Разработка классного часа в форме тренинга «Сплочение классного коллектива. Тренинговое занятие для младших школьников

Цель: дать понятие основной нравственной категории “Уважение”, формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Введение:

1. Прослушивание спокойной музыки.

2. Провести беседу об уважении.

Учащимся задается вопрос: Что значит проявлять уважение к людям?

Учащиеся высказывают свое мнение аргументировано, доказывая свою точку зрения.

Психолог обобщая высказывания детей делает вывод: Проявлять уважение к людям - значит чтить их и соблюдать их права. Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Лучший способ научиться уважать людей - это задуматься о том, какого отношения ты ждешь к себе.

3. Проверочный тест “Шаги к успеху”

Дети должны ответить “да” или “нет”: проявляет ли человек уважение, который...?

а. Прислушивается к советам старших
б. Подчиняется правилам школы
в. Не перебивает во время разговора
г. Грубо отвечает своей маме
д. Спорит со взрослыми
е. В своей речи использует вежливые слова

Основная часть

1. Рассказ истории: “Старый дед и внучек” (Л.Н. Толстой)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет. И сказала, что теперь она будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет, что-то слаживает. Отец спросил:

Что это ты делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить.

Муж и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. И стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

2. Разрешение нравственных ситуаций

Спросите, как дети поступят в той или иной ситуации:

а. Во время Тренинга тебе очень хочется поговорить с другом. Если ты проявляешь уважение к учителю, как ты поступишь?
б. У твоей мамы очень важный разговор с подругой. Тебе тоже хочется поговорить с мамой. Если ты проявляешь к ним уважение, как ты поступишь?
в. У тебя на глазах оскорбили твоего одноклассника. Если ты проявляешь к нему уважение. что ты сделаешь?

3. Игра “Созвучие”

Двое детей, став спиной друг к другу, по сигналу учителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг друга, т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

4. Игра “Один и вместе”

Цели: В ходе этого упражнения дети получают опыт как индивидуальной, так и совместной работы. Сначала каждому предоставляется возможность на своем краю листа нарисовать что-нибудь свое. Затем партнеры обсуждают, что они хотят вместе нарисовать посередине. Затем они вместе реализуют эту совместную идею. Это упражнение - отличное начало для детей, которые еще недостаточно привыкли к совместной работе.

Материалы: Для каждой пары детей большой лист бумаги (формат A4) и цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: Подумайте, с кем из класса вам уже доводилось что-нибудь делать вместе... Не произносите ответа вслух... А теперь подумайте, с кем из класса вы до сих пор вообще ничего вместе не делали, либо это было очень редко... Сейчас вам будет нужно вместе с партнером нарисовать рисунок. Решайте сами, хотите ли вы, что бы вашим партнером стал тот, с кем вы уже сотрудничали раньше, или же вы хотите попробовать, как у вас пойдет совместная работа с учеником, с которым вы еще не сотрудничали...

Теперь разбейтесь на пары так, как вы решили….

Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги. Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете нарисовать на своем краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас пять минут времени.

А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа. Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У есть две минуты, чтобы спланировать будущий рисунок.

Можете начать совместно рисовать в центре своего листа. Если хотите разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь придти к решению, которое устроит вас обоих, чтобы дальнейшее рисование доставило удовольствие каждому из вас. У вас на это десять минут.

После этого пусть каждая мини-команда представит свои результаты классу.

Анализ упражнения:

Легко ли было для тебя рисовать вместе со своим партнером?

Доволен ли ты вашим совместным произведением?

Что тебе понравилось больше: сотрудничество с партнером или твоя собственная, ндивидуальная работа? А что было труднее?

Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнером? Почемуты так думаешь?

Заключительная часть

Размышление над цитатами:

“Уважение – это одеяние, которое, подходит всем, и старым, и молодым”.

“Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали”.

Домашнее задание: вместе с родителями или другими членами семьи выучить цитату Тренинга.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Самоуважение и уважение к другим

Конспект психологического тренинга для подростков

«Самоуважение и уважение к другим»


Цель : формировать позитивную Я-концепцию, развить эмпатию в межличностных отношениях.

Материал: плакаты с фразами «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением» и «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим»; плакат с позитивными качествами; «звёздочки» по количеству участников; зеркало.

Ход занятия:

Упражнение 1. «Я горжусь».

Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».

Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).

Упражнение 2. «Звезда самоуважения».

На доске вывешивается плакат с позитивными качествами. Учащимся предлагается, опираясь на эти качества, изобразить звезду своего самоуважения следующим образом. Выбрать из списка качества, которые находят у себя, и записать их на лучиках звездочек, которые им раздаются. Звезду можно каким-либо способом украсить.

На плакате могут быть указаны следующие качества: активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать, тру­долюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать.

Упражнение 3. «Волшебное зеркало».

Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Упражнение 4. «За что я уважаю…»

Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

Ведущий говорит подросткам, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника. Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участника тренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.

Упражнение 5. «Портрет»

Ведущий просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем, присутствуют ли они в них самих. Можно «нарисовать» устный «портрет» сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Упражнение 6. «Подумай»

Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).

Похожие рефераты:

Необходимость повышения коммуникативных навыков у учащихся в обучении. Основные знания о структуре общения. Умения различать виды общения (деловое, дружеское). Содержание и этапы реализации программы тренинга. Методы и средства оценки результативности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ 3 группа Ласковый Александр Васильевич ДОМАШНИЙ АДРЕС: Оренбургская обл. п.Пригородный ул.Буровиков д.6 Вариант I: Глава I

Актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков. Ассертивность как способность человека уверенно, с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Характерные признаки уверенного поведения подростка.

Примеры использования наглядного материала для развития у дошкольников логического мышления и мелкой моторики рук. Задания для тренировки памяти. Упражнения на формирование внимания. Задания для развития речи, словесно-логического мышления у детей.

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова факультет психологии Отчет по итогам первого занятия заключительной части спецпрактикума по психосоматике

Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Составление программы обучающего корпоративного тренинга "Сплочение поликультурного коллектива международной компании" - из важнейших процессов в становлении профессионального коллектива.

Тренинг общения с целью развития коммуникативной компетенции. Цель данного тренинга: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.

Тема: «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ». Цели: выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе. Количество занятий Количество участников:

Обучение участников группы правилам тренинга и особенностям этой формы общения. Цель: помочь понять свой внутренний мир, увидеть себя глазами окружающих, овладеть основными приёмами эффективного общения, научиться ставить перед собой цели и добиваться их.

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью ею. Копмлекс упражнений.

Разработка программы по формированию высших психических функций и развитию творческого потенциала у школьников, имеющих трудности в обучении. В процессе реализации занятий тренируется ассоциативное восприятие, внимание, повышается самооценка детей.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ ОЦП 3 группа Ласковый Алексей Васильевич ДОМАШНИЙ АДРЕС: г.Оренбург, ул.Чкалова, д.32, кв.52 ВАРИАНТ II Глава I Упражнение 15.2.

Использование позитивного влияния различных факторов окружающей среды на человека в психотерапии и как, используя экологические понятия, можно выразить эмоции. Разработка психотерапевтических методик, приемов, техник; апробация этих методов и внедрение.

Формирование понятия "дружба" и представления о качествах необходимых в дружбе, умение находить друзей. Развитие навыков социальной перцепции, уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Формирование доброжелательных отношений в группе.

Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

Проблема агрессивности как одна из самых значительных проблем современной психологии. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют ущерб другому человеку. Формы выражения агрессии в младшем школьном возрасте: физическая, вербальная и косвенная.

Понятие и принципы психологической коррекции. Описание и характеристика каждого этапа и занятий по психокоррекционной программе, призванной развивать чувство эмпатии, защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия у агрессивных детей.

Цель психологических тренингов. Осознание и вербализация проблемы. Правила работы в группе. Построение занятий, предлагаемые упражнения по развитию адекватного представления о себе, обучению навыкам уверенного поведения, работе с "внутренним ребенком".

Цель: Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений, развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Человек живет среди людей. И от того умеем ли мы общаться, иногда зависит многое в жизни, умеем ли мы прощать.

Что означает термин «прощение»?-

-

Упражнение «Прости меня»

«Прости меня, что я……..» -Как ты поступишь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг по теме: "Учись дружить" (7-8 класс)

Оборудование: 2 мяча, бланки «Из-за чего возникаю чаще всего ссоры» .

Компьютер Презентация. Музыкальное сопровождение «Если добрый друг…»

Ход беседы

Цель: Познакомить учащихся с кодексом дружбы . Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

  1. Знакомство : Назвать своё имя и рассказать немного о себе:

--“Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”

Цели:

Создание в группе доверительных отношений.

Формирование у детей положительного отношения друг к другу.

Повышение самооценки детей.

Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

(2 мяча с разных сторон через одного)

“В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается . И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться ”.

2. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

-“ сейчас поменяются местами все те, у кого…”.

Есть настоящий друг,

Кто имеет просто приятеля,

Кто считает себя хорошим другом,

Кто уверен, что не бросит своего друга в беде,

Кто с удовольствием идет утром в школу,

Кто не забывает здороваться с учителями,

Кто общается с одноклассниками по имени,

Кто замечает отсутствующих в классе,

ТАК МЫ УЗНАЛИ ПОБОЛЬШЕ О ВАС.

  1. Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

Сколько у человека может быть настоящих друзей?

АНТОНИМ СЛОВА ДРУЖБА – (вражда) она всегда рада заменить дружбу

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Выделить главные 3 качества, которыми должен обладать друг.

Запись этих 3-х качеств на доске.

Получается обобщенный портрет идеального друга.

Определите теперь, какими вы обладаете из них? каких недостает?

Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель : осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто… ”

Совместное обсуждение результатов.

  1. Дискуссия по кругу

Вопросы:

Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.

Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

6. Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”

“Дружба – понятие круглосуточное!”, - ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”

“Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

  1. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.

7. Психолог: Человек живет среди людей. И от того умеем ли мы общаться, иногда зависит многое в жизни, умеем ли мы прощать.

Что означает термин «прощение»?- забыть вину, обиду, освободить от обязательств, Человек может простить многое, но есть ситуации, когда простить сложно и невозможно.

Из-за чего возникают ссоры? (бланк)

- Что не можно простить в дружбе? (Подумать и назвать ситуацию, например…)

Почему именно этот поступок нельзя простить?

Еще какие ситуации у вас были?

Итог: У каждого человека не так много настоящих друзей, их нужно беречь!

Упражнение «Прости меня»

Подойти каждому ученику и по желанию выбрать апонента и попросить прощение

«Прости меня, что я……..»

Как ты поступишь?

8. Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Цели:

закрепление полученных знаний о дружбе,

формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания.

Что важно для дружбы:

Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

Защищать друг друга от обидчиков.

Придумывать вместе интересные игры.

Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

Угощать друг друга сладостями.

Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

Уметь уступать друг другу.

Часто ходить друг к другу в гости.

Говорить друг другу всегда только приятные слова.

Уметь делиться новостями.

Помогать друг другу.

Уметь слушать друг друга и понимать.

Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

Не ссориться друг с другом по пустякам.

Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

Правила дружбы

В заключение несколько полезных советов:

Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

В заключение: -желаю вам верных и хороших друзей!

Ритуал прощания! Отметить понравилась ли вам тема кл часа:

Да нет (Подчеркните) до свидания

ГБОУ СПО РХ «Техникум профессиональных

технологий, торговли и сервиса»

г. Черногорск

педагог-психолог: Ворошилова Анна Сергеевна

Тренинг «Уважение человека как важнейшая ценность культуры общения»

Цель: формирование ценностей общения через уважение к окружающим

Задачи:

1. Развивать представление об уважении и самоуважении.

2. Повышать социально-психологическую компетентность участников.

3.Формировать активную социальную позицию участников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, карточки с названиями позитивных качеств, «звезды», зеркало, мультимедийный проектор, доска.

Вступительное слово:

Притча об уважении

«Однажды наставник Пути сказал своим ученикам:

Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения.

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики учеников Шоу продолжают следовать этим советам.

Не в этом ли сила мудрого слова?»

Уважение к окружающим – сущность культуры поведения человека!

«Воспитанные люди, по моему мнению, – писал А. П. Чехов, – должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам, они душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
3. Они уважают чужую собственность.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать к себе сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ или вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты как знакомство со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на 100 рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.


Ход занятия:

Упражнение «Я горжусь».

Необходимые материалы: не требуются.

Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».

Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).

Упражнение «Звезда самоуважения».

Необходимые материалы: карточки с названиями позитивных качеств, «звезды», мультимедийный проектор, доска.

Каждой группе выдается набор карточек со следующими названиями качеств: активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать, тру­долюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать. Группа выбирает пять качеств, которые, по их мнению, важны для самоуважения. Затем представитель группы выходит к доске и прикрепляет на лучики своей звезды выбранные качества. Ведется обсуждение.

Упражнение «Волшебное зеркало».

Необходимые материалы: зеркало.

Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Упражнение «За что я уважаю…»

Необходимые материалы: не требуются.

Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

Ведущий говорит подросткам, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника. Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участника тренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.

Упражнение «Портрет»

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Ведущий просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем, присутствуют ли они в них самих. Можно нарисовать портрет сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Упражнение «Подумай»

Необходимые материалы: не требуются.

Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).


Рефлексия

Вывод : По – настоящему культурный человек не будет избирательно вежлив по отношению лишь к некоторым – к тем людям, от которых он зависит или кто занимает более высокий пост: он в равной мере внимателен ко всем. Он одинаково обходителен и любезен с окружающими и не позволит себе грубости, пошлости, бестактности по отношению к любому человеку.