Семь советов. Как расширить вокальный диапазон

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талантливый новичок уступит в ширине диапазона профессиональному певцу со средними способностями.

Насколько эффективны будут занятия и как лучше всего заниматься разработкой диапазона, зависит от индивидуальных факторов. Это возраст вокалиста, состояние здоровья, наличие вредных привычек, физическая выносливость и многое другое. Желательно не пренебрегать помощью профессионального педагога в этом вопросе.

Можно ли увеличить диапазон голоса и что для этого нужно

Для начала давайте попробуем понять, почему диапазон голоса нуждается в увеличении. Некоторые начинающие вокалисты списывают свой узкий диапазон на недостаточно щедрую природу, не наградившую их вокальным талантом, или на врожденные недостатки организма. Это все равно, что какой-нибудь менеджер среднего звена, физические упражнения которого сводятся к постукиванию пальцами по клавиатуре, не сможет пробежать марафонскую дистанцию (42,2 км) и решит, что он от природы не спортсмен. Это действительно так – он не спортсмен, но дело не в природе, а в том, что он никогда не занимался спортом. То же самое с вокалом. Если вы никогда не пели, то с чего бы вашему голосу иметь широкий диапазон? Для ежедневных разговоров вполне достаточно узкого.

Но у вокалиста есть важное преимущество перед спортсменом: распеться можно практически в любом возрасте. Вы ничего не потеряли, если вдруг не посвятили вокалу все детство и юность.

Упражнения

Начну с важного предостережения. Не пытайтесь расширить диапазон вверх или вниз путем «продавливания» сложной ноты, повышения громкости, усиления воздушной струи или напряжения связок. Голосовые связки – это не бицепсы, вы надорвете их скорее, чем накачаете. Напротив, связки следует беречь и не нагружать без повода. Лучший способ уверенного выхода как на нижние, так и на верхние ноты, – это терпеливое укрепление центрального диапазона. Чем лучше вы владеете центром, тем свободнее себя чувствуете, продвигаясь дальше. Центр, это ваша опора.

Распевайтесь

Вокалисту необходимо распеваться в любом случае. Это своего рода профессиональная разминка, подготавливающая голосовой аппарат к нагрузкам. Еще это способ держать голос в тонусе, т. к. на распевке вокалист проходит весь диапазон, включая нерабочий, неиспользуемый при обычном пении.

  • Для начала определите диапазон по самой низкой и самой высокой нотам, которые вам удается взять.
  • Распевайтесь в пределах этого диапазона снизу-вверх и обратно.
  • Не давите на трудные ноты, достаточно просто их касаться. Со временем вы научитесь обращаться с ними более уверенно, тогда можно будет подумать о том, как увеличить диапазон голоса вниз или вверх.

Упражнение «вверх-вниз»

Это упражнение не певческое и подойдет как вокалистам, так и «речевикам», которые учатся красиво говорить. Суть упражнения в том, что вы берете определенный звук и проводите его через весь диапазон голоса, не забывая при этом правильно дышать, артикулировать звук и следить за попаданием голоса во все резонаторы. Варианты:

  • звук Р – «рычим» от нижней ноты к верхней и обратно;
  • гласные из таблицы поочередно: и, э, о, у, а, ы – проводим каждую гласную через весь диапазон голоса;
  • добавляем к гласному звуку эмоциональную окраску: сердимся, радуемся, отказываемся и т. п. – включайте воображение.

Эти упражнения для расширения диапазона своего голоса сглаживают звучание нот по всей его протяженности и приводят их к единому ровному и красивому звучанию. Обращайте внимание на переходные ноты: в идеале переход голоса в фальцетное звучание и обратно должен быть почти незаметным.

Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:

  1. В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
  2. Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.

Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.

Как расширить диапазон голоса

  1. Форсирование
    Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
    Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей.

  2. Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу.
  3. Чтение вслух по принципу «Лестница»
    Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.

В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.

Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.

В каком возрасте корректировать голос?

Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.

Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».

Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:

1. Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2. Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3. Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.

Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.

Бубнение на одной ноте….. Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь. Поймите, микрофон требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко , вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду работу на радио .

Упражнение # 1 - «Колокола»

  • Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
  • Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
  • Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Упражнение # 2 - «Маляр»

Вот небольшое трёхстишие:

«Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, вверх и вниз Вот и выкрашен карниз».

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

Упражнение # 3 - «Лестница»

Перед вами небольшое стихотворение:

По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной Мы с тобой идём в поход. За горой нас солнце ждёт. Наш подъём всё выше, круче. Вот шагаем мы по тучам, За последним перевалом Нам на встречу солнце встало.

Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать каждую строчку так, будто вы шагаете по лестнице, в данном случае, диапазонной лестнице. Последнее слово этого стихотворения должны быть произнесено на предельной для вас высоте голоса. Маленькая рекомендация: Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

Упражнение # 4 - «Прыжок»

Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса. Вот текст, он же - литературное описание прыжка:

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб круч»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение # 5 - «Голосовая гимнастика»

  • Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите Ох, чечётку раз по сорок
  • Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше: Выбивай с утра, топор,
  • Наклонитесь ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше Чтоб встал скорей посёлок
  • В этом же положении – вдох, прочтите ниже К дому дом, к двору двор
  • Поднимитесь чуть выше, руки вверх и прочите ниже К новоселью новоселье
  • Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже К тыну тын, к дыму дым

Желаю всем успехов. Работайте, и у вас обязательно всё получится.

Юлиана Романова.

Развитие диапазона голоса

К. С. Станиславский

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах - среднем, грудном, головном. Регистр - это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном - нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

Упражнение 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» - говорите вы («не смей этого де­лать- предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» - останавливаете вы его («приказы­ваю - прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался - остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! - сказали вы ему (строгое предупреж­дение - «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Упражнение 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх - в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:


(низкий тон) - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

(выше) - вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:

(выше) - шаг-на-го-ры,

(еще выше) - шаг-на-ту-чи...

(еще) - А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) - Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса - важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она гово­рит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение 87

«М а л я р»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте сло­вами:

И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...

Сначала маленькие мазки.(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки - так же коротко звучат слова:


Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и сло­ва крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.

Упрежнение 88

«Авиамодель»

Кисть руки - это сконструированная вами «авиамо­дель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высо­ту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мерт­вую петлю», мягко опускается на землю...,

Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «моде­ли», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, на­правляя все внимание на движение руки.

«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигу­ры, а голос ваш повторяет их рисунок.

Упражнение 89

«Этажи»

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройден­ные:

Звук при этом направляйте не вперед, а вверх - в голо­ву. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Затем спускайтесь вниз:

Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточ­ки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит - под­вал; второй кладет свой «кубик» и говорит - первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося - и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит - и третий этаж... И т. д.

Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каж­дым словом все выше и выше, естественно вызывают и по­степенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сбро­шенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:



После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.

«Чтоб увеличить интервал, смелее - вверх и вниз - в подвал», - приказывайте себе и действуйте.

Помогайте рукой. Смелее подъем - шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повы­шая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» - воздушный столб.



Упражнение

90 «Трап»

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

«Подлаивать» не забывать,

И все три трапа можно «взять».

Вот п е р в ы й трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:


Теперь уже без лишних слов

Подряд три трапа «взять» готов:

Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной вы­соты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запо­минания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон го­лоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты - развивать свой «потолок».

Упражнение 91

«Прыгун»

Вообразите, что просматриваете киноленту, которая за­фиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране - в во­ображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звуча­ния такого текста:

Сопровождайте слова движением руки, рисующей пры­жок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в со­стоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

Упражнение 92

«Прыжок в воду»

В воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом:


Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.

Упражнение 93

«Колокола»

Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр про­делайте такое упражнение:

В грудном регистре

Что за гром?

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех ре­гистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резо­наторы работают совокупно.

Еще одно упражнение на сравнивание регистров.

Упражнение 94

Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ни­же «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диаф­рагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),

(верхний) И там говорить (рука выше головы),

(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упраж­нении идет сглаживание регистров, совместная работа резо­наторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регист­ра - слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте ру­ками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.

Упражнение 95

«Аквалангист»


Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь - руки! Свободные, они медленно, легко (под во­дой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Упражнение 96

«Самолет»

(центр) Белокрылый мощный «Ту»

Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...

(выше) Превратились в точки крыши...

(еще выше) Вот уже он выше туч...

(еще) А теперь - меж облаками...

(еще) Вдруг ударил солнца луч!

Голубой простор над нами,
(еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(выше) Покоряя высоту...

Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходи­те до своего «потолка».

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое по­нижение голоса:

Упражнение 97

«Парашютист»

Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что

И в резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул - и...

стремительно

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!..

Надо мною спасительный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

А земля подо мною все ближе

и ближе...

Продолжаю снижаться...

Совсем уже низко...

Опустился еще...

Как земля моя близко!

С голубыми озерами,

ширью полей...

Крепко стою я на ней.

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, что­бы работать на смешанном регистре.

Упражнение 98

«Спор»

Тренируйте постепенность повышения и понижения голо­са, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («пото­лок»), так и самую низкую («дно»).

Первый: Чем шире наш диапазон,

Тем больше выразит нам он.

Второй: Давай поспорим.

Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!

Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. - И так далее.

Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, про­износя слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).

Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:

Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).

Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.

Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).

Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как од­но слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, - поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-ре­чевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низ­кие тона голоса.

Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что то­варищ не может идти выше, идите с ним вниз.

Речь не должна топтаться на месте. Она движется, раз­вивается, стремится к главному. Однако следует пользовать­ся с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому - постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Стани­славский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.

«Однако если каждый такт, - говорит Станиславский,- поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребует­ся диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский ре­комендует делать голосовую «оттяжку» вниз.

«Пять нот - вверх, две - оттяжка!

Итого: только терция! . А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две - оттяжка вниз!

Итого: только две ноты повышения. А впечатление - четырех!


И так все время.

При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!» 71


Упражнение 99

«Девятый вал»

Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом исполь­зовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?

«Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой - артист живет психотехникой...» 72

Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «за­нижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться:

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.


Идет волна, еще волна...

Вот третья им во след спешит,

За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги!

И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая!

Вслед - восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Мне грозный рокот моря слышен.


(очень легкое повышение на слове «еще»)

(чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше)


Звучит он выше, (началось повышение)

выше...
Встает огромною волной (легкое понижение перед броском

Девятый вал... (самая высокая тональность)

мысль) -

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи - непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естест­венно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «до­бор» частый).

Упражнение 100

«Утро»

Почувствуйте необходимость владения диапазоном го­лоса при передаче своеобразной картины наступающего ут­ра в стихотворении А. Прокофьева:

Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая.

И, стряхивая злость,

Вода на море хрустнула,

И тотчас началось:

Сильней других одна,

Страх наводя окалиной,

Приподнялась волна,

Надвинулась, нахлынула,

Уже белым-бела,

Головной регистр Под небо шапку кинула

И новую взяла!

Самый высокий тон И снова в небо прянула,

Где, вскинув алый флаг,

Всходило солнце рдяное.

Средний регистр День начинался так...

Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2. Что вы знаете о регистрах?

3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диа­пазона голоса?

4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапа­зон голоса?

5. Как проверить свой «потолок» и «дно»?

7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого пониже­ния и повышения тона голоса?

8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса.

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.