходят для роли домашних питомцев , поддающихся приручению. Конечно, от них нельзя требовать такой привязанности, как от собак или кошек, дрессировке они не поддаются, но и хлопот с ними куда меньше. Медлительность улиток завораживает : смотреть на их занятное передвижение по террариуму очень успокаивает. Улитки не являются возбудителем аллергической сыпи, поэтому их можно рекомендовать в качестве домашних любимцев абсолютно всем. Детям очень понравилось наблюдать за улиткой , это интересно и познавательно !

В ходе реализации проекта , воспитанники получили : новые знания об улитках , условиях обитания, уходе, положительные эмоции, научились бережно относиться к животному миру , проявлять любовь и заботу к живым существам.

Все поставленные цели и задачи в рамках этого проекта выполнены . Метод проекта позволил в сжатые сроки решить поставленные образовательные и развивающие задачи.

Список литературы

1. А. С. Онегов, Л. Е. Агальцова, Необычные обитатели аквариума// Биология. – 2001. N 48.

2. И. Краснов, Животные без аллергии . Гигантские улитки Ахатины

Интернет – источники

1. https://www.сайт : Международный образовательный портал "Маам"

2. https://videomeg.ru : онлайн-сервис поиска видео

3. http: //www. achatina.ru: Гигантская африканская улитка : [сайт]

4. https://ru.wikipedia.org/wiki : Википедия, свободная энциклопедия

Публикации по теме:

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Домашнее животное собака» для детей старшего дошкольного возраста Нетрадиционная техника рисования: печать по трафарету. Цели: формирование и закрепление знаний детей об отличиях домашних и диких животных,.

Конспект занятия по рисованию «Домашнее животное - корова» в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №21» Конспект По непосредственно.

Конспект занятия в старшей группе «Моё любимое домашнее животное» Содержание программного обеспечения: Научиться передавать изображения домашних животных (форма тела, расположение и форма частей.

Открытая непосредственная деятельность детей младшего дошкольного возраста «Кошка - домашнее животное» Цели и задачи: Закреплять умение находить знакомые буквы в словах из 4 - х, 5 - ти букв, развивать умение ориентироваться в пространстве,.

Школьная научно –практическая конференция школьников

«Мы дети ХХ I века».

Гигантская сухопутная улитка Ахатина

Исследовательская работа

Сержанова Валерия

Обучающаяся 2 «Б» класса

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Шевцова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

С. Ягуново

2016

Содержание

Введение…………………………………………………….. …………..……3

1.Теоретическая часть………………………………………........................5

    1. История африканской улитки Ахатины ……………..……….….5

      Внутреннее строение и жизненный цикл улитки Ахатин ……6

      Условия проживания жизни Ахатины. Размножение . ………...8

      Видовое разнообразие………………………………………..…10

2.Анкетирование учащихся………………………….…………………… .14

3. Практическая часть………………………………………………16

3.1. Эксперимент. Проведение опытов в домашних условия 16

3.2. Общий выводы по опытам………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………..21

Библиография………………………………………………………………..23

Введение

Домашние животные – животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Человек может контролировать их размножения и признаки, которые они передают своему потомству.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т.п.)

У меня есть улитка «Ахатина». Меня заинтересовало поведение улиток, как они размножаются, как и чем они питаются и смогут ли они выжить без помощи человека в окружающей среде?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы стали изучать литературу об улитках и их жизни.

Цель исследования: Изучить особенности содержания африканских улиток в домашних условиях. Выяснить, может ли улитка «Ахитина», являться современным домашним животным?

Задачи исследования:

    Проанализировать информацию о местах природного обитания и историю разведения африканских улиток в домашних условиях;

    Изучить образ жизни и биологические особенности «Ахатины» гигантской;

    Описать особенности содержания улиток в домашних условиях;

    Провести необходимые опыты и наблюдения;

    Сделать выводы.

Объект исследования: Сухопутная улитка, ее особенности, строения и физиологии, а также значение и приручение.

Предмет исследования: Жизнедеятельность улиток рода «Ахатин».

Гипотеза: существует мнение, что если знать особенности содержания улиток, состав их пищи, то можно регулировать рост улиток и их окраску и численность.

Методы исследования:

    Проведение опытов;

    Наблюдение за улиткой, фиксирование результатов;

    Анкетирование.

Актуальность темы:

Я заинтересовалась этим видом улиток и решила организовать наблюдение за «Ахатиной» гигантской.

Теоретическая часть

1.1 История африканской улитки «Ахатины»

«Ахатина» гигантская (от латинского Achatina fulica ) – сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочной улиток.

За пределами своей родины «Ахатина» была в первые замечена в 1803 году на острове Маврикии. В 1938 году японцы привезли «Ахатину» на Марианские острова с намерением изготовить из неё блюда. Так как мясо обладает уникальными свойствами. В мясе улиток содержится биологические активные вещества, такие как кальция, жирные кислоты, минеральные соли и железа.

А в других регионах численность улитки постоянно растет. Например, в США «Ахатина» является настоящим национальным бедствием. Во Флориду как-то завезли несколько улиток, и всего за год они так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах. Для построения раковины улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов. С тех пор все «Ахатины», которые попадают в США, удостаиваются смертной казни, а за разведение этих улиток в неволе полагается 5 лет тюрьмы.

Первыми удивительное свойства улиток открыли разведчики этих моллюсков. Они обратили внимание на то, что любые царапины и ссадины у них на руках очень быстро заживают. Оказалось, что в слизи улиток содержится натуральные компоненты, регенерирующие клетки. В Калифорнии «Ахатина» появилась в 1947 году, но калифорнийский климат оказался неподходящим для этого моллюска, привыкши к влажным местообитаниям тропиков.

Самое последние открытие произошло в области медицины. Улитку назвали донором мозгов, основываясь на положительных результатах тщательных исследований нейронов этих улиток, и в частности на том, что нейроны человека и нейроны улитки требуют одинаковый ионный состав среды.

1.2. Внутреннее строение и жизненный цикл улитки Ахатина

Улитки семейства «Ахатин» - это наземные легочные улитки. Они относятся к отряду «стебельчатоглазых». Это наиболее высокоорганизованные моллюски среди брюхоногих.

У них имеется пара втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза. Имеется еще пара коротких щупалец.

Раковина, покрывающая тело улитки, выполняет три основные функции:

1. Защита мягкого тела от механических повреждений во время передвижения.

2. Защита от внешних врагов.

3. Предохранение тела от высыхания.

Раковины «Ахатин» очень массивные и прочные. Такие прочные, что их употребляли на табачных плантациях в качестве утюгов для разглаживания табачных листьев.

Если «Ахатины» живут во влажной среде, то раковина у них более тонкая и прозрачная. В сухом и жарком климате раковина имеет толстые стенки и белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи.

В связи с наземным существованием у этих улиток хорошо развита подошва, по которым проходят волны сокращений. На подошве имеются две ножные железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности.

Кожа тела улитки морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое дополняет дыхание через легкие.

«Ахатины» также способны видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. Освещение они чувствуют не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. И очень яркий свет эти животные не любят.

Концевые вздутия щупалец отвечают за обоняние, или "химическое чувство". Кроме того, вся кожа передней поверхности тела, головы и переднего края ноги, вход в дыхательную полость обладают "химическим чувством". Реакция на химические запахи, такие как бензин, спирт, ацетон, происходит на расстоянии примерно 4 см. Гораздо тоньше обоняние на запах пищи. Дыню «Ахатины» "унюхают" за 0,5 метра, капусту - примерно на таком же расстоянии, а разлагающиеся остатки деревьев и листьев - на расстоянии до 2 метров.

Подошва и щупальца являются органами осязания.

Слух у «Ахатин» отсутствует совершенно. Даже если громко крикнуть или свиснуть в свисток, приоткрыв крышку террариума, улитки не пугаются и не меняют своего поведения. Они очень спокойны и не очень пугливы.

При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и тогда можно услышать шипение.

    1. Условия проживания жизни «Ахатины». Размножение.

Нам подарили улитку – гигантскую сухопутную «Ахатину». Сперва мы относились к этому «подарку» с подозрением, однако, когда увидели это чудо природы – то полностью в неё влюбились, но может ли улитка стать домашним животным?

Данное исследование проводилось в течении 4 месяцев (Октября-февраль).

«Ахатин» можно держать в террариуме. Закрывать нужно так, чтобы он не только хорошо проветривался, но и влажность в нем сохранялась постоянно.

На дне террариума должен быть грунт, в котором улитки смогли бы не только закапываться сами, но и откладывать яйца. Хватит слоя 5-7 см. этот грунт должен состоять из торфа, песка. Идеально подходит грунт «»Бегония».

Чистить террариум необходимо раз в 2 недели. Стенки протереть жесткой губкой без химических средств.

Если соблюдать не настолько трудные правила то «Ахитины», в таких условия вырастают очень быстро.

Её раковина может достигать 25 см, а тело – 30 см. Кожа «Ахатин» пупырчатая, в морщинках. Раковина массивная. Дыхание кожное, жабры отсутствуют. Рожки маленькие (две пары), служат как органы осязания. На концах первой пары расположены глаза. Живут «Ахатины» до 5-6 и даже 10 лет. «Ахатины» – всеядные, непривередливые и при обилии корма и кальция могут достигать огромных размеров. Поедают гниющую растительность, падаль, грибы, водоросли, кору цитрусовых. В её рационе более 500 различных видов растений, включая овощи, бобы, тыквы, дыни, картофель, лук и т.д.

«Ахатина» активна как днём, так и ночью. При отсутствии корма и снижении влажности, закапывается в землю и впадает в спячку. Устье закупоривается плёнкой из слизи. Во время спячки «Ахатина» теряет до 60% собственного веса.

«Ахатина» – гермафродиты. При размножении каждая особь может играть роль и самца и самки. Две улитки сначала тщательно ощупывают друг друга, что является любовной игрой, а за тем плотно прижимаются подошвами. Происходит обмен половыми клетками. Яйца имеют запах питательных веществ и покрыты питательной оболочкой. Яйца белые или желтые, по форме напоминают куриные. «Ахатины» откладывают яйца кучками по 50-150 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь. Новорожденные «Ахатины» достигают в длину до 3-5 мм. Раковины прозрачные. Растут быстро: в месяц они вырастают до 10мм. А через 1,5 месяца они становится взрослыми особями.

У Ахитин также есть враги: ежи, мыши, насекомые (красотел, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Ахатины в природе играют полезную роль. Они поедают разлагающиеся остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками. Они даже могут «убрать» гниющие деревья.

    1. Видовое разнообразие

К Ахатинам относят такие виды:

· Ахатина фулика (Achatina fulica)

· Обыкновенная ахатина (Achatina achatina)

· Сетчатая ахатина (Achatina reticulata)

· Ахатина альбопикта (Achatina albopicta)

Африканская тропическая улитка
гигантская африканская улитка
(Achatina fulica )

Ахатина фулика - самый популярный вид, распространен по всей Африке к югу от Сахары. Первоначальное распространение - Восточная Африка (Кения, Танзания). В дальнейшем завезены и осели на юге Эфиопии, в южной части Сомали, на севере Мозамбика, на Мадагаскаре, в Маврикии, на Сейшельских островах, в Марокко, в Гане.

Окраска ноги и раковины разнообразная, так же как и размер. Существуют фулики у которых раковина во взрослом состоянии достигает 10 - 14 см и даже были случаи до 20 см в неволе. Размер раковины зависит от происхождения (источника природного обитания) и от содержания. Если улиток после полового созревания содержать отдельно или с другими видами исключая размножение, то раковина может продолжать расти больше, чем у размножающейся улитки, т.к. кальций пойдет в рост, а не на формирование яиц.

Быстроразмножающийся вид. Размер кладки до 300 яиц размером 3 - 6 мм белого или желтоватого цвета. В неволе живут 4 - 6 лет.

Неприхотливы, всеядны. Оптимальная температура содержания 24 - 26С, не любят переувлажнение.

Обыкновенная ахатина
(ахатина ахатина)
(Achatina achatina )

Ахатина ахатина - самый большой и интересный вид наземной улитки. Этому виду характерен необычный хвост, не присущий не одному виду ахатин.

Температура содержания - 27 - 30С.

Растут медленнее, чем ахатины фулика и половозрелыми становятся после двух лет, а иногда и трех лет. Кладка может содержать от 30 до 300 яиц длиной 8,0 - 8,7 и шириной 6,5 - 7,0 мм. Самый крупный экземпляр был обнаружен в Сьерра - Леоне в 1976 году. Длина раковины составляла 275 мм, а ноги - 375 мм.

Окраска раковины разнообразна, в зависимости от подвида и места излова. Фон может быть от светло-желтого до оранжевого, полосы могут быть ровными или ломаными, толстыми или тонкими, размытыми, черными или коричневыми. Существует подвид тигра с желтой раковиной вообще без полос. Цвет ноги у пойманных особей из дикой природы насыщенно угольно-черный, но в домашних условиях нога светлеет.

Распространение: Сьерра-Леоне, Либерия, Кот - д" Ивуар, Того, Дагомея, Гана, Нигерия.

В неволе размножаются неохотно, а в тропиках из-за вырубки лесов и сбора улиток для пищи за 10-15 лет их количество значительно сократилось. В Гане и в других местах Западной Африки обыкновенная ахатина до сих пор считается ценным мясом и употребляется в пищу,

Продолжительность жизни - до 10 лет.

Сетчатая ахатина
(Achatina reticulata )

Ахатина ретикулята - одна из крупных быстрорастущих улиток. Уже к 4 - 5 месяцам её раковина достигает 14 - 15 см длиной, а во взрослом состоянии длина раковины в среднем составляет 18 - 20 см. .

Раковина мраморная, с возрастом становиться ребристой. Фон – от светло-бежевого, почти серого, до коричневого. Рисунок - полосы или точки. Оригинально окрашена нога. Чаще всего голова и шея темного - коричневого или почти черного цвета, а "крылья" ноги светлые. Это делает сетчатую ахатину очень эффектной.

Половозрелой становится около 1 года. Количество яиц в кладке - до 300 шт. Родина - Восточная Африка (Занзибар). Неприхотлива, всеядна. Оптимальная температура содержания 25 - 27С.

Ахатина альбопикта
(Achatina albopicta)

Ахатина альбопикта внешне похожа на Ахатину ретикуляту. Такая же мраморная, но менее ребристая раковина. С возрастом самый большой виток темнеет и становится почти однотонным, апекс (кончик) становится розовым. Ножка толстая, мягкая, не очень темная, больше похожа на ножку ахатины глутинозы. Цвет колумелы – белый или светло-желтый.

Ахатины альбопикты неприхотливы, хорошо растут и размножаются в неволе. Кладка до 300 яиц.

Родина: Юго - Восток Африки: Кения, Танзания.

Размеры взрослой особи: 15-16 см. Температура содержания: 26-29С

Влажность: 80-90%. Оптимальная температура для нормального роста и размножения -28С.

2. Анкетирование учащихся.

Изучив информационные источники об улитке, мы провели анкетирование среди учащихся и прохожих, чтобы узнать у многих ли людей экзотических животных.

В исследовании было опрошено около 30 человек. Мы задавали им следующие вопросы:

    Слышали вы о такой улитке «Ахатина?»

    Имеются ли у вас дома экзотические животные?

    Хотелось бы иметь таковых?

    Знакомы ли вы с правилами содержания экзотических животных?

    Как вы считаете почему возникла мода на содержание экзотических животных?

    Если бы вам предложили завести улитку «Ахатину», вы бы согласились?

    Знаете ли вы, чем питаются улитки «Ахатины»?

    Знакомы ли вы с условием жизни и содержания экзотических животных?

    Считает ли вы что улитку «Ахатина» можно назвать домашним экзотическим животных?

Результаты анкетирования представлены в диаграмме.

Можно сделать вывод, что об улитке «Ахатине» знают очень мало людей и очень мало у кого есть экзотических животных (черепахи, ёжики, рыбки). Но все таки улитка «Ахатина» может быть домашним животным, но ни кто не решается приобрести такое экзотическое животное.

3. Практическая часть.

3.1. Эксперимент. Проведение опытов в домашних условия.

Мы провели несколько опытов с экзотическим животным:

    Размер улиток за определенное время;

    Размножение улиток;

    Чем питаются улитки;

    Как питание реагирует на цвет раковины улитки;

    Какую воду предпочитают улитки.

Опыт №1

Цель : Измерить улитку и доказать, что она достигает гигантских размеров.

Из энциклопедий о животных мы узнали, что родина улитки – восточная Африка, это – самый крупный представитель сухопутных моллюсков.

Наша улитка Жужжа ещё «маленькая», она длинной всего 16 см, а высота раковины почти 8 см, ведь ей только 1 год

Вывод : наша улитка за 1 год выросла на 16см

Опыт №2

Цель : Доказать что улитка очень плодовиты

Улитки появляются из яиц. При разведении Ахатин, судя по всему, нет вообще ни каких проблем, только зависит от температуры и влажности в террариуме. Одна Ахатина может отложить до 200 икринок-яиц, из которых могут выжить все или только примерно половина. Зависит от условий. Жужжа отложила приблизительно 250 яиц, она хорошая мама и навещала своих детей, периодически перемешивала их. И вот однажды из яиц появились все 250 ребёнка.

Вывод : из кладки яиц выводятся все или половина улиток в зависимости от условий. А через 1,5 месяца молодь становится взрослой. Наши дети тоже быстро подросли. Но мы не в силах их всех содержать поэтому подарили в зоомагазин.


Опыт №3

Цель : Узнать чем питаются улитки.

Кушают Аатины практически всё, что дают. Мы давали овощи, фрукты, кашу, грибы, мясо, рыбу. Не брезгуют различными огрызками объедками. Ахатину практически не возможно перекормить – улитка сама перестаёт есть, когда насытится. Кормить Ахатину достаточно один раз в день, а взрослую – и того реже: пару раз в неделю.

Вывод : Наша Жужжа предпочитает овощи (особенно огурцы) и бумагу.


Опыт № 4

Цель : Доказать, что улитки реагируют на красители.

Интересно, что наша улитка очень любит бумагу, причём только белую, мы давали бумагу других цветов, но попробовав её, улитки прятались в раковину и мы поняли, что она «невкусная» для нашей Жужжи.

Вывод : Улитки реагируют на красители.

Опыт № 5

Цель : Доказать какую воду любят наши улитки

Наши улитки очень любят купаться под краном. Особенно наша жужжа, когда мы включали холодную воду то они прятались в раковину, а когда включили тепленькую воду то они все вылезли из раковин. А Жужжа очень сильно любит купаться она даже тянется к струе воды.

Вывод : улитки любят теплую воду.

3.2. Общий выводы по опытам

Ахатина – идеальный объект для биологических исследований. Они узнают своего хозяина, крайне неприхотливы, не имеют запаха и не вызывают аллергии.

Данная работа имеет практическую значимость т.к. проведенные исследования показали:

1. Подобранные мной условия содержания стимулировали очень высокую скорость роста для представителей данного рода улиток в нашем климате. Материалы интернет-сайтов содержат информацию о том, что самая большая улитка в России весит около 230 граммов, ее возраст – 10 лет. Большая из моих исследуемых улиток возрасте 12 месяцев весила уже 180 г, а длина ее раковины 8см.

2. Размножение сильно замедляет скорость роста. Та из двух улиток, которая играла роль самки (Жужжа) и откладывала 2раза яйца приблизительно по 120 – 180 шт., сильно отстала в росте от других улиток. По измерениям, произведенным 20 октября 2015 г. самка весила 95 г, и длина ее раковины составляла всего 35 мм.

3. При исследовании влияния цвета пищи на окраску и фактуру раковины, выяснили, что улитки, питавшиеся только зелеными кормами, достигли меньших размеров, чем те группы, которые поедали только красные корма. Интересно, что улитки, питавшиеся смешанными кормами, имеют в среднем самые большие размеры раковин, однако статистически они не отличаются от группы улиток, питавшихся красными кормами. Масса тела у улиток всех трех групп статистически не различается, хотя тенденция увеличения массы тела от «зеленой» группы к «смешанной» хорошо выражена. У улиток, поедающие «красные» продукты, раковины была гладкой и темно коричневой без полос, а у улиток «смешанного» питания раковина бугристая, с белыми полосками.

4. При выращивании улиток при разной плотности посадки в террариумах было установлено, что при низкой плотности улитки растут значительно лучше и достигают статистически достоверно больших размеров, включая и массу тела. Длина раковины улиток, содержащихся в комфортных условиях составляла от 61 до 69 мм, а вес 30-34 г., длина же улиток «тесных условий проживания» составляла до 60 мм, и вес был намного ниже. Поэтому можно считать, что фактор плотности влияет на рост улиток сильнее, чем тип и разнообразие кормов.

5. Мне удалось установить воздействие температурного и светового факторов на поведение, улиток привлекает желтый цвет. Реакция же на другие цвета была незначительной, но улитки уползали в сторону от синего и фиолетово цвета. Данные факты можно применять при выращивании овощных культур, так как брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству. Можно просто огородить свой участок фиолетовой пленкой по периметру, и улитки не будут заползать, и наносить вред. При действии химическим раздражителем (сок алоэ) улитки стараются избежать влияния вещества и уползают в сторону.

6. Опыт по изучению влияния водной табачной вытяжки разной концентрации показал, что наибольшее количество погибших моллюсков наблюдалось в контейнере после последнего опрыскивания, где концентрация вредного вещества наиболее высокая. Это можно объяснить создавшейся стрессовой ситуацией, вызванной резким прекращением поступления токсинов, к которым возможно уже моллюски адаптировались. Содержание никотина в среде обитания моллюсков значительно снижает продолжительность их жизни. А данный опыт можно использовать для привлечения внимания курящих подростков, доказывая, что никотин приводит к снижению продолжительности жизни. Так как Ахатины - это биоиндикаторы, реагирующие на загрязнение окружающей среды, поэтому их также можно использовать для определения степени загрязненности природы.

7. Все выполненные мною опыты показывают, что содержание и уход за улитками, действие не только химических раздражителей, но и загрязнения влияют на скорость роста, на поведение и изменчивость размеров и окраски африканских тропических улиток Ахатина.

Заключение

В условиях неволи Ахатины живут 9-10 лет - т. е., и в этом плане они не уступают другим домашним животным. Кроме этого, Ахатины не кусаются.

Таким образом, Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, крайне неприхотливы, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают .

Ахатины - это действительно хорошие домашние животные, привыкают к человеку, различают "своих" и "чужих". Они очень интересны, неприхотливы и не вызывают аллергии.

Кроме всего прочего доказано, что содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему!

Улитки вообще и Ахатины в частности - прекрасный и доступный объект наблюдений за животными в неволе. Они совсем не так примитивны, как это может показаться на первый взгляд. Хотя их нервная система устроена достаточно просто, улитки способны к обучению.

Библиография

1 . Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. – С. 100 – 101. – (Мир животных)

2. Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 458.

3. Краснова И. «Гигантские улитки ахатины» (2006г.)

4. Жизнь животных. Т.2. - М.:Просвещение, 1968 г.

5. Интернет сайты

ЮЛИЯ БУРЦЕВА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Павловский детский сад общеразвивающего вида №5»

МКДОУ №5___

Проект

«Почему улитка никогда не выходит из своего домика?»

Воспитатели 1 младшей

Группы Б :

Бурцева Ю. Н.

Третьякова В. А

дети и родители

Павловск 2014г.

Паспорт проекта

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный

Цели :

Педагогическая : Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Детская : Узнать, может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Целевая группа : дети, родители, воспитатели младшей «Б» группы;

Место реализации проекта : МКДОУ №5, младшая группа «Б» ;

Партнёры проекта : воспитатели, музыкальный руководитель.

История создания проекта : Во время дидактической игры дети моей группы задали мне вопрос, который и стал названием моего проекта Почему улитка никогда не выходит из своего домика?

Гипотеза исследования : Если улитка выйдет из домика , то она может погибнуть.

Цель : (Педагогическая) Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Цель : (Детская) Узнать может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Помочь детям освоить разные способы поиска информации

* Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Прогнозируемые результаты :

Дошкольники приобретут опыт исследовательской деятельности;

Полученные из разных источников сведения, помогут детям пополнить свои знания о улитках ;

Выставка рисунков «Домик для улитки »

Выставка поделок «Лепим улитку »

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (04.11.14-08.11.14)

Ситуация общения с детьми : «Зачем улитке домик

Цель : Выяснить начальное представление детей о улитке и заинтересованность проблемой.

Создание проблемной ситуации : «Письмо от улитки » .

Чтение художественной.

Поиск информации.

Практический (исследовательский) этап : (09.11.14-17.11.14)

Рассматривание иллюстраций о улитках , чтение познавательной литературы;

Просмотр мультфильма, беседа с детьми о просмотренном мультфильме;

Игры : «Разрезные картинки» , «Угадай по описанию» , «Загадки» ;

Заучивание стихотворения «Улитка »

Продуктивная деятельность : «Лепим улитку »

Рисование на тему : «Домик для улитки

Чтение сказок : «Сказка про улитку » , «Сказка про улитку и кузнечика »

Заключительный этап : (18.11.14-22.11.14)

Оформление выставки рисунков : «Домик для улитки » ;

Оформление выставки поделок : «Лепим улитку » ;

Оформление партфолио проекта ;

Мероприятия по реализации проекта

№ п/п Мероприятия

Сроки Ответственные

1. Диагностика начальных представлений детей о улитках и выяснение заинтересованности проблемой.

04.11.14-08.11.14 Воспитатели

2. Сбор информации :

Чтение художественной и познавательной литературы;

Поиск информации в сети Интернет

08.11.14 – 10.11.14 Воспитатели, родители, дети

3. Просмотр мультфильма

«Домик для улитки » 11.11.14 Воспитатели, родители

4. Экскурсия в живой уголок : «В гости к улитке »

15.11.14 Воспитатели

5. Рисование на тему : «Домик для улитки »

18.11 – 20.11 Дети и родители

6. Продуктивная деятельность «Лепим улитку »

20.11.14 Дети, воспитатели, родители

7. Презентация результатов деятельности :

Оформление выставки поделок «Лепим улитку »

Оформление партфолио проекта

20.11 -22.11. 14 Воспитатели, родители

Вывод :

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что улитка действительно никогда не выходит из своего домика. В домике она прячется от врагов : ежей, мышей, лягушек, птиц, ящериц. Если у улитки не будет домика , то она погибнет. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Приложение 1

УЛИТКА

Улитка медленно ползет ,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несет

Свой домик на себе.

Ей тяжело его носить

Нельзя его ей снять!

Улитке нужно где-то жить ,

Ей нужно где-то спать!

Зато туда никто чужой

Не проберется никогда!

И охраняет домик свой

Улитка хорошо всегда !

У улитки в воскресенье

Будет праздник – день Рожденья!

Только вот беда-то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

Приложение 2

Загадки про улитку

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

(Улитка )

Это кто, раздвинув рожки

Проползает по дорожке?

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая.

(Улитка )

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой,

Домик свой несёт.

(Улитка )

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Улитка )

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Круглый домик.

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,

Он по травке сам ползет!

(Улитка )

По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко -

Рожки спрятались опять.

(Улитка )

Приложение 4

Поделки детей

Приложение 5

Помощь родителей в подборе информации о улитках

Улитка Ахатина

IV районной конференции исследовательских работ и творческих

проектов «Первый шаг в науку»

Творческий проект

«Улитка Ахатина - кто ты?»

с. Юргинское, 2017

Введение………………………………………………………………………..3

Особенности жизни улитки Ахатина………………………………………....5

Вредители или полезные животные…………………………………..............6

Практическая работа…………………………………………………………...7

Положительные стороны содержания улиток………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………....12

ВВЕДЕНИЕ

Очень многим детям хочется иметь в доме какое-нибудь животное. Общение с братьями нашими меньшими, безусловно, полезно для человека, особенно для нас детей, ведь так мы учимся заботиться о ком-то, брать на себя ответственность. И дети, и взрослые становятся общительнее и добрее, если у них есть домашние животные. Хотя бывают трудности по их уходу, кормлению и разведению. А некоторые люди не могут завести домашних животных из-за аллергии на шерсть животных.

Перед нами встала проблема, как найти такого питомца, который бы подходил для современных условий проживания. Это и обуславливает актуальность исследования.

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных. Мне бабушка подарила пару улиток . Все они были разных размеров, цвета и ползали с разной скоростью. Но про их содержание мы знали очень мало, поэтому решили узнать побольше об улитках Аханины и как за ними ухаживать.

Гипотеза исследования: действительно ли улитка-ахатина является идеальным домашним питомцем.

В ходе сбора информации мы заинтересовались улитками и решили организовать наблюдение за наиболее ярким представителем сухопутных моллюсков - улиткой ахатиной.

Цель: изучить особенности содержания улиток - ахатин в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить, что представляет собой улитка, ее внешний вид на примере улитки Ахатина.

2. Узнать правила содержания и ухода за улитками.

3. Познакомится с образом жизни и кормления улитки.

Методы исследования:

  1. Работа в интернете с родителями
  2. Чтение книг, энциклопедий о данных животных.
  3. Наблюдение за улитками

Объект исследования – домашняя улитка ахатина.
Предмет исследования – особенности жизнедеятельности ахатины.

Особенности жизни улитки Ахатина

Гигантская улитка Ахатина - самый крупный сухопутный моллюск, который может вырасти до 30 см. Несмотря на свои размеры, двигаются гигантские африканские улитки крайне медленно - со скоростью 1 см в минуту.

Родиной улитки является Африка . В дальнейшем она была завезена человеком во многие страны мира.

Раковина имеет форму конуса, может быть закручена как по часовой, так и против часовой стрелки. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от питания моллюска (цвета пищи) и других условий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков коричневого и черного.

Ахатины питаются продуктами растительного происхождения, предпочитая мягкие или разлагающиеся части растений. Пищевые предпочтения меняются с возрастом: молодые особи (размером до 30 мм) предпочитают живые растения, более старые - мёртвые гниющие растительные остатки. Рекомендовано кормить в домашних условиях огурцами, кабачками, и пр. мягкими овощами. Для построения панциря улиткам требуется кальций, нужно добавлять в рацион яичную скорлупу и мел.

Употребление поваренной соли - смертельно, как и для других моллюсков.

При наступлении неблагоприятных условий: отсутствии воды, еды или наступлении холодов, улитки могут впасть в спячку продолжительностью до 12 месяцев.

Вредители или полезные животные

В США Ахатина была признана национальным бедствием. Попало как-то во Флориду несколько улиток, и за год они так размножились, что уничтожили в штате посевы, кору на деревьях, штукатурку на домах (чтобы строить ракушку, улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов.) С тех пор ахатин, которые попадают в США, ожидает смертная казнь, а осмелившихся завести этих животных - 5 лет тюрьмы.

Учитывая свойства ахатин регенерировать клетки, в Японии используют улиток в качестве естественных массажоров. Предварительно устраивают улитке под краном «душ», очищают кожу тела от косметики и протирают молоком. Затем пускают по нему поползать улитку.

В Чили изобрели омолаживающий крем, основанный на слизи улитки ахатины. Кроме того исследования показали, что препараты из улиток помогают при лечении коклюша, бронхита и помогают нейтрализовать побочное действие антибиотиков. Во Франции и в Германии улитки используются при изготовлении косметики, а в Бразилии проводятся исследования по использованию слизи улиток для лечения шрамов и язв.

Греки знали о том, что улитки съедобны, вкусны и питательны еще в древности. Ими они украшали свои праздничные столы. Древние римляне держали улиток в специальных улиточных садах и откармливали улиток, взятых из природы, ароматическими травами.

Во Франции улитки называются Бургундскими, и они стали национальным блюдом.

Практическая работа

1. Проживание.

Раз в три дня мы делаем генеральную уборку в террариуме: моем стенки террариума, меняем грунт и опилки на свежие, заменяем еду.

Кормление. Опыт по кормлению улиток.

Я провела эксперимент , какую еду, улитки охотнее едят. Каждый раз после уборки я давала им другой продукт и наблюдала за улитками.

1 улитка

2 улитка

3 улитка

Груша

Помидор

Капуста

Огурец

++ Очень охотно едят - Неохотно едят

Охотно едят -- Совсем не едят

Вывод: Особенно улиткам понравился огурец, его ели охотно все улитки. И отказались, есть капусту, она им не понравилась.

Органы чувств Ахатинских улиток .

Опыт 1. Реакция на свет.

Пара глаз позволяет различать свет. Ахатинские улитки способны видеть на расстоянии 1см. Освещение они чувствуют всем телом, так как на нем есть светочувствительные клетки.

Я включила настольную лампу, улитки спрятались в раковины-домики

Вывод : светочувствительные клетки быстро среагировали на свет. Улитки не любят яркого слепящего прямого света.

Опыт 2. Реакция на звук.

На крик, свист или другой шум улитки не реагируют, а если на них подуть, то отворачиваются.

Вывод : улитки абсолютно глухие, но реагируют на вибрацию воздуха.

Опыт 3. Пища.

Питаются улитки при помощи «язычка-терки», на котором расположены 25 тысяч мелких зубов. Он такой же шершавый как у кошки. Это позволяет улитке есть твердую пищу – морковь, капусту, грызть мел.

Вывод : основные блюда – овощи; моим улиткам не нравится капуста.

1. Улиток можно содержать в аквариуме, террариуме или пластиковом контейнере, но обязательно с крышкой. Крышка нужна, чтобы улитки не сбежали, и для сохранения высокой влажности в террариуме. В крышке должны быть отверстия для вентиляции.

4. Миска для еды должна быть нежесткая. Например, можно использовать кусочек капусты или салата. Никакой керамики, стекла и пр. в террариуме быть НЕ должно. Улитка может упасть и разбить себе раковину об твердые предметы.

5.


- трава посевная для кошек
- кокосовая скорлупа

Положительные стороны содержания улиток

На основе наблюдений я сделала выводы, что можно содержать улиток в качестве домашнего животного, так как:

  • не требует ежедневных прогулок
  • не шумит
  • не пахнет
  • не пачкает мебель и одежду шерстью
  • ест практически все
  • не требует частого, сложного или дорогого ухода
  • не занимает много места
  • не кусается и не царапается
  • улитку можно взять с собой в отпуск или оставить одну на некоторое время
  • не вызывает аллергии
  • долго живет и практически не болеет

Заключение

При проведении исследования мною была собрана информация из различных источников об особенностях жизни и условиях содержания Ахатинских улиток в дома. Данные я получила из книг, справочников, энциклопедий, статей Интернета, личного опыта.

Моя гипотеза, возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатинских улиток, в качестве домашних животных, подтвердилась.

При проведении опытов убедилась в правильности ухода за моллюсками.

Пришла к выводу, что улитку Ахатину можно содержать в качестве домашнего животного, не испытывая трудностей при её содержании.

Список литературы

1. Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 458.

2. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С. 45.

1. Улиток можно содержать в аквариуме, террариуме или пластиковом контейнере, но обязательно с крышкой. Крышка нужна, чтобы улитки не сбежали, и для сохранения высокой влажности в террариуме. В крышке должны быть отверстия для вентиляции.

2. Свет в террариуме улиткам не нужен. Его можно включать только, чтоб понаблюдать за улитками. Кстати, улиток не стоит держать на подоконнике: солнце может очень сильно нагреть террариум, а сквозняк от окна может их приморозить.


3. В качестве грунта можно использовать землю или кокосовый субстрат. Толщина грунта должна быть такой, чтоб улитка могла полностью в него зарыться.


4. Миска для еды должна быть не жесткая. Например, можно использовать кусочек капусты или салата. Никакой керамики, стекла и пр. в террариуме быть НЕ должно. Улитка может упасть и разбить себе раковину об твердые предметы.


5. В качестве украшений для террариума можно использовать:
- мох сфагнум (продается в цветочных магазинах)
- коряги (из зоомагазина или из леса после тщательной обработки)
- трава посевная для кошек
- кокосовая скорлупа
НИКАКИХ камней, стекла, керамики!!!


6. Губка для мытья террариума должна быть отдельная. От любых химических моющих средств улитки получают страшные ожоги! Террариум и миски моются просто горячей водой, можно использовать соду (ее тщательно смывать!)

Опыт 2. Органы чувств Ахатинских улиток

Положительные стороны содержания улиток

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники конференции, Вашему вниманию предаставляю свою работу