Резонерское мышление.

Резонерство — тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству». Психологическая структура резонерского мышления раскрыта Т. И. Тепеницыной (1965, 1968, 1979). Автор обнаружила, что резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций. Оно обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Этот вариант личностной позиции больного определяется как чрезмерная потребность в «самовыражении» и «самоутверждении». Этим объясняются такие типичные черты резонерского мышления, как утрированная претенциозно-оценочная позиция больного, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие последнего способам доказательств и рассуждений, тенденция к «сверхобобщениям» по пустячному поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость). Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности. Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, олигофрениях и ряде органических поражений головного мозга. Об отличии эпилептического резонерства от шизофренического речь будет идти в соответствующем разделе книги. Однако и при шизофрении возможны различные варианты резонерского мышления. Э. А. Евлахова (1936) различала у больных шизофренией вычурный, манерно-резонерский и педантичный типы резонерства. Первый характеризуется преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорцией — тонкость, гиперестетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. Манерно-резонерское мышление характеризуется преобладанием «рассуждательства», переоценкой формальной стороны предмета обсуждения, малой содержательностью рассуждений, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. Педантичное резонерство отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утере чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся достаточно банальные суждения. Выделенные типы шизофренического резонерства Э. А. Евлахова не соотносила с особенностями течения болезни. Т. И. Тепеницына (1979) отмечает, что при выраженном дефектном состоянии шизофреническое резонерство меняется — на первый план выступает не столько искажение, сколько обеднение и уплощение эмоциональной сферы, резонерские рассуждения приобретают характер штампов-автоматизмов, утративших смысловую содержательную сторону. Эти наблюдения совпадают и с нашими (В. М. Блейхер, 1980)—резонерство при небольшой давности заболевания отличается сравнительно большей информативной насыщенностью и в известной мере сближается с синдромом философической (метафизической) интоксикации, описанной Th. Zihen (1924), тогда как при наличии выраженного психического дефекта оно носит более выхолощенный в смысловом отношении характер. Резонерство выявляется при клиническом исследовании и особенно в патопсихологическом эксперименте. Количество резонерских суждений возрастает при такой направленности беседы с больным, когда акцентируется, усиливается его личностно-оценочная позиция. Так, при выяснении понимания пословиц и поговорок наряду с обычной инструкцией (Как вы понимаете смысл пословицы?) вопрос задается и в несколько иной форме (Как вы относитесь к этой пословице?). Часто одного такого изменения инструкции оказывается достаточно, чтобы спровоцировать резонерство. Этот прием отражает специфику выявления резонерского характера мышления патопсихологом в эксперименте и должен быть взят на вооружение психиатрами. Резонерское мышление особенно ясно выступает там, где выполнение задания требует словесных определений, формулировок, сравнения понятий. Так, на предложение дать определение понятия «корова» б ьной шизофренией говорит: «Это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Другой больной определяет пальто, как «предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний». Приводим пример резонерского объяснения пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» — «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении». Словесные ссылки на высоконаучные методы (например, при исследовании особенностей восприятия цифр больной пытается установить аналогии с законами математической логики, методами экстра- и интерполяции), банальные сентенции, патетичность тона на фоне повышенной самооценки и неадекватных притязаний вытесняют полноценные доказательства. Отсюда вытекает порочность резонерского мышления — его непродуктивность. За мнимой логичностью часто схематизированных мыслительных построений у резонерствующего больного шизофренией стоят скупость, пустота, банальность мышления.

Резонёрством называется расстройство мышления, для которого характерны длительные и детальные, но при этом не несущие реальной смысловой нагрузки и не отвечающие на заданный вопрос рассуждения. Больной оперирует поверхностными и общеизвестными фактами, делая из них очевидные выводы и преподнося их как невероятной важности и глубины информацию.

Такие больные крайне многословны, склонны использовать сложные словесные конструкции, запутанные логические цепочки. В результате целью рассуждений становятся сами рассуждения, а не ответ на заданный вопрос или решение задачи.

Характерные признаки резонёрства

Резонёрство проявляется типичными изменениями в суждениях, среди которых:

  • склонность к обобщениям при обсуждении даже самых незначительных объектов,
  • оценочная позиция больного,
  • выражения многословные, пафосные, явно не соответствующие ситуации,
  • больные используют характерные грамматические конструкции: особый синтаксис, лексика, в речи много вступительных слов и инверсий,
  • выбор предмета обсуждения не соответствует ситуации,
  • отсутствие самокритичности,
  • вычурность речи,
  • уверенность в значительности сказанного,
  • использование многочисленных терминов, часто не относящихся к обсуждаемой теме,
  • склонность к длительным, многословным рассуждениям.

Больные с резонёрством не нуждаются в слушателях. При внешне не нарушенном поведении и сохранной оценке окружающего мира они способны часами рассуждать на заинтересовавшие их темы, не проявляя никакого интереса к наличию или вниманию собеседников.

Ещё один очень характерный для больных с резонёрством мышления симптом – «разорванность» речи. Для этого нарушения характерны следующие особенности:

  • В длительных рассуждениях больного отсутствует какая-либо общая идея.
  • Больные не заинтересованы в внимании собеседников, они не проявляют никакого интереса к другим людям, их речи не предполагают отклика аудитории.
  • В речи больных невозможно выявить какой-либо определённый объект размышления.

Больные склонны к пространным рассуждениям об отвлечённых, не связанных с повседневной реальностью, вопросах. Их речь высокопарна, наполнена патетическими рассуждениями о банальных, повседневных проблемах. Больные активно используют гиперболизацию и эпитеты, все прилагательные у них возведены в превосходную степень. Члены предложения часто расставлены в нестандартном порядке для придания монументальности и торжественности фразам.

Таким образом, речь больных с резонёрством лишена основных признаков, характерных для человеческого мышления и общения. Для больных речь не является способом донесения информации до окружающих, не используется ими как инструмент мышления.

При усугублении психического заболевания картина резонёрства меняется. Более явным становится психиатрический дефект и обеднение, уплощение личности. Речь больных насыщается автоматизмами и штампами, постепенно утрачивая содержательную сторону.

Причины резонёрского мышления

У больных с резонёрством отсутствуют нарушения непосредственно мыслительной или логической сферы. Данный синдром обусловлен изменениями в личностно-мотивационной сфере. Для таких больных характерна повышенная потребность в выражении своих личностных качеств и самоутверждении.

Резонёрство мышления может встречаться и у людей без явных признаков психического заболевания, при наличии у них характерных особенностей личности. При психических заболеваниях картина личностных особенностей отягощается нарушениями мышления, искажением системы ценностей и аффективной неадекватностью пациента.

Резонёрство наблюдается при следующих заболеваниях:

  • шизофрения,
  • олигофрения,
  • эпилепсия,
  • органические поражения головного мозга.

Классификация резонёрства

Выделяют следующие типы резонёрского мышления:

  • Манерно-резонёрский тип характеризуется преобладанием в речи рассуждений на различные темы с обсуждением преимущественно формальной стороны вопросов. Больные склонны использовать стереотипные, шаблонные выражения, высказывать банальные мысли. Их рассуждения не содержат рациональных моментов.
  • Вычурный тип резонёрского мышления отличается сочетанием эмоционального уплощения и эстетичности, наблюдательности, тонкости восприятия. Рассуждения характеризуются аутистичностью позиции.
  • Педантичный тип резонёрства характеризуется склонностью к плоским шуткам и показному остроумию в сочетании с непониманием юмора. Больные достаточно контактны, однако у них отсутствует чувство такта, свои суждения они преподносят с пафосом, несмотря на их банальность.

Эти особенности в большей мере определяются личностными особенностями больного и не связаны с заболеванием и типом его течения.

Диагностика резонёрства

Резонёрство выявляется при беседе с больным. Для этого используют патопсихологический эксперимент – специальным образом подобранные вопросы и задания. При построении этих вопросов учитывают личностные особенности больного для усиления его оценочной позиции и выяснения мнения больного по разным поводам. Например, классическим способом выявить нарушение логичности мышления является трактовка пословиц – больного просят объяснить, как он понимает данное выражение. Для выявления резонёрства пациента дополнительно просят высказать своё отношение к данной пословице. Другим способом спровоцировать резонёрские суждения является просьба дать определение понятию.

Характерным примером резонёрского мышления являются рассуждения больного о законе всемирного тяготения, Ньютоне и науке в целом в ответ на просьбу пояснить пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает».

Пример стихотворения, написанного больным резонерством.
А свет колеблющейся лавой
в чащобу темную скакал,
где пожирающей оравой
зубов округлился овал.
Не ночи реющей твердыней
с туманом, сотканным со льда,
а перезревшей желтой дыней
катилась поздняя луна.

Безумец выстругал поделку.
То был его живой портрет.
Портрет тот двигал челюстями
И делал страшные глаза.

Нагайкой свинцово-гетманской удар нанесен.
В голове пролетарской отца земля закружилась.
Он упал, сохранить баланс планете стремясь…

Лечение

Специфического лечения резонёрства не существует. Его коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания. Соответственно спектр используемых методов достаточно широк – от психотерапии до активного медикаментозного лечения нейролептиками, противосудорожными препаратами или транквилизаторами.

Успешность лечения зависит от степени выраженности причинной патологии. При раннем начале лечения возможно улучшение состояния.

Мышление является опосредствованным и обобщенным процессом, познающим объективную реальность. Нарушения мышления могут быть различными, например, по скорости:

  1. Ускорение - это, когда заметно растет количество ассоциаций в течение какого-то периода времени.
  2. Предельное ускорение - большой скачок идей.
  3. Замедление - это, когда реально снижается количество ассоциаций за период какого-то времени.

Или же расстраивается стройность:

  1. Разорванность - это, когда видимо нарушается логическая связь предложения, но грамматическая сохраняется.
  2. Легкая разорванность - уход в сторону от основной идеи или темы.
  3. Бессвязность - здесь уже нарушается как логическая, так и грамматическая связь предложения.

Либо расстраивается целенаправленность:

  1. Разноплановость - это, когда суждения формируются по различным принципам.
  2. Обстоятельность - трудно образовываются новые ассоциации из-за того, что преобладают предыдущие.
  3. Резонерство - когда начинает бесплодно мудрствовать.

А также расстраивается продуктивность:

  1. Ход навязчивых мыслей - насильственное возникновение мыслей, которые осознаются совершенно бесполезными. Они могут быть в виде страхов, сомнений, воспоминаний, влечений и сопровождаться приступом.
  2. Навязчивые действия - когда самопроизвольно на автомате совершаются какие-то одни и те же движения, и человек старается их силой воли удержать.
  3. Сверхценные идеи - возникновение суждений, в основу которых положены реальные факты, которые по своему значению слишком преувеличены, особенно, когда отсутствует критика.
  4. Сущий бред или бредовые идеи - возникновение ошибочных суждений, в которых заложена болезненная основа. Они полностью подчиняют себе пациента и не поддаются коррекции, в особенности, когда отсутствует критика.

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение. Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей. Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием. Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения. Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью. Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Нарушение саморегуляции

Под нарушением саморегуляции подразумевается несостоятельность целенаправленно организовать свои мысленные действия. Одновременно с этим у испытуемого может появиться доступ к сложным обобщениям, логическим операциям, и как результат все расплывается, отсутствует целенаправленность, и в итоге он неспособен решить поставленные задачи. Это также относиться к больным шизофренией.

Саморегуляция может нарушаться и у эпилептиков. В их мыслях проявляется ригидность, и тяга все обстоятельно детализировать. Происходят нарушения регулятивного аспекта образования целей, а у шизофреников наблюдается снижение целеустремленности.

Психопатология рассматривает нарушения мышления, как расстройства с ассоциативным процессом, патологию рассуждений, и патологию развития мыслей по скорости. Возникновение расстройств с ассоциативным процессом связано с болезненным изменением скорости, нарушением строя и целенаправленности мыслей.

Бредовые идеи

Такие нарушения мышления как бредовые идеи - это набор ложных и ошибочных умозаключений, причиной возникновения которых является болезненная основа, и для них недоступна критика, а также коррекция. Если человек совершенно здоров, но он заблуждается, то в этом случае его можно хоть как-то, но переубедить, либо же он сам разберется в своих ошибочных взглядах.

Тогда как в другом случае, бред является проявлением расстройств психики, и устранить его можно только при специальном лечении. Исходя из психопатологических механизмов, бредовые идеи могут быть первичными и вторичными.

При первичном бреде , человек интерпретирует из-за нарушения мышления, устанавливаются неправильные связи, неправильно воспринимаются реальные объекты и их взаимоотношения. Первичный бред в основном присущ легким психическим заболеваниям.

При вторичном бреде , идеи происходят первичного расстройства, коим может быть любая эмоция, сознание, память или восприятие. Бредовая идея может быть:

  1. Галлюцинаторной.
  2. Образной.
  3. Конфабуляторной.
  4. Маниакальной.

Из выше перечисленного становится понятным, что возникновение вторичного бреда связано с более глубоким уровнем расстройства психики.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение - эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений. У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом. Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.

Сверхценные идеи

Нарушения мышления связывают еще с такой закономерностью как возникновение сверхценных идей. Это происходит за счет логически обоснованных убеждений, которые имеют большой эмоциональный заряд, тесную связь с мировоззрением человека, и основываются на реальных событиях. В жизненном процессе человека они занимают неадекватную по своему значению доминирующую позицию, подминают под себя всю его жизнедеятельность, что чревато дезадаптацией. Сверхценные идеи по своему содержанию отражают мировоззрение человека, при этом наблюдается отсутствие критики, либо она есть, но формально. Они дают человеку толчок к действиям, соответствующим их содержанию. За счет такой организации мыслей происходит сужение круга интересов человека, появляется избирательная восприимчивость реалий. Спустя какое-то время сверхценные идеи становятся неактуальными. Их содержание может быть связано с переоценкой таких моментов:

  1. Придается превосходство биологическим свойствам человека, то есть ему свойственно преувеличивать насколько он болен, или же в такой же форме убеждать в наличии биологических дефектов и недостатков.
  2. Преувеличиваются психологические свойства собственной личности, например, возникновение идей чрезмерной талантливости или реформаторства.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций. По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений. Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Патологическая обстоятельность

Нарушения мышления могут еще выражаться в качестве патологической обстоятельности, или вязкости. Причиной ее появления является тугоподвижность мысленного процесса. Речь у больного в этом случае является не только медленной с растягиванием слов, но бывает и слишком многословной. Больному присуще «обсасывать» каждую деталь, и постоянно свою речь сопровождать несущественными уточнениями. Если предложить ему ответить на любой вопрос, то у пациента созревает мысль о том, что вам что-то непонятно, и он снова начинает свою речь. В такой способ, через сложные сплетения, он самостоятельно достигнет того момента, которому он так тщательно пытается дать пояснения. Такое состояние мыслительного процесса называют еще «лабиринтом».

Патологическая обстоятельность может проявляться за счет органических заболеваний мозга, в особенности у эпилептиков. К глубокому сожалению это является необратимым симптомом. Основной причиной такого диалога является то, что пациент не может отличить главную часть от второстепенной. Поэтому такой набор уточняющих подробностей для него составляет также большую важность.

Резонерство – тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству».

Психологическая структура резонерского мышления раскрыта Т. И. Тепеницыной (1965, 1968, 1979). Автор обнаружила, что резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций. Оно обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Этот вариант личностной позиции больного определяется как чрезмерная потребность в «самовыражении» и «самоутверждении». Этим объясняются такие типичные черты резонерского мышления, как утрированная претенциозно-оценочная позиция больного, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие последнего способам доказательств и рассуждений, тенденция к «сверхобобщениям» по пустячному поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость).

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, олигофрениях и ряде органических поражений головного мозга. Об отличии эпилептического резонерства от шизофренического речь будет идти в соответствующем разделе книги. Однако и при шизофрении возможны различные варианты резонерского мышления. Э. А. Евлахова (1936) различала у больных шизофренией вычурный, манерно-резонерский и педантичный типы резонерства. Первый характеризуется преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорцией – тонкость, гиперестетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. Манерно-резонерское мышление характеризуется преобладанием «рассуждательства», переоценкой формальной стороны предмета обсуждения, малой содержательностью рассуждений, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. Педантичное резонерство отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утере чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся достаточно банальные суждения. Выделенные типы шизофренического резонерства Э. А. Евлахова не соотносила с особенностями течения болезни.

Т. И. Тепеницына (1979) отмечает, что при выраженном дефектном состоянии шизофреническое резонерство меняется – на первый план выступает не столько искажение, сколько обеднение и уплощение эмоциональной сферы, резонерские рассуждения приобретают характер штампов-автоматизмов, утративших смысловую содержательную сторону. Эти наблюдения совпадают и с нашими (В. М. Блейхер, 1980)–резонерство при небольшой давности заболевания отличается сравнительно большей информативной насыщенностью и в известной мере сближается с синдромом философической (метафизической) интоксикации, описанной Th. Zihen (1924), тогда как при наличии выраженного психического дефекта оно носит более выхолощенный в смысловом отношении характер. Резонерство выявляется при клиническом исследовании и особенно в патопсихологическом эксперименте. Количество резонерских суждений возрастает при такой направленности беседы с больным, когда акцентируется, усиливается его личностно-оценочная позиция. Так, при выяснении понимания пословиц и поговорок наряду с обычной инструкцией (Как вы понимаете смысл пословицы?) вопрос задается и в несколько иной форме (Как вы относитесь к этой пословице?). Часто одного такого изменения инструкции оказывается достаточно, чтобы спровоцировать резонерство. Этот прием отражает специфику выявления резонерского характера мышления патопсихологом в эксперименте и должен быть взят на вооружение психиатрами. Резонерское мышление особенно ясно выступает там, где выполнение задания требует словесных определений, формулировок, сравнения понятий. Так, на предложение дать определение понятия «корова» б ьной шизофренией говорит: «Это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Другой больной определяет пальто, как «предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний». Приводим пример резонерского объяснения пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» – «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении». Словесные ссылки на высоконаучные методы (например, при исследовании особенностей восприятия цифр больной пытается установить аналогии с законами математической логики, методами экстра- и интерполяции), банальные сентенции, патетичность тона на фоне повышенной самооценки и неадекватных притязаний вытесняют полноценные доказательства. Отсюда вытекает порочность резонерского мышления – его непродуктивность. За мнимой логичностью часто схематизированных мыслительных построений у резонерствующего больного шизофренией стоят скупость, пустота, банальность мышления.

Под резонерством понимают вид нарушения мышления , при котором больной много рассуждает без какой либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием.

Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления — это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

При этом человек изъясняется используя какие-то сложные логические построения, использует редкие абстрактные термины, зачастую не понимая их истинного смысла.

Разговаривая с врачом — обычный больной стремиться максимально полно ответить на все его вопросы, чтобы по его ответам было максимально проще определить причину болезни.

При резонерстве пациент много рассказывает, но при этом создается впечатление, что аспект понимания его рассуждений врачом находится на первом месте с конца списка.

То есть ему интересен сам процесс рассуждений , а не конечный результат, при этом само рассуждение движется путано и без четкого содержания. При этом часты случаи абстрактных размышлений с полным отрывом от реальности, которые сочетаются с примитивностью высказываемых идей.

Причины резонерства

Причинами данного заболевания могут быть как некоторые психические патологии, так и нарушения в правом и передних отделах левого полушария головного мозга.

Определенные расстройства личности, такие как истероидный (жажда признания) и шизоидный (скрытные, замкнутые и оторванные от реальности) также могут стать причиной резонерства.

Виды патологии

Современная медицина выделяет 3 вида.

Классическое

Классическое (шизофреническое) — больной старается, что-то ПОВЕДАТЬ МИРУ! При этом идет зацикливание на незначительных деталях, о которых больной начинает сыпать абстрактными суждениями.

При этом характерны особая лексика и пафос, поза излагающего и описываемое мелкотемье в содержании его речи, которая по сути является монологом.

При обследованиях определяют на примере раскрытия смысла пословиц. Примеры данного вида резонерства:

Врач предлагает пациенты объяснить смысл пословицы «не все то золото, что блестит» — пациент вначале отвечает стандартно: «Значение в том, что надо обращать на внутреннее содержание человека, а не на его внешний вид», но подумав добавляет (как в старом анекдоте): «Но с точки зрения диалектики (банальной эрудиции), это не правильно, так как есть понятие единства формы и содержания, и исходя из этого нужно обращать внимание на внешность».

Резонерство может проявляться и у людей с нормальной психикой в сложных эмоциональных ситуациях, таких как экзамен и в большинстве случаев возникает произвольно, при патологии больной занимается резонерством вне зависимости от сложности темы рассуждений.

Эпилептический вид

Эпилептическое — больше похоже на резонерство нормального человека, чем на классическое, оно возникает в процессе общения и характеризуется компенсаторным характером, но при этом отличается особой окраской высказывания — морализаторством и нравоучениями.

Органическое

Органическое — имеет наибольшее сходство с резонерством здорового, идет адресация высказываний собеседнику и возникает при различных затруднениях в разговоре.

Характерная особенность — это комментирующая речь при выполнении тех или иных этапов программы и проявляется в виде громкой речи.

Для теста обычно используют «Доски Сегена» (доски с выемками под различные фигуры и составные части фигур). Причиной являются болезни поражающие правое полушарие и передние отделы левого.

Примеры резонерства

Пример резонерства больного называющего себя — Доктор Жорж Академии Наук — описанного в монографии Н.В. Канторовича «Очерки о здоровой и больной психике».

«Ветер-прогноз будущего. Радиально льются звуки радио. Ветер мышления колышет радиацию излучения. Атомная материя сознательная. Будущее вселенной сказочное. Букет цветов, излучающий счастье человечества, радиально ароматирует его. Солнце внушает в нас сознание и порождает в нас мысль. Мысль человека, это аромат счастья во вселенной. Вселенная ждет человечество. Я иду по ступеням к атому земли, пульсирующему радиально, ведет меня разум солнца, открывается туч занавес».

Лечение

Так как резонерство является вторичным проявлением при эпилепсии, шизофрении, олигофрении и при некоторых поражениях мозга, то и лечение должно проводится сообразно первичному заболеванию.

Видео: Резонёрство о Юрие Хованском и его наглости

Пример резонерства во всей его красе. Рассуждения ни о чем и ни о ком, насыщенные большим количеством бессмысленных слов и словоформ.