Сапин анатомия содержание. Анатомия человека - Сапин М.Р

Во втором томе приводятся строение, топография и функции мочеполового аппарата, органов иммуногенеза, эндокринных желез, сердечно-сосудистой и нервной систем, органов чувств. Главы учебника дополнены данными о микроскопическом строении и топографии органов, кровеносных сосудов и нервов. Приведены новые сведения о возрастных, рентгеноанатомических, функциональных особенностях ряда органов. Изменен порядок расположения некоторых разделов учебника в связи с методической целесообразностью и новыми научными взглядами, сложившимися в медицине в последнее время. Часть материалов представлена в таблицах, в которых в краткой форме приведены основные данные о некоторых внутренних органах, кровеносных сосудах, нервах.
Для студентов медицинских ВУЗов, аспирантов, врачей.

Сосуды и нервы почки.
Кровеносное русло почки представлено артериальными и венозными сосудами и капиллярами (рис. 9), по которым в течение суток протекает от 1500 до 1800 л крови. Кровь в почку поступает по почечной артерии (ветвь брюшной части аорты), которая в воротах почки делится на переднюю и заднюю ветви. Встречаются добавочные артерии почки, которые вступают в ворота почки или проникают в почку через ее поверхность. В почечной пазухе передняя и задняя ветви почечной артерии проходят впереди и позади почечной лоханки и делятся на сегментарные артерии. Передняя ветвь отдает четыре сегментарные артерии: к верхнему, верхнему переднему, нижнему переднему и нижнему сегментам. Задняя ветвь почечной артерии продолжается в задний сегмент органа под названием задней сегментарной артерии. Сегментарные артерии почки ветвятся на междолевые артерии, которые идут между соседними почечными пирамидами в почечных столбах.

На границе мозгового и коркового вещества междолевые артерии ветвятся и образуют дуговые артерии, располагающиеся над основаниями почечных пирамид, между корковым и мозговым веществом почки. От дуговых артерий в корковое вещество отходят многочисленные междольковые артерии, дающие начало приносящим клубочковым артериолам. Каждая приносящая клубочковая артериола (приносящий сосуд); (arteriola glomerularis afferens, s.vas afferens) распадается на капилляры, петли которых образуют клубочковую капиллярную сеть (rete capilldre glomerulare), или клубочек (glomerulus). Из клубочка выходит выносящая клубочковая артериола, или выносящий сосуд (arteriola glomerularis efferens, s.vas efferens), диаметр ее меньше, чем диаметр приносящей клубочковой артериолы.

Выйдя из клубочка, выносящая клубочковая артериола распадается на капилляры, которые оплетают почечные канальцы (нефронов), образуя капиллярную сеть коркового и мозгового вещества почки. Такое разветвление приносящего артериального сосуда на капилляры клубочка и образование из капилляров выносящего артериального сосуда получило название чудесной сети (rete mirabili). В мозговое вещество почки от дуговых и междолевых артерий и от некоторых выносящих клубочковых артериол отходят прямые артериолы, которые распадаются на капилляры, кровоснабжающие почечные пирамиды.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Анатомия человека, Том 2, Сапин М.Р., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Название: Анатомия опорно-двигательного аппарата
Пивченко П.Г., Трушель Н.А.
Год издания: 2014
Размер: 55.34 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Анатомия опорно-двигательного аппарата" под ред., Пивченко П.Г., и соавт., рассматривает общую остеологию: функцию и строение костей, их развитие, классификацию, а также возрастные особенности... Скачать книгу бесплатно

Название: Большой атлас анатомии человека
Винсент Перез
Год издания: 2015
Размер: 25.64 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: "Большой атлас анатомии человека" Висенте Переза представляет собой компактные иллюстрации всех разделов по нормальной анатомии человека. Атлас содержит рисунки, схемы, фотограммы освещающих костно-мы... Скачать книгу бесплатно

Название: Остеология. 5-е издание.

Год издания: 2010
Размер: 31.85 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное Вашему вниманию учебное пособие по анатомии "Остеология", где довольно емко, в то же время, кратко и доступно освещены вопросы остеологии - начального раздела анатомии человека, изучающ... Скачать книгу бесплатно

Название: Анатомия мышечной системы. Мышцы, фасции и топография.
Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И.
Год издания: 2005
Размер: 9.95 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Анатомия мышечной системы. Мышцы, фасции и топография" как всегда на высоком уровне рассматривает с присущей доступностью описания материала основные вопросы миологии, где отражены по... Скачать книгу бесплатно

Название: Анатомія людини.
Кравчук С.Ю.
Год издания: 2007
Размер: 143.36 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Представленная книга "Анатомія людини" Кравчука С.Ю. любезно предоставлена нам непосредственно ее автором для популяризации и облегчения изучения базовой для всей медицинской науки и одной из наиболее... Скачать книгу бесплатно

Название: Функциональная анатомия органов чувств

Год издания: 2011
Размер: 87.69 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Функциональная анатомия органов чувств" под ред., Гайворонского И.В., и соавт., рассматривает анатомию органа зрения, равновесия и слуха. Представлены особенности их иннервации и... Скачать книгу бесплатно

Название: Функциональная анатомия эндокринной системы
Гайворонский И.В., Нечипорук Г.И.
Год издания: 2010
Размер: 70.88 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Функциональная анатомия эндокринной системы" под ред., Гайворонского И.В., и соавт., рассматривает нормальную анатомию желез внутренней секреции, их иннервацию и кровоснабжение. Описа... Скачать книгу бесплатно

Название: Иллюстрированный атлас анатомии человека
МакМиллан Б.
Год издания: 2010
Размер: 148.57 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Иллюстрированный атлас анатомии человека" под ред., МакМиллана Б., является прекрасно иллюстрированным атласом по нормальной анатомии человека. Атлас рассматривает строение...

    Александер, Р. Биомеханика. - М.: Мир, 1970. - 220 с.

    Билич, Г.Л.– Анатомия человека: атлас /Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. М.: «ГЭОТАР–Медиа» 2009–784 с.

    Васильев, B.C. Основы возрастной и конституциональной антропологии. - М.: Наука, 1996. - 264 с.

    Грин, Н. Биология / Н.Грин, У.Статут, Д.Тейлор // Под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1996. 368 с.

    Опорные структуры человеческого организма / А.Г. Кочетков [и др.]. – Н. Новгород: Изд. НГМА, 1997. – 145 с.

    Крылова, Н.В. Анатомия скелета в схемах и рисунках/Н. В. Крылова, И. А. Искренко.- М.: Универ. Дружбы народов, 2005. - 67 с.

    Лобак, С.Л. Костно–суставная система. Морфологический и биохимические аспекты формирования / С.Л. Лобак, С.Г. Феценко, Е.Л. Аксакова. - Минск: Наука и техника, 1990. - 180 с.

    Морфология человека: учебное пособие / Под ред. проф. Б.А. Никитюка. - М.: МГУ, 1990. – 344 с.

    Садовников, В. Н. Биомеханическая система человека (структурно–функциональный анализ) / В.Н.Садовников – Н. Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2007. – 92 с. – («Анатомия человека»).

  1. Сапин, м.Р. Нормальная и топографическая анатомия человека / м.Р. Сапин, д.Б. Никитюк. – м.: "Академия", 2007 – 448 с.

  2. Сорокин А.П. Общие закономерности строения опорного аппарата человека / А.П. Сорокин. - М.: Медицина, 1973. - 150 с.

    Сперанский, B.C. Основы медицинской краниологии / B.C. Сперанский. - М.: Медицина, 1988. - 28 с.

  3. Сапин, м.Р Анатомия головы и шеи./ м.Р. Сапин, д.Б. Никитюк. – м.: «Академия», 2010. – 336 с.

  4. Сапин, м.Р Анатомия человека: учебник для студентов медицинских вузов: в 3 томах / м.Р. Сапин, г.Л.Билич. – 3–е изд., испр. И доп. – м. : гэотар–Медиа, 2007. – 608 с.

  5. Сапин, м.Р Атлас нормальной анатомии человека / м.Р. Сапин, д.Б. Никитюк, э. В. Швецов. – м. «меДпресс–инфо», 2004, – 972 с.

  6. Этинген, Л.Е. Лекции по анатомии человека / Л.Е. Этинген. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. –304 с.

Год выпуска: 2001

Жанр: Здравоохранение

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Настоящее пятое издание анатомии человека существенно отличается от предыдущих. В новом издании, также состоящем из 2 томов, максимально учтены замечания, пожелания и советы студентов, преподавателей, врачей, сделаны дополнения, переработаны многие разделы. Значительно расширен раздел о строении и функциях клеток и тканей, приведено их субмикроскопическое строение.
Много внимания уделено топографической анатомии, взаиморасположению органов с костями скелета, соседними органами, что приближает описательную анатомию к практическому ее назначению. В главу о мышечной системе включены разделы о топографической анатомии и клетчаточных пространствах туловища, головы, верхней и нижней конечностей. При рассмотрении кровеносных сосудов и нервов не только перечислены и описаны их ветви (у вен - притоки), но и их топография. Расширены разделы, в которых описаны развитие органов, возрастная анатомия, индивидуальные особенности, в том числе детского организма, подробно рассмотрены варианты и аномалии развития. Внесены новые сведения по анатомии, появившиеся в последние годы. Таблицы, содержащие краткие обобщающие сведения, сделаны более доходчивыми, они расположены в соответствующих главах, а не в конце книг, как в предыдущих изданиях.
Глава, посвященная истории анатомической науки, дополнена сведениями о появлении первых анатомических школ, приведены ранее не упоминавшиеся материалы об ученых, внесших большой вклад в анатомическую науку, о развитии наиболее крупных исследований на микроскопическом и гистологическом уровнях. Здесь же приведены имена многих отечественных и зарубежных ученых, внесших заметный вклад в анатомическую науку и в ее преподавание в высшей школе.
Материал в учебнике «Анатомия человека» изложен по традиционному плану, принятому в учебниках по анатомии человека. При описании каждого органа приведены данные о его развитии, строении, топографии, функциях. Для мышц, внутренних органов, органов иммунной системы, мозга и его оболочек и органов чувств указаны источники их кровоснабжения, иннервации. При рассмотрении некоторых органов (кости, суставы, внутренности) приведены рентгеноанатомические данные. Подробно (впервые в наших учебниках) описана функциональная анатомия иммунной системы и ее важная часть - лимфатическая система.
В конце каждой главы или крупного раздела приведены вопросы для повторения и самоконтроля.
Учебник «Анатомия человека» иллюстрирован преимущественно цветными рисунками, схемами, рентгенограммами. Для названия органов и их частей в тексте наряду с общепринятыми русскими даны латинские анатомические термины, утвержденные на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Подписи под рисунками приведены по-русски, что делает их доступными любому читателю.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М. Р. САПИН, В. И. СИВОГЛАЗОВ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА

(С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА)

в качестве учебного пособия для студентов средних педагогических учебных заведений

3-е издание, стереотипное

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология - это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знать, как устроен человек, как «работают» его органы, должен каждый медик, каждый биолог, тем более что и анатомия и физиология относятся к биологическим наукам.

Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В то же время человек отличается от животных не только своим строением. Он отличается развитым мышлением, интеллектом, наличием членораздельной речи, социальными условиями жизни и общественными взаимоотношениями. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их.

Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, тем более что иногда, при непредвиденных обстоятельствах, может возникнуть потребность оказать помощь пострадавшему: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека.

Анатомия человека (от греч.anatome - рассечение, расчленение) - это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия изучает внешние формы тела человека, его органы, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста, изучает человека в условиях влияния внешней среды.

Физиология (от греч.physis - природа,logos - наука) изучает функции, процессы жизнедеятельности всего ор-

ганизма, его органов, клеток, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.

Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту, в период быстрого роста и развития человеческого организма, а также пожилому и старческому возрасту, когда проявляются инволютивные процессы, нередко способствующие различным заболеваниям.

Знание основ анатомии и физиологии позволяет не только понять самого себя. Детальные знания этих предметов формируют у специалистов биологическое и медицинское мышление, дают возможность понять механизмы процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалий и пороков развития.

Анатомия изучает строение, а физиология - функции практически здорового, «нормального» человека. В то же время среди медицинских наук имеются патологическая анатомия и патологическая физиология (от греч. pathia - болезнь, страдание), которые исследуют измененные болезнями органы и нарушенные при этом физиологические процессы.

Нормальным можно считать такое строение тела человека, его органов, когда функции их не нарушены. Однако имеется понятие об индивидуальной изменчивости (вариантах нормы), когда масса тела, рост, телосложение, интенсивность обмена веществ отклоняются в ту или иную сторону от наиболее часто встречающихся показателей. Сильно выраженные отклонения от нормального строения называются аномалиями (от греч. anomalia - неправильность, ненормальность). Если аномалия имеет внешнее проявление, искажающее вид человека, то тогда говорят о пороках развития, об уродствах, происхождение и строение которых изучает наука тератология (от греч.teras - урод).

Анатомия и физиология постоянно пополняются новыми научными фактами, выявляют новые закономерности. Прогресс этих наук связан с совершенствованием методов исследования, широким использованием электронного микроскопа, научными достижениями в области молекулярной биологии, биофизики, генетики, биохимии.

Анатомия человека, в свою очередь, служит основой для ряда других биологических наук. Это антропология (от греч. anthropos - человек) - наука о человеке, его происхождении, человеческих расах, их расселении по террито-

Рис. 1. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на разных стадиях развития человека:

А - 2-3 нед.; Б - 4 нед.; 1 - полость амниона, 2 - тело эмбриона, 3 - желточный мешок, 4 - трофобласт; В - 6 нед.; Г - плод 4-5 мес: 1 - тело эмбриона (плода), 2 - амнион, 3 - желточный мешок, 4 - хорион, 5 - пупочный канатик

ки. Одна пластинка, прилежащая к трофобласту, получила название наружного зародышевого листка (эктодермы). Внутренняя пластинка, обращенная в полость пузырька, составляет внутренний зародышевый листок (энтодерму). Края внутреннего зародышевого листка разрастаются в стороны, изгибаются и образуют желточный пузырек. Наружный зародышевый листок (эктодерма) формирует амниотический пузырек. В полости трофобласта вокруг желточного и амниотического пузырьков рыхло располагаются клетки внезародышевой мезодермы - эмбриональной соединительной ткани. В месте соприкосновения желточного и амниотического пузырьков образуется двухслойная пластинка - зародышевый щиток. Та пластинка, которая прилежит

к амниотическому пузырьку, образует наружную часть зародышевого щитка (эктодерму). Пластинка зародышевого щитка, которая прилежит к желточному пузырьку, является зародышевой (кишечной) энтодермой. Из нее развиваются эпителиальный покров слизистой оболочки органов пищеварения (пищеварительного тракта) и дыхательных путей, а также пищеварительные и некоторые другие железы, включая печень и поджелудочную железу.

Трофобласт вместе с внезародышевой мезодермой образуют ворсинчатую оболочку зародыша - хорион, участвующий в образовании плаценты («детского места»), через которую зародыш получает питание от организма матери.

На 3-й неделе беременности (с 15-17-го дня эмбриогенеза) зародыш приобретает трехслойное строение, развиваются его осевые органы. Клетки наружной (эктодермальной) пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате у эктодермальной пластинки образуется утолщение - первичная полоска, ориентированная кпереди. Передняя (краниальная) часть первичной полоски имеет небольшое возвышение - первичный (гензеновский) узелок. Клетки наружного узелка (эктодермы), лежащие впереди первичного пузырька, погружаются в промежуток между наружной (эктодермальной) и внутренней (энтодермальной) пластинками и образуют хордальный (головной) отросток, из которого формируется спинная струна - хорда. Клетки первичной полоски, прорастая в обе стороны между наружной и внутренней пластинками зародышевого щитка и по бокам от хорды, образуют средний зародышевый листок - мезодерму. Зародыш становится трехслойным. На 3-й неделе развития из эктодермы начинает формироваться нервная трубка.

От задней части энтодермальной пластинки во внезародышевую мезодерму (так называемую амниотическую ножку) выпячивается аллантоис. По ходу аллантоиса от зародыша через амниотическую ножку к ворсинкам хориона прорастают также кровеносные (пупочные) сосуды, которые в дальнейшем образуют основу пупочного канатика.

На 3-4-й неделе развития тело зародыша (зародышевый щиток) постепенно обособляется от внезародышевых органов (желточного мешка, аллантоиса, амниотической ножки). Зародышевый щиток изгибается, по его сторонам формируется глубокая борозда - туловищная складка. Эта складка отграничивает края зародышевого листка от амни-

плевральную и перикардиальную полости. Из мезенхимы вентральной несегментированной мезодермы (спланхнотома) образуются неисчерченная гладкая мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, клетки крови. Из мезенхимы спланхнотомов развиваются также сердце, почки, корковое вещество надпочечника, половые железы и другие структуры.

К концу первого месяца внутриутробного развития заканчивается закладка основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм.

На 5-8-й неделе у зародыша появляются плавникоподобные зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов.

На 6-й неделе появляются закладки наружного уха, на 6- 7-й неделе начинают формироваться пальцы рук, а затем ног. На 8-й неделе закладка органов заканчивается. Начиная с 3-го месяца развития зародыш принимает вид человека и называется плодом. На 10-м месяце плод рождается.

В течение всего плодного периода происходит рост и дальнейшее развитие уже образовавшихся органов и тканей. Начинается дифференцировка наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. В конце 5-го месяца появляются брови и ресницы. На 7-м месяце открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. После рождения ребенок быстро растет, увеличивается масса и длина его тела, площадь поверхности тела (табл. 1). Рост человека продолжается в течение первых 20 лет его жизни. У мужчин увеличение длины тела заканчивается, как правило, в 20-22 года, у женщин - в 18-20 лет. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 60-70 лет) в связи с увеличением изгибов позвоночного столба и изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стопы длина тела ежегодно уменьшается на 1-1,5 мм.

В течение первого года жизни после рождения рост ребенка увеличивается на 21-25 см.

В периоды раннего и первого детства (1 год - 7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12- 16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - около 5,7 см.